СОВЕТСКИЕ СТАНЦИИ НА МАРСЕ
Попытки запуска
космических аппаратов к Марсу начались в первые же годы космической эры. Первой
в мире станцией, отправленной к Марсу, стала советская АМС «Марс-1» (первая
американская станция, направленная к Марсу – «Мариннер-9» - была направлена
только 2 года спустя.
"Марс-1" запущен 1 ноября 1962, масса
Активная система
астроориентации имела датчики земной, звёздной и солнечной ориентации, систему
исполнительных органов с управляющими соплами, работающими на сжатом газе, а
также гироскопические приборы и логические блоки. Большую часть времени в
полёте поддерживалась ориентация на Солнце для освещения солнечных батарей. Для
предусмотренной коррекции траектории полёта станция была снабжена
жидкостно-реактивным двигателем и системой управления. Для связи имелась
бортовая радиоаппаратура (частоты 186, 936, 3750 и 6000 Мгц), которая
обеспечивала измерение параметров полёта, приём команд с Земли, передачу
телеметрической информации в сеансах связи. Система терморегулирования
поддерживала стабильную температуру 15-30 °С. За время полёта с
"М.-1" проведён 61 сеанс радиосвязи, на борт передано более 3000
радиокоманд. Для траекторных измерений, кроме радиотехнических средств, был
использован телескоп диаметром
"Марс-2" и "Марс-3" запущены 19 и 28 мая 1971, совершили
совместный полёт и одновременные исследования Марса.
Вывод на траекторию полёта к Марсу
осуществлен с промежуточной орбиты ИСЗ последними ступенями ракет-носителей. Их
конструкция и состав аппаратуры существенно отличаются от "М.-1".
Масса "М.-2" ("М.-3")
Работа бортового
радиотехнического комплекса для связи с Землёй осуществлялась в дециметровом и
сантиметровом диапазонах, а связь спускаемого аппарата с орбитальной частью
станции - в метровом.
Источником энергопитания
служили 2 солнечные батареи и буферная аккумуляторная батарея. На спускаемом
аппарате устанавливалась автономная химическая батарея. Система
терморегулирования активная, с циркуляцией газа, заполняющего приборный отсек.
Спускаемый аппарат имел экранно-вакуумную теплоизоляцию, радиационный
нагреватель с регулируемой поверхностью и электронагреватель. Двигательная
установка многоразового действия.
В орбитальном отсеке
находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном
пространстве, а также для изучения окрестностей Марса
и самой планеты с орбиты искусственного спутника: феррозондовый магнитометр;
инфракрасный радиометр для получения карты распределения температуры по поверхности
Марса; инфракрасный фотометр для
изучения рельефа поверхности по измерению количества углекислого газа;
оптический прибор для определения содержания паров воды спектральным методом;
фотометр видимого диапазона для исследования отражательной способности
поверхности и атмосферы; прибор для определения радиояркостной температуры
поверхности в диапазоне
На "М.-2" и
"М.-3" находились 2 фототелевизионные камеры с различными фокусными
расстояниями для фотографирования поверхности Марса,
а на "М.-3" также аппаратура "Стерео" для проведения
совместного советско-французского эксперимента по изучению радиоизлучения Солнца
на частоте 169 Мгц.
В спускаемом аппарате была
установлена аппаратура для измерения температуры и давления атмосферы,
масс-спектрометрического определения химического состава атмосферы, измерения
скорости ветра, определения химического состава и физико-механических свойств
поверхностного слоя, а также получения панорамы с помощью телевизионных камер.
Полёт станций к Марсу продолжался более 6 мес, с
"М.-2" проведено 153, с "М.-3" - 159 сеансов радиосвязи,
получен большой объём научной информации. На расстоянии около 20 млн. км
от Земли обнаружен "хвост" её магнитного поля. С увеличением
расстояния от Солнца наблюдалось уменьшение электронной концентрации в
межпланетной среде, а электронная температура оказалась в несколько раз меньше,
чем вблизи Земли. Траектория полёта "М.-2" прошла на расстоянии
Станции свыше 8 мес
осуществляли комплексную программу исследований Марса
с орбит его спутников. За это время станция "М.-2" совершила 362
оборота, "М.-3" - 20 оборотов вокруг планеты. Исследования свойств
поверхности и атмосферы Марса по
характеру излучения в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом диапазонах
спектра и в диапазоне радиоволн позволили определить температуру поверхностного
слоя, установить её зависимость от широты и времени суток; на поверхности
выявлены тепловые аномалии; оценены теплопроводность, тепловая инерция,
диэлектрическая постоянная и отражательная способность грунта; измерена
температура северной полярной шапки (ниже -110 °С). По данным о поглощении
инфракрасной радиации углекислым газом получены высотные профили поверхности по
трассам полёта. Определено содержание водяного пара в различных областях
планеты (примерно в 5 тысяч раз меньше, чем в земной атмосфере). Измерения
рассеянной ультрафиолетовой радиации дали сведения о структуре атмосферы Марса (протяжённость, состав, температура).
Методом радиозондирования определены давление и температура у поверхности
планеты. По изменению прозрачности атмосферы получены данные о высоте пылевых
облаков (до
Впервые полет по межпланетной трассе одновременно совершили четыре
КА. " Марс-4" и "Марс-5" предназначались для изучения
Марса с орбиты ИСМ.; "Марс-6" и "Марс-7" имели в своем
составе спускаемые аппараты. Вывод на траекторию полета к Марсу осуществлялся с
промежуточной орбиты ИСЗ. Запуск этих КА осуществлялся ракетой носителем
"Протон" с дополнительной 4-ой ступенью.
"Марс-4", вследствие того, что не включилась ТДУ,
прошел на расстоянии
Схема полета АМС «Марс-4», «Марс-5», «Марс-6» и
«Марс-7» отличалась от схемы полета предыдущих станций серии «Марс» — «Марс-2»
и «Марс-3». Скорость, которую необходимо сообщить космическому аппарату, чтобы
он достиг Марса, и, соответственно, выводимый на межпланетную траекторию
полезный вес меняются в зависимости от момента старта. Взаимное расположение
Земли и Марса в
Приблизительно за двое суток до прилета каждая
станция входила в сферу действия Марса. За определенное до момента наибольшего
сближения с планетой время положение АМС относительно Марса измерялось с
помощью специального оптико-электронного прибора, установленного на борту
каждой станции. Результаты измерений отрабатывались бортовой цифровой
вычислительной машиной (БЦВМ), которая рассчитывала параметры последней
коррекции и управляла ее исполнением. Дальнейшие этапы полета станций были
различны. АМС «Марс-4» и «Марс-5» двигались по гиперболической траектории
сближения с планетой. В районе перицентра двигательная установка сообщила АМС
«Марс-5» необходимый тормозной импульс и станция вышла на орбиту вокруг Марса,
став ИСМ. «Марс-4», проведя исследование и фотографирование с пролетной
траектории, продолжала полет но гелиоцентрической орбите, не переходя на
ареоцентрическую вследствие нарушения в работе одной из бортовых систем. От
«Марса-6» и «Марса-7» после выполнения последней коррекции были отделены
спускаемые аппараты, а сами станции совершили пролет мимо Марса. Отделенный на
расстоянии ~46
АМС «Марс-4» и «Марс-5» конструктивно аналогичны и
представляют собой орбитальные аппараты, в которых находятся системы и
агрегаты, обеспечивающие работу станций на всех этапах полета. Здесь размещены
приборная часть, двигательная установка, панели солнечных батарей,
параболическая остронаправленная и малонаправленные антенны, радиаторы
холодного и горячего контуров системы обеспечения теплового режима. Основным
конструктивным элементом, к которому крепятся агрегаты, является блок топливных
баков двигательной установки. Научная аппаратура устанавливается в верхней
части блока баков. На станциях «Марс-6» и «Марс-7» (рис. 5, 6), в отличие от
«Mapса-4» и «Марса-5», научная аппаратура расположена на коническом переходном
элементе, соединяющем приборный отсек и блок баков; на верхней части блока
размещается СА. В спускаемый аппарат входят автоматическая марсианская станция,
приборно-парашютный контейнер и аэродинамический тормозной конус. В верхней
части аппарата расположена соединительная рама, стыкующая СА с ОА. На раме
размещены двигательная установка для увода СА и агрегаты ряда систем.
Приборно-парашютный контейнер установлен
непосредственно на верхнюю часть марсианской станции. В нем размещены вытяжной
и основной парашюты, двигатель ввода вытяжного парашюта и тормозная
двигательная установка мягкой посадки, антенны радиовысотомера, антенны связи с
ОА и часть научной аппаратуры.
Автоматическая марсианская станция представляет собой
герметичный приборный отсек, в котором находятся блоки бортовых систем
(радиотелеметрического комплекса, систем управления, систем терморегулирования,
энергопитания) и блоки научных приборов. Для поглощения энергии, возникающей
при соприкосновении с поверхностью планеты, марсианская станция оборудована
специальной амортизационной системой. Снаружи установлены научные приборы с
механизмами их выноса, антенны радиокомплекса, система приведения станции в
рабочее положение после посадки. К нижней части станции крепится
аэродинамический тормозной конус, служащий для гашения скорости при входе в
атмосферу и защиты аппарата от аэродинамических и тепловых нагрузок при
торможении. На кольцевом штангоуте основания конуса установлены двигатели
закрутки аппарата для его стабилизации до входа в атмосферу и двигатели
останова закрутки при входе в атмосферу. Необходимая последовательность работы
систем СА обеспечивается программно-временным устройством.
Тепловой режим автоматических станций обеспечивается
комбинированной системой терморегулирования, состоящей из активных и пассивных
средств. Активная часть представляет собой двухконтурную газовую циркуляционную
систему, включающую контур нагревания с вынесенным наружу радиационным
радиатором-нагревателем и контур охлаждения с радиационным
радиатором-охладителем. Теплоносителем служит газ орбитального отсека,
циркулирующий под действием вентиляторов.
В пассивные средства входят экрановакуумная теплоизоляция,
специальные покрытия, конструкционные материалы. Характеристики системы
терморегулирования СА были выбраны таким образом, чтобы в районе Марса, с
учетом уменьшения к концу полета теплового потока Солнца, внутри аппарата
сохранялась бы требуемая температура.
В аппаратуру бортового радиотелеметрического
комплекса орбитального аппарата входят антенно-фидерная система, приемные и
передающие устройства, приборы автоматики, программно-временное устройство,
приборы фототелевизионной и телеметрической систем и аппаратура для приема
информации с СА. С помощью радиокомплекса на всех этапах полета производятся
измерения с целью уточнения местоположения станции и расчета параметров,
необходимых для коррекции ее траектории.
Управление станциями «Марс» осуществляется как с
помощью радиокоманд, принятых с земли, так и посредством команд, выработанных
программно-временным устройством. В течение полета ведется периодическая запись
научной и служебной телеметрической информации на запоминающее устройство, с последующей
передачей данных на Землю в сеансах связи. После входа СА в плотные слои
атмосферы и начала работы его основной радиолинии на ОА велись прием и запись
на видеомагнитофоны всей информации, получаемой на участке парашютирования.
Антенно-фидерная система каждого орбитального отсека
АМС «Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7» состоит из остронаправленной
параболической антенны, трех малонаправленных антенн и двух антенн для приема
информации с СА.
В систему управления ориентацией станции входят
оптико-электронные приборы ориентации на Солнце, на Землю и звезду, датчики
угловых скоростей и др. После выведения АМС на перелетную траекторию и
отделения ее от последней ступени ракеты-носителя система ориентации приводит
АМС в режим «постоянной солнечной ориентации». При этом панели солнечной
батареи оказываются ориентированными на Солнце, а диаграммы излучения
малонаправленных антенн — на Землю. Для выполнения коррекций траектории станция
переводится в режим точной трехосной ориентации: в дополнение к ориентации на
Солнце проводится поиск и захват звезды. На значительных от Земли расстояниях
информация со станции передается через остронаправлениую параболическую
антенну. Для этого станция переводится в режим постоянной солнечно-звездной
ориентации, при котором панели солнечной батареи ориентированы на Солнце, а
диаграмма излучения параболической антенны направлена на Землю.
Система автономного управления обеспечивает
стабилизацию и программные пространственные развороты станции, определяет
моменты включения и выключения двигательной установки для заданного изменения
скорости движения станции и ориентацию направления тяги двигателя в
пространстве. Ответственные задачи система управления и навигации решает на
заключительном этапе полета. Для обеспечения определенного диапазона углов
входа СА и точного выхода АМС на расчетные орбиты ИСМ необходимо с высокой
точностью знать положение планеты в пространстве относительно станции. Это
требует автономных измерений положения Марса в пространстве непосредственно со
станции, находящейся вблизи от планеты. Для выполнения измерений станцию
ориентируют относительно Солнца и звезды так, чтобы ось угломерного
оптико-электронного прибора автономной навигации была направлена в район
расчетного положения Марса. В заданный момент времени по величине отклонения
фактического положения планеты от расчетного с помощью БЦВМ определяются
величина и направление корректирующего импульса и производится коррекция
траектории станции.
Система энергопитания станций построена по схеме
«генератор—буферная батарея». В качестве генератора используется солнечная
батарея на полупроводниковых фотопреобразователях. В качестве буферной батареи
орбитального отсека использовалась аккумуляторная батарея с высокими
энергетическими характеристиками. Это позволило увеличить продолжительность
сеансов связи со станциями. Для питания бортовой аппаратуры СА на участке его
посадки и работы на поверхности Марса предусмотрена аккумуляторная батарея,
которая во время полета хранится в разряженном состоянии и заряжается за месяц
до подлета к Марсу.
Управление бортовыми системами станции при выполнении
всей программы полета осуществляет система общей автоматики. Данная система
анализирует сигналы, необходимые для согласования работы систем станции,
выполняет логическую обработку и преобразование их в исполнительные команды
управления по заданной программе.
Двигательные установки станций состоят из жидкостного
ракетного двигателя, гидравлической системы подачи компонентов топлива в
двигатель, пневматической системы наддува топливных баков и системы управления
двигательной установкой. Многорежимный жидкостной ракетный двигатель допускает
многократное включение в условиях глубокого вакуума и невесомости.
Схема спуска СА в атмосфере Марса показана на рис. 7.
Вход СА в атмосферу планеты — ориентированный, с углом атаки, близким к нулю.
Расчетные условия входа были: Н вх = ~
Станция после расцепки совершает свободное падение с
высоты Н расц = 1,5—7 м на поверхность планеты. Скорость
соударения аппарата с поверхностью (по нормали к поверхности) не превышает 12
м/сек. Эта скорость гасится амортизационными устройствами.
При движении СА в атмосфере работала следующая
аппаратура: 1) измеритель температуры и давления; 2) масс-спектрометр, в задачи
которого входило определение химического состава атмосферы; 3) измеритель
перегрузок и 4) радиовысотомер. Передача данных масс-спектрометра, за
исключением некоторых вспомогательных параметров, согласно программе должна
была иметь место только после посадки, и эти данные не были получены. Однако
анализ одного из передававшихся вспомогательных параметров, чувствительного к
составу атмосферы, показал, что в атмосфере присутствует значительное количество
(35 ± 10%) некоторого инертного газа, скорее всего аргона. Такое количество
аргона может означать, что средняя скорость газовыделения на Марсе не
отличается сильно от земной, и малая плотность марсианской атмосферы
объясняется тем, что ее значительная часть сконденсирована в полярных шапках.
Это в свою очередь поддерживает гипотезы, предполагающие, что в геологическом
недавнем прошлом атмосфера была более плотной, чем сейчас, и на поверхности
существовали открытые водоемы. Измерения давления, температуры и высоты на
траектории спуска производились в диапазоне высот от 0 до
На орбитальных аппаратах «Марс-4» и «Марс-5» работали
следующие приборы для исследования планеты: 1) аппаратура для экспериментов по
радиопросвечиванию атмосферы на волнах 8 и
Другая группа приборов, установленных па орбитальных
аппаратах, исследовала поля и частицы в окрестностях планеты и на трассе
перелета: 1) магнитометр («Марс-4», «Марс-7»); 2) плазменные ловушки («Марс-4»,
«Марс-7»); 3) многоканальный электростатический анализатор («Марс-4»,
«Марс-5»); 4) датчики микрометеоритов («Марс-6», «Марс-7»); 5) датчики
космических лучей («Марс-6», «Марс-7»). На «Марсе-7» проводился совместный
советско-французский эксперимент по исследованию радиоизлучения Солнца в
метровом диапазоне. Французские ученые принимали участие также в
поляриметрическом эксперименте и в измерениях излучения Lα.
Приборы жестко связаны с АМС и их ориентирование в
постоянном направлении при измерениях обеспечивалось системой солнечно-звездной
ориентации АМС. Трассы измерений 23 февраля — 1 марта проходили через область
Araxes и Claritas, южнее Solis Lacus, затем через Thaumasia, Mare Erythraeum и
кончаются в Pyrrhae, где произвел посадку СА «Марс-6». Всего было проведено
семь полноценных сеансов измерений и получены результаты для семи трасс.
Два эксперимента на АМС «Марс-5» были посвящены
исследованию химического состава атмосферы Марса — измерение содержания водяного
пара и озона. Данные по измерению содержания Н 2 O свидетельствуют:
содержание Н 2 O в некоторых областях Марса достигает 80 мкм
осажденной воды, т. е. значительно больше, чем наблюдалось в 1971—72 гг.
(данные «Марс-3», «Маринер-9»: 10 — 20 мкм); имеются значительные
пространственные вариации — в областях, расположенных на расстоянии несколько
сот км, содержание Н 2 О в атмосфере может различаться в два
— три раза. Наиболее высокая влажность атмосферы наблюдалась западнее
пересеченной местности в области Araxes. Второй эксперимент уверенно обнаружил
небольшие количества озона в атмосфере — около 10-5 % по объему.
Высота озонного слоя около
Фотометр для регистрации рассеянного в верхней
атмосфере солнечного излучения в линии Lα, установленный на АМС
«Марс-5», был снабжен узкополосными фильтрами-кюветами, что позволило оценить
не только интенсивность излучения, но и ширину линии. Температура термосферы Марса,
определенная по ширине линии Lα, составляет около 300 °К.
В результате исследований атмсоферы планеты методами
одночастотного и двухчастотного радиопросвечивания (АМС «Марс-4», «Марс-5»,
«Марс-6») обнаружена ночная ионосфера Марса с концентрацией электронов ~5-10
3 см~ 3 в главном максимуме, расположенном на высоте
110—130 км. Определен высотный профиль электронной концентрации.
Полученные экспериментальные данные позволяют предположить также, что на
высотах —200 км существует дополнительный максимум ионизации и что в
интервале высот 0—80 км существует плазма с концентрацией заряженных
частиц —10
При радиозаходах станций «Марс-4» и «Марс-6» за
планету проведено двухчастотное радиопросвечивание вечерней ионосферы Марса.
Найденные профили электронной концентрации подтверждают наличие излома на
высотах ~210 км, обнаруженного в
Таблица 3
АМС |
λ, град |
φ, град |
ρ, мбар |
Т °К |
«Марс-4» заход |
17 |
— 52 |
4,4±0,4 |
183+10 |
При заходе станции «Марс-4» температура у поверхности
оказалась ниже (183 °К), чем при выходе (205 °К), хотя заход произошел над
освещенной Солнцем стороной Марса, а выход — над ночной. По-видимому, это
вызвано тем, что при выходе просвечивалась область вблизи экватора, а при
заходе — область в более высоких и холодных широтах.
Большая серия экспериментов посвящена исследованиям
поверхности Марса. Проводилось фотографирование планеты с помощью
фототелевизионных устройств различного типа. Имеется около 60 фотографий (см.
рис. 8, 9), полученных на АМС «Марс-4», «Марс-5», многие из них очень высокого
качества. Они охватывают район, который фотографировал американский космический
аппарат «Маринер-9» в период пылевой бури и не смог обеспечить высокое качество
съемки. Использовались две камеры: короткофокусная с разрешением около
С борта АМС «Марс-5» были проведены
радиоастрономические измерения яркостной температуры Марса в двух поляризациях.
Обработка этих измерений позволила оценить электрические и тепловые свойства
материала подповерхностного слоя планеты. Исследованный в
Инфракрасный (ИК) радиометр на АМС «Марс-5» измерял
температуру поверхности. Максимальные зарегистрированные температуры составляют
272 °К и относятся к 13 h
Состав грунта и его структура определяют
отражательную способность планеты в диапазоне от 0,3 до 4 мкм.
Длинноволновый участок этого интервала исследовался с помощью инфракрасного
спектрометра. Получено несколько сотен спектров в интервале от 2 до 5 мкм.
Наиболее характерной их деталью является присутствие полосы кристаллизованной
воды около 3,2 мкм. Совокупность спектроскопических, фотометрических и
поляризационных свойств марсианского грунта согласуется с предположением о
силикатном составе (окисленный базальт) с небольшой примесью гетита.
Специальный прибор — СO 2 альтиметр —
измерял эквивалентные ширины полосы СO 2 ок. 2 мкм. По ним
определялись профили давлений и высот на трассах измерений. В западной части
трасс находится высокий район с характерной величиной давления 3—4 мбар,
на востоке 5—6 мбар. Трассы пересекают два гребня высотой до 8—10 км
над референтным уровнем (6,1 мбар).
Гамма-спектрометр на «Марсе-5» позволил получить
спектры гамма-излучения марсианских пород, которые дают представление об их
характерном составе.
С помощью АМС «Марс-5» были продолжены исследования
магнитного поля на вечерней и ночной стороне планеты. Эти исследования
позволили установить, что в окрестности планеты Марс образуется ударный фронт.
За ударным фронтом наблюдается характерная переходная область, где наблюдается
усиленное флуктуирующее поле со стороны планеты. Переходная область ограничена
более регулярным и возрастающим при приближении к перицентру магнитным полем.
Это поле на высоте
Анализ ионных и электронных энергетических спектров,
полученных с помощью приборов АМС «Марс-5», показал, что вблизи планеты
существуют три пересекаемых спутником зоны с существенно различными свойствами
плазмы. В первой зоне регистрируются спектры, соответствующие невозмущенному
солнечному ветру, а во второй зоне — переходной области за фронтом ударной
волны. Третья плазменная область лежит внутри шлейфа магнитосферы Марса и в
некоторых отношениях сходна с так называемым плазменным слоем в шлейфе земной
магнитосферы.
Измерения кинетических параметров плазмы с помощью
многоканального электростатического анализатора АМС «Марс-5» позволили выявить
отклонения от газодинамической модели обтекания солнечным ветром планеты Марс.
Эти отклонения наблюдались в профиле скорости и температуры потока, обтекающего
препятствие. Данные АМС «Марс-5» подтвердили результаты АМС «Марс-2», «Марс-3»
о том, что в большинстве случаев ударная волна наблюдается на расстояниях,
соответствующих небольшой (~400 км) эффективной высоте препятствия, хотя
в отдельных случаях ударная волна расположена на значительно больших
расстояниях.
Общие выводы:
1.
Советский
Союз первым в мире направил аппарат к Марсу и первым в мире совершил посадку
космического аппарата на Марс. Американцы сделали это позже нас на 2 и 5 лет
соответственно. Первый успешный вывод своей АМС на марсианскую орбиту
(«Маринер-9») американцы совершили тогда, когда советская АМС уже доставила свой
спускаемый аппарат на поверхность Марса. Понятно, что в силу того, что за эти
годы прогресс двинулся вперед, то те же американские АМС оказались более
совершенными и собрали больше информации, чем их советские аналоги. Тем не
менее советское преимущество в отработке элементов марсианской программы
очевидно.
2.
Характерной
особенностью полетов на Марс – с самых первых запусков до наших дней, как у
СССР-России, так и у США, является чрезвычайно высокий процент аварий, которые
превосходят количество удачных запусков (в то время как при запусках на Луну и
Венеру подавляющее большинство запусков были удачными). В чем причина?
Назывались разные версии такой высокой «смертности» марсианских аппаратов -
начиная с того, что якобы марсиане препятствуют изучению землянами своей
планеты (что скорее из области фантастики – вряд ли на Марсе есть развитая
цивилизация, кроме того, часть аварий с АМС произошла тогда, когда они еще не
долетали до Марса. Еще одна версия – что катастрофы марсианских аппаратов
происходят из-за неправильной
трактовки общей теории относительности, вносящей поправки в расчеты
траектории. Однако в этом случае логичней было бы ожидать большого количества
катастроф при полетах к Венере, где солнечная гравитация и, соответственно,
гравитационные поправки значительно сильнее (хотя, с другой стороны, полет на
Марс занимает значительно дольше время, и за это время накапливается большая ошибка в траектории).
Однако, вероятнее всего, причиной большого числа неудач стало то,
что Марс был первой планетой, на которую были направлены искусственные
аппараты, именно на Марсе впервые в истории человечества отрабатывались
межпланетные программы. А когда что-то делается впервые – то неудачи неизбежны.
Когда после Марса начались отправки космических аппаратов к Венере (СССР) и к
дальним планетам (США), то опыт марсианских неудач был учтен – и эти полеты
были более успешными.