Политика «модернизации»

 

Так дальше жить нельзя. Политика президента Медведева в первый год его правления мало отличалось от той политики, которая была в годы правления Путина. В первые месяцы после инаугурации Медведева в мае 2008 года Россия одержала ряд громких побед на различных международных соревнованиях (выигрыш песенного конкурса «Евровидение», выход в полуфинал чемпионата Европы по футболу и др.), что дало властям основания для громких патриотических заявлений (злые языки утверждали, что эти победы были банально куплены). Способствовала росту официального патриотизма и т.н. «операция по принуждению Грузию к миру», когда 8 августа 2008 года Медведев, подчиняясь требованию общественного мнения, был вынужден использовать Вооруженные силы для пресечения агрессии Грузии против Южной Осетии.

Первое президентское послание Медведева, оглашенное им в ноябре 2008 года, запомнилось предложением об увеличении сроков полномочий Госдумы до 5 лет, а полномочий президента – до 6 лет. Политические «пикейные жилеты», комментировавшие это событие, расходились во мнениях, на кого именно были рассчитаны эти поправки – на второй срок Медведева или на возвращение в президентское кресло Путина.

Однако постепенно накапливалось всё больше и больше сигналов, что текущее положение дел в стране нетерпимо и что-то нужно менять. Помимо экономических проблем и акций протеста, вызванных мировым кризисом, были и проблемы внутреннего характера. 27 апреля 2009 года всех потряс скандал с майором милиции Евсюковым, который в нетрезвом виде устроил расстрел из табельного оружия посетителей супермаркета в Москве. Высокопоставленные чиновники МВД, включая начальника ГУВД Москвы Пронина, до последнего старались укрыть убийцу в погонах от наказания и оправдать его преступление до тех пор, пока через несколько дней не вынужден был вмешаться лично президент Медведев, уволивший начальника ГУВД. Впоследствии, в 2010-2011 годах, этот случай был использован как повод для реформы системы МВД, основным содержанием которой стало переименование милиции в полицию. Это вызвала резко негативную реакцию как среди населения, так и среди самих сотрудников правоохранительных органов, поскольку слово «полиция» в России имеет резко негативную репутацию, ассоциируясь с полицией царской России и с полицаями на оккупированных территориях в годы войны.

17 августа 2009 года случился прорыв плотины на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибли 75 человек. В последующие годы было еще множество таких случаев, самые резонансные из которых – пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми 5 декабря 2009 года (156 погибших), катастрофа поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009 года (28 погибших), выдаваемая за теракт (собственно теракты в метро и в аэропортах в годы правления Медведева также проходили регулярно, и каждый из них использовался для очередного «закручивания гаек»), катастрофа теплохода «Булгария» в Татарстане 10 июля 2011 года (122 погибших) и не поддающиеся подсчёту катастрофы самолётов (почти каждый раз – с гибелью всех пассажиров и членов экипажа).

Причины были очевидны – оборудование, созданное ещё в советские времена, окончательно исчерпало свой запас прочности, а никаких замещающих мощностей за все 20 лет реставрации капитализма так и не было создано. Явно нужно было что-то менять.

 

Статья «Вперед Россия» и письмо Максима Калашникова. В сентябре 2009 года президент РФ Д.А.Медведев опубликовал в СМИ свою статью под названием «Вперёд Россия». В данной статье, как и во всех предыдущих посланиях такого рода, было много правильных слов на уровне общих пожеланий – что надо бы бороться с ленью, пьянством, и коррупцией, кончать с сырьевой экономикой и переходить на инновационные рельсы и вообще лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, экономика должна быть экономной, а свобода лучше, чем несвобода. Не обошлось и без выпадов в адрес «неэффективной», по мнению Медведева, советской социальной системы, которая, о ужас, до сих пор ещё не уничтожена. Единственным конкретным предложением в этой статье были слова о необходимости сосредоточиться на пяти приоритетных научно-технических проектах, в числе которых были определены ядерные технологии, космические технологии, информационные технологии, биотехнологии и энергосбережение.

Единственным отличием от предыдущих писаний такого рода стало то, что в своей статье Медведев указал адрес электронной почты, на который рекомендовал гражданам высылать свои комментарии, замечания и предложения.

Как и водится в подобных случаях, в течение нескольких дней проправительственные политологи с экранов ТВ рассуждали на тему, что «это великая государственная мудрость» и «интересно, что бы это значило». Ранее точно так же превозносились все прочие ежегодные президентские послания, о которых вскоре после их произнесения забывали. Здесь, однако, инициатива получила неожиданное продолжение после того, как широко распространился комментарий известного патриотического публициста Владимира Кучеренко (более известного под псевдонимом Максим Калашников), который обратился по указанному электронному адресу с открытым письмом следующего содержания:

 

«ОТ ФУТУРОЛОГА МАКСИМА КАЛАШНИКОВА - ПРЕЗИДЕНТУ ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ

Гражданин Д.Медведев!

Автор этого письма посвятил вам немало нелицеприятных строк, и от своих взглядов не отказывается. Однако интересы дела требуют стать выше неприязни. Умным людям давно видно, что РФ катится к системной катастрофе, и только прорывной, инновационный путь развития в силах ее спасти. Поэтому делаю вам конкретные предложения.

Во-первых, необходимо в кратчайшие сроки осуществить успешный проект - создание небольшого «города будущего» (сгустка инноваций) на одном из пустующих участков федеральных земель близ Москвы.

 

Во-вторых, нельзя уповать на внедрение инноваций в ручном режиме, волей только главы государства РФ.

Необходимо начать формирование дееспособной НИС - Национальной инновационной системы. Вместо нынешнего «государственно-венчурного» позорища в РФ. С опорой на реальных практиков-инноваторов, а не на тупиц-чиновников. Кандидатуры таких людей у меня есть. Есть желание - могу их назвать.

Что нужно сделать? Создать при президенте РФ (а не при правительстве!) некий ВИСНХ - Высший инновационный совет народного хозяйства. А также - аналог ДАРПА, Департамента передовых исследований при МО США. Но если у американцев ДАРПА существует при Пентагоне (обеспечивая разработку прорывных технологий ДВОЙНОГО назначения ради общего развития США и последующей коммерциализации разработок-прорывов), то  предлагаю вам создать Управление передовых разработок при президенте РФ. Тем паче, что в США создается ДАРПА-Э при Обаме: управление по разработке новых энергетических технологий. Почему РФ не воспользоваться тем же опытом?

Принципы работы русского ДАРПА можно изложить особо. Здесь же описываю лишь общий замысел.

***

Я не настолько наивен, чтобы просить о личной встрече, хотя она и не помешала бы. Но коли вас сие письмо заинтересует - мои координаты оставлены в конце письма. Если уж ваши люди решат выйти на связь.

Так что предлагаю свои услуги: мне нужно спасти РФ, остаток моей великой Родины. Я ее полного распада не желаю, а ради этого готов сотрудничать хоть с самим Сатаной.

За Максимом Калашниковым стоит когорта инноваторов. Он - автор и соавтор нескольких трудов по возможному инновационному развитию РФ, написанных в 2000-2008 годах. Здесь - «Оседлай молнию!», «Вперед, в СССР-2», «Третий проект», «Звезда пленительного риска», «Цунами 2010-х», «Сверхчеловек говорит по-русски», «Война с Големом», «Русская доктрина», «Пора расправлять крылья». Знаю  очень многое - и многих. Мой кругозор куда шире, чем у ваших министров.

К сожалению, сейчас многие инноваторы вынуждены уходить из РФ не только на Запад или в КНР, но даже на Украину. Ибо там государство занимается инновациями несколько лучше, чем РФ.

Отправляю вам письмо на указанный в вашей же статье адрес. Посмотрим, насколько серьезны ваши намерения. 

15 сентября 2009 г

(источник - http://forum.msk.ru/material/society/1368167.html)

 

И случилось небывалое – президент обратил внимание на это обращение и публично высказался в поддержку предлагаемых там инициатив. Информационные агентства сообщили следующую информацию:

 

«2009.09.16

Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству РФ рассмотреть предложение российского гражданина Максима Калашникова, касающееся технологической модернизации экономики, которое он прочитал в интернете.

«Я в разговоре с вами и в рамках поручений, которые давал, сказал, чтобы внимательно относились к различного рода идеям, которые высказываются в области технологической модернизации. Не буду скрывать, и ко мне такого рода предложения поступают. Уже тысячи. На одно из них я обратил внимание, потому что сегодня пестрит весь Яндекс. Некий гражданин Максим Калашников обратился к гражданину Медведеву», - сказал президент на встрече с главой Аппарата правительства Сергеем Собяниным.

 Он пояснил, что «в этой бумаге, которая распечатана из Интернета, говорится о реально технологических проектах». «Если есть что-то интересное, то можно на это отреагировать», - отметил Медведев, передавая распечатку предложений Калашникова Собянину»

 

Ядерный электрореактивный двигатель. 12 ноября президент РФ Медведев выступил с ежегодным президентским посланием к федеральному собранию. Обычно такое мероприятие большого интереса не представляет: произносится много правильных общих слов и иногда даже какие-то конкретные слова (например, обещание Путина в послании-2004, что к 2010 году купить жильё смогут себе позволить треть россиян), иногда даже честно признаются в планах по осуществлению непопулярных мер (требование Путина в послании-2001 принять антисоциальные законы или требование Медведева в послании-2008 об увеличении президентских сроков).

Всех интересовало будет ли в послании что-либо из одобренных было президентом предложений Калашникова. Нельзя сказать, что в послании об этом ничего не было. Например, предложение Калашникова о создании «города будущего» для разработки инновационных технологий в докладе Медведева вылилось в рассказ о необходимости создания  российского аналога Силиконовой долины с разными там бизнес-инкубаторами... Очевидно, что Калашников и те, кто его поддержал, имели в виду несколько другое...

Некоторые другие модернизационные предложения тоже нашли отражение в послании Медведева - было сказано о наличии у России планов по созданию ядерного реактивного двигателя, с помощью которого можно было бы летать на другие планеты. Газета «Московский комсомолец» за 13 ноября конкретизировало: Роскосмос обещает построить такой двигатель к 2012 году.

Естественно, к 2012 году ничего сделано не было. Все попытки узнать подробности о реализации этого проекта оставались безуспешными, запросы просто игнорировались. Периодически в Интернете появляются заметки без подробностей, что «да, работа ведётся». Без подробностей и с постоянно отодвигающимися сроками.

Единственным документом в развитие этого предложения стал вышедший летом 2010 года указ президента, где были указаны предприятия, ответственные за реализацию проекта: за ядерную часть – НИКИЭТ, а за общую конструкцию – Центр имелдыша. Однако все эти предприятия активности не проявляли и ограничивались только рассказами о том, что эта работа ведется и она очень важная. Как честно признались в центре им. Келдыша, вся работа сводится к тому, что они раз в полгода пишут отчёт в президентскую комиссию по модернизации.

Показательна цитата из «Отчета о результатах деятельности рабочих групп
Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому
развитию экономики России
«, опубликованного на
 сайте указанной комиссии: «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. В рамках проекта разработаны и утверждены: технические задания на реакторную установку для ЯЭДУ, структурная схема реакторной установки и аппаратурно-технологическая схема изготовления тепловыделяющих элементов. Мероприятия и ключевые события проекта реализуются на 100% в плановые сроки; заключено госконтрактов на 100% предусмотренных средств (430 млнуб.)

Такой «отчёт» вызывает множество недоуменных вопросов: в чём состоят работы, якобы выполненные на 100%? И какой такой проект можно сделать за 430 миллионов рублей? Для разработки эскизного проекта и «структурной схемы» таких гигантских сумм не нужно - для этого достаточно работы максимум десятка человек в течение максимум одного месяца. За 430 млн рублей можно сделать полный проект вплоть до рабочих чертежей и запустить двигатель в производство. Но именно этого-то как раз и не наблюдается.

 

Проект Сколково. В рамках реализации первого из предложений Калашникова 31 декабря 2009 года президент Медведев издал распоряжение №889-рп «О рабочей группе по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов». 18 марта было названо место для данного «Территориально-обособленного комплекса». Им стало поселение Сколково на территории Одинцовского района Московской области. В течение 2010 года был создан Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (сокращённо - «Фонд Сколково»), президентом которого стал олигарх В.Ф.Вексельберг. Обещается, что в течение нескольких лет в окрестностях указанного населённого пункта Сколково будет построен «инноград» («футурополис»), в котором будет осуществляться его деятельность, но пока строительства там не ведётся, а штаб-квартира фонда Сколково располагается в бизнес-центре на Краснопресненской набережной в Москве.

Сам Калашников справедливо раскритиковал эти решения как выхолащивание своей позиции: «Конечно, никакого футурополиса здесь не создается: это всего лишь большой технопарк, не более чем ЧАСТЬ того настоящего футурополиса, что предлагаем мы… Страна не может быть только лабораторией, а все ее граждане - только учеными. Поэтому футурополис должен стать моделью новой урбанизации РФ, и сам по себе - инновацией. Футурополис должен сконцентрировать в себе инновации в строительстве, ЖКХ, энергетике, самоуправлении, образовании, здравоохранении, транспорте. Он сам по себе - социальная инновация, а не только место, где производятся инновации. Но такой комплексный подход не по плечу расейским верхам. Что они предложили? Очередной вариант «слизывания» Креминиевой долины. В составе комиссии - такие «видные» мастера модернизации страны, как Сурков, Греф, Чубайс, Дворкович… Очередной квартет из басни дедушки Крылова. Добавим сюда честнейшего (ни грана коррупции!) подмоскового губернатора Громова, у которого из области никуда не исчезали миллиарды долларов…».

Калашников, конечно, оказался прав. Потому что для решения тех задач, которые декларируются в документах по Сколково, вовсе не обязательно создавать что-то новое. Собрать в одном месте учёных, чтобы развивать научно-технический прогресс по заявленным 5 приоритетным направлениям? Для этого существуют наукограды. Их много и в Московской области, и в других регионах, как раз по пяти приоритетным направлениям. Созданием льготных условий привлечь инвесторов для инвестиций в инновации? (какова словесная конструкция, однако!). Для этого существуют технопарки,  разные особые экономические зоны и т.п. (где-то даже принимались законы с их классификацией – «технико-внедренческие» и какие-то там ещё). Другой вопрос, насколько эти технопарки и «технико-внедренческие зоны» эффективны – но если не предлагать ничего принципиально нового, то и новый технопарк будет не эффективный старых.

В первый год своего существования проект Сколково носил крайне закрытый и кулуарный характер, что давало оппозиции повод для заявлений, что основной целью проекта является «освоение» бюджетных средств. Положение несколько изменилось после того, как на рубеже 2010 и 2011 годов вице-президентом фонда Сколково по связям с общественностью был назначен Станислав Наумов, благодаря чему деятельность Сколково стала значительно более открытой и прозрачной. В течение 2011 года в фонде были сформированы 5 «кластеров» в рамках 5 провозглашенных Медведевым приоритетных направлений (ядерные технологии, космос, IT-технологии, биотехнологии и энергоэффективность), в рамках которых началась работа по коммерциализации ряда инновационных проектов. Однако сохраняются многочисленные претензии к работе Сколково, в частности, в связи с тем, что там принимаются только проекты, имеющие перспективу быстрой коммерциализации да ещё и с обязательным иностранным участием, что не дает перспектив для многих проектов, способных обеспечить реальный научно-технический прорыв.

 

Провал попыток создать штаб модернизации. А что же с реализацией второй части предложения Калашникова – созданием федерального органа, курирующего научно-техническую модернизацию?

Первая попытка создать такую структуру (с предлагаемой аббревиатурой АПР - «Агентство перспективного развития» или «Агентство передовых разработок». была предпринята в начале 2010 года. Сам Калашников описывал это так:

«Четырехчасовое совещание академиков РАН и ее экспертов с инициативной группой Максима Калашникова состоялось днем 20 января. Председательствовал академик Владимир Фортов.

Итог: общий язык найден. РАН всецело поддержала наше первое предложение президенту Медведеву – о создании аналога ДАРПА, русского Агентства передовых разработок.

На сей счет наши визави высказались твердо и недвусмысленно. Особенно благодарю за поддержку академика Владимира Фортова, а также – академика Ривнера Ганиева и начальника организационно-научного управления РАН Владимира Иванова. Из академической среды звучали предложения о том, что необходимо реально сдвинуть с места процесс инновационного развития страны, трезво проанализировать причины бессилия имеющихся структур, советов и комиссий в этой сфере. АПР с твердой и ясной политикой могла бы стать началом слома инновационного сопротивления.

К сожалению, в РАН не сразу поняли вторую нашу ключевую идею: создание средоточия инноваций – футурополис как город-инновацию. Но мы развили эту тему в нескольких выступлениях. Даст бог, продолжим сотрудничество.

Академик В.Фортов предложил такой вариант: продолжить рассмотрение предложенных нами примеров в профильных институтах РАН и в ее секциях. Мы горячо поддержали это предложение. Так действительно можно отделить зерна от плевел, выйдя на процесс создания интегрального проекта футурополиса. Речь идет о выстраивании и нормальной схемы взаимодействия, и создании общего фронта в борьбе с силами, тянущими РФ в пучину отсталости и деградации. Тем паче, что сегодня судьба самой Академии – под вопросом».

Однако всё ограничилось общими словами. АПР так и не было создано и вскоре о нём все забыли.

Вторая попытка была сделана в ходе обещания того же Медведева от 22 сентября 2010 года о создании российского аналога DARPA в течение 2 месяцев. То есть к 22 ноября 2010 года. Однако дата эта прошла, и никто не сказал ни слова об этом. В январе 2011 года помощник президента А.Дворкович заявил, что создание такой структуры «нецелесообразно»

Третью попытку предпринял уже премьер-министр В.Путин. 25 мая 2011 года он анонсировал создание «Агентства стратегических инициатив» (АСИ). 27 июля 2011 года был объявлен состав руководства АСИ. Гендиректором его был назначен некто Андрей Никитин, руководителями трёх направлений – Артём Аветисян, Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарём Путина с таким же именем и фамилией) и Владимир Яблонский. Широкой общественности эти имена ни о чём не говорили.

Можно отметить лишь крайне кулуарный характер конкурса: на словах всё выглядело красиво и демократично, открытый конкурс, свыше 2000 человек подали заявки… Вдруг в середине июля задним числом становится известно, что кто-то где-то каким-то образом отобрал из этого списка 200 человек, которых собрали на выставке «Иннопром» в Свердловске, затем, уже в день конкурса, точно так же задним числом было объявлено, что из этих 200 опять же кто-то где-то неизвестно каким образом отобрал 45 человек, которых пригласили на встречу с Путиным, из которых тот единолично («открытый прозрачный конкурс», да?) и выбрал вышеуказанных руководителей.

Но самое интересное было в том, что никто не мог популярно объяснить, что такое это самое АСИ и зачем оно нужно, каковы же официальные задачи, какие перед ним ставятся? Когда было только провозглашено создание АСИ, многие люди предполагали, что это реализация второго пункта из упомянутого письма Максима Калашникова к Медведеву от сентября 2009 года. Но, однако, во всех последующих публикациях на тему АСИ ни про какое инновационное научно-техническое развитие вообще не упоминалось, а рассуждалось про какое-то там снятие административных барьеров для малого бизнеса и про всякие прочие туманные вещи. То есть вообще непонятно было, что такое АСИ и для чего оно вообще нужно.

Некоторый свет на этот тёмный вопрос пролила публикация в газете «МК» за 27 июля 2011 года:

«Институт лоббизма в России будет легализован — пока частично и под контролем Владимира Путина. 27 июля премьер назовет имена людей, которые займут руководящие должности в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Именем Путина они будут продвигать отобранные проекты, устраняя барьеры на их пути. В Белом доме не скрывают, что есть риск превращения всей этой “лавочки” в пиар интересов отдельных компаний. Тут уж заявленной конкурентной средой и не пахнет.

Ажиотаж неслучаен: есть опасность, признает источник в правительстве, что руководство АСИ начнет работать в интересах своего бизнеса или пиарить конкретные компании. Опасность заложена в источниках финансирования АСИ — деньги от крупного и среднего бизнеса и благотворительность. Быть может, «офицеров» АСИ привлекут к выставлению «оценок» губернаторам, что создаст им еще более широкое поле для деятельности. В России, надо сказать, вообще нет закона о лоббизме, а значит, нет и четких правил игры.

Интересны также «показания» претендентов в руководители АСИ, выступивших на площадке РИА «Новости». Вот как кандидатам виделась борьба с барьерами: будем звонить чиновникам, которые затягивают рассмотрение вопроса, и напоминать, «кто у нас председатель наблюдательного совета». Осталось не совсем понятным, почему кому-то положены преференции (пусть даже именем Путина) и где тут искать заявленное ранее «невмешательство в конкуренцию». Впрочем, практика поддержки отдельных бизнесменов — уже не первое десятилетие как не новинка. Характерно, что кроме уничтожения «барьеров» избранным проектам светит финансовая поддержка, для чего будет сформирован спецдепартамент в ВЭБе

То есть всё ограничилось очередной профанацией. Если в случае Сколково, при всех претензиях к этому проекту, по крайней мере понятны декларируемые им цели и содержание работы, то в случае АСИ из публикуемых на сайте этого органа материалы просто невозможно получить определённый ответ – чем это ведомство вообще занимается.

Очередная попытка создать российский аналог DARPA была предпринята летом-осенью 2012 года, когда был принят закон о создании Фонда перспективных исследований. Однако о его деятельности никто ничего не знает, поскольку по официальной версии, деятельность этого фонда имеет оборонные цели о потому является строго секретной.

 

Научно-техническая модернизация или приватизация?. Однако не все понимали политику «модернизации» именно как научно-техническую модернизацию. Многие проводили параллели между медведевской «модернизацией» и горбачевской «перестройкой», когда под этими модными словами каждый понимал что-то своё. Многие политики либерального направления надеялись, что основным содержанием политики «модернизации» станет демократизация политической жизни страны. Но были и такие, что ждал от «модернизации» ускорения ультралиберальных реформ.

18 июня 2011 года на одном из экономических форумов Медведев заявил следующее: «
«Государству не нужны столь большие объёмы собственности, Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности».

Можно напомнить, что когда в 2005-2006 годах власти «акционировали» атомную отрасль, то «реформаторы» всех уверяли: «это будет не приватизация, а акционирование, ФГУПы преобразуются в АО, но все 100% акций в этих АО будут в руках государства». А теперь, оказывается, что «столь большие объёмы собственности» не нужны... Абзацем ниже именно так дословно и говорится: »Я уверен, что мы сможем провести приватизацию... инфраструктурных монополий и предприятий, которые необходимы для обеспечения военной безопасности государства». Ну естественно, всё это «чтобы привлечь эффективных частных инвесторов и собрать значительные средства для российского бюджета».»

27 июля 2011 года сильно нашумела опубликованная в газете «Ведомости» статья близких к Медведеву либералов Юргенса и Гонтмахера под названием «Президент должен заявить о себе», в которой призывают Медведева как можно скорее объявить о своём выдвижении на второй срок, поскольку возвращение Путина к власти будет гибелью для страны, политического строя и святого дела модернизации.

То есть близкие к  Кремлю лица публично заявили, что «модернизация» - это не организация научно-технического прорыва (как предполагали все нормальные люди и как это формально декларировалось) и не «демократизация политической системы» (на что надеются некоторые наивные либералы), а в первую очередь урезание социальных расходов. При этом прямо заявляется, что никакого научно-технического развития не будет. Типа, при таких ценах на нефть никакой необходимости в инновационном развитии нет. Ну, а для «своих», которых это «сворачивание социальных расходов» не особенно коснётся - для тех не исключается и некоторая «демократизация».

 

Кто после Медведева?. По мере окончания срока правления Медведева всё более напряженной становилась интрига вокруг вопроса, кто станет кандидатом от власти на выборах 2012 года: пойдет ли Медведев на второй срок или же кандидатом от бюрократии вновь станет Путин. Было заметно, что и Путин, и Медведев (и даже не столько они персонально они, сколько группирующиеся вокруг них кланы буржуазии) хотят баллотироваться. Как предполагалось, интрига должна была разрешиться на съезде партии «Единая Россия», намеченном на 24 сентября 2011 года, на котором должен был формироваться избирательный список «Единой России» на выборах в Госдуму 4 декабря 2011 года.

Один из блогеров, комментируя складывающуюся ситуацию, писал:

 

«Многие симпатизируют Медведеву, считая, что при Медведеве провозглашается какая ни есть, но модернизация, в том числе и политическая, а возвращение Путина и Ко, которые ничего не забыли и ничему не научились, приведёт к новому закручиванию гаек. Открыто говорить так считается неприличным, но не зря же на многих оппозиционных митингах громко ругают Путина и требуют его отставки, но «почему-то» совсем не трогают Медведева. С другой стороны, есть и «красные путинисты», которые, напротив, утверждают, что продолжение правления Медведева ведёт к новому витку ультралиберальных антисоциальных реформ, поэтому лучше Путин как «меньшее зло».

Обе стороны правы и неправы одновременно. Правы, когда говорят о негативных последствиях избрания победы в 2012 году того или иного члена тандема. Но неправы, полагая, что от этого выбора что-то принципиально зависит.

На самом деле, кто бы из них ни победил, в любом случае рано или поздно неизбежно произойдёт социалистическая революция, которая покончит с капитализмом. И от того, Путин победит или Медведев, зависит только то, по какому сценарию пойдёт эта будущая революция.

Итак, будем исходить из разделяемого многими утверждения, что медведевская модернизация – это некий аналог горбачёвской перестройки наоборот, которая, в случае, если она будет реальной, а не мнимой, приведёт к демократизации политической жизни, развитию научно-технического прогресса. И тогда рано или поздно станет очевидно, что для действительно последовательной модернизации необходимо изменение общественного
строя.

Возьмём, скажем, такой пример. В числе одного из наиболее перспективных направлений того же Сколково рассматриваются различные медицинские технологии – от ядерных ускорителей для лучевой терапии до биотехнологий, создающих разные крутые лекарства. Всё это, конечно, очень здорово, но только кому это всё это будет интересно, если все эти ускорители и «триазаверины» будут по ценам, недоступным для большинства страждущих? Или если, в лучших традициях закона №83-ФЗ, они будут бесплатны, но по строго ограниченным квотам? Так что, как видите, реальная научно-техническая модернизация в рамках этих проектов требует всеобщей бесплатной медицины, что противоречит как основам капитализма вообще, так и планам ультралиберальных реформ в частности. То есть действительная реализация всех обещаний по научно-технической модернизации будет требовать перехода к социализму. Примерно таков будет путь к революции в случае, если медведевская модернизация действительно будет реализовываться.

Если же к власти вернётся Путин, то, сами понимаете, на всех этих модернизационных проектах будет поставлен крест. В итоге очень многие люди, связывавшие определённые надежды с этими модернизационными проектами, почувствуют, что их обломали. А, как хорошо известно, причиной  революции очень часто бывает не всеобщее обнищание населения, а обманутые ожидания. Так что в этом случае следует ожидать роста градуса напряжения в обществе, помноженного на неизбежное закручивание гаек. И тогда, говоря словами одного новоявленного оппозиционера, «будет достаточно любого очередного ЧП: пьяный полицейский, там, что-то учинит... И все пойдет по сценарию Северной Африки». Таков будет сценарий революции в случае возвращения к власти Путина.»

 

Как и ожидалось, интрига с фамилией преемника разрешилась 24 сентября 2011 года: на съезде «Единой России» Медведев предложил на выборах 2012 года выдвинуть в президенты от «Единой России» кандидатуру Путина.

а главную