Путеводная Звёздочка

10 мая 2022

Еще за год до знаменательного события в СССР стали прямо говорить, что в стране началась отработка пилотируемого полета человека в космос. Этим сообщениям способствовал и запуск в мае 1960 г. первого корабля-спутника (1КП № 1) — прототипа легендарного «Востока». Ну а последней тренировкой перед стартом первого космонавта планеты стал полет дворняги Звёздочки, пожалуй, самой малоизвестной из отряда четвероногих, штурмовавших космические высоты.

Когда западные журналисты интересовались датой первого пилотируемого старта, им обычно отвечали, что человек отправится на орбиту только после понимания, что ему там ничего не угрожает. И хотя внешне такая позиция смахивала на необходимость соблюдения режима секретности, документы свидетельствуют, что данная установка полностью соответствовала умонастроениям советских ученых и инженеров.

Интересна разница в подходах к стратегии создания первых космических кораблей в США и в СССР. В рамках программы «Меркурий» изначально проектировалась одна модификация корабля. С его помощью планировалось проводить как испытательные полеты животных, так и последующие запуски астронавтов. В СССР выбрали подход, который заключался в поступательном усложнении техники. Сначала был создан прототип корабля, который в документах тех лет часто проходил под шифром «Восток-1», а сейчас более привычен 1К.

В аппарате не предполагалось оборудования, предназначенного для пилотируемого старта, вроде систем ручного управления. Целью полета первого корабля (1КП № 1), запущенного в мае 1960 г. боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром Байконур), была отработка базовых операций — выведения на орбиту и схода с нее.

Через три месяца, 19 августа 1960 г., в космос отправился второй корабль-спутник (1К № 2) с собаками Белкой и Стрелкой, впоследствии ставшими знаменитыми. Именно четвероногие испытатели должны были проверить воздействие невесомости и дать ответ: можно ли отправлять человека в неизведанное пространство? Несмотря на уже проделанную огромную работу по подготовке космонавтов, все ждали результатов полета животных.

Спустя два дня хвостатый экипаж был успешно возвращен на Землю. А 24 августа космические путешественники, живые и здоровые, были представлены журналистам на специальной пресс-конференции в Москве. Открыл ее вице-президент АН СССР академик Александр Топчиев, который подчеркнул, что достигнутый успех станет еще одним важным шагом на пути человека в космос.

10 сентября в ЦК КПСС была направлена записка Д.?Ф.?Устинова, Р.?Я.?Малиновского, К.?Н.?Руднева, С.?П.?Королёва, М.?В.?Келдыша и других (всего 16 подписей), в которой подчеркивалось, что анализ данных с корабля-спутника показал: ничего опасного в космическом полете не выявлено, и можно начинать подготовку пилотируемого запуска. Предложение было принято 11 октября, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об объекте „Восток-3А“«. Под этим шифром скрывалось название пилотируемого корабля. Сейчас для этой серии кораблей более привычен шифр 3КА.

Как и планировалось, в качестве базы для 3КА послужила серия кораблей 1К. С прототипа сняли некритичное оборудование, связанное с научными экспериментами, а также датчики инфракрасной вертикали. Добавилось ручное управление ориентацией, пульт космонавта, иллюминатор «Взор», ассенизационное устройство, адаптированная под человека система жизне­обеспечения и катапультирования.

Работа над новым кораблем шла с небывалым уровнем контроля. Вспоминает Анатолий Иванович Яцушко, исполнявший обязанности начальника сектора в ОКБ-1: «Для установки на корабль и ракету-носитель специально отбирались агрегаты, приборы или детали — самые лучшие из партий, к которым еще в процессе изготовления предъявлялись повышенные требования. Испытания систем проводились не только по штатной документации... но и по дополнительным частным программам, которые составлялись группой специалистов...

Испытания проводили обязательно, как минимум, два человека: представитель военной части и представитель промышленности. Один выполняет ту или иную операцию, второй контролирует. Причем испытания проводились не так формально, что всё, мол, соответствует документации, а испытатели считали законченными проверки только тогда, когда у них в душе не оставалось никаких сомнений насчет нормальной работы системы».

На всех прошедших проверку приборах ставился штамп: «Годен для 3КА».

Еще в 1960 г. был обозначен критерий: перед отправкой человека нужно выполнить подряд не менее двух успешных полетов без космонавта. Корабли 3КА стали готовить к запуску в беспилотном варианте. В этих двух кораблях вместо человека в катапультируемом кресле поместили манекен. Другими пассажирами должны были стать собаки, мыши и другие представители земной фауны. Еще одно дополнение — фоторазведывательная аппаратура для экспериментальной съемки объектов в Африке и Турции. И, понятное дело, в ходе полета было невозможно переключение на ручной режим управления, хотя все необходимые системы для этого существовали.

Первый и второй 3КА были отправлены в космос 9 и 25 марта 1961 г. В отличие от миссии Белки и Стрелки, эти события, по мнению автора, не получили должного места в истории советской космонавтики. Полеты проходили по одинаковой программе. Остановимся на последнем, поскольку именно после него было принято окончательное решение об отправке первого человека в космическое пространство.

17 марта во время подготовки аппарата на космодром прилетели шестеро космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Валерий Быковский, Андриян Николаев, Павел Попович и Григорий Нелюбов. Там они увидели, как идет подготовка космического корабля, и познакомились с пассажиркой. Дворнягу звали Удачей. Юрий Гагарин пошутил, что удача им и на Земле пригодится, и предложил дать ей новое имя — Звёздочка. Другие космонавты не возражали, и генерал Н.?П.?Каманин утвердил решение.

Посещение космонавтами полигона было использовано для тренировок в условиях, максимально приближенных к реальным. Гагарин и Титов отработали облачение в скафандр, посадку в корабль, поупражнялись в проверке скафандра и средств связи. Эти занятия проводились в монтажно-испытательном корпусе, находящемся в нескольких километрах от старта. Еще одна тренировка прошла непосредственно на стартовом комплексе, когда там уже находился корабль. Гагарин и Титов в скафандрах были доставлены к ракете и отработали подъем на лифте к самому люку корабля.

25 марта 1961 г. в 8 часов 54 минуты московского времени ракета-носитель 8К72К, позже названная «Восток», отправила Звёздочку в космическое путешествие. Вскоре был получен сигнал об отделении корабля от носителя и его выходе на расчетную орбиту. После выведения аппарат получил официальное наименование «Пятый корабль-спутник».

Корабль совершил виток вокруг Земли и пошел на посадку «в расчетном районе Советского Союза». Под этим термином подразумевался фрагмент суши размером 1000?1000?км. Такая огромная площадь была зарезервирована, поскольку оценивалась возможность посадки на разных витках. Для первого витка посадка ожидалась на линии Ростов — Куйбышев (ныне Самара) — Пермь. Для поиска и эвакуации было задействовано семь парашютно-десантных групп.

Корабль Звёздочки зашел на посадку в районе Пермского края. Штатно, на высоте порядка 7?км, было отстрелено катапультное кресло с манекеном, после чего открылся парашют спускаемого аппарата, который приземлился на заснеженное поле недалеко от деревни Карша юго-восточнее Воткинска. Согласно отчетам, поисковые службы спустя три часа после вылета взяли под охрану как спускаемый аппарат, так и манекен.

Что в это время происходило на Земле? Вспоминает Дмитрий Сергеевич Мазунин, в то время военный комиссар Фокинского района: «25 марта 1961 г. около 13 часов (по местному времени. — Ред.) над селом Фоки в небе раздался сильный взрыв. Вслед за ним на фоне голубого неба раскрылись два парашюта: один малого размера, на котором медленно снижался предмет, похожий на человека, другой — огромного размера, ниже купола которого висел шар. Кроме того, без парашютов на Землю летели с большой скоростью несколько предметов. Казалось, что потерпел аварию какой-то летательный аппарат, может быть, даже иностранного производства...

Поисковая группа в составе военкома, двух милиционеров и врача выехала примерно через 40 минут после происшедшего в небе взрыва. В тот год весна была ранней, и дороги развезло. Нам пришлось преодолевать сплошную раскисшую грязь, именуемую дорогой. На машине мы доехали до деревни Чумна, на окраине которой увидели группу деревенских жителей и ребятишек, рассматривающих лежащий на земле предмет. Внимательно осмотрев его, я убедился, что это кресло для человека и что оно создано руками советских людей, на советском заводе...

Не доехав до деревни Карша 300 метров, мы увидели слева от дороги, примерно в 300 метрах, большое оранжевое пятно на снегу и черный шар на нем. Шар издавал писк: это работала аппаратура спускаемого аппарата. Предполагая, что кто-нибудь внутри шара нуждается в помощи, я подошел к нему вплотную. Рядом лежал скомканный парашют огромных размеров, который протащил шар по снегу примерно 200 метров, о чем свидетельствовал след на снегу. В сторону деревни был обращен совершенно круглый люк диметром около одного метра. Живого существа внутри шара не было...

Человек, вернувшийся после телефонного разговора с военкоматом, сказал, что о посадке спускаемого аппарата в нашем районе знают уже не только в Перми, но и в Москве, и оттуда требуют спасти собачку. Какую собачку? Вокруг нас, как обычно, бегало и веселилось около дюжины псов, главным образом, обычных дворняжек. Подумалось, что собачка должна была быть какой-то особенной, интеллигентной. Такой «интеллигентки» среди деревенской своры не наблюдалось...

Наконец около 16 часов по местному времени над местом приземления появился самолет. Сделал два-три круга и выбросил воздушный десант. Около 17 часов десантники во главе с майором подошли к шару. И опять в первую очередь ко мне обратились с вопросом о собачке... А 26 марта на вертолетах к спускаемому аппарату прилетели ученые, которые тщательно обследовали район приземления и достали Звёздочку из ее космической «конуры». Она тихо сидела в отсеке за закрытой крышкой».

Вечером того же дня Звёздочку доставили в Москву, где 28 марта прошла открытая пресс-конференция Академии наук СССР. На ней были представлены все космические путешественницы, вернувшиеся с орбиты: Белка, Стрелка, Чернушка (пассажирка 3КА № 1) и Звёздочка. Главной же темой был предстоящий пилотируемый полет. Академик Василий Парин тогда прямо заявил: «Можно сказать, что в настоящее время мы уже не стоим перед дверью в неведомое в отношении влияния космического полета на организм. Если несколько лет тому назад мы могли в значительной степени гадать, что ждет человека, то сейчас мы уже многое знаем, и по существу принципиальных вопросов большого значения — неясных и нерешенных — в настоящее время нет».

Там также было сказано, что первым планируют отправить в космос достаточно молодого мужчину и что полет будет непродолжительным. Однако это будет полноценный полет на орбиту, так как баллистический «бросок», как считали советские ученые, не представляет большого интереса. Несмотря на все попытки узнать точную дату запуска, этот вопрос традиционно остался без ответа. Но зарубежные журналисты посчитали, что он должен совершиться в ближайшие недели.

30 марта в ЦК КПСС ушла докладная записка о готовности к запуску космического корабля с космонавтом на борту. В ней анализировался опыт предыдущих стартов и отмечалось, что испытания «Востока» как корабля, предназначенного для полета человека, прошли успешно. Да, определенные замечания были, но ничего особо серьезного. И если бы на 3КА № 1 и 2 были люди, то они тоже успешно вернулись бы на Землю.

Первый полет человека в той докладной записке наметили в период с 10 по 20 апреля. 3 апреля предложение о запуске космонавта было принято Президиумом ЦК КПСС.

Полет Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 г., естественно, быстро затмил полет Звёздочки. А вскоре потерялась и сама героиня. По воспоминаниям Адили Равгатовны Котовской (физиолог Института авиационной медицины, готовившая собак к полету. — Ред.), ее передали в Московский зоопарк, из которого она вскоре бежала.

Тем временем об отважной собачке, проложившей человеку дорогу в космос, не забыли. 12 апреля 1986 г. рядом с поворотом на деревню Чумна (Пермский край) был установлен обелиск в честь приземления корабля. 25 марта 2005 г. был открыт памятник Звёздочке в Ижевске, а 12 апреля 2011 г. — возле деревни Карша, на месте ее посадки.

В Краеведческом музее города Чайковский есть уникальный экспонат — крышка люка с космического корабля Звёздочки. Ее нашли только когда сошел снег, уже после полета Гагарина. Долгие годы эта космическая реликвия лежала в местном военкомате, пока ее не передали в музей.

источник - https://www.roscosmos.ru/35022/