Юрий Васильевич Кондратюк

 

Александр Игнатьевич Шаргей (вошедший в историю под псевдонимом Юрий Васильевич Кондратюк) — советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 году Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

Родился 9 (21) июня 1897 года в городе Полтаве Полтавской губернии (сейчас Полтавская область, Украина) в семье обрусевшей немки, баронессы Людмилы Львовны Шаргей (в девичестве Шлиппенбах) и крещёного в католичество еврея — Игнатия Бенедиктовича Шаргея. С 1910 по 1916 год учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил её с серебряной медалью. В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из неё. Чтобы не воевать в Белой армии, по пути из Киева в Одессу он бежал из воинского эшелона, лишившись при этом всех документов.

15 августа 1921 года его мачеха Елена Петровна Гиберман, раздобыла для него документы Юрия Васильевича Кондратюка, который был на три года моложе Александра. Настоящий же Кондратюк, который подарил свое имя Александру Шаргею, родился 13 августа (26 августа по новому стилю) 1900 года в городе Луцке Волынской губернии (ныне территория Украины), а 1 марта 1921 года, будучи студентом Киевского университета, скончался от туберкулеза легких.

Эту тайну знали всего несколько человек и хранили ее долгие годы. Елена Петровна сообщила её дочери Нине лишь перед своей смертью. В 1977 году Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания специальной следственной комиссии ЦК Компартии Украины об обстоятельствах смены имени и фамилии её братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.

Зернохранилище «Мастодонт».

С 1921 по 1927 годы Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и заканчивая механиком на элеваторе. В 1927 году, опасаясь репрессий ЧК, он переехал в Сибирь, где было легче скрываться под чужим именем.[источник не указан 574 дня] Он устроился на работу в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби — зернохранилище на 13 000 тонн, построенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением). В этот же период неоднократно приезжал в Бийск, где читал лекции по механизации зернохранения.

30 июля 1930 года Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тыс. тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей (судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления). На самом деле, «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов[комм. 1]. Однако вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечён к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро для заключённых-инженеров № 14 по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев получить патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования.

Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копёр.

В 1925 году Юрию Кондратюку удалось разыскать "Вестник воздухоплавания" за 1911 год, где была опубликована часть работы Циолковского о покорении космических пространств. С этого момента он начинает активную переписку со специалистами в этой области: К.Э.Циолковским, В.П. Ветчинкиным, Н.А.Рыниным, С.П.Королевым и др., а в 1929 г. посылает им свою книгу «Завоевание межпланетных пространств», изданную в Новосибирске, и получает от них в ответ литературу в этой области.

Переписывался Ю.Кондратюк и с известным популяризатором науки Я.И.Перельманом, входившим в состав наблюдательного совета ГИРДа. Я.Перельман был автором известной книги «Межпланетные путешествия», изданной впервые еще в 1911 году и выдержавшей впоследствии многочисленные издания. И вот, начиная с 1935 года, с 10-го издания, в список книг по ракетному летанию и звездоплаванию входит книга Ю.В.Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», 1929, стр.72.

В 1925-1927 годах В.П.Ветчинкин работал над задачами крылатых ракет и реактивных самолетов и принимал участие в деятельности РНИИ (Научно-исследовательский институт реактивного движения). 26 января 1926 года коллегия НТО ВСНХ поручила ему дать заключение на рукопись Ю.В. Кондратюка «О межпланетных путешествиях», в которой тот не только самостоятельно пришёл к некоторым выводам К.Э. Циолковского, но и продвинулся далее.

Ветчинкин, тщательно прочитав все 12 глав, пришел к заключению, что Кондратюк — самобытный талант, книгу которого следует напечатать, а самого его вызвать в Москву из провинции. Кстати, проф. В.П. Ветчинкин стал редактором книги Ю. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств».

В связи с тем, что книга была опубликована вдалеке от Москвы очень маленьким тиражом, она не смогла получить широкую мировую известность и оказать в то время существенное влияние на развитие реальных образцов ракетной техники и практической космонавтики. И, хотя в 1947 году книга была опубликована повторно уже издательством "Оборонгиз", она, по мнению биографов А.Шаргея, так и не получила широкой известности.

Жизнь заставила Ю.В.Кондратюка заниматься вопросами, не относящимися к освоению космического пространства, хотя, как он сам писал, всё, чем он занимался помимо космоса, было лишь способом заработать денег для дальнейших исследований в области выхода во внеземное пространство.

Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве.

Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе проект был признан лучшим. В 1933—1934 годах Шаргей работает в филиале Института промэнергетики в Харькове, в то время столице Украины. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС).

Еще в 1933 г. Юрий Кондратюк получил предложение работать в Московской группе изучения реактивного движения (ГИРД). Сергей Королёв и другие сотрудники ГИРДа знали уже труды и возможности Кондратюка. Однако он отклонил это предложение по причине своей обоснованной уверенности, что статья 58–7 УПК РСФСР при работе в ГИРДе может быть в любой момент вновь к нему применена. Поэтому Ю.Кондратюк вынужден был отказаться от работы в ГИРД.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. До сих пор неизвестно, как и когда закончилась жизнь Юрия Васильевича Кондратюка. Достоверно известно, что 4 июля 1941 года он записался в ряды народного ополчения и служил в роте связи 2-го стрелкового полка Дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. 7 июля полк отправился на фронт и занял оборону в 150 километрах от Москвы. 3 октября 1941 года бойцы народного ополчения вступили в бои с немецко-фашистскими войсками. 

Дальнейшая судьба Кондратюка покрыта тайной. Некоторые сослуживцы в своих воспоминаниях называют 3 октября 1941 года датой его гибели. Однако более поздние исследования позволили установить, что еще в январе 1942 года Кондратюк получал денежное довольствие в части, о чем свидетельствует его автограф в раздаточной ведомости.

Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25 февраля 1942 года, похоронен у деревни Кривцово Болховского района Орловской области.

Научное наследие. В 1919 году вышла брошюра Кондратюка «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919). В этой работе он, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.

 

Им было предложено:

·         использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

·         при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано агентством НАСА в программе «Аполлон»);

·         использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).

В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

Второе издание под названием «Завоевание межпланетных пространств» (1929) вышло в 1929 году. В этой книге Кондратюк изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортных грузовых кораблей «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

Книга получила достаточно широкую известность в СССР и за рубежом. Стала она известна и немецким специалистам-ракетчикам, раньше других продвинувшихся в области создания ракет и теории космических полетов. Уже в июле 1929 г. зарубежные ученые заметили выход книги Ю. В. Кондратюка. Немецкий ученый в области ракетной техники Р.Ладеман публикует рецензию на эту книгу в берлинском журнале «Журнал полетной техники и моторного воздухоплавания», там же в рецензии на очередную книгу космической энциклопедии «Межпланетные сообщения» профессора Н. А. Рынина он упоминает имя Ю. В. Кондратюка среди других деятелей ракетного дела. В этой уникальной работе изложены основы современной ракетодинамики и ракетостроения, в ней предложены решения, многие из которых нашли применение в отечественной и зарубежной космонавтике.

Доктор Лоу, американский учёный, задействованный в лунной программе НАСА, после успешного завершения её, заявил:

«Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор её, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полёт на орбиту Луны — старт на Луну с орбиты — возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем — полёт на Землю».

Американский астронавт Нил Армстронг специально побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у стен того дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Впоследствии Армстронг заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». В связи с готовящимся визитом группы американских учёных и специалистов в области космонавтики в Новосибирск, в квартире, где проживал Кондратюк, был экстренно создан музей Ю. Кондратюка. Теперь это Мемориальный музей имени Ю. Кондратюка. Он расположен по адресу: Советская ул., д. 24 (Потанинская ул., 2), рядом с площадью Кондратюка.

Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

В Москве существует улица Кондратюка, названная в честь учёного и входящая в комплекс улиц, названия которых посвящены освоению космоса.

В Москве, Киеве, Полтаве, Малой Виске, станице Октябрьской Краснодарского края, городе Кирове Калужской области и в Барнауле – улицы, а в Новосибирске площадь носят имя Ю. В. Кондратюка. В Полтаве, на родине Ю. В. Кондратюка, на здании бывшей 2-й мужской гимназии, в которой учился юный Александр Шаргей, установлена мемориальная доска, на которой даны его изображения и следующий текст: «В этом здании, во 2-й полтавской мужской гимназии, в 1910 – 1916 годах учился выдающийся советский ученый-изобретатель, один из первых творцов теории космических полетов – Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1941 гг.)». В этом же здании, ныне Полтавском педагогическом институте имени В. Г. Короленко, открыта комната-музей Ю. В. Кондратюка. В июне 1987 г. в дни торжественного празднования 90-летия со дня рождения Ю. В. Кондратюка на доме, в котором он родился, открыта мемориальная доска. В Полтаве и Новосибирске сейчас созданы музеи авиации и космонавтики имени Ю. В. Кондратюка.

В 1980 г. Свердловская киностудия создала по сценарию А. Г. Раппопорта документальный кинофильм «Хлеб и Луна» о Ю. В. Кондратюке, где в интервью академик В. П. Глушко, в частности, сказал: «Если поставить перед собой задачу найти место, которое занимает Ю. В. Кондратюк в ряду первых исследователей космонавтики, то в моем представлении он бесспорно занимает следующее место после К. Э. Циолковского. Его труды изобилуют интереснейшими полезными идеями и предложениями, которые используются ныне и будут еще долгое время использоваться в будущем... В то же время Кондратюк заключил, что, выйдя в космос, человек станет, как он выразился, подлинным хозяином Земли».


В продолжение темы: упоминание про Ю.В.Кондратюка в научно-популярной книге про астрономию и космонавтику в 1964 году: