«Однополярный мир»

 

В течение ХХ века в мире трижды менялась система организации международных отношений. Первой была так называемая «Версальская» система, установленная решением Версальской конференции и существовавшая в период между двумя мировыми войнами. Второй стала так называемая «Ялтинско-Потсдамская система», установившаяся в 1945 году решениями соответствующих конференций. В числе ее основных характеристик – наличие сильного международного центра – Организации Объединенных Наций, признание нерушимости послевоенных границ. Фактическим результатом этой системы (особенно после краха колониальных империй, в первую очередь британской) стал наличие в мире двух центров силы – СССР и США. Каждая из стран мира была вынуждена примыкать к одному из этих двух центров силы. Конечно, было и Движение неприсоединения, заявлявшее об отказе от участия в каких-либо военных или политических блоках, однако антиколониальная направленность этого движения фактически делала его союзником СССР. Были и страны, стремившиеся дистанцироваться от обеих центров и заявлять о самостоятельном пути, как, например, Китай, однако и он (несмотря на конфликтный отношения с СССР) фактически относился к мировой системе социализма, лидером которой объективно считался СССР.

Эта система рухнула в 1991 году, после развала СССР. По аналогии с Версальской и Ялтинско-Потсдамской системами мира ее иногда называют «Беловежской» (от названия Беловежской Пущи, в которой был заключен преступный сговор об уничтожении СССР). Однако чаще эту систему называют «однополярным миром», поскольку теперь фактическим единственным мировым центром стали США, в отличие от «биполярного» мира времен 1945-1991 годов.

Некоторые буржуазные идеологи отрицают такое определение, поскольку констатация факта мирового господства США ведет к желанию народов других стран освободиться от американской руководящей роли и росту американских настроений. Не желая этого, буржуазные идеологи заявляют, что на самом деле сейчас существует «многополярный мир» - кроме США, есть объединяющаяся Европа, есть Китай, есть Япония, есть арабский мир, которые тоже вроде как стараются вести самостоятельную политику. Однако все они значительно слабее США. Евросоюз до самых недавних пор был абсолютным вассалом политики США – можно вспомнить, как в 1999 году европейские страны по указанию США участвовали в войне против Югославии несмотря на то, что эта война наносила экономический ущерб в первую очередь самому Евросоюзу. В будущей перспективе развивающиеся Евросоюз и Китай по своему экономическому и силовому потенциалу могут достичь уровня США и реально попытаться опрокинуть их мировое господство. И если к тому моменту не произойдет победы социализма в мировом масштабе, то столкновение Евросоюза и (или) Китая с США может привести к третьей мировой войне с непредсказуемыми последствиями. Но это в перспективе. Что же касается других «центров силы», то их шансы на фактическую независимость еще более призрачны. Та же Япония до сих пор остается под американской оккупацией. Мусульманские же страны делятся на те, в которых установлены проамериканские режимы и на те, которым США постоянно угрожают войной.

После распада мировой системы социализма прекратил свое существование и военный блок Варшавского договора, объединявший вооруженные силы СССР и социалистических стран Восточной Европы. Казалось логичным, что вслед за этим должен был быть ликвидирован и противостоявший ему блок НАТО. Однако блок НАТО не только не был распущен после развала СССР, но и, напротив, стал расширяться на Восток. В 1997 году было принято положительное решение о приеме в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, в 1999 году они были официально приняты в НАТО. В 2001 году о своем намерении войти в состав НАТО официально объявили 10 стран Восточной Европы: Албания, Болгария, Хорватия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Македония. 29 марта 2004 года в Вашингтоне прошла официальная церемония вступления в НАТО Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении. То, что блок НАТО сохраняет свою агрессивную сущность, показали события 1999 года, когда агрессия против Югославии велась именно под флагом НАТО.

Новейшая история США.  Поскольку США стали фактическим центром мира, то и соотношение сил в политической системе США стало определяющим фактором мировой политики. Как известно, в США сменяются у власти две партии – Демократическая и Республиканская. Когда говорят об их различиях, часто утверждают, что Республиканская партия склонна к отстаиванию консервативных ценностей, неолиберальной экономической политике и отдает приоритет скорее внутренней политике, чем внешней; Демократическая же партия более склонна к политическому либерализму, социальной политике и вмешательству в дела других стран. Подобная оценка частично справедлива для внутренней политики США (где основными пунктами разногласий между этими партиями считаются такие «важные» вопросы, как запрет абортов и права сексуальных меньшинств). Во внешней же политике обе партии, находясь у власти, проводили агрессивную захватническую политику, особенно усиливавшуюся после развала СССР.

подписание договора СНВ-2

На президентских выборах в США в ноябре 1992 года действующий президент Джордж Буш, представлявший Республиканскую партию, неожиданно проиграл. Это было для него полной неожиданностью, т.к. на время правления Буша пришелся распад СССР и мировой системы социализма, и республиканцы рассчитывали, что благодарный избиратель это оценит. Однако американскому обывателю вопросы внешней политики мало интересны, для него важнее то, что проводившаяся республиканцами со времен Рейгана неолиберальная политика привела к падению уровня жизни. Поэтому избиратели проголосовали против Буша. Новым президентом США стал представитель Демократической партии Билл Клинтон. В январе 1993 года, перед тем, как окончательно сдать свои полномочия Клинтону, Буш громко хлопнул дверью, совершив два серьезных внешнеполитических шага. Во-первых, он подписал с Ельциным договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Этот договор серьезно подрывал обороноспособность России, т.к. в соответствии с ним Россия должна была ликвидировать свое наиболее эффективное оружие – ракеты «Сатана» с разделяющимися боеголовками, защиты от которых у США не было.

Могут спросить – почему же российские власти подписали такой невыгодный для себя договор? В первую очередь дело в том, что в тот период внешняя политика ельцинской России (под руководством министра иностранных дел А.Козырева) была ориентирована на полную сдачу национальных интересов в угоду США. Сыграли роль и личные особенности российских властей. Российский журналист Хинштейн в своей биографической книге о Ельцине отмечает: «Геннадий Бурбулис, пока не растерял влияния, вывел целую методу: в какое время и с какими бумагами лучше всего заходить к Ельцину. Еще многоопытные соратники замеряли по часам, сколько времени должно пройти после первой рюмки, чтобы президент подписал нужную бумагу. Примерно то же происходило и на международных переговорах. Хорошо изучившие Ельцина коллеги знали, что если вовремя поднести стаканчик-другой, договориться с ним будет намного проще. И ладно бы президент сдавал позиции и соглашался на заведомо невыгодные для России условия по какой-нибудь отвратительной, но уважительной причине. Если б был он, например, агентом ЦРУ. Или получал от американцев миллиардные взятки. Нет же. Самое обидное, что лидера сверхдержавы вербовали каждый раз за какие-то пару бокалов вина или виски; так забулдыги в качестве платы за утренний опохмел регистрируют на свои паспорта фирмы-однодневки и ворованные машины».

Кроме подписания договора СНВ-2, Буш перед уходом в отставку отметился тем, что без всякого повода осуществил бомбардировку Ирака. Целью этой демонстрации было показать, что США может бомбить любую страну, не спрашивая разрешения ООН. Демонстрация удалась – Организация объединенных наций даже не пикнула. Вообще, после 1991 года ООН хотя и продолжала формально существовать, но фактически полностью потеряла реальное влияние. В абсолютном большинстве случаев ООН шло в фарватере политики США (особенно это было заметно в первой половине 1990-х годов, когда внешняя политика России была явно проамериканской, а Китай был занят внутренним развитием своей страны и не проявлял внешнеполитической активности). В тех же редких случаев, когда ООН принимала невыгодные для США решения, на нее просто не обращали внимания.

Клинтон, придя к власти, продолжил агрессивную внешнюю политику Буша. Летом 1993 года он, как и Буш за полгода до этого, осуществил демонстративную бомбардировку Ирака без всякого повода. В 1994-95 годах администрация Клинтона активно вмешивалась в дела бывшей Югославии на стороне наиболее реакционных сил (Хорватии и боснийских хорватов и мусульман).

На президентских выборах в США в ноябре 1996 года от Демократической партии вновь выдвинулся действующий президент Клинтон, от Республиканской же партии кандидатом в президенты стал Роберт Доул – крайне реакционный политик. Клинтон выиграл эти выборы потому, что на фоне фашиствующего Доула смотрелся более выигрышно. В качестве своего первого кадрового назначения после избрания Клинтон назначил госсекретарем (министром иностранных дел) США Малден Олбрайт, которая до этого была представителем США в Совете Безопасности ООН и уже тогда имела репутацию «ястреба», сторонника активного вмешательства вооруженных сил США в дела любой страны. С ее приходом на пост госсекретаря агрессивная внешняя политика США еще более активизировалась. В качестве основных мишеней для американской агрессии стали Ирак (который был обвинен американцами в разработке оружия массового поражения) и Югославия (в качестве повода для новой агрессии американцы стали раздувать проблему «косовских албанцев»).

Тем временем Клинтон вляпался в скандал, который стал основным содержанием второго срока его правления и обеспечил Клинтону подобающее ему место в истории. Начиная с момента первой предвыборной кампании Клинтона в 1992 году и в течение всего срока его правления американские СМИ много писали о его супружеской неверности и называли имена его многочисленных любовниц. В те времена, однако, это мало кому было интересно. В 1998 году работавшая в аппарате Клинтона практикантка по имени Моника Левински поведала прессе натуралистические истории своих половых сношений с Клинтоном (точнее, она в деталях рассказала эти истории своей подруге, а та тайно записала их на диктофон и продала выгодно продала журналистам). Возможно, и на этот раз ограничилось бы шумихой в желтой прессе, однако на этот раз, когда Клинтона спросили о данном инциденте, он взялся всё отрицать, но был приперт к стенке неопровержимыми доказательствами (в первую очередь результатами анализов). При этом Клинтона угораздило дать лживые показания под присягой. Согласно американским законам, это является тяжким преступлением, чем воспользовались его противники-республиканцы, затеяв против Клинтона процедуру импичмента.

Клинтон решил погасить разворачивавшийся скандал путем организации «маленькой победоносной войны». В качестве мишени был избран Ирак. Клинтон обвинил Ирак в производстве оружия массового поражения и потребовал от иракского президента Хусейна, чтобы тот  допустил американских инспекторов на все секретные объекты, чтобы обнаружить следу производства ядерного и бактериологического оружия. Клинтон надеялся, что Хусейн ответит отказом, что послужит поводом для войны. Однако Хусейн допустил инспекторов на все объекты, вплоть до президентских дворцов, и те не нашли там ни малейших намеков на производство оружия массового поражения. Тем не менее Клинтон в декабре 1998 года все-таки осуществил операцию под названием «Лиса в пустыне», представлявшую собой многодневную бомбардировку Ирака. Пользы ему это не принесло – режим Хусейна выстоял, а репутация Клинтона как в США, так и в мире, ничуть не улучшилась. После чего в начале 1999 года Клинтон ввязался в очередную военную авантюру – на этот раз по агрессии против Югославии, о чем подробно будет рассказано в одном из следующих параграфов. В мае 1999 года американский конгресс наконец рассмотрел вопрос об импичменте Клинтону (что интересно – практически одновременно с попыткой импичмента Ельцину в России), но противники Клинтона не набрали большинства.

Президентские выборы в США в 2000 году. Крупным скандалом, показавшим всему миру истинную цену американской демократии, стали выборы президента США в 2000 году. Клинтон, отсидев в президентском кресле два срока, уже не мог баллотироваться в третий раз, и кандидатом в президенты от республиканцев стал Альберт Гор, бывший вице президентом при Клинтоне. А кандидатом от демократов стал Джордж Буш-младший, сын того Джорджа Буша, который был президентом в 1989-93 годах.

На этих выборах американская избирательная система, надежно работавшая более 200 лет, дала сбой. Система выборов в США такая. Голосуя за кандидата в президенты от той или иной партии, избиратель на самом деле выбирает не напрямую своего кандидата, а так называемых «выборщиков». Количество выборщиков примерно пропорционально населению штата. Если большинство голосов в штате набрали демократы, то все голоса выборщиков от этого штата отдаются за кандидата от демократической партии, и наоборот. То есть система выборов в США не прямая, а двухступенчатая. Как известно, при такой системе возможна ситуация, когда победителем может оказаться кандидат, за которого проголосовало меньшинство избирателей. До сих пор такого не случалось – на всех предыдущих выборах большинство выборщиков соответствовало большинству кандидатов. В 2000 году, однако, произошел сбой. Причиной стало то, что количество выборщиков от каждого штата приблизительно, но не прямо пропорционально его населению. Например, один из крупнейших по численности населения штат США – Калифорния - традиционно голосует за демократов, однако процент выборщиков от Калифорнии меньше, чем доля Калифорнии в населении США. При такой системе решающими оказываются голоса малонаселенных патриархальных штатов, традиционного голосующих за республиканцев.

Выборы, состоявшиеся 7 ноября 2000 года, привели к юридической коллизии. Если смотреть по абсолютному числу избирателей, то со значительным перевесом лидировал кандидат от демократов Альберт Гор. Если же смотреть по количеству выборщиков, то соотношение голосов у Гора и у Буша было равное. Исход выборов зависел от штата Флорида, в котором результаты подсчитывались дольше всего. Если бы во Флориде взяли перевес демократы, то у демократов было бы большинство выборщиков. И наоборот. Первоначально было объявлено о победе Буша. Однако его перевес был настолько ничтожным, то Гор, опираясь на полученное им арифметическое большинство избирателей, объявил об ошибке подсчета и потребовал осуществить ручной подсчет голосов. Конфликт продолжался несколько недель и стал поводом для насмешек во всем мире. Российская газета «Завтра» тогда писала:

«Теперь у Америки будут два президента. Или один с двумя головами. Или два с одним хвостом. Или голова будет Гора, а хвост Буша, и эта рыба будет называться горбуша. Ситуация смехотворная. В деревнях в таких случаях говорят "склещились" и выходят смотреть на двух несчастных собак. Весь мир вышел смотреть на Америку, как она пыхтит, упирается, скребется сразу восемью ногами, четыре из которых — ножки Буша. Все ржут, схватившись за животы. Ржут немцы, которых после войны Америка учила образу жизни, и вот тебе, научила. Ржут японцы, на которых Америка сбросила атомную бомбу, а теперь стала похожа на нелепую каракатицу. Ржут югославы, которых Америка на недавних выборах торопила подсчитать голоса, грозила забомбить в неолит, а теперь стала тянитолкаем. Ржут китайцы, которые никогда раньше не видели, как совокупляются драконы, а теперь готовы повесить им на хвосты китайские фонарики. Ржут русские, которых задолбали выборами и демократией, тычут в лицо американским примером, а теперь два самых именитых американца залезли в одни штаны».

Кончилось тем, что Верховный суд США, большинство в котором составляли сторонники республиканцев, вынес вердикт в пользу Буша, который, таким образом, стал первым президентом США, пришедшим к власти меньшинством голосов.

Это обстоятельство, а также крайне низкий уровень образования Буша (вплоть до того, что он не знает географическое положение многих стран мира, а своим косноязычнием может сравниться разве что с Черномырдиным) привело к тому, что в первый год его правления у него была чрезвычайно низкая популярность. Осенью 2001 года в России был популярен такой анекдот:

«Летом 2001 года во время встречи Буша с Путиным на саммите «восьмерки» Буш говорит Путину:

- Слушай, Володя, у тебя рейтинг такой высокий, а у меня очень низкий. Пожалуйста, научи меня, как мне добиться такого же высокого рейтинга.

Путин поделился с Бушем своим секретом.

Через пару месяцев, 11 сентября 2001 года, Путин смотрит телевизионные новости и восклицает:

- Ну не идиот ли! Я же ему ясно сказал: взорвать пару подъездов!».

Речь идет о том, что, подобно тому, как рейтинг Путина в 1999 году взлетел после террористических взрывов жилых домов в Москве – точно так же и рейтинг Буша пошел вверх после терактов 11 сентября 2001 года. О которых подробнее будет рассказано в одном из следующих параграфов.

К оглавлению