Вопросы международной деятельности по-прежнему являются важной темой деятельности российской ракетно-космической промышленности, заявил Юрий Николаевич Коптев, генеральный директор Российского Авиационно-космического агентства, на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной международным проектам Росавиакосмоса.
Сегодня агентство работает в рамках действующих документов и межправительственных соглашений (с
22 странами). Основной объем работы проходит по направлениям США и Евросоюза. В Европе на основе двусторонних соглашений развиты связи с Францией, Германией, Италией. Из других партнеров необходимо отметить Индию и Китай. Первичной основой в структуре данных контактов является межправительственные соглашения, позволяющие пресечь возможность распространение технологий двойного назначения и не нарушать взятые Россией международные обязательства в данной области. В данных соглашениях четко определяются исполнительные органы. Дальше схема строится на основе соглашений между ведомствами и предприятиями.
В начале 1990-х годов резко исчез объем госзаказа в ракетно-космической отрасли. Но поддержка правительства РФ в развитии международных контактов дала возможность сохранить нашу космическую промышленность и оставить ее привлекательной для целого ряда наших международных партнеров. Общий объем госзаказа в период с 1992 по 2003 год составил 4,3 млрд долларов, тогда как по итогам прошлого года поступления от реализации различных международных проектов составили больше 50 проц объема работ комплекса, достигнув примерно 5,5 млрд долларов. Основные работы в рамках межгосударственных проектов - пилотируемые полеты, пусковые услуги, реализация программ на станциях "Мир" и
МКС и работы связанные с двигателями, такими как химкинские РД- 180 и их развитием РД-191.
Кстати, почти 10 лет на фирме в Химках государственный заказ составляет лишь несколько процентов от общего объема работ, в то же время, сохранено направление, сохранена организация, имеющая наибольший авторитет в мире в области создания жидкостных ракетных двигателей. Уже тот факт, что фирма "Локхид" - один из мировых лидеров в этой сфере - использует эти двигатели в рамках создания семейства ракет "Атлас" - говорит
о том, что этот путь - очень эффективен. А "шлейф", который идет за этой работой НПО "Энергомаш" - около 30 тыс рабочих мест.
По поводу проекта “Союз на Куру”. “Союз” - это самая заслуженная российская ракета, с огромной положительной статистикой, выдержавшая уже более 1700 запусков (с учетом всех модификаций). Сегодня в России потенциально существуют пять стартов для этих ракет: два – на Байконуре, и три – на Плесецке. Они дают возможность обеспечить неограниченный с точки зрения востребованности темп запусков. Та версия ракеты “Союз-2”, которая сегодня создается, явится примером ракеты с проверенной конструкцией, хорошей статистикой по двигателям и совершенно новой системой управления. За счет всех этих качеств грузоподъемность “Союза-2” увеличится примерно на 15 процентов – с 6,9 до 8 тонн. Появилась новая версия разгонного блока “Фрегат”, уже апробированная в запуске израильского спутника связи на геостационарную орбиту, произведенном в конце прошлого года. Так что демонстрация тех технологий, с которыми Росавиакосмос хочет прийти на космодром Куру, успешно прошла.
Партнером в космодроме Куру выступает Европа в лице компании “Арианспейс”, являющейся лидером в запуске спутников. Сегодня портфель ее заказов – свыше 40 запусков, которые надо реализовать. Программа развития ракет-носителей в Европе была построена таким образом, что семейство ракет “Ариан” сейчас представлено только модификацией “Ариан-5” - ракетой сверхтяжелого класса. Развитие программы подразумевает создание ракеты, способной вывести на геостационарную орбиту вес свыше 11 тонн. Сегодня рынок коммерческих запусков, в силу определенных причин, сократился в 2 раза. Европа приняла решение об окончании использования ракеты “Ариан-4”, так что кроме “Ариан-5” больше версий ракет в Европе нет. По европейским планам, планируется создание ракеты легкого класса “Вега”. Ниши среднего класса ракет в Европе нет.
Для России выгодно сотрудничать с крупным и серьезным иностранным партнером. Для проекта “Союз-Куру” этим партнером является “Арианспейс”. Появление этого проекта ни в коей мере не снимает возможности запусков с космодрома Байконур.
Техническая сторона проекта космодрома на Куру создает огромные преимущества. Запуски с Куру за счет его близости к экватору позволят выводить на орбиту полезную нагрузку в 3-3,2 тонны против 1-1,5 тонн, которые возможно выводить на орбиту при запусках с космодрома Байконур. А портфель заказов “Арианспейс” дает высокую перспективу использования пусковых услуг с Куру.
Материальная сторона проекта: по договоренности с другой стороной, все вопросы, связанные с созданием инфраструктуры – это финансовая ответственность Европы. Из общей стоимости совместного российско-европейского проекта в 320-325 млн евро 121 млн евро будут выделены России в виде кредита под гарантии Еврокомиссии с его погашением из доходов от запусков. Кредит нужен для доводки ракеты, адаптации ее использования на Куру, и изготовления наземной инфраструктуры. График создания космодрома построен так, что в конце 2006 года партнеры проекта будут готовы провести первый пуск из Куру. Долго формировалось политическое решение, обсуждались финансовые вопросы. Росавиакосмос надеется, что в марте будет произведено подписание окончательных договоров и начнется реальное осуществление данного проекта. Этот проект позволит загрузить 80-85 тыс рабочих мест стабильным заказов не менее чем на 10 лет.
Насчет Международной космической станции: США ни в коей мере не свертывают свое участие в программе МКС. В ходе последних контактов американские партнеры полностью подтвердили
жесткие обязательства и намерения выполнить свою часть работ по станции. На 2005 год США уже заложили в бюджет проекта МКС и программы шаттлов на 900 млн долларов больше, чем в минувшем году.
Пока остается неясным вопрос на сроках возобновления полетов шаттлов к станции. Это должно произойти в сентябре текущего года, однако график может быть сдвинут.
До конца года американцы планируют осуществить не менее двух запусков шаттлов, чтобы подтвердить надежность и безопасность системы после внесенных в нее изменений из-за катастрофы “Колумбии”.
Россия и Европа настаивают, что в ближайшее время должен быть определен точный график работ по станции.Прежде всего это касается графика возобновления полетов к станции американских шаттлов. Кроме того надо определиться
с программой дальнейшего строительства МКС и запуска новых модулей, решить вопрос об увеличении численности постоянного экипажа на орбите до 6 человек и обеспечении станции вторым спасательным "Союзом".
В долгосрочной перспективе предстоит также определиться с созданием новых кораблей для обслуживания работы МКС. Эта проблема связана с тем, что американские шаттлы будут летать только до 2010 года, а новый космический аппарат, над которым работают США будет готов только к 2014 году и он, по всей видимости,
не предназначен для работы со станцией. Идет нормальный процесс, нормальная работа. Есть проблемы, но до середины года появится четкая и ясная программа дальнейшего развития и эксплуатации МКС.
В вопросах полета на Луну и на Марс необходимо выйти из области эмоций и посмотреть, что реально даст человеку пребывание на этих планетах. Сегодня по целому ряду вопросов нет ответов даже у американских коллег Росавиакосмоса. Программа полета на Луну в свое время обошлась США более 100 млрд долларов, программа "Шаттл" стоит 120 млрд. С программой полета на Марс еще сложнее: сначала это были десятки миллиардов долларов, потом сотни миллиардов, а сейчас есть экспертные оценки, согласно которым, если до 2020 года будет реализован весь спектр затрат, на которые они рассчитывают, то эта цифра зашкалит за триллион долларов. Соединенным Штатам непросто будет найти на это средства, особенно с учетом бюджетного дефицита в стране. Тем более, что создание в США системы противоракетной обороны также требует огромных затрат. Есть смысл максимально скоординировать проекты разных стран в освоении Луны и Марса с помощью космических аппаратов.
ВОПРОС: Так как программа шаттлов заморожена, Россия будет обеспечивать еще год пилотируемые полеты к МКС. Хватит ли у российской стороны финансовых ресурсов?
ОТВЕТ: В жизнеспособном состоянии поддерживать станцию мы сможем. 1,5 млрд рублей было выделено в конце прошлого года. На 2,5 млрд рублей сделано увеличение бюджета в этом году. Но, следует сказать, что эти средства пойдут не только на поддержание МКС, но и на другие цели, например на обновление российской сети орбитальных спутников связи. Из первоочередных мер, направленных на обеспечение жизнеспособности станции, предусматривается два полета с ротацией экипажа и четыре полета транспортного корабля. Эта часть обеспечена финансовыми ресурсами. Остается необеспеченной программа по развитию российского сегмента. Для нее требуются средства.
Возможно использование наших ресурсов на станции. Началось обсуждение с представителями Европейского космического агентства возможности полета в длительную экспедицию на полгода представителя Европы в рамках российской квотыпри экипаже из трех человек. Это, разумеется, будет стоить существенно больше, чем мы обсуждали в рамках экспедиции посещения. В таком
как сейчас экономном режиме - 2 человека с минимальной научной программой и основной задачей - поддержание полета станции - на это ресурсов российских хватит, а на что-то более серьезное, конечно, того что мы сегодня имеем - не хватит.
ВОПРОС: Предполагается ли делать пилотируемые запуски с космодрома Куру в ближайшее время?
ОТВЕТ: С космодрома в Куру Россия пока не планирует осуществлять пилотируемые запуски. В ближайшие годы такая тема в наши планы не входит из-за высокой стоимости переоборудования площадки под все необходимые требования, прежде всего, обеспечения безопасности экипажа при нештатных ситуациях. Также, стоит отметить, что в ближайшие 3-5 лет мы вряд ли пересядем на "Союз-2" с пилотируемым кораблем. Нужно решаться на разработку нового пилотируемого корабля с большей многоразовостью и со стартовой массой в 12-14 тонн, и это уже делается.
Сегодня РКК "Энергия" разрабатывает проект такого нового корабля. У нас на стадию нового проекта вышло то, что американцы только объявили /в планах идеологии своей новой разработки/. Это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой и со стартовой массой в 12-14 тонн /вдвое большей по сравнению с имеющейся/. Он будет рассчитан где-то минимум на 6 человек. Однако пока остается открытым вопрос о том, на чем он будет летать. Есть предложения РКК "Энергия" о последующей модернизации ракеты "Союз", практически, о создании на ее базе новой ракеты. Это проект "Аврора" и его дальнейшее развитие - "Онега". По существу, по своим возможностям благодаря новым двигателям и широкому применению водорода эта новая ракета выйдет по полезной нагрузке в категорию ракеты "Зенит" - 14 тонн на опорную орбиту.
С точки зрения пилотируемых запусков с космодрома Куру мы сразу ориентируемся на "Союз-2" второго этапа - "Союз-2-1Б". Но пока мы сами не знаем, когда мы начнем использовать его при полетах на пилотируемых кораблях. Совместимость с сегодняшним "Союзом-ФГ" обеспечить очень трудно, поскольку заметно отличаются системы управления, требуется наращивание наземного испытательного и управляющего комплекса. Но европейские коллеги поставили такой вопрос, и сегодня у нас идет некая дискуссия. То, что охвачено проектом коммерческих запусков или запусков в интересах правительственных программ, не учитывает требований, которые появляются при осуществлении пилотируемого пуска. Прежде всего это связано с обеспечением безопасности на трассе полета, а также с существенными изменениями наземной инфраструктуры - ее приспособлению к нагрузкам, которые несет с собой запуск пилотируемого корабля, равно
как и с созданием нового оборудования для предполетной подготовки экипажей. Все это требует немалых дополнительных средств.
Все запуски по российским обязательствам, в частности, к Международной космической станции (МКС), будут делаться с Байконура. Мы никогда не пойдем на такие пуски с Куру, поскольку они потребуют вдвое больших затрат. <>

Комментарии к этому интервью