Из интервью Ю.Коптева

08 апреля 2022  

К 31 октября 1991 года все союзные промышленные министерства были ликвидированы, создан единый могучий орган – министерство промышленности России, куда вошли 23 отрасли. В суете того времени были нарушены все возможности взаимодействия и управления. Вместо центрального аппарата министерства сделали холдинг «Рособщемаш».

– Что вы предлагали с этим делать?

– Нужно было не потерять отрасль и потенциал создания этой сложнейшей техники. В конце ноября – начале декабря были созданы две комиссии: Егора Гайдара и Геннадия Бурбулиса. Я попал в первую. Мы предложили создать космическое агентство – орган, который обеспечивал бы разработку национальной политики обеспечения космической деятельности и ее непосредственную реализацию. Работу отслеживал секретарь Совета безопасности Андрей Кокошин. Двадцать четвертого февраля он позвал меня на встречу с Борисом Ельциным. Президент согласился с нашими предложениями и сказал готовить указ. А указ у нас уже был готов. Ельцин посмотрел на него и предложил в графе «назначить руководителем…» вписать меня, чтобы не приезжать еще раз. Так я и стал гендиректором агентства.

 В штат агентства мне разрешили набрать 175 человек. С предприятиями не получалось – все говорили, что мы сошли с ума и хотим воссоздать систему отраслевого управления.

– Что вам предлагали вместо этой системы?

– Планировалось, что мы будем заниматься только политикой. Пришлось приводить в пример все остальные крупнейшие космические агентства мира. В итоге удалось со скрипом договориться, нам дали головной отраслевой институт – ЦНИИмаш, экономический институт – «Агат», НИИ тепловых процессов (сейчас Центр Келдыша) как основной институт по энергетике и Загорский испытательный центр (сейчас НИЦ РКП). Как сформировали первую программу, пошли первые проекты. К 1996 году в два этапа собрали вместе порядка 90 предприятий, система заработала.

источник - https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/83318/