«Ангара»: наконец взлетело, но не то, что нужно

 

Поистине историческое событие произошло в среду 9 июля 2014 года — с космодрома Плесецк все-таки взлетела многострадальная ракета «Ангара». Начиная с 1992 года, когда было принято решение о создании альтернативы для ракеты-носителя (РН) «Протон», в головном предприятии по ее выпуску — Центре им. Хруничева — сменилось четыре руководителя, сама ракета претерпела существенные изменения в конструкции и стала, пожалуй, главным бельмом в глазу Роскосмоса, которому последние 9 лет с большим трудом приходилось сохранять лицо при ставших уже традиционными срывах запусков «Ангары».

Ракета, стартовавшая в 16.00 по московскому времени, доставила макет спутника на полигон Кура, что на Камчатке. Приземление «груза» произошло спустя 22 минуты после старта. Расстояние от места пуска до цели составило 5700 километров.

Запуск осуществлялся «с целью выведения второй ступени ракеты-носителя с не отделяемым габаритно-массовым макетом полезной нагрузки на баллистическую траекторию с падением на полуострове Камчатка», — сообщили в Минообороны.

Указание министра Сергея Шойгу, который объявил старт «Ангары» делом государственной важности, было выполнено, хоть и с предварительной заминкой, — срывом пуска 27 июня, который произошел из-за падения давления в клапане бака с окислителем. Но на то они и летные испытания, чтобы отрабатывать все возможные недочеты.

- Что вы хотели, — говорили нам специалисты Центра Хруничева, — это наш первый запуск. Вон, у корейцев ракета-носитель KSLV (с первой ступенью нашей «Ангары»- Авт.) только с третьей попытки взлетела, и ничего, не было никакого шума.

Сравнили Корею, только начинающую освоение космических просторов, с лидером космической инженерной мысли!

Ну да ладно, как говорится, кто старое помянет... Взлетела и взлетела, приземлилась там где надо и на том спасибо, а то, что кто-то ради такого «прорыва века» освоил 160 миллиардов рублей за долгую эпопею, так за них теперь и спрашивать не с кого. Как уже говорилось, за эти долгие годы сменилось четыре руководителя ГКНПЦ им. Хруничева, четыре руководителя Роскосмоса... Экс-глава федерального космического агентства Владимир Поповкин, который и озвучил сумму, потраченную на «Ангару», ушел в мир иной, так и не дождавшись старта. В один день с ним трагически погиб, упав с крыши родного цеха, начальник бюро технического контроля Центра Хруничева Геннадий Лашков. Совпадения, но какие-то, согласитесь, жутковатые.

Наверняка, в далеком 1992 году никто даже и представить не мог, что у «Ангары» будет такая богатая история. Именно тогда на создание космического ракетного комплекса тяжелого класса, который должен был прийти на смену ракете-носителю «Протон» был объявлен конкурс. Конкурентами в нем выступали РКК «Энергия» им. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», представившие несколько вариантов ракет-носителей. Итоги были подведены в августе 1994. Конкурс выиграл Центр им. Хруничева со своей «Ангарой». По первоначальному проекту она представляла собой двухступенчатую ракету, работавшую на основе керосина (в двигателе первой ступени) и жидкого водорода (в двигателе второй). Баки горючего располагались по бокам баков окислителя таким образом, что визуально очень напоминали уши Чебурашки. Проект так в шутку и звали «Чебурашкой». Однако мультяшному герою не суждено было перерасти в ракету. В 1997 году было предложено использовать керосин во всех ступенях РН. Изменился и внешний облик ракеты.

«Ангара» превратилась в семейство модульных ракет-носителей, включающих в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемности от 1,5 до 35 тонн на низкой околоземной орбите. Это наш первый абсолютно независимый ракетный комплекс, способный выводить полезные нагрузки на геостационарную орбиту с российского космодрома Плесецк (в настоящее время эта функция лежит на ракете-носителе «Протон», которая запускается с казахского космодрома «Байконур»). Благодаря экологически чистому топливу «Ангары» мы сможем в ближайшие годы отказаться от токсичного гептила, на котором летает тот же «Протон». Кстати, не исключено, что в будущем РН «Ангара» будет использоваться и для пилотируемых полетов, а также, при дополнительной модуляции — в качестве супертяжелой для полета на Луну и Марс. Кстати, старт первой тяжелой модификации «Ангары» уже анонсирован Роскосмосом. Он должен состояться в конце 2014 года.

Если все пойдет, как по маслу, в будущем с одной пусковой установки можно будет осуществлять пуск всех ракет семейства «Ангара» с полезной нагрузкой в интересах Минобороны РФ и Роскосмоса во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит.

Изначально планировалось создать аж три таких установки: в Плесецке, на космодроме Восточный и на Байконуре. Однако, просчитав все плюсы и минусы, и решив, что от такого сотрудничества они явно не выиграют, казахи в итоге решили отказаться от «Ангары», предоставив свой стартовый комплекс «Байтерек» украинской РН «Зенит». В результате сейчас у нас есть комплекс для «Ангары» в Плесецке и строится на Восточном.

Между тем, многие специалисты космической отрасли считают «Ангару» морально устаревшей. Да, она экологичнее «Протона», имеет модульный ряд, на нее затрачено много денег. Но все это не аргументы. Нам нужны прорывные технологии, заметный шаг вперед в ракетостроении, а получается, что у «Ангары» много аналогов. Взять хотя бы наш «Союз-2» производства Ракетно-космического центра «Прогресс», или американскую Falcon, или французскую Ариан-6 с китайской CZ-11. Даже самая тяжелая из заявленных на сегодняшний день РН линейки «Ангара» — «Ангара-А5» сможет выводить на орбиту 28,7 тонн полезной нагрузки, а вот, к примеру, догоняющая ее американcкая РН SLS (ее запуск планирует на 2017 год), сможет поднимать на низкоорбитальную высоту от 70 до 130 тонн. Есть разница? Кстати, на эту разницу давно обращают внимание конкуренты Центра Хруничева из РКК «Энергия». Их главный аргумент — ракета-носитель «Энергия», при помощи которой производился запуск «Бурана». Она уже сегодня могла бы поднять более 100 тонн, если бы руководство страны и отрасли сделали на нее ставки в далеком 1994 году. На сегодняшний день это самая сверхтяжелая ракета-носитель в мире, причем успешно прошедшая летные испытания в 1987 и 1988-м годах.

Впрочем, согласно последним заявлениям руководства Роскосмоса, супертяжелую ракету мы тоже построим, дайте только срок. И не исключено, что на этот раз ставка будет сделана именно на когда-то забытую РН «Энергию».

газета «Московский космомолец», 10 июля 2014 г.

 

Из комментариев в интернете:

«Хотя сама система скомуниздена с линейки носителей Ариан (ну или пиндосовской Дельты) ... Причём была запущена ракета в ПЕРВЫЙ раз! А Ариан уже летает 20 лет. В разных комплектациях.... Так что нет повода счастливые патриотические сопли размазывать. Работать надо. Это как минимум

 

Наш комментарий: следует также отметить такую вещь, о которой упоминают как бы между делом: разрекламированная «Ангара», как выясняется, не предназначена для пилотируемых полётов. То есть создавать пилотируемый корабль ещё только предстоит.

По запуск «Энергии», т.е. про планы возвращения к идеям 20-летней давности – получается, реставраторы капитализма украли у нас 20 лет жизни?