Первая
«колея» на Луне
17
ноября 2021
51 год назад, 17 ноября 1970 года, на
поверхность Луны был успешно доставлен самоходный аппарат «Луноход-1», который
вместе со своим младшим «собратом» и первым спутником Земли навсегда стали
символами успехов Советского Союза в освоении космоса.
«Луноход-1» проводил исследования на
поверхности Луны и окололунного пространства до сентября 1971 года. Суммарная
длительность активного функционирования самоходного аппарата «Луноход-1»
составила 301 сутки 06 часов 37 минут. Аппарат прошел по поверхности Луны 10
540 метров, что стало мировым рекордом, передал на Землю более 200 лунных
панорам, около 20 тысяч фотографий и другие результаты исследований.
«Луноход-1» был создан в конструкторском бюро
химкинского Машиностроительного завода имени С.А.
Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина,
входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»)
под руководством Григория Николаевича Бабакина.
Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш
под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.
«Луноход-1» состоял из двух основных частей:
колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещена вся
служебная аппаратура. Контейнер имеет форму усеченного конуса, причем верхнее
основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имеет
больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.
Внутренняя поверхность крышки покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что
обеспечивает подзаряд аккумуляторной батареи в
течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи может
располагаться под разными углами в пределах 0-180°, чтобы оптимально
использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.
Для получения панорамных изображений и съемки
участков звездного неба, Солнца и Земли, необходимых для астроориентации
лунохода и не требующих высоких скоростей передачи изображения, на борту
лунохода была также установлена телефотометрическая
или фототелевизионная оптико-механическая система с панорамной разверткой,
состоящая из четырех камер. Они расположены таким образом,
что две из них обеспечивают обзор местности справа и слева от лунохода в
пределах несколько более 180° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной,
а две другие камеры дают изображение местности и пространства в пределах 360° в
вертикальной и 30° в горизонтальных плоскостях.
Луноход управлялся дистанционно. В состав
дистанционной системы управления входили система курсоуказания,
обеспечивавшая передачу на Землю информации об угловом положении аппарата.
Кроме того, курсовой гироскоп обеспечивал движение в заданном направлении с
учетом объезда препятствий. Для получения информации о дорожных условиях,
необходимой для управления движением лунохода, о пройденном пути и для
проведения научных экспериментов по исследованию свойств грунта,
на корме лунохода был установлен входящий в состав самоходного шасси прибор
оценки проходимости. Он состоял из мерного (девятого) колеса и механизмов для
внедрения и поворота в грунте штампа, позволяющего получить информацию о
физико-механических свойствах лунного грунта. С помощью мерного колеса
определялся пройденный путь.
В итоге обследования луноходом района посадки
станции «Луна-17» были построены: топографическая схема трассы в масштабе
1:1000, уточненные схемы отдельных участков в масштабе 1:200, топографические
планы отдельных участков в масштабе 1:100, полученные стереофотографическим
методом, высотные профили трассы и характерных кратеров. В течение всего срока
активного существования лунохода регулярно проводились измерения
физико-механических свойств лунного грунта. С помощью автоматической
спектрометрической аппаратуры РИФМА была получена информация о химическом
составе лунного грунта — в своем составе он имел следующие элементы: кремний
(20%), железо (12%), кальций (8%), алюминий (7%), магний (7%), титан (<4%) и
калий (<1%).
Управление самоходным аппаратом из Центра
управления луноходом выполнял экипаж, в состав которого входили командир,
водитель, штурман, оператор и бортинженер. Экипаж лунохода, получая на Земле
лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью
специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход.
источник - http://www.roscosmos.ru/33369/