Освободительные движения в мире на рубеже 1980-1990-х годов

 

В конце 1980-х годов, параллельно с реакционным процессом распада социалистической системы, в мире шли и прогрессивные, освободительные процессы – первая интифада (восстание) в Палестине, закончившееся созданием автономного палестинского государства; крах режима Пиночета в Чили и крах режим апартеида в ЮАР. Ранее реакционные режимы Израиля, Чили и ЮАР пользовались поддержкой США как проводники антисоветского влияния в своих регионах. Однако в конце 1980-х годов американский империализм перестал препятствовать освободительным процессам в этих странах – во-первых, потому что был занят поддержкой реставрации капитализма в СССР и Восточной Европе, во-вторых, в связи с той же реставрацией капитализма у США уже отпала нужда в «своих сукиных детях» типа Пиночета. Поэтому во всех этих трех случаях указанный период был периодом торжества справедливости.

 

Палестинская интифада. Слово «интифада» у арабов означает всенародное восстание. Первой палестинской интифадой называют восстание палестинцев против израильской оккупации в период с 1987 по 1991. Иногда годом окончания первой интифады называют 1993 — год начала израильско-палестинских переговоров, закончившихся подписанием Соглашений Осло. Первую интифаду иногда также называют «войной камней», поскольку палестинцы в основном использовали против израильтян камни и самодельное вооружение. За период интифады погибли 1162 палестинца и 160 израильтян, в том числе за первые тринадцать месяцев интифады погибли 332 палестинца и 12 израильтян.

Первопричиной конфликта были итоги нескольких арабо-израильских войн во второй половине ХХ века, когда Израиль в нарушение решений ООН захватил не принадлежащие ему палестинские и арабские земли, включив их в состав своего государства. К концу 1980-х годов эти противоречия вылились в открытое столкновение. В течение нескольких месяцев, предшествовавших началу первой интифады, произошло множество событий, усиливавших враждебность между палестинцами и изральтянами. В условиях растущей напряжённости любые слухи распространялись с огромной быстротой. Информация о реальных инцидентах, перемешиваясь с сильно преувеличенными слухами, вызывала дикую панику среди палестинского населения и приводила к уличным стычкам с израильскими полицейскими и солдатами. Именно это сочетание в конце концов и вызвало ту искру, от которой вспыхнуло восстание.

По заявлениям палестинцев, интифада представляла собой протест народа против жестоких израильских репрессий, которые включали убийства без суда и следствия, массовые аресты, сносы зданий, пытки, депортации и т. д. Нет сомнения в том, что многие из этих фактов действительно имели место.

Кроме обострения политического и национального самосознания, началу восстания также способствовали отказ Египта от территориальных претензий на сектор Газа и отказ Иорданской монархии от претензий на Западный берег реки Иордан (сектор Газа и Западный берег реки Иордан – территории, которые решением ООН в 1947 году были выделены под палестинское государство), увеличившаяся плотность палестинского населения (связанная с традиционно высоким уровнем рождаемости среди бедного населения и ограниченностью земель, выделявшихся в условиях израильской оккупации для нового строительства или сельскохозяйственного производства), а также рост безработицы (в частности, получая доход от работы на израильских территориях, многие палестинцы могли позволить себе обучать своих детей в университетах — но найти работу для палестинца с высшим образованием было крайне сложно).

Учитывая вышеуказанное и масштабы, которые приняло восстание, не приходится сомневаться, что его вряд ли можно было начать по приказу одного человека или организации. Тем не менее Организация освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом очень быстро взяла всё в свои руки. ООП была не единственной организацией, призывавшей палестинцев к восстанию — в этот период её конкурентами за влияние в палестинском обществе впервые стали радикальные исламские группировки «Хамас» и «Палестинский исламский джихад».

Началом первой интифады принято считать 9 декабря 1987 года. Непосредственно перед этим произошло несколько инцидентов. 6 декабря на оккупированных территориях в секторе Газа был убит израильский торговец. Спустя два дня, 8 декабря, израильский армейский грузовик врезался в автофургон, перевозивший палестинцев, которые возвращались с работы в Израиле в лагерь беженцев Джабалия в секторе Газа . Четверо палестинцев погибли, десять были ранены. Среди палестинцев в Газе немедленно распространился слух, что автомобильная авария была преднамеренной местью израильтян. 9 декабря в Джабалии начались демонстрации протеста. Палестинцы жгли покрышки, подростки забрасывали камнями израильские патрульные машины. Солдаты одной из машин открыли огонь по нападавшим, убив одного 17-летнего палестинца и ранив еще нескольких. В скором времени беспорядки распространились по всему сектору, а затем перекинулись и на Западный берег реки Иордан . 19 декабря беспорядки дошли до Иерусалима.

Вначале основным методом восставших были нападения палестинских подростков из засады на израильских солдат. Пользуясь своим численным преимуществом (в нападениях обычно участвовало по несколько десятков человек), подростки засыпали израильтян градом камней. Вскоре, однако, восставшие взяли на вооружение бутылки с зажигательной смесью, гранаты, огнестрельное оружие, взрывчатку.

В 1988 (по-видимому, под давлением активистов из ООП) были организованы ненасильственные действия, выражавшиеся в отказе коммерсантов-христиан от уплаты налогов, взимавшихся израильтянами для финансирования органов управления оккупированными территориями.

Первые 4 года интифады характеризовались широким участием народных масс: бунты, забастовки и бойкоты израильской гражданской администрации   к тому же укрепили палестинское  общество и очистили его от всех видов морального разложения, включая предательство и употребление наркотиков.

На международном уровне этот период стал временем крушения Советского Союза и социалистического блока. Эти бывшие конкуренты и соперники Запада были вскоре поглощены США  и их союзниками, к которым они обращались за финансовой помощью и чью капиталистически-демократическую модель пытались копировать. Это серьезно подорвало международный политический баланс, в рамках которого и арабы, и палестинцы прежде маневрировали себе на  пользу. США стали активно навязывать миру свое понимание нового мирового порядка, который раз и навсегда закроет «палестинский вопрос» в пользу его стратегического союзника – «Израиля».

В этих условиях США привлекли арабские государства на мадридскую арабо-израильскую мирную конференцию в октябре 1991 года, которая сменилась прямыми официальными переговорами между двумя сторонами, растянувшимися на два года и не приведшими ни к каким изменениям непреклонной позиции Израиля.

 Тем не менее, за спиной официальной палестинской делегации, возглавляемой Хайдаром Абд аш-Шафи и большинства лидеров ООП, с 20 января 1993 года проводились другие параллельные переговоры в столице Норвегии Осло. 19 августа 1993 года всему миру было объявлено о подписании мирного соглашения, которое было официально подписано 13 сентября под патронажем Билла Клинтона Ясиром Арафатом и израильским премьером Ицхаком Рабином. Со стороны палестинцев это соглашение так же подписали Махмуд Аббас, а с израильской министр иностранных дел Шимон Перес.  Министры иностранных дел России и США выступили в качестве свидетелей.

Соглашение в Осло обеспечило палестинцам самоуправление в секторе Газа и Иерихоне, к которым в будущем должны быть присоединены другие палестинские территории, в частности, располагающиеся между этими двумя районами. Палестинские власти отвечают за образование, здравоохранение, социальное развитие, налоги и туризм, а переговоры по «чувствительным вопросам» и «окончательному статусу» должны были быть проведены в течение двух лет. Но Израиль тянул время и не спешили передавать власть палестинской автономии. Далее  были заключены соглашения, идущие на пользу Израилю: соглашения в Табе и в Каире соответственно 28 сентября 1995 года и 4 мая 1994 года, соглашение в Уай Ривер 23 октября 1998 года и меморандум  о взаимопонимании в Шарм аш-Шейхе  4 сентября 1999 года. Регионы, находящиеся под палестинским самоуправлением были разделены на категории А и В. Власти палестинской автономии осуществляли административное управление и контролировали своими силами безопасности 17% категории А, в то время как административный контроль  палестинцев распространялся на 25% территорий категории В. Контроль за безопасностью в этой зоне осуществлялся наравне с Израилем.

Соглашения в Осло носили непоследовательный характер. Признавая право Палестинского народа на наличие своего государственного образования, они тем не менее не дают Палестине полной независимости, сохраняя ее как автономию в составе Израиля. До сих пор не решены многочисленные социальные проблемы. Радикальные палестинские группировки отрицают само право Израиля на существование. Несмотря на то, что итогом первой интифады стали отдельные уступки, коренные проблемы региона так и не были решены. Всё это привело к тому, что в сентябре 2000 года вспыхнула вторая интифада, известная также как «интифада аль-Акса». Но это уже другая история.

 

Крах режима апартеида в ЮАР. Южно-Африканская Республика (ЮАР) является одной из самых этнически разнообразных стран Африки. Расовая и этническая борьба сыграли большую роль в истории и политике страны. Ещё одним важным фактором, повлиявшим на её развитие, стали богатые минеральные ресурсы ЮАР. Экономика ЮАР является самой большой по объёму и самой развитой на континенте; вся территория страны обеспечена современной инфраструктурой. Важнейшим вопросом для истории и политики ЮАР стал расовый конфликт между чёрным большинством и белым меньшинством.

Южно-Африканский союз был создан в 1910 году, окончательную же независимость ЮАР получила в 1961. Хотя после англо-бурской войны Южная Африка входила в сферу влияния Великобритании, участвуя в Первой мировой войне на стороне Анатанты и во Второй мировой войне на стороне антигитлеровской коалиции. Однако в 1948 году антифашистски настроенное  правительство Смэтса потерпело поражение на выборах и к власти в ЮАС пришла Национальная партия, которая во время Второй мировой войны эта партия придерживалась профашистской ориентации. С этого времени и вплоть до 1990 г. внешнеполитическая деятельность правящих кругов страны, по существу, определялась системой апартеида и стремлением сохранить и упрочить привилегированное положение белого меньшинства.

После окончания второй мировой войны ЮАС столкнулся с осуждением существовавшего в стране расового неравенства со стороны ООН, к числу основателей которой принадлежала и Южная Африка. С начала 50-х годов вплоть до последнего времени вопрос о апартеиде в ЮАР был постоянным и одним из наиболее важных пунктов повестки дня главного форума мирового сообщества. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН заявила о непризнании полномочий делегации ЮАР, и с этого времени ее представители не принимали участия в ее работе.

Находясь у власти, Национальная партия победила на всеобщих выборах и провела несколько очень жёстких законов, ограничивающих права чёрного населения: конечной целью этой политики было создание «Южной Африки для белых», в то время как чёрных предполагалось вовсе лишить южноафриканского гражданства и соответствующих прав.

Одним из последствий апартеида стал огромный социальный разрыв между белыми, жившими по лучшим стандартами западного мира, и чёрным большинством, пребывавшим в бедности (правда, далеко не такой глубокой, как во многих других «чёрных» государствах Африки). Всё это вызвало протесты, забастовки и волнения внутри страны, а также беспокойство международного сообщества, которое угрожало стране санкциями.

Сегрегация (поселение небелых в специально отведенных для них районах) имела место в Южной Африке задолго до 1948 г. Но законодательное обоснование апартеид (каждая расовая группа следует собственным путем развития под руководством белого меньшинства) получил лишь с приходом к власти НП. К числу важнейших можно отнести: закон о запрете смешанных браков (1949); закон о регистрации, фиксировавший принадлежность каждого жителя к одной из четырех расовых групп: белой, черной, цветной (потомки смешанных браков) и азиатской (1950); закон о территориях, по которому расовые группы должны были проживать отдельно друг от друга (1966). Передвижение по стране небелого населения регламентировалось системой пропусков, а проживание в пригородах разрешалось лишь имевшим пропуск в город на работу.

Другим болезненным узлом отношений между Южной Африкой и мировым сообществом был вопрос о предоставлении независимости Юго-Западной Африкой (с 1968 г. - Намибия). В период между мировыми войнами по условиям мандата Лиги Наций ЮАС должна была представлять Постоянной мандатной комиссии ежегодные отчеты о состоянии дел в Юго-Западной Африке. Комиссия неоднократно высказывала критические замечания в адрес правительства ЮАС в связи с «абсолютной стагнацией» в области развития социальных программ, с бедственным положением в здравоохранении и системе образования, осуждала политику расовой дискриминации. ЮАС же проявляла намерение включить территорию Намибии в состав Южно-Африканского Союза. Генеральная Ассамблея ООН признала незаконной оккупацию Намибии Южной Африкой, приняв в 1966 г. резолюцию о прекращении действия мандата ЮАР на управление территорией ЮЗА и установив международный статус территории ЮЗА. В 1973 г. большинством членов Организация Объединенных Наций в качестве единственного и законного представителя намибийского народа признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), возглавившую национально-освободительное движение, борьбу против оккупации Намибии Южной Африкой, за превращение своей страны в независимое государство. Лишь с реализацией в 1990 г. плана ООН по предоставлению независимости Намибии, разработанного пятью западными державами (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), правительство ЮАР стало уважать решения ООН по Намибии и способствовать процессу ее деколонизации.

В 50–60-х годах приоритетным направлением внешней политики ЮАР стало региональное. Правящий режим стремился сохранить и укрепить «буферную зону» из колониальных территорий, с тем чтобы не допустить приближения национально-освободительной волны к своим границам. В этот период ЮАР предпринимала попытки аннексии Лесото, Ботсваны и Свазиленда, оказывала помощь колониально-расистским режимам на Юге Африки. Важнейшим союзником ЮАР в регионе был режим Яна Смита в Южной Родезии.

Однако приход к власти в Мозамбике и Анголе национально-освободительных движений ФРЕЛИМО и МПЛА, национально-освободительная борьба в Южной Родезии (закончившееся созданием независимого государства Зимбабве), твердость антиколониального и антирасистского курса «прифронтовых» государств (Мозамбик, Ангола, Замбия, Танзания и Ботсвана), укрепление международного авторитета признанных ООН национально-освободительных движений (АНК и СВАПО) привели к тому, что региональная политика ЮАР все более становилась политикой «двойных стандартов».

В 1986–1987 гг. наряду с ведением необъявленной войны против Анголы ЮАР осуществляла агрессивные акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве, Ботсваны. Выступая на одном из предвыборных митингов в апреле 1987 г., президент ЮАР П. Бота заявил, что соседним странам придется расплачиваться за свои действия, имея в виду их твердый антирасистский и антиколониальный курс и поддержку, оказываемую силам национального освобождения в ЮАР и Намибии. В ноябре того же года П. Бота санкционировал беспрецедентно противоправный акт–вторжение на территорию независимого суверенного государства Ангола якобы с инспекцией, в ходе которой южноафриканские войска продвинулись на 250 км к северу от границы с Намибией.

Отношения ЮАР с неафриканскими странами концентрировались на двух главных направлениях. Одно из них – развитие сотрудничества с государствами, политические и экономические интересы которых не препятствовали поддержанию связей с Южной Африкой. К их числу относились прежде всего Израиль, Чили, Парагвай, Тайвань, Южная Корея. Другой чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с США, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. Тем не менее в 1985 - 1986 гг. западные державы решились на применение против ЮАР добровольных экономических санкций на выборочной основе.

В 1989 г. президентом ЮАР стал Фредерик де Клерк, который направил свои усилия на превращение страны в равноправного субъекта переговоров по всему комплексу проблем субрегиона, на прорыв изоляции ЮАР в мире и возвращение ее в мировое сообщество. Вынужденное реагировать на санкции, правительство де Клерка начало улучшать положение небелого населения. В начале 1990-х гг. в большинстве отраслей труда оплата чернокожих и белых практически сравнялись. Улучшилась и социальная защищенность. Стремясь сохранить основные идеи апартеида, власти отказались от ряда «мелочей» – в спорте, на транспорте и т.д. Однако события в СССР предопределили и падение апартеида в ЮАР, т.к. западные страны перестали нуждаться в таком мощном противовесе марксистской идеологии. 5 июня 1991 г. парламент ЮАР отменил законы о сегрегации по месту жительства и владению землей, а 17 июня – о регистрации населения. В 1994 г. на всеобщих президентских выборах победу одержал лидер черного населения Нельсон Мандела.

Он родился 18 июля 1918 года в семье главы влиятельной этнической группы и мог бы рассчитывать на обеспеченную жизнь племенного вождя. Один из его родственников пошел по этому пути и закончил свою карьеру бесславно, став прихвостнем режима апартеида. А Мандела отправился в Йоханнесбург учиться в университете. Получив юридическое образование, он мог превратиться в преуспевающего адвоката. Но он вновь выбрал трудный путь, еще в середине 40-х годов став одним из лидеров Африканского национального конгресса (АНК).

АНК был создан еще в 1912 году. Но поначалу это была организация, полагавшаяся на петиции, депутации и апелляции к расистским властям. С приходом в руководство АНК Н.Манделы и его единомышленников Конгресс обрел мощный, наступательный характер. Пошли массовые митинги, демонстрации, забастовки. Мандела, несмотря на молодость, быстро стал любимцем народа. В 1961 году АНК был запрещен. Начались аресты его руководителей и активистов. Мандела перешел на подпольное положение. Он стал первым командующим «Умконто ве сизве» — боевых отрядов АНК. В 1963 году Мандела был осужден на пожизненное заключение  за организацию вооруженной борьбы.

Однако тюрьма на острове Роббен с появлением там Манделы и его соратников  превратилась в политический центр, где молодые активисты АНК получали знания, необходимые для продолжения борьбы после выхода на свободу. В конце 80-х годов в терминологии АНК эта тюрьма называлась «Южный университет». Самое поразительное в том, что под влиянием политзаключенных начали поступать на заочные отделения университетов и ... охранники. А начальник тюрьмы со временем начал советоваться с Манделой по всем крупным вопросам жизни заключенных. 

В 1980-х годах между находившимся в тюрьме руководством АНК и нкции государства Зимбабвеика не отличалась последовательностью. что в с само право Израиля на сущруководством Национальной партии начались тайные переговоры.  Переговоры (с политзаключенным!) вели члены кабинета министров ЮАР. Для Манделы это была не просто подготовка «сделки» об условиях изменения политической системы. Это был процесс ознакомления лидеров белой общины с ЮАР, которой они не знали, — с черной Южной Африкой, с борющейся Южной Африкой. Мандела искусно снимал страх белых перед возможностью прихода к власти АНК. К этому времени Мандела был переведен из тюрьмы на острове Роббен в другую — возле Кейптауна.  В 1985 году ему предлагали освобождение из тюрьмы при условии, что он публично откажется от вооруженной борьбы. Мандела отверг это предложение и провел в заключении еще пять лет. Сложилась невероятная ситуация, когда Мандела был согласен выйти из тюрьмы... только на его условиях.

Бурный подъем борьбы привел к тому, что в феврале 1990 года белое правительство было вынуждено освободить его. Это было триумфальное событие. На центральную площадь Кейптауна встречать его пришло более полумиллиона человек. Со всего мира посыпались приветствия глав государств и правительств (Горбачев послал телеграмму позже всех, а потом уклонился от встречи с ним). На личности Манделы сосредоточились надежды миллионов южноафриканцев на лучшую жизнь и надежды всего мира на ненасильственный переход от апартеида к демократии. Это была колоссальная ответственность. И он справился с ней. На первых в истории Южной Африки всеобщих выборах с участием черного населения уверенную победу одержал АНК, получивший большинство в парламенте и пост президента страны.

Мандела с его товарищами по АНК провели страну через сложнейший период становления нового, нерасового общества, перенастройки экономики на обеспечение интересов всех южноафриканцев — и черных, и белых. Улучшения жизни черных африканцев нельзя было допустить ценой обратной дискриминации — теперь уже в отношении белых. И Мандела блестяще справился и с этой задачей. Белые в ЮАР признали президента Манделу своим лидером.

На национальной конференции АНК в 1998 году он объявил о решении уйти с поста лидера АНК и президента ЮАР. Мандела по-прежнему пользовался огромной популярностью и мог легко сохранить за собой власть. Однако он меньше всего думал о власти. В заключительный день конференции он поблагодарил товарищей по АНК за поддержку, пожал руку новому президенту АНК Табо Мбеки (который затем сменил его и на посту президента ЮАР), вышел из-за стола президиума, спустился в зал и сел на одно из свободных мест. Без всякой рисовки и громких заявлений Нельсон Мандела стал рядовым членом АНК.

 

Падение режима Пиночета в Чили. Кровавый режим Пиночета в Чили, установившийся в 1973 году, в 1980-е годы начал приближаться к своему кризису. К концу 1970-х гг. наметились признаки активизации рабочего движения и нелегальной деятельности левых партий, первой из которых восстановила свою подпольную структуру компартия. В 1978 г. возник Национальный координационный совет трудящихся, объединивший основное ядро деятелей прежнего Единого профцентра трудящихся (КУТ) Чили, главным образом коммунистов, социалистов и левых христианских демократов. Начались производственные конфликты, в которых в 1979—1980 гг. участвовали десятки тысяч человек.

К началу 1980 г. уровень безработицы составлял 25%, рост цен и инфляция за год – 40%. Одновременно расходы на содержание армии и репрессивного аппарата достигли 43% бюджета. В 1982 г. спад достиг дна. Промышленное производство за год сократилось на 20%, разорилось свыше 800 предприятий, обанкротился ряд ведущих банков, внешний долг вырос до 18 млрд долларов. В трущобы были вынуждены переселиться уже 5,5 млн человек. Западногерманские журналисты, побывавшие на юге Чили летом 1982 г. (в Южном полушарии это зима), опубликовали репортаж, где рассказывалось, как по утрам по улицам городов юга Чили, где зима особенно сурова, ездят специальные бригады и собирают десятками и сотнями трупы замерзших бездомных.

От большинства других стран Латинской Америки Чили отличалась тем, что не имела традиций партизанской войны. Пока к власти не пришел Пиночет, никто и не думал, что партизанская война в стране возможна. Все знали, что Чили к партизанской борьбе просто по природным данным не приспособлена: узкая полоска суши, с одной стороны – океан, с другой – высокогорье Анд, быстро становящееся безлесным и непроходимым, а на севере еще и пустыня. Партизаны таким образом лишены пространства для маневра и укрытий, что делает их легкой добычей правительственной авиации.

Но уже к 1975 г. леворадикалы создали подполье, навербовали новых бойцов и в течение 1975 г. им удалось провести в Чили 132 партизанские операции, то есть по 1 операции каждые 2 дня. Чилийская специфика вынудила партизан в основном действовать в городах. Основными типами акций 1975 г. были: экспроприации, нападения на склады и казармы с целью захвата оружия, казни осведомителей и сотрудников политической полиции ДИНА, обстрелы казарм, организация побегов политзаключенных. Правда, стрелять партизаны тогда еще умели плохо, поэтому потери среди сторонников хунты были незначительными. Партизаны оборудовали 6 баз в высокогорье Анд, на территории Аргентины в непосредственной близости от чилийской границы. Однако в марте 1976 г. в Аргентине произошел военный переворот, и в июне 1976 г. аргентинская военная авиация разбомбила базы чилийских партизан. При этом погибло от 800 до 1200 бойцов. В результате герилья затихла, сократившись до нескольких десятков боевых операций в год.

В октябре 1983 г. в Аргентине пала военная диктатура, а в ноябре была основана крупнейшая чилийская партизанская организация – Патриотический фронт им. Мануэля Родригеса. Помимо леворадикалов, в ряды партизан вступили молодые коммунисты и социалисты (и даже дети некоторых руководителей ком- и соцпартии). Используя аргентинскую территорию как тыловую базу, Фронт с 1984 г. развернул активные действия, ежегодно удваивая число боевых операций и быстро наращивая численность вооруженного подполья. Среди прочих операций бойцы Фронта организовали два покушения на жизнь самого Пиночета.

Сменился и характер партизанских акций. Заметно упало число выслеженных и казненных осведомителей и сотрудников ДИНА/СИМ (они ушли в самое настоящее подполье, были населенные пункты, где офицеры СИМ никогда не ночевали дважды в одном доме; можно подумать, что это они были партизанами, которых разыскивают власти). Зато резко увеличилось число нападений на официальные учреждения – в первую очередь, с целью похищения бланков документов: вооруженное подполье быстро росло, нелегалам требовалось много фальшивых документов.

7 сентября 1986 г. было совершено покушение на Пиночета (атакована кавалькада машин, в одной из которых находился диктатор). Многие его спутники были убиты и ранены, но самому Пиночету удалось отделаться легкой царапиной. Неудачное покушение власти использовали для очередных репрессий.

К концу 1987 г. нападения на оружейные склады полиции, карабинеров и даже армии приняли систематический характер. Стали создаваться отряды «народного ополчения». В первой половине 1988 г. в Чили было проведено невиданное число экспроприаций – 193 (то есть больше чем по одной экспроприации в день!). Миллионы экспроприированных долларов были переданы оппозиционным партиям на издание подпольной литературы. Волна антиправительственной печатной продукции просто захлестнула Чили. Тогда же, в 1988 г., партизаны стали совершать нападения на имущество североамериканских компаний в Чили. Суммарный ущерб от этих акций до сих пор засекречен, но только диверсий на информационных сетях американских корпораций в первой половине 1988 г. было совершено свыше 40. Это было одной из причин, заставивших США оказать давление на Пиночета, чтобы он провел в октябре 1988-го плебисцит по вопросу о сохранении диктатуры.

На 5 октября 1988 г. хунта назначила плебисцит, который должен был предоставить 73-летнему Пиночету президентские полномочия еще на восемь лет. В случае его отрицательного исхода в конце 1989 г. состоялись бы президентские выборы. Но и в этом случае диктатор оставался у власти еще более года и мот претендовать на выдвижение на этих выборах своей кандидатуры. «Нет» Пиночету высказали около 55% участников плебисцита. Более 43% поддержали его.

На 14 декабря 1989 г. были назначены президентские выборы. Пиночет не решился выдвигать свою кандидатуру, но сохранил за собой право остаться командующим сухопутными силами и пожизненным сенатором. Оппозиция добилась внесения в конституцию 1980 г. существенных поправок. Отменялся запрет партий по идеологическим мотивам, что открывало путь к легализации компартии. Срок полномочий президента сокращался с восьми до четырех лет, он мог избираться только на один срок, отменялся ряд его чрезвычайных полномочий, в частности право роспуска конгресса.

Ведущая партия оппозиции — ХДП выдвинула кандидатом в президенты своего лидера П. Эйлвина, влиятельного деятеля партии, близкого соратника основателя и многолетнего руководителя ХДП Э. Фрея (умер в 1982 г.). Он принадлежал к умеренному крылу христианских демократов. Эйлвин, как и Фрей, в 1973 г. был противником правительства Альенде, но затем постоянно выступал с критикой диктатуры Пиночета, в защиту прав человека и за восстановление демократии. Вокруг его кандидатуры объединились все силы демократической оппозиции. От правых партий на пост президента претендовали два кандидата, что облегчало задачу Эйлвина. На выборах 14 декабря 1989 г. он одержал победу, получив более 53% голосов.

11 марта 1990 г. военная хунта во главе с Пиночетом была вынуждена передать власть избранному президенту Патрисио Эйлвину и возглавляемому им гражданскому правительству. С политической карты Южной Америки исчезла последняя диктатура.

В октябре 1998 года Пиночет был арестован в Лондоне по требованию испанских властей, обвинявших его в геноциде, терроризме и убийствах испанских граждан, граждан Чили и других стран. Лондонский суд принял решение о его экстрадиции, однако в марте 2000 года министр внутренних дел Великобритании Джек Стро заявил, что не допустит экстрадиции в какую-либо из стран, требующих его выдачи. Пиночет был освобожден из-под домашнего ареста и вернулся в Чили, где апелляционный суд в июне 2000 лишил его иммунитета как пожизненного сенатора. 1 февраля 2001 он был арестован и помещен под домашний арест, однако уже в апреле 2001 освобожден решением суда.

23 ноября 2005 года Пиночет был снова помещён под домашний арест в связи с обвинениями в неуплате налогов и подлоге документов, а также в связи с обвинениями в сокрытии информации о своём финансовом положении. 5 декабря 2005 года член Верховного суда Чили Виктор Монтильо вновь приобщил к обвинениям дела об исчезновении трёх диссидентов в ходе так называемой операции "Коломбо", за время которой в 1975 году в соседней Аргентине пропали без вести 119 человек. 26 декабря Верховный суд Чили лишил его иммунитета от преследования по этому делу.

10 декабря 2006 года Пиночет умер в военном госпитале Сантьяго, так и не дожив до справедливого возмездия.

 

 

На главную