Российские двигатели
РД-181 для американской ракеты-носителя Antares
17 декабря 2014 г.
Как сообщила 17 декабря 2014 года газета
"Известия" в статье Ивана Чеберко "Orbital Sciences купит у НПО «Энергомаш» 60 двигателей за $1 млрд",
химкинское НПО «Энергомаш»
заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 американской
корпорации Orbital. Двигатели будут
использоваться на первой ступени ракеты Antares
начиная с 2015 года.
— Мы обязались всего поставить 60 двигателей, — рассказал
«Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе.
— То есть сейчас есть твердый контракт на 20 двигателей, к реализации которого
мы уже приступили, поскольку первые две машины должны поставить уже в июне
следующего года. Плюс есть два опциона, каждый на 20 штук. Контракт заключен
напрямую между Orbital Sciences
Corp. и НПО «Энергомаш».
Сумма контракта близка к $1 млрд. В эту сумму входит не
только стоимость двигателя, но и целый набор услуг: летная подготовка,
инсталляция двигателя на ракету, проведение испытаний.
Собеседник «Известий» в космическом агентстве отметил, что
разработка двигателя РД-181 велась специально для Antares
силами самого предприятия.
— За основу был взят двигатель от «Ангары» РД-191, хотя
новая ракета — это всегда новый двигатель, — говорит представитель Роскосмоса. — Давление в камере сгорания РД-181 — 262
атмосферы. Температура в критической точке — 3500 °C. Мало какой металл может
выдерживать такие температуры, поэтому было найдено и применено оригинальное
решение по охлаждению стенок камеры сгорания, обеспечивающее сохранность агрегатов.
Если двигатель РД-191 для управления вектором тяги качается целиком, то у
РД-181 качаются только камеры сгорания, что улучшает характеристики
как самого двигателя, так и носителя в целом.
Вице-президент Orbital Баррон Бенески от комментариев
воздержался. В НПО «Энергомаш» поступили так же.
Отметим, что на прошлой неделе Orbital Sciences официально объявила о подписании контракта с новым
поставщиком двигателей для Antares. В пресс-релизе
сообщается, что первые два двигателя прибудут в США в середине 2015 года. Но
имя поставщика двигателей при этом не называется.
— Американцы в большом затруднении — их настораживает
политическая ситуация, — пояснил источник в Роскосмосе.
— В те дни, когда подписывался контракт, в палате представителей конгресса США
рассматривался отказ от закупки ракетных двигателей РД-180, сделанных тем же
НПО «Энергомаш». Запрет на использование РД-180 в
военных программах был в итоге конгрессом поддержан, что очень широко
освещалось американскими СМИ как «отказ от российских двигателей». В Orbital, вероятно, не захотели на следующий день сообщать о
подписании с НПО «Энергомаш» контракта на $1 млрд.
Они объявили, что двигатели есть, контракт заключен, а с кем — не сказали,
поскольку специалисты и так всё знают, а широкой общественности это не так и
важно.
Собеседник в Роскосмосе отметил,
что контракт с Orbital предусматривает ограничения по
использованию двигателей РД-181 только в программах, связанных с оборонной
тематикой. Antares главным образом используется для
доставки грузов на МКС.
До сих пор ракеты Antares
комплектовались двигателями AJ-26, сделанными на основе советских НК-33,
законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы
СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял
решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров.
Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по $1 млн за штуку.
Американцы довольно долго адаптировали их под свои нужды, осовременивали, в
результате появился модифицированный двигатель AJ-26. Авария со
взрывом ракеты Antares на старте, случившаяся в конце
октября этого года, возможно, произошла именно из-за двигателя AJ-26 — эта
версия озвучивалась как основная. После взрыва Antares
с AJ-26 больше не полетит, однако переговоры об использовании в составе ракеты
РД-181 начались задолго до аварии. Более того, до аварии уже были подведены
итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого
безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш».
— Конструкторское бюро НПО «Энергомаш»
— лучшее в мире по жидкостным ракетным двигателям, — констатирует Андрей Ионин,
член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — А
американцы демонстрируют прагматичность. Санкции санкциями, а там, где им это
выгодно, они сотрудничество с нами только расширяют. И контракт с Orbital тут не единственный пример: предложения о новых
проектах звучат от Boeing, Lockheed
Martin, кроме того, NASA желает продлить
сотрудничество по МКС... Понятно, что заявления в духе «не будем покупать у
русских, а взамен создадим свой двигатель» — это чистой воды популизм. Никто не
даст несколько миллиардов долларов на то, чтобы попытаться повторить русский
двигатель.
Заключенное с Orbital соглашение — уже второй крупный контракт НПО «Энергомаш» с американской компанией. В конце 1990-х годов химкинское НПО выиграло контракт, дающий право поставлять американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к $1 млрд, действует и сегодня. Наложенные конгрессом ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для невоенных программ.