Творческий полет космонавта Джанибекова

14 мая 2022

Вряд ли в нашей стране найдется человек, который не слышал имени героя-космонавта Владимира Александровича Джанибекова, совершившего пять полетов в космос. Однако не все знают о его серьезном увлечении живописью. За десятилетия насыщенной событиями жизни им написаны сотни картин и рисунков, создано немало интересных художественных образов, в частности эскизы для почтовых марок. Накануне 80-летия прославленного космонавта заместитель главного редактора журнала «Русский космос» Игорь Маринин рассказывает о творчестве этого талантливого человека.

Владимир Александрович Джанибеков родился 13 мая 1942 г. В 1970 г. был зачислен в отряд космонавтов ВВС. В 1978 г. был командиром первой в мире экспедиции посещения орбитальной станции. В 1981 г. возглавлял единственный в истории советско-монгольский экипаж, а в 1982 г. — первый советско-французский экипаж.

В 1984 г. вышел в открытый космос вместе со Светланой Савицкой, а в 1985 г. вместе с Виктором Савиных спас мертвую станцию «Салют-7» от неминуемой, как казалось тогда, гибели.

За пять космических полетов Владимир Джанибеков дважды удостоен звания Героя Советского Союза и награжден пятью орденами Ленина. Интересный факт. После спасения «Салюта-7» у руководства страны возник вопрос: чем наградить Джанибекова? В то время третью звезду Героя Советского Союза не давали никому, а две Звезды у него уже были. И тогда ему присвоили воинское звание «Генерал-майор авиации», хотя он был всего лишь заместителем командира отряда космонавтов. Через год его назначили на должность заместителя начальника Управления ЦПК, на которой он прослужил до ухода в запас в 1997 г.

Джанибеков — член Союза художников СССР.

Азы рисунка и композиции Владимир получил еще в Ташкентском Суворовском училище Погранвойск. Не бросал он рисование и во время учебы в Ейском военном авиационном училище, и даже в отряде космонавтов. В 1970 г. его зачислили в отряд ЦПК, где он продолжил традицию Алексея Леонова, много лет рисовавшего отрядную стенную газету «Нептун» с дружескими шаржами и шутками.

Выезжать на этюды времени не было, и многие его художественные работы написаны по памяти. Видимо, поэтому даже несведущие в живописи люди узнают руку Джанибекова в его рисунках, картинах и даже эскизах.

Один из искусствоведов написал о творчестве Владимира Джанибекова: «Его работы отражают богатый внутренний мир незаурядного человека, его чувства, мысли, фантазии и философские раздумья. В них всё узнаваемо, вполне реально, но в то же время наполнено каким-то таинственным смыслом. Создается впечатление, что автор чувствует и видит то, что неведомо никому из нас. Владимир Джанибеков работает в лучших традициях реалистической школы. Его работы находятся во многих музеях России, США, Германии, Узбекистана, Украины и неоднократно экспонировались в нашей стране и за рубежом».

На рисунке «Грезы о небе» изображен юноша, в задумчивости смотрящий в даль. А вокруг бушует многоцветная Вселенная. Возможно, Владимир Александрович так отразил свою мечту о небе, ради реализации которой он бросил Ленинградский госуниверситет и пошел в авиационное училище, а в дальнейшем стал космонавтом.

А вот на близком по настроению и сюжету рисунке под названием «Полночь» мы видим профиль космонавта на фоне иллюминатора. Он спокоен, задумчив, уверен в себе. А за иллюминатором бушуют краски космоса. Рисунок излучает светлую гармонию покоя. Наверное, это автопортрет на фоне Вселенной.

Я заметил, что художники, когда обращаются к автопортрету, стремятся рассказать о самом важном в своей жизни. Видимо, творчество Джанибекова не является исключением. Мне показалась очень проникновенной его работа — портрет космонавта, в котором угадываются черты автора на фоне ракеты, стоящей на старте, и проносящейся в вышине орбитальной станции.

Но и чувства юмора Владимиру Александровичу не занимать. Свое упорство в достижении мечты, характерное для рожденных под созвездием Тельца, он выразил в уникальной картине «Телец. Автопортрет».

Безусловно, Владимир Джанибеков в своем творчестве не мог обойти тему первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина.

В одном из интервью он признался: «...в раздумьях над сегодняшним днем возникла у меня идея нарисовать портрет Гагарина, основателя нашей профессии. Я вспоминал его знакомое, всегда улыбчивое лицо, ясный взгляд, живость движений. Я вспоминал этого очень молодого человека, ставшего легендой. И радость от того, что он был, и невозвратимую горечь потери — все это хотелось передать в рисунке. Портрет Гагарина стал скорее моим представлением о нем, чем портретом реального человека, памятью сердца, согревающей будни негасимым светом доброты. Мы все продолжили дело Гагарина и за это благодарны ему».

Вероятно, эти слова относятся к картине «Перед стартом», где Юрий Гагарин стоит на верхней площадке фермы обслуживания перед посадкой в корабль, а вокруг стая белых голубей. От изображения веет светом и радостью, но на лице Гагарина нет его всемирно известной улыбки. Нет на нем ни волнения, ни предчувствия опасности. На лице первого космонавта планеты запечатлена сосредоточенность на выполнении задания Родины.

В работе «Звездное детство человечества (Встреча двух миров)» Владимир Джанибеков увековечил момент встречи Юрия Гагарина с женой лесника Анной Тахтаровой и ее шестилетней внучкой Ритой из деревни Смеловка Терновского района Саратовской области на месте приземления. Символично двойное название картины. «Звездное детство человечества», видимо, подразумевает первый в мире полет человека в космос, символизирующий появление новорожденного из чрева матери Земли. Второе название — «Встреча двух миров», на мой взгляд, сопоставляет технический прорыв в космос создателей космической техники и многовековой крестьянский труд на земле.

Финальной картиной «Гагариниады» художника можно считать «Звездный путь человечества. Памяти Ю.А.Гагарина». На ней художник запечатлел портрет первого космонавта и уносящую его в космическую высь ракету «Восток».

На нескольких картинах Владимир Джанибеков отразил свои впечатления от работы на станции «Салют-7». Работа «Сварка в космосе» очень лирична. На ней не видно космической станции. Но изображение космонавта, ведущего сварку металла в открытом космосе на фоне Земли и звездного неба, символизирует силу человека в деле освоения стихии космоса.

Тот же сюжет на другой картине, выполненной в графическом стиле. Она не так лирична, зато изобилует деталями. Здесь уже и фрагмент станции, и инструмента УРИ, которым Савицкая и Джанибеков выполняли сварку, резку и пайку металла в открытом космосе.

Очень интересна картина «Полночь», выполненная в необычных черно-зеленых тонах. На переднем плане изображен космонавт, склонившийся над панелью, освещенной лишь лучом карманного фонарика. Вдали, на обрезе люка, в зеленоватом сумраке мы видим другого космонавта. Чувствуется напряженность работы на борту станции и одновременно лиризм обстановки космического одиночества. Интересно, что картина написана в 1984 г. Предполагал ли Владимир Александрович, что через год ему придется в таком же мраке спасать обесточенную станцию «Салют-7», рисковать жизнью, чтобы на ней снова смогли работать люди?

Один из эпизодов спасения «Салюта-7» на другой картине — «Как Виктор Савиных потрошил „Салют-7“«, где изображен космонавт, что-то делающий за панелью станции. По теплому костюму, шерстяной шапочке и белому инею можно понять, какой холод царил вокруг и какие неимоверные трудности пришлось преодолеть экипажу для ее оживления.

Очень лирична работа «Экипаж космического корабля», нарисованная пастелью: три космонавта идут к своей ракете. Тот же сюжет, но в других тонах и с другим настроением, на картине «На работу».

Очень запоминается своими теплыми и радостными эмоциями картина «Мы вернулись»: два космонавта, только что возвратившиеся на Землю, рядом со спускаемым аппаратом. Один из них смотрит на голубое небо, которого он не видел несколько месяцев, и вкушает запахи Земли, а другой склонился над степными тюльпанами, ведь в металлической «банке» станции так не хватает чего-то живого, земного...

Творчество Владимира Данибекова не ограничивается темой космоса и космонавтики. Из-под его кисти, карандаша или мелков выходили и совсем земные картины. Очень трогает душу своим лиризмом зимний пейзаж на картине «Домик пастуха» (Шахимардан. Узбекистан. 1984 г.).

А сколько грусти и тоски в сюжете «Арал»! В необычных ярко-зеленых тонах еле проглядывает через пелену зеленой песчаной бури заброшенная рыбацкая шхуна, застрявшая в соленых песках высохшего Аральского моря.

Владимир Джанибеков как истинная творческая личность не ограничивал себя написанием живописных полотен. Однажды он взялся за художественное оформление книги своего товарища по отряду космонавтов Юрия Глазкова «Черное безмолвие». И это было только начало. В дальнейшем он сделал дизайн более десяти различных книг, причем был автором не только оформления обложек, но и иллюстраций к текстам.

Другое направление творчества героя-космонавта — эскизы к почтовым маркам. Самостоятельно или в содружестве с художником Германом Комлевым он создал более десятка марок, блоков, маркированных конвертов и почтовых карточек. Его первый опыт — марка-сцепка, посвященная полету Владимира Ляхова и Валерия Рюмина. Затем последовала серия марок к 20-летию Центра подготовки космонавтов и серия к 20-летию полета Юрия Гагарина.

Стоит отметить еще один аспект творческой деятельности Владимира Александровича. В 2006 г. он стал автором дизайна уникальных космических часов «Космонавигатор», выпущенных по заказу Роскосмоса ограниченным тиражом. Они не только показывали время, но и позволяли видеть, над какой частью земного шара пролетает МКС. Другая его разработка — часы «Биоритм», отражающие периоды активности организма человека.

источник - https://www.roscosmos.ru/35116/