Орбитальные станции "Салют"

Организация работы СССР и США на околоземной орбите в 1970-е годы пошла разными путями. Американцы пошли по пути совмещения в одной машине функций и космического корабля, и орбитальной станции. Именно такими стали космические корабли многоразового использования ("шаттлы"). В результате получились и плохие корабли (за всё время существования шаттлов было две крупных катастрофы, сопровождавшиеся полной гибелью экипажей), и плохие орбитальные станции ("шаттл" может работать на орбите максимум две недели). Американцы пытались создать собственную долговременную орбитальную станцию "Скайлэб", но не стали его продолжать.

В то время как советская космонавтика пошла по пути разделения функций космического корабля, предназначенного для запуска грузов на орбиту, и орбитальной станции, предназначенной для долговременной работы на орбите. Оба эти опыта стали удачными: космические корабли модели "Союз" стали классикой, действующей до сих пор. Точно так же и в части функционирования долговременных орбитальных станций опыт СССР (России) намного превышает опыт и американцев, и других стран.

Первой долговременной орбитальной станцией была станция "Салют". Она служила сразу двум задачам. Во-первых, своей непоредственной функции - как долговременная орбитальная станция, во-вторых, на ней отрабатывались длительные космические полеты длительностью до нескольких месяцев - как предполагалось, этот опыт пригодится при организации полета на Марс, который (при нынешних технологиях) должен продолжаться три года.

История орбитальных станций "Салют" была следующей.

В 1969 г. над пилотируемыми программами работал и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ), возглавляемый Генеральным конструктором В.Н.Челомеем, которое, в основном, ориентировалось на задачи Министерства обороны. В ЦКБМ в это время уже в течение нескольких лет разрабатывался пилотируемый орбитальный комплекс "Алмаз", аналогичный американскому проекту MOL (пилотируемая орбитальная станция военного назначения с задачами разведки и управления с орбиты наземными военными средствами).
Комплекс "Алмаз" состоял из четырёх частей: возвращаемого аппарата для экипажа, рабочего отсека, отсека с длиннофокусным фотоаппаратом "Агат" и агрегатного отсека с двигательной установкой. В работе над проектом принимал активное участие Московский филиал ЦКБМ - ЦКБМ (Ф), возглавляемый В.Н.Бугайским.

Наибольшие трудности возникли при разработке служебных систем и целевого оборудования, а опыта создания комплекса систем для орбитальных полётов, аналогичных системам КК "Восток" и "Союз", в ЦКБМ не было. Проект явно задерживался.
Специалисты НПО "Энергия"
(ЦКБЭМ) предложили в короткие сроки создать орбитальную станцию научного и народно-хозяйственного назначения с использованием уже имеющегося задела; части конструкции орбитального блока проекта "Алмаз" и служебных систем уже отработанного КК "Союз".

Существо предложения заключалось в том, чтобы создать конструкцию орбитальной станции с использованием одного из отсеков орбитального блока станции "Алмаз" и установить на этой конструкции системы КК "Союз", а КК "Союз" использовать для доставки на станцию экипажа.

Проведенный анализ показал, что системы КК "Союз" по своим характеристикам вполне подходят для обеспечения функционирования орбитальной станции.
Это предложение было поддержано Д.Ф.Устиновым и было дано поручение подготовить материалы и проект Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по этому вопросу.

31 декабря 1969 г. были подготовлены "Основные положения по орбитальной станции", которая в технической документации получила название ДОС (долговременная орбитальная станция) а комплекс - ДОС-7К. В этих положениях были сформулированы основные принципы построения станции.

В феврале 1970 г. был выпущен проект по ДОС, который был согласован с В.Н.Бугайским, в ЦКБЭМ и ЦКБМ(Ф) начались работы по новой станции.
9 февраля 1970 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по разработке комплекса ДОС-7К.

В декабре 1970 г. на заводе им. Хруничева (ЗИХ) был собран базовый блок станции и передан в ЦКБЭМ для проведения испытаний, после окончания которых в марте 1971 г. он был отправлен на стартовую позицию.

19 апреля 1971 г. стартовала ракета-носитель УР-500К с первой в мире долговременной орбитальной станцией, которая получила название "Салют". Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций.
Орбитальный блок (ОБ) станции (изделие 17К) состоял из переходного, рабочего и агрегатного отсеков и отсека научной аппаратуры.

Переходной отсек диаметром 2,1 м имел агрегат стыковки, а на его наружной поверхности был установлен комплект солнечных батарей, заимствованных с корабля 7К-ОК. Рабочий отсек имел герметичную оболочку, состоящую из двух обечаек диаметром 2,9 и 4,1 м соединенных между собой коническим переходником. Герметичный корпус был заимствован с орбитального блока (ОБ) станции "Алмаз", а внутренний силовой каркас и основные конструктивные элементы были изготовлены вновь.
Агрегатный отсек диаметром 2,1 м был предназначен для размещения корректирующей двигательной установки, заимствованной с корабля 7К-ОК. Снаружи располагалась система двухкомпонентных двигателей ориентации, разработанная вновь, а на его наружной поверхности был установлен второй комплект солнечных батарей, также заимствованных с корабля 7К-ОК.
Отсек научной аппаратуры был также разработан специально для ДОС и был установлен на рабочем отсеке. Системы ориентации и управления движением (гироскопические приборы, интегратор, вычислительное устройство, датчики угловых скоростей, система ручной ориентации, инфракрасная вертикаль, датчики ионного потока, визир пилота) и энергопитания (солнечные батареи, буферная химическая батарея, система регулирования заряда), радиосвязи "Заря", телеизмерений РТС-9 и радиоконтроля орбиты "Рубин", командная радиолиния ДРС, центральный пульт пилота, система сближения "Игла" и регенераторы кислорода были заимствованы с КК 7К-ОК.

Система терморегулирования была разработана вновь с использованием арматуры КК 7К-ОК, причём одним из нововведений было термостатирование корпуса с помощью труб с теплоносителем, что обеспечивало герметичность уплотнений при длительном полёте.

Научное оборудование станции массой 1,5 т составляли солнечный телескоп, рентгеновский телескоп (РТ-4), инфракрасный телескоп спектрометр (ИТСК), визир с 60-кратным увеличением (ОД-4) и другая аппаратура.

Особенностями создания станции были её разработка и подготовка к запуску в течение одного года, работа над ней одновременно на двух предприятиях - НПО "Энергия" (ЦКБЭМ) и КБ "Салют" (филиал ЦКБМ) и её изготовление на двух заводах - ЗИХ и ЗЭМ. Проект и практически все основные системы станции разрабатывались в ЦКБЭМ, а конструкторские чертежи - в КБ "Салют". Основные системы изготавливались на ЗЭМ, а герметичные корпуса, силовой интерьер, основные элементы конструкции - на ЗИХ, где проводилась и общая сборка станции. Комплексные испытания станции после сборки проводились в ЦКБЭМ.

Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А.Шаталов, А.С.Елисеев и Н.Н.Рукавишников) на КК "Союз-10" стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 г. Соединение КК "Союз-10" со станцией прошло нормально, но из-за неполадок в стыковочном механизме штатной стыковки не произошло и экипажу пришлось вернуться на Землю. Следующими на орбиту должны были лететь космонавты А.А.Леонов, В.Н.Кубасов и П.И.Колодин, но один из них перед стартом получил замечание по медицинским показателям, и экипаж был снят с полёта. Государственная комиссия утвердила следующий экипаж, который также проходил подготовку к полёту: Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев.

Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на КК "Союзз-11". Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Экипаж работал на орбите около 23 сут. Это было в то время рекордным для работы человека в условиях космического полёта. Экипаж выполнил программу научных, технических и медицинских экспериментов. КК "Союз-11" с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Однако, в процессе спуска, на высоте около 200 км произошла разгерметизация спускаемого аппарата, и космонавты погибли. Одним из мероприятий по исключению повторения такой ситуации для экипажа явилось введение для космонавтов скафандров на КК "Союз", в которых они и сегодня работают на участках выведения и спуска. В связи с аварией полёты экипажей на станцию не проводились и станция работала на орбите в беспилотном режиме. 26 июня 1972 г. по команде с Земли на станции был включен двигатель на торможение, станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование.

Следующая станция "Салют" стартовая 29 июля 1972 года. Однако, из-за аварии ракеты-носителя УР-500К станция разрушилась на стартовой позиции.
Некоторые технические решения по станции накладывали определенные ограничения на увеличение эффективности её использования и не удовлетворяли разработчиков станции. Одним из недостатков такого рода была жёсткая установка солнечных батарей на её корпусе.

Для ориентации солнечных батарей на Солнце необходим был соответствующий разворот всей станции с последующей её "закруткой" для сохранения максимального освещения солнечных батарей, причём "закрутку" нужно было периодически повторять из-за нестабильности самого вращения, что требовало значительных расходов топлива. Такой режим ограничивал проведение научных исследований и сокращал общее время работы станции на орбите.

Для увеличения эффективности функционирования станции требовались солнечные батареи с их автономной ориентацией на Солнце.

В 1970 г. был выпущен проект новой станции второго поколения и в декабре 1973 г. орбитальный блок был отправлен на стартовую позицию. Основным изменением на новых станциях было введение трёх одноосноориентируемых солнечных батарей, которые устанавливались на рабочем отсеке и закрывались при выведении на орбиту ИСЗ головным обтекателем, для компенсации увеличения массы, требуемой для введения таких солнечных батарей, было уменьшено количество баков двигательной установки, а для снижения потребности в топливе на коррекцию движения станции была увеличена до 350 км высота орбиты. Кроме того, на станции впервые были установлены экономичная система ориентации "Каскад" и экспериментальная система навигации "Дельта", в систему терморегулирования впервые был введён экспериментальный контур с тепловыми трубами, что оказалось очень перспективным для дальнейших поколений орбитальных станций, а также начата работа по обеспечению замкнутого цикла обеспечения экипажа водой, для чего была установлена система регенерации воды из конденсата (СРВ-К). Примерно половина выделяемой экипажем воды попадает в атмосферу через кожу, а с помощью СРВ-К эта вода собирается, очищается и становится пригодной для питья.
Гарантированный ресурс работы станции на орбите был продлен до 180 сут. (на первой станции "Салют" - 90 сут.). Сегодня эта цифра кажется достаточно скромной, но тогда за этим увеличением стояла весьма серьезная работа по всем системам.

Было установлено новое научное оборудование: рентгеновский телескоп-спектрометр, зеркальный рентгеновский телескоп РТ-4, инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К и другие научные приборы. Первая из станций второго поколения - ДОС N3 ("Космос-557") была выведена на орбиту 11 мая 1973 г. Для коррекции её орбиты была включена система ориентации, однако, из-за отказа датчиков ионного потока системы управления движением станции на участке вне зоны радиовидимости произошла полная выработка топлива корректирующей двигательной установки, что исключило её нормальное функционирование на орбите.

Станция прекратила свое существование в мае 1973 г.

26 июня 1974 г. на орбиту была выведена станция "Алмаз" разработки ЦКБМ, получившая название "Салют-3". Для неё были заимствованы концепция станций ДОС, где вместо тяжёлого корабля снабжения (ТКС) использовались транспортные КК "Союз" разработки ЦКБЭМ, а также системы жизнеобеспечения, радиосвязи и др.).
3 июля 1974 г. на станцию "Салют-3" на КК "Союз-14" прилетели космонавты П.Р.Попович и Ю.П.Афанасьев.

Следующей долговременной орбитальной станцией стала станция "Салют-4" (ДОС N4) которая была выведена на орбиту 26 декабря 1974 г. Первая экспедиция на станцию на КК "Союз-17" (космонавты А.А.Губарев и Г.М.Гречко) работала на орбите с 11 января по 9 февраля 1975 г. Следующая экспедиция (космонавты В.Г.Лазарев и О.Г.Макаров) не состоялась из-за аварии ракеты-носителя на участке выведения. Спускаемый аппарат КК "Союз" вместе с космонавтами по аварийной программе был отделен от ракеты-носителя и опустился на Землю в горах Алтая.

Вторая экспедиция на станцию на КК "Союз-18" (космонавты П.И.Климук и В.И.Севостьянов) работала на орбите с 24 мая 1975 по 26 июля 1975 г. в течение 63 сут. Это было рекордное время пребывания человека в условиях космического полёта.
Для отработки длительного полёта космических кораблей к станции "Салют-4" был пристыкован КК "Союз-20" без экипажа, который летал на орбите вместе со станцией в течение 3 мес (с 17 ноября 1975 г. по 16 февраля 1976 г.)

3 февраля 1977 г. по команде с Земли станция "Салют-4" прекратила свое существование над акваторией Тихого океана.

Станция "Салют-5" была запущена 22 июня 1976 года. Это была станция военного назначения первого поколения (один стыковочный узел, невозможны снабжение и дозаправка). Другое название - "Алмаз-3". На ней работали экипажи корабля "Союз-21 (6 июля - 24 августа 1976 года, экипаж - Волынов Б.В., Жолобов В.М.) и "Союза-24" (7-25 февраля 1977 года, экипаж - Горбатко В.В., Глазков Ю.Н.). Также была неудачная попытка стыковки с кораблем "Союз-23". Станция была сведена с орбиты 7 августа 1977 года.

Так как ресурс любой долговременной орбитальной станции в основном определяется запасами топлива и расходуемыми средствами системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ), размещенными на ней при выведении, причём он весьма ограничен, встал вопрос о создании системы постоянного снабжения станции.
Были проработаны возможности дозаправки двигательных установок станции в полёте. Постепенно стало вырисовываться новое качество станции - независимость её ресурса от начального запаса топлива и средств обеспечения жизнедеятельности за счёт постоянной системы её снабжения.
В ходе проводимых работ по новой станции был создан новый агрегатный отсек с двигательной установкой с сильфонными баками, позволяющими дозаправлять её топливом в полёте. Второй стыковочный агрегат давал возможность не только дозаправлять станцию топливом, но и производить смену экипажа на станции при постоянном пилотируемом полёте. Это было новым в космической технике, и не все верили в возможность этого, но стремление сделать станцию действительно долговременной с постоянным возобновлением её ресурсов преодолело все сомнения.

В состав новых станций была введена дополнительная переходная камера со вторым стыковочным агрегатом, который позволял находиться на станции одновременно кораблям "Союз" и "Прогресс" при дозаправке и доставке грузов или одновременно двум кораблям "Союз" при смене экипажа, появилась возможность выхода в открытый космос, при этом переходный отсек стал шлюзовой камерой, где размещались скафандры и все необходимое оборудование для обеспечения выхода из станции на её внешнюю поверхность с использованием специальных поручней для перемещения и закрепления космонавтов.

Был усовершенствован ряд систем станций, введено цветное телевидение, а в рабочем отсеке была установлена складываемая душевая кабина для улучшения комфорта экипажа. Ресурс станций был увеличен до 3 лет.

Как всегда при ретроспективном взгляде, решения по станциям третьего поколения кажутся естественными. Но, в действительности, была необходима большая смелость, чтобы довериться автоматическим системам корабля "Прогресс", автоматически многократно стыкующимся к станции, на которой находится экипаж. И только сегодня видно, насколько правильным было это решение.

Корабли "Прогресс" позволили не только доставлять расходуемое оборудование, но и наращивать возможности станции по проведению научных исследований за счёт доставки соответствующей научной аппаратуры.

И уже в процессе эксплуатации станции разрабатывались исследовательские модули для изучения поведения элементов больших конструкций ("Виток", "Виток-2"), исследования по обнаружению подводных лодок ("Квант") и др.
В 1980 году была разработана комплексная программа работ по направлению орбитальных станций, в эту программу входили, в том числе и эти работы. Сама программа была достаточно обширной. Она стала основой деятельности научно-исследовательских, военных и промышленных организаций на последующие несколько лет.

Новые задачи станций потребовали существенной переделки конструкции и проведения большого объёма экспериментальных работ. Одной из проблем являлось создание новой двигательной установки, позволяющей многократно заправлять её на орбите. Серьезные трудности возникли с отработкой баков с сильфонными мембранами между топливом и газом наддува. Отрабатывался специальный профиль сильфона, не теряющего устойчивость при перепадах давления.

При испытании станции на ЗЭМ и на полигоне много проблем было с новой системой ориентации "Дельта". Это была экспериментальная система управления на цифровой вычислительной технике.

После окончания испытания на полигоне 29 сентября 1977 г. была выведена на орбиту первая долговременная орбитальная станция третьего поколения "Салют-6".
С 29 сентября 1977 г. по 29 июля 1982 г. на станции работали пять основных экспедиций и 11 экспедиций посещения.

Первая экспедиция на станцию не состоялась. Космический корабль "Союз-25" запущенный 14 октября 1977 г. с космонавтами В.В.Коваленком и В.В.Рюминым, не состыковался со станцией из-за допущенных отклонений в ориентации на участке причаливания и перерасхода топлива и вынужден был вернуться на Землю.
Первыми, посетившими станцию "Салют-6" на "Союзе-26", стали космонавты Г.М.Гречко и Ю.В.Романенко, проработавшие на орбите более 96
сут. с 10 декабря 1977 г. по 16 марта 1978 г. В этот период состоялись две экспедиции посещения: 10-16 января 1978 г. космонавты В.А.Джанибеков и О.Г.Макаров на корабле "Союз-27".
На станции "Салют-6" началась программа совместных исследований с участием космонавтов других стран. Вначале это были исключительно страны социалистического лагеря. И, несмотря на то, что, во многом, в этих работах преследовались и политические мотивы, опыт, полученный в международном сотрудничестве по совместным научным исследованиям был, безусловно важным для последующих программ.
2-10 марта 1978 г. космонавты А.А.Губарев и В.Ремек (ЧССР) на "Союзе-28" работали на станции. Гражданин ЧССР В.Ремек стал первым космонавтом в составе международного экипажа орбитальной станции.

Вторая экспедиция - космонавты В.В.Коваленок и А.С.Иванченков, стартовавшие на корабле "Союз-29", работала с 15 июня по 2 ноября 1978 года, проведя на орбите почти 140 сут. Это время стало рекордным. Нужно сказать, что слово рекорд часто использовалось при эксплуатации орбитальных станций. Но не стремление к рекордам двигало разработчиков космической техники. Проводилось планомерное исследование поведения человеческого организма в условиях космического полёта. Человек обрел новую среду обитания и этот процесс необратим. И очень важно изучить все опасности, которые ждут его на этом пути. В течение длительного времени в НПО "Энергия" шли работы по пилотируемой экспедиции на Марс. Исследование длительных полётов для этих работ очень важно. И такие исследования могли проводиться только на орбитальных станциях.

В организации планомерного наращивании длительности полётов космонавтов большая роль принадлежала В.П. Глушко. Он стремился к постоянной, непрерывной эксплуатации станций в пилотируемом полёте, чтобы в составе экипажей наряду с мужчинами были и женщины. И полёты на станциях "Салют" и "Мир" являются иллюстрацией такого планомерного увеличения длительности полёта на орбите (23 суток, 63 суток, 96 суток, 139 суток, 175 суток, 184 суток, 211 суток, 237 суток, 326 суток, 366 суток, 438 суток - все это этапы сложнейшей работы по подготовке техники и людей).
Во время этой экспедиции состоялось знаменательное событие. 18 августа 1983 года впервые в мире к станции "Салют-6" пристыковался автоматический грузовой корабль-заправщик "Прогресс", который доставил на станцию необходимые грузы и дозаправил её двигательную установку.

За время второй основной экспедиции на станции побывали две экспедиции посещения: 27 июня - 5 июля 1978 г. космонавты П.И.Климук и М.Гермашевский (ПНР) на корабле "Союз-30" и 26 августа - 3 сентября 1978 г. космонавты В.Ф.Быковский и З.Йен (ГДР) на "Союзе-31".

При полётах на орбите одной их серьезных опасностей является опасность пожара. И, хотя принимаются все меры по уменьшению вероятности пожара (подбор материалов, средств обнаружения дыма, средств ликвидации очага возгорания и др.), опасность всё-таки существует. И как раз во время второй экспедиции на станции в районе пульта управления возник пожар, но А.С.Иванченков своевременно справился с ним с помощью бортового огнетушителя.

Третья экспедиция - космонавты В.В.Рюмин и В.А.Ляхов, стартовавшие на корабле "Союз-32", работали с 25 февраля по 19 августа 1979 г. Космонавты провели на орбите более 175 суток (почти полгода). Запланированная на 10-12 апреля 1979 г. на "Союзе-33" экспедиция посещения - космонавты Н.Н.Рукавишников и Г.Иванов (НРБ) - не состоялась из-за отказа основного двигателя сближающе-корректирующей двигательной установки.
Это был один из весьма драматичных эпизодов пилотируемых полётов. Опасность для космонавтов остаться на орбите была чрезвычайно велика. Но космонавты сохранили хладнокровие, и с помощью Центра управления полётом корабль с использованием дублирующего двигателя возвратился на Землю.

Четвёртая экспедиция - космонавты Л.И.Попов и В.В.Рюмин, стартовавшие на корабле "Союз-35", работали с 9 апреля по 11 октября 1980 г. Космонавты были на орбите 185 сут. За это время состоялись четыре экспедиции посещения: 26 мая 3 июня - космонавты В.Н.Кубасов и Б.Фаркаш (ВНР) на "Союзе-36", 5-9 июня космонавты Ю.В.Малышев и В.В.Аксенов на новом транспортном корабле "Союз Т-2", 23-31 июля космонавты В.В.Горбатко и Фам Туан (СРВ) на "Союзе-37" и 18 - 26 сентября космонавты Ю.В.Романенко и А.Томайо Мендес (Куба) на "Союзе-38".

27 ноября 1980 г. на станцию был доставлен на "Союзе Т-3" экипаж в составе: Л.Д.Кизим, О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов, которые в течение 12 сут провели ряд ремонтно-восстановительных работ. В частности, был восстановлен жидкостной контур системы терморегулирования.

Во время полёта четвёртой экспедиции проводился интересный эксперимент по монтажу на станции радиотелескопа с параболической антенной диаметром 10 метров (КРТ-10). антенна при раскрытии не полностью приняла расчётную форму, поэтому эксперимент был выполнен только частично. Но при отделении антенн уже накануне возвращения экипаж на Землю антенна зацепилась за элементы конструкции станции. Положение было не из приятных: станция с зацепленной антенной стала практически неуправляемой. Пришлось экипажу вместо возвращения на Землю проводить выход в открытый космос. В.В.Рюмин пошёл вдоль всей станции к агрегатному отсеку с помощью рычага ("кочерги"), которая оказалась на борту, отцепил антенну.
Выходы в космос стали одним из важных элементов космической деятельности для проведения
экспериментальных работ, развертывания необходимых элементов станции и ремонтных работ.

Пятая экспедиция - космонавты В.В.Коваленок и В.П.Савиных, стартовавшие на "Союзе Т-4", работала с 12 марта по 26 мая 1981 г. За этот период состоялись две экспедиции посещения: 22 - 30 марта космонавты В.А.Джанибеков и Ж.Гуррагча (МНР) на корабле "Союз-39" и 14-22 мая космонавты Л.И.Попов и Д.Прунариу (СРР) на "Союзе-40".
К этому времени программа "Алмаз" была закрыта. Эксплуатация двух станций с одними и теми же транспортными кораблями выглядела очень неубедительной. Решению по прекращению работ со станцией чисто военного назначения способствовало и то, что аналогичная программа США (MOL) не была реализована. Но в рамках этой программы разрабатывались корабли ТКС, которые по предложению ЦКБМ(Ф) было решено использовать в программе "Салютов" . И 19 июня 1981 года к станции пристыковался корабль ТКС, который в печати получил название "Космос-1267". При стыковке использовалась система сближения "Игла", разработанная для кораблей "Союз" и "Прогресс".

На этом программа станции "Салют-6" была закончена, и 29 июля 1982 г. орбитальная станция "Салют-6" вместе с ТКС была спущена в плотные слои атмосферы над Тихим океаном и прекратила свое существование.

Следующей станцией этого поколения стала станция ДОС N 5-2 ("Салют-7"). Станция во многом явилась повторением станции ДОС N 5. Тем не менее на станции был реализован ряд технических усовершенствований. Была предусмотрена возможность навешивания в полёте дополнительных солнечных батарей, что резко увеличивало её энерговооруженность.

Для увеличения эффективности этой станции был разработан специальный модуль 37КЭ с комплексом научного оборудования (рентгеновский комплекс, ультрафиолетовый телескоп, визир ОД-5 и др.), современной системой управления на базе вычислительной машины "Салют-5Б" и гиродинами для обеспечения безрасходного режима ориентации станции. Однако, в дальнейшем из-за задержек при его изготовлении было принято решение переориентировать его на станцию следующего поколения "Мир", и этот модуль получил название "Квант".
Подготовка станции на полигоне проходила в несколько этапов. Для обеспечения требований по ресурсу пришлось провести замену более 100 приборов, Для обеспечения стыковки модуля 37К стыковочный агрегат был заменен на модификацию с большей несущей способностью.

Долговременная орбитальная станции "Салют-7" была выведена на орбиту 19 апреля 1982 г. С 19 апреля 1982 г. по 25 июня 1986 г. на станции работали четыре основных экспедиции и пять экспедиций посещения.

Первая экспедиция - космонавты А.Н.Березовой и В.В.Лебедев, стартовавшие на КК "Союз Т-5", работала на орбите с 13 мая по 10 декабря 1982 г. За это время на станции побывали две экспедиции посещения: 24 июня - 2 июля космонавты В.А.Джанибеков, А.С.Иванченков и Ж.Л.Кретьен (Франция) на КК "Союз Т-6" и 19-27 августа космонавты Л.И.Попов, А.А.Серебров и С.Е.Савицкая на корабле "Союз Т-7".

Вторая экспедиция - космонавты В.А.Ляхов и А.П.Александров, стартовавшие на "Союзе Т-9", работала на орбите с 27 июня по 23 ноября 1983 г. Эта экспедиция знаменательна тем, что в это время космонавты начали сложнейшую операцию по установке дополнительных панелей солнечных батарей.

Первая экспедиция посещения - космонавты В.Г.Титов, Г.М.Стрекалов не состоялась из-за аварии (пожар) ракеты-носителя на старте. Буквально за несколько секунд до взрыва А.М.Солдатенков (ЦСКБ) и А.А.Шумилин (полигон) выдали команду на систему аварийного спасения. Спускаемый аппарат с космонавтами был уведён от аварийной ракеты-носителя и благополучно приземлился в безопасной зоне (в 800 м от стартового стола). Так впервые в реальных условиях была проверена работа САС с наличием экипажа.

Третья экспедиция - космонавты Л.Д.Кизим, В.А.Соловьев и О.Ю.Атьков, стартовавшие на "Союзе Т-10", работала с 8 февраля по 2 октября 1984 г., таким образом космонавты провели на орбите почти 237 сут. Во время этой экспедиции проводилась одна из самых серьезных ремонтно-восстановительных работ. На станции потеряла герметичность одна из топливных магистралей. Одной из возможных причин мог быть пробой её метеоритом. И в течение шести выходов в открытый космос космонавты сумели изолировать вышедшую из строя магистраль и подключить к двигательной установке новую. Для подключения дополнительной магистрали использовались заправочные штуцеры.

Этой работе предшествовала многомесячная наземная отработка и тренировка экипажа. Был разработан специальный пресс для герметичного пережима трубопровода, специальные клапаны, устанавливаемые на заправочные штуцеры и т.д.
За это время состоялись две экспедиции посещения: 3-11 апреля
космонавты Ю.В.Малышев, Г.М.Стрекалов и Р.Шарма (Индия) на корабле "Союз Т-11" и 17-29 июля космонавты В.А.Джанибеков, С.Е.Савицкая и И.П. Волк на "Союзе Т-12". 25 июля космонавты В.А.Джанибеков и С.Е.Савицкая вышли в открытое космическое пространство для испытаний нового инструмента для проведения сложных технологических операций.

11 февраля 1985 г. на беспилотном участке полёта станции из-за выхода из строя системы командного управления и ошибки оператора ЦУП была потеряна связь с ней, в результате чего из-за невозможности вмешаться с Земли в работу автоматики нарушился режим подзаряда буферных батарей, система обесточилась и станция полностью вышла из строя.

Это было серьезной ситуацией. Полная потеря станции стала очень реальной. В НПО "Энергия" начал прорабатываться вопрос: можно ли стыковаться с полностью неуправляемой станций. Для этого нужно было знать, с какой угловой скоростью она вращается. Для этого привлекались различные ведомства, в том числе средства противоракетной обороны.

Для обеспечения предстоящей стыковки, как тогда говорили, "к некооперируемому объекту" проводилась тщательная отработка предстоящей работы и тренировки будущего экипажа. Такая операция не имела ещё аналогов. Тем не менее, на заседании Военно-промышленной комиссии специалисты оценили вероятность успешного выполнения стыковки величиной 0,7-0,8. И, несмотря на это, было принято решение эту операцию провести: слишком велико было желание сохранить станцию. Большое внимание этим вопросам уделял министр общего машиностроения О.Д.Бакланов.

И вот начинается беспрецедентная работа по восстановлению станции. 6 июня 1985 г. на орбиту была направлена специальная экспедиция - космонавты В.А.Джанибеков и В.П.Савиных на корабле "Союз Т-13". "Союз Т-13" с помощью целеуказаний с Земли и ручного управления с использованием лазерного дальномера и БЦВМ сблизился со станцией, состыковался с ней как с некооперируемым объектом. Космонавты провели ремонтно-восстановительные работы и станция была введена в строй. В процессе этих работ были довольно драматичные моменты. Например, на станции не работала в числе других и система терморегулирования. Вода на станции превратилась в лед. С собой космонавты могли взять только ограниченное количество воды. И до самого последнего момента было неизвестно, успеют ли космонавты отогреть станцию, чтобы воспользоваться её запасами воды, или им придется вернуться на Землю, не выполнив работы из за отсутствия питьевой воды.

8 сентября 1985 г. на станцию прибыла экспедиция посещения - космонавты В.В.Васютин, Г.М.Гречко и А.А.Волков на "Союзе Т-14". В.В.Васютин и А.А.Волков остались на станции, а В.А.Джанибеков и Г.М.Гречко вернулись на Землю, но 21 ноября из-за болезни В.В.Васютина четвёртая экспедиция была досрочно прекращена.

В связи с началом эксплуатации станции "Мир" 25 июня 1986 г. работы со станцией "Салют-7" были прекращены. Для изучения поведения конструкции и аппаратуры при длительной эксплуатации было принято решение о переводе станции "Салют-7" на высокую орбиту с длительным сроком существования (как прогнозировалось, не менее 10 лет). Но прогноз оказался неточным из за неожиданно высокой плотности атмосферы в годы активного Солнца и станция начала снижаться значительно более энергично, чем предполагалось. Мировая общественность была обеспокоена вероятностью неорганизованного падения осколков станции на какие-нибудь густонаселенные районы. И, хотя специалисты знали, насколько мала эта вероятность, волнений было достаточно. И вот 7 февраля 1991 г. станция "Салют-7" прекратила свое существование. Ее остатки, долетевшие до Земли, упали в безлюдный район Южной Америки.
Главным недостатком станций "Салют" было то, что они были моноблочными. Это ограничивало использование научной аппаратуры.

Другим недостатком было отсутствие электромеханических исполнительных органов, в связи с чем для ориентации требовались значительные запасы топлива и, как следствие, большой грузопоток Земля-борт. Не было на "Салютах" системы связи через спутник-ретранслятор, и связь со станцией имела большие перерывы. И, наконец, опыт, полученный на "Салютах" и на кораблях "Союз" по работе с системой управления с использованием цифровой техники позволил перейти к использованию современных систем управления с использованием БЦВК.

Поэтому началась разработка станции четвёртого поколения, долговременных орбитальных станций (ДОС N 7, 8), получивших название "Мир".

В продолжение темы:
Рассекречены детали о сборке орбитальной станции "Салют"
Одиссей, вернувшийся на Землю О космонавте Валерии Полякове
Творческий полёт космонавта Джанибекова
Космические станции: от мечты к городам на орбите
«Морская космическая флотилия» СССР
Интервью космонавта А.Александрова