Будущее космической отрасли: госкорпорация, холдинги или министерство? Они сами этого не знают

Вопрос о том, как будет выглядеть структура российской ракетно-космической отрасли, в День космонавтики обсуждался руководством страны на совещании в Благовещенске. Идея Роскосмоса о создании «космической» госкорпорации не нашла поддержки у рабочей группы правительства. Вместо этого предлагается поэтапное объединение промышленных предприятий отрасли в крупные холдинги в виде акционерных обществ со стопроцентным госучастием, но подчиняться они будут Роскосмосу, в то же время не исключается возможность создания министерства космоса.

Варианты будущего устройства отрасли кабинет министров может обсудить в ближайшие недели.

На совещании по развитию космической отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин озвучил решение межведомственной группы кабинета министров, изучавшей возможные варианты структурных реформ отрасли.

Рогозин напомнил, что первый вариант предполагал создание независимых холдингов в виде акционерных обществ и сохранение Роскосмоса. Во втором варианте планировалось соединение всех организаций ракетно-космической промышленности в едином акционерном обществе под условным названием «Космопром», при этом Роскосмос также сохранялся. В третьем варианте речь шла о создании госкорпорации Роскосмос по аналогии с госкорпорацией Росатом, при этом нынешнее федеральное космическое агентство планировалось ликвидировать.

В итоге рабочая группа пришла к выводу, что сейчас необходимо сохранение и усиление роли федерального органа исполнительной власти — Роскосмоса — и одновременная поэтапная консолидация организаций ракетно-космической промышленности в крупные холдинги в виде акционерных обществ, сообщил вице-премьер.

По словам Рогозина, эти холдинги будут заниматься созданием перспективных конкурентоспособных орбитально-космических средств разного назначения: средств выведения ракетных двигателей, систем управления, приборных элементов, а также ракетных комплексов стратегического назначения. Сами холдинги будут полностью принадлежать государству. Такая структура управления космической отраслью предусматривает непосредственное подчинение Роскосмосу, сообщил Рогозин.

Он отметил, что в научной сфере должны действовать отраслевые институты, ответственные за научно-техническое обоснование перспективных направлений развития ракетно-космической техники и за экспертизу проектов. В рамках инфраструктуры, по словам замглавы правительства, должны действовать отраслевые организации, отвечающие за развитие объектов космодромов, испытательной базы, наземной инфраструктуры.

Что касается конкурентного сегмента гражданского космоса, то на первом этапе предполагается создать крупные интегрированные структуры, ответственные за разработку и производство перспективных орбитальных космических средств различного назначения, средств выведения ракетных двигателей, систем управления и приборных элементов. На втором этапе будет проводиться дальнейшее объединение гражданской отрасли ракетно-космической промышленности.

Президент России Владимир Путин в ходе совещания не исключил, что в стране может быть создано министерство космоса.

«В космической отрасли практически все принадлежит государству, либо государство имеет контрольный пакет. В целом, я не исключаю этого, прошу Дмитрия Олеговича Рогозина, председателя правительства, подумать над этим еще раз, в принципе, не исключаю, что можно было бы здесь и министерство создать», — сказал глава государства.

Эксперты в ракетно-космической отрасли разошлись во мнениях относительно возможности создания в России такого министерства.

«В СССР это называлось министерством общего машиностроения, но, по сути, это и было министерством космоса. В Китае такое министерство в свое время было, почему бы и у нас не создать его, это реально», — сказал РИА Новости один из экспертов.

По-другому думает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков. «Такая идея может быть реализована, но особого смысла я в этом не вижу. Главное, чтобы государство сохранило контроль над космической отраслью, а как это будет сделано — через Роскосмос или через министерство космоса — это не важно», — сказал Железняков агентству.

Комментируя отказ рабочей группы правительства поддержать идею создания ракетно-космической госкорпорации, он отметил, что важнее сохранить контроль над отраслью на государственном уровне.

«Отказ от госкорпорации — это правильный вариант, потому что госкорпорация — это заказчик и исполнитель в одном лице, это нелогично. Вариант, который выбрало правительство, с созданием космических холдингов и акционерных обществ, при сохранении Роскосмоса как исполнительного органа власти, — лучше и может привести к положительным изменениям», — отметил Железняков.

Сначала он озвучил идею организовать Совет по космосу при президенте РФ. «Есть закон о космической деятельности, который имеет прямое действие, и там говорится, что всей космической деятельностью руководит президент РФ», — пояснил Поповкин. По его словам, новый совет мог бы «уточнять и реализовывать основные направления» развития отрасли.

Что касается непосредственно Роскосмоса, то его глава предложил увеличить численность сотрудников агентства, приравнять их зарплату к министерской. «У нас получается, что руководящий и средний персонал в отрасли получает не ниже 75 тысяч, а в агентстве человек, который курирует предприятие — у него получается 38 тысяч», — пояснил глава Роскосмоса. По его словам, из-за этого очень сложно найти сотрудников, которые соглашаются перейти в федеральное космическое агентство.

«В то же время Роскосмос выполняет министерские функции, так как он готовит предложения по политике в космической области. Давайте тогда заработную плату сравняем с министерским уровнем, это уже хотя бы в полтора раза выше», — сказал Поповкин.

Кроме того, Поповкин выступил за 50-процентную надбавку всем госслужащим, занимающимся космической деятельностью, поскольку, по его словам, «это приоритет и инновационный продукт для государства».

Кабинет министров в ближайшие недели может обсудить варианты будущей структуры отрасли.

«Как у любого президентского поручения, у этого есть сроки. Мы рассчитываем на то, что до конца этого месяца под председательством председателя правительства мы к этому вопросу вернемся. Здесь есть разные варианты», — сказал Рогозин журналистам после совещания.

источник - http://ria.ru/science/20130412/932315985.html