Первые космонавты СССР

Первый в истории человечества орбитальный космический полёт совершил гражданин СССР коммунист Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток».

 

Ракета-носитель (РН) «Восток». РН «Восток» создана на базе двухступенчатой РН «Спутник», с помощью которой были выведены на околоземную орбиту первые советские искусственные спутники Земли. Стартовая масса РН 287 т, длина 38,36 м, максимальный поперечный размер (по воздушным рулям) 10,3 м. Максимальная масса (расчетная) полезного груза РН «Восток» (при выводе на орбиту) 4730 кг.

1-я и 2-я ступени РН выполнены по схеме «пакет» с продольным делением и состоят из пяти блоков: центрального (длина 28,75 м, максимальный диаметр 2,95 м) и 4 боковых (длина 19,8 м, максимальный диаметр 2,68 м). Боковые блоки имеют форму, близкую к конической, расположены симметрично вокруг центрального блока и соединены с ним двумя поясами силовых связей - верхним, в виде силового пояса с 4 кронштейнами, которые упираются в вершины боковых блоков, и нижним, состоящим из нескольких стержней. Силовые связи имеют механизмы для отделения боковых блоков в полете перед окончанием работы ракетных двигателей.

3-я ступень выполнена по схеме с поперечным делением, установлена на центральном блоке и соединена с ним стержневой фермой; она является шестым блоком РН. Каждый из блоков снабжен самостоятельной двигательной установкой; топливо на всех блоках - жидкий кислород и керосин. ЖРД центрального блока - многокамерный, имеет тягу в пустоте 941 кН и состоит из одного четырехкамерного основного РД и 4 однокамерных рулевых РД, камеры которых закреплены на цапфах и могут поворачиваться рулевыми приводами, создавая необходимые управляющие моменты. ЖРД каждого бокового блока имеет тягу в пустоте 1 МН и состоит из одного четырехкамерного основного РД и двух однокамерных рулевых РД. Однокамерный (однократного включения) РД 3-й ступени тягой в пустоте 54,5 кН имеет 4 рулевых сопла; удельный импульс 3173 м/с, масса РД 121 кг, высота 1,6 м, давление в камере 5 Мпа, время работы 430 с. Основной и рулевые РД каждого блока имеют общий топливно-насосный агрегат. На хвостовой части боковых блоков имеются воздушные рули, создающие дополнительные управляющие моменты на атмосферном участке траектории выведения. КК «Восток» устанавливался на 3-й ступени, под головным обтекателем (общая длина с 3-й ступенью 9,61 м), который защищает его от аэродинамических нагрузок при полете в плотных слоях атмосферы. На активном участке РД центрального и боковых блоков работают одновременно. После израсходования топлива боковых блоков производится выключение РД и отделение их от центрального блока. РД центрального блока (2-й ступени) продолжает работать на режиме полной тяги. После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасывается головной обтекатель. Спустя некоторое время после израсходования топлива центрального блока (в конце работы РД 2-й ступени), осуществляется запуск РД 3-й ступени и отделение ее от центрального блока. Выключение РД 3-й ступени и подача команды на отделение КК производятся системой управления при достижении расчетной скорости, соответствующей выведению КК на заданную орбиту.

С помощью РН «Восток» в космос выводились, кроме кораблей-спутников и КК «Восток», автоматические межпланетные станции «Луна-1» - «Луна-3», спутники серии «Космос», «Метеор», «Электрон» и другие.

 

Космический корабль «Восток». На кораблях «Восток» был совершен первый в мире полет человека в космос. Созданы под руководством Сергея Павловича Королева. На кораблях «Восток» изучалось воздействие условий орбитального полета на состояние и работоспособность космонавта, проводились исследования, связанные с проверкой принципов построения космических кораблей, отработкой их конструкций и систем.

Основные характеристики. Масса КК «Восток» - 4,73 т; максимальная достигнутая продолжительность полета - 5 суток («Восток-5»); длина (без антенн) 4,4 м; максимальный диаметр 2,43 м. КК «Восток» состоял из двух основных отсеков: спускаемого аппарата (СА), являющегося орбитальным отсеком, и приборным отсеком (ПО). Отсеки механически соединены между собой с помощью металлических лент и пиротехнических замков. КК «Восток» имеет системы: автоматического и ручного управления; автоматической ориентации на Солнце и ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения (расчитана на 10 суток работы при атмосфере, близкой по своим параметрам к земной); командно-логического управления; электропитания; терморегулирования; приземления. КК снабжен также автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние человека, конструкции и системы, ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями, командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли, радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации КК, тормозной двигательной установкой ТДУ-1 и другие. Для увеличения надежности некоторые основные системы КК дублированы.

Спускаемый аппарат - масса 2,46 т, диаметр 2,3 м, объем 5,2 куб. м, свободный объем 1,6 куб. м - предназначен для размещения космонавта, в нем космонавт спускается до высоты 7 км. Герметичный корпус СА (алюминиевый сплав) имеет сферическую форму (диаметр 2,2 м). Снаружи корпус покрыт тепловой защитой с переменной толщиной (максимально - до 0,18 м в лобовой части; минимально - до 0,03 м в тыльной части СА). Наружные обводы СА, включая теплозащиту, имеют сферическую форму с диаметром 2,3 м. Форма СА и положение его центра масс обеспечивают аэродинамическую устойчивость СА, рассчитанного на спуск по баллистической траектории. В верхней части корпуса СА расположены три люка диаметром 1 м. Один из них, находящийся со стороны ног космонавта, - технологический, обеспечивающий проведение различных операций на Земле. Через второй люк (напротив технологического) осуществляется посадка космонавта и катапультирование кресла с космонавтом при парашютировании СА на участке спуска в атмосфере или при аварии ракеты-носителя на начальном этапе выведения на орбиту. Через третий люк (расположенный между первыми двумя) выстреливается парашют, на котором спускается СА. Второй и третий люки закрыты отделяемыми (с помощью пиротехнического устройств) крышками. СА имеет три иллюминаторами, два из которых размещены на крышках люков. Внутри СА расположены: парашютный контейнер вместимостью 330 куб. дм (площадь основного купола 574 кв. м, скорость приземления на основном парашюте 10 м/с); катапультируемое кресло космонавта (с 2 твердотопливными ракетными двигателями) с основным и вспомогательным парашютами, аварийным запасом снаряжения и питания (включая средства пеленгации); приборы и оборудование основных и вспомогательных систем корабля (жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, навигации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический ориентатор, ручка управления, средства пеленгации, радиосвязи и так далее). Внутри корпус и оборудование СА покрыты теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. Снаружи СА находятся: атенны командной радиолинии (установлены на металлических лентах, крепящих СА к ПО), отделяемая часть платы кабель-мачты, связывающей СА с ПО, узел крепления лент, соединяющих СА и ПО. Для обеспечения безопасности космонавт на всех участках полета находился в скафандре. На участке спуска (высота 7 км) осуществлялось катапультирование космонавта (с креслом и неприкосновенным запасом). После удаления кресла с космонавтом от СА на безопасное расстояние космонавт отделялся от кресла и спускался на парашюте (скорость приземления 5 м/с); раскрытие парашюта СА происходило на высоте 4 км. Конструкции и системы были рассчитаны на возможность приземления СА с космонатом на борту (без катапультирования).

Приборный отсек - масса 2,27 т, максимальный диаметр 2,43 м, длина 2,25 м, объем 3 куб. м - предназначен для размещения аппаратуры и оборудования основных систем КК, обеспечивающих орбитальный полет. Корпус ПО, выполненный из алюминиевого сплава, имеет форму двух усеченных прямых конусов, сопряженных основаниями. Со стороны СА корпус представляет собой вогнутую сферическую оболочку, с противоположной стороны в корпусе имеется цилиндрическая ниша, в которой размещается ТДУ-1. Перед полетом ПО заполняется сухим азотом. Внутри ПО размещаются: приборы системы ориентации и управления движением, командно-логического управления и электропитания; аппаратура и оборудование радиосвязи с Землей; приборы телеметрии; программно-временные устройства. Снаружи ПО установлены шаровые баллоны с азотом системы ориентации КК с управляющими соплами (2 секции по 8 сопел в каждой с тягой одного сопла 14,7 Н), датчик солнечной ориентации, датчики системы телеметрии, радиационная поверхность системы терморегулирования с жалюзи и их приводами, баллоны с кислородом для системы жизнеобеспечения.

 

Подготовка первого полёта. В хронологии подготовки первого полёта использованы тексты воспоминаний участников событий, опубликованные в «Энциклопедии космонавтики» А.Железнякова.

 

18 марта - суббота.

Накануне запуска пятого корабля с манекеном и собачкой “Звездочкой ” в монтажно-испытательный корпус (МИК) направлялась группа офицеров в форме Военно оздушных Сил, возглавляемая Героем Советского Союза генералом Н.П.Каманиным, руководителем центра подготовки космонавтов специалистом в области авиационной медицины Е.А.Карповым и генералом Л.И.Горегляд. Среди них был и будущий первый космонавт.  Это были Григорий Григорьевич Нелюбов, Герман Степанович Титов, Юрий Алексеевич Гагарин, Андриан Григорьевич Николаев, Валерии Федорович Быковский, Павел Романович Попов.

 

20 марта - понедельник.

В одной из лаборатории на первом этаже МИКа будущие космонавты проводили тренировку в надевании и регулировании скафандра под руководством ведущего конструктора О.Г.Ивановского и ведущих специалистов по скафандру Федора Анатольевича Востокова и Виталия Ивановича Сверщика. Мало кто знал в то время, что к данному моменту было изготовлено только всего три индивидуальных скафандров для Ю.А.Гагарина, Г.Г.Нелюбова и Г.С.Титова.

 

21 марта - вторник.

Космический аппарат был полностью подготовлен для стыковки с ракетой. После 17 часов местного времени, когда основная часть личного состава покинула МИК, на площадку, где находился КА, появились Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов, Г.С.Титов в сопровождении технического руководства и специалистов, для проведения тренировки в надевании скафандра, посадки космонавтов в скафандрах в кабину космического корабля, проверки скафандров и средств связи. Надевание скафандра занимало не более 20-25 минут, а посадка в кабину спускаемого аппарата и проверка оборудование на функционирование занимала 15-25 минут. Руководил данными включениями с подачей бортового питания на некоторые системы КА В.И.Ярополов и В.Я.Хильченко.

 

22 марта - среда.

С 10.00 часов утра до обеда Главный конструктор наземного испытательного комплекса и систем Владимир Павлович Бармин вместе со своими заместителем Борисом Михайловичем Хлебниковым проводили ознакомительную экскурсию с космонавтами по стартовому комплексу.

 

24 марта - пятница.

В 13.00 ракету с КА и манекеном в кресле пилота вывезли на стартовую позицию и под руководством ветерана полигона Виталия Алексеевича Романенко установили в стартовое сооружение. К 18 часам Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов облачились в скафандры с помощью специалистов и в специальном голубом автобусе ЛАЗе прибыли на стартовую позицию. С помощью ведущего конструктора и ветерана полигона В.Я.Хильченко, а также Вадима Анатольевича Холина, отвечающего за установщик и лифт, провели тренировку по подъему на лифте к космическому аппарату Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова и прохождение ими расстояние от лифта на верхней площадке установщика к люку спускаемого аппарата. Ю.А.Гагарин в присутствии С.П.Королева попробовал, насколько будет удобно садиться в спускаемый аппарат. Затем сошел на две ступеньки вниз с приставочной площадки и С.П.Королев повел его вокруг обтекателя. А тем временем Г.С.Титов выполнил те же операции, что и Ю.А.Гагарин.

 

25 марта - суббота.

25 марта космический аппарат 3КА № 2 манекеном и собачкой “Звездочкой” кличку, которой предложил Ю.А.Гагарин, вышел на орбиту без всяких происшествий. На сей раз все шло строго по программе: все системы корабля функционировали нормально, через полтора часа он приземлился в заданном районе. Приземление прошло благополучно и собачка Звездочка чувствовала себя довольно хорошо.

Успешное завершение испытаний двух беспилотных космических аппаратов дало возможность С.П.Королеву и членам Государственной комиссии доложить правительству, что отработка полета кораблей на орбите проводится в соответствии с утвержденной программой и подтверждается реальная возможность осуществления первого полета человека в космическое пространство.

 

3 апреля - понедельник.

С П. Королев с группой специалистов вылетел на полигон .А в этот период на космическом аппарате проводились заключительные операции для стыковки с ракетой-носителем.

 

5 апреля - среда.

Тремя самолетами прибыли на полигон вся первая группа космонавтов в сопровождении врачей, кинооператоров, репортеров. В целях безопасности космонавты были размещены в разных самолетах, как нам рассказал начальник нашего отдела А.П.Долинин.

На первом самолете летели: генерал Н.П.Каманин, Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов, П.Р.Попович, Е.А.Карпов, В.И.Яздовский.

На втором самолете летели: генерал Л.И.Горегляд, Г.С.Титов, А.Г.Николаев, В.Ф.Быковский, тренер по парашютному спорту Н.К.Никитин и известный физиолог, академик АМН В.В. Парин.

На третьем - врачи, кинооператоры, репортеры.

 

6 апреля - четверг.

На полигон прилетел председатель Государственного комитета по оборонной технике и председатель Государственной комиссии Константин Николаевич Руднев. После 17 часов в МИКе на первом этаже в одной из лабораторий Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов примеряли свои индивидуальные скафандры под руководством Главного конструктора катапультируемого кресла, скафандра, системы жизнедеятельности космонавта, ассенизационного устройства Семена Михайловича Алексеева и ведущих специалистов В.И. Сверщика и Ф. А. Востокова.

 

7 апреля - пятница.

К 10 часам в одной из лабораторий МИКа на первом этаже были развернуты приборная доска пилота с глобусом, при помощи которого космонавт может определить точку земной поверхности, над которой находится в данный момент времени космический аппарат. Выбирается момент включения тормозной двигательной установки (ТДУ) с целью приземления в заданном районе в случае применения ручной системы ориентации корабля и управления спуском с орбиты. Необходимо напомнить читателям, что если откажет по каким-то причинам тормозная двигательная установка (она на первых “Востоках” могла включаться только один раз), то специалисты по баллистическим расчетам предлагали выводить космический аппарат на более низкую орбиту, чтобы за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы постепенно снижалась скорость и через восемь - десять суток КА мог бы спуститься на поверхность нашей планеты, но где - это было неясно, то ли на суше, то ли в океане.

Пульт управления пилота был расположен рядом с контрольно-проверочной аппаратурой. Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, Г.Г.Нелюбов выполняли все необходимые операции по ручной ориентации космического аппарата, включению ТДУ и контролю программы спуска по установленному на приборной доске пилота индикатору. Все необходимые операции выполнялись под контролем Главного конструктора СКБ ЛИИ С.Г.Даревского, где разрабатывали пульт пилота и первый космический тренажер. Руководил этими тренировочными занятиями В.И.Ярополов. Этажом выше по специальной радиопереговорной линии, наземной станции “Заря” Главным конструктором, которой являлся Юрий Сергеевич Быков, тренировкой руководил начальник лаборатории радиосистем космических аппаратов Участник Великой Отечественной Войны инженер-майор Г.Д.Ракитин. Космонавты отрабатывали доклады на Землю, привыкали к своим позывным: Гагарин - “Кедр”, Титов - “Орел” с ними поддерживал радиосвязь будущий космонавт № 4 П.Р.Попович.

 

8 апреля - суббота.

К 9 часам космонавты прибыли в МИК для проведения тренировочных занятий в спускаемом аппарате корабля. Для подъема космонавта к СА использовался легкий передвижной лифт. Вдруг в дверях МИКа появились космонавты, облаченные в скафандры, в сопровождении С.П.Королева и ведущего конструктора О.Г.Ивановского. Первым должен был проводить тренировку Ю.А.Гагарин, а за ним Г.С.Титов, специалисты, принимавшие участие в “обживании” корабля космонавтами, заняли свои рабочие места у своих наземных пультов. Включение всех систем осуществлялось с наземного центрального пульта управления (ЦПУ) за которым находились В.Е.Стаднюк, Ю.А.Карпов, В.К.Щевелев. В.И.Ярополов согласно программе проведения тренировки подавал команды по шлемофонной связи, а операторы определенных систем включали свои системы на космическом аппарате, чтобы космический аппарат, как говорят испытатели: “дышал”. Космонавты, находясь в спускаемом аппарате, следили за включением систем, выполняли различные манипуляции и отрабатывали определенные навыки по управлению КА

В 17 часов состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение о запуске космического аппарата с человеком на борту. Комиссия единогласно согласилась с предложением от имени ВВС: первым кандидатом на полет считать Юрия Алексеевича Гагарина, а Германа Степановича Титова - запасным.. По второму вопросу - о регистрации полета как мирового рекорда и о допуске на старт и в район посадки спортивных комиссаров. Постановили: полет оформить как мировой рекорд, но при составлении документов не допустить разглашения секретных данных о полигоне и носителе. По третьему вопросу - о вручении шифра логического замка космонавту - решили дать шифр космонавту в специальном пакете, предварительно проверив действие шифра на корабле. Четвертый вопрос: об аварийном катапультировании космонавта на старте. Решили: до 40-й секунды полета команду на катапультирование подает Королев или Каманин, после 40-й секунды полета космонавт катапультируется автоматически.

 

9 апреля 1961 г.

 

Сегодня Королев пустил «девятку» (МБР Р-9), пуск прошел нормально - маршал Москаленко оценил его как рождение новой межконтинентальной ракеты. Несколькими днями раньше состоялся пуск МБР Янгеля Р-16, которая достигла «цели» на Камчатке с очень высокой точностью (отклонение по дальности 400 метров, а по направлению 50 метров).

В этот воскресный день, мы все время оставались на десятой площадке. Ребята отдыхали, занимались спортом, играли в шахматы, смотрели кино. Руднев и Москаленко говорят, что пуск состоится 14-15 апреля. Главная задача - не торопиться и все тщательно еще и еще раз проверить. Москаленко, Руднев и Королев просили завтра организовать неофициальную товарищескую встречу с космонавтами.

 

10 апреля 1961 г.

 Вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску “Восток” на котором было принято решение об осуществлении первого в мире полета ракеты с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Утвердили первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагарина, дублером - Г.С.Титова. А в это время проводилась стыковка космического аппарата с ракетой-носителем, шли заключительные операции. Мы с руководителем электрических испытаний Б.Н.Филиным прозваниваем электрические цепи соединений ракеты и космического аппарата. После проделанной работы, наблюдаем за виртуозной работой монтажников и крановщиков под руководством ветерана космодрома Н.П.Синеколодецкого. Крановщики медленно и осторожно подводят КА к ракете, устанавливаются крепежные - и стыковка закончена. Надевается головной обтекатель на космический аппарат.

В 11 часов в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча с космонавтами. В очень простой, дружественной обстановке Руднев, Москаленко, Королев встретились с Гагариным, Титовым, Нелюбовым, Поповичем, Николаевым и Быковским. Встреча началась с выступления Королева. Он сказал: «Не прошло и четырех лет с момента запуска первого спутника Земли, а мы уже готовы к первому полету человека в космос. Здесь присутствуют шестеро космонавтов, каждый из них готов совершить первый полет. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят другие - уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей «Восток». В будущем году мы будем иметь двух- или трехместный корабль «Север». Я думаю, что присутствующие здесь космонавты не откажут нам в просьбе «вывести» и нас на космические орбиты. Мы уверены - полет готовился обстоятельно, тщательно и пройдет успешно. Успеха вам, Юрий Алексеевич!».

Примерно в том же духе выступили я и полковник Е.А.Карпов - начальник ЦПК ВВС. Затем выступили Гагарин, Титов и Нелюбов. Они поблагодарили за доверие, выразили твердую уверенность в успехе первого космического полета и напомнили о необходимости готовить следующие, более сложные полеты в космос. Встреча была теплой, задушевной. Умудренные жизненным и профессиональным опытом маршал, генералы и Главный конструктор Королев, как родных сыновей, напутствовали космонавтов на совершение величайшего в мире подвига.

11 апреля 1961 г.

 Под утро провели предстартовые горизонтальные испытания -проверочные электрические включения. В 5 часов 40 минут - все готово к вывозу на стартовую позицию. К этому времени прибыли С.П.Королев, его заместитель по испытаниям Л. А. Воскресенский и руководитель стартовой группы А.С.Кириллов. Подается команда, раздвигаются ворота МИКа и ракета-носитель с космическим аппаратом медленно начинает путь по казахской земле на стартовый комплекс. Тепловоз двигается настолько медленно, что идущие рядом с ней, не отрывают свои взгляды от величественной картины.

 Ракета с КА “Восток-1” устанавливается в стартовое сооружение.  К 10 часам утра прибыли на стартовую позицию Н.П.Каманин, В.И.Яздовский, Ф.А.Агальцов, а в это время председатель Государственной комиссии К.Н.Руднев и С.П.Королев находились на верхнем мостике около СА и С.П.Королев давал пояснения ему по устройству космического аппарата “Восток-1”. Затем подвел его к отверстию в ферме и объяснял ему, зачем это отверстие сделали в ферме обслуживания. Дело в том, что в случае возникновения нештатной ситуации, космонавт может аварийно катапультирован через отверстие в головном обтекателе и ферме обслуживания на стальную сетку, которая перекрывала часть котлована. «На всякий случай», - ответил, улыбаясь, С.П.Королев.

 Приближается полдень, а в 13 часов должна состояться встреча со стартовой командой. Этот ритуал оставался до определенного времени. Космонавтов, членов Государственной комиссии встретили бурной овацией. Ю.А.Гагарину, Г.С.Титову, Г.Г.Нелюбову были вручены желтые и красные степные тюльпаны. Ю. А. Гагарин заверил, что приложит все силы и знания для выполнения исторического полета. Обходя строй под бурные аплодисменты, космонавты слышали слова пожелания успешного полета.

 

Хроника событий 12 апреля 1961 года. (по книге «Каманин Н.П. Скрытый космос. Книга первая», М.: Инфортекст, 1995).

 

3 часа 00 минут (здесь и далее время московское). На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королев.

 

5 часов 30 минут. Евгений Анатольевич Карпов вошел в спальню и потряс Гагарина за плечо:

- Юра, пора вставать…

Тот вскочил. Поднялся и Герман Титов, напевая шутливую песенку. Доктор удовлетворенно покачал головой - космонавты были бодры.

После физзарядки - завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе. Выдавливая очередную тубу, Юрий не удержался от шутки:

- Такая пища хороша только для невесомости - на земле с нее можно протянуть ноги…

 

6 часов 00 минут. Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: «все готово». После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1.

Облачать в скафандр начали первым Германа Титова. Гагарина - вторым, чтобы меньше париться (вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе).

Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился --первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой.

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке.

 

6 часов 50 минут. Гагарин вышел из автобуса. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией…

Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.

 

7 часов 10 минут. Голос Гагарина появился в эфире.

 

8 часов 10 минут. Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. Его быстро открыли и все поправили.

 

8 часов 30 минут. 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - ГАГАРИН.

 

8 часов 50 минут. Говорит Н.П.Каманин: Объявлена десятиминутная готовность. Как у вас гермошлем, закрыт? Доложите.

Гагарин: Вас понял - объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт. Все нормально, самочувствие хорошее, к старту готов.

 

9 часов 6 минут. Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял - минутная готовность. Занял исходное положение.

 

9 часов 7 минут. Королев (взволнованно): Дается зажигание «Кедр».

Гагарин («Кедр»): Вас понял - дается зажигание.

Королев: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъем!

Гагарин (кричит): Поехали!..

 

9 часов 9 минут. Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина…

В динамиках молчание.

- «Кедр», как чувствуете себя?

Гудение динамиков, знакомого голоса нет.

- «Кедр», отвечайте!

Все внимание на динамики.

- «Кедр»! На связь! Я «двадцатый». - И в другой микрофон: - Связь! Быстро!

«Двадцатый» - Королев.

По-прежнему - молчание.

Мысли приходят невеселые. Внезапная разгерметизация? Обморок от растущих перегрузок?

Неожиданно голос Гагарина:

- Сброс головного обтекателя… Вижу Землю… Красота-то какая!..

Только в эту минуту многие из присутствующих осознали: человек в космосе! Всех охватила радость, веселье. Отступили волнения из-за непредвиденного молчания. Как потом выяснилось, всего на несколько секунд произошел сбой в линии связи. Но эти секунды стоили седых волос Королеву.

 

9 часов 22 минуты. Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди.

Заспанный доктор Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.

 

9 часов 57 минут. Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой.

В эти минуты на пункте управления звучит сообщение ТАСС о запуске космического корабля. Оно немного запоздало - приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину звания майора находился на подписи.

 

10 часов 13 минут. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.

В редакциях всех газет мира началась беготня - надо было успеть их переверстать. «Новость века» должна была стать гвоздем всей сегодняшней прессы.

«Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым в прошлом году вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Так передали французы. От них не отставали американцы, итальянцы, немцы, англичане.

Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.

 

10 часов 25 минут. Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.

Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров…

 

10 часов 55 минут. Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин.

Первой, кто увидел Юрия Гагарина, была Анна Акимовна Тахтарова. Она стала известна всему миру как человек, который первым встретил космонавта. Она говорила так: «Подняла я голову, вижу - человек идет в мою сторону. Оторопь меня взяла - очень уж странно тот человек был одет, не по-нашему. И появился-то он неожиданно - с ясного неба, словно снег на голову. Потом гляжу: человек улыбается. И до того душевная у него улыбка, что весь мой страх как рукой сняло…»

Через несколько минут спортивный комиссар Иван Борисенко, который находился в специальной группе поиска, попросил Гагарина предъявить удостоверение (этого требовал спортивный кодекс). Потом, записав все необходимые сведения и проверив опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись «Восток - СССР», зарегистрировал три абсолютных космических рекорда:

- рекорд продолжительности полета - 108 минут.

- рекорд на высоту полета - 327 километров.

- рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту, - 4725 килограммов.

Спустя еще несколько часов самолет, на борту которого находился Юрий Гагарин, взял курс на Куйбышев.

В это время вызвали портного и приказали за сутки сшить Гагарину новый костюм.

После аэродрома Гагарин поехал в гостиницу. Она находилась на высоком берегу Волги.

Медики приняли решение - дать возможность космонавту немного отдохнуть. Затем Гагарин вместе с Титовым вышли побродить по берегу Волги. Природа удивительным образом гармонировала с их настроением. Герман, заметив, что Юрий задумался, спросил:

- Мечтаешь, что когда-нибудь вот так же вдвоем мы будем, бродя по берегу марсианской реки, любоваться заходящим Солнцем и звездочкой Землей?

- Вот было бы здорово! - рассмеялся Гагарин.

 

22 часа 00 минут. Был организован земной ужин. Произносились тосты. Говорили о будущем человечества. Но навалилась усталость, смыкала веки, давила тяжестью на плечи так, что все, кому было доверено в этот день находился рядом с Юрием, последний раз обнял его, пожелали ему хороших снов и разошлись. Свет в окне погас. Часы показывали 23.00.

 

Следующие космонавты.

6-7 августа 1961 года состоялся второй космический полёт на корабле «Восток-2»: космонавт №2 Герман Степанович Титов провёл в космосе 1 день, 1 час и 11 минут, сделав 17 витков вокруг Земли.

В августе 1962 года были запущены «Восток-3» (11-15 августа 1962 г., космонавт -  Андриян Григорьевич Николаев (11-15 августа) и «Восток-4» (12-15 августа 1962 г., космонавт - Павел Романович Попович). Это был первый групповой полёт двух космических кораблей. На Землю впервые передавались ТВ изображения космонавтов, транслировавшиеся по телевизионной сети СССР и Интервидения. В полёте космонавты освобождались от катапультируемых кресел и свободно плавали в кабине в условиях невесомости; проводились медико-биологические эксперименты. Одной из задач совместного полёта двух кораблей был военный эксперимент по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-3» играл роль цели, а запущенный вслед ему «Восток-4» — перехватчика

Следующий групповой полёт состоялся в 1963 году – «Восток-5»  (14-19 июня, космонавт - Валерий Фёдорович Быковский) и «Восток-6" – (16-19 июня 1963 г.) с первой женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой.

Это был последний полёт кораблей серии «Восток». После одноместного корабля «Восток» следующим этапом стал трёхместный космический корабль «Восход», на котором должна был быть сделан новый шаг вперёд – выход в открытый космос.

 

В продолжение темы:
Полная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с Землей с момента его посадки в корабль (за два часа до старта) до выхода корабля "Востока-1" из зоны радиоприема
Они готовили старт Гагарина
Огнестрельное оружие Роскосмоса: от «Кедра» до «ТиРэкса»
Каким он был парнем