Отставка Коптева.

Прогрессивные шаги и непоследовательность руководства Роскосмоса

 

12 марта 2004 года глава Росавиакосмоса Ю.Коптев был отправлен в отставку, не выдержав очередной реорганизации правительства. Очевидно, что Коптев стал «козлом отпущения» перед выборами Путина 14 марта. На роль «козла отпущения» Коптев подходил идеально: с одной стороны, личность достаточно одиозная, чтобы его отставка вызвала всеобщую радость, с другой стороны, не такая ключевая фигура, как Греф или Чубайс, отставка которых означала бы заметный ущерб для режима.

Новый руководитель ФКА (Федерального космического агентства - так стал называть Росавиакосмос после реорганизации правительства) анатолий Перминов неожиданно для многих начал проводить прогрессивную политику. Было всерьез объявлено о реанимации лунной и марсианской программ, о скорейшем пуске в строй ракетоносителя нового поколения «Союз-2» и российского космического корабля многоразового использования «Клипер» (по сравнению с которым американские «Шаттлы» - это вчерашний день), начали разрабатываться даже такие оригинальные проекты, как уничтожение радиоактивных отходов путем их отправки на Солнце. Впрочем, в таком резком повороте не было чего-то необычного: Коптев был настолько одиозен, что любой его преемник смотрелся бы как избавление. И проекты нового руководства ФКА - это было лишь просто высказывание самых естественных и очевидных вещей.

Летом 2004 года был сделан еще один шаг вперед - руководство российской космической отрасли открыто замахнулось на интересы американских «партнеров», которые еще до самого недавнего времени считались священной коровой. В июле первый зам главы ФКА Николай Моисеев заявил, что Россия больше не будет выполнять функции бесплатного космического извозчика для американцев. «Россия предупредила партнеров по МКС о смене приоритетов Так и не дождавшись от американского НАСА вразумительного ответа о стратегических планах относительно Международной космической станции, руководители российского Федерального космического агентства, похоже, решили предложить партнерам по проекту с 2005 года перевести отношения в сугубо коммерческую плоскость. [Заместитель директора] ФКА Николай Моисеев заявил, что уже в следующем году наша страна готова будет объявить выполненными все свои обязательства перед участниками проекта создания крупнейшего орбитального научно-исследовательского комплекса. После того как к станции стартует 11-й пилотируемый корабль “Союз” (последний из всех предусмотренных договоренностями), Россия откажется от роли космического извозчика и активно приступит к расширению своего сегмента МКС. По словам г-на Моисеева, ФКА с готовностью будет предоставлять услуги и ресурсы своих модулей партнерам, но исключительно “на компенсационной основе”« - сообщает Lenta.Ru. Там же приводится и убедительное обоснование такой позиции: «По оценкам специалистов НАСА для окончательной достройки станции к 2010 году требуется не менее 25--30 полетов космических “челноков”, однако сегодня американцы весьма неуверенно говорят даже о том, что следующий старт шаттла состоится весной 2005-го. Россия, на которую в таких условиях легла основная ответственность по доставке экипажей и грузов на МКС, неоднократно предлагала партнерам компенсировать отечественным компаниям затраты на строительство и запуск сверхплановых кораблей. Более того, осознавая, что альтернативы “Союзу”, в том числе и как средству спасения экипажа станции в случае чрезвычайных ситуаций, пока нет (американцы временно заморозили проект спасательного корабля), ФКА предложило использовать российские корабли и после увеличения экипажа станции до шести космонавтов и астронавтов».

Завершается этот репортаж такими словами: «Поскольку “старшие” партнеры по МКС не демонстрируют склонности к компромиссу в этом вопросе, в ближайшее время им предстоит, по выражению Николая Моисеева, “уточнить баланс своих вкладов и обязательств по проекту”«. «Старшие партнеры» - это имеются в виду американцы, которых назначил «старшими» неизвестно кто.

Видимо, предупреждение до «старших партнеров» не дошло. И поэтому в августе 2004 года российская сторона выступила уже с конкретными предупреждениями в адрес «старших партнеров»: в случае, если американцы будут упорствовать в своих имперских амбициях, то Россия может отстыковать от МКС свой сегмент - и тогда у России появится своя собственная орбитальная станция. А то, что останется от МКС после отстыковки российского модуля, самостоятельной орбитальной станцией быть не сможет. Если этот план будет реализован, то тогда ситуация в космонавтике вернется на уровень, который был до реставрации капитализма: у нас будет своя орбитальная станция, а у американцев не будет. Этот страшный сон для НАСА станет свершившимся фактом, когда  будет завершена работа по созданию второго функционально-грузового блока (ФГБ-2) на МКС. «Россия возобновит строительство нового сегмента Международной космической станции и перестанет быть бесплатным «космическим извозчиком» NASA. Об этом заявил руководитель летно-испытательной службы РКК «Энергия» Александр Александров. По его словам, в качестве нового сегмента МКС может быть использован второй функционально-грузовой блок (ФГБ-2), находящийся сейчас на заводе космического центра имени Хруничева. Александров не стал говорить о возможных сроках запуска нового модуля, отметив при этом, что «все зависит от финансирования проекта». На это возможны два вопроса. Первый вопрос - что, неужели российская власть наконец-то заняла патриотические позиции? Нет, российские президент и правительство по-прежнему продолжают политику дружбы с американскими «партнерами». А прогрессивные шаги руководства ФКА - это не результат указаний из Кремля, а лишь выражение общественного мнения сотрудников отрасли.

1-3 марта 2005 года в Москве прошла конференция «Ядерная энергетика в космосе», организованная на базе института НИКИЭТ в Москве и НПО “Луч” в Подольске. Названные институты специализируются на создании атомных реакторов. Конференция, проведенная 1-3 марта стала, вне всякого сомнения, событием историческим. На ней были представлены все крупнейшие предприятия и ведущие лидеры двух отраслей – атомной и космической. От космической отрасли там были представлены РКК “Энергия” (Королёв), НПО “Энергомаш” и НПО им. Лавочкина (Химки), Центр Келдыша и завод имени Хруничева (Москва), НПО машиностроения (Реутов), ФГУП “Красная звезда”. От атомной отрасли, помимо названных НИКИЭТ и НПО “Луч”, приняли участие Росатом, Курчатовский институт, ФЭИ им. Лейпунского, ВНИИТФ, Ядерное общество России. Вопросы, обсуждавшиеся на конференции, тоже были весьма грандиозны: программы освоения Луны, Марса и спутников Юпитера, для реализации этих космических проектов предлагалось использовать электрореактивные двигатели, а для их питания – компактные мощные источники энергии, основанные на энергии атома.

Однако эта же конференция проявила и непоследовательность космической отрасли, Господствующая точка зрения в вопросе о практической реализации этих проектов состояла в том, что, мол, поскольку наша страна “не потянет” выполнение этих проектов, то мы должны обратиться к другим странам с просьбой о том, чтобы всё это делать как международный проект, в которое Россия вкладывает богатый интеллектуальный потенциал, накопленный атомной и космической отраслями во времена СССР, а западные партнеры вкладывают деньги, и вместе летим на Луну и Марс. Правда, “почему-то” западные партнеры не проявляют энтузиазма. На вопрос, который А.Буслаев задал на пресс-конференции: а не лучше ли, вместо того, чтобы обращаться за подаяниями в США и Евросоюз, принять политическое решение о запуске нового российского ядерного и космического проекта по тому же образцу, как делались первые наши ядерный и космический проекты (тогда, как мы помним, ресурсы у государства нашлись), Н.Н.Пономарев-Степной с улыбкой ответил, что “это ни одна страна в одиночку не потянет”, и именно поэтому, мол, необходимо международное сотрудничество. Давайте, однако, уточним. Что именно “ни одна страна не потянет”? Создание реактора “не потянет”? Так он уже создан. Создание ракетоносителей, орбитальных станций и луноходов наша страна “не потянет”? Так советская экономика вроде бы неплохо “потянула”. В ряде других действий руководства Роскосмоса также просматриваются рецидивы коптевщины: странные заявления что «космос вне политики«, проталкивание приватизаторов в руководство космических предприятий, в перспективных межпланетных проектах – ориентация сугубо на «международное сотрудничество» и полный отказ от использования выгодной ситуации с шаттлами в интересах России. В деятельности руководства Роскосмоса сегодня причудливо перемешиваются прогрессивные и реакционные начинания. Прогрессивные начинания диктуются в первую очередь общественным мнением отрасли и здравой позицией нового главы Роскосмоса, а реакционные тенденции – либеральной проамериканской политикой президента и правительства, а также глубоко пустившей корни коптевщиной (куратором космической отрасли в правительстве остается… тот же Коптев).

 

Н.Н.Севастьянов во главе РКК «Энергия». В мае 2005 года правительство РФ (основной акционер главного предприятия космической отрасли – Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» в горолёв Московской области) объявило об отставке многолетнего директора РКК «Энергия» Ю.Семёнова. Вместо него был назначен 44-летний Николай Севастьянов (не родственник известного космонавта В.И.Севастьянова, а однофамилец), ранее возглавлявший коммерческое предприятие по разработке спутников связи для «Газпрома».

Первоначально многие (в первую очередь сами сотрудники РКК «Энергия») восприняли новое назначение настороженно, полагая, что новый руководитель назначен для «рыночного реформирования» и приватизации предприятия. Однако неожиданно Севастьянов начал выступать с инициативами по осуществлению реального научно-технического прорыва в космонавтике. Уже летом 2005 года СМИ сообщили:

«Билет на облет Луны для космических туристов будет стоить около 100 млн долларов. Об этом сообщил журналистам президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов. «За облет Луны туристы должны будут заплатить 100 млн долларов плюс-минус 10 процентов. В эту стоимость войдет также недельное посещение Международной космической станции», - сказал он.

По словам Севастьянова, несмотря на высокую стоимость двухнедельного «лунного» тура, «проект абсолютно реален - в экспедиции к Луне будут задействованы российские пилотируемые корабли «Союз», которые «выдержали уже сотни запусков». РКК «Энергия» предлагает совместить туристическими полетами на спутник Земли с промышленным освоением Луны. «Мы переходим к новой фазе освоения космоса, когда надо создавать промышленные объекты в околоземном пространстве, на Луне и дальше», - сказал он. Освоение промышленных ресурсов Луны - первоочередная задача и одно из самых перспективных направлений развития энергетики, убежден Севастьянов. Но прежде чем приступить к добыче гелия-3 на спутнике Земли, надо сделать три шага - совершить облет Луны, посадку на нее и создать там базы.

«Энергетические ресурсы на Земле, по оценке экспертов, истощатся через 50-100 лет, поэтому мы говорит о выходе на  новые месторождения энергетических ресурсов», - подчеркнул глава РКК «Энергия». Освоение Луны, по его мнению, «даст реальный экономический эффект для общества, и этим окупятся все затраты и настоящие, и будущие».

По словам Севастьянова, специалисты-ядерщики поддерживают планы РКК «Энергия». «Гелий-3 - абсолютно экологически чистое сырье с высоким КПД, но его к сожалению нет на Земле», - напомнил Севастьянов. А это значит - надо добывать его на спутнике, убежден глава корпорации. Предложенный РКК коммерческий облет Луны, по его мнению, лишь часть плана ее освоения. «Туризм - не самоцель, а один из стимулов, которые позволят продвинуть этот проект», - сказал Севастьянов. Федеральное космическое агентство рассматривает возможность организации в будущем коммерческих туров на Луну».

 

Впоследствии Севастьянов еще далее продолжил прогрессивную политику – предложенная им «Концепция развития пилотируемой космонавтики» ориентировала на поэтапный путь развития передовых проектов – от «Клипера» до лунной программы – еще при жизни нынешнего поколения. До конца 2006 года эта его политика пользовалась поддержкой Роскосмоса. Однако в начале 2007 года на сайте Роскосмоса появилось заявление «О приступах лунатизма», где критиковались якобы «нереальные» проекты РКК «Энергия». И, наконец, 22 июня 2007 года была заявлено об отставке Севастьянова тоже под предлогом «несогласованности» его проектов с программой Роскосмоса. Хотя не так давно руководство Роскосмоса публично поддерживало все те же проекты типа гелия-3.

Публицист Максим Калашников так характеризовал эту ситуацию:

«Севастьянов вошел в резкое противоречие с бюрократической системой людей-»андроидов». Он предложил двигаться вперед, тогда как системе нужна болотная застойность, статичная стабильность. Его убоялся глава Роскосмоса (комического министерства), отставной генерал-ракетчик Анатолий Перминов. 62-летний чиновник решил, что сорокалетний энергичный Севастьянов метит на его пост. Роскосмос при Перминове (как и при его многолетнем предшественнике Коптеве) придерживается иного кредо: не нужно никаких радикальных инноваций. Надо до бесконечности использовать и немного модернизировать старые советские наработки сорокалетней (а то и полувековой) давности: ракеты типа «Союз» и «Протон», корабли «Союз» и «Прогресс». Работать извозчиками для американцев и европейцев, поддерживать де-факто американскую станцию МКС. Ну, еще вовсю передавать советский опыт американцам, китайцам, бразильцам, южнокорейцам - всем, кто заплатит.  Такой порядок вещей крайне удобен для космических бюрократов пенсионного возраста. Знай, сиди себе - раздавай заказы, отбирай у предприятий денежки по иностранным контрактам и рули финансовыми потоками. Зачем делать что-то радикально новое? Это же надо брать на себя ответственность, рисковать своим креслом, нервничать, решать новые проблемы. А победившей «андроидной» бюрократии это не нужно. Она не хочет напрягаться и рисковать своими постами. А потому - долой севастьяновых с их планами. Убрать Севастьянова - дабы не нарушал благостно-лакированной картины, где можно выдавать советскую космическую технику за «российскую», малюя на ее бортах власовский триколор. Будем и дальше делать год от года устаревающие морально носители и корабли, не замечая того, что со своими многоразовыми ТКС вот-вот выйдут на рынок и американцы, и европейцы, и японцы. Но это - верный путь к концу отечественной космонавтики. Ведь в ней остались в основном старики. Молодежь им на смену не идет. Чтобы ее завлечь, чтобы советские «могикане» успели передать ей свои знания и навыки, необходимы новые масштабные проекты, созидающие системы более высокого качественного уровня. Не будет новых амбициозных проектов - и наша космонавтика умрет из-за ухода на пенсию и в мир иной последних квалифицированных «профи»«.

Характерно, что практически одновременно с отставкой Севастьянова пошло замедление движения вперед и в атомной отрасли – на место разговорам про «второй атомный проект» пришли разговоры про «атомный ренессанс на старой технологической платформе», то есть развивать ядерную энергетику не на основе новых технологий, а на основе ВВЭРов 40-летней давности, мотивируя это тем, что «главная цель – получение прибыли». А в постановлениях по «реформированию отрасли» (например, в постановлении правительства РФ от 26.05.2007 №319 «О мерах по созданию ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс») открыто применяется по отношению к стратегическим предприятиям слово «приватизация» - несмотря на все заверения чиновников, что «приватизации атомной отрасли не будет, а будет лишь акционирование».

После отставки Севастьянова в политике Роскосмоса окончательно исчезли всякие попытки делать что-то новое и прорывное. В принимаемых программах развития космической отрасли в качестве вершины прогресса объявляются якобы новые ракетоносители «Ангара» и «Русь», которые по-прежнему основаны на жидкостных реактивных двигателях конструкции прошлого века. Задача перехода на новые технические принципы – а именно, на разработку ядерных электрореактивных двигателей – провозглашается аж на уровне президента, однако Роскосмос никакого особого энтузиазма в этом деле не проявлял.

 

Роскосмос под руководством В.Поповкина. 29 апреля 2011 года был отправлен в отставку глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Его преемником стал генерал Поповкин – тот самый, который 7 лет назад сменил того же Перминова на посту командующего Космическими войсками РФ.

Формально по причине достижения пенсионного возраста. Хотя все СМИ открыто писали, что причиной недовольства Перминовым в Кремле стали участившиеся катастрофы при запусках космических аппаратов, последней из которых стало падение ракеты с тремя спутниками ГЛОНАСС в декабре прошлого года. Хотя прямой вины Перминова в этих катастрофах нет – причиной является то, что российская космонавтика окончательно исчерпала запас прочности, оставшийся с советских времён. Неудивительно поэтому, что различные аварии сопровождали все 7 лет нахождения Перминова во главе Роскосмоса (и после каждой аварии появлялись устойчивые слухи о его отставке). Другое дело, что Перминов ничего не сделал, чтобы на смену советским наработкам пришли космические технологии нового поколения. Время его руководства космической отраслью можно смело назвать временем упущенных возможностей.

Самым громким скандалом времён правления Поповкина стала катастрофа ракеты «Протон» с тремя спутниками ГЛОНАСС на старте 2 июля 2013 года. Эту катастрофу видел весь мир в прямом эфире телеканала «Россия». Ситуация сопровождалась возмущением по поводу проникновения на космодромы служителей культа, которые перед стартом совершали над ракетами религиозный обряд освящения как бы для обеспечения безопасности их полёта (назывались при этом крупные суммы, якобы полученные попами за это «освящение») – и получается, что поповские услуги оказались некачественными.

Сотрудник космического кластера фонда Сколково В.Лукашевич, комментируя постоянные катастрофы космических аппаратов, писал летом 2013 года:

 

«Итак, что мы имеем? Оглядываясь назад, приходится констатировать, что в последние годы частота аварий растет, как снежный ком. Самое страшное, что причины аварий очень разнообразны – они происходят из-за ненормальной работы двигателей различных ракетных ступеней, разгонных блоков, сбоев в их системах управления и в бортовых системах космических аппаратов, нарушений и ошибок в предстартовой подготовке ракет и космических аппаратов… Неприятности возникают на разных этапах всего жизненного цикла изделий – от производства, через испытания и предстартовую подготовку до работы на орбите. Такое многообразие причин говорит о том, что проблема не в каком-то одном месте, она везде, повсеместно и имеет системный характер…

Начать нужно с того, что Россия никогда не была «великой космической державой». Такой державой был СССР, подаривший миру первый Спутник, первого человека в космосе Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта – Валентину Терешкову, первый космический экипаж (Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, космический корабль «Восход-1»), первый выход в открытый космос Алексея Леонова, первую орбитальную станцию, первые мягкие посадки на Луну, Венеру, Марс…

Тогда мы действительно были первыми. Но между СССР и Россией огромная разница, разница во всем – в политическом строе, экономике, производственных мощностях, ресурсах, менталитете людей. То, что было по силам СССР, Россия в силу ряда принципиальных причин сделать не способна.в течение почти 15 лет вся отрасль не финансировалась должным образом, теряя кадры и производственные мощности. Никто не занимался подготовкой новых специалистов, обеспечением, перевооружением, обновлением основных фондов. В полном загоне была космическая наука, отраслевые институты выживали, кто как мог, на голодном пайке, теряя людей, лаборатории, научные школы. Уходили самыеталантливые, инициативные, перспективные. Оставались лишь приспособленцы, не способные найти себе другого места, либо люди, не сумевшие расстаться с любимой работой. Ну и, конечно, ветераны, которым уже поздно было что-либо менять в жизни.

Проблема была в том, что новые люди, в первую очередь молодежь, не приходила в отрасль в течение последних 15 лет. А те, кто приходил, быстро уходили «на сторону», увидев материальную и карьерную бесперспективность. Ведь молодым нужно заводить семьи, приобретать жилье, им хочется жить нормальной жизнью, которую не могла им дать космонавтика. На голой романтике «пыльных тропинок далеких планет» можно жизнь начать, но ее нельзя построить.

В итоге в космической отрасли образовался серьезный кадровый разрыв между поколениями размером в 15-20 лет. Для наукоемкой отрасли это очень много…

Для движения вперед любому коллективу нужна преемственность опыта, идей, квалификации, методологии работы, конструкторской школы, которые передаются от одного поколения специалистов другому. Для этого необходимо сосуществование в одной производственной (творческой, научной, конструкторской и т.д.) среде людей разных поколений. У приходящего со студенческой скамьи в коллектив молодого специалиста есть энтузиазм, но нет никакого опыта. И между учебниками в молодой голове и реальностью производственного процесса современного наукоемкого предприятия настолько большая дистанция, что молодой специалист даже не сразу может все понять, для этого требуется хотя бы минимальный опыт, нарабатываемый в течение первых лет работы. И только после этого он в полной мере начинает перенимать опыт ветеранов, становясь настоящим профессионалом. Поэтому самый расцвет его творческого потенциала приходится на возраст 30-45 лет, на самые плодотворные годы. Когда уже есть опыт, умение самостоятельно работать, но голова еще свежая, легко воспринимающая новое. Это среднее руководящее звено: начальники бригад, отделов, секторов, лабораторий, отделений, департаментов. Над ними и рядом с ними есть умудренные ветераны, помогающие советами, а в подчинении – растущие молодые специалисты. Наиболее работоспособный коллектив – это тот, в котором три возрастные категории (до 30 лет, 30-45 лет, и старте 45 лет) представлены примерно поровну, причем доля стариков предпенсионного возраста не должна превышать 20-25%, и главное – у «пенсионеров» не должно быть права «вето» при принятии основных решений. Так должно быть…

А что мы имеем у нас? Отсутствие среднего, наиболее плодотворного звена 30-45-летних, костяка любого нормального коллектива. Молодняк, который не всегда в состоянии перенять опыт ветеранов пред- и запенсионного возраста в силу не только разности профессионального уровня, но из-за ментальной разности поколений. Не удивительно – первые не мыслят себя без планшетников и прочих новомодных гаджетов, а вторые не всегда знают, как включается настольный компьютер.

15 лет в отрасль не шли новые кадры, и сейчас эту проблему уже не решить за несколько лет никакими способами, даже вливанием денег. … Наших ветеранов никто не «подпирает», им некому передать свои знания и опыт. Принято думать, что стареть может только отдельный человек. Но стареть может и коллектив: когда основная часть его сотрудников приближается к пенсионному возрасту, он перестает воспринимать новое. В лучшем случае он будет выдавать давно устаревшую продукцию технологического уровня прошлого века. С архаично низкой производительностью труда…

Мы потеряли целый пласт менеджеров-профессионалов, не получив и не воспитав их. И заграница нам здесь не поможет, как это возможно в других «легких» отраслях – космонавтика является составной частью нашей оборонки с ее государственной тайной, формами допуска и другими режимными ограничениями. Проблема отсутствия современного менеджмента, наряду с другими, тоже не решается на раз-два, она требует планомерной работы, затрат и времени.

Катастрофической ситуации с кадрами под стать и производственные проблемы. Основная часть производственного оборудования полностью изношена, оно давно устарело морально и физически и находится за всеми мыслимыми сроками эксплуатации и нормами амортизации. Фактически мы сегодня работаем на станках, не намного моложе тех, на которых собирался «Восток-1» Юрия Гагарина… Все, что мы имеем и чем пользуемся – создано в советские времена. После распада СССР мы не смогли ничего создать в нашей космонавтике принципиально нового. Мы летаем на советском корабле «Союз», запускаемом на советских ракетах с советских космодромов. Все попытки создать новый, российский пилотируемый космический корабль пока не увенчались успехом. В середине 2000-х мы создавали «Клипер», потом вместо него ППТС (перспективную пилотируемую транспортную систему), сейчас – ПТКНП (пилотируемый транспортный корабль нового поколения). В последнее время изРоскосмоса послышались сомнения в целесообразности создания нового корабля до окончания сроков эксплуатации МКС (2020 г.). Мы продолжаем летать на корабле «Союз», идеология которого была заложена Сергеем Королевым еще в 1960-е годы, и который мы гордо объявили «самым надежным» после прекращения эксплуатации американских шаттлов. Но США сейчас разрабатывается сразу несколько типов новых космических кораблей, один из которых предназначен для дальнего космоса.

Ситуация с новыми ракетами-носителями у нас не лучше кораблей. Периодически возникают (и исчезают) проекты новых ракет «Аврора», «Ямал», «Русь-М»… Новая российская ракета-носитель «Ангара» создается уже почти 20 лет (с правительственного Постановления от 15.09.1992), но при этом она имеет удивительное качество – последние 5-6 лет дата ее планируемого старта с завидным постоянством соответствует выражению «…через год», т.е. через два года от текущей даты. В 2008 г. первый пуск планировался на 2010-й, в 2010-м – на 2012-й, сейчас – на 2014-й год. … Самая «новая» российская ракета, первый пуск которой с Плесецка запланирован на октябрь этого года – «Союз-2.1В», на самом деле является центральным блоком все той же «королевской» ракеты Р-7, запустившей первый Спутник 4 октября 1957 г. Правда, с другим двигателем НК-33, созданным на рубеже 1960-1970 годов для другой ракеты С.Королева – лунной Н-1, которая должна была доставить советского человека на поверхность Луны. Без учета современных нюансов, «Союз-2.1В» по сути, является новой комбинацией все тех же старых «советских» кубиков…

Вот так выглядит портрет современной отечественной космонавтики – «советский» запас прочности кончился, затрещав сразу по всем швам в виде череды аварий по разным формальным причинам. И эти аварии складываются в мозаику внешнего проявления системного кризиса, охватившего всю отрасль целиком. Возможности советской космонавтики закончились, а российская – так и не появилась…

…Между нынешними и советскими временами есть еще одна принципиальная разница – советская космонавтика имела цель своего развития. Да, эта цель во многом была военной и политико-идеологической, но она – была. Мы должны были быть первыми, мы доказывали миру свое превосходство, мы покоряли природу и осваивали космос. В противоположность этому у нашей российской космонавтики, в первую очередь пилотируемой, есть одна глобальная проблема – потеря целей. Зачем мы летаем в космос? Для чего каждый из нас как налогоплательщик содержит своим карманом летающих над головой космонавтов? Что они там делают? С какой целью? Что будут делать там завтра? Какая нам от этого польза? В чем цель существования целой ракетно-космической отрасли? Ну, кроме прокорма в ней непосредственно занятых? На эти вопросы нет четких ответов»

(полный текст – по ссылке http://www.minspace.ru/Kosmos/18-07-13.html)

 

Роскосмос под руководством О.Остапенко. В октябре 2013 года Поповкин был отправлен в отставку. Новым руководителем Роскосмоса стал бывший генерал РВСН Олег Остапенко. Это оказался уже третий подряд глава Роскосмоса, пришедший из военных, а не из научного сообщества или специалистов из самой отрасли. Это вызвало логичное недоумение - при всей несомненной важности военной составляющей использования космического пространства, всё-таки у генералов, с одной стороны, меньше понимание задач развития космонавтики, с другой стороны - больше склонность к клерикализации космонавтики, и так принявшей угрожающие масштабы.

Чего следует ждать от нынешнего руководства Роскосмоса – пока сложно сказать определённо. С одной стороны, в конце апреля 2014 года О.Остапенко на своей пресс- конференции заявил о наличии масштабных планов по освоению Луны. «Глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что в новой стратегической программе, которая увидит свет в ближайшие месяцы, рассматривается формирование на Луне станций с мощной энергетикой. Конечно, это не отменяет ни марсианской программы, ни проектов по изучению астероидов, но всё же Луна становится особым объектом интереса, поэтому Роскосмос уже обсуждает с соответствующими научными институтами возможности современных энергоустановок. Поскольку солнечной энергетики для лунных станций будет явно недостаточно, Остапенко предполагает в будущем серьёзные «изыскательные работы» и внедрение прорывных технологий и решений в освоении космического пространства». Уже через 3 года он рассчитывает увидеть конечный продукт, который будет всё это время создаваться «ребятами, которые станут ключевыми личностями» в 2020–2025 годах», - сообщали СМИ. С другой стороны, на той же самой пресс-конференции Остапенко в очередной раз заявил о намерении реализовать планы, анонсировавшиеся ещё при его предшественнике Поповкине планы по «реформированию» космической отрасли, основным содержанием которой должно стать сокращение (или, как это называется у чиновников, «оптимизация») «излишних» производственных мощностей вместе с работающими на них «излишними» людьми.

Очевидно, что эти две установки прямо противоречат друг другу – если развёртывать масштабную лунную программу, то нужно не сокращать производственные мощности и сотрудников, а, наоборот, привлекать новые кадры. По-прежнему сказывается неспособность властей РФ сформулировать задачи для космонавтики. Потому что реальная научно-техническая революция неизбежно повлечёт за собой революцию социальную.