Как сделать многоразовые ракеты выгодными

 

Около недели назад известный популяризатор космонавтики Виталий Егоров опубликовал в своём ЖЖ пост «Почему сегодня не нужны многоразовые ракеты». Основное содержание: сегодня в мире в промышленном масштабе многоразовые ракеты запускает только принадлежащая Илону Маску компания SpaceX с многоразовыми ступенями ракеты Falcon 9, а теперь и Falcon Heavy. Все другие космические державы, в т.ч. российский Роскосмос, заявляют, что это круто и что они тоже в ближайшем будущем займутся многоразовыми ракетами, но дальше словесных заверений дело не идёт и все по-прежнему продолжают летать на одноразовых.

Выводы, почему так происходит и что делать, автор изложил так:

 

«В действительности условия диктует экономика. Лучше всего ситуацию выразил глава Ariane Group Ален Шармо в интервью немецкому изданию Spiegel Online:

Предположим, у нас будет ракета, которую можно использовать повторно десять раз, тогда мы будем строить ровно одну ракету в год. Это не имеет смысла. Я не могу сказать моим командам: «Всем пока, продолжим работу в следующем году!

То есть главное препятствие на пути многоразовости — ограниченность грузопотока на орбиту. После завершения холодной войны количество ракетных пусков в мире сократилось практически вдвое и все последующие годы не превышало 100 штук. Существенная часть этих пусков обеспечивала государственные пилотируемые, военные, научные программы, которые не выходят на внешний рынок, хотя определенную долю государственные контракты занимают и на международном рынке.

Потребности же коммерческого рынка за последние 30 лет лишь в 1997–1999 годах превышали 30 ракет в год, а в последние годы не превышали и 20 пусков. При такой динамике рассчитывать на кратное увеличение спроса не приходится. Во многом поэтому SpaceX реализует проект глобального спутникового интернета с тысячами спутников, которые должны поднять спрос на ракеты, в том числе и многоразовые».

 

Если говорить кратко, то хотя многоразовые ракеты - это действительно огромный шаг вперёд в развитии технологий по сравнению с нынешними одноразовыми, но их никто не стремится делать, по двум причинам: 1) технической - для многоразовых ракет нет достаточной нагрузки, 2) социальной - если ракеты будут многоразовые, то их можно будет делать в меньших количествах, поэтому значительную часть рабочих придётся увольнять, что не есть зер гут.

Для SpaceX, кстати, второй из этих проблем не существует - буржуй Маск «оптимизировал» своё космическое производство до самой крайней стадии, но для России этот его опыт явно неприемлем.

Но обе эти проблемы можно решить, если начать реализовывать давно предлагавшуюся нами программу добычи на Луне гелия-3 для термоядерной энергетики. Во-первых, это потребует очень большого количества запусков - гораздо больше, чем сейчас, так что и для многоразовых ракет работы хватит. Во-вторых, понятно, что жидкостные реактивные двигатели - это не то, что нужно для межпланетных полётов, и тут нужно создавать что-то новое, при этом постоянно его совершенствовать. И для этого надо не «оптимизировать» кадры предприятий космической отрасли, а, наоборот, расширять их. И тех рабочих и инженеров, которые окажутся «лишними» из-за перехода с одноразовых ракет на многоразовые - перенаправлять на конструирование и производство ракет нового поколения.

Способен ли нынешний Роскосмос на осознание такой задачи? насколько известно, нынешний 1-й зам главы Роскосмоса Н.Н.Севастьянов выдвигал подобные идеи в бытность свою гендиректором РКК «Энергия». Если сегодня, пользуясь своими нынешними полномочиями, он вернётся к решению этой задачи - то это будет хорошо. Если нет - значит, как всегда придём к выводу, что систему менять надо.