Конец российской монополии на космический извоз

До некоторых пор Россия считалась монополистом и бесспорным лидером на рынке космического извоза (доставка космонавтов и грузов с Земли на орбиту и обратно) благодаря советским космическим кораблям – пассажирскому «Союзу» и грузовому «Прогрессу». Однако этой монополии неожиданно настал конец.

2 месяца назад Россия перестала быть монополистом в грузовых космических перевозках – 9 марта 2008 года был запущен европейский грузовой космический корабль «Жюль Верн», который по всем параметрам превосходит наш «Протон», до этого считавшийся единственным в мире грузовым космическим кораблем. Теперь пришла очередь «Союзов». Прошедшие за краткое время две подряд нештатные посадки спускаемых аппаратов «Союзов» заставили всех заговорить о том, что это, конечно, корабль хороший, но всё-таки разработанный еще в 1960-х годах. Газета «Комсомольская правда» за 6 мая 2008 года опубликовала статью, по стилю очень похожую на заказуху, под названием «Заложники «Союза»». Вот о чем там говорится:

«На земле решают, сможет ли нынешний экипаж МКС пользоваться кораблем «Союз ТМА-12» как спасательной шлюпкой

Вчера стало известно: Центр управления полетами отменил запланированную на 6 мая перестыковку корабля «Союз ТМА-12» от одного причала Международной космической станции к другому. Обычно это абсолютно штатная операция. Нужна она для того, чтобы космонавтам во время выхода в открытый космос в июле было удобнее работать.

Но проблема в том, что возвращение на Землю двух предыдущих кораблей «Союз ТМА-10» (21 октября 2007 года)  и «Союз ТМА-11» (19 апреля 2008 года) прошло по неудачной  баллистической траектории. И у специалистов нет уверенности в надежной работе систем корабля, который сейчас пристыкован к МКС.

Все последние дни инженеры РКК «Энергия» - эта корпорация  отвечает за полеты «Союзов» -  пытались выяснить причину отказа автоматики спускаемого аппарата. Посадка крайнего, как говорят космонавты, «Союза ТМА», на котором вернулись на Землю Юрий Маленченко, американка Пегги Уитсон и кореянка  Сойон Йи, была невероятно рискованной.  Автоматика, ориентирующая капсулу во время спуска, не сработала. Корабль летел вниз не днищем, покрытым теплоизоляционным материалом, а люком, совершенно не готовым к раскаленной атмосфере. Резиновый уплотнитель начал прогорать. В капсуле ощущался запах гари. Боюсь, если бы падение «Союза» продолжалось на несколько секунд дольше, результат был бы очень печальным.

Первая корейская космонавтка Сойон Йи сейчас лечится в клинике Сеула. А традиционную встречу вернувшегося экипажа в Звездном городке назначили на 23 мая - на неделю позже, чем это обычно бывает. Как правило, космонавтам хватает месяца, чтобы прийти в себя.

И самое тревожное: «Союз ТМА-12», находящийся сейчас на орбите, - это спасательная шлюпка для экипажа. В случае проблем на станции космонавты должны в ней срочно возвращаться на Землю. Но сейчас никто не знает, как может сложиться судьба нынешних обитателей МКС - Сергея Волкова, Олега Кононенко и американца Гаррета Рейсмана, если они воспользуются кораблем с ненадежной автоматикой».

Как видим, ситуацию с «Союзами» наши иностранные конкуренты уже начинают использовать как повод для того, чтобы «подвинуть» Россию на рынке космических запусков. Эти намерения мы, естественно, приветствовать не можем. Однако сегодня ситуация показала со всей определенностью – бесконечно ездить на наследии 1960-х годов невозможно. Нужно скорейшими темпами разрабатывать и вводить в строй космические средства принципиально нового поколения, принципиально доработав в них все – от технологических принципов двигательной установки до внешнего дизайна.

До середины 2007 года на РКК «Энергия» велись попытки разработки таких принципиально новых космических аппаратов, в частности, многоразового корабля «Клипер» и межорбитального буксира «Паром». Однако после отставки Н.Н.Севастьянова с поста руководителя РКК «Энергия» официальный Роскосмос снова провозгласил курс на продолжение эксплуатации всё тех же «Союзов». Происходящие события показывают, что такую политику надо менять.

И повод для этого есть. Сейчас формально действует «неамбициозная» космическая программа до 2015 года, которую, очевидно, в ближайшее время всё равно придется переписывать хотя бы потому, что вместо 2015 года теперь модно к месту и не к месту указывать в качестве ориентира 2020-й. И этим поводом надо воспользоваться для коренного изменения космической программы.