АНАЛИТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛ

ЗА АПРЕЛЬ-2010

ЧАСТЬ 1. ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. А вы что хотели при таком финансировании?

Потеряна последняя надежда оживить единственный российский научный спутник

19 апреля 2010 г.

Ученые потеряли надежду на восстановление работы единственного российского научного спутника «Коронас-ФОТОН». Об этом сообщается на сайте обсерватории «Тесис», установленной на борту аппарата. С 5 по 18 апреля в течение в общей сложности 322 часов аппарат находился на бестеневых орбитах, в результате чего была достигнута максимальная освещенность солнечных батарей. Ученые, работающие с аппаратом, надеялись, что это приведет к реанимации систем энергоснабжения спутника, однако этого не произошло.

Ученые установили, что аппарат в настоящее время полностью потерял ориентацию на Солнце и развернут в сторону Земли. Это означает, что из строя вышла система ориентации аппарата, и теперь зарядка аккумуляторов из-за неправильного положения батарей представляется почти невозможной.

«Коронас-Фотон» был запущен в космос 30 января 2009 года. С начала сентября некоторые приборы спутника, предназначенного для исследования Солнца, начали периодически отключаться. Общая продолжительность целевой работы спутника составила 278 дней при гарантийном сроке в три года.

2. Кадровые вопросы

В Роскосмосе отобрали новых кандидатов в космонавты

30 апреля 2010 г.

Роскосмос отобрал новых кандидатов в космонавты. На заседании Межведомственной комиссии были утверждены кандидатуры Андрея Бабкина и Сергея Кудь-Сверчкова. Они принадлежат к отряду РКК «Энергия». В ближайшее время они начнут тренировки по программе подготовки космонавтов-испытателей в подмосковном ЦПК имени Гагарина.

Кроме того, Межведомственная комиссия приняла решение о формировании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства. В настоящее время таких отрядов три - у ЦПК, у Роскосмоса и у Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН.

Ранее глава российского космического ведомства Анатолий Перминов сообщил, что в следующий отряд космонавтов, возможно, будут включены девушки. Всего в мире в космос летало около 50 женщин, однако в СССР и России было всего три женщины-космонавта: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Елена Кондакова.

3. Новости МКС

С Байконура к МКС стартовал «Союз ТМА-18»

2 апреля 2010 г.

Космический корабль «Союз ТМА-18» с тремя членами экипажа на борту стартовал к МКС с космодрома Байконур. Он доставит на орбиту россиян Александра Скворцова и Михаила Корниенко, а также американку Трейси Колдуэлл-Дайсон. Пуск ракеты был осуществлен в 08:04 по московскому времени. В 08:13 корабль «Союз ТМА-18» отделился от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-ФГ» и вышел на расчетную околоземную орбиту.

Россияне Скворцов и Корниенко полетели в космос впервые. Для американки Трейси Колдуэлл-Дайсон это уже второй полет. Впервые она летала в космос в 2007 году на шаттле «Индевор». Экипажу предстоит провести на МКС около полугода. Возвращение корабля «Союз ТМА-18» должно состояться 16 сентября.

Шаттл «Дискавери» пристыковался к МКС

8 апреля 2010 г.

Шаттл «Дискавери», отправившийся на орбиту 5 апреля, пристыковался к МКС.

Вскоре после старта челнока выяснилось, что у него повреждена антенна сантиметрового диапазона. Она необходима для передачи на Землю большого объема данных, однако ее функции могут взять на себя другие антенны челнока. Также антенна сантиметрового диапазона нужна для выполнения маневра стыковки. В случае ее отказа для стыковки используется собственная антенна МКС.

На борту челнока находится экипаж из семи человек, в том числе три женщины. «Дискавери» доставил на Международную космическую станцию большое количество грузов, размещенных в транспортном модуле «Леонардо». В их число входят спортивные тренажеры, спальные места для обитателей станции, экспериментальное оборудование.

Астронавты «Дискавери» выполнили все работы за бортом МКС

14 апреля 2010 г.

Астронавты шаттла «Дискавери» Рик Мастраккио и Клейтон Андерсон завершили третий выход в открытый космос. Во время работы в открытом космосе они заменили бак с аммиаком, входящий в охладительную систему станции.

Космическая «прогулка» началась 13 апреля в 09:14 по московскому времени и продлилась 6 часов 24 минуты. Предыдущий выход в космос длился 7,5 часа - на один час дольше, чем планировалось изначально. Мастраккио и Андерсон задержались из-за тугого болта, который необходимо было прикрутить.

4. Исчерпание ресурса МКС

На МКС отказал кислородный генератор

14 апреля 2010 г.

На российском сегменте МКС отказал кислородный генератор «Электрон-ВМ». Непосредственной угрозы для жизни экипажа нет, так как на американском сегменте станции работает аналогичный прибор OGS. Кроме того, запас кислорода есть на пристыкованном к станции шаттле «Дискавери». Еще один способ получить O2 - сжигание твердотопливных источников кислорода, имеющихся на станции.

В настоящее время система получения кислорода методом электролиза воды «Электрон-ВМ» отключена. Специалисты РКК «Энергия» и подмосковного Центра управления полетами пытаются оценить, какой из возможных сценариев будет более целесообразным: ремонт кислородного генератора или его замена на новый прибор.

Кроме того, сообщается, что на станции возникли неполадки с терморегуляцией. Проблема связана с новым баком с аммиаком, который был установлен астронавтами шаттла «Дискавери». Уточняется, что жизням обитателей станции эта поломка не угрожает.

На МКС заработал кислородный генератор

19 апреля 2010 г.

Российский генератор кислорода «Электрон-ВМ» на МКС снова заработал. Космонавтам удалось включить систему, и в настоящее время она работает без сбоев. Неполадки, как оказалось, были не в самом генераторе, который уже в три раза переработал свой первоначальный ресурс, а в одном из телеметрических блоков.

Однако, помимо этого, в российском сегменте сломалась беговая дорожка американского производства (отечественных беговых дорожек на орбите нет). В ближайшее время российские космонавты приступят к ремонту этого устройства, а пока им предстоит заниматься на дорожке в американском сегменте.

5. Развитие МКС

Россия предложила отправить МКС к Луне

5 апреля 2010 г.

Россия предложила партнерам по Международной космической станции после завершения эксплуатации создать на ее основе космический корабль, который сможет отправиться за пределы околоземного пространства. Об этой идее журналистам рассказал начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Точная цель для корабля, в который может быть модернизирована МКС, пока не определена. «Это может быть лунная орбита или астероид, или еще что-нибудь», - пояснил Краснов. Глава управления пилотируемых программ федерального космического агентства отметил, что Россия в любом случае собиралась разработать космический аппарат для путешествий за пределы земной орбиты до 2020 года.

Источник: Lenta.Ru

Комментарий ред. сайта: а, спрашивается, почему со станцией «Мир» нельзя было так сделать?

«Орион» возродят как спасательный корабль

15 апреля 2010 г.

Космический корабль «Орион», который разрабатывался в рамках американской программы «Созвездие», отмененной в 2010 году, все же будет построен. Об этом журналистам Associated Press рассказал на условиях анонимности знакомый с ситуацией чиновник из администрации президента США Барака Обамы.

По его словам, корабль будет использоваться в качестве спасательного средства для экстренной эвакуации астронавтов с МКС. В настоящее время для этого приспособлены российские космические корабли «Союз». «Орион» отправится на орбиту в беспилотном режиме и будет пристыкован к станции. Так как на борту корабля при отправке в космос не будет людей, для вывода «Ориона» на орбиту можно будет использовать одну из действующих в настоящее время ракет-носителей, например серии «Атлас»или «Дельта».

Помимо возвращения «Ориона», новая стратегия развития американской космической отрасли подразумевает создание ракеты-носителя большой грузоподъемности. Как отметил чиновник, ее создание начнется уже в 2015 году, после того как специалисты выберут один вариант конструкции из нескольких предложенных.

Реализация всех планов позволит создать во Флориде (штат, в котором расположен космический центр Кеннеди и космодром) около 2,5 тысячи рабочих мест - больше, чем предполагалось для решения задач «Созвездия». На развитие соответствующей инфраструктуры в штате будет выделено 40 миллионов долларов. Кроме того, дополнительные 11,8 тысячи рабочих мест будут созданы для обеспечения пилотируемых полетов в космос, которыми будут заниматься частные космические компании.

5. Шаттлы

NASA заявило о возможном переносе последних полетов шаттлов

26 апреля 2010 г.

Представитель NASA заявил, что даты предпоследнего и последнего полетов шаттлов могут быть перенесены на более поздний срок. Причиной переноса даты запусков стало решение заменить один из компонентов магнитного альфа-спектрометра AMS-02, который доставит на орбиту челнок «Индевор» (предпоследний запуск - STS-134). AMS-02 предназначен, в частности, для поиска темной материи и антиматерии.

Планировалось, что «Индевор» отправится к МКС 31 июля 2010 года, однако замена прибора может быть завершена не раньше августа. Из-за задержки предпоследнего полета придется переносить и последний запуск шаттла (сейчас он намечен на сентябрь 2010 года).

Последний запуск шаттла перенесли на ноябрь 2010 года

28 апреля 2010 г.

Последний запуск шаттла перенесен с сентября 2010 года на ноябрь. Теперь последним челноком, который отправится на орбиту, станет не «Дискавери», который, как и планировалось, стартует 16 сентября, а «Индевор». До этого предполагалось, что «Индевор» полетит к МКС 29 июля.

6. Коммерциализация космоса

США заплатят России за доставку астронавтов на МКС двойную цену

8 апреля 2010 г.

NASA и Роскосмос подписали контракт, согласно которому США заплатит России по 55,8 миллиона долларов за каждого из шести астронавтов, которые будут доставлены на МКС с помощью «Союзов» в 2013-2014 годах. Таким образом стоимость доставки астронавтов повысилась вдвое. Раньше доставка американцев «Союзами» стоила 26,3 миллиона долларов за одного человека.

NASA нуждается в услугах Роскосмоса, поскольку планирует в 2010 году списать свой флот космических челноков. Известно, что последний американский шаттл отправится к МКС в сентябре. Какие американские космические корабли в будущем заменят шаттлы, пока не ясно.

Повышение цен на доставку астронавтов «Союзами» представители NASA объяснили тем, что российской стороне нужно строить новые корабли для дополнительных запусков.

7. «Луноходы» на Луне были

Ученые попали в луноход лазерным лучом

29 апреля 2010 г.

Американские ученые сумели «попасть» в находящийся на Луне «Луноход-1» лазерным лучом и принять отраженный сигнал.

В последний раз «Луноход» связался с Землей по радио в 1971 году. «Луноход-1» был оснащен отражателем - с их помощью ученые определяют точное расстояние от Земли до Луны (на отражатель посылается лазерный луч, перемещающийся со скоростью света, и исследователи определяют, сколько времени ему потребовалось на путь от планеты до спутника и обратно). После того как связь с луноходом прервалась, специалисты не могли «поймать» отражатель, так как не знали точного местоположения аппарата.

В середине марта 2010 года американский орбитальный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) передал на Землю фотографии, на которых был запечатлен «Луноход-1» и «Луноход-2». Используя их, ученые смогли точно рассчитать координаты местонахождения первого лунохода и послать в этот район лазерный луч. По словам исследователей, они попали в аппарат со второй попытки. Стоит отметить, что сразу после публикации сообщения об обнаружении лунохода, ученые, принимавшие участие в разработке советской лунной программы, заявили, что никогда не теряли аппарат.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Марсианские орбитальные зонды и марсоходы

Орбитальный зонд прислал фото застрявшего в песках Марса «Спирита»

12 апреля 2010 г.

Орбитальный зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) передал на Землю фотографию марсианского плато Home Plate, где в апреле прошлого года застрял марсоход «Спирит». MRO фотографировал кратер Гусева, где находится плато Home Plate, 15 февраля 2010 года при помощи своей камеры HiRISE. Она позволяет получать изображения объектов размером менее 30 сантиметров с высоты 300 километров.

В феврале «Спирит» еще был активен, но специалисты уже прекратили попытки вытащить его из грунта. Сейчас марсоход переведен в «спящий режим» (hybernation). На Марсе начинается зима, и «Спирит» не сможет продолжать свои наблюдения из-за неподходящих погодных условий. Весной специалисты намерены вновь «разбудить» марсоход, который будет работать в режиме стационарной станции наблюдений.

2. Исследования Сатурна

«Кассини» сфотографировал грозу на Сатурне

16 апреля 2010 г.

Ученые, работающие с космическим зондом «Кассини», опубликовали первые снимки молний на Сатурне. На снимках хорошо видно гигантское штормовое облако длиной более 3000 километров. Продолжительность вспышек молнии составляла не более одной секунды. При этом они освещали регион диаметром до 300 километров. Шторм продолжался с ноября по середину декабря 2009 года.

По словам ученых, получение фотографий молний стало возможно только благодаря равноденствию на Сатурне - дело в том, что отраженный от колец свет делает невозможным обнаружение вспышек даже на ночной стороне планеты. Во время равноденствия свет падает на кольца под нулевым углом, что и сделало наблюдения возможными.

Аппарат «Кассини», который сделал всю работу по наблюдению за штормом, был запущен в 1997 году. Сатурна он достиг в 2004, а совсем недавно миссия зонда была продлена до 2017 года.

3. Исследования Солнца

Солнце выбросило гигантский протуберанец

15 апреля 2010 г.

Во вторник, 13 апреля, Солнце выбросило один из самых больших протуберанцев за последние годы, сообщается на портале Universe Today.

Процесс занял около двух часов и был запечатлен запущенным в 1995 году аппаратом для наблюдений за светилом SOHO. Посмотреть, как развивались события, можно на сайте проекта SOHO. Для этого необходимо выбрать в меню «Image Type» LASCO C2, а в меню выбора даты задать промежуток с 13 по 14 апреля 2010 года. LASCO C2 - это одна из камер аппарата, передающая изображения, полученные широкоугольным спектрометром-коронографом LASCO (Large Angle Spectrometric Coronagraph).

Астрономы полагают, что Солнце постепенно выходит из необычно долгой «спячки» и активизируется. Новый 11-летний цикл активности светила должен был начаться еще в мае 2009 года, однако фаза затишья аномально затянулась.

Источник: Lenta.Ru

Солнечная обсерватория NASA передала первые изображения

23 апреля 2010 г.

Новая солнечная обсерватория NASA SDO (Solar Dynamics Observatory - обсерватория для изучения динамики происходящих на Солнце процессов) передала на Землю первые снимки светила в высоком разрешении. Разрешение переданных аппаратом снимков в десять раз выше, чем у изображений стандарта HDTV.

У России также был собственный научный спутник для исследования Солнца - «Коронас-ФОТОН». Его запуск состоялся 30 января 2009 года с космодрома Плесецк, но уже в сентябре в системе электроснабжения спутника начались перебои, а 18 апреля 2010 года специалисты заявили, что аппарат окончательно вышел из строя и починить его не удастся.

4. Планы по Марсу

США создаст ракету для полётов на Марс

15 апреля 2010 г.

Согласно данным издания Washington Post, президент США Барак Обама подготовил план по созданию ракеты, способной доставлять людей на Луну и Марс. Первые образцы ракеты должны быть готовы уже к 2015 году. На эти цели проект предусматривает выделение из бюджета более трёх миллиардов долларов.

Напомним, в феврале текущего года с подачи Обамы был принят новый бюджет, который предусматривает сворачивание финансирования проектов Constellation и Space Shuttle. Программа Constellation была создана еще при власти Буша и предусматривала высадку на Луну к 2020 году. За эти непопулярные действия на президента США обрушился целый шквал критики, как со стороны представителей космической отрасли, так и со стороны законодателей.

Новый проект Обамы, который будет представлен в четверг, судя по всему, должен немного ослабить поток критики в адрес президента. В программе предусмотрено создание на 2,5 тысяч больше рабочих мест по сравнению с Constellation, в частности, за счет запуска проектов по разработке новых коммерческих ракет и «облегченной» версии капсулы «Орион».

Источник: 3DNews

Создан чип для поиска внеземной жизни

21 апреля 2010 г.

Профессор генетики из Гарвардской Медицинской школы Гари Равкан разработал чип, способный определять в образце наличие фрагментов инопланетных ДНК. Предполагается, что чип будет использован в составе исследовательского комплекса будущего марсохода. Марсианская пыль, захваченная автономным роботом, попадает в специальный раствор, который очищается, обрабатывается ультразвуком для разрушения возможных органических фрагментов, а затем анализируется чипом на предмет наличия ДНК. В случае обнаружения необходимой структуры, частицы помечаются специальным флюоресцирующим красителем для дальнейшего изучения.

Источник: 3DNews

5. Китай

Китай подтвердил свои намерения реализовать лунную программу

14 апреля 2010 г.

Руководитель по разработке китайской лунной программы Е Пэйцзянь подтвердил, что КНР намерена реализовать все проекты по исследованию земного спутника в срок, несмотря на решение США изменить свою стратегию в отношении Луны. Специалист подтвердил, что во второй половине 2010 года Китай планирует запустить на Луну второй орбитальный зонд «Чанъэ-2». Изначально он создавался как замена зонду «Чанъэ-1», однако позже был модифицирован и сейчас, по словам Пэйцзяня, он относится к следующему поколению космических аппаратов.

Вслед за «Чанъэ-2» на Луну в 2013 году будет запущен спускаемый модуль «Чанъэ-3», который должен изучить геологические особенности земного спутника. В 2017 году Поднебесная рассчитывает отправить к Луне пилотируемый космический корабль.

6. Технологии

В состав следующего экипажа шаттла включили робота

19 апреля 2010 г.

В состав следующего экипажа шаттла «Дискавери», который отправится к МКС в сентябре 2010 года, войдет робот. Андроид, состоит из торса с двумя руками и головой, закрепленного на платформе.

Ученые назвали робота «Робонавт II», так как он относится ко второму поколению человекоподобных роботов, разрабатываемых в качестве помощников астронавтов. В условиях земной гравитации «Робонавт II» может поднимать грузы массой до девяти кг, а также выполнять достаточно тонкие операции (его ладони скопированы с ладоней человека).

Пока андроид не приспособлен для работы за бортом станции - во время полета ученые будут тестировать, как он будет функционировать внутри МКС.

Роботы первой серии - «Робонавты I» - были «посажены» на движущуюся на четырех колесах платформу, однако они так и не побывали за пределами Земли.

Источник: Lenta.Ru

В США запустили первый беспилотный орбитальный самолет

23 апреля 2010 г.

В США с авиабазы ВВС на мысе Канаверелл, штат Флорида, 22 апреля был впервые произведен запуск беспилотного орбитального самолета X-37B. Запуск был произведён с помощью ракеты-носителя Atlas 5. X-37B способен оставаться на орбите на протяжении 270 дней. Предполагаемое место посадки аппарата - база ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Как сообщалось ранее, полет X-37B будет проходить в автономном режиме до его захода в атмосферу при приземлении.

Работы по созданию X-37 велись в США с 1950-х годов. Испытания аппарата проводились с 1986 по 2007 год. Цели, для которых ВВС США собирается использовать орбитальный самолет не разглашаются. Согласно официальной версии основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям X-37 будет применяться в разведывательных целях.

1. Луна

Лунные кратеры оказались гигантскими батарейками

20 апреля 2010 г.

Ученые установили, что лунные кратеры могут оказаться электрически заряженными. В рамках работы ученые построили компьютерную модель взаимодействия потоков заряженных частиц, испускаемых Солнцем (солнечного ветра), и полярных кратеров. Физики рассматривали потоки как разреженный газ из ионов и электронов, который в полярных регионах действительно ведет себя как ветер - из-за небольшого наклона оси вращения Луны потоки частиц движутся почти горизонтально.

В результате ученым удалось установить, что подобный ветер «задувает» внутрь кратеров. При этом электроны движутся быстрее более тяжелых ионов, что приводит к возникновению разности потенциалов между внутренней частью наветренного склона и дном.

По словам ученых, новое открытие может пригодиться астронавтам. Дело в том, что полярные кратеры являются одними из вероятных мест для строительства лунных поселений - это связано с тем фактом, что их внутренняя часть никогда не освещается Солнцем, поэтому там сохранились запасы принесенного кометами льда (недавно ученые нашли лед в более чем 40 кратерах). Наличие электрического заряда на поверхности может представлять опасность для приборов, а также усиливать прилипчивость лунной пыли за счет ее электризации.

2. Нептун

Астрономы изучили лето почти при температуре абсолютного нуля

8 апреля 2010 г.

Астрономы доказали, что в летние месяцы в атмосфере Тритона - спутника Нептуна - происходят характерные изменения. Статья ученых опубликована в журнале Astronomy and astrophysics. Исследователи изучали атмосферу Тритона при помощи спектрографа CRIRES, установленного на массиве телескопов VLT в Чили. Ученые установили, что летом, когда температура на Тритоне возрастает до минус 230 градусов Цельсия, пленка замерзшего угарного газа (CO), покрывающая поверхность спутника, испаряется (точнее, возгоняется - сразу переходит из твердого состояния в газообразное). Зимой холодает до минус 240 градусов Цельсия, и CO вновь кристаллизуется на поверхности.

3. Малые тела Солнечной системы

Астрономы определили самую большую комету

16 апреля 2010 г.

Ученые установили, что комета Макнота, открытая в 2006 году, вероятно, является самой большой кометой из известных на настоящий момент. Свои результаты астрономы доложили на съезде Королевского астрономического общества, на сайте которого приводится краткое изложение доклада.

Традиционно для сравнения размеров комет ученые используют длины их хвостов. Согласно этому критерию комета Макнота далеко не самая большая - несмотря на то, что ее хвост растянулся на более чем 1,5 астрономические единицы, хвост кометы Хякутакэ, открытой в 1996 году, был длиннее. Недостаток данного метода заключается в том, что он позволяет по сути оценить только величину ледяного ядра космического объекта.

В рамках новой работы ученые предложили новый метод оценки размера небесного тела. Используя данные, собранные аппаратом «Улисс» (который до 2009 года занимался изучением Солнца), они проанализировали зону магнитного возмущения, создаваемого ионизированной материей кометы. Как оказалось, эта зона для кометы Макнота огромна - чтобы пересечь ее аппарату потребовалось 18 дней. При этом аналогичную зону для Хякутакэ «Улисс» пролетел всего за 2,5 дня. По словам ученых. это показывает, что комета Макнота - это действительно крупный объект в Солнечной системе.

Источник: Lenta.Ru

Белые карлики увеличили число имеющих воду планет

15 апреля 2010 г.

Астрономы, изучавшие атмосферу белых карликов, заключили, что каменистых планет, на которых может быть вода, должно быть больше, чем принято считать. Ученые представили полученные ими выводы в ходе Национальной встречи астрономов, проходившей в Глазго.

Обычно в атмосфере белых карликов доминируют легкие элементы, такие как водород и гелий, а более тяжелые вещества скрыты в недрах карлика. Однако атмосфера около 20 процентов этих объектов «загрязнена» элементами с порядковым номером больше двух (порядковый номер гелия). Наиболее популярные теории, объясняющие это явление, предполагают, что тяжелые элементы появились в атмосфере звезды в результате поглощения светилом космической пыли или частей пролетающих астероидов.

Авторы новой работы изучили 146 белых карликов, большинство из которых расположены в пустынном районе космического пространства, где очень мало пыли и тем более астероидов. Тем не менее, в атмосфере изученных карликов был найден кальций - элемент, стоящий на 20-м месте в таблице Менделеева.

Исследователи предположили, что кальций мог остаться от похожих на Землю планет, которые в прошлом обращались вокруг светил. Косвенно правомерность такого предположения подтверждает недавняя работа, авторы которой при помощи телескопа Spitzer обнаружили вокруг белых карликов кольцо пыли, являющейся, по всей вероятности, остатками каменистых планет.

Источник: Lenta.Ru

«Горячие юпитеры» уличили в истреблении похожих на Землю планет

15 апреля 2010 г.

Астрономы нашли доказательства того, что многие планетные системы могли образоваться не так, как предполагает наиболее распространенная гипотеза. Более того, новые данные указывают, что крупные планеты, называемые «горячими юпитерами», способны уничтожать более мелкие планеты, напоминающие Землю.

В общей сложности ученые рассматривали 27 планет и обнаружили, что шесть из них обращаются «задом наперед» - то есть в противоположном направлении по отношению к направлению вращения звезды-«хозяина».

До сих пор считалось, что такое «поведение» экзопланет нетипично и является результатом «встречи» планеты с находящимся поблизости каким-либо крупным телом, например другой планетой или звездой. За «стандарт» образования планетных систем ученые принимали такой вариант, при котором звезда и ее планеты образуются из одного и того же вращающегося газо-пылевого облака. Именно поэтому направления вращения светила и планет совпадают. Эта гипотеза также предполагала, что крупные планеты постепенно мигрируют ближе к светилу, пока не превращаются в «горячие юпитеры» - тела, масса которых больше или равна массе Юпитера и которые расположены очень близко к звезде.

Большое количество планет, обращающихся по ретроградным орбитам, и планет, плоскость орбиты которых смещена по отношению к «нормальной» на существенный угол, свидетельствует, что при образовании планетных систем может работать какой-то иной механизм (по крайней мере, в значительной части планетных систем), заставляющий планеты резко менять свои орбиты. При реализации этого сценария вероятность сохранения небольших планет становится очень маленькой - при быстром сдвиге орбиты планет-гигантов их меньшие «братья» будут разрушены (так как вероятность столкновения в этом случае высока).

Впервые вращающиеся по ретроградным орбитам планеты были обнаружены летом 2009 года. «Дебютантками» стали огромная (и при этом аномально легкая) планета WASP-17b, а также «горячий Юпитер» HAT-P-7.

Источник: Lenta.Ru

Лишенная метана планета поставила астрономов в тупик

23 апреля 2010 г.

Специалисты при помощи инфракрасного телескопа Spitzer анализировали состав атмосферы планеты GJ 436b, обращающейся вокруг звезды GJ 436 в созвездии Льва. Размер планеты сравним с размером Нептуна, а температура на ней составляет около 527 градусов Цельсия. Согласно современным представлениям о механизмах образования космических объектов, в атмосфере подобных планет должно содержаться много метана и относительно мало угарного газа. Однако данные, полученные при помощи телескопа Spitzer, указывают на обратное распределение газов. Более того, содержание метана в атмосфере оказалось в семь тысяч раз меньше, чем предсказывает теория. Пока исследователи не могут объяснить, что является причиной необычных свойств GJ 436b.

Распределение метана в атмосфере планет является очень важным для астрономов параметром. Этот газ принадлежит к числу так называемых биомаркеров - соединений, присутствие которых увеличивает шансы небесного тела на обитаемость. Три других биомаркера - это вода, кислород и углекислый газ.

5. Вопросы физики

У нейтронных звезд нашли темные сердцевины

23 апреля 2010 г.

Астрофизики установили, что внутри нейтронных звезд могут существовать сгустки темной материи. В рамках исследования ученые моделировали поведение темной материи в присутствии нейтронной звезды. В настоящее время существует несколько теоретических моделей этой загадочной субстанции, на которую приходится большая часть всей материи Вселенной. Согласно некоторым из них, попадая внутрь нейтронной звезды темная материя будет аннигилироваться, а согласно другим - будет накапливаться внутри объекта.

В рамках исследования ученых интересовал именно второй сценарий развития событий. Они предположили, что, если нейтронная звезда находится в регионе, где достаточно много темной материи (например, в галактическом центре), то эта материя постепенно начинает накапливаться в центре звезды. В результате образуется темная сердцевина, которая со временем увеличивается в массе. В некоторый момент масса звезды превышает так называемый предел Оппенгеймера - Волкова - верхний предел массы для нейтронных звезд, - и происходит взрыв.

Регистрация подобного излучения могла бы подтвердить некоторые теории, касающиеся темной материи.