Сущность процесса реставрации капитализма

В 1989-1991 годах в СССР и странах Восточной Европы произошло уничтожение социализма и восстановление капиталистических отношений. В несколько более мягкой форме этот процесс продолжается и в бывших социалистических государствах Азии. Завоевания социализма пока сохраняют лишь Куба и КНДР. Что же произошло?

Классическая трактовка процессов реставрации капитализма - это утверждение, что процесс революционной замены отсталого общественного строя на более передовой очень часто сопровождается откатом назад: известно, что после победы буржуазных революций в Англии и Франции произошел процесс реставрации, и замена рабовладельческого строя на феодальный также сопровождалось неоднократными откатами назад. Аналогично, и победа социализма тоже не проходит гладко и поэтому временные откаты назад - вещь естественная.

Следует, однако, отметить, что процессы реставрации не ведут к 100%-ному восстановлению более отсталого строя. Когда после английской и французской буржуазных революций произошел процесс реставрации, то вернувшиеся к власти монархи не восстановили феодализм, а продолжали развивать капиталистический строй. После крушения рабовладельческой Римской империи она еще несколько раз возрождалась - сначала при Диоклетиане, потом под властью Византии, потом в виде «Священной римской империи» - но уже не на рабовладельческой, а на феодальной основе. Есть известное высказывание - «реакция бывает вынуждена выполнять задачи революции». По аналогии можно отметить, что и капитализм, возникший после контрреволюции 1991 года, по своей сущности значительно отличается от «классического» капитализма.

Что послужило причиной реставрации капитализма?

Нет недостатка в попытках объяснить, почему произошла реставрация капитализма: по этому вопросу, без преувеличения, сколько людей, столько и мнений. Кратко изложим основные теории.

Среди всего широкого спектра мнений можно выделить две крайности. Одна крайность - это когда причины произошедшей реставрации капитализма сводятся к злой воле отдельных личностей («предательство Хрущева и Горбачева», «доктрина Даллеса» и пр.). По этой логике выходит, что если бы Сталин расстрелял Хрущева и Горбачева за сотрудничество с гитлеровскими оккупантами, а Рузвельт арестовал бы Даллеса за переговоры с Вольфом, то реставрации капитализма не было бы. Другая крайность - это модная в последнее время гипотеза, что реставрация капитализма была составной частью объективного процесса глобализации, состоявшего в приведении всех стран к «общему знаменателю», и поскольку западная модель общества доминировала в мире, то именно эта западная модель общества и стала «общим знаменателем».

Из других теорий, объясняющих реставрацию капитализма, можно отметить следующие:

1) теория продолжения классовой борьбы и при социализме. Выдвинутая еще И.В.Сталиным, эта теория была впоследствии развита Мао Цзедуном, утверждавшим, что в недрах правящей коммунистической партии формируется «буржуазия нового типа». Эта теория подробно развита в книге В.Дикхута, утверждавшего, что в 1960-е годы СССР уже был капиталистическим государством (что представляется нам значительным преувеличением). В целом в данной теории есть зерно истины, но сводится ли всё дело к изложенным процессам?

2) Теория, изложенная в программе РКРП-РПК:

«Критическая ситуация, сложившаяся в СССР к началу 90-х годов, сложилась не вдруг. Она была обусловлена постепенным изменением в соотношении сил, представляющих, с одной стороны, созидательную, коммунистическую тенденцию в жизни общества, а с другой - тенденцию разрушительную, мелкобуржуазную». То есть смысл противоречий социализма сводился к борьбе между коммунистической и буржуазной тенденциями, и в силу ряда обстоятельств верх одержала последняя. В этой теории, несомненно, тоже есть здравое зерно, однако недостатком ее является то обстоятельство, что всё дело сводится к морально-нравственнм категориям (коммунистическое у тебя сознание или мелкобуржуазное), то есть к явлениям в области надстройки.

3) версия, наиболее полно изложенная в вышедшей в 2002 году книге Ю.Мухина «Убийство Сталина и Берия». Согласно изложенной там гипотезе, вплоть до середины 1940-х годов членство в коммунистической партии не давало никаких привилегий, а, наоборот, было очень опасным - в случае весьма вероятной контрреволюции или военного поражения СССР коммунисты были бы первыми кандидатами на уничтожение. Поэтому в ВКП(б) вступали не карьеристы, а убежденные коммунисты, и благодаря их усилиям был сделан рывок - СССР в кратчайшие сроки превратился в высокоразвитую страну, победил фашизм, освоил атомную энергию, вышел в космос. Однако после 1945 года членство в ВКП(б) не только перестало быть опасным, но, наоборот, стало очень выгодным. Как следствие - в партию пошли карьеристы, которые через короткое время стали определяющей силой в партии. Эта версия достаточно убедительно объясняет, почему именно КПСС стала главным штабом реставрации капитализма

4) различные субъективные причины. Например, одной из причин ослабления коммунистических сил в СССР и КПСС стало то, что во время Великой Отечественной войны цвет партии погиб на фронтах, а карьеристы, пересидевшие в тылу, выжили и стали заправлять всем.

Как можно видеть, каждая из этих гипотез, хотя в целом верно констатирует отдельные причины, приведшие к реставрации капитализма, но выхватывает лишь отдельные стороны этого процесса. Если рассмотреть все эти гипотезы в целом и извлечь их рациональное зерно, то можно прийти к следующему выводу.

Социализм - это есть первая фаза коммунизма, или переходный период от капитализма к коммунизму. Поэтому социализм - это общественный строй, в котором идет борьба между сторонниками коммунизма и сторонниками капитализма. И какая из этих двух сил победит - это определяется субъективным соотношением классовых сил.

Почему проиграл передовой строй?

Почему же социализм - более передовой строй - не выдержал соревнования с более отсталым строем - капитализмом?

На этот вопрос тоже есть широкий спектр ответов. Одна крайность - это утверждение, что социализма-то в СССР и не было, поэтому он и не смог проявить свои преимущества. Как же сторонники этой версии обосновывают утверждение, что «социализма в СССР не было»? Они выводят свои определения социализма и «обнаруживают», что строй, который был в СССР, не соответствует их представлениям о социализме. В таком логическом построении есть и сугубо теоретические подтасовки - авторы этого аргумента приписывают социализму признаки высшей фазы коммунизма. Но опровержением этого аргумента является в первую очередь практика. Чем больше множатся безобразия реставрированного капитализма, тем всё более очевидным становится, что строй, сущствовавший в СССР, несмотря на отдельные недостатки, был обществом, на порядок более высоким, чем капитализм.

Противоположностью изложенной гипотезе является точка зрения, что социализм в СССР не только был построен и показал свои преимущества, но и уже дозрел до перехода к высшей фазе коммунизма. И именно топтание на низшей фазе социализма и послужило причиной нарастрания кризисных явлений. Согласно этой теории, причиной реставрации капитализма было самое банальное противоречие между производительными силами и производственными отношениями: производительные силы были готовы к высшей фазе коммунизма, а производстьвенные отношения сохранялись старыми, характерными для социализма. Это и привело к нарастанию кризисных явлений. По причине слабости истинно коммунистических сил этим кризисом и воспользовались реставраторы капитализмаа наш взгляд, эта теория наиболее близка к истине.

Социализм может существовать только как строй, содержанием которого является строительство коммунизма. Социализм, как строй, вышедший из капитализма, несет в себе многие пороки, унаследованные от классового общество. И смысл строительства коммунизма - в том, чтобы от этих пороков избавиться. Речь идет о широком спектре вопросов: начиная от создания материально-технической базы, способной ликвидировать товарно-денежные отношения и обеспечить распределения по потребностям, заканчивая политикой в области культуры. В одном из исследований было хорошо замчено: советская культура показала, как с помощью коммунизма (не социализма) индивид, как и общество в целом, разрешали противоречия реального социализма

К оглавлению