Очередные провалы в космонавтике: РФ отказывается от лунной программы и спутников зондирования Земли

 

Газета «Известия» на днях рассказывает о двух очередных успехах путинской России в борьбе за вставание с колен:

 

«Роскосмос перенес сроки высадки космонавта на Луну

Виной тому сокращение финансирования программы по созданию лунного взлетно-посадочного модуля

Ввиду экономии бюджетных средств Роскосмос вынужден перенести сроки реализации самого амбициозного национального проекта — высадки человека на Луну с последующим созданием лунной базы.

Полет человека на Луну в 2030 году невозможен, признают составители проекта Федеральной космической программы на (ФКП) на 2016–2025 годы, внесенной космическим агентством на рассмотрение в министерства и ведомства. Причина —значительное снижение финансирования опытно-конструкторской работы ППТК-2 (перспективный пилотируемый транспортный комплекс), в рамках которой ведется разработка лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК).

«Финансирование ОКР «ППТК-2» снижено примерно в два раза, что приведет к задержке создания и начала летных испытаний ЛВПК на 2–3 года, — поясняется в презентации Роскосмоса, приложенной к проекту ФКП-2025. — Начало летных испытаний ЛВПК ожидается в 2029–2030 годах».

На деле это означает, что пилотируемый полет с высадкой космонавта на поверхность Луны возможен в районе 2033–2034 годов, притом что еще в апреле нынешнего года глава Роскосмоса Игорь Комаров заявлял журналистам: «К 2029 году предусматривается готовность к высадке российских космонавтов на Луну».

— По минимуму программа летных испытаний посадочного модуля должна включать себя 3–4 пуска в беспилотном варианте, — говорит член-корреспондент российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. — Если иметь в виду один пуск в год, то 3–4 года в лучшем случае пройдет с даты первого испытательного запуска ЛВПК до первого пилотируемого старта. У американцев было быстрее, конечно, но сейчас нет той ситуации острой политической гонки, какая была в годы реализации программы Apollo. Людьми рисковать никто не будет.

Сокращенный в два раза бюджет ОКР «ППТК-2» всё равно выглядит внушительно: в 2016–2025 годах Роскосмос просит на данный проект 20,8 млрд рублей.

«Начало наземной экспериментальной отработки комплекса запланировано на 2024 год, — говорится в проекте ФКП-2025. — Лунный взлетно-посадочный комплекс обеспечит доставку экипажей с окололунной орбиты в заданный район на поверхности Луны, а также с поверхности Луны на окололунную орбиту экипажа из четырех человек. Длительность пребывания экипажа на Луне — не менее 14 суток».

Мотивацию Роскосмоса, режущего бюджет лунной программы, понять несложно: в условиях жесткого сокращения лимитов финансирования и удорожания работ и комплектующих никакие задачи с него не снимаются. Минобороны, Минприроды, МЧС, РАН, Минкомсвязи и другие ведомства требуют решить их задачи с помощью космических средств, невзирая на секвестр бюджета. Поэтому под нож идут программы, эффект от которых ожидается в отдаленной перспективе. Так, отказались от идеи построить сверхтяжелый носитель для пилотируемых полетов на Луну. Отказались от создания средств для расчистки околоземной орбиты — это тоже работа на перспективу.

— Работа по созданию лунного посадочного модуля будет продолжаться даже в условиях уменьшения бюджета, поскольку это один из приоритетных проектов в программе освоения Луны, — говорит официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.

Пилотируемые полеты на Луну и строительство лунной базы остаются приоритетной задачей Роскосмоса на ближайшие десятилетия. Осенью 2014 года совместная рабочая группа Федерального космического агентства и Российской академии наук подготовила пакет интегрированных предложений по методике и этапности освоения Луны. В документе изложена цель: России следует оперативно застолбить наиболее перспективный район Луны — ее Южный полюс.

«Уже в первой половине XXI века развернется соперничество космических держав за обладание наиболее привлекательными лунными плацдармами для создания будущих исследовательский станций, — говорится в тексте документа. — Лунные плацдармы будут выбираться из условий максимально продолжительной освещенности и наличия в их непосредственной окрестности залежей водяного льда».

источник - http://izvestia.ru/news/589945

 

«Роскосмос отказывается от «Канопусов»

Спутники для мониторинга чрезвычайных ситуаций вычеркнули из проекта Федеральной космической программы

Федеральное космическое агентство решило отказаться от дальнейшей модернизации спутников дистанционного зондирования Земли «Канопус». На орбиту в 2017–2018 годах будут выведены пять аппаратов «Канопус», производство которых уже начато, больше их производить не будут. Также принято решение не финансировать опытно-конструкторскую работу «Канопус ВМ», в рамках которой предусматривалось создание спутников «Канопус» следующего поколения (первый «Канопус ВМ» планировалось запустить в 2021 году). Финансирование программы предусмотрено только до 2019 года — в суммарном объеме 6,4 млрд рублей. Эти данные приведены в проекте обновленной Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, внесенной космическим агентством на рассмотрение в министерства и ведомства.

Первый аппарат дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Канопус» был выведен на орбиту в 2012 году. Его основное назначение — мониторинг чрезвычайных ситуаций. Аппарат осуществляет съемку поверхности Земли с помощью панхроматической и мультиспектральной камер с максимальным разрешением 2,1 м на пиксел. Как рассказал «Известиям» источник в руководстве «Корпорации ВНИИЭМ» (производитель «Канопусов»), решение закрыть программу было принято с учетом нескольких причин: относительной дороговизны применяемого на этих аппаратах оборудования британской фирмы Surrey Satellite Technology, особенно с учетом изменившегося курса валют, а также перспектив создания аппаратов ДЗЗ серии «Обзор» с лучшими техническими и стоимостными характеристиками.

Отказ от производства «Канопусов» существенно повлияет на состояние орбитальной группировки спутников ДЗЗ ко времени окончания ФКП. Как сказано в материалах Роскосмоса, вместо планировавшихся ранее к 2025 году 13 аппаратов для мониторинга чрезвычайных ситуаций, на орбите окажутся 7 спутников, 3 из которых будут летными образцами, то есть экспериментальными спутниками «Обзор-О», «Обзор-Р» и «Лидер».

Сокращение периодичности наблюдения районов земной поверхности с четырех до двух раз в сутки не позволит даже приблизиться к требованиям МЧС по периодичности получения информации о чрезвычайных ситуациях — не позднее двух часов с начала события, подчеркивается в приложенной к проекту ФКП презентации Роскосмоса».

источник - http://izvestia.ru/news/589904

 

Возможно, найдутся желающие утверждать, что «и правильно отказались лететь Луну, всё равно там делать нечего». На такой подход работают и те же официальные публикации в СМИ, которые не объясняют, для чего это нужно. В 2005-2007 годах Роскосмос, в первую очередь тогдашний глава РКК «Энергия» Н.Севастьянов пытались на официальном уровне развивать программу освоения лунных запасов гелия-3 для развития земной термоядерной энергетики и прочие проекты, например, проект создания российского многоразового космического корабля «Клипер» уже к 2010 году. Как раз в те годы был самый большой в истории приток нефтедолларов в страну, и всё это можно было сделать. Однако тогда все единоросовские чиновники по всей вертикали, от самого Пуйла до всяких стрельченок заявляли, что им это всё нафиг не нужно. Вот в советское время официальная пропаганда понимала и могла популярно разъяснить людям, зачем нужно летать на Луну. При нынешнем режиме никто не будет массовыми тиражами выпускать для подрастающего поколения книги типа той же «Станции Луны» Кулшанцева - у них сегодня для детишек другие книги. Стоит ли после этого удивляться тому, что кремляди бездарно просрали те 15 лет, которые у них были для слезания с нефтяной иглы.

 

Однако хватит плакаться, а пора делать из сказанного практические выводы. Вывод тут может быть простой: сотрудники космической отрасли и прочих высокотехнологичных производств должны понять, что нынешний строй не выражает их интересов на лучшее будущее (ни лично для себя, ни для своих предприятий); и приложить усилия к изменению этого строя. Проблема, конечно, в том, что 90% научных работников представляют собой полнейшее «здравствуй дерево» во всех вопросах, выходящих за пределы их узкопрофессиональной специализации. Возможный путь решения этой проблемы - воздействовать на их мозги через желудки. То есть разъяснять необходимость изменения общественного строя через разжигание социальной напряжённости вокруг антисоциальных реформ (поборы на капремонт, рост цен и тарифов, отмена льгот и др.)