Чем обернется новая космическая гонка для бизнеса?

12 мая 2014

 

Политическая напряженность последних месяцев вносит существенные коррективы в установившиеся бизнес-связи и производственные цепочки практически во всех высокотехнологичных отраслях России. Космическая отрасль  как наиболее наукоемкая и технологичная может оказаться одной из наиболее пострадавших, поскольку именно здесь наиболее плотно и сложно переплетены международные геополитические и бизнес-интересы, утверждает вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций Алексей Беляков. Ниже – колонка Алексея, написанная для sk.ru

Именно в космической отрасли устойчивость сложных кооперационных структур наиболее критична, поскольку реализация любого проекта требует вовлечения большого числа высококвалифицированных специалистов и разнообразных ресурсов. А сотрудничество в области космоса между Россией и США  - вообще один из немногих примеров эффективного взаимодействия между двумя странами. Примеры космического сотрудничества общеизвестны: это и коммерческие запуски российскими  ракетами-носителями, и взаимодействие по программе Международной космической станции, и поставки российских ракетных двигателей, и закупка электронно-компонентной базы…

К сожалению, в свете известных событий участие России в программах международного космического сотрудничества находится под угрозой – все чаще слышны призывы к его сворачиванию.  Так, в ходе недавних слушаний в конгрессе основатель и владелец SpaceX Элон Маск заявил о чрезмерной зависимости американских ракет-носителей от российских двигателей и уязвимости американской космической программы. Понятно, что заявления Маска связаны скорее с желанием использовать сложившуюся ситуацию для защиты бизнес-интересов SpaceX в конкуренции с другими американскими ракетостроителями, ориентированными на российские двигатели (SpaceX разрабатывает двигатели линейки Merlin самостоятельно, и они уже успешно используются в ракетах-носителях Falcon-9 ). Помимо зависимости от российских двигателей создатель SpaceX борется в судах и с де-факто картелем двух ракетно-космических гигантов, Boeing и Lockheed Martin, однако подобные действия уже привели к временному запрету на ввоз российских двигателей в США (сразу же, впрочем, опротестованному в судебном порядке).

Насколько пагубно для всех сторон окажется сокращение международного сотрудничества, еще предстоит узнать. Не исключено, что Россия может оказаться вовлеченной в новую космическую гонку – ситуацию, которую можно использовать как возможность для роста, по аналогии с той, которая привела к скачку научно-технического развития СССР и США в 1960-х – 1970-х годах. Чем же нынешняя гонка будет отличаться от той, что имела место в прошлом веке?

Прежде всего, надо сказать, что космическая отрасль сегодня - это огромный рынок емкостью более 180 млрд долларов. Условно этот рынок можно разделить на два больших сегмента – сервисы и оказание  услуг (около 150 млрд) и создание наземной и космической инфраструктуры (около 20 млрд). Компании первого сегмента – это, прежде всего, игроки из области спутниковой связи, теле- и радиовещания, такие как SES, Intelsat, Eutelsat, ABS, а также компании, предоставляющие услуги в области lистанционного зондирования земли (Digital Globe). Второй крупный сегмент рынка (хоть и уступающий первому почти на порядок) занимают компании, связанные с созданием наземной и космической инфраструктуры: ракет-носителей, спутников, наземных приемных станций.

Если в секторе услуг традиционно преобладают частные компании, в том числе компании малого и среднего бизнеса, то в инфраструктурном сегменте всегда доминировали крупные игроки, такие, как российские госкомпании ИСС им. Решетнева, РКК «Энергия» или публичные аэрокосмический гиганты: европейская Airbus Defense and Space, американские Lockheed Martin и Boeing. Роль государства на этом рынке традиционно высока – до 60% выручки генерируется за счет госзаказа. Тем не менее, именно в этом секторе в последнее время происходят интересные изменения, которые связаны с появлением игроков, применяющих инновационные подходы к управлению проектами, а также внедряющих последние достижения науки и техники.

Каноническим примером подобных компаний уже давно стала упоминавшаяся SpaceX Элона Маска.  SpaceX рискнул бросить вызов «гигантам» мировой индустрии услуг по запуску - таким компаниям, как ULA (оператор американских ракет-носителей Atlas и Delta для правительственных заказов), Arianespace (ракеты-носители «Союз-2» и Ariane), ILS (оператор коммерческих запусков ракет-носителей «Протон») и другим.  Пока неясно, насколько существенно изменится конфигурация  рынка после того, как SpaceX выйдет на проектную мощность (15-20 запусков в год). Однако уже сейчас понятно, что спрос на эти запуски превышает предложение.  Этот факт тем более удивителен, что начальные затраты на разработку  Falcon составили «смешные» по космическим меркам 300 млн долларов (200  из них – деньги Маска и его партнеров).

Другим примером «стартаповского» подхода к космическому рынку являются SkyBox Imaging и Planet Labs. Обе компании привлекли средства от известных инвесторов Кремниевой долины, (Draper Fisher and Jurvetson, Khosla Ventures, Юрия Мильнера) и уже успешно запустили первые ДЗЗ спутники. Бизнес-идеология, которую пропагандируют оба стартапа, очень близка по духу одному из принципов развития бизнеса  Долины: «Если хочешь сделать большой бизнес, делай вещи дешевыми». У обеих компаний стоимость спутников (и, что очень важно, стоимость их выведения) на порядок ниже аналогичных показателей больших собратьев. Обе компании используют данные, полученные со своих спутников, для  разработки продуктов с добавленной стоимостью для крупного бизнеса, в том числе ритейлового, логистического, транспортного. Рынок долго будоражили слухи относительно приобретения SkyBox Imaging компанией Google (чья система Google Maps также серьезно завязана на спутниковые данные), однако пока эти слухи не нашли подтверждения, хотя сам по себе интерес интернет-гиганта к малой «спутниковой» компании показателен.

Неотъемлемым атрибутом растущей индустрии являются «истории успеха», связанные с покупкой малых компаний стратегическими инвесторами. Такие примеры начинают появляться и в космической индустрии. Недавно Digital Globe заявила о покупке Spatial Energy – компании, которая предоставляет геоинформационные и аналитические услуги, полученные путем обработки спутниковых снимков, крупным энергетическим компаниям. В 2011 состоялась сделка по покупке компании Climate Corporation сельскохозяйственным гигантом Monsanto. Использующие данные с метеоспутников аналитические продукты Climate Corporation необходимы фермерам для оптимизации ухода за сельскохозяйственными культурами в зависимости от климатических особенностей региона. По-видимому, эти продукты показались настолько полезными для Monsanto, что компания согласилась купить Climate Corporation за 930 млн долларов – очень крупная сумма даже по меркам стартапа из Кремниевой долины.

Что происходит в России?  Отрадно, что и здесь мы наблюдаем появление частных компаний, успешно ведущих бизнес в области сервисов и услуг, связанных с космической индустрией. ИТЦ «Сканэкс» – динамичная компания, занимающаяся геоинформационными сервисами, полученными на основании снимков ДЗЗ. К сожалению, на сегодняшний день это в основном данные, полученные с иностранных спутников, поскольку коммерческое использование данных с ограниченного количества спутников ДЗЗ, имеющихся сегодня в России, крайне затруднено. Основными клиентами «Сканэкса» на сегодняшний день являются Росеестр, МЧС, крупные транспортные компании. Им «Сканэкс» предоставляет услуги, связанные с картированием местности, экологическим мониторингом, мониторингом чрезвычайных ситуаций. Помимо этого «Сканэкс» является поставщиком детализированных карт территории России для проекта «Яндекс Карты». Выручка «Сканэкса» за 2011 год составила более 1,1 млрд рублей, что весьма неплохо для компании, основанной выходцами из научных кругов. Основной конкурнт «Сканэкса» – «Совзонд» - имеет похожую бизнес модель, но сфокусирован больше на индустриальных клиентах: энергетических, горнорудных, сельскохозяйственных холдингах.

Сегмент российских частных компаний, работающих в области создания и обслуживания и космической инфраструктуры, с недавних пор также не пустует. Наиболее ярким примером здесь является группа «Даурия Аэроспейс», которая занимается созданием малых космических аппаратов для ДЗЗ и М2М-приложений (то есть для оказания инфокоммуникационных услуг, связанных с взаимодействием движущихся объектов, прежде всего транспортных средств). Недавно «Даурия» объявила о начале создания совместной группировки спутников ДЗЗ с испанской Deimos Imaging.  В случае, если этот проект будет реализован, объединенный оператор станет мировым лидером в области поставок данных среднего разрешения. Учитывая наличие у Deimos успешного опыта работы на этом рынке и компетенции «Даурии» в области разработки и создания малых ДЗЗ аппаратов, синергетический эффект соглашения может быть значительным.

«Спутникс» – другой пример отечественного разработчика малых космических аппаратов. В отличие от «Даурии», «Спутникс» использует главным образом собственные разработки компонентной базы, предпочитая создавать ключевые компоненты космических систем «под себя». Обе компании планируют запустить свои аппараты 19 июня – «Даурия» запускает М2М-аппарат DX-1 с космодрома Байконур (РН «Союз-2») и два аппарата с такой же полезной нагрузкой с космодрома  Ясный (РН «Днепр»). В том же пуске отправится на орбиту и аппарат «Спутникса».

Приведенные примеры деятельности частных российских и зарубежных компаний свидетельствуют об идущих изменениях структуры космического рынка, которые заключаются в снижении барьеров входа, стремительном наращивании космической инфраструктуры и появлении новых услуг и сервисов. Подобная динамика привлекательна для компаний малого и среднего бизнеса, которые умеют хорошо ориентироваться в динамичной бизнес-среде и эффективно реагировать на рыночные тенденции.

Сможет ли российский частный космический бизнес стать новой точкой роста и одним из драйверов, способных помочь российской промышленности хотя бы не отстать в космической гонке? Учитывая вышеописанные общемировые тенденции, не просто может, а обязан это сделать, прежде всего, в области использования результатов коммерциализации космической деятельности. Но, как это часто бывает, у России свой, особенный,  путь. Поэтому ответы на этот вопрос может дать только время. Но ждать осталось недолго – первый экзамен на зрелость будет пройден уже совсем скоро.

 

источник - http://community.sk.ru/news/b/articles/archive/2014/05/12/chem-obernetsya-novaya-kosmicheskaya-gonka-dlya-biznesa_3f00_.aspx