ЗА СЕНТЯБРЬ 2010 ГОДА

1. Развитие МКС

Эксплуатацию российского сегмента МКС продлят на 10 лет

6 сентября 2010 г.

Российский сегмент МКС после завершения эксплуатации станции будет переоборудован в автономный орбитальный комплекс, который проработает еще 10 лет. Такие планы озвучил президент РКК «Энергия» Виталий Лопота.

Строительство орбитального пилотируемого сборочно-эксплуатационного комплекса (ОПСЭК) должно быть завершено в 2031 году. Как объяснил Лопота, ОПСЭК будет использоваться для «выполнения программ космических исследований, летной отработки российских пилотируемых транспортных кораблей нового поколения, создаваемых технологий, космических аппаратов и систем будущего».

К моменту, когда будет закончено создание комплекса, к нему уже присоединятся пять дополнительных модулей - три тяжелых универсальных (масса каждого из них составит 40 тонн) и два научно-энергетических. Эти модули придут на смену своим аналогичным предшественникам, которые должны быть выведены на орбиту до 2016-2017 годов. Кроме того, к российскому сегменту МКС планируется пристыковать автономную летающую лабораторию «Ока-Т», многоцелевой лабораторный модуль и узловой модуль.

2. Выполнение Федеральной космической программы

Спутники ГЛОНАСС выведены на орбиту

2 сентября 2010 г.

Ракета-носитель «Протон-М» вывела на околоземную орбиту три спутника ГЛОНАСС-М. Ракета-носитель тяжелого класса стартовала 2 сентября с космодрома «Байконур». Старт, полет и отделение космических аппаратов прошли в штатном режиме.

Спутники ГЛОНАСС-М запущены уже второй раз за 2010 год, а всего на год запланированы три запуска по три космических аппарата в каждом. «После этого орбитальная группировка системы ГЛОНАСС будет доведена до штатной численности - 24 космических аппарата - и будет создан необходимый резерв аппаратов», - сказал представитель Космических войск.

Источник: Lenta.Ru

C космодрома Плесецк запущена ракета-носитель с тремя спутниками

8 сентября 2010 г.

С космодрома Плесецк запущена ракета-носитель «Рокот» со спутником многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-М» и двумя военными аппаратами. Запуск ракеты-носителя был произведен 8 сентября в 07:32 по московскому времени. В запланированное время, сообщили собеседники агентства, произошло отделение разгонного блока «Бриз-КМ» с тремя аппаратами от второй ступени ракеты-носителя.

Дальнейшее выведение на целевые орбиты спутников будет проводиться с помощью разгонного блока «Бриз-КМ». Расчетное время отделения космических аппаратов - 9:14 в зоне радиовидимости наземных средств.

Система ГЛОНАСС принесет первые деньги в 2013 году

20 сентября 2010 г.

Навигационная спутниковая система ГЛОНАСС начнет генерировать прибыль в 2013 году. Об этом заявил вице-премьер правительства России Сергей Иванов.

Чиновник связал прибыльность ГЛОНАСС с выходом на коммерческий рынок устройств, способных принимать сигналы российских спутников. Планируется, что соответствующими чипами будут, в частности, оснащаться автомобили, мобильные телефоны и портативная электроника.

Как заявил Иванов, появление на рынке устройств с чипами ГЛОНАСС запланировано на конец 2012 года. До этого времени система ГЛОНАСС будет преимущественно использоваться государством. Так, на настоящий момент соответствующей аппаратурой уже оборудованы несколько десятков тысяч транспортных средств.

Источник: Lenta.Ru

На космодроме «Восточный» построят сразу две стартовых площадки

30 сентября 2010 г.

Российский космодром «Восточный», который должен начать работу в 2015 году, будет оборудован сразу двумя площадками для запуска ракет-носителей. Необходимость строительства двух комплексов для запуска ракет в Роскосмосе объяснили предполагаемой сильной загрузкой космодрома. Согласно презентации Савельева, которая была представлена на 61-м Международном астронавтическом конгрессе в Праге, наряду с двумя стартовыми площадками, инфраструктура космодрома будет включать в себя медицинский центр и центр подготовки космонавтов к запуску.

В докладе также отмечалось, что для развития инфраструктуры необходимо проложить 150 км железных и столько же километров автомобильных дорог. Ранее правительство России обещало в течение ближайших трех лет выделить на строительство космодрома 24,7 млрд рублей.

Строительство космодрома «Восточный», который будет располагаться в Амурской области, должно начаться в 2011 году. Первый из двух стартовых комплексов планируют ввести в эксплуатацию к 2015 году. Предположительно, к 2018 году все пилотируемые космические полеты Россия будет осуществлять с космодрома «Восточный».

Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что договор с Казахстаном об использовании космодрома «Байконур» будет действовать до 2050 года. В то же время, представители космического агентства Казахстана заявляли, что этот космодром исчерпает свой ресурс уже к 2022 году.

3. Новости МКС

Грузовик «Прогресс» пристыковался к МКС

13 сентября 2010 г.

Грузовой корабль «Прогресс М-07М» успешно пристыковался к МКС. Стыковка прошла в автоматическом режиме. Два предыдущих грузовика из-за технических неполадок приходилось стыковать вручную, причем для стыковки «Прогресса М-06М» понадобилось две попытки.

«Прогресс М-07М» доставил на МКС более 2,5 тонн различных грузов - топливо, запасы сжатого кислорода, продукты питания, научная аппаратура, дополнительное оборудование для российского и американского сегментов станции, а также посылки для экипажа. Кроме того, космонавтам привезли переписные листы для участия во Всероссийской переписи населения. В сентябре и октябре «Прогресс» будет задействован для коррекции орбиты МКС.

«Союз ТМА-18» отстыковался от МКС

24 сентября 2010 г.

Космический корабль «Союз ТМА-18» отстыковался от МКС. На борту космического корабля находятся командир Александр Скворцов и бортинженеры Михаил Корниенко и Трейси Колдвелл-Дайсон. Сообщается, что в 08:03 произойдет включение двигателей на торможение. Спускаемый аппарат «Союза» должен приземлиться в Казахстане к юго-востоку от города Джезказган в 08:55 по московскому времени.

В настоящее время на МКС продолжают работать россиянин Федор Юрчихин, а также американцы Шеннон Уокер и Дуглас Уилок. Уже 8 октября к МКС отправится космический корабль «Союз ТМА-01М» с тремя членами экипажа на борту.

«Союз ТМА-18» приземлился в Казахстане

27 сентября 2010 г.

Космический корабль «Союз ТМА-18» 25 сентября, приземлился на территории Казахстана в районе города Аркалык.

Первоначально планировалось, что «Союз ТМА-18» вернется на Землю утром 24 сентября. Однако из-за поступившего сигнала об отсутствии обеспечения герметичности стыка отстыковка впервые в истории пилотируемой космонавтики была перенесена на сутки. Кроме того, выяснилось, что около входного люка корабля «Союз ТМА-18» со стороны станции обнаружена шестеренка диаметром около двух сантиметров, у которой были сломаны два зубца.

Проведенные проверки установили, что сигнал об отсутствии герметичности был ложным. Появление сломанной шестеренки пока объяснения не получило.

4. Исчерпание ресурса МКС

Названа причина технического сбоя на МКС

24 сентября 2010 г.

Произвести расстыковку «Союза» и МКС вовремя не удалось из-за ложного срабатывания датчика герметичности. «Предварительный анализ результатов работы технической комиссии показывает, что в систему бортового компьютера поступал ложный сигнал об отсутствии герметичности стыка», - рассказал глава Роскосмоса А.Н.Перминов.

Начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов добавил, что «все инструментальные возможности, чтобы парировать эту ситуацию, на борту станции имеются». По словам Краснова, пока неизвестно имеет ли отношение к сбою шестеренка, обнаруженная российским космонавтом Федором Юрчихиным возле входного люка между МКС и «Союзом».

5. Полёт в космос – уже не героизм, а просто работа

Космическому блогеру Максиму Сураеву отказано в звании Героя России

3 сентября 2010 г.

Министерство обороны России дважды отказалось присвоить звание Героя России космонавту Максиму Сураеву, который первым из россиян начал вести блог на орбите. В министерстве сочли, что для присвоения Сураеву звания недостаточно оснований.

В последние 20 лет космонавтам, совершившим полет на орбиту, присваивалось звание Героя России и вручался соответствующий знак отличия - медаль «Золотая Звезда». С 1991 года орбитальный полет совершил 31 космонавт, и 30 из них было присвоено почетное звание. Единственным исключением был Борис Моруков, летавший на МКС на борту шаттла «Атлантис».

ЧАСТЬ 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАЗРАБОТКИ

1. Пилотируемый полёт к астероиду?

Отвергнутый космический корабль «Орион» отправят на астероид

29 сентября 2010 г.

Тестовый полет космического корабля «Орион», который разрабатывался в рамках программы «Созвездие», закрытой по решению Белого дома, предварительно намечен на 2013 год.

Первый полностью функциональный корабль будет готов к 2012 году, а в сентябре 2010 года компания-разработчик «Ориона» Lockheed Martin приступила к созданию полноразмерных тестовых прототипов, которые будут использованы для проведения различных испытаний.

Кроме того, специалисты Lockheed Martin разрабатывают план пилотируемой миссии «Ориона» к астероиду. Так как изначально корабль создавался для полетов на Луну, которые занимают относительно немного времени, для подготовки «Ориона» к дальним космическим путешествиям потребуется модернизировать его - в частности, увеличить площадь полезного пространства. Сейчас в компании рассматривают вариант объединения двух «Орионов» или же соединения корабля с более объемным жилым модулем. Планируется, что к астероиду корабль отправится с двумя астронавтами на борту.

Белый дом принял решение отказаться от разработки программы «Созвездие», конечной целью которой был полет к Луне, в феврале 2010 года. Тем не менее, компания Lockheed Martin, которая была одним из основных подрядчиков NASA, продолжила создание корабля независимо от агентства. Впрочем, предложение Белого дома о полном переориентировании космической стратегии США не было одобрено обеими палатами Конгресса, так что окончательно план работ NASA станет ясен позднее.

2. Марсианские аппараты

Марсоход «Оппортьюнити» сфотографировал скалу микроскопом

7 сентября 2010 г.

Марсоход «Оппортьюнити» успешно завершил исследование одного из камней на Марсе. «Оппортьюнити» сделал несколько микрофотографий скалы, передал их на Землю и продолжил движение вперед. В ходе проведения научных операций специалисты обнаружили неполадки в работе мессбауэрского спектрографа зонда и сейчас пытаются выяснить их причины.

«Оппортьюнити» недавно поставил рекорд длительности пребывания на поверхности другой планеты - продолжительность его миссии превысила 6 лет и 116 дней.

Источник: Lenta.Ru

«Феникс» нашел следы недавней активности Марса

10 сентября 2010 г.

Марс мог быть геологически активным около 100 млн лет назад - совсем недавно по космическим меркам. Такие выводы, противоречащие традиционным представлениями о том, что Красная планета «успокоилась» еще 2 миллиарда лет назад, были сделаны по итогам анализа данных, собранных зондом «Феникс».

В числе прочих измерений «Феникс» определял изотопный состав некоторых компонентов атмосферы Марса, в частности, соотношение изотопов углерода-12 и углерода-13 в CO2, который составляет до 95% атмосферы.

Относительно небольшая гравитация Марса не может долго удерживать углекислый газ, поэтому постепенно он покидает атмосферу и улетает в космическое пространство. Более тяжелые молекулы, содержащие углерод-13, дольше задерживаются в атмосфере, чем молекулы CO2, в которые включен углерод-12. Соответственно, если на Марсе нет постоянно активных источников углекислого газа, то со временем в атмосферном углекислом газе будет расти содержание углерода-13.

Анализ данных, собранных «Фениксом», выявил, что теоретически ожидаемого перекоса в сторону углерода-13 в марсианском углекислом газе нет. Этот результат может означать, что на Красной планете есть или в совсем недавнем прошлом (для того чтобы сформировался предсказываемый избыток углерода-13, необходимо около 100 миллионов лет) был источник CO2.

Марсоход «Оппортьюнити» нашел железный метеорит

22 сентября 2010 г.

Марсоход «Оппортьюнити» нашел объект, который, как полагают ученые, представляет собой железный метеорит. Аппарат «увидел» округлый объект 16 сентября. Его длина составляет около 45 см. Пока ученые не могут однозначно судить о природе объекта, однако его форма, а также цвет и свойства поверхности напоминают именно железные метеориты.

Источник: Lenta.Ru

Марсоход «Оппортьюнити» нашел шестой железный метеорит

28 сентября 2010 г.

Марсоход «Оппортьюнити» обнаружил на Марсе железный метеорит, который стал шестым по счету из найденных аппаратом. Исследователи заметили объект, когда марсоход изучал предыдущий найденный им железный метеорит - это произошло 16 сентября. Перед тем как дать команду зонду отправиться дальше, ученые переслали ему указания подъехать поближе к шестому метеориту. Он удален от пятого на расстояние около 40 метров. «Оппортьюнити» должен сделать несколько фотографий метеорита.

«Оппортьюнити» продолжает нормально передвигаться и передавать на Землю научные данные. В общей сложности аппарат проехал по поверхности Марса более 23,3 километра.

3. Марсианские орбитальные аппараты

Марсианский зонд MRO неожиданно впал в спячку

20 сентября 2010 г.

Марсианский зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) перешел в режим ожидания (standby mode) после того, как бортовой компьютер аппарата 15 сентября перезагрузился без видимых причин.

В настоящее время команда специалистов, курирующая миссию MRO, пытается восстановить нормальный режим работы и выяснить причину сбоя. Данные, переданные аппаратом, показывают, что его батареи полностью заряжены, а температура всех приборов находится в пределах нормы.

В последний раз MRO переходил в безопасный режим 26 августа 2010 года после того, как его бортовой компьютер перезагрузился четыре раза подряд. До этого события зонд бесперебойно работал в течение 10 месяцев. В 2009 году MRO переходил в безопасный режим четырежды.

Источник: Lenta.Ru

Марсианский зонд MRO оправился после сбоя

21 сентября 2010 г.

Зонд Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) вновь начал полноценные наблюдения Марса после сбоя, произошедшего 15 сентября. MRO возобновил нормальную работу 18 сентября.

Формально зонд завершил свою миссию в ноябре 2008 года, однако он продолжает нормально работать и в настоящее время. В общей сложности MRO передал на Землю больше информации, чем все прочие марсианские миссии суммарно.

4. Исследование Сатурна

Зонд «Кассини» начал новую сатурнианскую миссию

29 сентября 2010 г.

Зонд «Кассини» начал новый этап своей миссии под названием «Солнцестояние», который продлится до сентября 2017 года включительно (ранее планировалось продлить миссию до мая 2017 года).

В мае 2017 года в северном полушарии Сатурна будет летнее солнцестояние, а свои наблюдения «Кассини» начал во время зимнего солнцестояния в 2004 году. Таким образом, зонд сможет провести наблюдения полного цикла сезонных изменений на планете.

Зонд «Кассини» достиг орбиты газового гиганта в 2004 году. Изначально планировалось, что его миссия продлится четыре года, но в 2008 году ее продлили до сентября 2010 года.

5. Исследование комет

Зонд Deep Impact передал первые снимки кометы Хартли-2

9 сентября 2010 г.

Зонд Deep Impact передал на Землю первые снимки кометы Хартли-2, которую он будет непрерывно исследовать в течение ближайших 79 дней. Сейчас аппарат приблизился к комете на расстояние 60 млн км и в дальнейшем будет постепенно сокращать дистанцию. 4 ноября Deep Impact подойдет на минимальное расстояние к комете - их будет разделять всего 700 км.

Зонд Deep Impact был запущен в космос 12 января 2005 года. В его задачи входило изучение кометы Темпеля 1. В ходе миссии аппарат сбросил на комету медную болванку для того, чтобы поднять пыль, которую исследовали приборы Deep Impact. Так как зонд находился в хорошем состоянии, специалисты приняли решение продлить его миссию, которая получила название EPOXI (Extrasolar Planet Observation and Deep Impact Extended Investigation - наблюдение внесолнечных планет и продолжение работы зонда Deep Impact).

Изначально предполагалось, что аппарат изучит комету Ботина (85P/Boethin), однако позже было принято решение выбрать иную цель, так как орбита этой кометы была рассчитана с недостаточной точностью.

6. К окраинам Солнечной системы

На Тритоне и Нептуне опробовали новейшую камеру LORRI

6 сентября 2010 г.

Космический аппарат New Horizons успешно опробовал на Нептуне и его спутнике Тритоне камеру LORRI. Фото были сделаны в июне 2010 года с расстояния примерно 23,2 астрономические единицы от Нептуна. При этом угол аппарат-Нептун-Солнце составлял 34 градуса (чем больше этот угол, тем сложнее делать фотографии).

По словам ученых, из работающих ныне аппаратов только New Horizons способен делать качественные снимки для столь большого значения этого угла. Именно эта способность новой камеры является ключевой при изучении свойств атмосфер Нептуна и Тритона.

7. Солнечный ветер – источник энергии и вещества

Солнечный ветер может стать заменой всех остальных видов энергии

30 сентября 2010 г.

Испускаемый Солнцем поток заряженных частиц, солнечный ветер, можно использовать не только как движитель космических парусников, но и как источник энергии. Наиболее известное применение солнечного ветра в этом качестве было впервые предложено Фрименом Дайсоном, предположившим, что высокоразвитой цивилизации по силам создание сферы вокруг звезды, которая бы собирала всю испускаемую ею энергию. Исходя из этого так же был предложен очередной метод поиска внеземных цивилизаций.

Между тем, коллективом исследователей Вашингтонского университета  под руководством Брукса Харропа была предложена более практичная концепция использования энергии солнечного ветра - спутники Дайсона-Харропа. Они представляют собой довольно простые электростанции, собирающие электроны из солнечного ветра. На длинный металлический стержень, направленный на Солнце, подается напряжение для генерации магнитного поля, которое будет притягивать электроны. На другом конце располагается приемник-ловушка электронов, состоящая из паруса и приемника.

По расчетам Харропа, спутник с 300-метровым стержнем, толщиной 1 см и 10-метровой ловушкой, на орбите Земли сможет «собирать» до 1,7 МВт. Этого достаточно для обеспечения энергией примерно 1000 частных домов. Тот же спутник, но уже с километровым стержнем и парусом в 8400 километров сможет «собирать» уже 1 миллиард миллиардов гигаватт энергии (1027 Вт).

Источник: 3DNews

1. Луна

Ученые разделили бомбардировку Луны на два этапа

20 сентября 2010 г.

Астрономы установили, что небесные тела бомбардировали поверхность Луны в два этапа. В рамках исследования анализировались данные, полученные зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Ученые сумели при помощи альтиметра LOLA (Lunar Orbiter Laser Altimeter) на борту LRO построить подробную топографическую карту земного спутника. В частности, им удалось проанализировать строение лунных кратеров с диаметром не менее 20 км.

В результате удалось выяснить, что бомбардировка проходила в два этапа. На первом на поверхность естественного спутника Земли падали крупные объекты, а на втором - мелкие. По словам исследователей, новые результаты позволят прояснить процессы, происходившие в Солнечной системе много лет назад.

2. Марс

Отцом Фобоса признали Марс

22 сентября 2010 г.

На сегодняшний день у астрономов нет общепринятой точки зрения относительно происхождения двух марсианских спутников Фобоса и Деймоса. Одна из наиболее популярных версий предполагает, что они представляют собой астероиды так называемого главного пояса (скопление астероидов между орбитами Марса и Юпитера), захваченные гравитацией Марса и «слипшиеся» в крупные объекты. Шансы в пользу правомерности этой версии существенно возросли бы в том случае, если бы состав марсианских спутников оказался близок к астероидам.

Авторы новой работы изучали состав Фобоса при помощи фурье-спектрометра, расположенного на борту орбитального зонда Mars Express. Анализ собранных прибором данных показал, что по химическому составу Фобос не схож ни с одним из известных классов каменных астероидов. Кроме того, ученые обнаружили на поверхности Фобоса следы филлосиликатов - минералов, которые образуются только в присутствии воды. Вода в прошлом присутствовала на поверхности Марса и, таким образом, наличие филлосиликатов может служить дополнительным доказательством в пользу марсианского происхождения Фобоса.

3. Венера

Венера научилась охлаждаться за счет нагревания

22 сентября 2010 г.

Высокая температура венерианской атмосферы - в настоящее время она составляет 470 градусов Цельсия - связана, в первую очередь, с парниковым эффектом - выбросом газов, которые не дают отраженному от поверхности солнечному излучению покидать атмосферу. Эти газы выбрасываются из недр планеты при извержениях вулканов, а вызываемое ими повышение температуры способствует дальнейшему усилению вулканической деятельности.

Авторы новой работы составили комплексную модель геологических процессов, происходящих на Венере, и установили, что этот процесс, стимулирующий сам себя, в определенный момент прекращается. Рождение магмы, которая выбрасывается при извержениях, связано с распадом радиоактивных элементов, а также с теплом, сохранившимся с ранних этапов формирования планеты. Расплавленный материал занимает больший объем, чем он же в твердом состоянии, поэтому магма вырывается из-под поверхности наружу.

По мере выброса парниковых газов и дальнейшего разогрева атмосферы вулканизм усиливается, и в итоге постоянных выбросов магмы внутренности планеты очень быстро охлаждаются. Соответственно, вулканическая активность снижается, и в атмосферу попадает меньше парниковых газов.

4. Транснептуновые объекты

Астрономы пополнили популяцию соседей Плутона

15 сентября 2010 г.

Астрофизики создали новый способ поиска транснептуновых объектов. Ученые создали программное обеспечение, которое анализировало данные, собранные телескопом «Хаббл». При помощи особого алгоритма программа обнаруживала своего рода световые мазки - следы движения транснептуновых объектов по звездному фону на фотографиях с длительной выдержкой.

Методика ученых оказалась настолько эффективна, что они смогли обнаружить 14 подобных объектов на архивных снимках, полученных телескопом «Хаббл». Диаметр большинства найденных объектов варьируется в пределах от 45 до 100 км. Кроме того, из 14 найденных объектов один оказался двойным.

5. Малые тела Солнечной системы

Близкие к Земле астероиды удивили ученых своим разнообразием

3 сентября 2010 г.

Астероиды, обращающиеся на небольшом расстоянии от Земли, оказались намного более разнообразными, чем считалось до сих пор. Такой вывод группа астрономов обосновала в своей статье в журнале Astronomical Journal.

Астрономы исследовали свойства сотни околоземных объектов (Near Earth Objects) при помощи инфракрасного телескопа Spitzer. В отличие от телескопов, работающих в оптическом диапазоне, Spitzer может отличить большой и темный астероид от маленького и светлого (их температура будет заметно отличаться, в то время как изображения этих небольших объектов выглядят очень сходными).

Ученые показали, что многие из околоземных астероидов имеют высокое альбедо - то есть хорошо отражают солнечный свет. Со временем поверхность астероидов темнеет и отражает солнечные лучи хуже, соответственно астрономы заключили, что часть изученных объектов сформировалась недавно. Это означает, что эволюция свойств околоземных объектов продолжается и в настоящее время.

Еще один вывод, сделанный авторами новой работы, - большое разнообразие поверхностных свойств астероидов указывает на их различное происхождение. Часть из них могла «родиться» в главном поясе астероидов, который расположен между орбитами Марса и Юпитера, а часть может происходить из более удаленных областей космического пространства.

Проделанная астрономами работа - часть более масштабного исследования, в ходе которого планируется изучить около 700 околоземных объектов. В общей сложности на сегодняшний день астрономы знают «наперечет» примерно 7 тысяч этих объектов, а в целом размеры их популяции оцениваются в десятки или даже сотни тысяч.

Источник: Lenta.Ru

Обнаружена экзопланета с необычной атмосферой

2 сентября 2010 г.

Планета HR 8799b, обращающаяся вокруг звезды HR 8799, которая удалена от Земли на расстояние 130 световых лет, была обнаружена в 2008 году. Масса HR 8799b превосходит массу Юпитера в семь раз, и она попала в число тех немногих экзопланет, которые были непосредственно сфотографированы телескопами (существование большей части экзопланет подтверждено косвенными методами).

В ходе нового исследования авторы наблюдали HR 8799b при помощи телескопа Keck II на Гавайях с установленный на нем адаптивной оптикой. Ученые, в частности, искали в спектре планеты следы метана - по концентрации этого газа астрономы могут судить о температуре атмосферы. Оказалось, что в атмосфере HR 8799b практически нет метана, и на основании этих данных специалисты смогли определить ее температуру. Согласно выкладкам ученых, она составляет не менее 927 градусов Цельсия.

До сих пор считалось, что атмосфера HR 8799b должна быть как минимум на 417 градусов Цельсия ниже. Несоответствие экспериментальных данных и теории авторы объясняют тем, что при составлении предыдущих оценок ученые исходили из неверного представления об облачности на планете. Астрономы полагали, что на HR 8799b, как и на других молодых газовых гигантах, относительно немного облаков. Однако в том случае, если облачность на планете сильна, температура ее атмосферы будет заметно выше.

Прямые наблюдения спектров экзопланет стали возможны совсем недавно - впервые такой эксперимент был проведен в 2010 году, а первая фотография внесолнечной планеты была получена в 2008 году.

Источник: Lenta.Ru

Предложен способ поиска вулканов на внесолнечных планетах

10 сентября 2010 г.

Астрономы предложили способ, позволяющий определять, есть ли на внесолнечных планетах вулканическая активность.

Ученые проанализировали извержения, происходящие на Земле, и пришли к выводу, что наиболее надежным признаком, свидетельствующим о вулканической активности, является диоксид серы. Этот газ в огромном количестве выбрасывается в атмосферу при извержениях, и его избыток будет указывать, что на экзопланете присутствуют активные вулканы.

Правда, на сегодняшний день у астрономов нет инструментов, которые бы позволили им зафиксировать избыток диоксида серы, так как концентрация газа даже после мощного извержения остается небольшой по космическим меркам.

Ученые рассчитали, что новый телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb), который должен прийти на смену «Хабблу», сможет «увидеть» следы от извержения как минимум в десять раз более мощного, чем извержение вулкана Пинатубо в 1991 году - одно из сильнейших в XX веке. Вулкан должен находиться на планете, удаленной от Земли не более чем на 30 световых лет. Запуск телескопа «Джеймс Уэбб» запланирован на 2014 год. Высота его орбиты составит 1,5 миллиона километров - телескоп с диаметром главного зеркала 6,5 метров.

Источник: Lenta.Ru

Предложен аналог закона Мура для планет

21 сентября 2010 г.

Группа астрономов предложила аналог закона Мура, применимый в области поиска новых экзопланет. Вычисления ученых показывают, что похожая на Землю планета, на которой могут обитать живые существа, с 50-процентной вероятностью будет найдена к маю 2011 года.

Закон Мура был сформулирован в 1965 году одним из основателей компании Intel Гордоном Муром и касается транзисторов на компьютерных чипах. Исходя из скорости развития компьютерных технологий, Мур предсказал, что их число будет удваиваться каждые два года.

Авторы новой работы решили выявить подобное правило для астрономии и с его помощью определить, когда приблизительно могут быть обнаружены похожие на Землю планеты.

Вероятность обнаружить такое небесное тело к 2020 году авторы оценили в 75 процентов, а к 2264-му - в 95 процентов.

С выводами ученых согласны не все их коллеги. Критики отмечают, что на сегодняшний день трудно оценить, как прогресс в развитии технологий скажется на скорости открытия новых экзопланет.

Источник: Lenta.Ru

Комментарий: и действительно обнаружили такую планету, только не к марту 2011-го, а всего через 8 дней после публикации данной новости.

7. Развитие жизни

Гипотезу о гибели мамонтов из-за метеорита опровергли

1 сентября 2010 г.

Специалисты не нашли подтверждения гипотезы о том, что обитавшие в Северной Америке мамонты были уничтожены при падении на Землю метеорита или кометы 13 тысяч лет назад.

Столь масштабная катастрофа должна была оставить множество следов. Так, комета или астероид принесли бы с собой на Землю металл иридий, кроме того, в результате падения должны были сформироваться магнитные микросферы и гранулы определенного минерального состава. Еще одним доказательством падения на планету крупного небесного тела были бы наноалмазы, которые могут образоваться только при очень высоких давлении и температуре во время удара.

Авторы новой работы и нескольких предыдущих исследований пытались обнаружить какие-либо из этих следов, однако все попытки окончились неудачно.

Ученые, опубликовавшие ранее работы, в которых доказывалась правомерность гипотезы о столкновении Земли с небесным телом 12,9 тысячи лет назад, заявили, что их не убеждают выводы последнего исследования.