Планы Роскосмоса: тот же "Клипер", та же РКК "Энергия" - но без Севастьянова и с 10-летним опозданием

 

С многоразовым космическим кораблем будущего наконец-то определилось главное космическое ведомство России — Роскосмос. Это конический, бескрылый аппарат, внешне чем-то напоминающий американский “Аполлон”. А вот начинка у будущего межпланетного странника будет очень напоминать то, чем некогда планировалось оснастить “забракованный” “Клипер”. В тонкостях космических разработок “МК” помогли разобраться специалисты из РКК “Энергия”, которые, собственно, и построят суперкорабль.

Итак, создание космической пилотируемой транспортной системы нового поколения поручено знаменитой “королёвской” корпорации. Сроки поставлены весьма жесткие — эскизный проект должен быть изготовлен уже к июню 2010 года. (комментарий ред. сайта: напомним, в первоначальных планах к 2010 обещали «Клипер» уже запустить)

Требования тоже не слабые — на новом корабле на орбиту и обратно должны отправляться по 6 человек, а не по 3, как на кораблях типа “Союз-ТМА”. Корабль должен соответствовать самым современным требованиям, чтобы в недалеком будущем смог доставлять российских космонавтов не только до МКС, но и к Луне.

В том, что Роскосмос отдал предпочтение проекту “Энергии”, все поначалу узрели некий тайный смысл. Мол, это только на словах корабль будущего будет новым. На самом деле государству просто подсунут за вновь выделенные 800 миллионов рублей старый “Клипер”, который в свое время так и не дождался своего звездного часа.

“МК” выяснил, насколько эти подозрения соответствуют действительности.

— То, что мы предлагаем сегодня, это далеко не “Клипер”. У нового корабля будет совсем другая аэродинамика, — пояснили специалисты.

Корабль будущего лишат крыльев, имеющихся у “Клипера”. Он будет представлять собой капсулу конической формы, больше напоминающую американский “Аполлон”. Крылья, как пояснили нам проектировщики, потребовали бы дополнительных затрат топлива при полете к Луне.

Но как же создатели намерены сажать многоразовый корабль, не имеющий ни шасси, ни возможности маневрировать? Оказалось, пока рассматривается два варианта посадки — либо при помощи парашютной системы, наподобие той, что “сажает” сейчас все спускаемые капсулы “Союзов”, либо на двигателях, в вертикальном режиме — в каком положении взлетал, в том и приземлится.

Впрочем, без “Клипера” тут все-таки не обойдется. Глупо было бы выбросить на свалку прежний богатый задел наших ученых. В частности, в новый корабль перекочуют бортовые системы предыдущего проекта РКК “Энергия”. Во-первых, это новейший вычислительный комплекс, позволяющий управлять движением корабля и всеми его системами. Во-вторых, новая система сближения со станцией на основе данных ГЛОНАСС или американской спутниковой системы. В отличие от ныне действующей системы “Курс”, которая работает при помощи радиолокаторов, новая гораздо точнее выполняет операции по стыковке корабля.

Что касается количества взлетов и посадок, с ним разработчики пока не определились — дежурной цифрой пока остается 10, а там будет видно. Запуски этого корабля планируется осуществлять с космодрома “Восточный” на ракете-носителе среднего класса повышенной грузоподъемности “Русь-М”.

 

источник - http://www.mk.ru/blogs/idmk/2009/04/08/mk-daily/403740/