АНАЛИТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛ

ЗА ИЮЛЬ-2010

1. Капитализм – это деградация

Россия на пять лет лишилась спутников для изучения Солнца

2 июля 2010 г.

В ближайшие пять лет Россия не будет создавать новые спутники для изучения Солнца взамен вышедшего из строя аппарата «Коронас-Фотон». Об этом агентству «Интерфакс» сообщил неназванный представитель ракетно-космической отрасли.

До 2015 года будет действовать Федеральная космическая программа, и вносить в нее изменения не планируется, так как финансирование программы увеличено не будет. Более того, РАН уже перераспределила средства, отпущенные на программу «Коронас-Фотон», на другие проекты, связанные с космосом. Тратить их на создание нового спутника, по словам собеседника агентства, было бессмысленно, так как денег не хватит. Новый спутник для исследования Солнца может быть построен только после принятия новой Федеральной космической программы.

Испытания ракеты-носителя «Ангара» отложили до 2013 года

15 июля 2010 г.

Летные испытания новой российской ракеты-носителя «Ангара» начнутся не раньше 2013 года. Такую дату назвал генеральный директор ГКНПЦ имени Хруничева Владимир Нестеров. Ранее предполагалось, что инженеры начнут тестировать ракету уже в 2012 году. Основной трудностью, по словам Нестерова, является отсутствие необходимой для испытаний наземной инфраструктуры, а также станков для производства ракеты. Оборудование ГКНПЦ сильно изношено, уточнил директор.

Нестеров отметил, что за предыдущие пять лет опытно-конструкторские работы по созданию «Анагары» были завершены на 95-97%. Маршевый двигатель первой ступени РД-191 готов на 99%, и его сборка должна быть закончена в первом квартале 2011 года. Маршевый двигатель второй ступени РД-124, как отметил Нестеров, уже три раза летал на ракете-носителе «Союз-2».

Директор ГКНПЦ также напомнил, что летные испытания «Ангары» фактически были начаты в ходе запуска корейской ракеты-носителя KSLV-1 и оказались вполне успешными. Первая ступень этой ракеты была собрана в России и представляла собой универсальный ракетный модуль «Ангары».

Стоит отметить, что пуск KSLV-1 был неудачным - через 136 секунд после старта наземные службы потеряли связь с ракетой, а позже стало известно, что она взорвалась. Представители российской стороны уже заявили, что авария KSLV-1 никак не связана с первой ступенью ракеты.

Источник: Lenta.Ru

У попавшей в железнодорожную аварию ракеты «Протон» нашли повреждения

27 июля 2010 г.

У попавшей 18 июля в железнодорожную аварию ракеты-носителя «Протон» обнаружены повреждения. Первоначально, что ракета не пострадала. В настоящее время специалисты с Байконура принимают решение, можно ли использовать пострадавший блок при запуске ракеты в космос. Источник агентства отметил, что, с высокой вероятностью, блок будет отправлен обратно на завод, а ракету придется заменить. Попавший в аварию «Протон» должен был доставить на орбиту навигационный спутник «Глонасс-М». Старт был намечен на 2 сентября 2010 года.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов ранее заявил, что спутник будет запущен в срок, несмотря на случившуюся аварию. На орбиту его выведет другая ракета-носитель, взятая из резерва Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.

Поезд, который вез ракету-носитель «Протон» из Самары, где расположен сборочный цех, на Байконур, столкнулся с составом, который стоял на соседнем пути в районе станции Дубенки в Ульяновской области. На «постороннем» поезде находился негабаритный груз, который и задел вагоны с ракетой. Сразу после аварии специалисты, проводившие осмотр, заключили, что пострадала только обшивка спецвагона и приняли решение доставить ракету на космодром.

2. Российская космическая программа

В НПО имени Лавочкина подтвердили участие в венерианской миссии

23 июля 2010 г.

Специалисты российского НПО имени Лавочкина проводят научно-исследовательские разработки по созданию автоматической станции «Венера-Д». Старт миссии предварительно намечен на 6 декабря 2016 года. Ракета-носитель, которая выведет станцию в космос, пока не определена, но предполагается что это может быть тяжелая ракета класса «Протон-М» или «Ангара-А5». До орбиты Венеры аппарат должен добраться 16 мая 2017 года.

«Венера-Д» будет изучать состав венерианской атмосферы и поверхности планеты. Ученые рассчитывают, что собранные данные помогут понять, почему на соседке Земли по Солнечной системе нет воды. Станция будет состоять из орбитального зонда, спускаемого аппарата и двух баллонов для исследования атмосферы и облаков. Один из баллонов будет работать на высоте около 55-60 километров, а второй спустится под облака на высоту 45-50 километров. Спускаемый аппарат предназначен для изучения химического состава венерианской атмосферы и грунта планеты. Передавать собранную баллонами и спускаемым аппаратом информацию на Землю будет орбитальный зонд. Кроме того, он сам будет исследовать атмосферу планеты и циркуляцию в ней газовых потоков.

Ученые не исключают, что в состав станции также могут быть включены итальянский радар и зонд ветролет», который будет в течение месяца дрейфовать над планетой на высоте 45-50 километров. Спускаемый аппарат в условиях агрессивной венерианской атмосферы должен продержаться от нескольких десятков часов до нескольких суток. Орбитальный зонд будет работать намного дольше остальных компонентов станции.

Решение о создании станции «Венера-Д» было принято в ноябре 2009 года. НПО имени Лавочкина ранее создавало космические аппараты «Венера» и «Вега» для изучения второй планеты Солнечной системы, и имеющиеся у предприятия наработки будут использованы для конструирования новой станции.

3. «Марс-500»

ОС Windows усложнила проведение эксперимента «Марс-500»

15 июля 2010 г.

Неполадки программного обеспечения, в частности, конфликт между различными версиями операционной системы Windows, затрудняют выполнение опытов участниками эксперимента «Марс-500».

Помимо сбоев в ПО у «марсонавтов» возникают сложности при работе с инструкциями к научному оборудованию - в части руководств, касающейся эксплуатации приборов при внештатных ситуациях, обнаружились пробелы. Собеседник агентства уточнил, что участники эксперимента пока справляются со всеми трудностями и выполняют все запланированные эксперименты в срок.

Организатор «полета на Марс» также отметил, что шестерым участникам удалось сформировать единую команду - специалисты, следящие за ходом эксперимента, сделали такой вывод по итогам наблюдения за поведением экипажа.

Эксперимент «Марс-500» стартовал 3 июня 2010 года.

По итогам эксперимента россияне и европейцы получат денежное вознаграждение в размере около 3 миллионов рублей. Сумма, которую получит «марсонавт» из КНР, не называется.

4. Новости МКС

Объявлены составы экипажей стартующих в 2012 году экспедиций к МКС

9 июля 2010 г.

Страны-партнеры по проекту МКС объявили составы экипажей, которые отправятся к МКС в 2012 году. В общей сложности в 2012 году должно состояться три запуска российских космических кораблей «Союз», которые будут доставлять на орбиту космонавтов и астронавтов всех стран-участниц.

На апрель 2012 года намечен старт корабля «Союз», который доставит на орбиту россиян Геннадия Падалку и Константина Валькова, а также американца Джо Акакбу. Падалка отправится в космос в четвертый раз, а его коллеги - в первый. Отстыковка от МКС и возвращение на Землю намечены на май.

В июне 2012 году на МКС полетят российский космонавт Юрий Маленченко, американский астронавт Сунита Уильямс и японский астронавт Акихико Хосиде. Для Уильямс и Хосиде этот полет станет вторым, а для Маленченко - пятым. На Землю экипаж вернется в сентябре.

В октябре 2010 года «Союз» доставит к Международной космической станции космонавтов Роскосмоса Олега Новицкого и Евгения Тарелкина, а также астронавта NASA Кевина Форда. Оба россиянина полетят в космос впервые, а американец - во второй раз. Возвращение экспедиции запланировано в ноябре.

Источник: Lenta.Ru

Космонавты начали работу за бортом МКС

27 июля 2010 г.

Российские космонавты Федор Юрчихин и Михаил Корниенко вышли с МКС в открытый космос. Цель космонавтов - замена телекамеры на служебном модуле «Звезда», а также прокладка кабелей между новым исследовательским модулем «Рассвет» и модулями «Звезда» и «Заря». «Рассвет», предназначенный для биотехнологических и материаловедческих опытов, начнет работу через два месяца.

51-летний Юрчихин в прошлом выходил в открытый космос уже три раза, а 50-летний Корниенко выходит в космос впервые. Космонавты одеты в первые компьютеризированные российские скафандры «Орлан-МК». По данным агентства ИТАР-ТАСС, впервые эти скафандры использовались для выхода в открытый космос в июне 2009 года. Тогда в них работали россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Барратт.

5. Исчерпание ресурса МКС

Американский сектор МКС остался без кислорода

9 июля 2010 г.

На американском секторе МКС вышла из строя система генерации кислорода. Поломка произошла еще 5 июля, однако до сих пор наличие неисправности не афишировалось. Сейчас кислород в американскую часть станции поступает от расположенной в российском сегменте установки «Электрон» (в апреле 2010 года она также выходила из строя, однако через несколько дней ее удалось починить). Кроме того, запас кислорода есть на российском грузовом корабле «Прогресс», который пристыкован к МКС.

Через день после выхода из строя системы генерации кислорода на американском сегменте станции сломался туалет, построенный российским предприятием РКК «Энергия» для NASA за 19 миллионов долларов. Возможной причиной выхода санузла из строя может быть поломка насоса.

Обитатели МКС починили кислородный генератор

27 июля 2010 г.

Обитатели МКС починили кислородный генератор OGS в американском секторе станции, вышедший из строя в начале июля. Прибор отремонтировала 22 июля астронавтка Шеннон Уолкер. Как сообщается в отчете, уже 23 числа система OGS (Oxygen Generating System - система генерации кислорода) работала со 100-процентной эффективностью. По мнению специалистов, возможной причиной поломки генератора могло стать засорение нескольких элементов в его водородном куполе.

6. Коммерциализация космоса

С Байконура запущен американский спутник связи

12 июля 2010 г.

С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М», которая доставит на орбиту американский спутник связи EchoStar-15. Запуск ракеты состоялся в 22:40 в субботу, 10 июля. Отделение спутника от разгонного блока запланировано на 07:53 11 июля.

Аппарат EchoStar-15 разработан компанией Space Systems Loral по заказу оператора спутниковой связи EchoStar. Спутник будет вещать для американской телевизионной компании DISH Network, обслуживающей 14 миллионов американских телезрителей. Срок службы спутника составляет 15 лет.

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Исследования астероидов:

аппараты на электрореактивных двигателях

У NASA сломался зонд для изучения астероидов

2 июля 2010 г.

Зонд для изучения астероидов Dawn, созданный под эгидой NASA, вышел из строя. У аппарата сломалась одна из деталей (маховик), необходимая для стабилизации положения зонда в пространстве. Маховик вышел из строя 17 июня - датчики зонда зарегистрировали в нем «неположенные» колебания, и в норме вращающийся маховик был остановлен. У аппарата есть еще три аналогичных детали, и одна из них может временно выполнять функции вышедшего из строя маховика.

В настоящее время специалисты пытаются выяснить причину поломки. Инженеры почти уверены, что маховик перестал работать не из-за загрузки нового программного обеспечения, которая была произведена недавно. Специалисты отмечают, что выход маховика из строя не должен помешать зонду выполнить свою задачу.

Приземлившийся на астероиде зонд «Хаябуса» принес на Землю пыль

7 июля 2010 г.

Ученые обнаружили в контейнере зонда «Хаябуса», совершившего посадку на астероид Итокава, несколько частиц, возможно, имеющих внеземное происхождение. Об Специалисты начали открывать контейнер 24 июня, о чем было объявлено в официальном пресс-релизе Японского космического агентства (JAXA). На данный момент контейнер открыт не полностью, однако ученые уже смогли сфотографировать около десятка видимых невооруженным глазом частиц, а также два фрагмента размером чуть более 10 микрометров.

Пока исследователи не могут с уверенностью утверждать, что частицы были принесены «Хаябусой» с астероида. Во время старта с Земли контейнер был закрыт не полностью, а после посадки из-за технических неполадок зонд не смог поднять находящуюся на астероиде пыль, и специалисты не могут сказать точно, удалось ли «Хаябусе» собрать материал.

Помимо трудностей с забором материала в ходе миссии зонд, запущенный в космос в 2003 году, потерял контроль с Землей и вышел на связь только спустя семь недель. В итоге экспедицию «Хаябусы» на Итокаву пришлось продлить на три года.

Аппарат ESA показал снимки астероида Лютеция

12 июля 2010 г.

Космический аппарат «Розетта» (Rosetta) успешно сблизился с астероидом 21 Лютеция (21 Lutetia) и заснял небесное тело на камеру. Снимки были сделаны, когда аппарат ESA находился на расстоянии 3162 км от астероида и двигался со скоростью 15 км/с. Сближение «Розетты» с Лютецией, которое состоялось вечером 10 июля и продлилось около минуты, транслировалось в прямом эфире на специальной странице в интернете.

На фотографиях, сделанных камерой Osiris, отчетливо видна поверхность астероида, покрытая многочисленными кратерами. «Я думаю, это очень древнее небесное тело. Сегодня мы увидели ровесника Солнечной системы», - охарактеризовал Лютецию один из ученых.

2. Планы по Марсу

Новый марсоход NASA снимет на камеру свое приземление

20 июля 2010 г.

Новый марсоход NASA Curiosity («Любопытство») будет снимать на камеру свою посадку на Марс.

Инженеры оснастили аппарат видеокамерой MARDI (Mars Descent Imager - устройство для съемки посадки), способной вести запись со скоростью четыре кадра в секунду. Разрешение камеры составляет 1600 на 1200 пикселей. Она начнет работать за две минуты до запланированного времени посадки марсохода и снимет момент отбрасывания теплового щита. Далее камера зафиксирует собственно место посадки и марсианский пейзаж на несколько километров вокруг.

Полученное MARDI видео будет храниться в оперативной памяти марсохода и передаваться на Землю по частям. Curiosity, как и другие марсоходы, может «общаться» с учеными только посредством орбитальных аппаратов, обращающихся вокруг Марса. Поэтому периоды передачи данных ограничены временем, когда эти аппараты пролетают над местом, где находится марсоход.

Посадка Curiosity на Марс намечена на август 2012 года. До мая 2009 года этот аппарат назывался Mars Science Laboratory, но потом NASA присвоило ему новое имя, выбранное в ходе конкурса. Автором названия стала 12-летняя школьница. Curiosity будет оснащен множеством научных инструментов, которые позволят ему исследовать химические и минералогические свойства марсианской породы. Энергия для работы оборудования будет поступать от радиоизотопного источника. Запуск марсохода изначально был запланирован на 2009 года, но из-за возникших трудностей его позже перенесли на 2011 год.

Источник: Lenta.Ru

В NASA провели первый тест-драйв нового марсохода

26 июля 2010 г.

Специалисты Американского космического агентства (NASA) провели первый тест-драйв нового марсохода Curiosity («Любопытство»). Аппарат проехал несколько десятков сантиметров по специальной подложке в так называемой чистой комнате - помещении, в котором постоянно поддерживается очень высокий уровень чистоты воздуха. Curiosity двигался не только вперед, но и назад.

Старт миссии нового марсохода запланирован на 2011 год, а посадка на Марс - на август 2012 года. Аппарат будет получать энергию от распада изотопа плутония-238.

Исходно планировалось, что марсоход отправится на Марс уже в 2009 году, однако в процессе подготовки миссии срок запуска был перенесен. Кроме того, в ходе работ по созданию аппарата выяснилось, что для оснащения Curiosity всем необходимым оборудованием, бюджет миссии должен быть увеличен на 60 миллионов долларов.

3. Технологии

Капсула CST-100: альтернатива шаттлам от Boeing

20 июля 2010 г.

Космические шаттлы, служившие человечеству на протяжении многих лет, уходят в прошлое. По этой причине задачей ученых и инженеров стало создание принципиально нового решения, которое будет доставлять людей на МКС и, в будущем, на частные космические станции.

В ходе Международной авиационной выставки в Фарнборо (Великобритания) Boeing поделилась с общественностью информацией о разработке специалистами компании космического корабля-капсулы Crew Space Transportation-100 spacecraft (CST-100), который, возможно, станет альтернативой шаттлам.

Корабль-капсула CST-100 является частью масштабной программы по разработке недорогого летательного аппарата, который сможет доставлять людей в космос.

Напомним, что корабли-капсулы Аполлон разрабатывались американскими учеными в 1960-х, 1970-х годах для осуществления пилотируемых полетов на Луну.

По габаритам космический корабль CST-100 будет больше, чем трехместный Аполлон, но меньше, чем Орион. На борту летательного аппарата смогут находиться до семи человек. CST-100 разработан для совершения относительно недолгих путешествий. «100» в названии корабля означает 100 км или 62 мили (низкая околоземная орбита).

Запуск CST-100 компания Boeing будет производить во Флориде. Инженеры намерены сделать аппарат совместимым с различными ракетами, необходимыми для запуска корабля - Atlas, Delta, SpaceX Falcon.

По материалам: www.msnbc.msn.com

4. Просвещение

Microsoft Terapixel: карта неба с разрешением 1 триллион пикселей

19 июля 2010 г.

Карта ночного неба с разрешением триллион пикселей. Примерно так можно охарактеризовать новый проект компании Microsoft - Terapixel. На данный момент карта неба Terapixel является самой большой и детализированной. Для реализации проекта ученым пришлось задействовать примерно 1800 пар снимков, сделанных с помощью телескопов в Австралии и Калифорнии. В качестве исходных данных использовались материалы, собранные за 50 лет. Размер финального изображения составляет 802 Гб.

Источник: 3DNews

В Сеть выложили самую точную карту Марса

26 июля 2010 г.

В интернет выложили самую точную на сегодняшний день карту Марса. Для ее составления ученые использовали 21 тысячу фотографий, сделанных орбитальным зондом Mars Odyssey за восемь лет. Карту можно посмотреть по адресу http://www.mars.asu.edu/maps/?layer=thm_dayir_100m_v11.

Для получения фотографий использовалась камера THEMIS (Thermal Emission Imaging System - камера, создающая изображение на основании анализа теплового излучения), установленная на Mars Odyssey.

1. Луна

На Луне нашли графитовые усы

5 июля 2010 г.

Ученые обнаружили в образцах лунного грунта, доставленных на Землю астронавтами миссии «Аполлон 17», графитовые усы - нитевидные кристаллы углерода. Ранее эти структуры было невозможно обнаружить из-за недостаточной чувствительности методов. Толщина обнаруженных в лунной породе графитовых усов составляла несколько микрометров. В настоящее время специалисты умеют получать графитовые усы искусственно, поэтому им хорошо известны условия, необходимые для формирования этих структур. Одним из условий является высокая температура - от 1000 до 3600 градусов Цельсия. Это требование исключает возможность того, что усы образовались при попадании на лунную поверхность частиц солнечного ветра или же попали на образцы породы в ходе их изучения на Земле.

Источник: Lenta.Ru

Специалисты подтвердили наличие воды в привезенных с Луны минералах

22 июля 2010 г.

Специалисты подтвердили наличие «остатков» воды в образцах лунной породы, привезенных на Землю в 1971 году в рамках миссии «Аполлон». Ученые исследовали собранные на Луне апатиты при помощи метода масс-спектрометрии вторичных ионов - они «обстреливали» образцы потоком так называемых первичных ионов, которые выбивали из породы вторичные ионы. Определяя их количество и массу, ученые могут делать выводы о химическом составе изучаемого образца.

Авторы новой работы исследовали содержание в лунных камнях водорода, хлора и серы. Они заключили, что по составу апатиты с Луны очень напоминают земные минералы. Единственное значительное отличие касалось содержания в лунной породе воды - исследователи установили, что апатиты со спутника содержат около 1,6 тысячи частей на миллион частей гидроксильных ионов OH-. При нагреве эти ионы могут «отрываться» от породы и, соединяясь с водородом, давать молекулы воды.

Ученые отмечают, что полученные ими данные должны быть дополнительно подтверждены.

2. Меркурий

Огромный кратер на Меркурии назвали в честь Рахманинова

16 июля 2010 г.

Новые данные удалось получить благодаря космическому аппарату «Мессенджер» и его третьему сближению с Меркурием. Анализируя сделанные фотографии, астрономы обнаружили кратер диаметром 290 км, заполненный свежими вулканическими отложениями. Кратер был назван в честь композитора Сергея Рахманинова, а найденные в нем отложения признаны самыми молодыми на Меркурии.

Кроме того, «Мессенджеру» удалось впервые зафиксировать «накопления» энергии в магнитном хвосте Меркурия (вытянутой части магнитосферы планеты). Энергетические скачки длятся всего 2-3 минуты, но за это время в хвосте скапливается огромное количество энергии - примерно в 10 раз больше, чем при аналогичных событиях в земной магнитосфере. На ближайшей к Солнцу планете такие скачки происходят в 50 раз чаще, чем на Земле.

Собранные аппаратом данные позволили ученым исследовать распределение химических элементов в экзосфере (верхней части атмосферы) Меркурия. Ученые обнаружили, что натрий, кальций и магний рассредоточены по экзосфере совершенно по-разному. Этот факт может помочь специалистам определить, какие процессы приводят к выбросу и распределению этих элементов в атмосфере. Также новая информация пригодится для анализа процессов взаимодействия атмосферы Меркурия с окружающим космическим пространством.

«Мессенджер» пролетел на расстоянии 228 километров над поверхностью Меркурия в сентябре 2009 года. Это было третье и последнее сближение аппарата с планетой с момента его запуска в 2004 году. На основании собранных «Мессенджером» сведений ученые смогли составить карту 98% поверхности планеты (карта была опубликована совсем недавно). В 2011 году аппарат должен выйти на постоянную орбиту вокруг Меркурия, где он продолжит наблюдения.

3. Сатурн

«Кассини» разглядел рождение миниспутников в кольцах Сатурна

21 июля 2010 г.

Зонду «Кассини» впервые удалось разглядеть формирование миниатюрных спутников в кольцах Сатурна. Используя спектрограф, установленный на аппарате, исследователи обнаружили в кольце F сгустки материи (преимущественно льда и пыли). По словам исследователей, радиус таких объектов может достигать 20 км. При этом получившиеся глыбы являются по сути полноценными небесными телами - в частности, собственное гравитационное притяжение удерживает их от разрушения.

Формирование сгустков поможет объяснить происхождение таинственного объекта S/2004 S 6. Это тело с диаметром от 5 до 10 километров было обнаружено «Кассини» в 2004 году. Отличительной особенностью данного небесного тела является необычная траектория, двигаясь по которой оно регулярно «пробивает» кольцо F насквозь. Подобные события приводят к возникновению джетов материи, перпендикулярных плоскости кольца.

4. Нептун

На Нептуне нашли следы столкновения с кометой

22 июля 2010 г.

Ученые обнаружили на Нептуне следы столкновения с кометой, произошедшего около 200 лет назад. Исследователи при помощи приборов, установленных на орбитальной обсерватории «Гершель», проанализировали распределение газов в атмосфере восьмой планеты Солнечной системы. Оказалось, что в одном из верхних слоев слоях атмосферы Нептуна - в стратосфере - содержание монооксида углерода заметно выше, чем в нижележащей тропосфере. В норме концентрация этого газа примерно одинакова во всех слоях атмосферы или же медленно падает с ростом высоты.

Ученые заключили, что избыток монооксида углерода в стратосфере может объясняться только встречей с другим небесным телом. Оценив характер распределения CO в атмосфере, ученые смогли вычислить, когда именно с планетой столкнулся источник избыточного монооксида углерода. Специалисты и раньше предполагали, что пару сотен лет назад в Нептун могла врезаться комета, однако точных фактических данных у них не было.

Источник: Lenta.Ru

Первые фотографии внесолнечных планет признали настоящими

1 июля 2010 г.

Астрономы подтвердили, что на первых фотографиях внесолнечных планет, сделанных непосредственно с земного телескопа, запечатлены именно планеты, а не артефакты, связанные с несовершенством оптики

Первая фотография внесолнечной планеты 1RXS 1609 в видимом свете была сделана в обсерватории Gemini в 2008 году. До недавнего времени сохранялась вероятность, что появившееся изображение связано с оптическими искажениями, однако новые наблюдения с использованием высоко разрешающей адаптивной оптики исключили такую возможность.

Открытая планета имеет массу в восемь раз больше, чем масса Юпитера, и вращается вокруг звезды солнечного типа 1RSX J160929.1-210524 по орбите, в 300 раз превосходящей расстояние от Земли до Солнца. Звезда удалена от Солнечной системы на 500 световых лет и входит в группу молодых звезд «Ассоциации Верхнего Скорпиона». Температура поверхности открытой планеты составляет около 1,5 тысячи градусов Цельсия, что делает ее непригодной для жизни. Высокая температура объясняется молодым возрастом звездной системы.

Источник: Lenta.Ru

Придумали новый метод поиска похожих на Землю экзопланет

21 июля 2010 г.

Астрономы разработали новый метод поиска внесолнечных планет, размер которых сравним с размерами Земли. Используя созданную ими технологию, ученые смогли найти планету WASP-3c.

Новая технология основана на транзитном методе. Когда планета проходит на фоне диска своей звезды, она закрывает от астрономов часть излучения светила. Авторы новой работы при помощи 90-сантиметрового телескопа обсерватории Йенского университета и 60-сантиметрового телескопа обсерватории Розена в Болгарии искали планеты, обращающиеся вокруг звезды WASP-3 в созвездии Лиры, удаленной от Солнца на расстояние 700 световых лет. При помощи транзитного метода они нашли планету WASP-3b, масса которой равна 630 земным массам. Анализируя время прохождения WASP-3b по диску звезды, ученые обнаружили периодические отклонения. Исследователи предположили, что эти отклонения связаны с наличием у WASP-3 еще одной небольшой планеты, гравитация которой вызывает изменения в движении более крупного соседа.

Исследовав наблюдаемые «нарушения» в транзите WASP-3b при помощи компьютерной модели, авторы определили, что масса маленькой планеты составляет всего 15 земных масс (это примерно сравнимо с массой Урана), а период обращения вокруг звезды равен 3,75 дня. Таким образом, планета, названная WASP-3c, вошла в число самых легких из известных экзопланет.

Источник: Lenta.Ru

Астроном раскрыл данные о похожих на Землю планетах вопреки правилам NASA

27 июля 2010 г.

Ученый, курирующий миссию нового орбитального телескопа «Кеплер», сообщил, что телескоп обнаружил в Галактике множество похожих на Землю планет. Ожидалось, что эта информация будет раскрыта только в феврале 2011 года.

Исследователь Димитар Сасселов поделился сведениями о результатах работы «Кеплера» во время своего выступления на конференции TEDGLobal, которая проходила в Оксфорде. На одном из слайдов был нарисован график распределения обнаруженных телескопом планет по массе. Из 265 показанных на слайде планет 140 были снабжены подписью «похожие на Землю». Это означает, что их радиус превышает радиус Земли не более чем в два раза. Здесь можно посмотреть выступление Сасселова. Всего «Кеплер» нашел более 700 внесолнечных планет.

До того как астрономы обработали собранные «Кеплером» данные, большинство специалистов придерживались мнения, что в Млечном Пути преобладают большие планеты, размер которых сравним с размером Юпитера. Отчасти такая точка зрения объяснялась тем, что существующие методы обнаружения экзопланет позволили находить только крупные тела. Чувствительность «Кеплера» намного выше.

Пока отмеченные на слайде похожие на Землю планеты являются только кандидатами - то есть их существование должно быть подтверждено дальнейшими наблюдениями. Ученый не исключает, что около половины из них могут оказаться не планетами, а артефактами, связанными с помехами при наблюдении. Сасселов отметил, что в общей сложности ученые, курирующие миссию «Кеплера», рассчитывают обнаружить около 60 «иных Земель».

6. Вопросы физики

В новорожденной Вселенной нашли пузыри

5 июля 2010 г.

Ученые, анализирующие реликтовое излучение Вселенной, предложили новую гипотезу ее расширения в первые мгновения после Большого взрыва, которая объясняет странное «холодное пятно» на карте излучения.

В настоящее время специалисты могут идентифицировать излучение, которое было испущено спустя всего 380 тысяч лет после Большого взрыва. В 2001 году с Земли был запущен зонд WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe - зонд для исследования анизотропии микроволн имени Уилкинсона), специально предназначенный для исследования реликтового излучения. На основе собранных WMAP данных была составлена карта микроволнового фонового излучения, и на этой карте обнаружилась область с аномально низкой температурой.

Исследователями было предложено несколько различных гипотез, объясняющих существование «холодного пятна» (в том числе и артефакты при сборе зондом информации), однако ни одна из них не признана большинством астрономов. Авторы новой работы разработали еще одну версию - по мнению специалистов, температурная аномалия является следствием неравномерного расширения Вселенной.

В настоящее время считается, что после Большого взрыва Вселенная увеличивалась в размерах одинаково во всех направлениях. Новая гипотеза предполагает, что в ней могли образовываться «пузыри» - области, расширяющие с отличной от средней скоростью. Центральные части таких «пузырей» не отличались от Вселенной в целом, а вот ближе к их краям вещество было распределено иначе. Ученые полагают, что подобные «пузыри», взаимодействуя с фотонами реликтового излучения, могли образовать область, видимую на карте излучения как «холодное пятно».

Телескоп «Планк» составил карту реликтового излучения Вселенной

6 июля 2010 г.

Телескоп «Планк» по изучению микроволнового фонового, или реликтового, излучения Вселенной составил первую полную карту неба.

Орбитальная обсерватория «Планк» регистрирует это излучение при помощи детекторов, которые охлаждаются жидким гелием до 0,1 кельвина. Экстремально низкая температура («Планк» считается самым холодным объектом во Вселенной) необходима по причине того, что средняя температура реликтового излучения не превышает 2,7 кельвина. В общей сложности за время своей работы «Планк» должен составить четыре полные карты микроволнового фонового излучения.

На составленном учеными изображении видна яркая полоса, пересекающая всю плоскость карты. Это так называемый диск Галактики - именно там формируется большинство звезд Млечного Пути. Более светлые по сравнению с фоном пятна снизу и сверху от галактического диска представляют реликтовое излучение возрастом до 13,7 миллиарда лет.

Предложена модель гравитационного трансформатора

8 июля 2010 г.

Теоретик Джон Свэйн из Бостонского университета выдвинул гипотезу о существовании гравитационного аналога электромагнитной индукции - появления массового тока под воздействием магнитогравитационного потока, по аналогии с обычным трансформатором. Ученый использовал возможность записи уравнений общей теории относительности (ОТО) в виде, аналогичном уравнениям электромагнетизма Максвелла. В этом случае в теории возникают две формы гравитационного поля, называемые гравитомагнитным и гравитоэлектрическим полями. Это позволяет получить в теории гравитации результаты, аналогичные электромагнитным явлениям.