Российский двигатель отказал американскому спутнику

Начато расследование аварии «Протона»

 

Представители владельца спутника AMC-14 -- компания SES AmeriCom -- вчера объявили, что «высота орбиты аппарата слишком мала для перевода его на рабочую орбиту с помощью собственной двигательной установки»

Российская аварийная комиссия приступила к расследованию причин невывода на расчетную орбиту американского спутника связи AMC-14 с помощью ракеты-носителя «Протон-М». По предварительным данным, авария произошла из-за отказа двигателя разгонного блока «Бриз-М» при втором из трех запланированных включений. Это происшествие, очевидно, задержит следующие запуски не только «Протона», но и ракет «Рокот», а также «Союз» коммерческой модификации.

Представители владельца спутника AMC-14 — компания SES AmeriCom — вчера объявили, что «высота орбиты аппарата слишком мала для перевода его на рабочую орбиту с помощью собственной двигательной установки». В связи с этим AMC-14 признан утраченным, расходы по его изготовлению и запуску, оцениваемые в $200 млн, будут покрыты страховыми компаниями. АМС-14 был изготовлен компанией Lockheed Martin и предназначался для предоставления телекоммуникационных услуг на территории континентальной части США и Канады.

Как рассказал «Ъ» источник в Государственном космическом центре имени Хруничева, причиной неудачного запуска спутника, видимо, стал отказ маршевого двигателя разгонного блока «Бриз-М», обеспечивающего перевод космического аппарата с низкой на геопереходную орбиту: «Согласно полученной телеметрической информации, двигатель блока С5.98М при его втором включении работал лишь 1933 секунды вместо расчетных 2066 секунд. Печально, что это второй практически одинаковый отказ разгонного блока «Бриз-М» за два года».

Напомним, что в феврале 2006 года на расчетную орбиту не был выведен спутник Arabsat 4A для Саудовской Аравии. При втором включении блока «Бриз-М» его двигатель вместо расчетных 1851 секунды отработал только 1613 секунд. Расследовавшая два месяца причины аварии комиссия в своем отчете тогда объявила, что причиной сбоя в работе двигателя стало «перекрытие сопла гидротурбины бустерного насоса двигателя посторонней частицей». «Посторонняя частица в двигателе — стандартная формулировка комиссии, когда не удается выяснить реальные причины аварии,— считает представитель Центра Хруничева.— В результате принимаются меры по более тщательному соблюдению чистоты на заводе-изготовителе, но не проводятся дорогостоящие дополнительные испытания двигателя для выяснения истинных причин отказов».

Блок «Бриз-М» разработан и изготавливается Государственным космическим научно-исследовательским центром имени Хруничева. Двигатель С5.98М для блока разработало и изготавливает Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ) имени Исаева. 3 февраля 2007 года указом президента РФ КБХМ передано в состав Центра имени Хруничева. Всего с 1999 года было выполнено 26 пусков блока «Бриз-М» на ракетах «Протон-К» (четыре пуска) и «Протон-М» (22 пуска). Дважды «Бриз-М» погибал из-за аварий ракет-носителей (5 июля 1999 года с военным спутником связи «Грань» и 6 сентября 2007 года с японским телекоммуникационным спутником JCSat 11). Дважды происходили отказы двигателя блока — 28 февраля 2006 года и 15 марта 2008 года.

Федеральное космическое агентство РФ (Роскосмос) вчера объявило, что сформирована межведомственная комиссия по анализу причин преждевременного выключения двигателя разгонного блока. Автоматически был введен запрет на пуски блока до завершения работы комиссии. Тем самым, вероятно, будут отложены на более поздний срок запуски с помощью ракет «Протон-М» с «Бризом-М» спутников Inmarsat 4-F3 (старт намечался на середину апреля) и CMBStar (старт планировался на июнь). Однако авария «Протона», очевидно, повлияет на сроки пусков и ряда других носителей. Так, в Центре Хруничева уже рассматривают возможность переноса на более поздний срок старта ракеты «Рокот» со спутниками Минобороны и аппаратом «Юбилейный», планировавшегося на конец марта: на ракете используется разгонный блок «Бриз-КМ» также с двигателем С5.98М. Не исключена задержка запуска европейского навигационного спутника GSTB-V2/B, намеченного на 27 апреля: на ракете «Союз-ФГ» используется разгонный блок «Фрегат» с двигателем производства КБХМ, аналогичным С5.98М.

 

Константин Ъ-Лантратов

Газета «Коммерсантъ»   № 43(3860) от 18.03.2008

источник - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=868115&NodesID=2