ЗА МАЙ 2008 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Космос и политика

Использует ли Россия выгодный шанс?

15 мая 2008 г.

В период 2003-2005 годов, когда после катастрофы шаттла «Колумбия» был введен запрет на запуски шаттлов, Россия оставалась монополистом в пилотируемых запусках и в запусках к МКС. Но, увы, из-за политики Коптева (рецидивы которой сохранялись и после его отставки в 2004 году) этот шанс не был использован, чтобы обеспечить монополию России в космосе. Теперь выгодная ситуация вновь возобновилась. Газета «Известия» пишет: пишет:

«США на несколько лет окажутся без собственных космических аппаратов и будут в этот промежуток времени вынуждены просить РФ об использовании пилотируемых космических кораблей «Союз» для доставки американских астронавтов на МКС и, возможно, беспилотных грузовых аппаратов «Прогресс» для транспортировки американских грузов, говорится в докладе конгресса США.

В нем содержится напоминание о планах США по списанию и прекращению полетов американских шаттлов в космос в 2010 году, из-за чего американская космонавтика временно лишится возможности доставлять своих астронавтов и грузы на МКС.

Авторы доклада при этом предупреждают, что в апрельском запросе администрации речь шла только о разрешении для оплаты услуг кораблей «Союз» и что доставка американских грузов на МКС будет зависеть от того, смогут ли быть реализованы несколько разрабатываемых сейчас в США и других странах коммерческих проектов по созданию новых космических грузовых аппаратов.

США «может потребоваться определенное использование российского корабля “Прогресс” для транспортировки американского оборудования и грузов на МКС», предупреждают составители доклада, подчеркивая, что в этом случае конгрессу США тоже придется принимать еще одну разрешительную поправку.

Необходимость принятия таких поправок вызвана существованием в США законов, запрещающих американскому правительству заключать контракты со странами, в отношении которых остаются вопросы соблюдения ими требований о нераспространении в Иран, Сирию и Северную Корею.»

Следует при этом отметить принципиальное различие нынешней ситуации и тогдашней. Тогда причиной российской монополии были проблемы американской космонавтики. Сегодня же причина противоположная – США переходят на технику нового поколения, а Россия доживает на технике 1960-х годов. Это делает еще более актуальной постановку вопроса о том, чтобы использовать ситуацию для того, чтобы взять американских «партнеров» за горло и взять в свои руки контроль над МКС. Будет ли у руководства России политическая воля использовать этот шанс? Для этого нужна другая власть.

Источник – element114.narod.ru

Доступная космонавтика: для всех или только для Абрамовича?

15 мая 2008 г.

«Личная яхта, самолет, футбольный клуб — это уже не те ориентиры, на которые должен равняться уважающий себя современный миллиардер типа Абрамовича. Вот собственный космический корабль для полетов на МКС — другое дело. На днях о возможной продаже целого корабля “Союз” в частные руки заявил не кто иной, как статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов. “Если кто-нибудь изъявит такое желание, Роскосмос эту идею поддержит”, — отметил чиновник. . По его словам, положительное решение о передаче “Союза” в частные руки будет принято только в том случае, если этот коммерческий проект не повредит основной программе МКС.

Источник – «Московский комсомолец»

2. Будни российской космонавтики

"Прогресс М-64" повез на МКС одноглазых улиток

15 мая 2008 г.

Российский грузовой космический корабль "Прогресс М-64" в 00:23 15 мая по московскому времени стартовал к МКС.  На орбиту "космический грузовик" доставит ракета-носитель "Союз-У". Стыковка "Прогресса" с МКС намечена на 01:37 субботы.

Корабль доставит на МКС топливо для поддержания необходимой высоты орбиты полета станции, свежие и сублимированные продукты питания, воду для работающих на станции российских космонавтов Сергея Волкова и Олега Кононенко и астронавта НАСА Гаррета Рейсмана, а также скафандр "Сокол КВ-2".

Кроме того, на МКС отправлены 90 особей виноградных улиток, у которых на Земле было удалено по одному усику с глазом. Как рассказали представители Института медико-биологических проблем (ИМБП), на улитках будут поставлены эксперименты по изучению функций регенерации глазных яблок и органов равновесия в условиях невесомости.

Улитки вернутся на Землю в октябре на корабле "Союз ТМА-12" с экипажем 17-й экспедиции - Сергеем Волковым и Олегом Кононенко, которые прилетели на станцию в апреле 2008 года.

Источник: Lenta.Ru

Официально названа причина баллистического спуска "Союза ТМА-11"

21 мая 2008 г.

Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов назвал причиной баллистического спуска "Союза ТМА-11" несвоевременное разделение отсеков корабля.

"Причина известна. Приборно-агрегатный отсек не отделился от спускаемого аппарата в то самое время, когда ему полагалось это сделать по командам бортового вычислительного комплекса. Это явилось причиной баллистического спуска", – сказал журналистам Краснов. Он подчеркнул, что баллистический спуск – это штатный режим возвращения с орбиты.

19 апреля спускаемый аппарат "Союза ТМА-11" перешел из управляемого скользящего режима, в котором должен проходить спуск, в баллистический режим. Юрий Маленченко, Пегги Уитсон и Йи Сойон испытали перегрузки в 8-9 g вместо 3-4 g, однако никто не пострадал.

Спускаемый аппарат "Союз ТМА-10" в октябре 2007 года также спустился по баллистической траектории. Специальная комиссия установила, что причиной баллистического спуска стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой "Союза".

3. Исчерпание ресурса МКС

Вышел из строя единственный туалет на МКС

28 мая 2008 г.

Единственный туалет на МКС вышел их строя. До прибытия шаттла «Дискавери» экипажу придется пользоваться временной системой.

Представители НАСА рассказали, что туалет сломался на прошлой неделе. Сначала отказал вентилятор двигателя. После этого часть оборудования, отвечающая за сбор жидкости, работала с перебоями. Остальное оборудование пока функционирует нормально. Российские специалисты, которые разрабатывали систему, пока не могут назвать причину неполадок. Некоторое время экипажу из трех человек пришлось пользоваться туалетом, установленным в спускаемой капсуле космического корабля «Союз». Однако у него весьма ограниченный ресурс, поэтому космонавты соорудили временную систему и подсоединили ее к сломанному туалету.

Источник: РИА «Новости»

4. Развитие МКС

На МКС отправится гигантская японская лаборатория

29 мая 2008 г.

Япония готовится отправить к МКС очередной фрагмент модуля, который, вероятно, станет самым крупным научным блоком МКС: второй из трёх фрагментов лаборатории "Кибо", которая в смонтированном виде будет иметь размеры школьного автобуса, отправится на борту шаттла "Дискавери".

У "Кибо" будет собственный люк для выхода в открытый космос и два разноразмерных манипулятора для монтажа внешнего оборудования. В марте 2008 года на орбиту уже были доставлены часть оборудования и склад "Кибо"; в ходе ближайшей экспедиции на МКС доставят корпус самой лаборатории и больший из двух манипуляторов и начнут их монтаж, для чего потребуется не менее трёх выходов в открытый космос.

5. Шаттлы

NASA отложило запуск "Атлантиса" и "Индевора"

23 мая 2008 г.

NASA отложило запуск шаттлов "Атлантис" и "Индевор" в связи с задержкой поставки необходимого оборудования и проведением дополнительной подготовки к полетам. Старт "Атлантиса", который должен был отправиться к космическому телескопу "Хаббл" 28 августа, перенесен на 8 октября, а дата полета "Индевора" к МКС смещена с 16 октября на 10 ноября.

1. Зонд «Феникс» высадился на Марсе

Американский зонд Phoenix совершил посадку на Марсе

26 мая 2008 г.

Американский космический зонд Phoenix передал на Землю первый фотоснимок с поверхности Марса.  Phoenix совершил посадку в районе северного полюса Марса в 3:57 понедельника по московскому времени. Несмотря на то, что на этапе снижения у зонда возникли технические проблемы, и на поверхности Марса он оказался на 15 минут раньше запланированного срока, посадка прошла в штатном режиме.

После того, как зонд подал радиосигнал об успешном достижении поверхности, связь с ним была прервана на два часа - за это время Phoenix развернул солнечные батареи. Сигналом о завершении этого этапа стала отправка на Землю первого фотоснимка.

Phoenix отправился к Марсу 8 августа 2007 года и, как и было запланировано, сел в районе северного полюса. Посадка зонда, стартовавшего с Земли 4 августа 2007 года, впервые в истории марсианских миссий проводилась при помощи парашюта и тормозных двигателей.

Ожидается, что зонд будет работать на Марсе, отсылая информацию на Землю, три месяца. За это время зонду предстоит провести при помощи бура взять пробы грунта. Предполагается, что встроенная лаборатория Phoenix нагреет взятую пробу грунта и проанализирует выделяющиеся при этой процедуре газы. Также зонд займется сбором данных об атмосфере планеты и метеоявлениях и сделает стереофотографии поверхности Марса.

Зонд "Феникс" перестал принимать команды с Земли

28 мая 2008 г.

Передача управляющих команд с Земли на зонд "Феникс" прервалась из-за отключения УВЧ-передатчика зонда Mars Reconnaissance Orbiter, сообщает Associated Press. Это заставит на сутки отложить развертывание защитного кожуха, ограничивающего подвижность манипулятора "Феникса".

Связь с "Фениксом" осуществляется при помощи двух космических аппаратов на орбите Марса. Mars Reconnaissance Orbiter до последнего времени ретранслировал на "Феникс" команды с Земли, а Mars Odyssey передает на Землю информацию, поступающую с поверхности планеты.

Фук Ли (Fuk Li), руководитель программы NASA по исследованию Марса, заявил, что автоматическое отключение передатчика является штатной процедурой. В данном случае оно, вероятно, вызвано космическими лучами.

Зонд "Феникс", 26 мая совершивший посадку вблизи северного полюса Марса, передал на Землю несколько десятков снимков поверхности планеты. Основные системы аппарата работают нормально, однако уже третий раз в его работе происходят сбои. По техническим причинам посадка была проведена на 15 минут раньше запланированного, хотя и прошла штатно. Затем после посадки зонда не полностью раскрывшийся защитный кожух ограничил подвижность манипулятора-траншеекопателя.

Зонд "Феникс" сделал фото поверхности Марса

28 мая 2008 г.

Американский зонд "Феникс", совершивший 26 мая посадку вблизи Северного полюса Марса, передал на землю еще несколько десятков снимков. По словам руководителей миссии, это свидетельствует об исправности большинства систем аппарата.

Поверхность планеты в районе приземления "Феникса" сравнительно ровная, раcсеченная трещинами. Трещины, вероятнее всего, возникли при сжатии и расширении подпочвенного льда.

Источник: Lenta.Ru

Зонд "Феникс" починил роботизированную "руку"

30 мая 2008 г.

Американский зонд "Феникс" сумел вернуть подвижность манипулятору, высвободив его из защитного кожуха, не раскрывшегося после посадки. Затем "Феникс" сфотографировал круговую панораму окружающего ландшафта, протестировал лазерное оборудование для изучения пыли и облаков и передал на Землю первую погодную сводку.

После серии тестов специалисты NASA намерены при помощи камеры, установленной на манипуляторе, осмотреть нижнюю часть зонда и поверхность планеты под ним. Затем манипулятор должен будет выкопать траншею в грунте и доставить для анализа образцы почв с разных глубин. Они будут исследованы на предмет химического состава и наличия воды.

Источник: Lenta.Ru

2. Альтернатива «Союзам» и «шаттлам»

Европа продемонстрировала макет пилотируемого космического аппарата

29 мая 2008 г.

Компания EADS Astrium продемонстрировала на Международной аэрокосмической выставке в Берлине макет пилотируемого космического корабля ATV Evolution. Появление у Европы собственного пилотируемого аппарата позволит уменьшить зависимость от России и Соединенных Штатов. Сейчас ЕС при доставке астронавтов и грузов на Международную космическую станцию вынужден полагаться на американские шаттлы и российские корабли "Союз".

Проект пилотируемого аппарата ATV Evolution представляет собой дальнейшее развитие программы ATV (Automated Transfer Vehicle), в рамках которой создавался первый европейский космический корабль "Жюль Верн".

Концепция ATV Evolution предполагает замену грузового отсека корабля "Жюль Верн" капсулой для экипажа.

В случае, если европейские власти одобрят проект разработки пилотируемого космического корабля, реализовываться он будет в два этапа. На первом планируется создать модификацию ATV, предназначенную для доставки габаритных грузов от МКС на Землю - сейчас такая возможность отсутствует. Подобный аппарат может быть запущен уже в 2013 году, а на его разработку потребуется порядка одного миллиарда евро. На создание пилотируемого корабля понадобятся уже два миллиарда евро, его запуск может быть осуществлен в 2017 году. За вывод ATV Evolution на орбиту, предположительно, будет отвечать ракета "Ариан-5".

3. Астрофизические исследования

На соседней звезде произошла рекордная вспышка

21 мая 2008 г.

На маленькой тусклой звезде EV Ящерицы, удаленной от нас всего на 16 световых лет, 25 апреля произошла самая яркая вспышка, когда-либо наблюдавшаяся на обычной звезде (за исключением Солнца). Вспышки на EV Ящерицы фиксировались и ранее, однако взрыв 25 апреля поставил рекорд по количеству высвободившейся энергии: тысячи обычных солнечных вспышек.

Первым вспышку зафиксировал детектор российского производства "Конус", установленный на спутнике NASA "Винд". Через две минуты рентгеновский телескоп спутника "Свифт" (оборудование которого, предназначенное в первую очередь для регистрации гамма-всплесков, хорошо подходит также и для изучения подобных событий) уловил излучение от вспышки и развернулся к ней.

Когда "Свифт" попытался исследовать вспышку с помощью оптического и ультрафиолетового телескопа, автоматика из соображений безопасности заблокировала этот инструмент: настолько ярким было излучение. В рентгеновском диапазоне звезда оставалась яркой в течение восьми часов. Если бы звезда была расположена удачней, вспышку в созвездии Ящерицы было бы видно невооруженным глазом.

EV Ящерицы является обычным красным карликом, масса ее в три разы меньше массы Солнца. Несмотря на то, что звезда расположена к нам очень близко, невооруженным глазом не видно: блеск слишком слаб. Небывалая мощность вспышки объясняется, скорее всего, молодостью звезды. EV Ящерицы в 15 раз моложе Солнца и вращается примерно в семь раз быстрее (оборот за четыре дня). Быстрое вращение создает более сильные магнитные поля, которые и отвечают за возникновение вспышек.

Источник: Lenta.Ru

Комиссия NASA составила список приоритетов финансирования астрофизических экспедиций

21 мая 2008 г.

Комиссия, состоящая из 15 экспертов NASA, составила список приоритетов финансирования космических астрофизических экспедиций, так как на полное финансирование их всех денег у агенства не хватает. Она рекомендовала вообще не выделять средств на работу зонда Gravity Probe B, который должен был проверить как и насколько Земля искривляет пространство-время вокруг неё. Начало этому проекту было положено ещё в 60-х годах прошлого века, а сам зонд был запущен в 2004 году.

Для выполнения поставленных задач аппарат был оборудован четырьмя сверхточными гироскопами, с помощью которых предполагалось исследовать два явления: геодезический эффект и захват системы отсчёта. Данные, поступающие с Gravity Probe B, однако, оказались очень неточными, в чём были повинны вспышки на Солнце, случившиеся в марте 2005 года. Помимо этого, в системе ориентации гироскопов аппарата произошёл сбой. Эти и другие проблемы практически не позволяли получать точную информацию с приборов аппарата.

Менеджеры экспедиции запросили у NASA дополнительные средства на работу с Gravity Probe B, однако, комиссия усомнилась в том, что им удастся достигнуть каких-либо успехов. В свою очередь, первое место по приоритету финансирования проекта досталось экспедиции SWIFT, которая изучает выбросы гамма-излучения.

Места в списке по приоритетам распределились так:

1. Swift

2. Chandra

3. Galex

4. Spitzer

5. WMAP

6. XMM-Newton

7. Integral

8. Rossi X-Ray Timing Explorer

9. Graviy Probe B

4. Космонавтику – в массы

Широкую общественность привлекают к поискам утерянного марсианского зонда

15 мая 2008 г.

Агентство NASA и сотрудники Университета Аризоны в Таксоне обратились к широкой общественности с призывом помочь в изучении снимков части поверхности Марса, где, предположительно, располагаются обломки зонда Mars Polar Lander, разбившегося в 1999 году. Снимки были сделаны аппаратом Mars Reconnaisance Orbiter с помощью камеры High Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE).

Изображения отличаются колоссальным разрешением; площадь каждого из 18 снимков, представленных публике, составляет 1,6 миллиарда пикселей. Стоит отметить, что эти фотографии покрывают лишь примерно половину той области поверхности Марса, где, по предположениям учёных, мог упасть Mars Polar Lander. Так что успех нынешнего предприятия не гарантирован вовсе. К тому же, каким бы высоким разрешение снимков ни было, останки зонда на них будут едва различимы - пятнышко размером в несколько пикселей.

Тим Паркер из Лаборатории реактивного движения NASA опубликовал брошюру с фотографиями мест посадки других марсианских аппаратов (и оставшихся после них мусора), выполненными камерой HiRISE. Эти снимки могут помочь в поисках обломков Mars Polar Lander.

5. Планы по исследованию астероидов

Канада запустит своего "охотника на астероиды"

7 мая 2008 г.

Канада собирается в 2009 году запустить в космос специализированный спутник, который будет выискивать "на дальних подступах" потенциально опасные для Земли астероиды, в том числе те, которые с поверхности планеты невозможно увидеть загодя.

Уже несколько раз астрономы без особой радости обнаруживали удаляющиеся от Земли астероиды, которые потенциально могли бы представлять угрозу для планеты, - и которые не были обнаружены заранее, несмотря на все усилия.

Теперь охоту на такие астероиды решено переместить в космос. Аппарат Near Earth Object Surveillance Satellite (NEOSSat) будет иметь довольно скромные габариты и массу всего 60 кг. Основным его компонентом станет телескоп с 15-сантиметровым зеркалом (у многих любительских телескопов зеркала имеют большие размеры), с помощью которого аппарат будет отслеживать потенциально опасные объекты.

Источник: КомпьюЛента

NASA высадит астронавтов на астероид

8 мая 2008 г.

В следующем месяце сотрудники двух центров NASA – Космического центра имени Джонсона и Исследовательского центра имени Эймса – опубликуют работу, в которой будет предложено отправить пилотируемую миссию к астероиду 2000 SG344.

Диаметр 2000 SG344 составляет около 40 метров, масса, по данным программы NASA по исследованию околоземных объектов – около 70 тысяч тонн. The Guardian приводит другую оценку – около миллиона тонн.

По данным газеты, инженеры предложат отправить корабль "Орион", который придет на замену шаттлам, в путешествие к астероиду и обратно – общей длительностью от трех до шести месяцев. Два астронавта проведут на поверхности астероида неделю-две.

Корабль предполагается отправить к 2000 SG344, когда тот в очередной раз приблизится к Земле. Поскольку гравитация астероида очень мала, "Орион" должен будет самостоятельно прикрепиться к нему – возможно, с помощью специальных якорей. Скорость движения астероида составляет около 45 тысяч километров в час, поэтому технически эта задача достаточно сложна.

1. Марс

Ученые нашли косвенные доказательства возможной жизни на Марсе

26 мая 2008 г.

Залежи кремния на Марсе, обнаруженные в 2007 году марсоходом "Спирит" в кратере Гусева, могут служить доказательством существования жизни на планете. Кремниевые залежи на Марсе образовались, когда горячий водяной пар или горячая вода просачивались сквозь поверхность планеты. "На земле в подобных гидротермальных отложениях обычно обнаруживаются следы жизни, и обычно залежи кремния содержат окаменевшие останки микроорганизмов", - рассказал один из авторов работы, профессор астробиологии в Университете Аризоны, Джек Фармер.

Найденные залежи кремния простираются на расстояние около 50 метров. Чистота породы составляет не менее 90 процентов. Один из соавторов работы, Стивен Рафф, утверждает, что для образования такого большого количества чистого кремния потребовалось очень много воды.

2. Венера

В атмосфере Венеры нашли гидроксил

16 мая 2008 г.

Зонд "Венус Экспресс" обнаружил в атмосфере Венеры молекулы гидроксила. Это первый случай обнаружения гидроксила на другой планете. Гидроксил (OH) отличается высокой реакционной способностью. Он встречается, например, в атмосфере Земли, причем играет в ней важную роль, очищая ее от многих загрязнителей.

Для его обнаружения на Венере пришлось развернуть зонд "Венус Экспресс" и направить его спектрометр VIRTIS (Visible and Infrared Thermal Imaging Spectrometer – тепловой спектрометр видимого и инфракрасного диапазона) так, чтобы тот смог проанализировать ночное свечение атмосферы  – очень слабое свечение верхних слоев, вызываемое происходящими в них процессами. Увидеть его можно только ночью, поскольку днем его затмевает значительно более яркий солнечный свет.

VIRTIS обнаружил две спектральные линии (1,44 микрометра и 2,80 микрометра), указывающие на наличие гидроксила в венерианской атмосфере на высоте около ста километров. Ранее в атмосферном свечении удалось выделить спектральные линии, соответствующие монооксиду азота и молекулярному кислороду (O2). Тремя основными составляющими верхних слоев атмосферы Венеры считаются водород, гидроксил и озон.

3. Сатурн

Пять месяцев на Сатурне бушует грозовая буря

4 мая 2008 г.

В южном полушарии Сатурна уже пятый месяц продолжается гроза, мощность разрядов которой в 10000 раз выше, нежели на Земле. Впервые эту бурю зафиксировали научные инструменты космического аппарата "Кассини". На сегодняшний день это самый продолжительный из всех зафиксированных на планете-гиганте шторм.

По словам Георга Фишера, член команды учёных, анализирующей данные, поступающие с "Кассини", подобные бури наблюдались на Сатурне в 2004 и 2006 годах, однако их продолжительность составляла всего около одного месяца. Он подчеркнул, что в течении последних двух лет подобных явлений на планете не наблюдалось.

"Кассини" впервые получил сигналы бури 27 ноября 2007 года, а запечатлеть её удалось 6 декабря прошлого года. Фишер говорит, что её интенсивность за пять месяцев несколько раз менялась. Эта буря, которую учёные окрестили "Драконом" происходит в регионе Сатурна, условно называемом "штормовой аллеей". Каждые несколько секунд буря испускает интенсивные радиоимпульсы, которые могут быть зафиксированы оборудованием "Кассини", даже когда он находится над обратной стороной планеты.

Источник: КомпьюЛента

В атмосфере Сатурна нашли колебания с пятнадцатилетним периодом

12 мая 2008 г.

В стратосфере Сатурна в районе экватора обнаружены колебательные изменения температуры и параметров ветра, имеющие период около 15 земных лет. Это примерно половина сатурнианского года. Аналогичные атмосферные колебания происходят и на Земле (с периодом в два года), и на Юпитере (с периодом около четырех земных лет).

NASA в своем пресс-релизе описывает наблюдаемое явление следующим образом. В изучаемом регионе атмосфера на различных высотах имеет различную температуру, причем горячие и холодные слои могут чередоваться. Разница температур заставляет ветер дуть то в одну сторону, то в другую. В итоге весь регион колеблется подобно волне.

Каждые сатурнианские полгода экватор и прилегающие области "меняются" температурами: горячий регион становится холодным, холодный – горячим.

Источник: Lenta.Ru

Астрономы нашли небесное тело нового типа

26 мая 2008 г.

Спутник COROT обнаружил две новых экзопланеты и один объект неизвестного до сих пор типа.  Две планеты – CoRoT-Exo-4b и CoRoT-Exo-5b – относятся к типу "горячих Юпитеров": газовых гигантов с высокой температурой и расширенной атмосферой. Они расположены близко к своим звездам и обращаются вокруг них соответственно за 9 дней и 4 дня.

Третий объект – CoRoT-Exo-3b – представляет собой нечто среднее между планетой и коричневым карликом – звездоподобным объектом, в недрах которого не идет термоядерный синтез. Масса небесного тела оценивается примерно в 20 масс Юпитера, радиус – примерно в 0,8 радиуса Юпитера. Таким образом, CoRoT-Exo-3b оказывается исключительно плотным: в два раза плотнее, чем платина.

Возможно, спутник обнаружил также еще одну экзопланету, радиус которой лишь в 1,7 раз больше земного, однако сигналы слишком слабы, чтобы можно было говорить с уверенностью.

5. Вопросы физики

Астрономы нашли часть скрытой массы Вселенной

8 мая 2008 г.

Орбитальный рентгеновский телескоп XMM-Newton позволил найти часть скрытой массы Вселенной. Норберт Вернер и его коллеги смогли обнаружить в волокне, соединяющем скопления галактик "Абель 222" и "Абель 223", очень разреженный горячий (от ста тысяч до десяти миллионов кельвинов) газ. Около десяти лет назад была выдвинута теория, что часть недостающей массы Вселенной приходится именно на такой межгалактический газ с низкой плотностью.

Как известно, обычная (состоящая из атомов, барионная) материя составляет лишь около 5% (по последним данным – 4,6) от массы Вселенной. 23% приходится на темную материю, 72% – на «тёмную энергию». Но и барионная материя "найдена" не вся: звезды, галактики и обнаруженный на данный момент межгалактический газ составляют лишь около половины от этих пяти процентов.

Материя во Вселенной образует паутиноподобную структуру: скопления галактик – плотные узлы этой паутины. Десять лет назад астрономы предположили, что значительная часть недостающей барионной материи – очень разреженный газ – может находиться в волокнах (filaments) этой паутины. Из-за низкой плотности обнаружить этот газ очень трудно – до сих пор это никому не удавалось.

Для проверки этой гипотезы группа Вернера исследовала волокно между скоплениями "Абель 222" и "Абель 223", чрезвычайно удачно расположенное по отношению к Земле: практически вдоль линии видимости. Высокая чувствительность XMM-Newton позволила обнаружить в волокне предсказанный газ. Эти результаты показывают, что по крайней мере часть недостающей материи, возможно, стоит искать именно в межгалактических волокнах.

Источник: Lenta.Ru

Предложено решение "информационной проблемы" черных дыр

16 мая 2008 г.

Группа физиков предложила новое решение известной "информационной проблемы" черных дыр, сообщает Университет штата Пенсильвания со ссылкой на статью Абхая Аштекара, которая будет опубликована в журнале Physical Review Letters 20 мая.

Исчезновение информации в черной дыре – теоретическая проблема, ставшая центром внимания ученых в 1970-х годах, когда Стивен Хокинг предположил, что дыры постепенно испаряются. В течение своей жизни дыра способна поглощать материю (а следовательно, и информацию), однако ничто не может ее покинуть. Можно было бы предполагать, что информация каким-то образом сохраняется в дыре, однако по теории Хокинга дыра рано или поздно полностью испарится, не оставив следа. Таким образом, вся поглощенная ей информация исчезнет бесследно, что противоречит положениям квантовой механики.

По мнению группы Аштекара, для описания выхода информации из черной дыры необходимо перестроить описание пространства-времени, в частности отказаться от идеи, что оно континуально. Физики показывают, что на самом деле оно состоит из отдельных элементов. Такое описание позволяет им устранить из черных дыр сингулярность (область пространства, в которой гравитационное поле бесконечно велико) и показать, куда в итоге попадает информация.

"Информация кажется потерянной только потому, что мы смотрим на запрещенную часть истинного квантово-механического пространства-времени, – говорит Аштекар. – Стоит учесть квантовую гравитацию, как пространство-время становится значительно больше и информация может снова появиться в отдаленном будущем на другой стороне того, что раньше считалось концом пространства-времени".

Источник: Lenta.Ru

"Хаббл" нашел половину скрытой материи

22 мая 2008 г.

Астрономы анализировали спектр излучения 28 далеких квазаров  с помощью орбитальных телескопов "Хаббл" и FUSE (ныне выведенного из эксплуатации). Поглощенная часть спектра позволяет установить, как выглядит межгалактическая среда, через которую прошел анализируемый свет. Анализ подтвердил, что вещество во Вселенной, не входящее непосредственно в состав галактик, образует огромную паутиноподобную структуру. Исследователи Дэнфорт и Шалл исследовали 650 волокон этой паутины. В 83 волокнах был найден сильно ионизованный кислород (лишенный пяти электронов). По современным представлениям, наличие такого кислорода (а также некоторых других найденных элементов) указывает на наличие большого количества раскаленного ионизованного водорода. Обнаружить этот водород напрямую сложно: для оптического диапазона его температура слишком высока, а для рентгеновского – слишком низка.

По мнению Дэнфорта и Шалла, около 20 процентов барионной материи может скрываться в пустотах между волокнами в форме тусклых карликовых галактик или протогалактик.

Подчеркнем, что речь идет не о темной, а об обычной (состоящей из барионов: протонов, нейтронов и других субатомных частиц) материи.