Выученные уроки Н-1
12 июня 2022 года
80 лет назад
впервые поднялся в воздух первый советский истребитель с ракетным двигателем
БИ-1. 65 лет назад впервые стартовала «семерка» — первая в мире
межконтинентальная баллистическая ракета. А 35 лет назад состоялся первый пуск
принципиально новой сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» с космическим
аппаратом «Скиф-ДМ».
Выполнив
всего два полета, «Энергия» оставила неизгладимый след в истории, подняв
отечественную ракетно-космическую отрасль на недосягаемый научно-технический и
технологический уровень. В создании системы принимали участие около миллиона
человек, работавших на тысяче предприятий 80 министерств и ведомств. Программа
была воистину общенациональной, хотя большая часть населения СССР до поры до
времени даже не подозревала о ее существовании...
Проектирование
многоразовой транспортной космической системы «Энергия — Буран» началось при
драматических обстоятельствах. Предыдущий большой проект Н-1—Л-3, которому
отрасль отдала дюжину лет, не увенчался успехом. Все четыре пуска «лунного» суперносителя Н-1, выполненные в период с 1969 по 1972 год,
завершились авариями.
По указанию В.?П.?Глушко, ставшего в мае 1974?г. руководителем королёвской фирмы (она получила новое имя —
Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия»), все работы по Н-1
прекратили. Валентин Петрович критически относился к этой ракете, считая ее
компоновочную схему нерациональной, а количество двигателей — чрезмерным.
Взамен новый генеральный конструктор предложил комплексную ракетно-космическую
систему на основе семейства модульных носителей, способных выводить на низкую
орбиту от 30 до 250 тонн для решения задач в ближнем и дальнем космосе.
Разработчики
рачительно отнеслись к имевшемуся наследию. Из лунного проекта заимствовали
ключевые объекты наземной инфраструктуры на космодроме Байконур:
монтажно-испытательный корпус и стартовый комплекс. Из предложений В.?П.?Глушко взяли идеологию построения ряда
унифицированных модульных носителей и основные компоновочные решения. Базовая
сверхтяжелая ракета «Энергия», которая должна была решать основные задачи и,
прежде всего, выводить на орбиту корабль «Буран», состояла из большого
криогенного центрального блока «Ц» и четырех боковых блоков-ускорителей «А»,
унифицированных с первой ступенью носителя «Зенит».
На блок «Ц»
установили четыре мощных кислородно-водородных двигателя РД-0120 разработки
воронежского Конструкторского бюро химической автоматики (КБХА), а на каждый
блок «А» — по одному кислородно-керосиновому РД-170 разработки химкинского Конструкторского бюро энергетического
машиностроения (КБ Энергомаш). Последние до сих пор
обладают наивысшей тягой из когда-либо созданных жидкостных ракетных
двигателей.
Новая система
стала уникальной по многим параметрам. При стартовой массе в 2400 тонн ракета
могла доставить на низкую орбиту 100 тонн полезного груза. Универсальность
«Энергии» ранее была не доступна ни одному носителю в мире. Ракета могла
выводить и крылатый орбитальный корабль «Буран», и стотонные автоматические
спутники, и модули орбитальных станций, и тяжелые межпланетные зонды.
На ее основе
предполагалось создать как более легкие, так и более тяжелые носители. К первым относились «Энергия-М» и «Гроза» с двумя боковыми блоками
«А», ко вторым — сверхгигант «Вулкан» с восемью блоками «А», способный выводить
на низкую орбиту двухсоттонный груз.
Самый мощный
отечественный кислородно-водородный двигатель РД-0120, развивавший тягу на
уровне моря около 150 тонн, должен был без сучка без
задоринки работать в полете почти восемь минут. Для обеспечения его надежности
с 1981 по 1986 год было изготовлено 103 двигателя, проведены 427 огневых
испытаний на режимах от 70 до 100?% номинальной тяги и подтвержден пятикратный
запас по ресурсу.
Не менее
впечатляющий объем экспериментальной отработки прошел и РД-170 тягой 740 тонн:
на 131 двигателе было выполнено 407 прожигов, тем
самым подтвержден расчетный ресурс с более чем семикратным запасом.
И это лишь
комплексные испытания, а ведь каждый агрегат этих двигателей прошел длительную
программу доводки на стендах.
Сделав ставку на маршевые двигатели большой
мощности, разработчики пошли на решение основной проблемы Н-1. Одной из причин
неудачи лунной ракеты считалась недостаточная экспериментальная отработка
первой ступени с тридцатью двигателями средней тяги. Из-за ограниченных
ресурсов стенд для огневых испытаний ступени в 1960-е годы строить не стали:
считали, что достаточно прожигов отдельных
двигателей, а весь блок будет отработан в полете. Это оказалось фатальной
ошибкой.
При
проектировании «Энергии» выбрали путь максимальной отработки всех систем, агрегатов
и блоков на Земле. В результате удалось получить ракету с беспрецедентным в
истории отечественного ракетостроения объемом испытаний.
Наземную
отработку — «холодную» и «горячую» — проходили не только двигатели и отдельные
блоки, но и вся ракета в целом. Блок «Ц» длиной 60 метров и диаметром почти 8
метров стал самой большой единой конструкцией, созданной отечественной
ракетостроительной промышленностью. Для самарского «Прогресса» это был самый
крупный заказ за всю историю: в период с 1981 по 1986 год завод построил восемь
таких блоков. Они прошли 14 тестов — транспортировочных, примерочных,
прочностных, динамических, заправочных и два огневых стендовых испытания.
«Конструкция
очень большая, колоссальное сооружение... — вспоминал Пётр Петренко, который в
1987?г. был начальником производства блока „Ц“, следил
за технологическим процессом изготовления деталей и их испытаний. — Работа
кипела. Пройти корпус от начала до конца было очень тяжело, потому что он был
заполнен людьми и оборудованием».
Блок «А», весивший
с системой спасения шесть десятков тонн, тоже малышом не был. Для испытаний в
тот же период было изготовлено 56 (!) таких блоков. На них выполнили восемь
огневых стендовых и шесть летных тестов в составе ракеты «Зенит», а также почти
полсотни динамических, прочностных и заправочных испытаний.
Наконец, с
1982 по 1986 год для проверок на натуре изготовили шесть экспериментальных
полностью укомплектованных ракет «Энергия»: пять для наземных испытаний
(примерочных, динамических, заправочных, огневых) и одну для полета. Они стали
не просто полноразмерными макетами, а полноценными «учебниками», на которых
отрасль училась не повторять ошибок Н-1, обеспечивая требуемую надежность не в
полете, а при наземных тестах.
Кстати,
ракета, полетевшая 15 мая 1987?г., изначально была не летной, а стендовой. Она
имела номер 6С, предназначалась для огневых испытаний на комплексе
«стенд-старт» и по своей комплектации не сильно отличалась от летного
экземпляра, поскольку делалась по той же документации.
К началу
1987?г. наземная инфраструктура на космодроме Байконур в основном была готова к
выполнению полетов. А вот первая летная «Энергия» с орбитальным кораблем
«Буран» запаздывала. В связи с этим, учитывая успешную наземную отработку
носителя, главный конструктор ракеты Б.?И.?Губанов в
1986?г. предложил нестандартный ход: выполнить первые летные испытания на
объекте 6С.
При
обсуждении этой идеи далеко не все были «за». Тем не менее в конечном итоге Госкомиссия по летным испытаниям поддержала предложение
Бориса Ивановича, дав разрешение на пуск экспериментальной ракеты-носителя
«Энергия» 6СЛ (такой индекс получило изделие 6С). В качестве полезного груза
вместо крылатого корабля «Буран» было решено использовать экспериментальный
тяжелый космический аппарат «Скиф-ДМ».
Засучив рукава,
отрасль быстрыми темпами начала подготовку стендовой ракеты к летным
испытаниям. Весной 1987?г. работы практически были завершены. В те майские дни
на космодром Байконур прибыл руководитель страны М.?С.?Горбачёв,
и о предстоящем пуске открыто сообщили центральные советские СМИ.
Можно смело
утверждать, что за стартом «Энергии» следил весь мир. Конечно, прямого эфира не
было, и старт 15 мая показали в записи. Это было впечатляющее зрелище. Огромная
ракета почти в 2.5 тысячи тонн оторвалась от Земли и, слегка покачнувшись,
унесла восьмидесятитонный «Скиф-ДМ» в ночное небо...
Что греха
таить, далеко не все верили в успех с первого раза, еще свежи были в памяти
неудачи Н-1. Но полет прошел чисто: ракета-носитель
«Энергия» сработала четко, существенных замечаний к ее работе практически не
было. Вот когда проявили себя выученные уроки!
Успех был
оглушительным. СССР вырвался в безусловные лидеры космической гонки. Вспомним:
в то время, как Советский Союз брал один барьер за
другим (запуск зондов «Вега» к Венере и комете Галлея, начало строительства
модульной станции «Мир», полет «Энергии»), у Соединенных Штатов следовали
неприятности. В январе 1986?г. при старте погиб шаттл Challenger:
катастрофа погубила семерых астронавтов. Два подряд взрыва ракет Titan?IV и Delta?II приостановили
выполнение космических программ.
Увы, триумф
«Энергии» оказался кратким, и после развала СССР программу свернули. Но свою —
и весьма немалую! — роль ракета сыграла. Первый видимый результат — наша
способность выводить на орбиту тяжелые и сверхтяжелые автоматические аппараты —
фактически остановил гонку вооружений в космосе.
Реализация
такого грандиозного проекта, как «Энергия-Буран», позволила создать мощнейший
научно-технический задел на десятилетия вперед в ряде областей: кислородно-керосиновые
и кислородно-водородные двигатели большой тяги с высокими удельными
параметрами, сверхлегкие и сверхпрочные сплавы, новейшие теплозащитные и
теплоизоляционные материалы и др. Были освоены сотни новых технологий, внедрено
множество нового оборудования и систем. Этот задел используется и сейчас и еще
долго будет востребован нашей космонавтикой.
источник - https://www.roscosmos.ru/37695/