ЗА ДЕКАБРЬ 2008 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Вопросы политики

Глава NASA был потрясен критикой в свой адрес

12 декабря 2008 г.

Глава NASA Майкл Гриффин ответил на обвинения в свой адрес, появившиеся в газете Orlando Sentinel. Издание опубликовало письмо Гриффина, в котором он отрицает, что космическое агентство не желает взаимодействовать с администрацией Барака Обамы.

Статья, в которой действия Гриффина были подвержены резкой критике, появилась в газете 10 декабря. Ее автор Роберт Блок утверждал, что Гриффин обвинял ту часть администрации, которая занимается космическими программами, в некомпетентности. Ссылаясь на анонимные источники, Блок написал, что все сотрудники NASA обязаны информировать свое начальство о переговорах с членами команды Обамы. Кроме того, Гриффин, якобы, выпустил указания, как именно следует общаться с администрацией и что отвечать на вопросы.

В письме, опубликованном в Orlando Sentinel 11 декабря, Гриффин назвал заметку Блока "попросту неверной" и заявил, что "потрясен" обвинениями в запугивании работающих в NASA людей. Глава агентства отметил, что в распространенном циркуляре сотрудникам агентства было предписано делать все возможное для "движения вперед" и отвечать на вопросы членов команды быстро, открыто и точно.

Гриффин подчеркнул, что NASA оказывает всяческое содействие администрации, и с середины ноября агентство предоставило 414 документов и 185 отчетов, запрошенных командой Обамы.

Отношения между Гриффином и американскими чиновниками были непростыми с самого начала их общения. Так, в 2005 году после долгой борьбы глава американского космического агентства добился, чтобы NASA было разрешено сотрудничать с Роскосмосом (возможности взаимодействия были сильно ограничены Актом о нераспространении ядерного оружия, принятым Конгрессом в 2000 году).

Глава NASA последовательно выступал за прекращение полетов шаттлов и развитие программы "Созвездие" (Constellation) по разработке новых ракет-носителей и космических кораблей, которые должны доставить астронавтов на Луну и в перспективе на Марс. Эти планы, требующие больших вложений, неоднократно подвергались критике со стороны политических деятелей. В последнее время в связи с финансовым кризисом скептиков стало больше.

Источник: Lenta.Ru

Белый дом отказался сотрудничать с Китаем в космосе

23 декабря 2008 г.

Администрация действующего президента США Джорджа Буша отказала NASA в просьбе организовать совместную американо-китайскую космическую миссию. О решении, принятом в Белом доме, рассказал глава американского космического агентства Майкл Гриффин. Формальным основанием для отказа послужило систематическое нарушение прав человека в Китае и участие Поднебесной в незаконной торговле оружием.

Проект сотрудничества NASA с Китайским космическим агентством предполагал совместные операции на шаттлах и МКС, а также совместную разработку некоторых научных проектов. В частности, речь шла о доставке на МКС Магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer - AMS). Этот прибор для поиска холодной темной материи и антиматерии, вероятно, будет доставлен на космическую станцию во время последнего полета шаттла, намеченного на 2010 год.

Источник: Lenta.Ru

NASA опровергло обвинения в отказе Белого дома сотрудничать с Китаем в космосе

25 декабря 2008 г.

Американское космическое агентство опубликовало заявление, в котором опровергло информацию о нежелании Белого дома одобрить создание совместной с Китаем космической миссии. Статья, в которой эти слова были приписаны главе NASA Майклу Гриффину, вышла 21 декабря 2008 года в газете Aviation Week & Space Technology. Полный текст опровержения опубликован на сайте агентства.

В заявлении подчеркивается, что NASA никогда не обращалась к администрации Джорджа Буша с предложением об организации американо-китайской миссии. Отмечается, что Белый дом всегда поддерживал "продуманное и осторожное установление отношений между NASA и Китайским космическим агентством (CNSA)". Как результат этой поддержки, представители космических агентств обеих стран провели переговоры о возможном сотрудничестве в начале 2008 года.

2. Коммерциализация космоса

NASA продлило контракт с Роскосмосом

3 декабря 2008 г.

Между Роскосмосом и NASA подписано дополнение к договору на доставку экипажа и грузов на МКС в 2011 и 2012 году. Контракт включает как предполетную подготовку американских членов экипажа, так и собственно их отправку на орбиту с последующим возвращением кораблями "Союз".

Два корабля должны будут стартовать в конце 2011 года, причем часть их груза составят необходимые для работы материалы и оборудование. Весной 2012 года "Союзы" вернутся обратно, забрав как часть экипажа, так и накопившиеся на станции отходы. Стоимость двух рейсов с подготовкой и полной поддержкой со стороны Роскосмоса - 141 миллион долларов США.

В 2010 году NASA планирует отказаться от полетов собственных шаттлов и перейти не раньше 2014 года на новый корабль многоразового использования "Орион". В промежутке между этими двумя событиями российские "Союзы" останутся единственным средством доставки людей и грузов на МКС. NASA, согласно подписанному документу, может также использовать "Союзы" и для выполнения своих собственных обязательств перед другими партнерами по МКС.

На частный космический корабль нашлись покупатели

16 декабря 2008 г.

У частной компании Space Exploration Technologies (SpaceX), специализирующейся на разработке космических кораблей и ракет-носителей, появились первые покупатели, заинтересованные в небольших космических кораблях DragonLab.

Космические корабли Dragon и ракеты-носители Falcon, которые также разрабатываются в компании SpaceX, должны заменить шаттлы, последняя миссия которых намечена на 2011 год. Кроме того, именно с помощью частных фирм NASA собирается доставлять на МКС грузы в ближайшем будущем. Астронавты будут добираться до космической станции на приобретенных у России "Союзах", а вот от российских грузовых кораблей американское космическое агентство отказалось.

3. Новости МКС

Цифровой "Прогресс" пристыковался к МКС

1 декабря 2008 г.

Российский грузовой корабль "Прогресс М-01М" пристыковался к МКС в ручном режиме. Стыковкой управлял с борта МКС российский космонавт Юрий Лончаков. "Прогресс М-01М", отличительной особенностью которого является цифровая, а не аналоговая система управления, привез на станцию 2,5 тонны различных грузов.

Первый полет новой модификации аппарата не обошелся без происшествий: после выведения на орбиту одна из антенн системы сближения корабля раскрылась в рабочее положение с некоторой задержкой. Эта неполадка не представляла никакой угрозы для миссии "Прогресса".

Грузовой корабль "Прогресс М-65" затоплен в Тихом океане

8 декабря 2008 г.

Грузовой космический корабль "Прогресс М-65", выработавший свой ресурс, затоплен в несудоходном районе Тихого океана. В 11:02 7 декабря, грузовик с отработавшим оборудованием и отходами жизнедеятельности космонавтов получил команду из ЦУПа на сход с орбиты и вход в плотные слои атмосферы Земли. В 11:49 несгоревшие элементы конструкции "Прогресса" приводнились на так называемом "кладбище космических кораблей" приблизительно в 3000 rv к востоку от Новой Зеландии.

Напомним, что "Прогресс М-65" был запущен в космос 10 сентября. 17 сентября "Прогресс М-65" отстыковался от станции и отправился в автономный полет. За это время на его борту была проведена серия геофизических экспериментов в интересах Минобороны РФ.

Источник: Lenta.Ru

Космонавты МКС вышли в открытый космос

23 декабря 2008 г.

Американский астронавт Майкл Финк и россиянин Юрий Лончаков, находящиеся на МКС, начали выход в открытый космос. Выход начался с 37-минутным опозданием, так как космонавтам потребовалось дополнительное время, чтобы выравнять давление в шлюзовом отсеке. Запланированная длительность пребывания космонавтов за пределами станции - 6 часов 10 минут.

Финку и Лончакову предстоит установить на станции зонд для измерения электромагнитных полей вокруг МКС и специальную аппаратуру для изучения влияния открытого космоса на образцы биологических материалов. Российский космонавт также проверит работоспособность механических наручных часов в условиях открытого космоса - эксперимент будет проведен в рамках коммерческого контракта с их производителем.

Из-за неполадок с кабелем питания космонавтам не удалось запустить работу европейского аппарата EXPOSE-R, предназначенного для изучения воздействия космического излучения на живые организмы.

По словам представителей американского космического агентства, выход в целом можно считать успешным. Так, космонавтам удалось выполнить основную задачу выхода - установить детектор "Ленгмюра" для наблюдения за магнитными полями вокруг российского сегмента МКС.

Исследователи предполагают, что повышенная активность этих полей может приводить к возникновению дуговых разрядов, на которые возложена ответственность за неправильное функционирование пироболтов. Именно это стало причиной жесткой посадки спускаемой капсулы корабля "Союза ТМА-11".

4. И смех и грех

Казахстан окончательно потерял свой единственный спутник

2 декабря 2008 г.

Первый и пока единственный казахский спутник KazSat-1, связь с которым прервалась в июне 2008 года, потерян окончательно. Об этом заявил глава Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев. По его словам, в ночь на 26 ноября KazSat-1 полностью утратил работоспособность и не отвечает ни на какие команды. "Все, он не работоспособен", - резюмирован Мусабаев.

Как сообщалось ранее, 8 июня у спутника вышла из строя бортовая цифровая вычислительная система. Он прервал работу и не реагировал на сигналы из центра управления с Земли.

KazSat-1 был запущен на орбиту в июне 2006 года. Спустя несколько месяцев началась его коммерческая эксплуатация, на спутник были переведены сети телевещания и интернет-коммуникации.

Запуск второго казахского спутника, как сообщалось ранее, запланирован на осень 2009 года. В начале ноября 2008 года председатель Национального космического агентства, которого цитировало агентство "Казинформ", сообщил, что работы по изготовлению KazSat-2 выполнены более чем на 60 процентов.

5. «Утилизация»

На Байконуре взрывают секретное оборудование

8 декабря 2008 г.

Военные уничтожают пиротехнические устройства и оборудование, срок эксплуатации которых истек, на специальном полигоне, расположенном в восьми километрах от города Байконур, рядом с измерительным пунктом "Сатурн". Подобные работы проводятся на Байконуре ежегодно. Однако в 2008 году в связи с расформированием штаба частей Космических войск, дислоцированных на космодроме, производится уничтожение всего оборудование и взрывчатых веществ, которые хранились на военных складах.

6. ГЛОНАСС

На Байконуре состоялся последний старт 2008 года

25 декабря 2008 г.

Российская ракета-носитель "Протон-М" с тремя навигационными спутниками системы ГЛОНАСС  успешно стартовала с космодрома Байконур, ознаменовав окончание "космического" 2008 года.

На тестирование аппаратов уйдет один-два месяца, после чего они начнут полноценно функционировать. Срок службы аппаратов составляет семь лет.

7. Шаттлы

Шаттл "Индевор" приземлился в Калифорнии

1 декабря 2008 г.

В 16:25 воскресенья по восточному поясному времени (0:25 понедельника по московскому) шаттл "Индевор" совершил посадку на базе BBC "Эдвардс" в штате Калифорния.  Посадка на космодроме на мысе Канаверал во Флориде была невозможна из-за погодных условий. На борту "Индевора" находится экипаж из семи человек - шестеро астронавтов и член 17-й и 18-й экспедиции Грегори Шэметофф, который провел на МКС почти полгода. На станции его сменила Сандра Магнус.

Вместе с астронавтами на землю вернулись два паука, отправленные на МКС в рамках студенческого эксперимента по изучению процесса плетения паутины в невесомости. Один из пауков ненадолго "потерялся" на станции, после чего выяснилось, что он отказывался выходить из коробки в связи с плохим самочувствием. Между тем второй паук, адаптировавшись к необычным условиям, сумел создать относительно симметричную паутину.

Шаттл "Индевор" доставлен во Флориду

15 декабря 2008 г.

Шаттл "Индевор", закрепленный на переоборудованном самолете "Боинг-747", благополучно приземлился во Флориде. Космический челнок доставлен в космический центр Кеннеди для дальнейшей подготовки к следующему полету.

Корабль, возвращающийся из экспедиции к МКС, пришлось сажать в Калифорнии из-за непогоды на основной посадочной полосе во Флориде. Для того, чтобы вернуть "Индевор" на базу, потребовался специально переоборудованный самолет, на фюзеляже которого и разместился шаттл. Операция стоимостью в 1,8 миллиона долларов прошла без происшествий.

В космическом центре Кеннеди специалисты проведут подготовку "Индевора" к следующей миссии, которая намечена на 12 февраля 2009 года.

Источник: Lenta.Ru

8. Космический телескоп «Хаббл»

Шаттл полетит к телескопу "Хаббл" 12 мая

8 декабря 2008 г.

Назначено время старта ремонтной миссии к находящемуся в аварийном состоянии телескопу "Хаббл". 12 мая с мыса Канаверал в штате Флорида должен стартовать челнок "Атлантис" с шестью астронавтами на борту. Экипаж предпримет пять выходов в открытый космос для замены вышедшего из строя оборудования.

Сейчас телескоп "Хаббл" управляется резервным компьютером, а на его борту отказала большая часть оборудования. Экипаж заменит компьютер, камеру для обзоров, спектрограф и установит новую теплоизоляцию вместе со специальным захватом для последующего обслуживания телескопа.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Марсианские зонды

NASA прекратило попытки установить связь с "Фениксом"

3 декабря 2008 г.

Инженеры NASA объявили о том, что расположенные на марсианской орбите спутники прекращают попытки поймать сигнал с аппарата "Феникс". Отчасти это решение связано с неудачным для астрономов положением планет, Марс и Земля сейчас разделены Солнцем. Но основной причиной, по сообщению NASA, является похолодание в приполярном районе.

Спускаемый аппарат "Феникс", оснащенный ковшом для взятия образцов грунта и набором научных инструментов для его анализа, был рассчитан на три месяца работы. Как и в случае с марсоходами Spirit и Opportunity, этот срок был превышен. Но в начале ноября слабеющий с наступлением зимы свет Солнца перестал давать достаточно энергии для солнечных батарей аппарата, и "Феникс" передал на Землю последние биты информации. 10 ноября миссия "Феникса" была признана успешно завершенной: специалисты NASA справились с рядом возникших после посадки неполадок и смогли получить воду из образцов марсианского грунта.

Также со 2 декабря уходит в спящий режим марсоход Spirit, столкнувшийся с аналогичной проблемой снижения мощности солнечных батарей. Запорошенные пыльной бурей, его фотоэлементы перестали выдавать достаточный ток - но в отличие от "Феникса" это отключение носит, как надеются специалисты NASA, временный характер.

Источник: Lenta.Ru

NASA завершило миссию марсианского орбитального зонда

12 декабря 2008 г.

Американское космическое агентство объявило о завершении основной части миссии зонда Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). По словам инженеров, за два года своей работы аппарат передал на Землю 73 терабита  научной информации о Марсе. Это больше, чем собрали все предыдущие американские миссии вместе взятые.

MRO, разработанный компанией Lockheed Martin, был запущен 12 августа 2005 года. Стоимость разработки аппарата составила 720 миллионов долларов. В ноябре 2006 года он вышел на расчетную орбиту на высоте нескольких сотен километров над марсианской поверхностью.

За два года работы аппарат получил большое количество высококачественных фотографий поверхности планеты. Около 1% Марса было картографировано с разрешением всего в несколько метров, около 40% - с разрешением несколько десятков метров. Кроме этого зонд занимался изучением минералогического состава марсианского грунта. Так, например, недавно аппарату удалось обнаружить на Красной планете значительные запасы льда.

По словам инженеров NASA, в настоящее время начинается новый этап работы зонда. Исследователи надеются, что аппарат "проживет" еще как минимум два года.

2. Космонавтику – в массы

На частный космический корабль нашлись покупатели

16 декабря 2008 г.

У частной компании Space Exploration Technologies (SpaceX), появились первые покупатели. Оба клиента заинтересованы в небольших космических кораблях DragonLab.  Небольшой аппарат предназначен для доставки на орбиту грузов и (в одной из модификаций) пассажиров. Кроме того, на борту DragonLab можно осуществлять различные эксперименты без участия людей. Корабль может оставаться на орбите до двух лет. После завершения работ DragonLab сможет сесть на Землю с помощью парашютов. Первые полеты корабля запланированы на 2010 и 2011 годы.

Создано азиатско-тихоокеанское космическое агентство

17 декабря 2008 г.

Страны Азии и Океании объявили о создании своего космического агентства. Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству (The Asia-Pacific Space Cooperation Organization - APSCO) официально начала свою работу во вторник, 16 декабря 2008 года. Штаб-квартира нового агентства будет располагаться в Пекине.

В состав организации вошли Иран, Пакистан, Китай, Бангладеш, Малайзия, Перу и Таиланд. Целью нового агентства является укрепление сотрудничества этих государств в космической сфере. На церемонии открытия присутствовали делегации из Шри Ланки, Филиппин и России.

Источник: Lenta.Ru

Крупнейший технический институт США присоединился к лунной гонке

19 декабря 2008 г.

В конкурсе, организованном при финансовой поддержке компании Google, примет участие команда из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology - MIT). Согласно опубликованной на сайте MIT информации, институт входит в команду, подавшую заявку еще год назад, но не раскрывавшую, где работают участники.

Наряду с ведущим техническим институтом страны в команде, получившей официальное название "Next Giant Leap" ("следующий гигантский скачок"), работают и частные авиакосмические компании. Среди них занимающаяся модульными спутниками MicroSat Systems и специализирующаяся на системах управления Draper Laboratory.

Для получения приза в двадцать миллионов долларов команде потребуется сконструировать аппарат, который сможет достичь поверхности Луны, мягко на нее приземлиться и высадить луноход, способный проехать не менее полукилометра. При этом также потребуется передать разнообразную информацию, включая панорамные фотографии и видео высокого разрешения.

Крайний срок, в течении которого компаниям с долей частного капитала не менее 90% предлагается осуществить лунную программу, указан довольно жестко. 31 декабря 2014 года - последний день, когда можно передать необходимые для выигрыша данные. Сможет ли кто-либо взять первый приз, будет ли востребован второй (команда, долетевшая и высадившая луноход после победителя и до крайнего срока получит пять миллионов) и окажет ли на лунную гонку влияние мировой финансовый кризис - покажет время.

Источник: Lenta.Ru

Первый частный космопорт получил лицензию на работу

19 декабря 2008 г.

Первый частный космопорт "Америка" (Spaceport America) получил лицензию на проведение коммерческих вертикальных и горизонтальных пусков летательных аппаратов. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте компании.

Лицензия была выдана Федеральным управлением гражданской авиации (Federal Aviation Administration - FAA) после инспекции космопорта, во время которой представители организации оценивали влияние строительства объекта на окружающую среду. Разрешение делает "Америку" первым коммерческим космопортом в мире.

Открытие объекта запланировано на 2010 год. В настоящее время на его территории ведется строительство необходимой для работы инфраструктуры.

Источник: Lenta.Ru

Состоялся первый полет коммерческого космического аппарата

22 декабря 2008 г.

В воскресенье, 21 декабря, состоялся первый испытательный полет самолета-носителя WhiteKnightTwo ("Белый Рыцарь 2"). Полет продлился около часа. До этого самолет взлетал несколько раз, однако не поднимался до своих "рабочих" высот.

"Рыцарь" разработан компанией Scaled Composites. У него два фюзеляжа, целиком выполненных из композитных материалов. Размах крыльев самолета составляет 43 метра, а масса - 13 тонн.

Основное назначение самолета - доставка космического корабля SpaceShipTwo на высоту около 15 километров. Там капсула отделяется и уже на своих твердотопливных двигателях поднимается на высоту около 100 километров. При этом пассажирам SpaceShipTwo в течение нескольких минут доведется испытать состояние невесомости, а также увидеть Землю из космоса.

Основным заказчиком "Рыцарей" является компания Virgin Galactic, принадлежащая известному британскому предпринимателю Ричарду Бренсону. Virgin Galactic планирует закупить пять самолетов, которые будут стартовать с космодрома "Америка", который в настоящее время строится в штате Нью-Мексико

.

Источник: Lenta.Ru

NASA выделило 3,5 миллиарда долларов на космический "частный извоз"

24 декабря 2008 г.

NASA подписало контракт на доставку грузов на МКС с двумя частными компаниями. Сумма контракта составила 3,5 миллиарда долларов, сообщает AFP. Транспортные услуги американскому космическому агентству предоставят SpaceX и OSC (Orbital Sciences Corporation).

Компания из Вирджинии OSC получит 1,9 миллиарда долларов и должна обеспечить восемь запусков грузовых космических кораблей. Калифорнийской SpaceX будет выделено 1,6 миллиарда на осуществление 12 запусков, первый из которых намечен на декабрь 2010 года. Грузовые корабли OSC начнут курсировать с октября 2011 года.

Корабли SpaceX и OSC будут доставлять на МКС научные приборы, детали, а также запасы воды и пищи. Минимальная масса груза, перевозимого частными космическими грузовиками, должен быть не меньше 20 тонн. На "обратном пути" корабли будут привозить на Землю отходы и ненужное оборудование.

После завершения миссии шаттлов в 2010 году, у NASA не останется собственных кораблей для доставки грузов на орбиту. До того, как будет закончено создание новых кораблей Orion и ракет-носителей Ares, астронавты будут попадать на МКС на российских "Союзах", соглашение о покупке которых было недавно подписано. От приобретения российских грузовых кораблей "Прогресс" NASA отказалось, уточнив, что намерено воспользоваться услугами частных компаний.

Если компании SpaceX и OSC выполнят свои обязательства, то их грузовики обеспечат от 40 до 70 процентов необходимых NASA перевозок с и на МКС. Часть грузов будут перевозить европейские и японские космические грузовики.

Источник: Lenta.Ru

Военный аэродром Шотландии предлагают превратить в частный космопорт

29 декабря 2008 г.

Шотландская национальная партия выступила с предложением использовать находящийся в графстве Мори аэродром королевских ВВС в качестве частного космопорта. Члены партии намерены в ближайшее время встретиться с министром науки Великобритания, чтобы обсудить эту возможность. Представители самой компании Virgin Glactic ранее отмечали, что они рассматривают аэродром в Мори в качестве возможного будущего космодрома.

1. Марс

На марсианских скалах ученые прочли историю климата планеты

5 декабря 2008 г.

Ученые NASA обнаружили на снимках кратера Беккерель выход на поверхность многочисленных слоев породы, зафиксировавших климатическую историю Марса. По толщине пластов астрономам удалось определить последовательность изменений климата планеты и связать их с вариациями оси вращения Марса.

Альфред МакЭван из университета Аризоны и один из авторов исследования, поясняет что несмотря на кажущуюся простоту, задача определения толщины слоев была бы невозможной без трехмерной реконструкции поверхности. Марс, лишенный массивного естественного спутника (Фобос и Деймос  слишком малы для стабилизации вращения планеты), периодически изменяет положение своей оси. Ось смещается по сложному закону, который, тем не менее, может быть описан в виде наложения нескольких циклов. Каждый десятый период заметно больше других (по амплитуде, величине отклонения оси от исходного положения) и это отношение запечатлелось в сформированных за несколько десятков миллионов лет осадочных породах. Причем, в отличие от Земли, марсианские породы не были подвержены действию воды и потому вариации в положении планеты зафиксировались особенно четко.

Источник: Lenta.Ru

Карбонаты указали на существование в прошлом щелочных океанов на Марсе

19 декабря 2008 г.

При помощи спектрометра CRISM марсианского зонда Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) ученым удалось обнаружить на Марсе залежи карбонатов (солей угольной кислоты).

Новое открытие проясняет геологическую историю Марса. Ранее считалось, что, перед тем как окончательно исчезнуть с поверхности планеты, водоемы на большей части Марса превратились в кислотные озера. Карбонаты, напротив, формируются при участии воды с достаточно низкой кислотностью. Обнаружение MRO отложений подобных карбонатов (в частности, карбоната магния) указывает на то, что не вся поверхность планеты прошла через "кислотную" фазу.

Последний факт представляет значительный интерес для ученых, поскольку позволяет надеяться на обнаружение на Марсе следов прошлой жизни (если таковая имелась). По мнению исследователей, вероятность сохранения останков в кислотной среде мала, в то время как щелочная или нейтральная вода должны были сохранить следы древних организмов.

Зонд Mars Reconnaissance Orbiter был запущен 12 августа 2005 года. Совсем недавно NASA объявило об официальном окончании основной части миссии зонда, однако работа аппарата не заканчивается. Инженеры надеются использовать MRO не только для получения научной информации, но и в качестве спутника связи для поддержания контакта с будущими космическими миссиями.

2. Юпитер

Притяжение Юпитера сделало льды Европы тоньше

11 декабря 2008 г.

Новые расчеты американского ученого Роберта Тайлера указывают на то, что льды юпитерианского спутника Европы могут быть значительно тоньше, чем считалось ранее.

Согласно современным теориям, которые подтверждаются данными, собранными космическими аппаратами, под толщей льда на Европе имеются водные океаны. Считается, что источником тепла, необходимого для поддержания глубинных слоев в жидком состоянии, является притяжение Юпитера. Гравитация массивного соседа заставляет каменное ядро спутника деформироваться. При этом в результате внутреннего трения высвобождается тепловая энергия.

Новые расчеты указывают на то, что деформация ядра является не основным источником тепла. Как оказалось, небольшой наклон оси вращения спутника приводит к тому, что под воздействием притяжения Юпитера в подледных океанах возникают сильные течения. Согласно результатам Тайлера, именно движение воды (и ее трение о лед и дно) является основным источником тепла.

По мнению ученых, новые данные увеличивают вероятность существования на спутнике Юпитера жизни. Дело в том, что от количества тепла, возникающего внутри Европы, зависит толщина ледяного покрова. Для возникновения живых организмов, чей метаболизм мог бы напоминать метаболизм обитателей Земли, необходимо наличие окисляющих веществ. Специалисты полагают, что подобные вещества могут образовываться на поверхности льда. Для поддержания жизни у соединений должна быть возможность попадать в океан. Если льды достаточно тонкие, то эти вещества могут проникать в воду через разломы.

3. Сатурн и его спутники

На Энцеладе обнаружили высокую тектоническую активность

16 декабря 2008 г.

Астрономы обнаружили на спутнике Сатурна Энцеладе высокую тектоническую активность. Ранее результаты подобной активности уже были известны ученым - это так называемые тигровые полосы. Они представляют собой разломы, через которые мощные гейзеры выбрасывают кристаллы льда в космическое пространство.

Используя данные, собранные аппаратом "Кассини", астрономам удалось установить, что внешний вид ледяного щита в полярных регионах постоянно меняется. По мнению специалистов, процессы, происходящие со щитом Энцелада в этих районах, больше всего напоминают активность в окрестности срединно-океанических хребтов на Земле. В этих регионах происходит постоянное образование новой земной коры из материала, "поставляемого" мантией.

На Титане обнаружены активные криовулканы

17 декабря 2008 г.

Космический аппарат "Кассини" получил данные, свидетельствующие в пользу гипотезы о наличии на поверхности спутника Сатурна Титана криовулканов. Согласно опубликованному NASA сообщению, сопоставление сделанных в 2006 и 2008 году при помощи радара изображений свидетельствует об активных геологических процессах на берегу метанового моря.

Криовулкан, извергающий вместо расплавленной магмы жидкий аммиак и метан, является одним из наиболее удачных объяснений ряда явлений в атмосфере Титана. Согласно расчетам ученых, из-за сравнительно слабого, в семь раз меньше земного, гравитационного поля, Титан должен был потерять значительную часть своей атмосферы. Но тот факт, что давление на поверхности в полтора раза выше земного, указывает на наличие внутреннего источника углеводородов (лишенная внутреннего источника атмосферных газов Луна давно лишилась атмосферы).

Другим альтернативным объяснением зафиксированных радарами изменений является соскальзывание ледяных пород на берегу из-за метановой смазки, вызвавшей смещение блоков под действием силы тяжести.

4. Солнце

Ученые объяснили причину высокой температуры солнечного ветра

29 декабря 2008 г.

Одним из самых сложных вопросов, касающихся физики Солнца, является разогрев солнечной короны. Дело в том, что температура верхнего слоя светила, называемого хромосферой, не превосходит 15 тысяч градусов по Цельсию. Спектральный анализ солнечного ветра показывает, что его температура может достигать нескольких миллионов градусов по Цельсию.

Одной из основных гипотез является следующая: разогрев верхних слоев обусловлен так называемыми альвеновскими волнами. Эти волны возникают в среде, которая ведет себя как жидкость или газ, и в которой присутствуют магнитные поля (плазма в окрестности Солнца является очень подходящим кандидатом). При определенных физических условиях энергия волн переходит в тепловую. По мнению ученых, именно это происходит в окрестности нашей звезды, и новые результаты являются очередным тому подтверждением.

Физикам при помощи датчиков, установленных на европейском спутнике SOHO удалось найти доказательства того, что за разогрев солнечного ветра несут ответственность так называемые альвеновские волны. В рамках исследования ученые измеряли температурные и динамические характеристики солнечного ветра на орбите Земли. Предполагая нормальное (максвеловское) распределение скоростей, а также определенный состав ветра (протоны и альфа-частицы), ученые смогли вычислить распределение плотностей, относительные скорости частиц, перпендикулярные и параллельные (относительно силовых линий поля) компоненты давления.

Источник: Lenta.Ru

Астрономы подтвердили наличие воды на экзопланете

11 декабря 2008 г.

Астрономам удалось подтвердить наличие воды на экзопланете HD 189733b.

Для определения состава атмосферы астрономы проводили анализ спектра отраженного излучения HD 189733b. Непосредственно наблюдать планету на подобном расстоянии пока не представляется возможным, поэтому для определения спектра ученые использовали косвенные методы. Астрономы сравнивали данные об инфракрасной части спектра излучения звезды, когда планета находилась перед ней (то есть ее излучение сливалось с излучением светила) и когда планета уходила за HD 189733 (то есть ученые наблюдали только излучение звезды). Все данные были собраны при помощи телескопа Spitzer. В результате исследователям удалось установить, что в излучении планеты присутствуют "отчетливые следы водяных паров".

Вода, метан и углекислый газ являются так называемыми биомаркерами, то есть признаками возможного наличия жизни. Четвертым маркером является кислород, однако до настоящего времени его следы ни на одной из экзопланет обнаружены не были.

Источник: Lenta.Ru

Астрономы научились определять точные размеры экзопланет

12 декабря 2008 г.

Команда астрономов разработала технологию, позволяющую с высокой точностью определять размеры планет, находящихся вне Солнечной системы. Технология основана на использовании так называемого транзитного метода, который используется для поиска экзопланет. Когда планета в процессе вращения проходит между звездой-"хозяином" и наблюдателем, на некоторое время яркость звезды уменьшается. Анализируя, как сильно гаснет звезда, ученые могут приблизительно установить размеры планеты. До настоящего времени возможности приборов не позволяли получить точные данные.

Исследователи, ведущим из которых был Джон Джонсон, смогли значительно увеличить точность измерений, используя новый тип детекторов. По словам авторов работы, чувствительность камеры, в которую встроены детекторы, позволяет "засечь" полет моли перед освещенным окном на расстоянии около 1600 километров.

Источник: Lenta.Ru

Астрономы разработали новый метод поиска обитаемых лун

15 декабря 2008 г.

Британский астроном Дэвид Киппинг разработал метод поиска небесных тел за пределами Солнечной системы. Используя современные методы наблюдения прохождения экзопланет мимо диска звезды (так называемый транзитный метод), ученый предлагает определять точную форму орбиты, и на основе ее отклонения от эллиптической делать вывод о наличии пригодных для жизни массивных спутников ("экзолун").

В своей работе Кипплинг обращает внимание на то, что в Солнечной системе многие спутники планет-гигантов имеют достаточную массу для поддержания атмосферы. Обнаружение жидкой воды на спутнике Сатурна Энцеладе и переоценка толщины ледяного слоя на обращающейся вокруг Юпитера Европе делает "экзолуны" особенно привлекательными для поиска жизни за пределами Солнечной системы.

Вместо того, чтобы пытаться непосредственно разглядеть "экзолуны", астроном предлагает измерять время прохождение планеты через диск звезды. Наличие массивного спутника неизбежно вызывает отклонения газового гиганта от идеальной эллиптической траектории и при достаточном числе наблюдений эти отклонения могут быть проанализированы для поиска потенциально обитаемых лун.

Согласно приводимым в статье расчетам, для обнаружения "экзолуны" с массой, близкой к земной, газового гиганта размерами с Нептун вполне достаточно существующих наземных телескопов.

Космический аппарат CoRoT позволил заглянуть в прошлое Солнца

24 декабря 2008 г.

При помощи космического аппарата CoRoT ученым удалось изучить процессы, происходящие на "молодой копии" Солнца - звезде COROT-Exo-2b, возраст которой составляет всего 500 миллионов лет. Наблюдения, выполненные космическим аппаратом CoRoT, позволили с высокой точностью проследить колебания интенсивности свечения звезды в течение 150 дней. Исследователи установили, что колебания могут достигать шести процентов от среднего значения с периодом 4,5 дня. Ученые полагают, что это связано с наличием вблизи звезды гигантской планеты, которая вращается вокруг планеты на расстоянии 4,2 миллионов километров.

Кроме этого, ученым удалось установить, что на данные колебания "накладываются" более длительные изменения с периодом 29 дней. Подобные циклы были замечены на Солнце во время периода максимальной активности его 11-летнего цикла (недавно завершился аномальный период минимума солнечной активности).

6. Поиск внеземных цивилизаций

В космос отправили фильм для инопланетян

15 декабря 2008 г.

Флоридская компания Deep Space Communications Network, занимающаяся отправкой произвольных сообщений в космос, при помощи передатчика, нацеленного на Альфу Центавра - ближайшую к Солнцу звезду - передала в эфир фильм "День, когда Земля остановилась" (The Day the Earth Stood Still).

О наличии экзопланет в системе Альфы Центавры астрономам пока неизвестно. Еще менее определенным является вопрос о наличии в системе настроенных на земной формат телевизоров.

7. Реликтовое излучение

Реликтовое излучения расскажет о родине комет

2 декабря 2008 г.

Ученые планируют использовать данные о реликтовом излучении для изучения облака Оорта, служащего источником комет с длинным периодом обращения.

Облако Оорта представляет собой регион Солнечной системы, расположенный  между 20 и 200 астрономическими единицами от Солнца. Он преимущественно заполнен телами, состоящими из льда и камня. Облако подразделяется на внешнее и внутреннее. Основной сложностью при его изучении является невозможность непосредственного наблюдения, поэтому ученым приходится судить о строении облака по косвенным данным и компьютерному моделированию.

Новая работа указывает, что подобными данными может служить информация о реликтовом излучении, оставшемся после Большого взрыва. По мнению исследователей, облако не имеет строго сферической формы (если бы это было так, то оно влияло бы на реликтовое излучение со всех сторон одинаково). Это связано с гравитационным воздействием близлежащих к Солнцу звезд. Анализ соседей Солнечной системы показал, что за свое время жизни Солнечная система несколько раз сближалась с соседями, подвергаясь их гравитационному воздействию. Исследователи полагают, что "следы" воздействия сохранились до сих пор.

Для сбора необходимой информации ученые планируют использовать орбитальный телескоп Планка, который Европейское космическое агентство планирует запустить в апреле 2009 года. Основной целью телескопа является именно изучение реликтового излучения.

8. Вопросы физики

Физики придумали новый способ поиска темной материи

15 декабря 2008 г.

Ученые из нескольких американских институтов разработали детектор частиц темной материи, который, по словам авторов, намного превосходит существующие приборы по эффективности.

Считается, что основным частицами, составляющими темную материю, являются вимпы (слабовзаимодействующие массивные частицы; термин пока не устоялся в русскоязычной литературе и образован от английской аббревиатуры WIMP — Weakly Interacting Massive Particle). Вимпы можно фиксировать непосредственно, используя специальные детекторы. Обычно они находятся на значительной глубине: земля поглощает большую часть частиц "обычной" материи, которые создают сильный фон.

Детектор должен фиксировать вспышки света, возникающие при столкновении вимпов с другими частицами. Фотоэлектронные умножители позволяют многократно усилить слабый сигнал и "засечь" одиночное столкновение.

Несмотря на защитный "земляной" экран, детекторы фиксируют значительно больше столкновений с участием "обычных" частиц, чем столкновений, в которые вовлечены вимпы. На одно столкновение вимпа приходится в среднем 1х1019 "обычных" столкновений. Авторы данного исследования утверждают, что им удалось преодолеть эту трудность. Новый детектор является комбинацией двух типов детекторов. Один регистрирует столкновения между нейтронами (частицы, "ответственные" за большую часть фона), а другой - столкновения, в которых участвуют частицы темной материи. В том случае, если столкновение регистрируется одновременно двумя детекторами - скорее всего, это "неинтересное" событие. Если же нейтронный детектор молчит, а второй детектор регистрирует вспышку - велика вероятность, что она вызвана присутствием вимпа. (комментарий редакции сайта: вероятно, здесь имелись в виду не нейтроны, а нейтрино – такие вот грамотные люди у нас в редакциях)