Очередной высер ватников как повод для проверки знаний по астрономии

 

Что общего между братьями А.и Б.Стругацкими и Сергеем Лукьяненко? Помимо того, что все они писатели-фантасты и по совместительству патологические антикоммунисты и антисоветчики? Общего между ними то, что им катастрофически не везёт с экранизацией. И у Стругацких, и у Лукьяненко есть множество отличных произведений, которые можно хоть прямо сейчас включать в школьную программу по литературе – но когда их пытаются экранизировать, то получается унылое дерьмо – либо элитарное «кино не для всех», либо тупое пропагандонство «при поддержке министерства культуры».

Вот на прокремлёвском интернет-издании «Взгляд» (более известном как «Взбляд») очередной «обозреватель» критикует книгу Стругацких «Трудно быть богом») в связи с готовящейся очередной экранизацией этой книги (как можно понять по контексту, получится очередное пропагандонское УГ, где прототипом Арканара будет Украина, а прототипом прогрессоров будут все эти «гдевыбыливосемьлет»). Причём критикует действительно основной недостаток сюжета – но критикует не с прогрессивных, а с реакционных ультраправых позиций.

Кто эту книгу не читал, напомню сюжет. Действие там происходит в далеком будущем, где земляне при освоении космоса обнаруживают обитаемую планету с внеземной цивилизацией. Причём по уровню своего развития эта цивилизация находится в стадии феодального строя (Средневековья). Земляне внедряют в их общество своих агентов (т.н. «прогрессоров»), которые должны изучать это общество и по возможности корректировать его движение в правильном направлении, но при этом никак не обнаруживая себя и никак не ломая «естественного» хода истории. И вот один из этих прогрессоров, внедрённый под именем Дон Румата, обнаруживает, что в стране, в которую он внедрён, назревает ультраправый клерикальный переворот, который отбросит страну в развитии далеко назад. Румата обращается к своему начальству с предложениями использовать неограниченные материальные ресурсы землян, чтобы этот переворот предотвратить. В ответ начальство его посылает фразами, прямо таки списанными из классиков марксизма: «вмешиваться преждевременно, потому что на этой планете ещё нет мерной поступи железных батальонов пролетариата, лишь только через несколько веков, когда на этой планете появятся железные батальоны пролетариата, то вот тогда ужо, а до тех пор нам твои истерические порывы не нужны». Когда кровавый переворот со всеми негативными последствиями всё же происходит, то же начальство говорит тому же Румате: «да, ты оказался прав со своим прогнозом, но что уж теперь поделаешь…». (аналогичный «аргумент», только с противоположным знаком, демонстрирует большинство сторонников нынешней войны на Украине: «да, конечно, решение начать эту войну было ошибкой, но если уже начали, то не останавливаться же…»).

Лет двадцать назад у меня была публикация в комсомольском журнале «Революция» (не уверен, сохранился ли где-то его экземпляр), где я приводил этот пример в качестве критики «диванных марксистов», которые под предлогом подобной «марксистской» фразеологии выступают против курса на как более быструю организацию революции и позиция которых сводится к тому, что какие бы громкие политические и социально-экономические события не происходили, то «настоящий коммунист» должен, снисходительно поплёвывая, оставаться в стороне, оправдывая своё бездействие отсутствием пресловутых «железных батальной пролетариата».

В то время как единоросовский автор статьи по ссылке критикует тот же сюжет в реакционном, ультраправом стиле, что якобы нужно консервировать архаичные «традиционные ценности», что якобы прогрессор должен не поднимать дикие отсталые народные массы до цивилизованного уровня, а, наоборот, должен сам опускаться до уровня дикой отсталой ваты.

Несомненно, в «прекрасной [Советской] России будущего» (с) книга Стругацких «Трудно быть богом» будет экранизирована с идейно правильной расстановкой акцентов.

В завершение – тест для знатоков астрономии. В первой главе этой книги говорится, что планета, на которой происходит действие, находится на расстоянии 1000 парсеков от Земли. А в главе девятой (в которой, надо сказать, и содержится концентрированное выражение всего сюжета) говорится, что наше Солнце на ночном небе этой планеты выглядит как «крохотная, едва заметная звёздочка». В чём противоречие между этими двумя утверждениями?