ЗА ИЮЛЬ 2006 ГОДА

ЧАСТЬ 1. РЕДКАЯ «БЕЛКА» ДОЛЕТИТ ДО СЕРЕДИНЫ «ДНЕПРА»

В июле 2006 года повторились события годовой давности – очередная попытка возобновления запусков шаттлов совпала с неудачей запуска российских аппаратов.

Тогда, 21 июня 2005 года, в один день окончились неудачей две попытки запуска российских ракет. На период расследования причин катастроф Роскосмос тогда ввел временный запрет на запуск ракетоносителей «Союз». А «Союзы» тогда были единственным средством доставки на МКС. После чего американцы 18 июля 2005 года в спешке запустили шаттл «Дискавери», не до конца решив вопросы его безопасности. Кончилось тогда проигрышем США: в космосе выяснилось, что «Дискавери» неисправен, поэтому полеты шаттлов были отложены еще на год – и еще в течение года, до июля 2006 года, Россия оставалась монополистом в доставке космонавтов и грузов на МКС. Однако этот выпавший шанс не был использован. В июле 2006 года очередной запуск шаттла «Дискавери», несмотря на отдельные проблемы, был признан удачным, а российская космонавтика понесла тяжелую потерю. Далее…

ЧАСТЬ 2. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Шаттлы

Запуск Discovery вновь отменен

3 июля 2006 г.

Запуск шаттла Discovery, намеченный на 23:26мск 2 июля, вновь перенесен. Причиной отмены старта во второй раз стали неблагоприятные погодные условия. Первоначально запуск был запланирован на 1 июля. Следующая попытка запустить космический челнок назначена на вторник, 4 июля на 15:28 по местному времени (23:28 мск). Напомним, что у NASA есть еще время для запуска вплоть до 19 июля.

В шаттле «Дискавери» обнаружена трещина

3 июля 2006 г.

В ходе обследования внешнего бака шаттла «Дискавери» обнаружена трещина в теплоизоляционной пене внешнего бака 12,7 сантиметров в длину и 20,32 сантиметра в глубину. Она находится в самой верхней части консоли, соединяющей бак с трубопроводом для жидкого кислорода. Специалисты выясняют глубину этой трещины. В зависимости от глубины трещины будут определены дальнейшие действия NASA и последствия для "шаттла" Discovery.

Теплозащитная пена на топливном баке - это самая большая проблема для NASA с тех пор как произошла катастрофа "шаттла" Columbia. Из-за куска обледенелой пены, ударившей во время старта по крылу "шаттла" во время запуска, и погибла Columbia. Во время предыдущего запуска Discovery в июле 2005 года были зафиксированы новые падающие с внешнего топливного бака куски пены. Они не повредили "шаттла", но конструкцию бака вновь решили изменить.

(по материалам Space.com и Vz.Ru)

NASA не стало переносить запуск Discovery

4 июля 2006 г.

Специалисты НА СА решили не переносить запуск шаттла Discovery на более поздний срок, несмотря на обнаруженную неисправность. Старт состоится 4 июля в 14:38 по местному времени (23:38 по московскому времени).

Впрочем, старту челнока может помешать погода. Из-за неблагоприятных погодных условий на космодроме запуск переносили уже два раза.

Шаттл Discovery удачно стартовал к МКС

5 июля 2006 г.

Корабль многоразового использования Discovery стартовал 4 июля в 14:38 по местному времени (22:38 по Москве), несмотря на обнаруженную накануне трещину в изоляции топливного бака шаттла. Экипаж шаттла состоит из шести астронавтов NASA и одного немецкого космонавта Томаса Райтера, который проведет на МКС около семи месяцев. На борту МКС с апреля работают россиянин Павел Виноградов и американец Джеффри Уильямс. Эта миссия Discovery должна стать проверочной перед возобновлением эксплуатации оставшихся в распоряжении США трех шаттлов.

Согласно официальной оценке специалистов NASA, вероятность гибели членов нынешнего экипажа Discovery составляет 1 к 100. Это очень высокий процент, так как ранее считалось, что вероятность гибели астронавтов составляет 1 к 7 тысячам.

Фактически, решение об отправке Discovery к МКС было принято директором NASA Майклом Гриффином самостоятельно вопреки мнению своего заместителя по вопросам безопасности и главного инженера космического агентства. Они настаивали на том, что полет шаттла необходимо отложить до тех пор, пока не будет решена потенциально катастрофическая проблема с защитным покрытием внешних топливных баков корабля. По словам Гриффина, ему пришлось выбирать между "небольшим увеличением риска" при запуске Discovery и гораздо большим риском для будущих полетов "челноков", поскольку в случае отказа от нынешней миссии пришлось бы пойти на значительное уплотнение графика полетов к концу десятилетия.

Без аварии не обошлось

5 июля 2006 г.

При старте от «шатла» отвалились куски изоляционной пены, но американское руководство сочло, что запуск прошел удачно. «Сразу после старта «шатла» Discovery от внешнего бака отделилось несколько небольших кусков теплоизоляционной пены. Они не повредили «шатал» и не представляли угрозы для «челнока», - сообщил представитель космического Центра НАСА имени Кеннеди Джефф Стаки. По его словам, в настоящее время отвалившиеся куски собраны и изучаются в лаборатории НАСА.

В 2003 году после взлета «шатла» примерно 700-граммовый фрагмент теплоизоляционного материала откололся от внешнего бака «Колумбии» и пробил левое крыло «шатла», что стало причиной катастрофы и гибели семи членов экипажа.

В ходе полета Discovery в 2005 году от топливного бака откололся аналогичный фрагмент весом в 400 граммов. Он не повредил «челнок».

Источник: Vz.ru

NASA продлило срок нахождения шаттла Discovery в космосе до 17 июля

10 июля 2006 г.

NASA продлило срок нахождения шаттла Discovery в космосе на один день и приняло положительное решение о третьем выходе космонавтов в открытый космос. "Команда по управлению миссией приняла решение, что шаттл Discovery проведет дополнительный день на орбите. Кроме этого, будет выполнен третий выход в открытый космос на девятый день полета", - сообщает пресс-служба.

По данным пресс-службы NASA, теперь отстыковка шаттла от МКС запланирована на 15 июля, а прибытие Discovery на Землю - 17 июля.

Источник: NEWSru.com

Астронавты не нашли повреждений обшивки шаттла Discovery

10 июля 2006 г.

На обшивке шаттла Discovery нет повреждений, которые потребовали бы ремонта в открытом космосе. Как заверили в Центре управления полетами в Хьюстоне, система термозащиты "на 100 процентов" готова к возвращению на Землю. Напомним, в субботу астронавты обследовали целостность обшивки шаттла и передали данные специалистам NASA. Те тщательно изучили все снимки, чтобы найти возможные следы повреждений от отвалившихся при старте кусков термозащиты, и пришли к выводу, что в ремонте на орбите необходимости нет.

Источник: Lenta.Ru

Астронавты Discovery вышли в открытый космос, чтобы потренироваться в устранении повреждений

12 июля 2006 г.

Астронавты Discovery Пирс Селлерс и Майк Фоссум начали свой последний в ходе нынешней экспедиции выход в открытый космос. Главной задачей этой "космической прогулки", которая станет уже третьей за время полета, является отработка технологии ремонта теплозащитного слоя шаттла.

Шаттл Discovery отстыковался от МКС и готовится в обратный путь к Земле

17 июля 2006 г.

15 июля Discovery успешно отстыковался от МКС и готовится отправиться в обратный путь на Землю. Посадка корабля запланирована в понедельник на 17:07 по московскому времени. Если в районе будущей посадки метеоусловия ухудшатся, Discovery может задержаться на орбите на сутки и более. Но пока прогноз благоприятный.

NASA объявило, что к 2010 году шаттлы полностью прекратят полеты. До этого им предстоит стартовать к МКС еще 15 раз.

Источник: NEWSru.com

На Discovery обнаружена утечка топлива в одном из генераторов

17 июля 2006 г.

Специалисты NASA обнаружили течь в одном из генераторов шаттла Discovery. На шаттле установлены три генератора, отвечающие за работу закрылков, тормозной системы и шасси. По словам представителей NASA, шаттл сумеет осуществить безопасную посадку даже в том случае, если из строя выйдут два из трех генераторов. Кроме того, сообщили они, течь незначительная - всего шесть капель в час.

Несмотря на то, что обнаруженные неполадки не должны угрожать безопасности Discovery, в воскресенье NASA проведет серию тестов, по результатам которых, будет принято решение, отключать ли при посадке генератор, в котором обнаружена течь, или нет. Кроме того, NASA в ближайшее время надеется определить, вытекает жидкий азот или токсичное топливо гидразин. Пока специалисты склоняются к тому, что идет утечка азота.

8 декабря 1983 году из-за утечки гидразина при посадке на борту шаттла Columbia возник пожар. Астронавты тогда не пострадали.

Источник: Lenta.Ru

NASA и Роскосмос обсуждают планы запусков Atlantis'а и "Союза"

17 июля 2006 г.

17 июля должен завершить свою экспедицию "шаттл" Discovery, а NASA и Роскосмос уже обсуждают возможные варианты отправки на МКС следующих космических кораблей - "шаттла" Atlantis и российского корабля "Союз". Пока предполагается, что "шаттл" Atlantis стартует к МКС 27 или 28 августа, а закроется это окно запуска 13 сентября. Однако теперь обсуждается другой вариант, который предусматривает досрочное (на неделю раньше) закрытие окна запуска Atlantis'а. Объясняется это тем, что на 14 сентября запланирован запуск к МКС корабля "Союз" со сменным экипажем. К МКС он пристыкуется 16 сентября и получится, что он будет пристыковываться к МКС через 2-3 дня после задержавшегося Atlantis'а и у экипажа МКС не будет достаточно времени для подготовки и отдыха.

Для разрешения этого потенциального конфликта руководство NASA и Роскосмоса сейчас обсуждают вопрос сокращения окна запуска "шаттла" и переноса запуска "Союза" на 18 или 20 сентября. На этом "Союзе" на МКС должны отправиться астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа, российский космонавт Михаил Тюрин и японский космический турист Дайсуке Эномото.

(по материалам Spaceflight Now)

Шаттл Discovery успешно приземлился во Флориде

17 июля 2006 г.

Космический челнок Discovery с шестью членами экипажа на борту успешно приземлился на аэродроме во Флориде. Тепловая обшивка шаттла Discovery находилась в наилучшем состоянии за всю историю полетов этих кораблей. Проверка системы торможения челнока, проведенная 16 июля, также дала положительные результаты.

Единственное, что могло осложнить возвращение Discovery на землю - это погодные условия. Метеопрогнозы обещали грозы, из-за которых корабль мог задержаться на орбите еще на день. В любом случае, посадка должна была произойти не позже среды, 19 июля, пока не кончилось горючее, использующееся для обеспечения электропитания бортовых систем.

Источник: Lenta.Ru

"Шаттлу" Discovery скоро опять в полет

21 июля 2006 г.

Его новый полет на МКС запланирован на 14 декабря этого года. Руководство NASA расчитывает что с подготовкой "шаттла" к новому полету удастся справиться за 110 дней. Кроме того, Discovery также должен быть готов стать спасательным кораблем для следующей американской миссии на МКС. Если что-то случится с Atlantis'ом, запуск которого запланирован на 28 августа, то Discovery предстоит вывести его экипаж с МКС.

Что касается сроков отправки к МКС "шаттла" Atlantis и российского корабля "Союз" со сменным экипажем, то эта проблема долго обсуждалась руководством NASA и Роскосмоса. Окно запуска Atlantis'а будет открыто 28 августа. Если Atlantis взлетит не позднее 3 сентября, то 14 сентября состоится запуск "Союза" со сменным экипажем станции (Майкл Лопес-Алегриа и Михаил Тюрин) и японским космическим туристом Дайсуке Эномото. В этом случае "шаттл" успеет улететь с МКС до прилета "Союза". Это делается не потому, что два корабля не могут одновременно пристыковаться к МКС (это-то как раз можно сделать), а для того чтобы не создавать лишних проблем, ведь экипажи "шаттла" и "Союза" будут выполнять совершенно разные задачи. Кроме того, как выясняется, бортовые системы "шаттла" могут вносить помехи в работу системы автоматической стыковки "Курс", которая установлена на корабле "Союз".

(по материалам Space.com)

Шаттл Atlantis отправится в сборочный корпус

24 июля 2006 г.

24 июля Atlantis предстоит перевести из ангара, в котором он сейчас находится, в корпус вертикальной сборки VAB (Vehicle Assembly Building). Там его уже дожидается мобильная стартовая платформа с установленными на ней в вертикальном положении внешним топливным баком и двумя твердотопливными ускорителями по бокам от него. Atlantis должны смонтировать на этой конструкции, после чего мобильная стартовая платформа на гусеничном ходу отправится на стартовую площадку.

Окно запуска для этой экспедиции Atlantis'а, которая официально называется миссия STS-115, откроется 28 августа. Atlantis'у предстоит отправиться на МКС и доставить туда очередной ее сегмент Port 3/4.

(по материалам NASA)

2. Вопросы политики

Главы Роскосмоса и NASA подписали соглашение о жизнеобеспечении МКС

4 июля 2006 г.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов и директор NASA Майкл Гриффин подписали новый протокол о сотрудничестве в жизнеобеспечении МКС. Как рассказал пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин, это принципиально важное для обеих сторон событие произошло 1 июля на американском космодроме на мысе Канаверал. Руководитель Роскосмоса был приглашен на запуск шаттла Discovery, который, однако, в субботу не состоялся из- за неблагоприятных погодных условий.

По словам Панарина, новый документ, одно официальное название которого занимает несколько строк, - это "договор стратегический". Он касается сотрудничества России и США по всем аспектам жизнеобеспечения МКС, порядка доставки грузов и т. д.

Обе страны "берут определенные обязательства, в том числе и финансовые, по обеспечению жизнедеятельности астронавтов и космонавтов на борту МКС", - заявил пресс-секретарь. Сокращенное название нового документа - "протокол договора о балансах".

Срок действия предыдущего такого соглашения, - полностью выполненного, - завершился в 2006 г. "Очень важно, что новый договор подписан, что Россия и Соединенные Штаты нашли оптимальные формы взаимодействия, - сказал пресс-секретарь. - И Гриффин, и Перминов выразили большое удовлетворение подписанием этого протокола".

В Америке глава Роскосмоса встретился также с руководителем Европейского космического агентства. По словам Панарина, обсуждалось продвижение к соглашению по программе перспективной пилотируемой транспортной системы. Однако, этот и другие рабочие контакты за исключением встречи с Гриффином "не имели письменного завершения", - сказал пресс-секретарь Роскосмоса.

КНДР – ракетная держава

6 июля 2006 г.

Представитель МИД КНДР 6 июля дал следующий комментарий на вопрос корреспондента ЦТАК, связанный с запусками ракет в КНДР.

Ныне в связи с ракетными пусками Корейской Народной Армией США и некоторые другие страны, слепо повинующиеся им, в том числе Япония, поднимают шумиху как после большой беды, заявляя о "нарушении", "провокациях", "санкциях" и о "созыве заседания СБ ООН".

Недавние успешние ракетные пуски - это одно из звеньев военных маневров, проведенных нашей армией на регулярной основе в целях укрепления самооборонной мощи страны. Подобные законные права КНДР как суверенного государства не скованы какими-либо международными правами или двусторонними и многосторонними договоренностями, включая Пхеньянскую Декларацию между КНДР и Японией и Совместное заявление по итогам шестисторонних переговоров. КНДР не является членом Режима контроля за ракетной технологией, следовательно, она не скована какими-либо обязательствами по этому режиму.

Если бы КНДР не обладала мощной самооборонной силой сдерживания, то США уже несколько раз нападали бы на КНДР, которая была определена ими "осью зла" и "объектом ядерного превентивного удара", и мир на Корейском полуострове и в регионе был бы серьезно нарушен.

…И если какие-то силы попытаются осуждать и оказывать на КНДР давление, то она будет вынуждена предпринять более жесткие физические действия других форм.

(приводится с сокращениями)

Источник – element114.narod.ru

Запад обучит Роскосмос делать разведспутники

26 июля 2006 г.

На авиасалоне в Фарнборо Роскосмос объявил о готовности приобрести у западного оборонного концерна EADS-Astrium платформу для создания разведспутников, а также необходимые для этого технологии, оборудование и знания.

Как сообщила пресс-служба Роскосмоса, руководитель ведомства Анатолий Перминов на международной авиакосмической выставке в Фарнборо (Великобритания) провел c руководствoм EADS-Astrium переговоры, на которых обсуждалась возможность создания, на базе разработок последней, спутников для российской системы мониторинга Земли из космоса, а также передачи России западных технологий, оборудования для создания и испытания таких спутников, а также обучения этому российских специалистов.

Спутник на платформе Myriade имеет массу до 120 кг и размеры 600х600х900 мм - из них целевая аппаратура занимает объем 600х600х300 мм. Платформа ориентирована по 3 осям (точность до 0,1 градуса), позволяет контролировать параметры орбиты (до 80 м/с), рассчитана на орбиты с различными наклонениями - от экваториальной до солнечно-синхронной - в диапазоне высот до 500 до 1000 км. Объем бортового запоминающего устройства для полезной нагрузки составляет 8 Гбит, радиоканал Х-диапазона позволяет передавать информацию со скоростью до 18,6 Мбит/с. Расчетное время активного существования спутника - 3 года.

Благодаря своей малой массе микроспутники Myriade можно выводить с помощью широкого спектра носителей - европейской Ariane (и, очевидно, перспективной и недорогой Vega), российской "Рокот", индийской PSLV, и других.

Желание Роскосмоса обзавестись современными спутниковыми системами - будь то на платформе Myriade или иной - вполне понятно. Примечательно, однако, что решение о переходе на западную платформу было принято именно сейчас.

За прошедший год в России, долгое время не имевшей работоспособных систем оперативного космического мониторинга вообще, произошел перелом. На орбиты были успешно выведены два спутника дистанционного зондирования различных классов, которые уже начали передавать информацию - спутниковые снимки. В сообщениях пресс-службы Роскосмоса неоднократно подчеркивалось, что по крайней мере один из них - "Ресурс-ДК" - "по своим характеристикам превосходит аналогичные зарубежные КА". Спутник "Монитор-Э" успешно, хотя и не без проблем, завершивший этап летных испытаний, выполнен на базе новой и перспективной легкой платформы, позволяющей, по заверениям создателей, стать основой для создания самых разнообразных спутников мониторинга Земли.

Предпринимаемые в стране шаги по снятию запретов на доступ граждан к высокоточным пространственным данным - правильный и давно назревший шаг. Однако вслед за этим встает задача выработки общегосударственной политики в области поощрения отраслей, компаний и простых граждан к их максимально широкому использованию. Без этого никакие самые современные платформы EADS-Astrium не позволят России задать тот темп технологического развития, без которого в наши дни любое лидерство будет утрачено в мгновение ока.

3. Российская космическая программа

Подготовка марсианской программы

5 июля 2006 г.

Специалисты Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН разрабатывают специальную одежду и обувь для будущих участников длительных межпланетных полетов. В докладе "Основные требования к психологическому обеспечению пилотируемого полета на Марс", подготовленного совместно с рядом психологов института, говорится о том, что применительно к марсианской экспедиции необходимо создать собственную систему отбора, подготовки и комплектования экипажа. "В ее основу должна быть положена действующая система отбора, которую следует модифицировать, учитывая специфику длительного межпланетного перелета", - говорится в документе.

В состав экипажа марсианской экспедиции войдут не менее шести человек, у каждого из них будет своя отдельная каюта, где при желании можно изолироваться от остальных участников полета.

"Ограничение численности экспедиции четырьмя космонавтами поставит под сомнение ее научную ценность, поскольку экипаж сможет работать только на обеспечение самого полета. Поэтому минимальный состав участников должен быть не менее шести человек, включая командира, второго пилота, врача и двух научных работников", - полагает ведущий специалист группы психологического обеспечения экипажа МКС из Института медико-биологических проблем (ИМБП) Ольга Козеренко.

Психологи считают, что во время подготовки к экспедиции каждый член марсианского экипажа должен овладеть двумя или более новыми профессиями. Кроме того, в задачи бортового врача, помимо его прямых обязанностей, будут входить "профилактика, диагностика и лечение негативных психических состояний, ожидаемых в условиях автономного полета".

Новый обтекатель для ракеты "Союз 2-1а" готов к полету

5 июля 2006 г.

Новую ракету "Союз 2", судя по всему, будут испытывать по частям. Сейчас на космодроме Байконур в корпусе, принадлежащем компании Starsem, которая занимается коммерческими запусками ракет "Союз", находится новый обтекатель для полезной нагрузки, предназначенный для модифицированной ракеты "Союз 2-1а". Он должен полететь в космос 17 июля, закрывая собой европейский метеоспутник MetOp-A. Длина обтекателя составляет 11,4 м, его внешний диаметр - 4,1 м. Его основная задача - защищать от внешних воздействий спутник MetOp-A в течение первых пяти минут полета.

Ракеты "Союз 2-1а" будут взлетать с космодрома Куру во Французской Гвиане. Первый такой запуск запланирован на 2008 г.

(по материалам SpaceDaily)

Конкурс по созданию российского шаттла не состоялся

19 июля 2006 г.

Роскосмос признал несостоявшимся объявленный им конкурс по созданию нового российского многоразового пилотируемого корабля. Решено, что проект "Клипер" будет создаваться РКК "Энергия" с учетом пожеланий Европейского космического агентства. Об этом заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который находится в составе российской делегации на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо.

В конкурсе принимали участие три российских космических предприятия - РКК "Энергия", Центр имени Хруничева, а также НПО "Молния". Первоначально Роскосмос отправил все три проекта на доработку, наиболее вероятным победителем в конкурсе считалась РКК "Энергия".

"На сегодняшний день мы решили приостановить конкурс, и практически его можно считать несостоявшимся, так как в ходе совещания с нашими европейскими партнерами, которые высказали свои пожелания, исходные условия конкурса совершенно меняются. Решено, что всю координацию проекта с российской стороны возьмет на себя РКК "Энергия", - сказал Перминов. По его словам, это означает, что "Клипер" становится одним из этапов "нашей совместной работы с европейскими партнерами".

"Клипер" планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году.

Россия будет строить космические корабли вместе с ЕС и Японией

21 июля 2006 г.

Вместе с Европейским космическим агентством (ЕКА) и Японией Роскосмос планирует разработать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая в 2012 году заменит космические корабли "Союз", заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов на выставке на международной авиакосмической выставке «Фарнборо-2006». На новом корабле космонавты полетят на Луну и Марс.

«Что касается программы освоения космического пространства, под которой принято понимать полеты к Луне и Марсу, то мы в России видим ее только в международном формате, в частности в кооперации с ЕКА и Японией планируем создавать перспективную пилотируемую транспортную систему, которая после 2012 года начнет замену кораблей "Союз», - заявил Перминов на семинаре по проблемам международного будущего космической деятельности.

Источник: NEWSru.com

РКК "Энергия" разрабатывает новый транспортный космический корабль

24 июля 2006 г.

На базе модернизированного корабля "Союз" РКК "Энергия" планирует создать межорбитальный буксир многоразового использования "Паром", который в 2009 году придёт на смену одноразовым транспортным космическим кораблям типа "Прогресс".

Космический буксир "Паром" будет применяться для доставки на МКС больших транспортных контейнеров, в которых на станцию можно единовременно привозить от 4 до 12 тонн грузов, в зависимости от используемого типа ракетоносителя, в качестве которых может выступать "Союз" или "Протон".

Максимальный груз, который можно вывести на орбиту с помощью применяемых сейчас одноразовых транспортных кораблей "Прогресс" составляет около двух тонн. Использование буксира "Паром" с контейнерами позволит снизить себестоимость доставляемого на МКС груза в три-четыре раза. Ожидается, что полётный ресурс одного корабля типа "Паром" составит около 15 лет.

Источник: КомпьюЛента

Китай хочет вывести на орбиту российскую обсерваторию

24 июля 2006 г.

Китай хочет участвовать в работе трех российских орбитальных астрофизических обсерваторий. С соответствующим предложением Комитет по исследованию космического пространства Китая обратился к Роскосмосу.

Первая из вводимых обсерваторий - десятиметровый радиотелескоп "Радиоастрон" должна быть запущена в 2007-2008 годах. Планируется, что в её работе будут использованы китайские антенны наземного обеспечения. "Радиоастрон" обеспечит угловое разрешение в 30 раз лучше, чем приборы этого типа на Земле.

Второй аппарат - "Всемирная космическая обсерватория", предназначенный для космических объектов в ультрафиолетовом диапазоне, - может быть выведен на орбиту китайской ракетой-носителем. Запуск это обсерватории запланирован на 2010 год.

Пока не объявлено, каким будет российско-китайское взаимодействие по третьему аппарату - проекту "Миллиметрон", космической обсерватории миллиметрового, субмиллиметрового и инфракрасного диапазонов длин волн с криогенным телескопом диаметром 12 метров. Это устройство будет запущено не раньше 2016 года.

Китайская сторона выступила со своей инициативой в рамках проходящей в Пекине 36-й научной сессии Международного комитета по исследованию космического пространства. В работе форума принимают участие более двух тысяч экспертов и чиновников из более чем 50 стран. Одна из основных тем - развитие международного сотрудничества в космонавтике.

Источник: Lenta.Ru

Роскосмос не определил цену на билет в космос

25 июля 2006 г.

Роскосмос пока не готов предоставить космическим туристам такую форму услуги, как организация выхода в открытый космос. Ранее японский космический турист Даисуке Эномото выразил желание в ходе своего полета на МКС в сентябре 2006 года осуществить выход в открытый космос в российском скафандре. Однако, по мнению организаторов полета, такая услуга выходила за пределы ценового параметра для космических туристов в 20 млн. долларов. В результате сторонам не удалось договорится о включении выхода в программу полета.

Роскосмос также пояснил свое отношение к инициативе Ракетно-космической корпорации «Энергия» (Королев, Московская область) о возможности организации полета космических туристов к Луне за 100 млн. долларов.

«Что касается полета туристов к Луне, то подобное предположение было сделано главой РКК «Энергия» Николаем Севастьяновым на пресс- конференции в 2005 году в Нью-Йорке, где он обозначил возможную цену за такой полет в 100 млн. долларов Роскосмос не считает возможным на текущий момент подтверждать или опровергать реализуемость такого полета туристом и цену, обозначенную руководством РКК «Энергия», говорится в сообщении, передает «Интерфакс».

Источник: Vz.Ru

В Москве начинается экспериментальный полет на Марс

28 июля 2006 г.

Институт медико-биологических проблем ИМБП РАН официально объявил о наборе добровольцев, желающих принять участие в эксперименте по моделированию пилотируемого полета на Марс. Эксперимент "Марс-500" планируют начать в четвертом квартале 2007 года. Он продлится 520 суток и может быть продлен до 700. В течение этого срока шесть испытателей-добровольцев из разных стран будут жить в полной изоляции в специальном комплексе и общаться с внешним миром только через электронную почту.

В эксперименте предполагается в основном ориентироваться на режим труда и отдыха экипажей в орбитальных полетах (7-дневная неделя с двумя выходными днями). Для питания членов экипажа будут использованы рационы, идентичные рационам, используемым на Международной космической станции. Водообеспечение будет осуществляться с использованием воды, подготовленной в соответствии с требованиями к питьевой воде для космических экипажей. Курение и употребление алкогольных напитков не допускается.

Прием заявок от желающих принять участие в эксперименте завершится 31 декабря.

4. Космос становится массовым

Гостиница в космосе

19 июля 2006 г.

На днях с мини-космодрома российских ракетных войск стратегического назначения в Оренбургской области стартовал аппарат Genesis, созданный частной компанией Bigelow Aerospace. Отправленный на орбиту надувной космический аппарат станет основой будущей гостиницы, расположенной в космосе.

После успешного выхода на заданную орбиту Genesis был надут до полного размера и принял форму, похожую на дыню. Именно такой дизайн в свое время разрабатывался NASA. Несмотря на то, что перспективы запуска огромны, основная его цель - проверить работоспособность «надувных» технологий в космосе. Идея надувных аппаратов является привлекательной потому, что при запуске они занимают меньше места на ракете-носителе.

Размеры запущенного в космос Genesis составляют 4,5 метра в длину и 2,4 метра в диаметре – это примерно треть от размеров обыкновенного космического аппарата. В надутом состоянии толщина стен Genesis составляет 40 сантиметров.

По словам Бигелоу, его компания намеревается соорудить в космосе целый отель, прозванный Nautilus. Этот отель будет состоять из связанных между собой модулей и будет внешне напоминать связку сосисок. Однако некоторые эксперты указывают на то, что Бигелоу удастся осуществить задуманное только в том случае, если другие компании обеспечат его «транспортом» для доставки людей на орбиту.

Бигелоу предлагает 50 млн. долларов тому, кто сумеет представить космический корабль, способный до 2010 года поднять пятерых человек на высоту 400 километров. Имея в виду уровень отечественных космических технологий, у российских ученых есть все шансы презентовать такой корабль и выиграть тендер.

Источник: Vz.Ru

5. Текущие новости

Астронавты пробыли в открытом космосе на час дольше

10 июля 2006 г.

Американские астронавты, прибывшие на МКС, провели в открытом космосе более 7 часов. Пирс Селлерс и Майкл Фоссум вышли в открытый космос в субботу в 17:13 по московскому времени. Планировалось, что их пребывание за пределами станции продлится не более 6 часов, однако им пришлось задержаться в открытом космосе.

Астронавты проверили, как работает усовершенствованная после предыдущих полетов "рука-манипулятор", установленная на шаттле Discovery. Кроме того, они проверили целостность обшивки шаттла, доставившего их на МКС, а также протестировали аппаратуру, которая может быть использована для ремонта термостойкой изоляции корабля прямо в космосе.

"Все задачи, которые ставились перед астронавтами, выполнены. Выход можно считать успешным", - сообщили в ЦУП.

Источник: Lenta.Ru

Во время выхода в открытый космос у одного из астронавтов США возникли проблемы

11 июля 2006 г.

Об этом сообщила представитель космического Центра NASA имени Джонсона Брэнди Дин. По ее словам, во время работы за бортом МКС в понедельник сначала Селлерсу никак не удавалось поместить в погрузочный док станции кабельную катушку, которая была снята с мобильного транспортера для замены. После этого Селлерс едва не потерял свое привязное устройство, которое соединяет астронавта со станцией.

Затем, по ее словам, Фоссум долго не мог установить новый кабель на нижнюю часть мобильного транспортера. Этот кабель обеспечивает подачу питания, по нему также осуществляется передача цифровой и видеоинформации. Однако, несмотря на трудности, Селлерс и Фоссум полностью выполнили поставленные задачи.

Во время второго выхода в открытый космос, который начался в понедельник в 8:14 по времени восточного побережья США (16:14 по московскому) и закончился в 15:01 (23:01 по московскому), астронавты установили запасной насосный блок системы температурного контроля МКС и заменили силовые, видео- и аудиокабели, проходящие по нижней части мобильного транспортера.

Экипаж МКС: опять трое

24 июля 2006 г.

15 июля "шаттл" Discovery, завершив все работы на МКС, отправился на Землю, а на станции остался прибывший на "шаттле" астронавт европейского космического агентства Томас Рейтер. Таким образом, постоянный экипаж МКС после долгого перерыва вновь стал состоять из трех человек.

За эту неделю они общими усилиями запустили новую холодильную установку Minus Eighty Laboratory Freezer. Ее привез Discovery. В этом холодильнике можно будет хранить образцы для биологических и медицинских экспериментов до их отправления на Землю. Экипаж также установил во внутренних помещениях МКС дополнительные устройства для подавления шума и провел испытания новой системы генерации кислорода, которую планируется запустить в эксплуатацию в 2007 г. (и тогда численность экипажа можно будет довести до 6 человек). Кроме того, экипаж начал подготовку к следующему выходу в открытый космос, который планируется провести 3 августа. В открытый космос выйдут Джефф Уильямс и Томас Рейтер. Они будут работать в американских скафандрах.

(по материаламSpaceRef)

6. «Исчерпание ресурса» МКС

ЦУП поднял орбиту МКС для стыковки с шаттлом Atlantis

27 июля 2006 г.

26 июля ЦУП увеличил высоту полета МКС на 1350 метров, подготовив ее к пристыковке шаттла Atlantis. По словам представителя ЦУПа, коррекция орбиты МКС была необходима для обеспечения оптимальных условий проведения данной операции с американским космическим кораблем. Изменение высоты расположения станции происходило при помощи двигателей пристыкованного к МКС космического грузовика "Прогресс", силовые установки которого были запущены около девяти часов по московскому времени на 184 секунды.

7. Развитие МКС

Экипаж МКС ждет третьего

3 июля 2006 г.

Катастрофа "шаттла" Columbia произошла в феврале 2003 г. Тогда на МКС находился шестой долговременный экипаж в составе трех человек. Полеты "шаттлов" были надолго приостановлены и для полетов на МКС остались только российские "Союзы" и "Прогрессы". Поэтому решено было продлить командировку шестого экипажа МКС на два месяца и в дальнейшем сократить численность экипажа до двух человек и увеличить длительность их работы на станции до полугода. Так с мая 2003 г. и до настоящего времени, то есть больше трех лет, на МКС постоянно находились лишь два человека, но время на научные эксперименты у экипажей станции все же нашлось и даже больше, чем предполагалось поначалу.

Но скоро у нынешнего экипажа станции Джеффа Уильямса и Павла Виноградова появится третий товарищ - астронавт Европейского космического агентства Томас Рейтер. Он включен в состав экипажа "шаттла" Discovery миссии STS-121, который после очередного длительного перерыва отправляется на МКС.

(по материалам NASA)

Американцы поделятся электричеством на МКС

11 июля 2006 г.

Роскосмос и NASA договорились о том, что электричество, генерируемое американскими солнечными панелями на МКС, будет поставляться в и российский сегмент станции. Изначально предполагалось, что Россия отправит на МКС собственный модуль электропитания, работающий на солнечных элементах. Но доставить его туда должен был "шаттл" (грузовой корабль "Прогресс" для него слишком мал), а после катастрофы "шаттла" Columbia NASA резко сократило количество полетов "шаттлов" до их полной отставки в 2010 году. Места в грузовых отсеках оставшихся "шаттлов" уже расписаны и российский энергомодуль в этих списках не значится. Чтобы компенсировать российской стороне этот ущерб, NASA придется делиться электричеством и, кроме того, NASA должно будет заплатить Роскосмосу за доставку американского астронавта на МКС осенью 2006 г. на борту корабля "Союз".

NASA возобновит строительство МКС

21 июля 2006 г.

После трёхлетнего перерыва, вызванного прекращением полётов шаттлов, NASA объявило о готовности возобновить строительство МКС. В течение следующих полутора лет станция увеличится в два раза в размерах и весе. К концу 2007 года МКС получит новые системы кондиционирования воздуха и электрообеспечения, будет смонтирован новый модуль для стыковки с шаттлами и четыре новые пластины солнечных батарей. После проведения запланированных на ближайшее время конструкционных работ МКС можно будет увидеть с Земли без оптических приспособлений и ночью, и днем.

Источник: КомпьюЛента

Европейский лабораторный модуль Columbus отправится на МКС осенью 2007 г.

25 июля 2006 г.

Руководство проекта МКС объявило состав экипажа "шаттла" миссии STS-122, который доставит на станцию европейский лабораторный модуль Columbus. Эта экспедиция пока запланирована на сентябрь-октябрь 2007 г. Какой именно "шаттл" отправится в этот полет, пока не сообщается.

Командиром экипажа будет Стивен Фрик, для которого это будет второй полет в космос. Пилотом STS-122 будет Алан Пойндекстер, а специалистами - астронавты NASA Рекс Уолхейм, Стэнли Лав  и Лиланд Мелвин, а также астронавт Европейского космического агентства Ганс Шлегель из Германии. Он уже один раз летал в космос, это было в 1993 г., когда он был включен в состав экипажа "шаттла" миссии STS-55.

Модуль Columbus прибудет на МКС в грузовом отсеке "шаттла". Внутри него будут установлены пять стоек с научным оборудованием, которые представляют собой автономные специализированные лаборатории. В том числе там будут лаборатория Biolab для проведения биологических экспериментов, лаборатория Fluid Science Laboratory для исследований в области физики жидкости и установка для экспериментов по физиологии European Physiology Modules. Отдельно в грузовом отсеке "шаттла" будут лежать две внешних экспериментальных установки для модуля Columbus (EuTEF и SOLAR). Их смонтируют на внешней поверхности модуля Columbus после его стыковки со станцией. Всего в этой экспедиции планируется провести три выхода в открытый космос. Кстати, после стыковки Columbus'а астронавты будут работать не только на его внешней поверхности, но и внутри, так как всю научную аппаратуру в нем нужно будет перевести из транспортного положения в рабочее, а это потребует перемещения стоек-лабораторий на другие места.

(по материалам Европейского космического агентства)

Американской научной программе на МКС грозит сокращение

28 июля 2006 г.

По сообщению из нескольких источников, руководство NASA сейчас рассматривает возможность полного прекращения на МКС всех американских научных экспериментов как минимум на год. Причина традиционная - нехватка средств в бюджете МКС. Правда, если NASA решит прекратить научные эксперименты на МКС скором на год, то в реальности он растянется на 3 года, так как на расконсервацию оборудования и восстановления его работоспособности уйдет очень много времени. В частности придется закрыть Координирующий центр по работе с полезной нагрузкой и уволить весь его персонал, а также всех контрактников, работающих на космодроме на мысе Канаверал и в космическом центре в Хьюстоне и занимаются проблемами интеграции научного оборудования на МКС.

Поэтому некоторые сотрудники NASA считают, что заявление о прекращении научных программ на год, скорее всего, является политическим ходом, основная цель которого состоит в том, чтобы продемонстрировать, что бюджета, выделяемого на МКС, явно не хватает.

(по материалам SpaceRef)

8. Гонка вооружений

Американские морские пехотинцы получат космический корабль

14 июля 2006 г.

Американские морские пехотинцы намерены обзавестись собственным космическим кораблём. Космический корабль будет способен доставить подразделение морских пехотинцев в любую точку планеты. Такие возможности окажут неоценимую помощь при захвате лидеров террористических организаций или разрешении ситуаций, связанный со взятием людей в заложники.

Первым таким суборбитальным "космическим самолётом" стал SpaceShip One, разработанный в 2004 году и выигравший научное состязание X-Prize. Этот аппарат продемонстрировал возможность создания относительно простого и дешёвого космического корабля.

В этом году Управление перспективных исследовательских программ в области обороны (DARPA) запустила программу разработки суборбитального самолёта Hot Eagle. Морские пехотинцы намерены получить в распоряжение один такой аппарат.

ЧАСТЬ 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Марсоходы

Марсоход Spirit изучит камень Хэлли

12 июля 2006 г.

Марсоход Spirit, пережидающий марсианскую зиму рядом с образованием, названным "залив Лоуридж", продолжает изучать камни, из которого оно состоит. Сейчас один из них находится прямо под марсоходом. Он раскрошился во время того, как аппарат переехал его, и учёные надеются поближе рассмотреть светлый материал, из которого состоит камень. Породе дали название "Хэлли".

Spirit также заснял панораму местности, на которой он находился на 820 день своего прибывания на красной планете. Изображение было скомпоновано из снимков, полученных при помощи семьсотпятидесятинанометрового, пятьсоттридцатинанометрового и четырёхсоттридцатинанометрового фильтра камеры марсохода.

На фотографии видны два типа светлого материала, из которого состоит камень Хэлли. Голубоватый материал служит доказательством существования на планете сульфата кальция. Светлые участки почвы Марса, обнаруженные Spirit ранее, как оказалось, содержат сульфат железа.

Это открытие ставит перед учёными сразу несколько вопросов: почему минералогия сульфатов на планете настолько разная и сформировался ли камень Хэлли, другие подобные ему минералы и сам залив Лоуридж в результате воздействия на него воды. В ближайшие месяцы марсоход продолжит изучать светлые породы залива Лоуридж, дабы получить ответы на эти вопросы.

Источник: КомпьюЛента

Учёные оптимизировали программное обеспечение марсохода Spirit

13 июля 2006 г.

Мощность, вырабатываемая солнечными батареями марсохода Spirit, пережидающего марсианскую зиму в районе залива Лоуридж, как известно, снижена до 300 Вт ч и, соответственно, учёные сейчас могут планировать только одно событие для аппарата за день. Всё остальное время Spirit тратит перезарядку своих батарей.

Инженеры успешно закачали половину новой прошивки в память марсохода и собираются продолжить процесс при помощи орбитального аппарата NASA Odyssey.

Марсоход Spirit, 900 дней на Марсе

25 июля 2006 г.

На прошлой неделе марсоход Spirit отметил 900-й день своего пребывания на поверхности Марса. Это при том что изначально оба марсохода были рассчитаны на 90 дней работы. В целом техническое состояние Spirit'а сейчас удовлетворительное, и он продолжает вести научные наблюдения, несмотря на ограничения, накладываемые марсианской зимой. Это касается, прежде всего, продолжительности светового дня и высоты поднятия Солнца над горизонтом. Из-за этого солнечные панели марсохода вырабатывают сейчас втрое меньше электроэнергии, чем год назад, когда в той местности, где сейчас находится Spirit, было марсианское лето (вместо 900 Вт*ч только 280 Вт*ч в день).

Специалисты ЦУПа уже почти закончили загрузку нового ПО на бортовой компьютер Spirit'а. Осталось передать только один файл. Предполагается, что новое ПО запустят в работу в середине августа, и после этого компьютер марсохода сможет увеличить скорость обработки изображений, а также будет улучшена работа механизма фокусировки на цели. В настоящее время Spirit делает панорамные снимки окружающей местности в районе кратера McMurdo. На сегодняшний день общий пробег марсохода Spirit по поверхности Марса составляет 6876 метров и 18 сантиметров.

Марсоход Spirit проверяет новую прошивку

31 июля 2006 г.

Начиная с 22 июля марсоход NASA Spirit начал проверку новой прошивки, которая была закачана в него за последние несколько недель. Несмотря на то, что на Красной планете царит зима и солнечные батареи аппарата заряжаются плохо, Spirit находится в рабочем состоянии.

Марсианское зимнее солнцестояние произойдёт 8 августа. В это время к солнечным батареям марсохода будет поступать минимум солнечной энергии, а именно 275 Вт ч. Сейчас аппарат тратит один день на подзарядку после определённого периода активной исследовательской деятельности. С 904 по 907 день своего пребывания на планете марсоход занимался съёмкой панорамы Макмардо, изучением камня Хэлли Брант и исследованием атмосферы Марса.

2. Планы по Луне

Германия готовится к походу на Луну

14 июля 2006 г.

Компания OHB-Systems из Бремена приступила к концептуальной разработке лунной исследовательской программы Германии, получившей название "Мона Лиза". Контракт на общую сумму 500 тыс. евро, который компания OHB-Systems получила от германского космического агентства DLR, рассчитан на 10 месяцев. К концу установленного срока компания представит возможные сценарии будущих миссий по исследованию Луны, в которых германская промышленность могла бы играть ведущую роль. Целью программы "Мона Лиза" является всесторонняя проработка будущего участия Германии в европейских или международных программах изучения Луны.

Предполагается рассмотреть несколько последовательных этапов исследования Луны: высокодетальное картирование лунной поверхности в нескольких спектральных диапазонах, создание миниспутника Луны на базе экономичной модульной платформы для установки различных приборов дистанционного зондирования с возможным участием партнеров из других стран, и, наконец, создание посадочных автоматических зондов с возможностью сбора и доставки на Землю образцов лунного грунта.

3. Планы по Марсу

NASA дает имена ракетам, на которых американцы отправятся на Луну и Марс

3 июля 2006 г.

30 июня NASA официально объявила выбранные названия для ракет нового поколения, на которых через некоторое время американцы отправятся сначала на Луну, а потом - на Марс и, возможно, дальше. Ракета, которая будет выводить в космос пилотируемый корабль, получила название Ares I, а для грузовых кораблей будет использоваться более тяжелая ракета Ares V.

По поводу названия Ares было сказано, что оно выбрано не случайно. У древних римлян богом войны был Марс, а в древнегреческой мифологии его "эквивалент" назывался Арес. В римских цифрах "I" и "V" тоже есть большой исторический смысл: пилотируемые корабли Apollo выводились в космос ракетами Saturn I и Saturn V, первыми американскими ракетами, специально разработанными для пилотируемых полетов. Но названия для "Аполлона и шаттла нового поколения" пока не придумали, его объявят позже.

Что касается технических характеристик ракеты Ares I, то в ее первой ступени будет использоваться пятисегментный твердотопливный ускоритель, конструкция которого будет построена на базе конструкции нынешний твердотопливных ускорителей, использующихся для запуска "шаттлов". Во второй ступени Ares I планируется установить двигатель J-2X, работающий на жидком кислороде и жидком водороде. J-2X строится на базе двигателя J-2, который использовался во второй ступени ракеты, выводившей в космос корабли Apollo. Ракета Ares I сможет выводить на низкие околоземные орбиты груз весом около 25 тонн.

В тяжелой "грузовой" ракете Ares V в первой ступени планируется использовать пять двигателей RS-68, работающих на жидком кислороде и жидком водороде. Над ними будет располагаться топливный бак (увеличенная версия внешнего топливного бака для "шаттлов") и два вышеупомянутых пятисегментных твердотопливных ускорителя. А вторая ступень Ares V будет такой же, как в Ares I. (по материалам NASA)

Великобритания вложит в изучение Марса 1,7 млн фунтов ст.

7 июля 2006 г.

Великобритания приняла решение о выделении на проект Aurora, являющийся элементом плана Европейского космического агентства Exomars по изучению Красной планеты, 1,7 млн. фунтов ст. (около $3 млн.). Проект предусматривает отправку на Марс с помощью российской ракеты-носителя "Союз" в 2011 г. автоматического вездехода, основной задачей которого станет поиск жизни на Марсе или следов ее наличия на планете в прошлом.

Вторым проектом в рамках программы Exomars станет проект Mars Sample Return, предусматривающий сбор образцов грунта и их возвращение на Землю для исследования в лабораторных условиях.

4. Китай

КНР успешно испытала ракетные двигатели для лунной программы

11 июля 2006 г.

Китай провел успешные испытания двигателей для ракет-носителей Long March C, которые будут использовать в китайской лунной программе. Эти двигатели на жидком топливе (смеси водорода и керосина) увеличат массу выводимой на орбиту полезной нагрузки в три раза.

Кроме того, китайцы работают над проектом создания национальной космической станции на орбите и так же рассчитывают на новые двигатели для ракет-носителей. Они, по мнению ученых КНР, сделают непилотируемую космонавтику страны более конкурентноспособной на мировом рынке коммерческих запусков спутников.

Источник: Lenta.Ru

Китайский лунный зонд станет музыкальной радиостанцией

12 июля 2006 г.

Лунный зонд "Чангэ-1", который Китай запустит в 2007 году, будет транслировать музыку из космоса. В память космического аппарата намерены загрузить 30 композиций, отобранных общественностью.

Создатели "Чангэ-1" рассчитывают вывести его на окололунную орбиту, чтобы построить трехмерную карту рельефа, а также оценить состав минералов и структуру грунта. Стоимость проекта оценивают в 170 миллионов долларов.

Согласно планам китайских астрономов, следующий зонд сможет перемещаться по поверхности Луны, а третий доставит образцы лунной почвы на Землю. Высадка тайконавтов на Луну должна состояться в 2024 году.

Источник: Lenta.Ru

Китай занялся космической селекцией фруктов и овощей

26 июля 2006 г.

В начале сентября Китай собирается провести запуск ракеты Long March 2C, которой предстоит вывести на околоземную орбиту возвращаемый спутник Shijian-8. На борту спутника будут контейнеры с двумя тысячами семян девяти разных видов сельскохозяйственных растений, которым предстоит испытать на себе космическое излучение и микрогравитацию. При таком воздействии некоторые семена могут мутировать, и мутация эта может оказаться очень полезной, то есть она может повысить урожайность данного вида и улучшить качество фрукта или овоща.

В принципе, такие эксперименты уже проводились и оказалось, что побывавшие в космосе семена помидоров и зеленого перца имеют на 10-20% более высокую урожайность, чем обычные, а содержание витаминов в "космических" плодах выше, чем в "земных". Но Shijian-8 станет первым исключительно "сельскохозяйственным" спутником и других задач у него нет.

Китайцы надеются, что "космическая" селекция растений откроет новые перспективы для страны, где численность населения уже достигла 1,4 миллиарда человек.

Китай намерен исследовать Марс

27 июля 2006 г.

Китай планирует дополнить свою космическую программу планами по исследованию Марса, для чего планируется прибегнуть к международной кооперации. Программа по освоению Красной планеты должна будет начаться в ближайшие пять лет. Пока о деталях марсианских миссий Китая известно только, что в ближайших планах стоит подготовка к научным исследованиям планеты.

В настоящее время Китай осуществляет трёхэтапную программу по исследованию и освоению Луны. Помимо этого КНР планирует в течение ближайших 5-8 лет отправить в космос около ста спутников.

5. Инструменты астрономии

В мировом телескопостроении наступила эпоха гигантомании

28 июля 2006 г.

Специалисты из Европейской южной обсерватории (ESO) планируют построить гигантский телескоп с зеркалом диаметром до 60 м. С помощью этого мощного инструмента планируется исследовать экзопланеты земного типа и далекие протогалактики Вселенной. Для создания телескопа, который будет называться "Европейский чрезвычайно большой телескоп", E-ELT (European Extremely Large Telescope), создано специальное конструкторское бюро. Согласно проекту, телескоп будет стоить около $ 950 млн. и должен будет приступить к работе в 2015 году.

Существуют также и другие проекты по созданию гигантских телескопов. Американо-австралийский консорциум планирует постройку 24,5-метрового инструмента под названием "Гигантский телескопом Магеллана", GMT (Giant Magellan Telescope). Проект планируется завершить к 2016 году. Американо-канадская компания планирует создать "Тридцатиметровый телескоп", TMT (Thirty Meter Telescope) - также к 2016 году.

Огромные зеркала для этих телескопов будут собраны из отдельных сегментов.

Наземные телескопы имеют свои преимущества - их зеркала могут быть намного больше, чем у "космических собратьев". Гигантские наземные телескопы будут иметь разрешающую способность примерно в четыре раза выше, чем новый космический телескоп JWST (James Webb Space Telescope), который должен сменить на орбите "ветерана космической астрономии" - телескоп Хаббла.

1. Луна

NASA собирается раскрыть тайну лунных магнитных спиралей

4 июля 2006 г.

Лунные магнитные спирали - это странные светлые вихреобразные структуры простираются на десятки километров. Все они совершенно плоские и обладают магнитными полями.

Одну из спиралей, Reiner Gamma, можно наблюдать в небольшой любительский телескоп. Она находится около западного берега Океана Бурь  и, на первый взгляд, напоминает деформированный кратер. Вскоре были найдены еще две спирали на обратной стороне Луны напротив Моря Дождей (Mare Imbrium) и Восточного Моря (Mare Orientale). В 1972 году было обнаружено магнитное поле спиралей - для каждой из них оно составляет несколько сотен нT (для сравнения магнитное поле Земли - 30 тыс. нT) и очень неоднородно.

Для объяснения возникновения магнитного поля спиралей была предложена следующая теория. Почти 4 млрд. лет тому назад Луна имела жидкое железное ядро и общее магнитное поле. Вполне возможно, что крупный астероид мог столкнуться с Луной. В результате столкновения поднялось облако из электрически заряженных частиц (плазмы) которое, стремительно распространяясь вокруг Луны, сдвигало силовые магнитные линии. Два противоположных потока плазмы должны были сойтись в точке на другой стороне Луны, расположенной непосредственно напротив эпицентра взрыва. В этой же точке сконцентрировались и магнитные силовые линии.

После того как ядро Луны остыло, общее магнитное поле спутника исчезло. Сохранились только самые сильные неоднородные участки.

Эта теория объясняет также и более светлый оттенок спиралей. Согласно некоторым исследователям, лунная пыль темнеет в результате длительного воздействия солнечного ветра. Возможно, спирали сохранили свой первоначальный цвет, поскольку их магнитные поля отклоняют солнечный ветер.

2. Марс

Предложена новая методика поиска жизни на Марсе

12 июля 2006 г.

Британские геологи предложили новый метод поиска жизни на Марсе. По мнению ученых, стеклообразный покров марсианских скал, аналогичный покрову скальных пород в пустынях Земли, может содержать вещества, свидетельствующие о наличии биологических процессов на Красной планете.

Геологам хорошо известно, что в течение очень длительного времени на скалах, - как правило, в пустынях, - формируется блестящее стеклообразное покрытие темного цвета, напоминающее слой лака. Причину появления этого покрытия ученые пытаются выяснить с середины девятнадцатого столетия.

Первым это явление исследовал, по просьбе Чарльза Дарвина, химик и геолог Берцелиус. Он считал, что темный цвет слоя обусловлен присутствием окиси марганца, и что любые следы жизни, найденной в лакообразном покрытии, являются продуктами жизнедеятельности микроорганизмов, обитающих в этом минерале.

"Если аналогичные кварцевые корки, эти своеобразные "окна в прошлое", будут обнаружены на скалах марсианских пустынь или в марсианских пещерах, - комментирует  Рэндэлл Перри, - тогда в них, скорее всего, можно будет найти признаки жизни, если она когда-либо существовала на этой планете".

3. Венера

Venus Express: новые факты из жизни Венеры

17 июля 2006 г.

Европейский зонд Venus Express продолжает передавать новые данные. Наблюдения за гигантской двойной воронкой в атмосфере Венеры показали, что эта структура намного сложнее, чем предполагалось ранее. Сделав несколько снимков "поперечного сечения" гигантской двойной воронки, ученые обнаружили, что ее форма изменяется по высоте. Фактически это две разные структуры, имеющие лишь внешнее сходство. Причины столь сильного изменения вихря по вертикали пока не выяснены. Возможно, эта тайна будет раскрыта после того, как исследователи построят точную трехмерную модель вихря.

Ультрафиолетовые изображения камеры VMC (Venus Monitoring Camera) показывают сложную морфологию облачного покрова с характерными очень тонкими, низко-контрастными полосами, возможно, обусловленными сильными ветрами. В облаках Венеры обнаружены также волнообразные структуры, вызванные, как предполагается, либо локальными изменениями температуры и давления, либо гравитационными силами.

Еще одной удивительной особенностью атмосферы Венеры являются так называемые "ультрафиолетовые поглотители". Они представляют собой области в верхних слоях облачного покрова, поглощающие почти половину всей солнечной энергии, получаемой планетой. Определить, какое вещество вызывает столь сильное поглощение, пока не удалось.

Ранее было известно, что облачный слой Венеры имеет толщину около 20 км и простирается до высоты 65 км от поверхности планеты. Первые наблюдения, сделанные затменным методом при помощи спектрометра SpicaV, показали, что на вечерней стороне непрозрачный облачный слой фактически достигает высоты 90 км, а слой более прозрачного тумана простирается до высоты 105 км.

Спектрометр SOIR определил содержание в атмосфере планеты тяжелой воды. Процентное отношение тяжелой воды к обычной воде позволяет оценить динамику водного баланса Венеры. На сегодняшний день в атмосфере содержится в виде пара количество воды, достаточное для того, чтобы покрыть всю поверхность планеты "океаном" в 3 см глубиной. Количество тяжелой воды свидетельствует о том, что в прошлом воды было значительно больше и гипотетический "океан" мог иметь глубину порядка нескольких сотен метров.

4. Сатурн

В кольцах Сатурна обнаружены нехарактерные структуры

11 июля 2006 г.

Серия новых изображений колец Сатурна, переданных космическим аппаратом Cassini, была собрана инженерами центра управления в небольшой фильм, в котором можно увидеть яркую дугу внутреннего края кольца G, разреженный пояс ледяной пыли шириной 7 тыс. км, простирающийся за кольцом F на 27 тыс. км, и двойную структуру кольца Е.

Cassini прошел сквозь так называему "щель Кассини" между кольцами F и G при выходе на орбиту Сатурна в конце июня 2004 года. Тогда же была обнаружена так называемая дуга кольца G, которая потом неоднократно наблюдалась на снимках, сделанных в 2005 году.

Новые изображения, сделанные зондом в плоскости кольца Е, выявили его двойную структуру. Плотность вещества минимальна в его центре и максимальна по краям кольца, на расстояниях 0,5 - 1 км от центра. Этот эффект можно объяснить тем, что частицы в кольце движутся по наклонным орбитам с небольшими углами. Подобное явление наблюдается в разреженном кольце Юпитера и в пылевых кольцах главного пояса астероидов.

Ученые предполагают, что такие траектории движения могут иметь место по двум причинам. По одной из них, частицы, извергаемые гейзерами Энцелада и попадающие на орбиту Сатурна, начинают движение, имея ограниченные скорости и, следовательно, ограниченные углы наклона орбит. По другой причине, частицы могли иметь большой диапазон наклонов орбит, но постепенно, в результате гравитационного взаимодействия, часть из них приблизилась к плоскости кольца, а другие рассеялись в пространстве. Будущие наблюдения и динамические модели позволят окончательно решить эту проблему.

Источник: CNews.ru

На спутнике Сатурна обнаружена область, похожая на земную

21 июля 2006 г.

На Титане - самом крупном спутнике планеты Сатурн - обнаружена область, похожая по геологической структуре на земную поверхность. Речь идет о регионе спутника, получившем название Занаду.

Впервые об этой области спутника ученые узнали благодаря данным с орбитального телескопа "Хаббл" в 1994 году. Однако фотографии, отснятые зондом Cassini 30 апреля, позволяют разглядеть детали поверхности Занаду, узкой полосой протянувшейся на 4,5 тысяч километров вдоль экватора Титана. По словам ученых из NASA, снимки демонстрируют "четкие следы того, что на Земле могло бы быть руслами рек", а также "холмы, дюны, долины". В Занаду также обнаружен кратер, появившийся в результате столкновения астероида со спутником, и горы, сопоставимые по размерам с Аппалачами.

"Мы можем только предполагать о происхождении этой таинственной необычной области, слишком далекой от нас, чтобы её можно было разглядеть с помощью телескопов, находящихся на Земле или в космосе", - рассказал ученый из Университета штата Аризона. По некоторым предположениям, местность могла сформироваться благодаря движению потоков жидкого метана.

Источник: NEWSru.com

На спутнике Сатурна обнаружены гигантские углеводородные озера

26 июля 2006 г.

Американские ученые обнаружили признаки существования гигантских углеводородных озер на спутнике Сатурна Титане. Скопление углеводородных озер у северного полюса Титана было заснято американской межпланетной автоматической станцией Cassini, когда она проходила в 950 км от поверхности спутника Сатурна. Исследователи обнаружили не менее 10 подобных озер диаметром от 10 до 100 км. Некоторые озера соединены каналами, в некоторых обнаружены течения. Часть озер высохла, однако те, в которых остается жидкость, скорее всего, наполнены смесью метана и этана.

Ранее сообщалось, что на Титане обнаружена область, похожая по геологической структуре на земную поверхность. По данным американских исследователей, речь шла об отдаленном и холодном регионе спутника, получившем название Занаду.

Титан всегда окутан облаками углеводородов, однако радар зонда Cassini может видеть сквозь туман, посылая радиосигнал к поверхности спутника.

Определены размеры камней на Титане

27 июля 2006 г.

Как известно, зонд Huygens 14 января 2005 г. совершил посадку на поверхность Титана. Изначально не предполагалось, что Huygens выдержит удар о поверхность (была, кстати, вероятность, что он опустится в озеро или море какой-нибудь углеводородной жидкости). Но Huygens пережил посадку и продолжил передачу информации на зонд Cassini для дальнейшей ее ретрансляции на Землю.

Как оказалось, из присланных Huygens'ом данных ученые смогли извлечь больше информации, чем планировалось ранее. В частности специалистам Европейского космического агентства удалось определить средний размер камней, лежащих рядом с местом посадки зонда. Это было сделано "косвенным методом", а именно по отражению радиосигнала от поверхности Титана в окрестностях лежащего на грунте зонда. Оказалось, что участок вокруг Huygens'а довольно ровный и по нему разбросаны камни размером от 5 до 10 см в поперечнике.

(по материалам Европейского космического агентства)

Испанский профессор с интересной фамилией изучает климат Титана

31 июля 2006 г.

Согласно последним научным данным, погода на Титане напоминает климат, который можно было наблюдать на Земле в доисторическую эпоху. О климате Титана рассказывают два исследования, опубликованные в журнале Nature. Одно из них основано на теоретических выкладках, а одно - на данных, полученных с зонда "Гюйгенс", опустившегося на поверхность спутника около 18 месяцев назад.

На фотографиях поверхности спутника можно видеть извилистые реки, ледяные глыбы, округлые тёмные образования, которые считают озёрами.

По данным исследовательской группы Рикардо Хуесо (Hueso) из университета del Pais Vasco в Бильбао, самые сильные бури на Титане отмечаются, когда "влажность" (концентрация метана) в средних слоях атмосферы достигает 80%, что вызывает восходящие потоки со скоростью не менее 45 миль в час. В результате этого процесса в атмосфере спутника возникает густая облачность. Большие дождевые капли из сжиженных углеводородов падают на Титан, обрушивая по три центнера осадков на квадратный метр поверхности в час.

В ближайшее время на Титане будет отмечаться жёлтый смог, шторм и небольшой дождь из жидкого метана с каплями сантиметрового размера. Температура - 179 градусов ниже нуля. Небо будет закрыто массивными кучевыми облаками.

Источник: Lenta.Ru

Железные дожди над коричневыми карликами

6 июля 2006 г.

Объекты, получившие название коричневых карликов, были открыты всего 11 лет назад. Поначалу астрономы даже не знали, к какой категории объектов их причислить: для звезд они маловаты и из-за недостатка массы на них не идет термоядерная реакция горения водорода, а для планет они наоборот слишком массивны. Так что они медленно в течение десятков миллионов лет остывают и тускнеют.

Однако, как оказалось, погода на коричневом карлике довольно экзотическая. На относительно молодых коричневых карликах, где температура поверхности составляет около 2000К, железо находится в газообразном виде. Но со временем коричневый карлик остывает, и атмосферное железо конденсируется с образованием железных облаков, из которых потом на поверхность коричневого карлика падают капли жидкого железа.

Раньше считалось, что коричневые карлики со временем становятся холоднее и свет их слабеет. Но потом выяснилось, что более старые и холодные коричневые карлики светят ярче, чем молодые и более теплые карлики. Астрономы считают, что этому явлению есть единственное объяснение: облака над коричневым карликом при выпадении железных дождей рассеиваются и свет, испускаемый звездой, кажется ярче.

(по материалам Space.com)

"Сестра" Земли находится совсем близко?

31 июля 2006 г.

Астрофизики из университета Колорадо, США, под руководством доктора Шона Раймонда создали компьютерную модель, позволяющую рассчитать вероятность обнаружения планет земного типа в соседних планетарных системах.

Моделирование было произведено для четырех звезд: 55 Рака, HD 38529, HD 37124 и HD 74156. По результатам исследования, в системе звезды 55 Рака может находиться стабильная каменно-скалистая планета с такой же массой и температурой, как у Земли, и обладающая всеми необходимыми условиями для существования земных форм жизни.

Вторая система, HD 38529, вероятно, имеет целый пояс из множества малых скалистых планет размером с Марс или несколько меньше - порядка 0,1 диаметра Земли. Более крупные объекты в данной системе оказываются нестабильны. Другие две звезды, как показывает моделирование, не обладают необходимыми условиями для формирования планет земного типа. Все планетные системы находятся в пределах 250 св. лет от Земли.

Для каждой из четырех систем исследователи провели 10 компьютерных моделирований, при которых в систему помещались небольшие эмбрионы планет (протопланеты), имеющие размеры Луны. Изменяя их начальную массу и положение, ученые наблюдали процесс развития протопланет в течение 100 млн. "виртуальных" лет. Моделирование проводилось при условиях, что планетные системы закрыты и орбиты планет-гигантов стабильны.

6. Поиск ВЦ

Найти инопланетян поможет 50-метровый пластиковый диск

10 июля 2006 г.

Ученые из Университета Колорадо советуют NASA отправить в космос гигантский "зонт", чтобы облегчить орбитальным телескопам поиск планет за пределами Солнечной системы. "Зонт", то есть пластиковый диск диаметром 50 метров, должен заслонять звезды, мешающие разглядеть свет более тусклых тел, расположенных по соседству с ними.

Диск, снабженный двигателями, собираются вывести на околосолнечную орбиту вместе с телескопом James Webb, который вскоре должен заменить Hubble. Инструмент и "зонт" будут разделять примерно 25 тысяч километров, чтобы при "искусственном затмении" оказывалась заслонена только сама звезда.

7. Вопросы физики

Стивен Хокинг переворачивает космологию вспять

5 июля 2006 г.

Известный британский физик Стивен Хокинг  совместно с сотрудником ЦЕРН Томасом Хертогом предложил радикально новый методологический принцип изучения Вселенной. Работа ученых опубликована в журнале Physical Review.

Вместо исследования эволюции Вселенной "снизу вверх", моделируя ее развитие от момента зарождения до нынешних времен и далее, они предложили использовать принцип "сверху вниз". Он предполагает постепенное распространение знаний о сегодняшнем моменте существования Вселенной назад во времени, к ее началу.

Новый подход отличается нетрадиционностью и новизной для космологии - так, Хокинг и Хертог признают, что Вселенная может не иметь одного-единственного начала и, соответственно, одной истории эволюции. Вместо этого у нее может быть множество начал и множество историй. Правда, "альтернативные истории", с точки зрения ученых, присутствуют лишь потенциально, поскольку "испарились" практически сразу же после Большого Взрыва.

По мысли авторов, новая теория способна помочь разрешить фундаментальную проблему теории струн, зачастую рассматриваемой в качестве наиболее перспективного аппарата для объяснений космологии из всех имеющихся у ученых сегодня. С ее точки зрения, возможно существование множества "параллельных" Вселенных с различными фундаментальными постоянными и даже с различной размерностью пространства-времени, что расходится с наблюдаемой нами реальностью, в которой имеется одна Вселенная и один, строго определенный, набор физических констант.

Источник: CNews.ru

Учёные исследуют состав нейтронных звёзд

11 июля 2006 г.

Многие учёные считают, что внутри нейтронных звезд под огромными давлениями возникают разные экзотические виды материи. Ранние теории предсказывали, что сверхмощное давление внутри звёзд может разрушать нейтроны и высвобождать кварки. Другие теории опровергали это утверждение и показывали, что давление способствует образованию конденсата Бозе-Эйнштейна. В этом квантовом состоянии индивидуальные свойства элементарных частиц размыты, и они все ведут себя как одна частица.

В принципе, различить из какой материи состоит космическое тело вполне возможно. Ведь и кварки и частицы конденсата Бозе-Эйнштейна могут сжиматься много сильнее, чем обычные нейтроны.

Подобное исследование провел Фериал Озел из Университета штата Аризона. Используя новые методики наблюдения за звёздами, учёный исследовал нейтронную звезду EXO 0748-676 и рассчитал, что ее масса и радиус соответствует тому, что звезда состоит только из обычных нейтронов

Источник: КомпьюЛента

Тайну темной энергии помогут раскрыть нейтрино?

31 июля 2006 г.

Концепция темной энергии была сформулирована в конце 1990-х годов астрономами, изучавшими вспышки сверхновых звезд типа 1a. Оказалась, что яркость этих звезд меньше ожидаемой. Согласно существующей теории, "дефицит яркости" вызван ускоренным расширением Вселенной, которое, в свою очередь, было объяснено действием темной энергии, природа которой все еще остается неизвестной. С тех пор телескопы во всем мире, в том числе и Большой телескоп (Very Large Telescope) в Сьерро-Паранал, Чили, использовались, чтобы исследовать излучение все большего количества сверхновых звезд.

Лоуренс Холл и его коллеги из университета Калифорнии в Беркли считают, что нейтринное излучение, возникающее при другом типе взрыва - коллапсе ядра сверхновой звезды, - может стать наиболее подходящим инструментом для изучения темной энергии.

Миллионы сверхновых звезд с коллапсом ядра за всю историю Вселенной должны были оставить обширный реликтовый нейтринный фон. Однако чрезвычайно большая проникающая способность этих частиц делает их обнаружение очень трудной задачей.

Тем не менее, следующее поколение детекторов нейтрино, такие, как подземный поглотитель Underground Nucleon Decay и нейтринная обсерватория Neutrino Observatory, будут приблизительно в 20 раз больше, чем японский Super-Kamiokande. Их резервуары будут содержать около миллиона тонн воды. Эти детекторы должны обладать достаточной чувствительностью для обнаружения фонового нейтринного излучения.

Спектр реликтового нейтринного излучения имеет важное значение для космологии, поскольку несет информацию о темпах расширения Вселенной в прошлом. Анализ нейтринного излучения может подтвердить теорию ускоренного расширения, не проясняя природу темной энергии, а может и коренным образом изменить основные принципы современной физики