Реформа образования в России

 

Цель Болонского процесса - к 2010 году создать единую европейскую зону высшего образования, что предполагает взаимное признание дипломов и практику общих стандартов в этой области. Это как бы расширит возможности европейцев обучаться и трудоустраиваться в любой стране независимо от места проживания.

 

Основные положения Болонского процесса являются:

- взаимное признание документов о высшем образовании

- Создание условий для увеличения мобильности граждан

- Повышение привлекательности высшей школы в Европе

 -приспособление системы образования к потребностям рынка труда

 

Единая ступенчатая система «3+2»

Чтобы получить степень «Бакалавра» надо учиться 3 года, следующие два года учатся те, кто хочет получить степень «Магистра» что бы получить высшую степень – «Доктор» - 2,3 года.

 

 

Кредитно–модульная система(ECTS)

Каждый предмет оценивается по балльной системе и каждый студент в процессе своего обучения должен набрать определенное количество баллов - то есть получить некоторый объем знаний с набором определенных предметов, одна зачетная единица соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки

На первой степени обучения (Бакалавр) – 180 кредитов

На второй (Магистр) – от 60 до 120 кредитов (соответствует курсу обучения от одного года до 2-х лет)

Кредиты набираются прослушиванием лекций на разных факультетах

предусматривается разделение процесса изучения предметов на отдельные части, которые имеют название модулей

Занятия совершенно необязательно выбирать на своем же факультете и по своей узкой специальности - лишь бы в сумме набиралось достаточное для перехода на следующий курс количество баллов.

 

 

Мобильность студентов

 

Возможность учиться не только в одном вузе, но свободно передвигаться по вузам Европы.

В случае перехода студента из одного университета в любой другой университет Европы предусмотрен перезачет кредитов по единой европейской системе (ECTS). Каждый выпускник получит приложение к диплому единого образца "Diplom supplement", который и даст возможность конвертирования дипломов.

 

Учеба на протяжении всей жизни

повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда.

 

Автономность вузов

 Их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений.

 

 

Не так открытыми положениями являются:

 

Мобильность и стандартизация рабочей силы

Цель – повышение возможностей буржуазии управлять пролетариатом, сделав его стандартизированным и взаимозаменяемым.

 

Конкурентоспособность образовательных услуг

Превращение учебных заведений в полноценные капиталистические предприятия, производящие продукт – эффективную рабочую силу, с минимальными издержками.

 

'Ничего лишнего'

Разбивание высшего образования на два цикла: Бакалавриат и Магистратуру. Бакалавриат – получение только тех знаний, которые нужны на рынке труда, обучение хороших исполнителей, с полным отсутствием критического мышления и навязанным рыночным мировоззрением,  а необходимое количество высококлассных специалистов будет готовиться отдельно и за отдельную плату

 

За время существования Болонского соглашения были замечены следующие её недостатки:

 

Низкие возможности мобильности - часто при переезде студента в другую страну с него требовали доказательств наличия определенной (довольно большой) суммы денег, если её не было - его не впускали.

слишком сильная ориентация образования на нужды рынка

переход ВУЗов в руки крупных корпораций

ухудшение доступности образования (повышения платы за обучение в порядки)

падение качества образования

недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты)

социальная неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей)

пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты «наверху»)

произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования.

неэффективность кредитной системы

проблемы со структурой бакалаврата-магистратуры

 

Все новое и привлекательное в болонской системе, оказалось абсолютно недееспособным, и заразило этим традиционные формы образования.

 

В России…..

Государство полностью отказалось от обязательств перед образование. Из полномочий федерального центра в части образования вычеркнуты "ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования и установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования". Полностью снята статья 40 ("Государственные гарантии приоритетности образования") про 10% от ВВП на нужды образования, про 3% на высшее образование, про защищенность бюджетных статей, про освобождение образовательных учреждений от всех налогов, про детские пособия и др. Все студенты лишаются бесплатного медицинского обслуживания в вузовских поликлиниках, доплаты на питание, права на ежегодный разовый бесплатный проезд на железнодорожном транспорте. Размер стипендий законодательно гарантируется только для студентов-очников федеральных вузов, остальные будут получать от щедрот регионов.

Реформа в школе

 

В реформе школы будут следующие нововведения:

- Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;

На каждого ученика средней школы будет выделяться равное финансирование, эти  деньги пойдут в бюджет школы. Таким образом школе придется заниматься саморекламой с целью привлечения детей. Зарплата преподавателей и финансирование школ будут поставлены в зависимость от наполняемости классов

Завучу будет вменятся функция проведения ежемесячных тестов учеников, результаты тестов будут отправляться «наверх».

 

- Сетевая организация образовательной системы;

Введение рыночных принципов в среднее образование. Школа продает свои услуги, а родители соответственно их покупают.

- Независимая оценка качества образования;

ЭГЭ. В 2009 году введется повсеместно. ЕГЭ должен стать одновременно школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменом.

Знание 15 основных предметов будут проверяться тестированием. Известно, что эффективность тестирования крайне спорна (она проверяет механически зазубренное, а не понятое знание) Многие вопросы в ЕГЭ просто не включены в структуру школьных педагогических программ.

Учебный процесс будет направлен на вкладывание в голову ребенка стандартных ответов, тренировку памяти и способности к схематичным действиям, а не на развитие творческого потенциала и тяги к самостоятельному мышлению. Зато результаты тестирования прекрасно поддаются количественному анализу и станут удобным инструментом оценки 'качества (а значит - и инвестиционной привлекательности) образовательных услуг'.

ЕГЭ не обеспечивает доступности образования, так как его результаты являются окончательными, и дорога в высшее образование будет закрыта.

Школа вместо знаний, будет натаскивать учеников на ЭГЭ, это станет мощным инструментом социальной сегрегации:

Получить действительно качественное образование и развитое мышление ребенок сможет только на коммерческой основе, эту возможность будут иметь лишь дети из обеспеченных семей.

 

Повсеместное распространение ЭГЭ вызовет увеличение социального неравенства, расцвет коррупции и взяточничества. Планируется поставить в зависимость от результатов ЕГЭ бюджетное финансирование высшего образования, т.е. предоставить право учиться бесплатно только тем абитуриентам, которые получили высшие оценки. Единственным смыслом ЕГЭ в итоге оказывается введение ГИФО (это некий именной документ, который будет выдаваться поступающим в высшие учебные заведения. Посредством этого документа государство гарантирует частичную оплату обучения владельцу ГИФО в случае его поступления в вуз.) Предполагается, что ГИФО будут разных уровней, и выдаваться по результатам сдачи единого экзамена, то есть образовательного ваучера, как механизма тотальной платности высшего образования.

 

- государственно-общественное управление образовательными учреждениями;

Создание управляющего совета школы, состоящего на 50% из родителей, на 25% из учителей, и на 25% «представителей общественности». Директор будет им предоставлять ежегодной «Публичный доклад» о деятельности школы.

- новую систему оплаты труда педагогов.

Трудовой стаж учителей не будет учитываться. Зарплата учителей будет состоять из трех частей:

- базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

- Компенсационная часть:

а) Надбавка до 15% за особые условия труда по КЗОТу

б) Повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25% базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%

в) Коэффициенты за деление класса. Если класс делится на две группы - учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25% меньше.

 - Стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению 'родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы'. 'Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей'; 'Учитель может развиваться, но для этого надо идти по головам'

 

 

регионы лишили права "устанавливать местные налоги и сборы на цели образования, дополнительные льготы и нормы содержания для учителей и учеников"

Госдотации на питание отменили.

Льготный или бесплатный проезд для школьников  отменяется

Школам запретили зарабатывать деньги самостоятельно.

У образовательных учреждений отняли расчетные счета в банках, оставив только лицевые в казначействе

Норма о государственном финансировании обучения в частных школах, прошедших аттестацию и аккредитацию, отменена. Часть из них взвинтит цены до небес и станет окончательно элитарной, часть – закроется.

 

С 1 сентября 2007 г. школы переведены на всеобщее обязательное 11-летнее среднее образование (которое в перспективе должно стать 12-летним). Закон предусматривает прохождение учащимися всех трех степеней среднего образования: начального общего, основного общего и среднего полного общего. Обязательными становится все 11 классов школьной программы.

 

Планируется создание «Классов раннего развития», где дети будут обучаться с 5 лет, срок обучения  – 2 года. По-видимому, государственные детсады будут закрыты, как не вписывающиеся в рыночный механизм.

Вместо 4-5 лет в дошкольном учреждении (детсаде) + 11 лет в школе – 15-16 лет, после реформы  - 12 лет.

Из-за этого вернется закрепощение женщины, вместо образования, работы и самореализации ей придется заниматься уходом за ребенком. Услуги по уходу за детьми будут доступны и впредь - но уже на коммерческой основе. Этот удар придется в первую очередь по молодым семьям, одиноким матерям, женщинам-работницам.

Из заявленных 12 лет на среднее образование остается только 10, вместо нынешних 11.

Время обучения уменьшится на 10%, учебный план на 25%.Проведется сокращение из обязательной программы предметов, обучение которым будут проводиться на платной основе.

Биология. В 6-9 классах биология сокращается на четверть по времени и на 40% по содержанию.

Произойдет изгнание доказательств из школьного курса математики и переход к механическому зазубриванию отдельных цифр и правил, вошли в список лишнего логарифмы, тригонометрические функции, степенные функции, стереометрия

 

Войдут в программу обучения так называемые «Системообразующие» предметы:  ОБЖ, “краеведения”, “истории города”, “валеологии”, “основы цивилизационных знаний”, “основы менеджмента” и т. п.

Валеология как предмет, представляет собой обрывки научных  знаний вкупе с оккультным мистицизмом и положениями теософии, Агни Йоги и т.д.

Начальная военная подготовка будет отсутствовать в школе. С 1 января 2003 года государство отказалось финансировать детско-юношеские спортивные школы.

Изучение английского языка будет проходить с младших классов, с упором на разговорную речь.

Происходит внедрение в школу церкви, появляются такие предметы как теология.

 

Профильное образование

Перед переходом в старшие классы школьнику придется выбирать профиль по которому ему придется учиться в дальнейшем. Каждая школа не сможет организовать более 1-3 профилей, и это значит что выбор будет ограниченным. Профильное образование формирует узость мышления. Во всех профилях, кроме двух, (естественнонаучный и агротехнологический) биология, физика и химия признаны "ненужными" предметами, и их фрагменты помещаются в курс "Естествознание", на который в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю. Этот курс представляет собой конгломерат плохо связанных, разрозненных обрывков наук, каждая из которых в норме имеет свою логику и понятия.

 

Сельские школы

В процессе реформы сильно пострадают сельские школы, многие из них будут закрыты. Это вызовет новый отток молодежи из села.

 

Профессиональное образование

Обязательное 11-летнее образование уничтожило профобразование. Количество обучаемых и так очень низкое, упало до минимума. Поэтому существует Дефицит квалифицированных рабочих кадров.

АУ

на базе учебных заведений планируется создавать ГАУ (государственные автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные (муниципальные) некоммерческие организации), различающиеся степенью государственного участия в управлении имуществом. Решение о их создании принимается правительством или региональными и муниципальными органами, ВУЗ не имеет права выбирать свою организационно-правовую форму.

Высшим органом этих учреждений будет являться попечительский совет из 3-11 человек, формируемый организацией-учредителем, учредитель имеет право назначать и снимать членов совета и изменять его количество. В совете будут представители органов власти, в ведении которых находится учебное заведение и «представители общественности и местного самоуправления». Попечительский совет будет решать вопросы реорганизации и ликвидации вуза, внесения изменений в устав, назначения и снятия членов ученого совета и ректора (только ГАНО), распоряжаться имуществом, контролировать финансово-хозяйственную деятельность, открывать и закрывать филиалы. Приоритет будет принадлежать государственным чиновникам, а также тем, кто, по общему правилу, ими рекомендован. 

Автономное учреждение – без автономии!

 Основной целью деятельности этих учреждений будет, является получение прибыли. Источниками прибыли будут:

сдача площадей в аренду, предоставление территории под коммерческую застройку, коммерческий найм мест в общежитиях, оказание экспертных и исследовательских услуг, и конечно - плата за обучение и все, что с ним связано (пользование библиотекой, получение методических пособий, доступ в компьютерные залы, не говоря уже о платных пересдачах и факультативах), Право бесплатного пользования будет сохранено только для студентов федеральных вузов

Планируется отменить выборность института ректоров. Федеральный орган, в ведении которого является ВУЗ, выдвигает кандидатуры, Рособрнадзор их аттестует, конференция вуза под контролем министерства образования проводит выборы, министерство или агентство итоги выборов утверждает. Возможно, введут второстепенную должность «Президента ВУЗа».

Потери от введения АУ:

1.Потеря оставшихся социальных гарантий (отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии для педагогов и медиков, занятых в учреждениях для детей, частично не отмененные налоговые льготы и т.п.)

2. Фактическая ликвидация конституционного права граждан на бюджетное образование.

3.Изменение статуса учреждения снимает запрет на приватизацию.

 

Реформа высшего образования в России

 

В подгонке Российского высшего образования негативные черты болонского соглашения на порядки усилятся.

Происходит слом самой системы российского образования. От обучения полного специалиста идет переход на обучение «чернорабочих» и элитных профессионалов. Целью реформы является коммерциализация образования и удовлетворение потребностей Европы в квалифицированной и дешевой рабочей силе.

Произойдет деление вузов на три категории.

Национальные ВУЗы (от десяти до двадцати) - полное государственное финансирование и право самостоятельно определять академическую политику

Федеральные ВУЗы (около 200) - меньше денег, и меньше свобод. Их ректоры будут назначаться сверху чиновниками из министерства.

Региональные ВУЗы — смогут предоставить бюджетные места только бакалаврам. Подготовка специалистов и магистров полностью перейдет на внебюджетную, платную основу и систему образовательных кредитов.

Разделять учебные заведения на группы хотят в зависимости от уровня знаний, которые они обеспечивают. Система оценки будет включать около 60 критериев. Основным критерием предложили выбрать очень неожиданный — зарплату выпускников. Наименее значимые с государственной точки зрения учебные заведения не смогут выстоять в новых условиях и закроются. Это будут, в первую очередь, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и вузы культуры. Потому что, согласно статистике, пять последних мест по уровню заработной платы занимают следующие специалисты (по убыванию): врачи, ученые, педагоги, люди культуры, работники сельскохозяйственной сферы

Согласно Федеральному закону бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией. Законом определяются следующие нормативные сроки освоения основных образовательных программ по очной форме обучения: для получения степени бакалавра - четыре года, специалиста - не менее пяти лет, для получения квалификации магистра - два года (после получения степени бакалавра). Статьей 3 настоящего Федерального закона изменяются условия предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу. Так, лицам, имеющим квалификацию «бакалавр», поступившим на обучение по программам магистратуры, если они поступили в указанное образовательное учреждение не в год получения квалификации «бакалавр», такая отсрочка не предоставляется.

Вузам придется пройти аттестацию на готовность "производить" магистров. Гарантий того, что в магистратуру этих заведений будут принимать на бюджетной основе, никто не даст.



Опыт внедрения болонской системы в Восточной Европе выявил следующие недостатки:

В организации обучения по кредитно-модульной системе иногда наблюдается путаница в распределении баллов.

Проблемы возникают переноса кредитов студентов, которые обучались в других учебных заведениях или же за границей

при балльно-модульной системе на протяжении семестра приходится не набирать баллы, а пытаться их сохранять и не терять.

 

Происходит сокращение бюджетных мест, сейчас более половины выпускников будут вынуждены оплачивать обучение сами.

И планируется дальнейшее ежегодное сокращение бюджетных мест.

 

Планируется оставить на государственной поддержке около 100 ведущих университетов. Это приведет к росту конкуренции и соответственно к росту взяточничества. Попасть в такие вузы смогут только те, кто сможет платить за образование. За бортом высшего образования окажутся дети неимущих. Произойдет еще одно расслоение общества, по образовательному уровню. В стране создаются предпосылки для перерастания имущественного неравенства в социальное. Из-за недоступности столичных вузов формируются замкнутые территориальные системы образования, воспроизводящие регионально ориентированные элиты.

За 3–4 года, отпущенные на бакалавриат, большинство российских вузов не успеют выучить квалифицированных специалистов.

После окончания бакалавриата студенты должны будут сдавать специальные вступительные экзамены в магистратуру, возможно продолжение учебы за счет бюджета будет требовать промежуточного трудового стажа, при этом отсрочки от армии не будет.

Западная система переучивания бакалавров в магистров исключительно дорога, реально мы ее не сможем применить в РФ в достаточно массовом масштабе, эта программа будет профанацией. Страна останется без полноценных специалистов.

Поток поступающих на конкурентоспособные специальности будет расти. И как только дойдет до отмены ограничений на прием «платных» студентов, они очень быстро вытеснят «бесплатных». В итоге способные студенты, не имеющие возможности платить за свое образование, останутся за бортом. Но плохо придется и платникам: в условиях ослабления сдерживающего фактора – бесплатного образования – цены на платные образовательные услуги будут неизменно расти

 

 

Следствием т.н. 'реформы образования' станет не только падение его качества, резкое сокращение возможности для большинства получить знания, необходимые для устройства на хорошую работу, но и перспектива культурной деградации российского общества в целом. Закрепляя отношения господства и подчинения, социального неравенства и рыночной конкурентной борьбы 'всех против всех', правящий класс объективно начинает историческое движение назад, к тем временам, когда знание, способность самостоятельно мыслить и творить было привилегией немногих. Борьба за сохранение доступного образования сегодня - это борьба против логики рынка как такового, борьба за лучшее будущее против нового варварства. И исход этой борьбы может зависеть только от нас самих.