Происхождение религии

 

Религия существовала не всегда. Согласно современным научным данным, религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о "мире мёртвых" и "душе", которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени. О возникновении и развитии религии  могут рассказать наблюдения специалистов-этнографов за дикими народами.

Древнейшие люди, выделившись из мира животных, долго не осознавали, чем они отличаются от окружавшей их
природы. Им казалось, что не только звери и птицы, но и растения говорят между собой, что человек может превратиться в животное, что природа сердится и радуется. Следы таких представлений о природе сохранились в различных обрядах.
     С образованием родов стали считать, что каждый из них произошел от какого-нибудь животного (которое называлось тотем) или
даже предмета. Отсюда возникли названия: род сокола, оленя, лисицы.  Следы этого тотемизма до сих пор сохранились, например, в иудейской и мусульманской религиях, которые запрещают есть свинину или в индуизме, считающем священным животным корову.
        Первобытные люди были бессильны перед многими явлениями природы и очень их боялись. Сверкающая молния с грохотом ударяла в жилище, и у людей не было от нее защиты. Внезапно налетавший ураган перевертывал лодки, и рыболовы тонули в воде. Стада диких животных уходили в другие местности, и среди охотников начинался голод. Лечение многих болезней было неизвестно
первобытным людям, и случалось, что от них вымирал целый род. У всех явлений природы есть естественные причины. Но древние люди ничего об этих причинах не знали.
          “Человек разумный” не только боялся грозных явлений природы, но и пытался найти им объяснение. Не зная настоящих причин явлений, люди считали, что их вызывают действия сверхъестественных существ эти могущественные существа бросают огненные
стрелы, пересекающие все небо они дунут - и образуется ураган; они мешают или помогают на охоте. Так несколько десятков тысяч лет назад стали возникать у людей верования в сверхъестественные существа, управляющие миром. Люди называли их духами, а самых могущественных из них - богами.
          Верования людей зависели от их занятий. 3емледельцу главными казались боги тех явлений природы, от которых зависела его жизнь: солнца, согревающего посевы, облаков, проливающих на поля влагу. Для скотовода главными богами были покровители его стада.
         Богов первобытный человек представлял в виде людей, а иногда и в виде животных. Из дерева или из камня вырезали изображение бога. Такое изображение называется идол. Идолы стояли в селении на самом почетном месте.
         Люди обращались к богам с просьбами - молитвами об удачной охоте, о дожде, о здоровье. Чтобы заслужить перед охотой милость богов, люди униженно кланялись до земли приносили им жертвы -подарки: корзину с зерном, убитое животное. Иногда для жертвы убивали человека - захваченного пленника или соплеменника. Кровью обмазывали губы идола в знак того, что бог принял жертву.

 Непонятны были первобытным людям и такие естественные явления, как сон и смерть. Их тоже объясняли действием сверхъестественного существа — души, будто бы живущей в теле человеку. Во время сна она вылетает из тела, встречает души других людей. Смерть наступает оттого, что душа покидает тело. Однако душа может невидимо жить среди людей или время от времени возвращаться в тело умершего.
            С усилением власти вождей и старейшин возникла вера в то, что, когда они умирают, их души продолжают заботиться о племени, помогают ему или, напротив, гневаются на него. Нередко племя почитало души умерших вождей как богов. Знатные люди пользовались этими верованиями для укрепления своего господства над племенем.
          Вера в вымышленные сверхъестественные существа - богов, духов, души - и поклонение им называется религией . У первобытных людей религия возникла из их бессилия и страха перед явлениями природы. В религии отражались окружавшая людей природа, их занятия, весь порядок их жизни.

Происхождение религии исходя из попыток объяснить явления природы называется гносеологическими корнями религии. Если именно гносеологические корни религии играли основную роль в ее возникновении, то на этапе ее дальнейшего развития и эволюции на первое место вышли социальные корни религии – люди стали делать богов по своему образу и подобию, и эволюция религиозных представлений зависела от изменения социальных условий. Наилучшим образом их сущность описал В.И.Ленин: «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., - вот в чем самый глубокий современный корень религии. «Страх создал богов». Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень современной религии». Устранить социальные корни религии, то есть основу для религии, можно послде разумного преобразования общества.

Еще один возможный корень религии – это гипотеза «палеоконтакта». Интересно о ней рассказывает в книге «Вселенная, жизнь, разум» советский астроном И.С.Шкловский:

«Основная идея М. М. Агреста, сформулированная им в 1959 г., состоит в следующем. Предположим, что инопланетные астронавты некогда посетили нашу Землю и встретились с людьми. В этом случае столь необыкновенное событие должно было найти свое отражение в легендах и мифах. Для примитивных аборигенов Земли астронавты должны были представляться как существа божественной природы, наделенные сверхъестественным могуществом. Особое значение в таких мифах должно было отводиться небесам, откуда прилетели эти загадочные существа и куда они потом, по всей вероятности, «вознеслись». Эти «небожители» в принципе могли обучать землян полезным для них ремеслам и даже основам наук, что также должно было найти отражение в легендах и мифах.

Сама постановка вопроса М. М. Агрестом нам представляется вполне разумной и заслуживающей тщательного анализа. Хорошо известно, что мифы и легенды, рождавшиеся у народов, еще не знавших письменности, имеют большую историческую ценность. Так, история не имевших письменности народов Черной Африки доколониального периода сейчас реставрируется в значительной степени по их фольклору, основой которого служат легенды и мифы.

Карл Саган привел в этой связи весьма любопытный пример. В 1786 г. знаменитый французский мореплаватель Лаперуз посетил индейцев северо-западной  Америки. Спустя столетие анализ легенд и мифов об этом посещении позволил с большой точностью восстановить даже внешний вид кораблей Лаперуза. Этот пример вполне адекватен, так как первобытными народами первые посещения их европейцами воспринимались примерно так же, как если бы с небес спустились астронавты. На канву фактов из поколения в поколение нанизывается цепь более или менее фантастических вымыслов, но основа все же остается, тем более что и фантастические наслоения на истинный рассказ происходят по определенным правилам, по-видимому, известным этнографическим и лингвистическим наукам.

М. М. Агрест смело считает, что совокупность многих удивительных событий, описанных в Библии, имеет в качестве своей первоосновы посещение Земли инопланетными астронавтами. Так, например, обстоятельства разрушения городов Содома и Гоморры весьма напоминают ядерный взрыв в описании малокультурных наблюдателей... Всякого рода «вознесения на небеса» жителей Земли (например, вознесение Еноха) можно, по Агресту, объяснить взятием астронавтами («ангелами») кого-нибудь из жителей Земли на борт космического корабля. Таких возможностей интерпретации библейских легенд М. М. Агрест приводит довольно большое количество.

В 1962 г. гипотезу, аналогичную предложенной Агрестом, высказал Саган. Подобно Агресту, Саган сосредоточивает свое внимание на различных легендах и мифах. Из всех легенд и мифов он выделяет шумерийский эпос, в котором повествуется о систематическом появлении в водах Персидского залива удивительных существ, обучавших аборигенов основам наук и ремесел. Возможно, что эти события происходили вблизи древнейшего шумерийского города Эриду в первой половине четвертого тысячелетия до нашей эры. Вообще, согласно Сагану, представляется поразительным почти скачкообразный переход шумерийской культуры от долгих тысячелетий варварства и застоя к пышному расцвету городов, построению сложной ирригационной системы и расцвету наук, в частности астрономии и математики.

На наш взгляд гипотезы Агреста и Сагана в их «конкретном» оформлении не противоречат друг другу. Библейские легенды, как известно, имеют достаточно разветвленные вавилонские корни. Нельзя исключить, что тексты Библии и мифы Вавилона являются отголосками одних и тех же событий. Конечно, ни гипотеза Агреста, ни вариант ее, развитый Саганом, пока не имеют достаточно серьезных научных оснований. Тем не менее они представляют большой интерес и заслуживают внимания».

Общий вывод: основными причинами происхождения и развития религии было непонимание древними людьми закономерностей развития природы и общества. По мере развития науки и преобразования общества на разумных, коммунистических началах корни религии будут ликвидированы.

Религия, как и все другие общественные явления, имеет свои закономерности возникновения и развития. Появившись примерно в одно время с классовым обществом, она и отомрет вместе с уничтожением классового общества.