Буслаеву А.А.
Об учебном пособии
«Новейшая история за
период с 1985 года».
Уважаемый Артём Алексеевич!
Информирую Вас, что ознакомился с проектом учебного
пособия «Новейшая история за период с 1985 года». В общих чертах с Вашим
видением современной истории согласен. В учебном
пособии представлено большое количество примеров, отражающих суть происходящих
процессов. В частности, Вы для иллюстрации используете воспоминания участников
тех или иных событий.
Одновременно сообщаю, что представленный учебник имеет
ряд недостатков:
1. Стиль представленного учебного пособия в настоящем
время является публицистическим, что не соответствует задачам, которые ставятся
в образовательном процессе в рамках учебного курса истории. Материал должен
быть представлен не как назидательное и критическое переосмысление
происходящего, а как информационные хронологические данные, подкрепленные
реальными фактами.
2. При изложении различного рода примеров и причин тех
или иных событий в тексте учебника автор очень часто употребляет сленговые и
жаргонные выражения, неуместные для употребления как в устной речи, так и в учебной литературе. Такие высказывания пагубно сказываются
на культуре учащегося, не соответствуют целям воспитания и развития. Если автор
претендует на объективность изложения, то и оценка должна быть нейтральной. Это
касается описания, как исторических персоналий, так и событий, в том числе при
цитировании каких-либо авторов.
3. Об использовании интерактивных
и интернет-ссылок в учебнике. Если автор считает
необходимым ознакомить учащегося с отдельными статьями, книгами и точками
зрения различных людей, целесообразно делать не ссылки на этот материал (так
как учебник предполагается к изданию в печатном виде), а создать Хрестоматию, в
которую включить наиболее существенные выдержки. При указании на какой-либо
дополнительный материал надо писать хотя бы место и год издания для книг и номер и дату выпуска для периодики.
4. Учебник по истории с названием «Новейшая история»
должен быть посвящен краткому анализу внутриполитической и внешнеполитической
ситуации во всех странах мира с достаточным хронологическим материалом за тот
период, который оговорен в названии. Однако предложенный учебник содержит материал в большей степени
посвященный событиям, происходившим в СССР и современной России. В большей
степени автор рассматривает и критикует политику, проводимую М. Горбачевым, а
также роль СССР в этот период для зарубежных стран. В связи с этим предлагается
пересмотреть название учебника либо систематизировать материал по другим
странам, разделив его по определенным временным периодам.
5. Несмотря на то, что в учебнике представлена в
основном критика М.Горбачева, недостаточно освящена со всех сторон его
деятельность на внешнеполитическом векторе в период Холодной войны. В тоже
время, считаю нецелесообразными попытки автора совместить описание
внешнеполитической деятельности под руководством М. Горбачева и описание его
личности. Иллюстрировать уровень личности этого человека целесообразнее, когда
автор в целом описывает его в начале учебника.
Довожу до Вашего сведения, что могу ходатайствовать о
том, чтобы Ваше учебное пособие, после его доработки, могло быть передано для
рассмотрения в Министерство образования РФ. Однако средств для
оказания финансовой помощи наша
организация не имеет, так как «Международная Лига защиты человеческого
достоинства и безопасности» является общественной организацией и в соответствии
с российским законодательством не может заниматься коммерческой деятельностью.
С уважением,
Президент Международной Лиги
защиты
человеческого достоинства и безопасности В.И. Варенников