Объединение Германии

 

Разделенная Германия. Одним из основных событий в распаде мировой системы социализма и пересмотра итогов Второй мировой войны стало «объединение Германии», а если говорить точнее – совершенный ФРГ аншлюс ГДР при подстрекательстве США и попустительстве горбачевского руководства СССР.

Вообще говоря, ситуация, при которой один народ имеет два или более государства с разными формами правления, не является чем-то из ряда вон выходящим. Хрестоматийным примером является арабский народ, имеющий два десятка государств с самым широким спектром форм правления: тут и абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ), и конституционные монархии (Иордания), и демократические республики (Сирия, Ливия, Палестина), и страны с режимами «управляемой демократии» (Египет). Известно и разделение одного народа на государства с разным общественным строем, например, китайского народа (социалистический Китай и капиталистический Тайвань) и корейского народа (социалистическая КНДР и капиталистическая Южная Корея). Причем характерно, что в обоих случаях социалистическая сторона является инициатором объединения этих стран, а капиталистическая сторона была инициатором раскола.

Аналогично было и в случае с Германией. После войны Германия и Австрия (в 1938-1945 годах входившая в состав Германии) были поделены на зоны оккупации между СССР, США, Великобританией и Францией. При этом Австрия после ухода союзных войск осталась единым нейтральным государством, не входящим ни в какие военные блоки. Аналогичным образом планировалось поступить и с Германией. Но западным империалистам была не нужна демократическая нейтральная Германия. В 1949 году американская, английская и французская зоны оккупации Германии были объединены в «тризонию», которая быстро преобразовалось в государство ФРГ и вошло в агрессивный блок НАТО. В качестве ответной меры СССР был вынужден в своей зоне оккупации создать ГДР, вошедшую позже в блок Варшавского договора. При этом руководство СССР вплоть до 1953 года настаивало на плане создания единой демократической Германии, и уже только при Хрущеве признало факт раскола Германии и дало добро на строительство социализма в ГДР.

Таким образом, инициатором раскола Германии в 1940-х годах были именно западные «демократии» - если бы тогда Германия осталась единой, она бы неизбежно оказалась под влиянием СССР. И, напротив, те же самые западные «демократии», которые в 1949 году раскалывали Германию, в 1989 году потребовали ее объединения, когда силы социализма ослабли.

Свержение социализма в ГДР. В конце 1989 года, когда во многих странах Восточной Европы социализм уже был свергнут, в ГДР политическая система еще оставалась незыблемой, что не могло не вызывать неудовольствия у антикоммунистических элементов. В сообщении  министерства безопасности («штази») говорилось о нарастающем стремлении отдельных лиц дестабилизировать политическую ситуацию в стране и в конечном итоге изменить систему общественных отношений. В записке указывалось и приблизительная цифра представителей оппозиционных групп и движений: около 2500 человек.

6 октября 1989 года отмечалось 40 лет со дня создания ГДР. В своей речи к этой дате тогдашний руководитель ГДР и правящей в ней Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер обрисовал положение в стране как полнейшую идиллию; заголовок же, его торжественой речи звучал так : «То Великое, что  было сделано, было сделано народом и для народа». Вместо того чтобы критически взглянуть на сложившуюся в стране ситуацию и, может быть, погасить искры, которые грозят превратиться в бушующие пламя, Эрих Хоннекер, ограничился приевшимися и ничего не отражающими лозунгами типа «Всегда вперед и только вперед». ГДР, говорил он подхолит к порогу 2-го тысячелетия с убеждением, что социализму принадлежит будущее, даже если «влиятельные силы ФРГ» и предчувствуют шанс  одним махом результаты второй мировой войны и всего послевоенного развития»

Тем временем в городе проходила многотысячная антиправительственная демонстрация. Полиция пыталась разогнать демонстрантов, однако все было бесполезно: люди прибывали и пребывали. Демонстранты пытались апеллировать к приехавшему тогда с визитом в ГДР М.С.Горбачеву. Hарод скандировал: «Горби, Горби!»

Лишь 11 октября Политбюро ЦК СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. 17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон  Кренц. Он был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником Хонеккера.

За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы, Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных уступок. Но это не помогло. Демонстрация, длившаяся несколько дней, закончилась тем, что 9 ноября была снесена Берлинская стена, разделявшая восточные районы Берлина (столицу ГДР) и «Западный Берлин», сформированный из американской, английской и французской зон оккупации Берлина.

Ночью с 7 на 8 декабря 1989 года начал свою работу внеочередной съезд СЕПГ. Партия отмежевалась от т.н. «тоталитарного прошлого», провозгласила себя «цивилизованной социал-демократической партией западного образца» и переименовалась в Партию демократического социализма (ПДС). 9 декабря Эгон Кренц был отправлен в отставку.

Аншлюс. Сразу же после крушения социалистической системы в ГДР встал вопрос о ее объединении с ФРГ.

18 марта 1990 года в ГДР состоялись парламентские выборы. В них приняли участие 24 партии и объединения. Особенностью выборов стало отсутствие процентного барьера, который помешал бы партиям, не набравшим определенного количества голосов, попасть в Hародную палату.

Социологи предсказывали, что на этих выборах будут лидировать социал-демократические партии – СДПГ и ПДС. Однако исход выборов оказался неожиданным – с огромным отрывом выиграл т.н. «Альянс за Германию» (ориентировавшийся на правящий в ФРГ блок ХДС/ХСС, который возглавлял канцлер ФРГ Гельмут Коль), набравший более 48% голосов, СДПГ - 21,84%, ПДС - 16,33%, «Союз свободных демократов» - 5,3% ; остальные партии и движения - менее 5% голосов. Поразили результаты выборов в самых «красных» землях ГДР, а именно в Тюрингии, Саксонии, Саксонии-Ангальт. Именно здесь «Альянс за Германию» достиг наилучших результатов.

18 мая 1990 года в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социльного и Валютного союза ГДР с ФРГ, который вступил в силу 1 июля 1990 года. Согласно этому договору, единственным платежным средством в ГДР становилась западногерманская дойчмарка. Обмен валюты производился в следующем соотношении : заработная плата, стипендии, оклады, пенсии обмениваются по курсу 1:1. Остальные поступления обменивались по курсу 2:1. Сразу же после вступления договора в силу, уже 1 июля, у банков,  сберегательных касс, а также почтовых отделений выстроились огромные, бесконечные очереди.

«Договор об установлении единства Германии» был подписан 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце «Унтер ден Линден». Договор представляет собой объемный и очень основательный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого Германского государства. Сущность договора определяется в 1-ой статье: «С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Брандербург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики  Германии». В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют «землю» Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке.

2 декабря 1990 года были проведены «первые общегерманские выборы». Что характерно, на них, в отличие от весенних выборов в ГДР, уже был установлен 5%-ный барьер (буржуазная демократия вступает в свои права!). Результаты выборов оказались такими:

 

Западная избирательная область.

ХДС/ХСС                             44.3%

СДПГ                         35.7%

СВДП                        10.6%

Зеленые                                 4.8%

ПДС                           0.3%

Прочие                                  4.3%

Участие в выборах приняли 78.5% избирателей.

 

Восточная избирательная область.

ХДС                           41.8%

СДПГ                         24.3%

СВДП                        12.9%

Союз 90/Зеленые                  6.0%

ПДС                           11.1%

Прочие                                  3.9%

Участие в выборах приняли 74.5% избирателей.

 

Общий итог

ХДС/ХСС                             43.8%

СДПГ                         33.5%

СВДП                        11.0%

Зеленые                                 3.9%

ПДС                           2.4%

Союз 90/Зеленые                  1.2%

Прочие                                  4.2%

Участие в выборах приняли 77.8% избирателей.

Роль СССР и Горбачева в объединении Германии. Приехав в начале октября на празднование 40-летия Германской Демократической Республики в Берлин, Горбачев отметил значение ГДР в социалистическом содружестве, Европе и мире, но в заключение подчеркнул: «Того, кто опаздывает, наказывает жизнь».

   Представляло ли советское руководство реальную ситуацию в ГДР? Во всяком случае, оно получало необходимую информацию. Проблема заключалась не в отсутствии необходимой информации, а в нежелании и неспособности осмыслить ее, выработать соответствующую политическую линию по германской проблеме.

Сложившуюся ситуацию максимально использовал канцлер ФРГ Коль в своих собственных интересах. 28 ноября 1989 г. он выступил в бундестаге со своим планом объединения Германии из десяти пунктов. Этот план содержал три ключевые идеи: учреждение договорного союза между ФРГ и ГДР – создание конфедеративных структур – образование федерации. Первоначально эти предложения вызвали негативную реакцию советского руководства. В беседе с министром иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншером 5 декабря 1989 года  возмущенный Горбачев говорил: «Прямо скажу, что не могу понять федерального канцлера Коля, выступившего со своими известными десятью пунктами, касающимися намерений ФРГ в отношении ГДР. Следует прямо заявить, что эти ультимативные требования выдвинуты в отношении самостоятельного и суверенного немецкого государства. Причем, хотя речь идет о ГДР, но сказанное канцлером касается нас всех…Заявление канцлера – это политический промах. Мы не можем оставить его без внимания. Мы не намерены играть в дипломатию. Если вы хотите сотрудничать с нами – мы готовы. Если же нет – будем делать политические выводы. Прошу отнестись к сказанному со всей серьезностью».

Однако никаких реальных политических мер не было предпринято. Отвечая 6 декабря на вопрос президента Франции Ф. Миттерана «Что конкретно Вы собираетесь делать?», Горбачев ограничился общими рассуждениями: «Прежде всего, продолжать линию мирных перемен. Пусть каждая страна сама определяет их направленность. Мы убеждены, что нельзя допускать внешнего вмешательства, искажать волю народов… Я полностью разделяю Ваше мнение о том, что германский вопрос должен рассматриваться в контексте общеевропейского процесса, найти в нем свое решение. Это будет гарантировать Европу от всяких катаклизмов, от нестабильности. Именно так можно найти более правильное решение и самого германского вопроса. Искусственное подталкивание процесса воссоединения должно быть исключено».

Франция и Великобритания также относились к форсированному объединению Германии с опасением, опасаясь возникновения слишком влиятельного соперника на Европейском континенте. Но Великобритания, и Франция, конечно, не обладали достаточным влиянием для того, чтобы действительно сдержать процесс воссоединения Германии, который форсировался не только немцами, но и Соединенными Штатами. США довольно энергично выступали за  объединение Германии. Вашингтон рассматривал германскую проблему скорее через призму холодной войны. Объединение Германии на условиях Запада означало бы заметное ослабление позиций СССР в Европе, подрыв Организации Варшавского договора. При этом для американских руководителей было важно, чтобы процесс объединения Германии не превратился в диалог СССР – ФРГ, а новая объединенная Германия оставалась бы членом НАТО и американским союзником в Европе.

В такой обстановке Горбачев собрал у себя узкое совещание по германскому вопросу 26 января 1990 года. В ходе обсуждения была выдвинута идея «шестерки», то есть формирования специального переговорного механизма в составе четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании, Франции) плюс двух германских государств (ФРГ и ГДР) для обсуждения международных аспектов объединения Германии.

В начале февраля 1990 года состоялась переговоры Горбачева и Шеварднадзе с государственным секретарем США Дж. Бейкером. Поездка госсекретаря призвана была продемонстрировать, что основные вопросы, связанные с объединением Германии, решались все-таки в Вашингтоне. Намеченные варианты решений становились предметом прямых обсуждений американских и советских руководителей. Бейкер предложил Горбачеву проведение переговоров по формуле «2+4» (два германских государства договариваются об условиях объединения, а СССР, США, Великобритания и Франция утверждают эти условия). Он отверг создание механизма по формуле «четыре + два» (страны-победительницы устанавливают условия объединения, а германские государства их принимают). Бейкер нагло заявил, что для Запада неприемлем нейтралитет объединенной Германии, которая должна была оставаться членом НАТО. Сразу вслед за государственным секретарем США в Москву прибыл канцлер Г. Коль с министром иностранных дел Г.-Д. Геншером. Первоначально Горбачев высказывался против членства Германии в НАТО. «Наша формула включает: с немецкой земли не должна исходить угроза войны; послевоенные границы должны быть нерушимыми. А третий пункт – территория Германии не должна использоваться внешними силами», - заявлял тогда Горбачев. Однако очень скоро внешнеполитическое руководство СССР начало сдавать позиции.

Следующий этап обсуждения германской проблемы состоялся в Оттаве в феврале 1990 года, где проходила международная конференция по проблеме «открытого неба». Однако на первый план выдвинулось создание в кулуарах конференции переговорного механизма по вопросам объединения Германии. 13 февраля министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе провел в Оттаве пять бесед с Дж. Бейкером, три – с Г.-Д. Геншером, переговоры с министрами иностранных дел Франции, Великобритании, Польши, других стран Варшавского договора. Эти напряженные дипломатические контакты завершились созданием «шестерки» по формуле «два плюс четыре». Согласившись на эту формулу, Шеварднадзе нарушил инструкции, полученные в Москве. Потом он мотивировал свою позицию так: «Геншер очень просил, а Геншер -  хороший человек».

Следующие контакты Э.А. Шеварднадзе с Г.-Д. Геншером и Дж. Бейкером впервые после формирования «шестерки» происходили 21 марта в Виндхуке на торжествах по случаю провозглашения независимости Намибии. Министр иностранных дел ФРГ категорически отверг идею подписания мирного договора, не согласился с возможностью нейтрального статуса объединенной Германии и отстаивал ее участие в НАТО. Э.А. Шеварднадзе защищал заявленные позиции Москвы, но делал это, по воспоминаниям Геншера, довольно вяло. В результате беседы Шеварднадзе с Геншером идея подписания мирного договора с Германией была фактически спущена советской стороной на тормозах.

3 мая 1990 года линия Шеварднадзе на принципиальное согласие с участием объединенной Германии в НАТО была отвергнута большинством Политбюро, которое дало инструкцию министру иностранных дел Э. Шеварднадзе на заседании «два плюс четыре» в Бонне – «ни в коем случае не соглашаться на вхождение Германии в НАТО».

При этом, однако, финансово-экономическая ситуация СССР ухудшалась вследствие объявленного «перехода к рынку». Горбачеву нужны были иностранные кредиты; не в последнюю очередь их ожидали от германских банков. Ухудшалось не только финансово-экономическое, но и внутриполитическое положение СССР - в марте 1990 года Литва и Эстония приняли декларации о своей независимости, в начале мая их примеру последовала Латвия. В сложившейся ситуации Горбачев очень нуждался в поддержке Запада.

Следующим этапом обсуждения германской проблемы стал визит М.С. Горбачева в США и его переговоры с президентом Дж. Бушем 1 – 3 июня 1990 года. На них президент США занял довольно жесткую позицию, заявив: «Мы выступаем за членство объединенной Германии в НАТО…НАТО – это якорь стабильности». В результате бесед с президентом Бушем Горбачев пошел на уступки. Вот выдержка из стенограммы их переговоров:

«М. Горбачев: Значит, так и сформулируем: Соединенные Штаты и Советский Союз за то, чтобы объединенная Германия по достижении окончательного урегулирования, учитывающего итоги Второй мировой войны, сама решила, членом какого союза ей состоять.

Дж. Буш: Я бы предложил несколько иную редакцию: США однозначно выступают за членство объединенной Германии в НАТО, однако, если она сделает другой выбор, мы не будем его оспаривать, станем уважать.

М. Горбачев: Согласен. Беру вашу формулировку».

Переговорный процесс в рамках «шестерки» продолжился на встречах Э. Шеварднадзе с Г.-Д. Геншером: 6 июня – в Копенгагене, 11 июня – в Бресте, 18 июня – в Мюнстере. Шеварднадзе пошел в ходе переговоров очень далеко навстречу своему западногерманскому коллеге. Подводя итоги переговоров с советским министром, Геншер отмечает: «Итак, итог Мюнстера был безусловно позитивным. Советский Союз более не имел никаких принципиальных возражений против полного участия Германии в НАТО, оставалось только оформить некоторые условия и детали». Однако достигнутые договоренности сохранялись в секрете – приближался 28-й съезд КПСС, а германский вопрос был слишком взрывоопасным для советской общественности.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (договор «два плюс четыре») был подписан 12 сентября 1990 года в Москве. Он определил, что объединенная Германия включает в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Тем самым были установлены окончательные границы Германии, отказавшейся от каких-либо территориальных претензий. Объединенная Германия обретала полный суверенитет. За ней признавалось право принадлежать к военным союзам со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Тем самым объединенная Германия фактически становилась членом НАТО.

Таким образом, Горбачев и Шеварнадзе частично из-за своей предательской политики, частично из-за явного непрофессионализма в международных делах не смогли отстоять советские интересы в германском вопросе и позволили явно проигрышный вариант объединения Германии. Их усилия не остались незамеченными – по итогам 1990 года Горбачев в Германии был награжден званием «Лучший немец года».

Итоги парламентских выборов в Германии 2013 года по округам Берлина: Восточный Берлин голосует за левых

Германия после объединения. Присоединение ГДР существеннейшим образом изменило статус Германии. Территория государства увеличилась с 248 тыс.квм до 357 тыс.кв.км, а численность населения - с 63.5 млн до 80 млн человек. Геополитическое положение Германии претерпело изменение за счет экспансии (расширения) в восточном и северо-восточном направлениях, а также за счет увеличения морского побережья на Балтике. Германия не столько укрепило свое положение как экономического гиганта но и престала окончательно быть политическим карликом; теперь она на полных правах будет стремится завоевать себе «место под солнцем». Hе удивительно что уже сейчас она поднимает вопрос о включении ее в число постоянных членов Совета Безопасности ООH.

Присоединение ГДР к ФРГ дало последний огромный материальный выигрыш не только в виде увеличения территории и населения. ФРГ получила не пустошь, а развитые промышленные земли. Hакопленные ценности в виде предприятий, жилых домов и социально-бытовых сооружений, путей сообщения транспорта и, наконец, научно-технического потенциала в присоединяемых землях исчислялись суммой в 1 триллион 400 млрд марок, не считая военной техники и вооружений армии ГДР на сумму в 90 млрд марок. Часть этой техники, по сообщениям печати, вскоре попала на мировой рынок вооружений, а самые современные самолеты МИГ-29 взяты на вооружение бундесвера.

Главной проблемой «единой Германии» стало выравнивание экономики и жизненного уровня в двух частях страны. Первые два года совместной жизни «весси» (от немецкого West - запад) и «осси» (от немецкого Ost - восток) уже обнаружились определенные трудности. Как говорят сами немцы, вместо «Берлинской стены» возникли «новые стены» в отношениях между немцами: экономические, социокультурные и психологические.

На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР административное деление на 15 округов, в том числе Берлин (Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5 земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма): Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Брандебург (Потсдам), Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт).

Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются членами Евросоюза, наиболее мощной страной которого является ФРГ. На ЕС приходится более ½ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз. Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер) больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток, оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в агрессиях против Югославии в 1994-95 и 1999 годах, имеет сильные позиции в Хорватии. Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за счет побережья Балтики. Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился. В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы.

Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом.

  

На главную