Идея Бога в философии.

Философия больше всех других областей и сторон знаний сталкивается с неизвестным. На заре своего существования философия, подобно религии, попыталась заткнуть дыру неизвестного идеей Бога. Так,  философ Платон (428 – 348 до н.э.) считал, что Бог – это не существо и не личность, а только идея совершеннейшей красоты и блага. Его ученик Аристотель (384-322) провозгласил Бога неподвижным Перводвигателем Вселенной и не допускал вмешательство такого Бога в процессы Вселенной. Идея  Бога использовалась философами прошлого по разным надобностям и в совершенно разных смыслах. Если говорить о философском изображении существа Бога, то это изображение описывалось в разных вариантах соотношения Бога и Мира/Вселенной. Эти соотношения можно изобразить в виде такой таблицы:

Деизм ( от латинского слова "Deus" - Бог) разделят Бога и мир непроходимой и непреодолимой пропастью. Бог трансцендентен (от латинского слова "transcendentis" -  переступающий, выходящий за пределы)   миру. Деизм считает Бога надмировым; допускает, что в какой-то момент Бог сотворил мир: создал материю из ничего и вложил в материю законы, по которым она существует, по которым протекают все естественные процессы. Создав мир и подчинив его законам, Бог больше не вмешивается в процессы этого мира, поскольку его вмешательство свидетельствовало бы о том, что Бог сам себя исправляет, а это унижало бы достоинство самого Бога. Создав мир, Бог совершенно отмежевался от него. Познать существо Бога невозможно, поскольку Бог находится вне мира и ничем себя в этом мире не обнаруживает. Это с одной стороны, а с другой - Бог  качественно отличен от мира и никак не может быть описан (втиснут в) параметрами этого мира. Деизм говорит, что из рассмотрения  мира мы можем только заключить, что есть Творец этого мира (материи и ее законов) и что  Бог никоим образом не вмешивается в дела мира,  и никакие личностные взаимоотношения с Ним невозможны. Он, просто, - Творец и Законодатель  мира; Он - высшая внемировая сила. 

Пантеизм (от греческих слов: "pan" - все и "theos" - бог;  дословно -  "всебожие") считает, что  Бога имманентен (от латинского слова "immanentis" - свойственный присущий, неразрывно связан) миру. Бог слит с Природой или разлит в ней. Содержание пантеистических взглядов хорошо выражено словами Спинозы: "Deus sive Natura" - Бог или Природа. Бог - это сама природы. Никаким отдельным от природы  существованием или отличными от природы признаками Бог, согласно пантеизму, не обладает. Бог не обладает качествами личности, он не слышит наших молитв,  не отвечает на наши обращения к нему. Изучая, подчиняясь и почитая   природу, мы изучаем и почитаем Бога.

Деизм и пантеизм, на словах признавая Бога, привлекая идею Бога для решения некоторых мировоззренческих проблем (например, возникновение мира, происхождение закономерностей в мире и подобных "запредельных” проблем),  выступали против веры в Бога, как в личностное существо, с которым человеку можно общаться, получать от Всевышнего какую-то помощь, ожидать чуда и тому подобное. Представители деизма и пантеизма отрицательно относились ко всем существующим религиям, критиковали ее вероучение и практику. Современники считали деистов и пантеистов скрытыми, замаскированными атеистами. Частично - это так. Но по своему содержанию деизм и пантеизм можно одновременно считать и непоследовательным, не до конца атеизмом и в тоже время непоследовательным и не до конца мировоззрением религиозным. Разрабатываемы деистами и пантеистами идеи Бога и его взаимодействие с природой могут быть использованы - использовались и сейчас используются  - как для защиты атеизма, так и для защиты религии, и в тоже время, как против религии, так и против атеизма. Это видно хотя бы на примере такого философско-религиозного мировоззрения, каким является теизм.

Теизм  - на словах пытается соединить в себе черты деизма и пантеизма, поскольку считает, что Бог одновременно и имманентен природе? и в тоже время трансцендентен по отношении к ней. Причем имманентность и трансцендентность Бога теизм истолковывает по своем специфическому разумению.

Теизм утверждает, что трансцендентность Бога заключается в том, что Он - выше созданной им природы, недоступен своим тварям (творениям), не постижим разумом человека. В этом случае они свои взгляды подкрепляют не только философскими идеями деистов, но и ссылками, например, на Библию, которая утверждает, что "Бог во свете живет неприступном, Его же никто из человеков не видел и видеть не может" (1-ое Тимофею, 6:16; Иоанна, 1:18;  1-ое Иоанна 4:12). А имманентность Бога теизм понимает в том смысле, что Бог не удален от человека, но находится рядом с ним; что человек Богом "живет, движется и существует" (Деяния, 17:28). В этом плане "имманентный" Бог всегда слышит наши обращения к нему, всегда готов придти к нам на помощь.

Теизм очень близок к богословию, но не тождественен с ним. Богословие (теология) всегда конфессионально. Его задача - дать теоретическое оправдание религиозным идеям (догматам, концепциям) и практике (культу) своего вероисповедания. Нет богословия вообще, а есть богословие православное, католическое, баптистское, иеговистское, шиитское, ваххабитское, хасидистское, ламаистское и так далее. В этом плане богословие в изобилии пользуется теизмом, но  всегда как бы конкретизирует его взгляды применительно к своему вероисповеданию.

   Атеизм (от греческих слов "а" - без, не; и "theos" - Бог) - безбожие, отрицание существования Бога. Существуют различные оттенки атеизма: от веры в то, что Бога нет (религиозный человек верит, что Бог есть, а такой атеист верит, что Бога нет), до сомнения в существовании Бога (может быть есть, а может быть и нет) и до твердого отрицания существования чего бы то ни было сверхъестественного (твердые, последовательные атеисты).

 Деисты, пантеисты и разного рода атеисты в настоящее время ведут свою собственную пропаганду, но также объединяются между собой в международные и региональные организации и ведут борьбу против религии, религиозного фундаментализма, примитивных религиозных верований. Различного рода мистико-религиозные новые (молодые)  организации типа теософского общества, иллюминатов, масонов, Нью-Эйдж (Новая эпоха),    Белого братства, мунизма, синрике, -  каждое по-своему используют и опираются на теистическое философское наследство.

Евграф Дулуман