«Розетта» как зеркало научного пиара
«Газета.Ru» разбирается в тонкостях научного пиара на примере миссии «Розетта»
14.11.2014
Посадка на комету дала повод
задуматься, кто и как в мире умеет рекламировать свои космические успехи. «Газета.Ru» попыталась разобраться в тонкостях научного пиара.
Помпезно обставленное шоу, в
которое на этой неделе превратилось сближение с кометой европейского аппарата
«Розетта» и первая в истории высадка на нее рукотворного космического аппарата,
продемонстрировало огромный интерес общества к дерзким космическим вылазкам и
их результатам. И этот интерес проявляется на всех континентах.
На Западе люди разных профессий,
затаив дыхание, ждут первого сигнала с очередного межпланетного аппарата или
собирают деньги на оживление дряхлого прибора NASA, болтающегося в космосе. На
Востоке с нетерпением следят за первыми успехами китайских и индийских
национальных программ по исследованию Луны и Марса.
Но за последними событиями
следили во всем мире: так, во время спуска посадочного модуля «Филы» к комете
число твитов, получаемых Космическим центром в
Дармштадте (Германия), достигало 700 в минуту, а сложнопроизносимые
«Чурюмов» и «Герасименко» на время стали самыми часто
произносимыми славянскими фамилиями в западных СМИ.
Новость «Газеты.Ru»
о том, что издание Universe Today
сначала опубликовало, а потом удалило якобы первую фотографию с поверхности
кометы, прочитали 140 тыс. человек, а онлайн-трансляция
посадки зонда на комету собрала более 600 тыс. просмотров — людям действительно
интересно, что происходит в космосе и каково там, на поверхности кометы.
Однако околокометные
события показали, как можно, нужно и нельзя пиарить и
продавать публике успехи подобных проектов. В американском и европейском
космическом агентствах на пиар любой миссии — будь то
очередной марсоход или межпланетный зонд — выделяются
огромные средства. И любой налогоплательщик или просто любопытствующий, зайдя
на сайт миссии, может узнать, что происходит с ней в настоящее время:
этот ровер
сломал колесо, поэтому перестал двигаться; этот зонд нашел в морях Титана
исчезающие острова — миссия жива.
Для этих целей на информационное
сопровождение космических миссий работают профессиональные пиарщики: сайты
проектов постоянно обновляются, там появляются новые фотографии, схемы,
анимации, рисуются детские мультфильмы и трехмерные модели миссий, публикуются
рассказы об успехах их воплощения. А в честь каждого более-менее серьезного
открытия созываются пресс-конференции, на которых приглашают научных
журналистов.
Чтобы подогреть интерес к
миссии, придумываются и незатейливые, порой малонаучные
«завлекалки». Так, накануне посадки зонда «Филы» ЕКА
опубликовало новость о том, как «поет» комета — ученые лишь перевели колебания
ее магнитного поля в звуковой диапазон, назвав это «песней».
Есть в пиаре
европейского и американского космических агентств и некоторые отличия. Аппарат
«Розетта», вот уже три месяца обитающий у кометы Чурюмова
— Герасименко, успел прислать на Землю немало фантастических видов с разных
расстояний и ракурсов еще до отделения зонда «Филы».
Уже имеются первые цветные
изображения кометы и даже снимки ледяных гейзеров,
бьющих с ее поверхности.
Однако оператор миссии —
Европейское космическое агентство (ESA) — не торопится знакомить публику с
этими снимками, чем вызывает немало недовольства. Так, объектом критики стала
команда, управляющая камерой, OSIRIS под руководством Холгера
Сиркса. «Это семья, которая сражается, и Холгер в сердцевине этой борьбы, поскольку он обладает
всеми регалиями», — сказал Марк Маккоурин, один из
научных советников ESA.
В желании и праве ученых не
выкладывать на всеобщее обозрение научные данные нет ничего нового. В случае
американского меркурианского аппарата Messenger данные обычно придерживаются на полгода,
напоминает Джеймс Грин, глава планетного подразделения NASA. Однако в случае
важных открытий руководство космического агентства США может и надавить, чтобы
быстрее обнародовать данные.
Например, фотографии с марсоходов почти моментально становятся доступны публике.
Но структура ESA отличается от
иерархии NASA. В Европейском космическом агентстве все больше зависит от
вкладов стран-участниц, а американское руководит всем напрямую. В случае с
«Розеттой», к примеру, ESA не сильно вкладывалось в создание немецкой камеры
OSIRIS стоимостью €100 млн и
потому не контролирует распространение ее снимков.
По этой причине до отделения
посадочного модуля не было обнародовано ни одного снимка OSIRIS кометы с высоты
Работая над камерой с 1997 года,
Сиркс считает, что только члены его команды имеют
«право первой ночи» на снимки кометы и публикацию научных работ по этим данным.
Он считает, что на его группу оказывается гораздо большее давление по части
публикации данных, чем на ученых, отвечающих за другую аппаратуру миссии, ведь
это — ее «глаза».
И хотя нынешнее в прямом смысле
неустойчивое положение зонда «Филы» на комете помешало запланированной
программе, работа «Розетты» давно была признана успешной.
Пролетев миллиарды километров,
исследовав по пути два крупных астероида, ей впервые в истории удалось сесть на
хвост комете и изучить ее со всех сторон.
И потому в ожидании очередного
успеха миссии в Дармштадте устроили настоящий праздник — с традиционным
замиранием сердца в ожидании первых сигналов, искренним ликованием,
аплодисментами и шампанским. Трогательными оказались выступления Клима Чурюмова и Светланы Герасименко, которые, смущаясь от
такого внимания, рассказали, как открыли комету. И конечно, одним из героев
стал Мэтт Тейлор, координатор проекта «Розетта» в
ЕКА, который давал интервью в гавайской рубашке и демонстрировал журналистам
татуировку с изображением миссии, сделанную на бедре.
В России так обставлять
космические успехи не принято, да и сравнивать зарубежные межпланетные миссии
почти не с чем, разве что с успешно запущенным три года назад радиотелескопом «Радиоастрон». Из порядка 0,5 млрд рублей, выделяемых ежегодно на поддержку этого
уникального и единственного за последние годы российского проекта в области
фундаментальных космических исследований, на его пиар
и пропаганду дается стабильная сумма — 0 рублей 0 копеек. Именно потому сайт
миссии выглядит так.
источник - http://www.gazeta.ru/science/2014/11/14_a_6301009.shtml