Лунная гонка: второй
виток - космонавтика
15 февраля 2014 г.
В цехе сборки Научно-производственного объединения имени
Лавочкина небывалое оживление. Инженеры напряженно изучают чертежи, рабочие
последовательно выставляют заготовки.
Чистота, как в операционной. Движения сборщиков отточены,
будто это хирурги. Волнения нет, хотя событие историческое. Здесь каждый, в
буквальном смысле слова, прикасается к истории освоения космоса, ведь эти
аппараты полетят исследовать Луну.
Аппараты для лунной программы собирают в самом большом цехе
НПО имени Лавочкина. Его размеры — 30 на 90 метров. Это как хорошее футбольное
поле. А под его потолком мог бы поместиться семиэтажный дом.
Лунная программа возобновлена после тридцатилетнего
перерыва. Современные автоматические станции, конечно, отличаются от аппаратов
1970-х годов. Однако конструкторы понимают – возвращаться на земной спутник
придется по старой схеме. Вначале будут заново учиться самому сложному – мягкой
посадке. Пионером новой лунной эпохи уже через два года станет зонд «Луна-Глоб».
«Мы проведем воспоминания того, как мы садились раньше на
Луну. Но район — совершенно другой», — поясняет главный конструктор по
направлению «Лунные программы» НПО имени С.А. Лавочкина Владимир Долгополов.
В 1970-х для прилунения были выбраны ровные, как чертежный
стол, «морские» районы. Теперь же целью аппаратов станут точки на северном или
южном полюсе, где рельеф сложнее. Но и открытия могут быть сенсационные.
Чтобы решить непростую конструкторскую задачу, разработчики
новых лунных станций часто приходят в музей Научно-производственного
объединения имени Лавочкина за вдохновением.
«Это станция «Луна-9». Это первый аппарат, который совершил
мягкую посадку на Луну, снял панораму», — показывает Владимир Долгополов на
один из экспонатов музея.
Когда проектировался этот аппарат, конструкторы не были
уверены, что поверхность Луны твердая. После долгих споров всех убедил Сергей
Павлович Королев. И оказался прав.
Шар с космической станцией внутри садился на естественный спутник
Земли в специальной шине, которая служила амортизатором. В итоге — мягкое
прилунение и первые панорамные снимки телефотометром.
А уже через 11 месяцев на Луну села станция с серьезным
арсеналом научного оборудования – приборы для измерения гамма-лучей, самые
мощные по тем временам фотокамеры и пробник для первых попыток понять, что
такое лунный грунт.
«Это опускалось на поверхность. И он выстреливался туда. И
по глубине внедрения определялась твердость грунта», — на экспонате показывает
руководитель лунных программ НПО Лавочкина.
Конструкторы учились на собственных ошибках. Миссии первых
лунных станций не всегда завершались удачно. Однако за несколько лет советские
инженеры совершили настоящую революцию в изучении земного спутника.
Один из самых уникальных аппаратов советской лунной
программы – космическая станция «Луна-16». В 1970 году она не только
благополучно села на поверхность естественного спутника Земли, но и через сутки
работы улетела обратно.
Впервые автоматический аппарат смог собрать и доставить на
Землю лунный грунт реголит. 101 грамм темного сыпучего порошка ученые-химики
изучали потом несколько лет.
Сегодня снова стоит задача доставить на Землю лунный грунт.
Но совсем другой – полярный. Там может быть лед, а значит и вода для будущей
лунной базы.
Чтобы изучить лунную поверхность, бур новых аппаратов должен
углубиться на полтора-два метра. При этом просто сверлить грунт, как раньше,
недостаточно. Впрочем, реголит, уверены ученые, таит в себе множество загадок.
«Самые интересные в нем фракции – это летучие фракции. И
поэтому если мы начнем бурить, а всякое бурение – это трение, это нагревание, –
эти фракции могут испариться. Поэтому мы разрабатываем специальную новую
технологию забора грунта, его исследования так называемого криогенного. Мы исследуем
не только само вещество, это делалось и раньше, но исследуем такие летучие
фракции», — поясняет директор Института космических исследований,
вице-президент РАН Лев Зеленый.
Аппарат «Луна-Глоб» отправится к
земному спутнику в 2016 году. Составные элементы космической станции сейчас
проходят испытания – их подвергают нагреву, помещают в экстремальный холод.
Ведь ночная температура на Луне может опускаться до минус 150 градусов. Но уже
доказано, что, к примеру, вот антенны станции успешно будут работать в любых
условиях.
«Мы вращали этот аппарат здоровый. Мы его вращали, наклоняли
под 30 градусов, под 45 градусов, все это крутили-вертели. Они снимали
параметры. И после этого убедились, что конструкция антенн выбрана правильно»,
— отмечает заместитель начальника сборочного цеха НПО им. С.А. Лавочкина
Владимир Ростов.
Блок с научной аппаратурой новых миссий в разы больше, чем
30 лет назад. Современные российские станции должны проработать год после
прилунения, а переданную информацию будут изучать тысячи ученых по всему миру.
Конструкторы уже закончили макет блока.
«Устанавливаются уже штатно по конструкторским чертежам все
блоки, прокладывается кабельная сеть, устанавливаются все элементы
антенно-фидерной системы, то есть вот эти все волноводы, какие-то переключатели,
какие-то блоки», — демонстрирует процесс сборки новой автоматической лунной
станции заместитель начальника сборочного цеха НПО им. С.А. Лавочкина Владимир
Ростов.
Через пару лет после «Луны-Глоб» к
земному спутнику отправится аппарат, чья задача — зацепиться за орбиту и летать
вокруг Луны. Он станет своеобразным мостиком между Землей и новой станцией «Луна-Ресурс».
Она сядет на поверхность в 2019 году, возможно, с обратной, невидимой нам
стороны спутника.
Станция, вероятнее всего, доставит луноход. Поэтому в Роскосмосе уже всерьез говорят о возрождении редкой
профессии – водитель лунохода.
Вячеслав Георгиевич Довгань одним из первых в мире увидел
лунные пейзажи. Изображение с камер с большой задержкой в виде отдельных
слайдов поступало в Симферопольский центр дальней космической связи, откуда
экипаж управлял луноходом.
«Когда садишься за пульт управления, ты врастаешь в луноход.
И как будто бы ты находишься на луноходе», — делится своими впечатлениями от
управления «Луноходами» заслуженный испытатель космической техники Вячеслав
Довгань.
Все задачи «луноходчиков» были
расписаны и утверждены на самом высоком уровне. Но 8 марта 1971 года суровые
мужчины отошли от регламента.
«Костя Давидовский, наш штурман,
говорит: да что это у нас все банально? Давайте мы подарим им восьмерку. Какую
восьмерку? Давайте на Луне сделаем восьмерку и подарим им», — рассказывает о
желании штурмана пофорсить перед дамами и сделать им подарок на 8 Марта
Вячеслав Довгань.
Так сотрудницы Центра дальней космической связи получили,
пожалуй, самый оригинальный подарок в жизни. А фотографии восьмерки на Луне
разошлись по всему миру.
Луноходы ближайшего будущего смогут выписывать и более
сложные фигуры, а главное – перевозить больше груза. Ведь цель новой лунной
программы – создание на земном спутнике базы, причем обитаемой. Ее
строительство будет сложной задачей: из-за отсутствия атмосферы Луну постоянно
атакуют космические частицы и лучи.
«Поэтому нужно зарываться под поверхность на глубину
полутора-двух метров, лучше двух с половиной. Этот слой вас защитит от всех
этих неприятностей», — уверен директор Института космических исследований,
вице-президент РАН Лев Зеленый.
Ученые уверяют: на Луне — вся таблица Менделеева. Ее
изучение может вылиться в тысячи научных открытий. Например, гелий-3 –
эффективное термоядерное топливо будущего.
К тому же земной спутник интересен еще и как большая
обсерватория – для радиотелескопов, изучающих космос, там нет помех. Но на
пятки наступают конкуренты – США, Китай и даже Индия. NASA объявило о создании
целого парка автоматических лунных роверов.
А первый китайский луноход «Нефритовый заяц» работал на
земном спутнике с середины декабря 2013 года. Так что на Луне — все теснее. И
главный вопрос теперь – чья обитаемая база первой появится на земном спутнике?
источник - http://www.federalspace.ru/20232/