Как глава Роскосмоса Перминов не сумел стать

наркомом общего машиностроения РСФСР

 

29 апреля 2011 года был отправлен в отставку глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Его преемником стал генерал Поповкин – тот самый, который 7 лет назад сменил того же Перминова на посту командующего Космическими войсками РФ.

Формально по причине достижения пенсионного возраста. Хотя все СМИ открыто писали, что причиной недовольства Перминовым в Кремле стали участившиеся катастрофы при запусках космических аппаратов, последней из которых стало падение ракеты с тремя спутниками ГЛОНАСС в декабре прошлого года. Хотя прямой вины Перминова в этих катастрофах нет – причиной является то, что российская космонавтика окончательно исчерпала запас прочности, оставшийся с советских времён. Неудивительно поэтому, что различные аварии сопровождали все 7 лет нахождения Перминова во главе Роскосмоса (и после каждой аварии появлялись устойчивые слухи о его отставке). Другое дело, что Перминов ничего не сделал, чтобы на смену советским наработкам пришли космические технологии нового поколения. Время его руководства космической отраслью можно смело назвать временем упущенных возможностей.

Напомним, Перминов встал во главе космической отрасли России 12 марта 2004 года, сменив одиозного Ю.Н.Коптева, имя которого связано со сворачиванием советской программы «Энергия-Буран» и затоплением орбитальной станции «Мир». Очевидно, что Коптев стал тогда «козлом отпущения» перед выборами Путина 14 марта.

Новый руководитель ФКА (Федерального космического агентства - так стал называться бывший Росавиакосмос после реорганизации правительства) Анатолий Перминов на первых порах начал было проводить прогрессивную политику. Было всерьез объявлено о реанимации лунной и марсианской программ, о скорейшем пуске в строй ракетоносителя нового поколения «Союз-2» и российского космического корабля многоразового использования «Клипер» (по сравнению с которым американские «Шаттлы» выглядели вчерашним днём т. п. Впрочем, в таком резком повороте не было чего-то необычного: Коптев был настолько одиозен, что любой его преемник смотрелся бы как избавление. И проекты нового руководства ФКА были лишь просто высказыванием самых естественных и очевидных вещей.

Летом 2004 года был сделан еще один шаг вперед - руководство российской космической отрасли открыто замахнулось на интересы американских «партнеров», которые еще до самого недавнего времени считались священной коровой. В июле первый зам главы ФКА Николай Моисеев заявил, что Россия больше не будет выполнять функции бесплатного космического извозчика для американцев и переводит доставку космонавтов и грузов на МКС на коммерческую основу.

Хотя даже такие реакционные шаги реформаторского правительства, как проамериканская позиция по поводу проблем с шаттлами, или проталкивание коммерсанта Н.Севастьянова в кресло директора РКК «Энергия» вместо советского директора Ю.Семенова, Роскосмос умел оборачивать на пользу прогрессу. Так, скажем, ситуация с «шаттлами» разрешилась неожиданным образом: как только 26 июля 2005 года, после 2,5-летнего перерыва, шаттл «Дискавери» наконец возобновил свой полет, как через два дня НАСА снова запретила полеты шаттлов на неопределенное время, т.к. этот старт показал крайне высокий уровень аварийности. Возможно, НАСА еще не раз переносило бы полеты «Дискавери» до полного устранения всех неисправностей, но… решающим фактором, заставившим американцев выпустить неисправный шаттл, стал… запрет на запуски «Союзов» в России после двойной катастрофы американских аппаратов. Мы тогда резко критиковали Роскоскос и его главу А.Перминова за такое решение, обвиняя их в подыгрывании США. Как оказалось, зря. Наоборот, это был гениальный тактический ход, вынудивший американцев запустить в космос неисправный шаттл и тем самым на долгое время забыть о своей пилотируемой программе. И новый руководитель РКК «Энергия» Н.Севастьянов оказался весьма инициативным деятелем.

В первые же месяцы после своего назначения он взял прогрессивный курс на реализацию ряда передовых космических проектов в самое ближайшее время – например, программы освоения лунного гелия-3 для термоядерной энергетики и создания российского многоразового космического корабля «Клипер» (усеченный вариант «Бурана»). Причем, в отличие от чиновников, рассуждающих в стиле «всё это дело не нынешнего века», Севастьянов выступал за реализацию всех этих проектов уже при жизни нынешнего поколения. Предложенная им «Концепция развития пилотируемой космонавтики», которая имела все шансы стать официальным документом, превосходила даже самые смелые требования оппозиции в отношении космической отрасли. В случае, если бы проекты РКК «Энергия» начались реализовываться, то сразу же ребром встал бы вопрос, что для их претворения в жизнь нужна плановая социалистическая экономика. Более того, программа создания термоядерной энергетики на гелии-3 вполне вписывается в имеющийся у нас план создания материально-технической базы коммунизма, известной как «Проект МКФ».

До некоторых пор эти проекты пользовались поддержкой руководства Роскосмоса во главе с А.Н.Перминовым. Однако с начала 2007 года со стороны руководства Роскосмоса пошел наезд на РКК «Энергия» и ее руководителя. На сайте РИА «Новости» отмечалось: «В августе 2005 г. натурный макет корабля «Клипер» был с помпой представлен Роскосмосом на международном авиакосмическом салоне под Москвой МАКС-2005. В то время никто не сомневался, что в объявленном ранее конкурсе на космический транспорт победит именно «Клипер», созданный в «Энергии». Однако в июле  прошлого года на салоне в английском Фарнборо Роскосмос неожиданно переориентирует программу создания транспортной системы с «Клипера» на очередную, страшно вспомнить, какую по счету, модернизацию корабля «Союз». Причем, после непродолжительной паузы последовал пространный официальный комментарий Роскосмоса с заявлениями в экономико-технической  нереальности программы «Клипер». Но корабль практически разработан, причем, на львиную долю из внебюджетных средств, и в «железе», по мнению Николая Севастьянова, может быть создан уже к 2013 г. Странно, но таковы факты». Не странно, ли намерения продолжать летать на «Союзах» 1960-х годов разработки один к одному совпадает с планами Росатома по развитию энергетики на основе ВВЭРов примерно той же давности. Наверно, тоже потому что «наша задача – получать прибыль».

22 июня 2007 года конфликт стал открытым. Севастьянов был отстранен от руководства предприятием. На 31 июля было намечено собрание акционеров по формальному избранию нового президента корпорации. Больше месяца между этими двумя событиями – достаточное время для того, чтобы попытаться остановить ситуацию. Однако не получилось. На состоявшемся 31 июля собрании акционеров владельцы крупных пакетов акций проголосовали за отстранение Севастьянова от должности президента корпорации и избрали «единоличным исполнительным органом управления – Президентом ОАО «РКК «Энергия»»» 57-летнего В.Лопоту. Который уже успел заявить, что «Лунная программа России будет корректироваться» и что «кадровые перестановки в руководстве "Энергии" не повлияют на выполнение контракта с NASA». То есть не собственные проекты, а «выполнение контракта с NASA» является теперь главным приоритетом.

Отставкой Севастьянова не ограничилось свертывание передовой линии в космической отрасли. В тот же день, 31 июля 2007 года , поступило сообщение об отставке пресс-секретаря Роскосмоса Игоря Панарина, занимавшего эту должность с апреля 2006 года. Его назначение вызвало тогда резкую реакцию со стороны прозападно настроенных СМИ, поскольку Панарин был известен своими антиамериканскими взглядами. Газета «Коммерсантъ» за 25 апреля 2006 года писала:

«Важной составляющей новой информполитики Роскосмоса, возможно, станет антиамериканизм. Так, в октябре прошлого года, выступая на Международном общественном форуме "Диалог цивилизаций", Игорь Панарин предрек распад США до 2010 года. Видимо, в том же духе Роскосмос будет теперь комментировать и сообщения об очередном переносе запуска американского шаттла или о трудностях с созданием в США нового космического корабля».

Этот прогноз, однако, не оправдался. Действительно, выступая в частных разговорах в поддержку прогрессивного курса, которого придерживался Роскосмос в 2004-2006 годах, Панарин тем не менее проявлял чрезмерную осторожность и в ответ на просьбу прокомментировать ту или иную проблемную ситуацию заявлял, что в силу своего статуса не считает себя вправе высказываться. Возможно, именно потому и не удержался.

Публицист Максим Калашников в те времена так характеризовал эту ситуацию:

«Севастьянов вошел в резкое противоречие с бюрократической системой людей-»андроидов». Он предложил двигаться вперед, тогда как системе нужна болотная застойность, статичная стабильность. Его убоялся глава Роскосмоса (комического министерства), отставной генерал-ракетчик Анатолий Перминов. 62-летний чиновник решил, что сорокалетний энергичный Севастьянов метит на его пост. Роскосмос при Перминове (как и при его многолетнем предшественнике Коптеве) придерживается иного кредо: не нужно никаких радикальных инноваций. Надо до бесконечности использовать и немного модернизировать старые советские наработки сорокалетней (а то и полувековой) давности: ракеты типа «Союз» и «Протон», корабли «Союз» и «Прогресс». Работать извозчиками для американцев и европейцев, поддерживать де-факто американскую станцию МКС. Ну, еще вовсю передавать советский опыт американцам, китайцам, бразильцам, южнокорейцам - всем, кто заплатит.  Такой порядок вещей крайне удобен для космических бюрократов пенсионного возраста. Знай, сиди себе - раздавай заказы, отбирай у предприятий денежки по иностранным контрактам и рули финансовыми потоками. Зачем делать что-то радикально новое? Это же надо брать на себя ответственность, рисковать своим креслом, нервничать, решать новые проблемы. А победившей «андроидной» бюрократии это не нужно. Она не хочет напрягаться и рисковать своими постами. А потому - долой севастьяновых с их планами. Убрать Севастьянова - дабы не нарушал благостно-лакированной картины, где можно выдавать советскую космическую технику за «российскую», малюя на ее бортах власовский триколор. Будем и дальше делать год от года устаревающие морально носители и корабли, не замечая того, что со своими многоразовыми ТКС вот-вот выйдут на рынок и американцы, и европейцы, и японцы. Но это - верный путь к концу отечественной космонавтики. Ведь в ней остались в основном старики. Молодежь им на смену не идет. Чтобы ее завлечь, чтобы советские «могикане» успели передать ей свои знания и навыки, необходимы новые масштабные проекты, созидающие системы более высокого качественного уровня. Не будет новых амбициозных проектов - и наша космонавтика умрет из-за ухода на пенсию и в мир иной последних квалифицированных «профи».

После отставки Севастьянова в политике Роскосмоса окончательно исчезли всякие попытки делать что-то новое и прорывное. В принимаемых программах развития космической отрасли в качестве вершины прогресса объявляются якобы новые ракетоносители «Ангара» и «Русь», которые по-прежнему основаны на жидкостных реактивных двигателях конструкции прошлого века. Задача перехода на новые технические принципы – а именно, на разработку ядерных электрореактивных двигателей – провозглашается аж на уровне президента, однако Роскосмос никакого особого энтузиазма в этом деле не проявляет.

Вот в чём предприятия российской космической отрасли действительно преуспевают – так это в выполнении западных коммерческих заказов. Вот, например, теперь уже бывший гендиректор НПО им. Лавочкина Г.М.Полищук в одном из интервью хвастался, что его предприятие завалено коммерческими заказами чуть ли не на 10 лет вперёд – а при этом то же самое предприятие постоянно срывало реализацию государственной космической программы. Ещё раз напомню перечень этих космических программ, сроки реализации которых постоянно переносятся:

1. Фобос-грунт». Сначала обещали запуск на 2005 год. Затем торжественно рекламировали запуск в 2009. Затем перенесли на 2011-й. В 2011-м и не вспоминают.

2.  марсоход Р.В.Комаева. В 2002 году анонсировали его запуск на 2005 год. В реальности в 2005 и в последующие годы о нем и не вспоминали

3. в декабре 2006 года пресс-служба Роскосмоса анонсировала запуск в ближайшие годы 5 АМС к Луне, а именно  «в 2008, 2009, 2011, 2013 и 2015 годах». Попытки узнать подробности об этих проектах оказались безрезультатны, а теперь и вовсе про это забыли. Запуски 2008 и 2009 года так и не состоялись.

4. «Радиоастрон». Проект, важный для решения физических вопросов, необходимых для будущих космических исследований. Был назначен на 2007 год, затем перенесли на 2008, в 2008-м перенесли на 2011-й, вероятно, это не последний перенос

5.   проект «Венера-Д», внесенный в Федеральную космическую программу. Теперь предлагают «растворить» его в европейском проекте.

Будем, конечно, надеяться, что новый глава Роскосмоса Поповкин что-то изменит к лучшему. Но вероятность этого, прямо скажем, не высокая.

Нет, Перминов, конечно, не преступник, как его предшественник Коптев. Но и хвалить его не за что. Лучше бы продолжал взятый вначале прогрессивный курс, как Н.Н.Севастьянов. За это, конечно, может, отправили бы в отставку ещё раньше, как того же Севастьянова – но зато тогда смог бы (как сейчас Севастьянов) считаться претендентом на пост наркома общего машиностроения РСФСР в случае победы революции. Но не вышло.