«Новое мЫшление»

 

В чем состояла сущность международных отношений к моменту прихода Горбачева к власти?

К 1970-м годам Советский Союз благодаря огромному напряжению сил добился военно-стратегического паритета (равенства с США в количестве накопленного ядерного оружия), а также обеспечил своё первосходство перед НАТО в неядерных вооружениях. Еще дальше накапливать количество ядерного оружия не имело смысла, поскольку и тех запасов, которые были, хватало, чтобы неоднократно уничтожить планету Земля. Только после достижения паритета и стали обоснованы разговоры о мирном сосуществовании социализма и капитализма: советский ракетно-ядерный щит позволил бы социализму развиваться, построить коммунизм, который показал бы свои преимущества и стал бы примером для других стран. США и их союзники понимали опасность такого сценария, поэтому начиная с конца 1970-х годов постоянно нагнетали международную напряженность (скандалы из-за ввода советских войск в Афганистан, агрессия против Гренады, размещение тактических ядерных ракет в Западной Европе, программа СОИ (вынесения ядерного оружия в космос). В таких условиях от советского руководства требовалась высокая государственная мудрость, чтобы не поддаться на провокации американцев и защитить завоевания социализма. Однако такой мудрости не было у Горбачева и пришедшей с ним команды. Если предыдущие руководители СССР строили разговор с Западом, опираясь на военную и экономическую мощь Советского Союза, то Горбачев стал действовать с точностью до наоборот: он во что бы то ни стало стремился понравиться главам западных государств, заручиться их авторитетом и благодаря западной поддержке усилить свое влияние и внутри страны.

Такую международную политику Горбачев назвал «новым мышлением» (Горбачев коверкал ударения во многих словах, и слово «мышление» он произносил с ударением на первом слоге – «мЫшление»). Понятно, что в конечном итоге такая политика могла закончиться лишь предательством национальных интересов СССР и подрывом его международного влияния.

Свой первый официальный визит на Запад Горбачев совершил еще за несколько месяцев до своего избрания на пост генсека. В декабре 1984 года он совершил поездку в Великобританию, где встретился с тогдашним английским премьер-министром Маргарет Тетчер, которая проводила агрессивную антисоветскую политику. Утверждают, что смотрины прошли удачно и Тэтчер обещала Горбачеву поддержку со стороны «цивилизованного мира» в случае избрания Горбачева генсеком. Утверждают, что эту поездку Горбачеву организовал тогдашний министр иностранных дел СССР А.Громыко, который к тому времени уже вступил в сговор с Горбачевым: после неминуемой близкой смерти тогдашнего генсека Черненко, Громыко должен был выдвинуть Горбачева в генеральные секретари, в ответ на что Горбачев должен был выдвинуть Громыко на должность председателя Верховного Совета СССР (формального главы государства). После смерти Черненко стороны выполнили договоренность – Громыко стал председателем Верховного Совета СССР, правда, через недолгое время Горбачев убрал его с этого поста. На освободившееся место министра иностранных дел СССР Горбачев назначил бывшего руководителя Грузинской СССР Э.Шеварнадзе, который до этого не имел ни малейшего опыта дипломатической работы, но быстро понял, что от него требуется, и стал ближайшим подручным Горбачева в его внешнеполитических авантюрах.

А тот визит Горбачева в Лондон не обошелся без скандала. Едва ступив на берега Темзы, Горбачев заказал для себя несколько костюмов у "Дживса и Хоуке", консервативных и знаменитых портных, которые шьют военную форму нескольким поколениям членов английской королевской семьи. Блеснула и его супруга Раиса Максимовна. Она оказалась обладательницей "золотой" кредитной карточки "Америкэн экспресс" и походя приобрела себе пару алмазных сережек за 1780 долларов. "И это при номинальной зарплате мужа в 800 советских рублей!" — жужжала растревоженная и обескураженная бульварная пресса. Этот факт мы привели лишь в качестве штриха, иллюстрирующего уровень личности человека, оказавшегося во главе сверхдержавы.

«Ядерная зима». Поскольку Горбачев как государственный деятель имел крайне низкий уровень, то он легко поддавался чужому влиянию. В частности, он впечатлился весьма модной в 1980-х годах теорией «ядерной зимы». Эта теория утверждала, что в случае ядерной войны в воздух поднимутся тучи дыма, которые закроют Солнце, в результате чего вся планета охладится и всё живое погибнет.

Вообще говоря, теория «ядерной зимы» - это лишь одна из гипотез о возможных последствиях ядерной войны, причем гипотеза весьма спорная. Например, в книге А.Паршева «Почему Америка наступает» приведен ряд доводов, позволяющих усомниться в этой теории. В частности, в этой главе говорится:

«Почти синхронно две исследовательских группы, Карла Сагана в США и Владимира Александрова у нас, пришли к выводу, что в случае ядерной войны выбросы пепла в атмосферу приведут к катастрофическому похолоданию. Все это, как водится, “доказано исследованиями” и “рассчитано на компьютерах”.

И еще одно чудесное совпадение. Одновременно с неожиданным успехом двух независимых друг от друга исследовательских групп, произошло и третье событие, без которого первые два, возможно, не сработали бы. В СССР к власти пришел М.С. Горбачев.

“Дорого яичко ко Христову дню”, откуда такая синхронность? Что происходит при ядерных взрывах, хорошо знали уже в 50-х; были и компьютеры, на которых все, относящееся к ядерным взрывам, моделировалось. Кстати, необходимость в испытаниях все равно не отпадала, заметьте. Так вот про “ядерную зиму” что-то не говорили, хотя прогнозировались действительно катастрофические варианты: например, обычная ядерная бомба с оболочкой из кобальта могла сделать целый континент непригодным для жизни любых существ, кроме скорпионов (они поразительно устойчивы к радиации). Затем об этом позабыли, поскольку никто не собирался обзаводиться подобными бомбами: как оружие кобальтовые бомбы не годятся, ведь оружие не цель, а средство победы в войне. А тут какая победа?

То есть результаты применения различных видов оружия прорабатывались. Тем не менее, пять держав официально и несколько неофициально наращивали свои ядерные арсеналы – значит, считали возможным их применение. И ни в 60-е, ни в 70-е шума вокруг “ядерной зимы” не было слышно.

Что помогла сделать компьютерная теория “ядерной зимы”? Так вовремя родившаяся, она помогла подготовить советскую (в первую очередь) общественность к несколько неординарным решениям высшего советского руководства, или, как выражаются отдельные экстремисты, к “предательству Горбачева”.

… Мы сейчас уже забыли, насколько плохими бывали наши с Америкой отношения. Что останавливало тогда США от радикального решения проблемы? Вспомним, что американцы не стеснялись вести ковровые бомбардировки жилой застройки не только во Вьетнаме и Японии, но и в Германии – а уж мы-то точно для американцев не лучше немцев. Останавливало их четкое, как в ночном кошмаре видение: преврати хоть всю Россию в подобие жерла вулкана, все равно из этого клокочущего ада вырвутся тяжелые ракеты “Сатана”, чтобы расцвести в космосе праздничным фейерверком из десятков боеголовок и сотен ложных целей.

Тяжелые ракеты – “убийцы городов” – были постоянной темой на всех переговорах об ограничении стратегических вооружений, чувствуется, что эта проблема американцев сильно волновала. Слышал я даже от одного заокеанского отставного военного, что он не спал ночами, думая, как защититься от советских ракет. Говорил он, по-моему, вполне искренне.

Мы выросли в ощущении реальности ядерной угрозы, и единственной защитой считали свои ядерные арсеналы. Мы философски относились к вероятности уничтожения нас и наших противников. Но когда выяснилось, что из-за нашей драки погибнут все – тут мы дали слабину. Теперь американцы вздохнули с облегчением, самыми большими угрозами для них остались ожирение и Усама бен Ладен».

С момента прихода к власти Горбачева официальная пропаганда, рассказывая советскому обывателю об ужасах «ядерной зимы», делала вывод: в ядерной войне «не будет ни победителей. Ни побежденных». А раз так, то единственный выход – разоружение.

Встречи Горбачева с американскими президентами. Переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений проводились еще в 1981-1983 гг., однако они кончились безрезультатно, ибо американцы не желали рельного сокращениения международной напряженности. "Прогресс" в этой области начался лишь с приходом Горбачева. Теме разоружения было посвящено несколько ежегодных встреч Горбачева с американским президентом Рейганом: в 1985 году – в Женеве, в 1986 году – в Рейкьявике, в 1987 году – в Вашингтоне, и в 1988 году – в Москве.

Вынесенная на них идеология, на первый взгляд, выглядела красиво: поскольку у обеих стран – СССР и США – имеется примерно равное количество ядерного оружия, и поскольку стороны согласны, что все равно его применять не придется, то единственный выход – поэтапное одновременное сокращение ядерных арсеналов других стран. То есть в один год обе стороны уничтожат по 20% своих ядерных арсеналов, за другой год – еще по 20% и т.п.. 15 января 1986 года Горбачев сделал свое заявление «О сокращении, вплоть до полной ликвидации ядерных вооружений», а на XXVII Съезде КПСС заявил, что «КПСС выдвинула целостную программу полной ликвидации до конца нынешнего столетия оружия массового поражения».

Однако такое «простое и красивое решение» несло в себе массу подводных камней. Во-первых, одновременное ядерное разоружение СССР и США было невыгодным для СССР. У СССР было такое оружие, которого не было у США: подводные лодки со стратегическими ракетами, ракеты с разделяющейся головной частью «Сатана», «ракетные поезда». На переговорах американцы требовали (и легко добились от Горбачева) уничтожения в первую очередь именно этих ракет. Уничтожение американцами такого же количества своих ракет уже приводило к резкому усилению военного превосходства США над СССР. Кроме того, если для СССР ядерное оружие было единственной гарантией безопасности, то США, даже в случае уничтожения своего ядерного оружия, могли «достать» СССР и обычным оружием со своих многочисленных баз.

Во-вторых, договоренность о взаимном уничтожении ракет требует взаимного контроля. Как такой контроль осуществлять? Конечно, логичный вариант: в СССР приезжает американская делегация следить за уничтожением советских ракет, и одновременно в США приезжает советская делегация следить за уничтожением американских ракет. Однако в силу конкретных исторических особенностей такой обмен был бы явно неравнозначен. Американские контролеры, приезжавшие в СССР, фактически выполняли роль шпионов. Советские же контролеры, приезжая в США, быстро разлагались под влиянием «красивой американской жизни», тем более  что на должности таких контролеров разложившаяся военная номенклатура ставила своих сынков в погонах.

И, наконец, на тот момент ядерное оружие имели 5 стран: СССР, США, Англия, Франция и Китай. При этом Англия и Франция были членами НАТО и союзниками США, поэтому любые переговоры с США о взаимном разоружении были бы явно невыгодными для СССР без такого же разоружения этих независимых государств. Подписывать соглашения о разоружении СССР должен был не с США, а с блоком НАТО в целом. Однако вместо этого Горбачев в Рейкьявике сам предложил Рейгану ограничиться соглашением о разоружении между СССР и США, без учета других членов НАТО. А это была уже не глупость, а прямое предательство.

Переговоры Горбачева с Рейганом велись, как правило, один на один, на особо секретных этапах переговоров даже переводчик был только с американской стороны. По мнению всех историков, основная сделка состоялась на переговорах в Рейкьявике в 1986 году, где Горбачев дал согласие на описанные выше невыгодные для СССР условия разоружения, американцы же обязались оказывать поддержку Горбачеву у власти. Скажем, на этих переговорах Горбачев с Рейганом договорились о такой своеобразной вещи: в обмен на реальное уничтожение реально существующих советских ядерных ракет Рейган обещал отказ США от планируемых программ по выносу ядерного оружия в космос: СОИ (стратегическая оборонная инициатива) и ПРО (противоракетная оборона). Впоследствии оказалось, что программу СОИ Рейган всерьез и не пытался реализовывать – это был лишь шантаж, на который Горбачев легко повелся. А систему ПРО преемники Рейгана начали развертывать, несмотря на все договоры.

Тогдашний сотрудник аппарата ЦК КПСС В.Легостаев (помощник члена Политбюро Е.К.Лигачева) впоследствии вспоминал:

«Встреча Горбачева с Рейганом в Рейкъявике 11-12 октября 1986 г. положила начало тайному сотрудничеству генсека с правительством США, или шире — с правительствами ведущих государств-членов НАТО. Для мирового сообщества пропаганда подавала многочисленные прямые контакты Горбачева с руководителями этих стран как этапные звенья процесса всеобщего ядерного разоружения. Однако в действительности, помимо разоружения, подобные контакты всегда имели второй и третий уровень, о содержании которых догадывались немногие, а знали — единицы. Переговоры велись здесь исключительно "с глазу на глаз", то есть в присутствии только иностранного переводчика. Политбюро не имело возможности контролировать эту сторону поведения Горбачева. Особенно с 1988 г. когда, окончательно погрязнув в склоках, Политбюро утратило способность к сколь-нибудь эффективным действиям. Шеварднадзе, предусмотрительно выдвинутый Горбачевым в министры иностранных дел СССР из провинции, мало что смыслил поначалу в сложной материи международных отношений. И лишь позже, смекнув, наконец, о чем идет речь, постарался не упустить возможность урвать от пирога измены что-нибудь и для себя самого.

В Рейкъявике американцы далеко не сразу смогли осмыслить ошеломляющий факт, что советский генсек готов вручить им свою политическую судьбу в обмен на гарантии безопасности и благополучия. А когда, наконец, осмыслили, дали знак о согласии. Этим знаком стала известная история с посадкой в Москве на Красной Площади 28 мая 1987 г., аккурат в День пограничника СССР, немецкого пилота Матиаса Руста. Перелетом Руста американцы продемонстрировали Горбачеву, что имеют в своем распоряжении не только "кнут" в виде понижения цен на нефть, но и "пряник". Получив "пряник", Горбачев со своими подручными на Политбюро разыграл страшное возмущение "беспомощностью военных", и на этом основании вычистил верхушку СА от слишком строптивых. Главное — убрали министра обороны Соколова. Для Горбачева "дело Руста" было, однако, не только "пряником", но и "услугой" в том смысле, в котором употреблял этот термин знаменитый герой американского кинематографа дон Корлеоне. Как помним, "крестный отец" никогда не называл заранее цену своей "услуги", но наступал час, и он безотказно получал с должника то, что ему было нужно именно в данный момент. За Руста натовцы получили голову Соколова. Так с того времени и повелось. За каждую новую "услугу" Горбачев должен был рано или поздно расплачиваться новыми уступками в сфере жизненно важных интересов СССР и его союзников. По мере того, как политические позиции Горбачева у себя дома становились все более шаткими, его потребность в "услугах" становилась все выше, словно у наркомана, "севшего на иглу". Соответственно росли и натовские цены»

Утверждают, что на похоронах Рейгана в 2004 году Горбачев заявил: "Горбачев на похоронах Рейгана в 2004 г.: "без Рейгана не было бы и перестройки"

Афганистан и Китай. В первой половине 1989 года Горбачев получил возможность заявить о том, что он успешно решил два конфликта, оставшиеся от его предшественников. В феврале 1989 года Горбачев завершил вывод советских войск из Афганистана, а в мае 1989 года во время визита в Китай нормализовал отношения с этой страной, испорченные Хрущевым и Брежневым.

Конечно, целесообразность ввода войск в Афганистан в 1979 году и ссоры с маоистским Китаем в 1960-е годы весьма сомнительна. Но не менее сомнительным оказался и горбачевский вариант решения этих вопросов. Афганистан после ухода советских войск пережил целую серию контрреволюций, что кончилось приходом к власти талибов и последующей американской оккупацией. Афганистан, который во времена советского присутствия по уровню своего развития вполне приближался к советским республикам Средней Азии, сегодня является одной из самых отсталых стран мира.

Что же касается примирения с Китаем, то оно, не повлияв сколь-либо серьезным образом на положение в СССР, оказало благотворное влияние на Китай. Заручившись международной поддержкой, китайские власти смогли себе позволить месяц спустя расправиться над демонстрацией местных студентов, требовавших форсированного восстановления в Китае дикого капитализма. Восстановление дружбы с СССР позволило Китаю проводить политику, независимую от США, и в результате сегодня Китай может претендовать на роль одной из сверхдержав. Правда, мы с вами можем от этого получить лишь некоторое моральное удовлетворение.

Крах системы социализма. В декабре 1989 года состоялись переговоры между Горбачевым и новым президентом США, Джорджем Бушем, на острове Мальта в Средиземном море. Как раз в это время по странам Восточной Европы шли так называемые «бархатные революции», свергавшие социализм в этих странах. Американцы очень беспокоились, чтобы СССР не вмешался в дела этих стран и не выступил бы в защиту социализма. Обеспокоенность американцев усиливалась еще и потому, что у самих них было рыльце в пушку: незадолго до этого они открыто совершали вооруженное вмешательство во внутренние дела Гренады, Панамы, Филлиппин, сопровождавшиеся арестами президентов этих суверенных государств, и беспокоились, что СССР сочтет себя вправе аналогичным образом защищать свои интересы и в странах Восточной Европы.

Итоги встречи оказались положительными для американцев: Горбачев обещал не вмешиваться в процессы, происходящие в Восточной Европе. Более того, стороны пошли еще дальше и решили, что Ялтинские соглашения 1945 года, определившие послевоенный порядок в Европе, перестают действовать. То есть для контрреволюций в бывших социалистических странах Восточной Европы открыт зеленый свет. Под конец встречи Буш обнаглел до того, что стал требовать от СССР предоставления независимости республикам Прибалтики, хотя тогда об этом не заикались даже сами прибалтийские власти. В рамках продолжения этой линии в 1990 году Горбачев согласился на объединение Германии и на поэтапный вывод с ее территории Западной группы советских войск. За это «объединенная Германия» официально присвоила ему звание «лучший немец».

Горбачевская политика «нового международного мЫшления» привела к тому, что СССР фактически утратил статус сверхдержавы задолго до прекращения своего существования в 1991 году. Сам будучи весьма недалеким человеком, он и его сторонники легко поддались на красивые слова западных партнеров и собственных доброжелателей о «прекращении холодной войны», о «разоружении», о «международном сотрудничестве». Неизвестно, понимал ли сам Горбачев, что он творит, или же просто шел на поводу у своих советчиков, которые, в свою очередь, прекрасно понимали, что и с какой целью они делают. Но в любом случае позорная история сдачи советским руководством международных позиций СССР должна быть уроком для тех, кто будет СССР восстанавливать.

На главную