ЗА ИЮЛЬ 2008 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Российская космическая программа

Роскосмос построит специальный корабль для туристов

2 июля 2008 г.

Роскосмос договорился о финансировании строительства отдельного корабля для полетов непрофессиональных космонавтов. Ориентировочно его запуск назначен на 2011 год. Название компании-инвестора, согласившейся финансировать проект, не называется.

Специально созданный для полетов космических туристов "Союз" сможет перевозить двух непрофессиональных космонавтов и кадрового командира корабля. До сих пор космические туристы прибывали на МКС на тех же кораблях "Союз", которые перевозили профессиональных космонавтов. Однако с весны 2009 года все "Союзы", создаваемые в рамках Федеральной космической программы, будут предназначены только для транспортировки участников длительных экспедиций МКС и их спасения в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Численность экипажа станции будет увеличена до шести человек в соответствии с договоренностями и обязательствами международных партнеров по МКС.

В ближайшее время на станцию в качестве космического туриста отправится разработчик компьютерных игр Ричард Гэрриотт, сын американского астронавта Оуэна Гэрриотта. Полет запланирован осенью 2008 года. Гэрриотт полетит в космос на "обычном" корабле "Союз".

Источник: Lenta.Ru

Новые обещания о создании российского многоразового корабля

26 июля 2008 г.

Знакомство общественности с новым пилотируемым кораблем, который через десяток лет придет на смену знаменитым российским “Союзам”, состоялось на днях в Великобритании.

— Это на сегодняшний день самая разумная альтернатива — корабль будет вмещать сразу 6 членов экипажа, — сообщил пресс-секретарь РКК «Энергия». — В связи с обрастанием Международной космической станции новыми сегментами это просто необходимое условие.

Ракета-носитель, спускаемый аппарат и внешний облик — все разработано у нас. Европейцы потрудились только над агрегатным отсеком и некоторыми дополнительными системами. Российская сторона изначально предложила сразу два варианта корабля — крылатый и бескрылый. В результате пока остановились на втором. Новый многоразовый космический аппарат без крыльев будет базироваться на корабле с капсулой конического типа. Спуск на землю, по всей видимости, будет мягким — при помощи парашюта.

Летные испытания нового аппарата намечены на 2015 год, а первый пилотируемый запуск — на 2018-й. Предполагается, что он сможет доставлять людей не только на орбиту, но и к Луне.

источник - http://element114.narod.ru/Kosmos/26-07-08.html

1. Запуски

Спутники НАТО будут cледить за нами с нашей помощью

23 июля 2008 г.

Министерство обороны РФ с гордостью отчиталось: боевые расчеты Космических войск РФ успешно вывели на орбиту очередной спутник-шпион… НАТО.

Ракета-носитель “Космос-3М” удачно стартовала с полигона Плесецк, и уже через полтора часа наши военные радостно сообщили, что “аппарат передан на управление заказчику”. Заказчик — германский Бундесвер.

Контракт на запуски германских спутников-шпионов был заключен ФГУП “Рособоронэкспорт”, ПО “Полет” (Омск) и немецкой фирмой “ОХБ-Систем” в 2003 году на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. По контракту до 2009 года Россия обязалась вывести на орбиту пять немецких аппаратов, которые войдут в состав европейской системы глобальной видовой разведки.

Спутники SAR-Lupe делались в Бремене (ФРГ), наши военные их только выводили на орбиту. За деньги, естественно. Как смеются немцы, “дешево и сердито”, потому что российское Минобороны согласилось делать это дешевле, чем могли бы французы, японцы или американцы.

И вот теперь благодаря российскому военному ведомству орбитальная космическая система радиолокационной разведки Германии в конце 2008 года сможет заступить на боевое дежурство. Каждый SAR-Lupe способен за сутки получать более 30 изображений нужного заказчику района Земли с разрешением 0,7 метра. “Нужным заказчику районом” является, конечно же, и Россия с ее ракетами, подлодками и другими секретными военными объектами.

Кстати, сама Россия подобных аппаратов не имеет. У США их сейчас тоже всего четыре — слишком мало, чтобы вести непрерывное радиолокационное наблюдение за всеми нужными им точками Земли. Зато теперь Вашингтон сможет отслеживать нужные ему цели с помощью спутников Германии — своего союзника по НАТО.

источник - http://element114.narod.ru/Kosmos/23-07-08.html

Модернизированная ракета "Союз-2" вывела на орбиту военный спутник

28 июля 2008 г.

В субботу вечером ракета-носитель "Союз-2" второго этапа модернизации вывела на орбиту космический аппарат военного назначения под условным названием "Космос-2441". Старт был осуществлен с космодрома Плесецк в расчетное время - 22:31.

Cрок службы запущенного по заказу Минобороны РФ спутника нового поколения увеличен до семи лет. "Союз-2" второго этапа модернизации стартовала с Плесецка впервые.

Ракета-носитель "Союз-2" была создана на базе серийной ракеты "Союз-У", успешно эксплуатируемой с 1973 года. В ходе модернизации разработана новая цифровая система управления, внедрены современные системы телеизмерений, а также установлен новый двигатель с улучшенными характеристиками, который обеспечивает выведение на орбиту высотой 200 километров на 1100-1200 килограммов большей полезной нагрузки по сравнению с "Союзом-У".

1. Новости МКС

Космонавты не успели выполнить обе задачи выхода в космос

11 июля 2008 г.

Российские космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко, которые в ночь на пятницу совершили свой первый выход в открытый космос, не успели выполнить обе задачи, однако справились с главной. Космонавты открыли один из замков, соединяющих спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек корабля "Союз ТМА-12", и вынули из него пиропатрон №5, чтобы доставить его на Землю для экспертизы. Нештатное срабатывание такого же пиропатрона, полагают эксперты, привело к баллистическому спуску с орбиты аппаратов "Союз ТМА-11" в апреле 2008 года и "Союза ТМА-10" в октябре 2007-го.

Между тем из-за нехватки времени Волков и Кононенко не смогли установить на переходном отсеке служебного модуля "Звезда" мишень для обеспечения стыковки с российским малым исследовательским модулем МИМ-1, запуск которого запланирован на 2009 год. Предполагается, что эта задача будет выполнена во время следующего выхода в космос, который должен состояться в ночь на 16 июля.

Источник: Lenta.Ru

Российские космонавты вышли в открытый космос во второй раз

16 июля 2008 г.

Российские космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко, находящиеся на МКС, во второй раз вышли в открытый космос.

В ходе работ российские космонавты должны установить на переходном отсеке служебного модуля "Звезда" мишень для обеспечения стыковки с российским малым исследовательским модулем (МИМ-1), который будет запущен к МКС в 2009 году.

Второй задачей для космонавтов станет установка аппаратуры, которая нужна для разработки методики прогнозирования землетрясений. Кроме того, члены экипажа МКС должны осуществить демонтаж одного из контейнеров с научной аппаратурой для проведения исследования того, как условия космоса влияют на микроорганизмы. Эта аппаратура была установлена в июне 2007 года.

Волкову и Кононенко также предстоит смонтировать площадку "Якорь", которая при работе в открытом космосе позволит фиксировать ноги космонавтов, оставляя руки свободными для работы.

1. Шаттлы

NASA объявило дату последнего полета шаттлов

9 июля 2008 г.

NASA объявило дату полета последнего шаттла. Последним "космическим челноком", отправившемся на орбиту, станет "Индевор, который стартует 31 мая 2010 года. До этой даты NASA собирается провести 9 запусков шаттлов - два в 2008 году, пять в 2009 и три в 2010 году. По состоянию на июль 2008 года, у NASA осталось три действующих шаттла - "Дискавери", "Атлантис" и "Индевор".

Первый запуск шаттла был произведен в 1981 году. Всего было построено шесть шаттлов - один из них - "Энтерпрайз" - использовался лишь для проведения технических испытаний. В 1986 году при взлете потерпел катастрофу шаттл "Челленджер", а в 2003 году при посадке - шаттл "Коламбия". В обоих случаях все находившиеся на борту астронавты погибли.

В начале 2004 года президент США Джордж Буш, представляя новую американскую космическую программу, заявил, что в 2010 году полеты шаттлов будут прекращены. Работа над новым типом космического корабля, который, в частности, планируется использовать для полета на Луну, уже ведется.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1.    Марсианский зонд «Феникс»

"Феникс" попытается использовать неисправный газовый анализатор

3 июля 2008 г.

В ближайшие дни марсианский зонд "Феникс" проанализирует образцы льда и грунта из траншеи "Белоснежка" под микроскопом и проведет их химический анализ. Следующим шагом станет исследование образцов в газовом анализаторе. Ученые решили вновь использовать газовый анализатор, несмотря на сбой в работе этого модуля, причиной которого, скорее всего, стало короткое замыкание.

"Так как не существует способа оценить вероятность нового замыкания, мы избрали самый консервативный путь и доставим новый образец в печь газового анализатора, хотя, возможно, это станет последней попыткой", заявил один из ведущих специалистов миссии "Феникс" Питер Смит.

Несколько дней назад специалисты миссии выяснили, что часть дверей, ведущих в высокотемпературные печи газового анализатора, не открываются или открываются не полностью. Возможной причиной поломки могло стать повреждение проводки, произошедшее во время попыток оставить образцы грунта в печь номер четыре.

Источник: Lenta.Ru

"Феникс" доставил в камеру для анализа второй образец марсианского грунта

8 июля 2008 г.

Марсианский зонд "Феникс" доставил второй образец грунта Марса из траншеи "Белоснежка" в камеру для физико-химического анализа. Ожидается, что результаты анализа будут получены в течение ближайших нескольких дней.

Новые данные специалисты миссии "Феникс" сравнят с информацией, которую зонд получил в результате предыдущего анализа, законченного в конце июня. Согласно полученным "Фениксом" данным, марсианская почва по своим характеристикам напоминает почву так называемых сухих долин Антарктиды.

Источник: Lenta.Ru

"Феникс" впервые воспользовался космической "вилкой"

11 июля 2008 г.

Зонд "Феникс" коснулся поверхности Марса с помощью "вилки" - инструмента для измерения проводимости среды. 10 июля зонд провел пробное погружение прибора в до сих пор нетронутую область поверхности. Ожидается, что следующее погружение будет сопровождаться отбором экспериментальных данных.

"Вилка" имеет четыре зубца длиной около 1,5 сантиметров каждый. С помощью этого инструмента "Феникс" будет оценивать, с какой скоростью тепло и электрический ток "проходят" от одного зубца до другого. Анализируя полученные данные, специалисты смогут получить информацию о наличии в почве Марса замерзшей или жидкой воды. С помощью "вилки" зонд уже провел несколько измерений, по результатам которых ученые смогли оценить содержание водяных паров в атмосфере Марса.

Кроме того, в четверг "Феникс" провел первые калибровочные измерения с помощью встроенного атомного силового микроскопа. Размер образцов, которые могут быть исследованы на этом приборе, может составлять около 100 нанометров.

Источник: Lenta.Ru

"Феникс" воспользуется новой тактикой доставки образцов грунта

28 июля 2008 г.

Специалисты проекта "Феникс" приняли решение избрать новую стратегию доставки образцов в печь газового анализатора после того, как зонд не смог наполнить ее 27 июля, в 60-й марсианский день миссии (продолжительность марсианского дня составляет 24 часа 39 минут 35 секунд). С помощью разрыхлителя "Феникс" смог собрать достаточное количество грунта, однако большая его часть прилипла к задней части совка.

"Феникс" добыл образцы почвы из стенки траншеи "Белоснежка", которую он создал 17 июня. Чтобы выбить плотный грунт, зонд использовал разрыхлитель, расположенный на задней стороне совка. После того как зонд наполнил совок, он поднес его к двери одной из печей газового анализатора и несколько раз включил разрыхлитель, чтобы комки почвы попали в узкий вход (около 10 cм в длину и 3 см в ширину). Чтобы в узкую печь попало как можно больше почвы, "Феникс" перевернул совок и несколько раз тряхнул им над дверью. Тем не менее, датчик, установленный на входе в печь, показал, что материала для анализа недостаточно, и дверь осталась открытой.

Новый план доставки образцов предполагает сократить время работы разрыхлителя, чтобы уменьшить вероятность нагревания почва и слипания ее в комки. С другой стороны, специалисты миссии намерены увеличить число оборотов разрыхлителя при доставке образцов грунта в печь.

Несмотря на неудачу, хорошей новостью, по словам одного из управляющих проектом "Феникс" Бэрри Гльдштайна из Лаборатории реактивного движения в Пасадене, является тот факт, что работа зонда не вызвала короткого замыкания.

2.    Планы по Луне

В США начался финал конкурса по разработке концепций лунной базы

29 июля 2008 г.

Американское космическое агентство NASA отобрало 11 компаний и один университет, которые будут независимо друг от друга разрабатывать концепции будущей лунной базы. Организации будут в течение 180 дней заниматься отдельными ветвями проекта. По окончании этого срока лучшие проекты получат денежное вознаграждение. Максимальная сумма, на которую может рассчитывать каждый участник, - 250 тысяч долларов США. Общий размер призового фонда составляет два миллиона долларов.

Основными вопросами, в разработке которых примут участие отобранные структуры, являются следующие: запасание энергии, программное обеспечение лунной базы, вопросы упаковки и хранения вещей и приборов, обеспечение жизнедеятельности астронавтов, технические средства для передвижения по лунной поверхности.

NASA проводит этот конкурс в рамках своей программы "Созвездие" (Constellation) по созданию межпланетных космических кораблей и лунной базы. Регулярные полеты американцев на Луну для строительства поселения должны начаться в 2020 году.

3.    Разработка новых кораблей

NASA начало сбор мочи для создания космического корабля

18 июля 2008 г.

Космический центр Джона Хопкинса при NASA начал сбор мочи для разработки нового космического корабля "Орион", который должен доставить американских космонавтов на Луну в 2020 году. Образцы мочи необходимы NASA для конструирования канализационной системы на борту корабля. Инженерам необходимо около 30 литров мочи ежедневно.

В моче содержатся вещества, которые выпадают в осадок. Они забивают канализационные трубы, и если их засор на Земле просто доставляет неудобства, то в космосе такая ситуация может серьезно нарушить работу экипажа. В ходе исследований ученые будут разрабатывать соединения, которые будут препятствовать выпадению осадка в моче.

NASA собирала образцы мочи у своих сотрудников при конструировании многих кораблей, однако до сих пор о существовании этой традиция не было известно посторонним людям.

Источник: Lenta.Ru

НАСА заменит шаттлы японскими кораблями

20 июля 2008 г.

НАСА намерено приобрести японские грузовые корабли для использования их в обслуживании МКС вместо шаттлов. Об этом пишет японская газета «Иомиури» со ссылкой на источники в американском аэрокосмическом агентстве.

В настоящее время в НАСА начат активный поиск альтернативы американским «челнокам», программа полетов которых будет полностью завершена в 2010 году. «Грузовиками» также располагают Россия и Евросоюз, однако по ряду соображений, включая политические и технические, они «не подходят» для США. Ввиду этого США «вынуждены обратиться за содействием к Японии, которая завершает разработку своей первой модели непилотируемого космического корабля HТV».

Как передает ИТАР-ТАСС, НАСА одновременно планирует продолжить собственные разработки новых «челноков», но замена может быть готова при успешной реализации проекта не раньше 2018 года. По этой причине США, полагают эксперты, для доставки грузов на МКС после 2010 года «вероятнее всего придется полагаться на Японию».

источник - http://news.mail.ru/society/1892305/

4.    Китай

Китай закончил сбор данных для составления карты Луны

7 июля 2008 г.

Китайский лунный спутник "Чанъэ-1" собрал необходимое количество данных для составления полной карты лунной поверхности.

"Чанъэ-1" был запущен к орбите Луны 24 октября 2007 года. Спутник проводил трехмерную съемку поверхности Луны при помощи особых камер и рентгеновских спектрометров. Кроме того, "Чанъэ-1" измерял электромагнитный фон, анализировал распределение минералов и проводил другие измерения.

"Чанъэ-1", названный в честь китайской богини Луны, был первым шагом китайской программы освоения естественного спутника Земли. Вторым шагом должен стать запуск двух луноходов, которые займутся сбором образцов лунного грунта для анализа. Предполагается, что первый из них отправится к спутнику в 2013 году.

5.    Космос для всех

Польша и Испания намерены запустить первые собственные спутники

16 июля 2008 г.

Польша и Испания рассказали о своих планах запустить на орбиту первые собственные спутники. Польский аппарат находится на стадии разработки, в то время как испанцы планируют запустить свой спутник в декабре 2009 года с космодрома "Байконур".

Будущий польский спутник назван "Мазовия" ("Mazovia") в честь региона в центральной части Польши. Спутник, в задачи которого будет входить фотографирование земной поверхности, будет весить около 200 килограммов. На "Мазовию" планируется установить камеру высокого разрешения, которая позволит получать снимки объектов размером два на два метра удовлетворительного качества. Ожидается, что высота орбиты "Мазовии" составит 700 километров. Приблизительная дата окончания работ по конструированию спутника - 2012 год. Ожидаемое время эксплуатации спутника - от пяти до шести лет.

Испанский спутник станет частью международной Системы мониторинга природных катастроф (Disaster Monitoring Constellation - DMC). На данный момент на орбите находятся четыре спутника, осуществляющие мониторинг стихийных бедствий. Новый спутник войдет в систему DMC, для чего ему необходимо будет выйти на трансполярную орбиту.

Как и остальные спутники, входящие в DMC, испанский аппарат весит около 90 килограммов. Его размеры составляют 60 на 60 на 100 сантиметров. Спутник был разработан испанской компанией "Deimos Imaging SL", которую возглавляет бывший космонавт Педро Дуке.

"Отец Интернета" создаст межпланетную сеть к 2010 году

28 июля 2008 г.

Сотрудники NASA вместе с "отцом Интернета" Винтом Серфом к 2010 году представят готовую для реализации в космических аппаратах концепцию терпимых к задержкам сетей (DTN, Delay tolerant networking). К указанному сроку DTN можно будет применять в автоматах и космических аппаратах, занятых в лунной программе.

Космическая связь при помощи интернет-протокола является непростой задачей. Сигналу приходится преодолевать огромные расстояния, он может быть искажен, большие антенны трудно доставить в космос, а оборудование должно обладать способностью к саморемонту, так как часто заменять вышедшие из строя узлы сети не получится.

DTN должна работать даже в том случае, если связь надолго прерывается. Для этого используется методика хранения пакета данных с последующей его пересылкой. Причем при потере пакета его может переслать любой из промежуточных узлов, так что источнику не придется повторять сигнал, как в нынешнем протоколе TCP.

Ожидается, что DTN признают международным стандартом межпланетной связи все крупнейшие космические агентства.

Источник: Lenta.Ru

Состоялась презентация первого коммерческого ракетоплана

29 июля 2008 г.

Компания Virgin Galactic, владельцем которой является известный британский предприниматель Ричард Бренсон, представила 28 июля, первую часть проекта по коммерческому запуску людей в космос – самолет-носитель White Knight 2. У него два фюзеляжа, между которыми крепится космический корабль SpaceShipTwo с пассажирами на борту.

Планируется, что носитель будет стартовать с космодрома, который в настоящее время строится в штате Нью-Мексико. На высоте более 15 километров WhiteKnight 2 отпустит космический корабль с пассажирами, который уже на собственных твердотопливных двигателях поднимется на высоту более 100 километров (для сравнения, МКС находится на высоте около 350 километров). Там пассажиры испытают на себе эффект невесомости в течении шести минут и насладятся видом Земли из космоса. Стоимость такого полета составляет 200 тысяч долларов, и в настоящее время уже более 500 человек (среди которых 11 россиян) забронировали себе места.

6.    Физические исследования

У NASA не хватает денег на темную энергию

3 июля 2008 г.

Недостаток финансирования проекта NASA по исследованию темной энергии Joint Dark Energy Mission (JDEM) может привести к негативным для проекта последствиям. В частности, может значительно пострадать точность полученных результатов.

В 2009 году на орбиту должен был быть запущен специальный спутник. Первоначально NASA оценила проект примерно в 600 миллионов долларов. Однако независимые исследования показали, что общая стоимость составит более миллиарда долларов без учета стоимости запуска спутника. Стоит отметить, что работы по этой программе уже прерывались в 2006 году из-за проблем с финансированием.

В рамках JDEM планировалось измерить некоторые параметры темной энергии с высокой точностью. Предполагаемая погрешность результатов должна была составить около одного процента. Урезание бюджета может довести эту цифру до трех процентов. Подобной точностью результатов обладают многие более дешевые наземные проекты.

Основной целью проекта было изучение зависимости скорости расширения Вселенной от времени.

1. Луна

Ученые нашли воду в мантии Луны

10 июля 2008 г.

Группа американских ученых под руководством Эрика Хаури из института Карнеги обнаружила воду в образцах лунного вулканического материала. Открытие ученых ставит под сомнение теорию возникновения Луны и является косвенным подтверждением того, что на полюсах могут находиться залежи льда.

Для исследования применялась техника для обнаружения мельчайших порций воды, разработанная Эриком Хаури и называемая косвенной ионной масс-спектрометрией (secondary ion mass spectrometry - SIMS). Предыдущие методы не позволяли обнаружить концентрацию воды меньшую, чем 50 частей на миллион. Чувствительность же метода ионной спектрометрии в десять раз выше.

Образцы лунного вулканического материала были доставлены на Землю в 70-х годах прошлого века в рамках программы "Аполлон". Они представляют собой маленькие шарики вулканического стекла. Их возраст составляет около трех миллиардов лет.

Как показали исследования, в образцах содержится в среднем 46 на миллион частей воды. Внутри она распределена неравномерно. Большая ее часть (95%) содержится в центре шариков. Ученые объясняют такое распределение воды тем, что сразу после извержения часть ее испарилась в космическое пространство. При этом вода, близкая к поверхности капли испарялась быстрее. Построив математическую модель остывания образцов, ученые пришли к выводу, что содержание воды в горячей магме до извержения составляло 750 частей на миллион. Для сравнения: в земной мантии содержится от 500 до 1000 на миллион частей воды.

Как считают ученые, часть воды, испарившейся во время извержения, ушла в космическое пространство, а часть осела обратно на поверхность. Расчеты показывают, что большую долю воды отнесло к полюсам Луны. Только там, в неосвещаемых кратерах, могут существовать возможные залежи воды в виде льда, поскольку во время лунного дня поверхность прогревается до температуры свыше 100 градусов по Цельсию. До этого считалось, что источником льда на Луне могут служить только кометы и астероиды.

Открытие также ставит под сомнение одну из современных теорий возникновения Луны. Считается, что она образовалась в результате столкновения Земли с космическим телом, размером с Марс. В результате большая часть легкоиспаряющихся веществ должна была улетучиться. В частности, к таким веществам относится вода. Однако большое ее количество в мантии указывает на то, что Луна образовалась по-другому.

1. Меркурий

"Мессенджер" зафиксировал ускорение сжатия Меркурия

4 июля 2008 г.

Астрономы NASA установили, что Меркурий сжимается быстрее, чем считалось до сих пор. К такому выводу они пришли по результатам анализа снимков планеты, сделанных зондом "Мессенджер".

В 1974 зонд "Маринер 10", пролетая мимо Меркурия, сделал несколько его фотографий. В общей сложности была получена информация о 45% поверхности планеты. В 2008 зонд "Мессенджер" сфотографировал еще 20%. Кроме того, в 2011 году он должен вернуться к Меркурию и передать карту уже всей поверхности планеты.

На первых фотографиях были обнаружены особые разломы, так называемые скарпы. Они пересекали самые разные геологические формации, что означало их нетектоническую природу. Ученые пришли к выводу, что скарпы образовались в результате сжимания планеты, вызванного остыванием ядра. Самые первые оценки скорости этого процесса были следующие: за четыре млрд лет своего существования диаметр Меркурия уменьшился где-то на 1-2 км (в настоящее время диаметр составляет около 2400 км). Анализ фотографий, сделанных зондом "Мессенджер", показывает, что скорость сжатия может быть на треть больше. Кроме того, этот процесс, возможно, продолжается до сих пор.

1. Солнце

Найдена "потерянная" энергия солнечного ветра

4 июля 2008 г.

Ученые из университета Беркли (Калифорния) закончили исследование отдаленных областей гелиосферы – района космоса, в котором присутствуют потоки заряженных частиц, испускаемых Солнцем. В 2007 году было обнаружено, что энергия таких потоков (называемых солнечным ветром) в отдаленных районах гелиосферы на 70% ниже расчетной. В результате исследования астрономам удалось найти недостающую энергию.

Космическая программа "Стерео" ("STEREO") изначально была направлена на изучение Солнца. В рамках этой программы на орбиту были выведены два спутника с научным оборудованием. На каждом был установлен супратермальный электронный детектор, предназначенный для обнаружения электронов. Как выяснилось, такие детекторы могут улавливать так называемые нейтральные энергетические атомы. Они образуются при попадании плазмы в разряженную среду. Ионы плазмы начинают сталкиваться с атомами среды, порождая поток быстрых атомов, называемых нейтральные энергетические атомы.

Такие атомы движутся со скоростью ионов, сохраняя информацию о породившей их плазме. Кроме того, они не подвержены воздействию магнитных полей, поскольку не обладают электрическим зарядом. Изучая потоки таких атомов, идущие из дальних районов гелиосферы, ученым удалось получить карту распределения ионов плазмы.

1. Астероиды

Астероиды становятся более сферическими с возрастом

8 июля 2008 г.

Форма астероидов зависит от их возраста. "Старение" этих небесных тел сопровождается постепенным сглаживанием их формы и приближением ее к сферической. Такое заключение сделали астрономы из Венгрии и Австралии, проанализировав данные о более чем 11,5 тысячах астероидов с помощью метода фотометрии с временным разрешением.

Ученые определяли форму астероидов в различных семействах - группах астероидов, имеющих близкие орбиты и, вероятно, образовавшихся из общего источника. Они обнаружили, что для более молодых семейств характерно существенно большее разнообразие форм. Так, большая часть "юных" астероидов имела вытянутую неправильную форму. Чем старше было исследуемое семейство, тем больше сферических астероидов оно включало.

Астрономы предположили, что "сглаживание" формы астероида связано с многочисленными соударениями с другими небесными телами. Изначально форма астероидов может быть практически любой. Однако постоянные столкновения с соседями способствуют исчезновению выступающих частей. Аналогичные процессы происходят с морской галькой.

1. Вопросы физики

Астрономы взвесили темную материю Солнечной системы

1 июля 2008 г.

Астрономы из Университета Аризоны оценили количество темной материи в Солнечной системе. Согласно созданной ими модели, в области от Солнца до Нептуна сосредоточено 1,07х1020 килограммов загадочной материи.

Авторы работы построили математическую модель взаимодействия частиц темной материи с Солнцем и обращающимся вокруг него планетами на основании наблюдений за движением планет и спутников. Они подсчитали количество темной материи, которая удерживается в Солнечной системе благодаря силам притяжения, и определили профиль ее распределения. Созданная астрономами модель предсказывает, что плотность темного вещества падает по мере удаления от Солнца.

Авторы работы предполагают, что наличие темной материи может объяснять так называемый эффект, или аномалию, "Пионера" - искривлении траекторий движения космических аппаратов, находящихся во внешней части Солнечной системы.

До сих пор у ученых нет подтвержденных сведений о регистрации частиц темной материи - вимпов (от английского WIMP - Weakly Interacting Massive Particle - слабовзаимодействующая массивная частица).