ЗА ИЮНЬ 2008 ГОДА

1. Новости МКС

Шаттл «Дискавери» пристыковался к МКС

3 июня 2008 г.

Шаттл «Дискавери» успешно пристыковался к  МКС в 22:03 2 июня  по московскому времени. На борту шаттла, который доставил на МКС второй сегмент японского лабораторного модуля «Кибо» находятся шесть американских и один японский астронавт.

Миссия «Дискавери» продлится 14 дней. За это время астронавты совершат три выхода в открытый космос.

Источник: Lenta.Ru

Американские астронавты завершили выход в открытый космос

4 июня 2008 г.

Американские астронавты Майк Фоссум и Рон Гаран завершили первый запланированный выход в открытый космос в рамках полета шаттла «Дискавери» к МКС. Выход в открытый космос начался в 12:22 по времени Восточного побережья США (20:22 по Москве), вместо запланированных 11:32. Задержка была вызвана неисправностью в системе связи Фоссума, и около 40 минут было потрачено на замену его наушников и микрофона.

По словам Кьюри, астронавты справились с поставленными перед ними задачами, в числе которых была установка на «Дискавери» манипулятора, демонтированного во время предыдущего полета шаттла, а также подключение второго блока японского лабораторного модуля «Кибо». Кроме того, астронавты опробовали способы очистки от загрязнения блока, осуществляющего вращение панелей солнечных батарей.

Источник: Lenta.Ru

Российский космонавт починил туалет на МКС

5 июня 2008 г.

Экипаж МКС заменил в туалете станции сломавшуюся две недели назад помпу. «В сантехники на некоторое время переквалифицировался бортинженер Олег Кононенко», - рассказал в среду вечером представитель ЦУП. Он напомнил, что в конце мая у туалета, расположенного в российском сегменте станции, вышел из строя насос, удаляющий продукты жизнедеятельности в специальные накопители.

Экипажу МКС удалось собственными силами частично наладить работу санузла - для сбора отходов, в качестве временного варианта, стали использоваться сменные емкости. Если бы тогда не удалось устранить поломку, напомнил представитель ЦУП, членам 17-й экспедиции пришлось бы экстренно покидать МКС и возвращаться на Землю.

На борту шаттла «Дискавери», пристыковавшегося к МКС вечером 2 июня, на станцию была доставлена новая помпа, которую Кононенко успешно установил вместо вышедшей из строя.

«Жюль Верн» заправил МКС топливом на орбите

19 июня 2008 г.

Автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» произвел дозаправку МКС топливом на орбите. «Жюль Верн» стал первым космическим аппаратом не российского производства, который смог заправить другой аппарат непосредственно на орбите, сообщается на сайте Европейского космического агентства.

В топливные баки станции было передано 280 килограммов несимметричного диметилгидразина (НДМГ) и 530 килограммов тетраоксида азота. Тетраоксид азота выступает с роли окислителя для НДМГ.

1. Развитие МКС

Экипаж МКС торжественно открыл новый модуль «Кибо»

5 июня 2008 г.

Экипаж МКС торжественно открыл японский лабораторный модуль «Кибо». Первыми людьми, побывавшими в «Кибо», оказались американка Карен Найберг (Karen Nyberg) и японский астронавт Акихико Хосиде. «Это великий момент для всего японского народа», - сказал Хосиде перед тем, как переместиться с МКС в «Кибо».

Монтаж японского лабораторного модуля был завершен 3 июня, еще сутки заняло подсоединение «Кибо» к системам жизнеобеспечения станции. «Кибо», что в переводе с японского значит «надежда», стал самым большим новым модулем, присоединенным к МКС за последние годы.

Американские астронавты оснастили «Кибо» видеокамерами

6 июня 2008 г.

Американские астронавты Майк Фоссум и Рон Гаран завершили второй из трех запланированных выходов в открытый космос в рамках миссии шаттла «Дискавери» на МКС. Они установили на ранее подключенный к станции японский лабораторный модуль «Кибо» две видеокамеры.

Помимо установки видеокамер, астронавты подготовили «Кибо» к установке герметичного отсека первого блока, который был доставлен на МКС в ходе миссии шаттла «Индевор».

Источник: Lenta.Ru

Манипулятор «Кибо» не прошел проверку в космосе

9 июня 2008 г.

Астронавты шаттла «Дискавери» провели первую проверку механического манипулятора лабораторного комплекса «Кибо». Во время тестов манипулятор не смог поднять тяжелые предметы.

Механический манипулятор «Кибо» не будет активно использоваться до того момента, пока к «Кибо» не присоединят еще один модуль - Внешнюю экспериментальную платформу. Ее должен доставить шаттл «Индевор», вылет которого запланирован на март 2009 года.

Источник: Lenta.Ru

Астронавты «Дискавери» завершили третий выход в открытый космос

9 июня 2008 г.

«Во время текущего выхода в открытый космос все поставленные перед астронавтами задачи удалось успешно выполнить», - подчеркнули представители ЦУП. Фоссум и Гаран за время работы за пределами МКС, в частности, заменили резервуар с жидким азотом, сняли теплоизоляционный кожух с манипулятора японского модуля «Кибо».

1. Исчерпание ресурса МКС

МКС поднялась на семь километров

20 июня 2008 г.

Европейский автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» скорректировал высоту орбиты МКС на 7 километров. Теперь МКС находится на расстоянии в 345,6 километра над землей, сообщается на официальном сайте российского ЦУП.

Корректировка орбиты МКС началась в 10:41 по московскому времени. Двигатели корабля «Жюль Верн» отработали 1206 секунд (немногим более 20 минут). Ориентацию МКС во время корректировки орбиты поддерживали двигатели российского служебного модуля «Звезда». Операция о увеличению высоты полета МКС выполнялись по командам центрального компьютера российского сегмента станции.

По данным агентства «Интерфакс», в ближайшие месяцы ожидаются еще три корректировки орбиты МКС: одна из них произойдет в июле, еще две - в августе.

1. Развал бывшей советской космонавтики

Казахстан не смог вернуть свой единственный спутник

18 июня 2008 г.

Центру космической связи Казахстана (РЦКС) не удалось восстановить работу единственного казахского спутника KazSat-1, связь с которым прервалась неделю назад. По словам председателя Национального космического агентства (НКА) Талгата Мусабаева, у спутника вышла из строя бортовая цифровая вычислительная система. Сотрудники РЦКС неоднократно пытались устранить неполадки, однако пока не добились успеха. Мусабаев отметил, что авария никак не связана с человеческим фактором, по его словам, это просто отказ техники. НКА считает высокой вероятность того, что KazSat-1 будет потерян.

KazSat-1 был запущен на орбиту в июне 2006 года. Спустя несколько месяцев началась его коммерческая эксплуатация, на спутник были переведены сети телевещания и интернет-коммуникации. К концу 2007 года загрузка KazSat-1 достигла 70 процентов от проектного потенциала.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Марсианский зонд

Рука «Феникса» коснулась поверхности Марса

3 июня 2008 г.

Марсианский зонд «Феникс» в субботу вытянул свою руку, коснулся поверхности Марса и зачерпнул горсть марсианской почвы. Об этом сообщается на сайте NASA в разделе, посвященном миссии «Феникс».

В месте, где механический манипулятор коснулся поверхности Красной планеты, остался след, напоминающий отпечаток ноги. Снимок следа «Феникс» передал на Землю. Кроме того, зонд сфотографировал поверхность планеты под собой. Судя по полученным снимкам, под «Фениксом» находится корка льда.

Субботний запуск механического манипулятора был пробным. Образцы почвы, предназначенные для анализа, «Феникс» будет брать в другом месте.

«Феникс» на Марсе: бурение отложено

6 июня 2008 г.

Сбой на орбитальном аппарате Mars Odyssey снова затруднил связь с зондом «Феникс», в результате чего операцию по бурению грунта пришлось отложить. На прошлой неделе аналогичная проблема возникла у орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter - но там вышел из строя только УВЧ-передатчик, через который с Земли передавались команды «Фениксу». Судя по заявлению NASA, Mars Odyssey перешёл в «безопасный режим» работы целиком.

Источник: КомпьюЛента

«Феникс» сфотографировал марсианские песчинки под микроскопом

7 июня 2008 г.

Марсианский зонд «Феникс» прислал на Землю фотографии песка и пыли, сделанные с помощью встроенного микроскопа. До сих пор у ученых не было снимков столь высокого разрешения, сделанных на другой планете.

Чтобы получить снимки отдельных песчинок, «Феникс» собирал их в течение пяти дней на специальную липкую площадку шириной три миллиметра, которую он «вытянул» во время своей посадки на Марс.

Полученные снимки необходимы ученым для изучения характеристик марсианского песка. Кроме того, съемка песчинок была тренировкой перед тем, как «Феникс» начнет фотографировать образцы грунта, собранные его манипулятором.

Источник: Lenta.Ru

Зонд «Феникс» добыл первый образец марсианского грунта

7 июня 2008 г.

Зонд «Феникс» получил первый образец марсианского грунта и приступил к его анализу.  «Феникс» набрал при помощи руки-манипулятора набрал с поверхности фрагменты покрытого белым налетом грунта общим объемом 200 кубических миллилитров. До тех пор, пока зонд не передаст на Землю результаты исследования грунта, в том числе, сделанного на встроенном газоанализаторе, ученые не могут сказать, что это за налет - лед или отложение солей.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» не сумел забросить в себя марсианский грунт

9 июня 2008 г.

Зонд «Феникс» не смог отправить образцы марсианского грунта в камеру газоанализатора для исследования. Манипулятор зонда собрал с поверхности Марса фрагменты покрытого белым налетом грунта и должен был забросить их в газоанализатор. Однако благодаря видеокамере ученые выяснили, что частицы грунта внутрь зонда не попали.

Ученые полагают, что все системы аппарата сработали штатно. Причину неудачи специалисты планируют установить в течение нескольких ближайших дней. Возможно, грунт оказался слишком плотным, чтобы миновать фильтры, отсекающие крупные частицы. По другой версии, показания об исправности вибратора, который должен был стряхнуть частицы в камеру, могут не соответствовать действительности.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» избрал новую тактику сбора образцов

11 июня 2008 г.

Инженеры, управляющие с Земли марсианским зондом «Феникс», пытаются опробовать новый способ заброса образцов в печи для анализа. Марсианская почва образует достаточно крупные комки, которые не могут пройти сквозь защитный экран.

В воскресенье Газовый анализатор (Thermal and Evolved Gas Analyzer) «Феникса» в течение 20 минут тряс образцы, пытаясь измельчить комки. Однако этот способ не привел к успеху. Extyst попытаются применить другую стратегия доставки образцов в печь.

«Феникс» отберет образцы марсианского грунта и поднесет их ко входу в печь так, чтобы совок находился под углом. Затем зонд будет трясти совок, добиваясь того, образец как бы «разбрызгивался». Ученые надеются, что при таком подходе достаточно мелкие комки почвы смогут пройти сквозь экран.

Чтобы проанализировать образцы на Газовом анализаторе, предварительно необходимо нагреть их до очень высоких температур - при этом вещества, входящие в состав грунта и льда, перейдут в газообразное состояние. Химический состав образовавшегося газа будет определен на масс-спектрометре.

Всего внутри марсианского зонда находятся восемь ячеек с печами. Помимо масс-спектрометрического анализа образцов грунта и льда «Феникс» определит такие характеристики марсианской почвы как pH, содержание солей, проводимость, окислительно-восстановительный потенциал, а также ее тонкую структуру.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» успешно доставил образцы марсианского грунта в печь

16 июня 2008 г.

Марсианский зонд «Феникс» сумел наполнить грунтом одну из своих печей - печь №4. Зонд с помощью своего манипулятора собирал с поверхности Марса фрагменты покрытого белым налетом грунта, который необходимо проанализировать в печах Газового анализатора (Thermal and Evolved Gas Analyzer). Однако марсианский грунт оказался неожиданно плотным: он образовывал крупные комки, которые не могли преодолеть защитный экран, расположенный перед входом в печь. Комки не могли пройти сквозь решетку экрана и остаются на движущемся поддоне.

«Феникс» пытался трясти добытую почву, чтобы уменьшить размер комков, однако эта стратегия не привела к успеху. Тогда инженеры решили попробовать новый способ доставки образцов. Зонд подносил совок, с помощью которого он добывал грунт, к поддону, однако не опрокидывал его, а начинал трясти с небольшой амплитудой. Совок находился под углом ко входу в печь так, чтобы мелкие комочки грунта попадали на поддон перед защитным экраном. Таким способом «Феникс» сумел добиться, чтобы необходимое число мелких комков оказалось в печи.

После того, как почва заполнила печь, «Феникс» может начать анализ ее химического состава. Частицы грунта будут медленно нагреты до температуры 1000 градусов по Цельсию. Химические вещества, входящие в состав грунта, перейдут в газообразное состояние, что позволит проанализировать их на масс-спектрометре. Обнаружение в составе почвы органических молекул может свидетельствовать о том, что на Марсе когда-то существовала жизнь.

С помощью «Феникса» на Марс могли быть занесены земные микроорганизмы

17 июня 2008 г.

В ходе недавнего заседания Американского сообщества микробиологов, специалисты NASA рассказали специалистам о мерах, которые были приняты для минимизации возможности транспортировки земных микроорганизмов на корпусе аппарата «Феникс» на Марс.

Сборка аппарата проводилась в стерильном помещении, которое вентилировалось фильтрованным воздухом. Специалисты Лаборатории реактивных двигателей в Пасадене (Калифорния) регулярно брали пробы с частей аппарата по мере его сборки. Спустя четыре месяца с момента начала реализации программы, в апреле 2007 года, на каждом квадратном метре сборочного помещения было обнаружено около 100000 клеток микроорганизмов 132 видов. В июне их количество сократилось до 35000 клеток на квадратный метр, принадлежащих 45 различным видам бактерий. К моменту старта корабля в августе прошлого года этот показатель достигал 26000 (100 видов). Для сравнения - в одном грамме почвы находятся десятки миллионов бактерий. Помимо бактерий в помещении были обнаружены организмы, способные выживать в довольно суровых условиях. Так, бактерия bacillus pumilus может выдерживать высокие дозы ультрафиолета.

Ученые поместили извлеченные из помещения бактерии в условия, максимально приближенные к марсианским. В течение первых пяти минут, проведенных в специальной камере, бактерии умерли под воздействием давления, температуры и ультрафиолетового излучения, уровни которых были схожи с марсианскими. Впрочем, после добавления в камеру песка из пустыни Атакама и с гавайского вулкана, состав которого схож с марсианской почвой, некоторым бактериям удалось выжить.

Таким образом, хотя были приняты многочисленные меры предосторожности, они не дают стопроцентной гарантии того, что на Марс не будут занесены земные формы жизни. Между тем, по словам исследователей, даже если часть бактерии сумеет выжить на Красной планете, отсутствие на марсе воды и биогенных веществ будет препятствовать их размножению.

Источник: КомпьюЛента

Зонд «Феникс» потерял результаты работы за сутки

19 июня 2008 г.

Космический зонд «Феникс» в среду прекратил раскопки марсианского грунта из-за неисправности, которая привела к утере собранных в течение суток данных. Неполадку обнаружили еще во вторник, после того как «Феникс» выкопал на поверхности планеты очередную траншею.

Зонд переслал на землю снимки траншеи, однако из-за перегрузки памяти не смог сохранить фотографии ландшафта и атмосферы Марса. Как утвреждают ученые, утерянная информация не представляла чрезвычайной ценности.

Инженеры заметили неладное, когда «Феникс» послал один и тот же фрагмент информации 45 тысяч раз подряд. Обычно зонд сохраняет сделанные за сутки снимки во флэш-памяти, но из-за повтора данных он отключился на ночь без необходимого сохранения. Специалисты смогли устранить неполадку, но причины ее до сих пор не ясны.

В среду раскопки были приостановлены, дабы не перегружать память зонда. Планируется изменить алгоритм работы аппарата: он без ежесуточного сохранения будет немедленно посылать информацию на Землю.

Эта задержка - уже третья в работе «Феникса» после того, как он 25 мая приземлился на марсианском северном полюсе.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» на Марсе: поиски льда продолжаются

20 июня 2008 г.

NASA снова сообщает, что зонду «Феникс», возможно, удалось выкопать лёд, скрытый под марсианским грунтом. Впрочем, опять же, нет никакой уверенности, что белая субстанция, которую манипулятор зонда обнажил при взятии проб почвы, является именно льдом, а не солевыми залежами. В течение ближайших нескольких лет камеры зонда будут делать снимки выкопанной лунки: если это действительно глыба водяного льда, то солнечное излучение вызовет её сублимацию, и она должна будет уменьшиться в размерах.

Пока, впрочем, в полученных до сих пор пробах марсианского грунта, которые «Феникс» брал вокруг себя, никаких признаков водяного льда обнаружить не удалось. В ближайшие дни одна из проб будет разогрета инструментарием зонда до 1000 °C, что позволит выявить остаточное содержание воды в минералах почвы.

Источник: КомпьюЛента

Ученые увидели лед на снимках с Марса

20 июня 2008 г.

Проанализировав снимки, которые марсианский зонд «Феникс» прислал на Землю, ученые заключили, что на дне выкопанных им траншей находится лед. Дополнительную уверенность специалистам миссии придает тот факт, что при выкапывании этой траншеи манипулятор «Феникса» наткнулся на твердую субстанцию.

Зонд снимал траншею, вырытую 15 июня, с одного и того же ракурса несколько дней подряд. На первых снимках были видны крупные белые вкрапления. Изучая снимки, сделанные через несколько дней, исследователи заметили, что размер вкраплений уменьшился, а самые мелкие из них исчезли. Если до анализа снимков у ученых были сомнения, не является ли белое вещество солью, то теперь специалисты уверены, что это лед.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» начнет химический анализ марсианского грунта

25 июня 2008 г.

Марсианский зонд «Феникс» закончил приготовления к проведению физико-химического и микроскопического анализа образцов марсианского грунта, сообщается на сайте миссии. Зонд изменил положение своего манипулятора так, чтобы доставить грунт к соответствующему модулю. Ожидается, что «Феникс» приступит к анализу 25 июня - на 30-й марсианский день миссии (продолжительность марсианского дня составляет 24 часа 39 минут 35 секунд).

С помощью своих приборов «Феникс» определит такие характеристики марсианской почвы как содержание солей, кислотность, проводимость, окислительно-восстановительный потенциал и другие. Перед началом анализа зонд нагреет образец, чтобы лед в почве растаял. До сих пор зонд не использовал на Марсе этот лабораторный модуль.

Источник: Lenta.Ru

Команда «Феникса» обнаружила неполадки в газовом анализаторе

26 июня 2008 г.

Инженеры миссии «Феникс» обнаружили неполадки в работе одного из главных лабораторный модулей - газового анализатора. Часть дверей восьми высокотемпературных печей модуля не открываются или открываются частично.

Возможной причиной сбоя в работе дверей могло стать повреждение проводки, произошедшее, когда «Феникс» пытался доставить в печь номер четыре образец марсианского грунта для анализа. Грунт Красной планеты оказался неожиданно плотным: крупные комки не проходили сквозь защитный экран печи. Пытаясь размельчить комки, «Феникс» в течение четырех дней тряс совок с образцом грунта. Вероятно, такой режим работы мог привести к короткому замыканию.

25 июня «Феникс» доставил еще один образец марсианского грунта в камеру для проведения химического и микроскопического анализа. В специальном модуле зонд определит такие характеристики грунта Марса как содержание кислот, щелочей и солей, проводимость, окислительно-восстановительный потенциал и другие. Результаты анализа покажут, таял ли когда-нибудь марсианский лед. В том случае, если ответ окажется положительным, вероятность обнаружения следов жизни увеличится.

1. Планы по Луне

Лунные телескопы снабдят отражателями из пыли

9 июня 2008 г.

Команда исследователей под руководством Питера Чена из Центра космических полётов NASA разработала специальный состав, из которого планируется изготовлять крупные телескопы, предназначенные для развёртывания на Луне. В гипотетическом будущем астрономы мечтают разместить на дальней стороне естественного спутника Луны автоматические обсерватории с мощными оптическими телескопами, которым не будет мешать атмосфера (за отсутствием оной у Луны). Предполагается наличие у этих телескопов зеркал диаметром 20-50 метров, но доставить такие с Земли не сможет ни один космический корабль: эти зеркала придётся производить на месте.

Разработанный Ченом и его коллегами состав будет изготовляться из углеродных нанотрубок, эпоксидной смолы и каменной крошки, полученной из лунной пыли.

Из этой смеси им удалось создать 30-сантиметровый диск. Затем они добавили ещё эпоксидной смолы и покрыли его в вакууме алюминиевым напылением, получив тем самым зеркальную поверхность.

По словам Чена, для того, чтобы создать 2,4-метровый отражатель (именно такой установлен в космическом телескопе «Хаббл»), потребуется 600 кг лунной пыли, 60 кг эпоксидной смолы, 6 кг углеродных нанотрубок и менее грамма алюминия. Эта же технология может пригодиться и при возведении других структур на лунной поверхности, таких, как рефлекторы для солнечных батарей или жилых помещений для астронавтов.

Некоторые эксперты, правда, сомневаются в том, что сооружение 30-сантиметрового диска и 20-50-метровой тарелки - задачи равнозначные. Ведь для проведения точных измерений поверхность отражателя телескопа должна быть совершенно плоской.

Есть также и другие проблемы. Учёным ещё нужно определиться с тем, с помощью каких устройств будут поворачиваться зеркала, а также где изготавливать все остальные компоненты радиотелескопов. Доставка их с Земли - дорогая и трудоёмкая задача.

Источник: КомпьюЛента

Зонды для жесткого прилунения расскажут о строении лунной коры

11 июня 2008 г.

Предварительные испытания специальных исследовательских зондов, предназначенных для «расстрела» Луны, завершились успехом. Исследовательская аппаратура, установленная на них, пережила репетицию жесткого прилунения. Испытания проводились лабораторией космических исследований Мулларда (Великобритания).

Основной проблемой, стоявшей перед конструкторами, была проблема выживания аппаратуры при прилунении. Скорость зонда, с которой он должен врезаться в поверхность Луны, составляет около 1100 километров в час. Это означает, что аппаратура испытает перегрузки около десяти тысяч g.

Для решения этой проблемы была разработана специальная схема расположения приборов. Использовались только легкие и прочные материалы. Вся электроника была помещена в емкость, заполненную эпоксидной смолой. Для уменьшения массы всюду, где это было возможно, вместо проводов использовались печатная кремниевая микроэлектроника. Во время испытания зонды разгоняли на специальной рельсовой дороге до предполагаемой скорости прилунения и направляли в песок, имитирующий лунную поверхность.

В рамкам программы MoonLite в 2013 году планируется запустить четыре зонда с орбиты Луны. Они должны врезаться в лунную поверхность, углубившись в нее настолько, насколько это будет возможно. Погруженный в лунный грунт зонд будет изучать колебания лунной поверхности и сможет ответить на основные вопросы, касающиеся внутреннего устройства и происхождения Луны.

Источник: Lenta.Ru

NASA провело испытания новых лунных роботов

19 июня 2008 г.

NASA провело испытания своих новых лунных роботов. Тесты проводились со второго по тринадцатое июня в Мозес-Лейк в штате Вашингтон. Все машины разрабатываются в рамках программы возвращения на Луну в 2020 годуелью испытаний стала проверка того, как новые машины справятся с экстремальными условиями на Луне. В песчаных дюнах Мозес-Лейк представлены различные варианты поверхности, так что команда, включающая представителей семи центров NASA и нескольких университетов, смогла опробовать роботов-разведчиков, вездеходы, машины, приспособленные для перевозки грузов, подъемные краны и скафандры. В Мозес-Лейк испытатели смогли испытать роботов в условиях песчаных бурь и резких перепадов температур.

Среди протестированных машин были вездеходы К-10, разработанные в Исследовательском центре Эймса, которые способны строить топографические карты территории и трехмерные модели местности. Кроме того, в них встроен радар, позволяющий определять структуру поверхности и верхних слоев грунта. Роботы-разведчики были созданы для выполнения повторяющихся действий и протяженных во времени задач, таких как составление карт и научная разведка.

Специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) протестировали двух роботов-грузчиков ATHLETE. Эти машины передвигаются на шести ногах, что позволяет им преодолевать препятствия или двигаться по крутым поверхностям. Исследовательский центр Гленна опробовал робота-бурильщика, который будет искать в недрах Луны залежи полезных ископаемых.

Инженеры из Космического центра Джонсона провели испытания улучшенного космического скафандра и колесного лунохода. Каждое колесо робота способно вращаться и поворачиваться независимо от остальных, что позволяет луноходу двигаться в любом направлении. Фотография этого робота представлена на иллюстрации к новости.

Программа возвращения на Луну предполагает, что полеты американских астронавтов к спутнику Земли должны начаться в 2015 году, а в 2020 году они приступят к строительству лунной базы. Однако во время реализации программы NASA столкнулось с финансовыми трудностями: по данным агентства, для завершения всех проектов в срок ему не хватает 700 миллионов долларов.

1. Космические телескопы

Телескоп GLAST запустили к орбите Земли

16 июня 2008 г.

11 июня в 20:05 по московскому времени ракетоноситель «Дельта II», несущий новый телескоп для изучения больших областей космоса с помощью гамма-излучения (GLAST - Gamma-ray Large Area Space Telescope), стартовал к орбите Земли. Запуск произошел с космодрома на мысе Канаверал.

Телескоп GLAST будет обращаться вокруг Земли на достаточно невысокой орбите, высота которой составит 565 километров. В задачи телескопа входит изучение источников гамма-излучения в космосе. Новый телескоп будет собирать информацию о черных дырах и пульсарах - космических источниках радио-, оптического, рентгеновского, и гамма-излучения. Помимо этого GLAST должен помочь ученым решить вопрос о природе темной материи и гамма-всплесков.

Бюджета проекта GLAST составил около 690 миллионов, из которых 600 миллионов предоставили США. Ожидается, что телескоп проработает на орбите в течение десяти лет.

1. Исследования Солнца

NASA собирается полететь на Солнце

17 июня 2008 г.

Специалисты NASA объявили о запуске программы, которая должна завершиться полетом на Солнце, сообщается на сайте агентства. Запуск космического корабля к звезде намечен на 2015 год.

Миссия получила название «Солар Проб+» («Solar Probe+»). На Солнце должен отправиться жаропрочный космический корабль, который приблизится к солнечной короне и будет изучать характеристики солнечного ветра и магнетизма вблизи звезды.

На данный момент разработка корабля находится на начальной стадии - так называемой «предварительной стадии А» («pre-phase A»).

Зонд «Солар Проб+» должен работать на высоте около семи миллионов километров на поверхностью Солнца (это около девяти радиусов звезды). Зонду придется выдержать температуру выше 1400 градусов по Цельсию и чрезвычайно мощное радиационное излучение. Энергию для работы «Солар Проб+» также будет получать от Солнца с помощью солнечных батарей, которые будут постоянно охлаждаться током жидкости.

C помощью зонда ученые надеются получить ответы, в первую очередь, на два вопроса. Первый касается необычно высокой температуры солнечной короны, которая существенно выше, чем температура на поверхности Солнца. Второй вопрос - природа скорости солнечного ветра - потока ионизированных частиц (в основном гелиево–водородной плазмы), «бьющего» из солнечной короны со скоростью 300–1200 километров в секунду. Непосредственно над поверхностью звезды ученые не наблюдают никакого существенного движения частиц. «Солар Проб+» выяснит, что именно является движущей силой солнечного ветра.

1. Новые технологии

Летающая тарелка

17 июня 2008 г.

Университет Флориды\University of Florida подал патентную заявку на проект летающей тарелки, точнее «бескрылого электромагнитного летательного аппарата».

Флоридская тарелка использует оригинальную схему: она основана на принципах магнитогидродинамики, которая изучает движение проводящих жидкостей и ионизованных газов при наличии магнитного поля. Как сообщается, электроды покрывают поверхность тарелки и ионизируют окружающий воздух, превращая его в плазму. Этот эффект позволяет двигать тарелке взлетать вертикально, двигаться и зависать в воздухе.

Разработанный прототип тарелки не обладает большими размерами, диаметр машины составляет менее 15 см. В описании проекта указано, что этот летательный аппарат способен нести полезную нагрузку - например, видеокамеру. У него отсутствуют движущиеся части, что делает тарелку более надежной. Теоретически возможно изготовить и намного большую летательную машину.

Однако передовой дизайн пока не стал реальностью - единственная проблема заключается в том, что в мире отсутствуют батареи достаточной мощности.

Источник: Washington ProFile

1. Марс

Ученые сочли Марс слишком соленым для жизни

2 июня 2008 г.

Американские исследователи подсчитали, что соленость воды на древнем Марсе была слишком высока для выживания микроорганизмов. По меньшей мере, марсианские условия непригодны для размножения бактерий, известных на Земле.

Бактерии обладают очень высокой способностью приспосабливаться к различным условиям среды. На Земле микроорганизмы были обнаружены практически во всех климатических условиях, начиная от арктических льдов и заканчивая глубинами океана. Однако некоторые параметры среды препятствуют их росту и размножению. В частности, бактерии не могут жить в очень соленых растворах. Ионы соли «притягивают» большое количество молекул воды, и бактериям не хватает ее для нормальной жизнедеятельности.

Геохимики из Гарвардского университета и Университета штата Нью-Йорк решили подсчитать, насколько соленой была вода на древнем Марсе. Они проанализировали соли, присутствующую на поверхности Полуденной равнины и кратера Гусева. По результатам проведенных анализов исследователи заключили, что марсианская вода была, в среднем, от десяти до ста раз более соленой, чем вода в океанах Земли. Более того, предыдущие исследования показали, что воды Марса характеризовались повышенной кислотностью и окислительными условиями. Все вместе это делает марсианские водоемы совершенно не пригодными для выживания бактерий земного типа.

Источник: Lenta.Ru

Гигантский астероид уничтожил рельеф половины Марса

27 июня 2008 г.

Американские астрономы с помощью орбитального телескопа "Reconnaissance" определили истинный размер огромного кратера на Марсе. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Nature. Вероятнее всего кратер является следом от столкновения с астероидом, который изменил облик планеты, уничтожив рельеф северного полушария. Авторы работы даже смоделировали произошедшее столкновение.

Кратер, который исследовали астрономы из Массачусетского технологического института и Лаборатории реактивного движения в Пасадене, получил название котлована Бореалиса (Borealis basin). До сих пор ученые не могли оценить размеры котлована, так как его края были скрыты продуктами деятельности вулкана Тарзис (Tharsis). Однако наблюдения показали разницу приблизительно в 30 километров в толщине коры Марса между низменными территориями в северном полушарии и гористой местностью в южном. Две основные территории, объясняющие происхождение такого перепада, предполагали, что на Марсе либо происходили подвижки мантии, либо планета столкнулась с огромным астероидом.

Ученые с помощью компьютерного моделирования "убрали" вулкан и смогли вычислить площадь кратера. Согласно их расчетам, площадь обнаруженного кратера превышает площадь Азии, Европы и Австралии. Длина кратера составляет около 8320 километров, а ширина - 10400 километров. По мнению ученых, его эллиптическая форма доказывает, что с Марсом столкнулся гигантский астероид. Согласно расчетам авторов работы, диаметр астероида, оставившего такую воронку и выравнявшего рельеф северного полушария, должен находится в пределах от 1600 до 2700 километров. Для сравнения, диаметр самого Марса составляет 6780 километров.

Ученые считают, что столкновение двух космических тел произошло около четырех миллиардов лет назад - в период формирования Солнечной системы. В это время огромное количество крупных объектов, еще не "утвердившихся" на своих орбитах, сталкивались друг с другом. Так, на Земле в этот период также наблюдалась сильная метеоритная активность, которая, согласно некоторым теориям, "занесла" на нашу планету жизнь.

1. Юпитер

Взрыв на спутнике Юпитера приведет к ядерной зиме на Земле

27 июня 2008 г.

Главный научный сотрудник петербургского Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН, утверждает, что массивные ледяные оболочки многих луноподобных спутников внешних планет-гигантов Солнечной системы — Юпитера, Сатурна — уже взрывались, и именно в результате этих взрывов появились многие короткопериодические кометы.

Традиционная точка зрения предполагает, что кометы — часть первичного вещества Солнечной системы. Большая часть их находится в так называемом поясе Койпера или в облаке Оорта далеко за орбитой Плутона, откуда они иногда «вторгаются» в область внутренних планет.

«Представьте себе — наша Луна окружена оболочкой льда. Толщина 800 километров. Это типичный массивный спутник типа Ганимеда, или Каллисто, или Титана. Лед грязный, через него идет электрический ток, поскольку все это движется в магнитном поле, в магнитосфере планеты-гиганта. И лед, в частности, неплохой проводник, если грязный еще — тем более. И происходит электролиз льда», — сказал Дробышевский.

«И когда такая концентрация водорода с кислородом во льду достигает 15-20% — это взрывчатка. Она способна детонировать. А метеориты непрерывно “запрашивают” вот этот спутник — ты готов взорваться, твоя оболочка? В конце концов происходит ее глобальный взрыв», — говорит исследователь.

«Титан далеко, а если взорвется КаллистоКаллисто близко. И будет раз в жизни человека выпадать такое тело на Землю, что ядерная зима будет наступать, это катастрофа для биосферы. Страшная штука», — говорит Дробышевский.

«Надо исследовать, может ли Каллисто взорваться. Насколько сильно насыщены его льды продуктами электролиза, мы не знаем, и никто вам не скажет. Нужно полететь на Каллисто, сесть туда, пробурить, посмотреть», — считает ученый.

Источник:  РИА «Новости»

1. Сатурн

Малые спутники Сатурна меняют форму его кольца F

9 июня 2008 г.

Международная команда учёных обнаружила, что причиной постоянных изменений кольца F Сатурна являются очень маленькие спутники планеты. Это кольцо долгое время интересовало специалистов, так как оно может меняться буквально каждые несколько часов. Возможно, эта область является единственным регионом Солнечной системы, в котором постоянно происходят столкновения крупных космических объектов.

1. Транснептуновые объекты

Малые спутники Плутона раскрашивают своего соседа в серый цвет

17 июня 2008 г.

Доктор Алан Штерн из Хьюстонского института лун и планет считает, что малые спутники Плутона - Гидра и Никс (открытые в 2005 году) - играют роль космических пылевых пульверизаторов. Пыль, выбиваемая из них столкновениями с другими небесными телами, раскрашивает Плутон и Харон в серый цвет. Доктор Штерн является в настоящее время главой отдела научных миссий NASA и крупнейшим в мире специалистом по Плутону и поясу Койпера - области Солнечной системы за орбитой Нептуна, в которой, кроме Плутона, располагается большое количество небольших объектов типа астероидов. Эти результаты ставят под сомнение принятую в настоящий момент гипотезу возникновения спутников.

Сразу после открытия малых спутников астрономы выдвинули гипотезу о том, что они образовались в результате столкновения Плутона с крупным небесным телом, возможно кометой. Одним из оснований для этого предположения было то, что Харон, Никс и Гидра имеют один и тот же серый цвет, а значит, состоят из одного материала.

Доктор Алан Штерн считает, что у одинакового цвета Харона и остальных спутников есть иное объяснение. Тела из пояса Койпера регулярно сталкиваются с Гидрой и Никс (Никс - мать Харона). В результате этого в межпланетное пространство выбрасывается масса пыли. Силы притяжения близлежащих и более массивных Харона и Плутона не дают пыли уйти в космическое пространство. Часть оседает обратно на Гидру и Никса, а часть оказывается на Плутоне и Хароне. Согласно расчетам толщина образующегося пылевого покрова не превышает нескольких сантиметров. Фотографии Плутона, полученные телескопом «Хаббл», показывают, что его поверхность имеет красный, а не серый цвет. Доктор Штерн объясняет это тем, что в азотной атмосфере Плутона оседающая пыль сразу покрывается льдом.

Источник: Lenta.Ru

Астрономы обнаружили самую маленькую планету вне Солнечной системы

4 июня 2008 г.

Американские астрономы обнаружили самую маленькую планету вне Солнечной системы. Планета, которую исследователи назвали MOA-2007-BLG-192L, по размеру в три раза больше Земли. Звезду, вокруг которой обращается планета, можно назвать лилипутом: ее масса составляет около шести процентов массы Солнца. По словам астрономов, скорее всего, это коричневый карлик, внутри которого не протекают реакции термоядерного синтеза. MOA-2007-BLG-192L вращается вокруг звезды по орбите, радиус которой составляет около 70 процентов радиуса орбиты, по которой вращается Земля.

Источник: Lenta.Ru

Американский астрофизик предложил способ обнаружения спутников экзопланет

11 июня 2008 г.

Астрофизик Дэррен Уильямс из Колледжа Беренда университета штата Пенсильвания предложил метод, с помощью которого можно будет обнаружить спутники экзопланет. По его словам, спутник планеты из другой звёздной системы может быть замечен благодаря своему влиянию на инфракрасное излучение планеты.

Спутники экзопланет представляют большой интерес для научного сообщества, так как, вполне возможно, на них существуют условия для существования жизни.

Уильямс смоделировал абстрактную экзопланету со спутниками разных размеров. Он заключил, что температура поверхности спутников, сопоставимых по размерам с Луной, сильно отличается от температуры поверхности самой планеты.

Астрономы обнаружили три Суперземли

17 июня 2008 г.

Европейские астрономы обнаружили систему, состоящую из звезды и трех планет земного типа. Все обнаруженные планеты принадлежат к классу Суперземель (super-Earth) - планет, масса которых больше массы Земли, однако меньше Нептуна и Урана, которые тяжелее Земли в 17 и 14,5 раз, соответственно. Массы новооткрытых планет составляют 4,2, 6,8 и 9,4 массы Земли. Период обращения Суперземель вокруг своей звезды, получившей название HD 40307, составляет 4,3, 9,6 и 20,5 дней.

Звезда HD 40307 удалена от Земли на 42 световых года и находится в той части неба, где расположены созвездия Золотой Рыбы и Живописца. Масса звезды составляет около 80 процентов от массы Солнца.

Для поиска планет астрономы из Женевской лаборатории под руководством Майкла Мэйера использовали уже ставшую стандартной технологию: гравитация планет слегка искривляет траекторию звезды и вызывают легкие колебания.

Этим способом были найдены десятки гигантских юпитероподобных планет. Однако для обнаружения планет меньшего размера необходимы существенно более точные измерения траекторий движения планет. Так, скорость колебаний HD 40307, вызываемых тремя Суперземлями, составила около двух метров в секунду.

Чтобы зафиксировать такие незначительные отклонения, астрономы воспользовались прибором HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher - Высокоточным измерителем радиальной скорости для поиска планет), расположенным в Европейской южной обсерватории в городе Ла Силла, Чили. Этот прибор, вмонтированный в телескоп длиной 3,6 метра, позволяет определять колебания звезды, скорость которых составляет менее одного метра в секунду.

1. Вопросы физики

Ученые научились взвешивать отдаленные черные дыры

6 июня 2008 г.

Сверхмассивные черные дыры были обнаружены в центре многих галактик. До сих пор ученые определяли их массу, оценивая скорость вращения звезд в центральной части галактики. Однако этот метод применим только для галактик, находящихся на относительно небольшом расстоянии. Метод, предложенный профессором Марком Сейгаром, позволяет определять массу черных дыр, находящихся на расстоянии до восьми миллиардов световых лет.

В основу нового способа легло наблюдение, что чем больше черная дыра в центре спиральной галактики, тем плотнее «завернуты» ее рукава. Технически метод заключается в следующем: астрономы делают снимки удаленной галактики и определяют угол намотки ее рукавов в градусах. Чем плотнее «завернуты» рукава, тем меньше оказывается угол намотки.

Источник: Lenta.Ru

Темная материя оказалась эликсиром долголетия звезд

25 июня 2008 г.

Астрономы установили, что если верна теория суперсимметрии, то звезды, находящиеся в плотных облаках темной материи, могут оставаться молодыми в течение всей жизни Вселенной. Сами ученые надеются, что это открытие поможет подтвердить теорию суперсимметрии.

Согласно этой теории, «темные» частицы должны терять энергию при взаимодействии с обычными. Излучение звезды внутри плотного облака темной материи будет приводить к тому, что «темные» частицы начнут наполнять звезду. Спустя некоторое время, когда концентрация темной материи достигнет критического значения, ядерные реакции внутри звезды прекратятся. Однако звезда будет продолжать светить. Энергия для излучения будет появляться из столкновения и аннигиляции «темных» частиц под действием гравитационных сил. Поскольку возраст звезды определяется остатком топлива для ядерной реакции, то можно сказать, что звезда прекращает стареть.

Ранние модели предполагали, что консервация возможна максимум на несколько сотен тысяч лет. Однако группе профессора Бертоне удалось доказать, что если звезда попала в место значительного скопления темной материи (например, вблизи центра галактики), то этот процесс может длится в течении десятков миллиардов лет. В частности, это означает, что где-то до сих пор находятся в законсервированном состоянии звезды, появившиеся во Вселенной одними из первых. Их предполагаемое время жизни составляло всего несколько сотен тысяч лет. Для сравнения, из современных звезд меньше всего живут гиганты класса О - порядка нескольких миллионов лет. Время жизни Солнца составляет около 13 миллиардов лет. Консервация могла помочь самым первым звездам дожить до нашего времени.

Источник: Lenta.Ru

Черные микродыры являются фабриками антиматерии

26 июня 2008 г.

Международной группе астрономов удалось теоретически доказать, что черные дыры небольшой массы, так называемые черные микродыры, могут производить антиматерию.

Астрономы изучали особенности излучения аккреционных дисков (диски материи, окружающие черные дыры) микродыр. Ученым удалось показать, что при определенных условиях (если дыра находится близко к центру галактики или вращается вокруг крупной звезды-компаньона) в окрестности горизонта событий присутствует мощное электростатическое и гравитационные поля. При таких условиях из вакуума могут случайным образом возникать пары электрон-позитрон (квантовый эффект Швингера). Позитроном, или антиэлектроном, называется частица, обладающая противоположным электрону зарядом, но той же массой и спином. Таким образом дыра излучает антиматерию.

Гравитационное поле, необходимое для эффекта Швингера, возникает благодаря колоссальной плотности материи черной дыры. Электростатическое поле создают протоны, скапливающиеся в ее окрестности. Это связано с тем, что масса протона значительно больше, чем у электрона, и ему сложнее покинуть гравитационное поле дыры.

Черные микродыры представляют для ученых значительный интерес. Эти объекты являются квантовыми, то есть аппарата теории относительности не достаточно для описания их свойств.

7.    Использование нейтрино для межзвездной связи

Выдвинуто предложение использовать нейтрино для межзвездной связи

5 июня 2008 г.

Поиск сигналов внеземного разума и передача информации о человеческой цивилизации могут стать более успешными, если в качестве носителя информации использовать нейтрино. Так считают исследователи из Гавайского и Калифорнийского университетов.

Как прокомментировали в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, если представить себе, что кто-то хочет прислать информацию, используя известные физические законы, нейтрино — очень логичный носитель, поскольку не имеет преград на своем пути. И фиксировать их наши ученые уже научились. А вот детекторов, которые могли бы расшифровать возможный код из космоса, пока нет. Необходимы гигантские установки. Другой вопрос — отправка закодированного послания в виде потока нейтрино в Галактику. Для этого нужно выработать нейтрино на Земле, сформировать метод кодировки. На все это нужно очень много времени и средств.

Источник: «МК»