ЗА МАЙ 2011 ГОДА

1.    Административные вопросы

Новый глава Роскосмоса Поповкин приступил к работе

3 мая 2011 г.

Бывший глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который покинул этот пост на прошлой неделе, во вторник представил центральному аппарату агентства нового руководителя Владимира Поповкина.

Вместо 65-летнего Перминова, возглавлявшего это ведомство семь лет, назначен 53-летний бывший первый замминистра обороны Поповкин. Как следовало из распоряжения, Перминов освобожден от должности "в связи с достижением им предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе". Как и Перминов, курирующий ВПК Поповкин в свое время командовал Космическими войсками - с 2004 по 2008 годы. Перминов возглавлял Роскосмос с 12 марта 2004 года, когда ведомство было преобразовано из Российского авиационно-космического агентства.

источник - http://ria.ru/science/20110503/370584318.html

2.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Завершена отработка новейшего ракетного двигателя РД191 для семейства РН «Ангара»

23 мая 2011

В НПО «Энергомаш» успешно завершен этап межведомственных испытаний (МВИ) двигателя РД191 – маршевого двигателя семейства РН «Ангара».

Межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей «Ангара».

Кроме того, принято решение о присвоении конструкторской и технологической документации литеры 01, открывающее новому двигателю путь в серийное производство.

Коллективом предприятия впервые решена уникальная задача – создан мощный ЖРД, способный надежно работать в широком диапазоне изменения тяги – от 105 % до 27 % номинальной тяги.

источник - http://www.roscosmos.ru/16624/

3.    Новые технологии

Радиационную безопасность космических полетов обсудили в Дубне

03 мая 2011

В Доме международных совещаний Объединённого института ядерных исследований в Дубне прошло заседание «круглого стола», посвященного 50-летию первого полёта человека в космос. Его тема – «Актуальные вопросы радиационной безопасности длительных космических полётов». Организатором встречи ученых выступила Лаборатория радиационной биологии ОИЯИ совместно с рядом других институтов.

Работы по моделированию биологического действия космических видов излучений проводятся на ускорителях Объединенного института ядерных исследований более 50 лет. Первый ускоритель ОИЯИ – синхроциклотрон сыграл выдающуюся роль в решении вопросов обеспечения радиационной безопасности первых пилотируемых космических полётов.

В ходе пленарных заседаний была рассмотрены:

·         вопросы моделирования действия тяжёлых заряженных частиц космического происхождения на биологические объекты (молекулярный, клеточный, тканевой и организменный уровни);

·         радиационные и радиобиологические аспекты длительных пилотируемых космических полётов;

·         вопросы обеспечения радиационной безопасности длительных космических полётов.

Доклады по этой тематике представлены от Объединенного института ядерных исследований, Федерального медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, Института медико-биологических проблем РАН, Института космических исследований РАН, НИИЦ радиационной безопасности космических объектов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и НИИ ядерной физики МГУ, Института биохимической физики РАН, Института химической физики РАН. Молодые ученые и специалисты могут показать свои работы на стендах.

источник - http://www.mosreg.ru/news/60217.html

Нетканые материалы для применения в космосе

18 мая 2011

Опыт использования изделий с применением нетканых материалов «Холлофайбер» на орбите, на борту МКС, не вызывает замечаний. Об этом сообщает НПО «Звезда».

В 2010 году «Холлофайбер» прошел технологический отбор экспертов НПП «Звезда» для использования в изделиях с повышенными требованиями к безопасности в экстремальных условиях. Универсальность и высокое качество стали главными критериями для селекции высокотехнологичных материалов, которые применяются в производстве изделий для космонавтов.

Разработки по применению отечественной суперсинтетики «Холлофайбер» продолжаются. Одна из перспективных новинок 2011 года - теплозащитный костюм, который космонавты надевают в экстремальных условиях при посадке космического корабля вне заданного района.

источник - http://www.press-release.ru/branches/equipment/c7bc1d0abea66/

4.    Исследования Солнца

Российские ученые надеются запустить новый аппарат для исследований Солнца

25 мая 2011

Закончена очередная стадия опытно-конструкторских работ по проекту "Интергелиозонд", нацеленного на вывод малого космического аппарата на орбиту вокруг Солнца. До начала 2012 года РАН и Роскосмос планируют провести эскизное проектирование космического аппарата, в ходе которого будет окончательно определен его облик и состав научной аппаратуры. Основные изображающие приборы, которым и предстоит "взглянуть" на нашу звезду с близкого расстояния, делаются в ФИАН.

До сих пор почти все солнечные обсерватории работают на орбите около Земли. На близком расстоянии от нашей планеты работает европейская станция SOHO, вокруг Земли обращаются японская и американская солнечные обсерватории Hinode и SDO. На низкой орбите - около 500 км над поверхностью Земли - работала и российская солнечная обсерватория КОРОНАС-Фотон.

Проект исключительно сложен. Прежде всего, на такие расстояния от Земли невозможно вывести научную аппаратуру большой массы. На 17 научных приборов на борту отведено всего 120 кг. На четыре прибора, которые делает ФИАН - это блок из трех телескопов, коронограф, а также жесткий рентгеновский и оптический гелиосферный инструменты, - приходится только около 40 кг. Это значит, что предстоит создать новые инструменты. Приборы, прежде весившие около 50 кг (а именно такую массу имели, к примеру, фиановские телескопы ТЕСИС на спутнике КОРОНАС-Фотон), теперь должны иметь массу от 5 до 10 кг.

Что для этого надо, в принципе, понятно: новые материалы для конструкции, максимальное облегчения веса большинства элементов и т.п. Но все это - новые технологии, которые еще предстоит освоить, а главное, доказать, что они не снизят надежность аппаратуры. Следующая проблема, которую потребуется решать - это ограниченность телеметрии. Спутник на некоторых участках орбиты будет отдален от Земли на расстояние до 250 млн км. По расчетам, даже при работе каналов связи по 10-20 часов в сутки передать с таких расстояний можно лишь несколько сот мегабайт данных в день. Но всего одно изображение Солнца может занимать до 8 Мбайт. Аппарату придется работать, когда температура на переднем щите составляет около 600 градусов Цельсия. Помимо потоков излучения резко меняются и свойства окружающей плазмы - ее скорость, а также плотность заряженных частиц солнечного ветра, обдувающих аппарат и способных медленно разрушать большинство известных материалов. Ни в одном проекте до сих пор с подобными вопросами материаловедения сталкиваться не приходилось. От правильного выбора материалов, от понимания их поведения при высоких температурах во многом будет зависеть успех миссии.

источник - http://www.cybersecurity.ru/prognoz/123562.html

5.    Новости МКС

Основной и дублирующий экипажи МКС утверждены в Звездном Городке

16 мая 2011 г.

Межведомственная комиссия утвердила в понедельник основной и дублирующий экипажи новой экспедиции, стартующей 8 июня.

В состав основного экипажа вошли космонавт Роскосмоса Сергей Волков, японский астронавт Сатоси Фурукава и астронавт НАСА Майкл Фоссум. Их дублеры - Олег Кононенко (Роскосмос), Андрэ Кауперс (Европейское космическое агентство) и Дональд Петтит (НАСА).

источник - http://ria.ru/science/20110516/375211997.html

Японский астронавт на МКС проверит гормоны роста на огурцах

16 мая 2011 г.

Астронавт японского космического агентства JAXA Сатоси Фурукава, стартующий 8 июня на МКС, намерен вырастить на орбите урожай огурцов с применением новейших гормонов роста.

Кроме того, японский астронавт, врач по второй своей специальности, сказал, что с наибольшим интересом будет проводить научные исследования в области естествознания, а при случае сможет помочь своим коллегам по экипажу в медицинских вопросах.

"Я надеюсь, конечно, что нештатных ситуаций на борту не произойдет, и мне не придется оказывать медицинскую помощь, но, если это случится, я буду счастлив помочь своим товарищам как врач", - сказал Фурукава.

источник - http://ria.ru/science/20110516/375351776.html

Шаттл "Индевор" отправился в заключительный полет к МКС

16 мая 2011 г.

Шаттл "Индевор" с экспедицией STS-134 в понедельник отправился в заключительный полет к МКС с мыса Канаверал.

Командиром экипажа шаттла стал Марк Келли. В экипаж "Индевора" также входят пилот Грегори Джонсон и четыре специалиста - Эндрю Фьюстел, Майкл Финк, Грегори Шамитофф и европейский астронавт - итальянец Роберто Виттори.

источник - http://ria.ru/science/20110516/375391712.html

Астронавты шаттла "Индевор" устанавливают альфа-спектрометр на МКС

19 мая 2011 г.

Астронавты шаттла "Индевор", пристыковавшегося к МКС, устанавливают на станции с помощью двух манипуляторов магнитный альфа-спектрометр (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS), предназначенный для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии, темной материи.

Цель работы AMS - проверка фундаментальных гипотез строения материи и происхождения вселенной. Магнитный альфа-спектрометр будет установлен на ферменной конструкции станции.

источник - http://ria.ru/science/20110519/376776385.html

Выход в открытый космос из "Индевора" завершен досрочно

20 мая 2011 г.

Астронавты шаттла "Индевор" Эндрю Фьюстел и Грегори Шамитофф, досрочно завершили первый из четырех запланированных выходов в открытый космос из-за неполадок системы очистки воздуха в скафандре Шамиттофа.

Примерно за полтора часа до запланированного окончания работ выяснилось, что датчики углекислого газа скафандра одного Шамитоффа не работают. Уровень CO2, вероятно, не был слишком высоким, однако менеджеры миссии на всякий случай приняли решение досрочно завершить выход в космос. Астронавты благополучно вернулись и уже закрыли люки.

источник - http://ria.ru/science/20110520/377532787.html

Астронавты "Индевор" успешно завершили работы в открытом космосе

22 мая 2011 г.

Астронавты шаттла "Индевор" успешно завершили намеченные работы во время второго выхода в открытый космос.

Фьюстел и Финк заполнили аммиаком радиаторы (системы терморегулирования МКС). Они также завершили продувку системы, смазали узловые элементы левой стороны соединений солнечной батареи и части робота Dextre - высокоточного манипулятора.

Во время работ с элементами солнечной батареи, у астронавтов произошли небольшие инциденты - неожиданно стали вываливаться открученные болты с крышки технических узлов, один из болтов астронавт проворно поймал в перчатку, другой улетел в открытый космос, при этом в отверстие с механизмами попало средство для обработки. В связи с задержками, в контрольном центре проинструктировали астронавтов, чтобы Финк снял только четыре, а не шесть крышек технических узлов.

Во время заполнения радиаторов аммиаком, произошла небольшая утечка из одного отсека радиатора, который астронавты заполнили. Оба астронавта действовали с осторожностью во время заполнения радиаторов пятью фунтами аммиака (2,2 кг), чтобы на их скафандры ничего не попало. Несколько хлопьев аммиака, а также замороженный кусок этого химического вещества пролетели мимо Фьюстела.

Изначально, время проведения астронавтов в космосе было намечено на 6,5 часа. С учетом, принятого решения о дополнительном времени работ, так как в НАСА посчитали, что нужно как можно больше обработать узлы солнечной батареи для ее будущей эксплуатации, астронавты провели в космосе на час больше.

источник - http://ria.ru/science/20110522/378270362.html

"Союз ТМА-20" с тремя космонавтами приземлилась в Казахстане

24 мая 2011 г.

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля "Союз ТМА-20" благополучно приземлился в Казахстане в районе, близком к расчетному. С МКС на Землю вернулись российский космонавт Дмитрий Кондратьев, астронавт Европейского космического агентства Паоло Несполи и астронавт НАСА Кэтрин Колман.

источник - http://ria.ru/science/20110524/378931914.html

Постройку "Союза" для космических туристов могут сдвинуть на год

24 мая 2011 г.

Проект закладки дополнительного "Союза" в РКК "Энергия", предназначенного для космических туристов, может сдвинуться с 2013 на 2014 год, если коммерческий партнер Роскосмоса - американская компания Space Adventures не сможет представить в августе 2011 года необходимого количества платежеспособных кандидатов.

Ранее предполагалось, что Россия возобновит запуски космических туристов на кораблях "Союз" уже в 2013 году.

В настоящее время РКК "Энергия" обеспечивает строительство четырех космических кораблей "Союз" в рамках федеральной космической программы для обеспечения ротации экипажей на МКС. Для запусков по коммерческим программам, в частности, для обеспечения полетов космических туристов, России необходим дополнительный, пятый космический корабль ежегодно.

источник - http://ria.ru/science/20110524/378953471.html

Возможные мутации при размножении в космосе российские ученые изучат на мухах с МКС

25 мая 2011

Российские ученые оказались на пороге важного открытия: впервые в истории им предстоит на конкретных примерах изучить, какие мутации возможны у живых существ при размножении в космосе. Дело в том, что с МКС на Землю вчера на "Союзе ТМА-20" вернулись мухи дрозофилы, которые впервые находились в космосе такой длительный срок, что успело смениться 2-3 поколения.

"Впервые мухи были направлены в такой длительный полет. Поэтому мы затрудняемся назвать их количество, и сколько поколений мух сменилось за это время", - сообщила "Интерфаксу" постановщик эксперимента "Полиген", научный сотрудник ИМБП Ольга Ларина.

По материалам источник - http://kuzzbas.ru/more.php?UID=18071

Средство от запотевания шлема попало в глаза астронавту "Индевора"

25 мая 2011 г.

Жгучая субстанция, которая в среду попала в глаз американского астронавта и едва не сорвала его работу в открытом космосе, оказалось средством от запотевания шлема.

На прогулку в открытый космос в среду вышли астронавты НАСА Эндрю Фьюстел и Майкл Финк.

Ранее сообщалось, что астронавты работали в космосе уже пять часов, когда Фьюстел почувствовал сильное жжение в правом глазу.

По словам Болинджер, раздражающим веществом для Фьюстела оказалось стандартное средство от запотевания, которым шлемы астронавтов обрабатывают перед каждым выходом в космос. При неаккуратном нанесении такого средства его крупинки могут оторваться от изнанки шлема и попасть в глаза работающего в космосе астронавта.

Фьюстел и Финк уже были готовы к досрочному возвращению на МКС, но Фьюстелу в конце концов удалось решить свои проблемы.

По словам Болинджер астронавт потерся веком о пенопластовый блок внутри шлема, который предназначен как раз для этого - например, для удаления случайно возникших слез. После этой процедуры Фьюстел почувствовал себя намного лучше и работа продолжилась.

источник - http://ria.ru/science/20110525/379861564.html

Астронавты "Индевора" завершили последний выход в космос

27 мая 2011 г.

Астронавты Майкл Финк и Грегори Шамитофф завершили последний из четырех запланированных выходов в открытый космос, не успев выполнить часть поставленных задач. Общая продолжительность работ в открытом космосе составила чуть более семи часов.

Этот выход был знаменателен тем, что он был юбилейным - была пройдена первая тысяча часов работы в открытом космосе в рамках работы по строительству и эксплуатации МКС. По данным аэрокосмического агентства, до сегодняшнего дня по программе МКС было выполнено 158 выходов в космос общей продолжительностью 995 часов 13 минут.

Во время этого выхода астронавты закрепили стрелу-манипулятор OBSS на ферме S1 Международной космической станции. OBSS была закреплена на главном манипуляторе шаттла - Canadarm. OBSS планируется оставить на борту МКС, поэтому Шамитофф и Финк закрепили ее на ферме станции. На OBSS ставится видеокамера, позволяющая осмотреть те участки шаттла, которые не видны невооруженным глазом. Таким образом, американская сторона завершила свою часть строительства станции.

Финк и Шамитофф также осуществили демонтаж такелажного узла PDGF, предназначенного для передачи данных и электропитания для робота-манипулятора, который находится на станции. Кроме того, астронавты произвели замену такелажного узла EFGF на демонтированный до этого такелажный узел PDGF. При этом им не хватило времени на укладку EFGF на узел хранения шаттла, они забрали ее с собой в шлюзовой отсек.

Еще одной задачей этого выхода, выполненной Финком и Шамитоффом, стала расфиксация зажима EDF (зажим с измененным диаметром захвата для манипулятора SPDM, находящегося на МКС).

источник - http://ria.ru/science/20110527/380666227.html

США завершили свою часть строительства МКС

27 мая 2011 г.

Астронавты Майкл Финк и Грегори Шамитофф во время выхода в открытый космос закрепили стрелу-манипулятор OBSS на ферме S1 МКС. Таким образом, американская сторона завершила свою часть строительства станции, сообщил командир шаттла "Индевор" Марк Келли.

источник - http://ria.ru/science/20110527/380533448.html

6.    Исчерпание ресурса МКС

Коррекция орбиты МКС прошла штатно

5 мая 2011 года была проведена коррекция орбиты МКСосле проведённого манёвра параметры орбиты МКС стали следующими:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 345,37 километра;

• максимальная высота над поверхностью Земли – 362,53 километра;

• период обращения – 91,40 минуты;

• наклонение – 51,67 градуса.

источник - http://www.roscosmos.ru/16303/

Еврогрузовик ATV-2 временно обеспечит МКС кислородом

17 мая 2011 г.

До ввода в штатную эксплуатацию российской системы регенерации кислорода "Электрон-ВМ" наддув МКС будет производиться по стандартной схеме, из баков европейского грузового корабля ATV-2, пристыкованного к станции.

НАСА сообщило о том, что бортинженер станции Александр Самокутяев не смог запустить "Электрон-ВМ" после установки нового жидкостного блока. Система периодически выходит из строя на протяжении многих лет эксплуатации. Никакой опасности для работы экипажа МКС это не представляет.

"Жидкого кислорода на МКС более чем достаточно: необходимо разгрузить емкости европейского транспортного корабля ATV-2. Система "Электрон-ВМ" сложная, не всегда все удается запустить с первого раза", - отметил собеседник агентства.

источник - http://ria.ru/science/20110517/375705246.html

Трещина в днище не представляет опасности для шаттла "Индевор"

22 мая 2011 г.

Специалисты НАСА заявили, что обнаруженная ранее трещина в днище шаттла "Индевор", пристыковавшегося к МКС, не представляет угрозы для безопасности челнока.

Такой вывод сделан по итогам анализа на Земле полученных от астронавтов снимков трещины. По словам специалистов, она недостаточно глубока, чтобы представлять опасность.

Размеры трещины - 7,6 на 6,1 сантиметра, ее глубина менее 2,5 сантиметра.

источник - http://ria.ru/science/20110522/378075306.html

Детектор дыма на МКС мог сработать из-за пыли

26 мая 2011 г.

Датчик дыма в сервисном модуле МКС, который в четверг подал ложный сигнал о пожаре, скорее всего, сработал из-за пыли, поднятой работавшими в нем российскими космонавтами, сообщил директор полета Дерек Хассман.

По его словам, в модуле сработал один из четырех детекторов дыма, хотя остальные не давали никаких сигналов. Российские космонавты, согласно инструкциям, сообщили в ЦУП о том, что не видят дыма и не чувствуют его запаха.

источник - http://ria.ru/science/20110526/380268184.html

Глава ЦПК: блок генератора кислорода на МКС долго пролежал на складе

26 мая 2011 г.

Экипаж МКС так долго не может запустить новый блок системы регенерации кислорода "Электрон" из-за того, что он слишком долго пролежал "на складе", сообщил начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев.

По его словам, "старый блок был рассчитан на 365 суток, однако проработал более чем три ресурса". Поскольку "никто не ожидал, что он проработает так долго, к расчетному времени на орбиту был доставлен новый блок". Этот новый блок в итоге пролежал на российском сегменте слишком долго, из-за чего возникли трудности с его запуском.

источник - http://ria.ru/science/20110526/380197080.html

7.    Дальнейшее развитие МКС

МКС будет эксплуатироваться до 2020 года

24 мая 2011

Благодаря найденным средствам для поддержания программы МКС, международная станция будет работать до 2020 года, сообщил глава пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов. Кроме того, по сведениям, полученным журналистами от Краснова, уже найден потенциальный турист, готовый заплатить за облёт вокруг Луны на российском корабле «Союз». Вопрос о возможных туристических полётах к МКС будет решён осенью этого года, и при положительном решении – первые туристы отправятся к Международной космической станции в 2013 году.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1650

8.    Спутниковая группировка

Ракета-носитель "Союз-2.1а" вывела на орбиту космический аппарат «Меридиан»

05 мая 2011

Запуск «Меридиана», который является спутником, предназначенным как для гражданских, так и для военных целей (спутник двойного назначения).

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1614

Японский спутник ALOS окончательно потерян

12 мая 2011 г.

Специалисты японского космического агентства JAXA прекратили попытки "дозвониться" до спутника зондирования Земли ALOS (Advanced Land Observing Satellite) и послали на его борт команду выключения передатчика и другой аппаратуры.

Спутник ALOS был запущен на орбиту в январе 2006 года. Его основная задача - картографирование Земли, главным образом, Азиатско-тихоокеанского региона, но он также использовался для мониторинга зон стихийных бедствий и техногенных катастроф. Камеры на борту аппарата обеспечивали пространственное разрешение от одного до 10 метров. Планировалось, что спутник проработает пять лет.

Японские специалисты 22 апреля обнаружили, что аппарат самопроизвольно перешел в режим работы с пониженным энергопотреблением и все бортовые камеры были выключены.

источник - http://ria.ru/science/20110512/373293366.html

Телевидение Каддафи заблокировано на спутниках

16 мая 2011 г.

Прервано спутниковое вещание государственного телевидения Ливийской Джамахирии (LJBC), ведущего передачи из Триполи в поддержку правительства Муамара Каддафи.

Телеканал перестал транслироваться за пределы ограниченного региона вокруг столицы Ливии, где его вещание распространяется через наземные эфирные передатчики. В частности, прекращено вещание на Европу, Северную Африку, Ближний Восток через крупнейшую европейскую спутниковую группировку Hotbird 13.0°E. Сайт LJBC на арабском, английском и французском языках сохранил работоспособность.

Вещание на Hotbird прекратилось не по инициативе оператора - французской группы Eutelsat, а по настоянию Арабской организации спутниковой связи (Arabsat), в трансляционный пакет которой, наряду с другими государственными каналами арабских государств, входило LJBC.

В воскресенье Лига арабских государств издала предписание подконтрольному ей Arabsat полностью прекратить трансляции "ливийского государственного телевидения и любых других каналов, верных Каддафи, во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН".

источник - http://ria.ru/science/20110516/375279089.html

Изготовление спутника «Ямал-300К» в ОАО «ИСС»

17 мая 2011

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» продолжаются работы по созданию телекоммуникационного космического аппарата «Ямал-300К».

Специалисты ОАО «ИСС» приступили к монтажу оборудования на изготовленную конструкцию платформы «Экспресс-1000HTA». На предприятии также продолжается сборка бортового радиоретрансляционного комплекса спутника «Ямал-300К». Планируется, что эти работы завершатся к концу июня.

Спутник «Ямал-300К», находясь на геостационарной орбите в точке стояния 90°в.д., будет обеспечивать обслуживание территории России и стран СНГ в С- и Ku- диапазонах частот. 26 ретрансляционных стволов космического аппарата будут иметь характеристики, достаточные для реализации всех видов современных услуг связи.

источник - http://www.roscosmos.ru/16493/

Роскосмос объявил конкурс на создание системы связи

20 мая 2011 г.

Роскосмос объявил открытый конкурс на право заключения государственного контракта по созданию космических комплексов системы фиксированной, подвижной президентской связи, а также телерадиовещания со спутниками на геостационарной орбите в части адаптации комплекса "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М" для обеспечения запуска спутника "Экспресс-АМ4".

Начальная цена контракта: 90 600 000 рублей. Сроки выполнения - с июня по декабрь 2011 года.

"Экспресс-АМ4", который изготавливается по заказу ФГУП "Космическая связь" ГПКС, является принципиально новым российским тяжелым космическим аппаратом. Он создается на базе платформы Еurostar 3000 производства концерна EADS Astrium в кооперации с ГКНПЦ имени Хруничева. Срок его активного существования - не менее 15 лет.

источник - http://ria.ru/science/20110520/377355336.html

Ariane-5 с двумя спутниками запущена во Французской Гвиане

21 мая 2011 г.

Ракета-носитель Ariane-5 успешно вывела два телекоммуникационных спутника ST-2 и GSAT-8, в зону работы которых входят Азия и Средний Восток.

Пуск ракеты был осуществлен с космодрома Куру во Французской Гвиане.

Спутник ST-2, построенный японской компанией Mitsubishi Electric Company для совместного предприятия сингапурской телекоммуникационной компании SingTel и тайваньской компании Chunghwa, будет обеспечивать телевещание, а также мобильную связь.

Другой спутник, GSAT-8, принадлежит Индийской организации космических исследований и рассчитан на передачу прямого спутникового теле- и радиосигнала.

источник - http://ria.ru/science/20110521/377715798.html

Глава РКС: спутники "Глонасс-К" ничем не уступают американским GPS

25 мая 2011 г.

Новые российские навигационные спутники "Глонасс-К" по своим техническим характеристикам ничуть не уступают американским космическим аппаратам системы GPS, заявил генеральный директор-генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" Юрий Урличич.

"Спутники "Глонасс-К" ни в чем не уступают американским, спутники "Глонасс-М" пока, действительно, уступают", - сказал Урличич.

По его словам, установленные на американских спутниках системы GPS российские датчики системы "КОСПАС-САРСАТ" пока не работают, а с появлением новых российских спутников "Глонасс-К" система "КОСПАС-САРСАТ" заработает в полном объеме и на американских спутниках GPS.

источник - http://ria.ru/science/20110525/379642264.html

В ОАО «ИСС» создан новый контейнер для транспортировки спутников

27 мая 2011

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» изготовлен транспортный контейнер для космических аппаратов среднего и тяжелого классов.

Контейнер предназначен для перемещения космических аппаратов на территории космодрома «Байконур». Благодаря конструктивным особенностям в нем возможно поддержание необходимого температурно-влажностного режима с помощью железнодорожного агрегата термостатирования. Контейнер такого класса будет использоваться на космодроме «Байконур» впервые.

источник - http://www.roscosmos.ru/16685/

9.    Космические телескопы и ДЗЗ

Россия и Испания готовятся к вводу космического телескопа T-170M

03 мая 2011

Проект "Спектр-УФ" направлен на исследование Вселенной в недоступном для наблюдений с наземными инструментами ультрафиолетовом участке электромагнитного спектра: 100-320 нм. Проект возглавляется Россией, включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 гг.

В России создается основной инструмент обсерватории - космический телескоп Т-170М с главным зеркалом диаметром 170 см. Телескоп будет оснащен спектрографами высокого и низкого разрешения, спектрографом с длинной щелью, а также камерами для построения высококачественных изображений в УФ и оптическим участком спектра.

По возможностям проект ВКО-УФ сравним с американским космическим телескопом "Хаббл" и даже превосходит его в спектроскопии. ВКО-УФ откроет новые возможности для исследований планет, звездной, внегалактической астрофизики и космологии. Запуск обсерватории запланирован на 2014 год.

Когда у директора Института астрономии РАН Бориса Шустова спросили, почему Россия разрабатывает этот проект именно с Испанией, он ответил примерно так: Испания очень развитая страна, на территории которой находились и находятся центры слежения и обработки информации европейского космического агентства. Так что опыт у зарубежных коллег очень большой.

источник - http://www.roscosmos.ru/16265/

Роскосмос принял решение о начале следующего этапа работ по проекту «ГАММА-400»

03 мая 2011

Исследования космического гамма-излучения  начали развиваться в семидесятые годы прошлого века. В результате наблюдений космическими приборами «ГАММА-1» (СССР), EGRET (США), AGILE (Италия), Fermi (США) и наземными установками H.E.S.S. (расположена в Намибии), MAGIC (на Канарских островах, Испания), VERITAS (в Аризоне, США) накоплен большой объем информации. Это данные о галактических и внегалактических источниках гамма-излучения - пульсарах, квазарах, активных галактических ядрах, а также о диффузном галактическом гамма-излучении.

«Однако около 40% из обнаруженных источников гамма-излучения до сих пор не идентифицированы с источниками, обнаруженными в других диапазонах электромагнитного спектра (оптическом, рентгеновском, радио- и др.), поэтому природа гамма-излучения в этих источниках не ясна. Кроме того, измерения проводились с недостаточным энергетическим разрешением - это необходимо, чтобы обнаружить в энергетических спектрах особенности, которые могут быть связаны с процессами аннигиляции или распада частиц темной материи.

В соответствии с Федеральной космической программой РФ на 2006-2015 годы в ФИАНе совместно с МИФИ и рядом других российских и иностранных (Италия, США и др.) организаций разрабатывается гамма-телескоп «ГАММА-400». Этот прибор на специализированной космической обсерватории будет измерять гамма-излучение в диапазоне энергий от 100 МэВ до нескольких тысяч ГэВ. По основным характеристикам - угловое разрешение около 0,01°, энергетическое разрешение - 1% - «ГАММА-400» превзойдет существующие установки (космические и наземные) в 5-10 раз. Это позволит ответить на многие вопросы: о природе гамма-излучения в дискретных источниках, о наличии процессов в нашей Галактике, связанных с темной материей», - говорит Николай Топчиев.

источник - http://www.inauka.ru/news/article106044.html

Спутники обнаружили 300 "горячих точек" в Сибири и на Дальнем Востоке

3 мая 2011 г.

Спутники НАСА "Терра" и "Аква" зафиксировали более 300 "горячих точек" в Амурской, Омской и Новосибирской областях, сообщает компания "СканЭкс", которая обрабатывает и распространяет спутниковые данные.

Спутники НАСА с помощью сенсоров MODIS фиксируют так называемые "горячие точки" - это области, сильно излучающие в инфракрасном диапазоне. Как правило, это лесные или степные пожары, хотя инфракрасные датчики могут реагировать и на газовые факелы или на металлургические производства.

источник - http://ria.ru/eco/20110503/370643732.html

Россия готовится вывести на орбиту миниспутник для зондирования Земли

10 мая 2011

Запуск российского спутника "Зонд-ПП" - первого малого аппарата, созданного по программе фундаментальных космических исследований, намечен на лето 2011 года.

Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на директора Института космических исследований РАН Льва Зеленого, спутник создан НПО имени Лавочкина на базе платформы "Карат".

источник - http://www.roscosmos.ru/16355/

10. Противоспутниковые технологии

США договорятся с Китаем о поведении в космосе

17 мая 2011

Администрация Барака Обамы хочет договориться с Китаем об ответственном поведении при осуществлении космической деятельности. Об этом заявил, выступая перед комиссией Конгресса США по американо-китайским отношениям в сфере экономики и безопасности, заместитель помощника министра обороны по космической политике Грегори Шулте.

По его словам, Пентагон тревожит то, что Пекин вкладывает все больше средств в разработку и наращивание систем, способных сбивать или глушить спутники на орбитах. В качестве примера он привел испытание, проведенное Китаем в январе 2007 года, когда с помощью наземной баллистической ракеты был уничтожен старый метеорологический спутник.

источник - http://www.roscosmos.ru/16485/

11. Коммерциализация и международное сотрудничество

Space Adventures предлагает сделать на «Союзе» жилой модуль

06 мая 2011

Американская компания Space Adventures, работающая с Роскосмосом по коммерческой программе космического туризма, выступила с предложением об оснащении российского космического корабля "Союз-ТМА" жилым модулем, который понадобится при будущих космических турах вокруг Луны. Предположительно «лунный тур» состоится в 2015 году.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1617

Российский "Союз" виртуально вывел спутник на орбиту с космодрома Куру

06 мая 2011

Российская ракета-носитель среднего класса "Союз-СТ" впервые виртуально запущена с космодрома Куру в Южной Америке, сообщает компания Arianespace.

Компания отмечает, что накануне в Гвианском космическом центре российские и европейские специалисты осуществили имитацию предстартового отсчета, пуска ракеты-носителя "Союз-СТ" и выведения с помощью нее на околоземную орбиту коммерческого телекоммуникационного спутника.

По информации Arianespace, виртуальный пуск ракеты-носителя произошел в 16:00 по местному времени (23:00 МСК) и через полчаса разгонный блок "Фрегат" "вывел" космический аппарат массой 2570 килограммов на геопереходную орбиту высотой 250 на 35950 километров и наклонением 6 градусов.

Компания сообщает, что при имитации пуска полностью собранная ракета космического назначения находилась на стартовом комплексе космодрома Куру. В ходе виртуального предстартового отсчета ее "заправили" топливом.

Arianespace отмечает, что первый реальный пуск ракеты-носителя "Союз-СТ" из Южной Америки планируется в этом году. Ракету "Союз-СТ" для этого запуска планируется доставить во французскую Гвиану в июне.

источник - http://www.roscosmos.ru/16315/

Украинский «Лебедь» полетит в космос

07 мая 2011

Украина выведет на околоземную орбиту телекоммуникационный спутник «Лебедь» в середине 2013 года. Его производством совместно занимаются российское предприятие «ИСС имени Решетнёва» и канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA).

Ранее правительство Украины поставило задачу обеспечить трансляцию финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году, которая пройдет в стране, через собственный спутник связи. До 2010 года планировалось создать космический аппарат «Лебедь», центральную станцию космической связи, а также станцию управления и приёма телеметрической информации. Запуск спутника ожидался в 2010 – начале 2011 года.

Задержка запуска произошла из-за того, что украинские чиновники затянули согласование позиции спутника на геостационарной орбите и регистрацию диапазона частот радиовещания в международных органах.

источник - http://www.roscosmos.ru/16321/

Глава ЕКА передал Arianespace "ключи" от стартового комплекса Куру

10 мая 2011 г.

Генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден передал главе компании Arianespace, осуществляющей запуски с космодрома Куру, Жану-Иву Ле Галлю символические "ключи" от стартового и технического комплексов российской ракеты-носителя "Союз-СТ", с помощью которой будут выполняться запуски из Гвианского космического центра (ГКЦ).

Первый запуск запланирован на 11 октября текущего года. "Союз-СТ" выведет на орбиту два спутника для европейской навигационной системы Galileo.

источник - http://ria.ru/science/20110510/372569508.html

Первый в 2011 г "Протон" со спутником Telstar стартовал с Байконура

20 мая 2011 г.

Российская ракета-носитель "Протон-М" с американским спутником связи Telstar-14R стартовала с космодрома Байконур.

Вывод на орбиту космического аппарата Telstar 14R стал первым пуском ракеты "Протон" в 2011 году и 364-м стартом в ее летной истории. "Протон" в седьмой раз используется для выведения полезной нагрузки компании Telesat.

Кроме того, это был 17-й пуск российской ракеты с космическим аппаратом, изготовленным на базе платформы компании Space Systems/Loral.

Тelstar 14R - коммерческий спутник связи, созданный компанией Space Systems/Loral для одного из ведущих операторов фиксированной связи Telesat. Новый аппарат будет расположен на геостационарной орбите в позиции 63 градуса западной долготы, где он усилит и впоследствии заменит коммуникационную мощность спутника Estrela do Sul (Telstar 14, запущенного в январе 2004 года ракетой- носителем "3eнит-3SL" с морской платформы в Тихом океане).

На спутнике Telstar 14R установлены 46 активных транспондеров Ku-диапазона. Пять лучей аппарата обеспечат покрытие пяти крупных зон, среди которых Бразилия, континентальная часть США (включая Мексиканский залив и север Карибского моря), южная часть Южной Америки, Андский регион (включая Центральную Америку и юг Карибского моря), а также Северная и Центральная Атлантика. Спутник со стартовой массой 4,97 тонны рассчитан как минимум на 15 лет орбитальной службы.

источник - http://ria.ru/science/20110520/377670632.html

Заключен контракт на запуск космического аппарата «Экостар-16» российской ракетой-носителем «Протон-М»

25 мая 2011 года компания International Launch Services (ILS) и EchoStar объявили о запуске в 2012 году космического аппарата «Экостар-16» с помощью ракеты-носителя «Протон-М».

Космический аппарат будет обеспечивать услуги телевизионного вещания в интересах компании DISH Network.

источник - http://www.roscosmos.ru/16679/

12. Клерикализация космоса

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами провел мероприятие, посвященное 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос

03 мая 2011

30 апреля 2011 года по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова в актовом зале Синодального отдела состоялось торжественное мероприятие, посвященное 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос.

Организаторами мероприятия выступили Содружество православных деятелей культуры, науки и образования совместно с Синодальным отделом взаимодействию с Вооруженными силами и приходом московского храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.

Встречу возглавили руководитель сектора авиации Синодального отдела, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами протоиерей Константин Татаринцев и председатель правления Содружества православных деятелей культуры, науки и образования Ю.А.Серов.

В мероприятии приняли участие ученые и ветераны ракетно-космической промышленности и Вооруженных сил, космонавты, кадеты, студенты различных университетов и представители православных молодежных объединений.

источник - http://www.patriarchia.ru/db/text/1468935.html

1.    Административные вопросы

НАСА выбрало три космических проекта-финалиста конкурса на $425 млн

6 мая 2011 г.

НАСА выбрало три космических проекта, которые поборются за 425 миллионов долларов и право запуска в 2016 году. Всего ведомство рассмотрело 28 заявок. Каждый из трех выбранных проектов получит 3 миллиона долларов на разработку и анализ предварительного проекта. В 2012 году НАСА еще раз оценит проекты и выберет один, который доведет до запуска в 2016 году. Верхняя граница финансирования проекта-победителя без учета затрат на ракету-носитель составляет 425 миллионов долларов.

Проект Geophysical Monitoring Station (GEMS) предполагает запуск посадочного модуля на Марс, который изучит его внутреннее строение и состав. Разработкой проекта занимается Лаборатория реактивного движения (JPL), которая также занимается действующими марсоходами "Спирит" и "Оппортьюнити", созданием и подготовкой к запуску нового марсохода Curiosity.

Миссия Titan Mare Explorer (TiME) в случае одобрения станет первым выходом человечества во внеземной океан: космический аппарат предполагается посадить на поверхность метан-этанового моря на Титане, спутнике Сатурна.

Проект Comet Hopper нацелен на изучение эволюции комет: разработчики проекта рассчитывают несколько раз посадить исследовательский зонд на поверхность ядра одной и той же кометы, чтобы понять, как оно изменяется, взаимодействуя с Солнцем. Управляет проектом Центр космических полетов имени Годдарда (GSFC).

источник - http://ria.ru/science/20110506/371458085.html

НАСА определилось с приоритетами на 2012 год

16 мая 2011

НАСА огласило бюджет на 2012 год — $18,7 млрд. По сравнению с бюджетом на 2011 год сумма уменьшилась примерно на $300 млн. Несмотря на это, НАСА остается самым богатым космическим агентством мира. Но и оно пока не готово уйти за пределы околоземной орбиты: основным приоритетом на 2012 год названа работа со своим сегментом МС).

Непосредственно НАСА планируется выделить $18,7 млрд. На полеты на МКС и оставшиеся старты шаттлов администрация предлагает выделить $4,3 млрд, что меньше, чем в 2010 году ($6,1 млрд). $5 млрд должны быть потрачены на научные исследования ($4,5 млрд — в 2010-м) и $3,9 млрд — на создание новых космических аппаратов ($3,7 млрд — в 2010-м).

источник - http://www.kommersant.ru/doc-y/1638413

2.    Проекты межзвёздных полётов

DARPA ищет помощь для проекта «столетнего звездолёта»

13 мая 2011

Военные США нуждаются в идеях по совместному с NASA исследованию, которое могло бы определить требования для возможности создания кораблей для межзвёздных перелётов.

Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) использовало запрос об информации (RFI) для помощи в поддержке проекта «Столетний звездолёт», над которым работает NASA. Это ранняя стадия разработки, поэтому DARPA не просит готовой конструкции корабля. Это в первую очередь помощь в организации работы над проектом и попытка сделать его исполнение более реальным, особенно с финансовой точки зрения. Идёт поиск идей по организации, бизнес-модели и приближению к способности самостоятельной инвестиции транспорта. Этот запрос направлен на информацию о структуре и подходе, а также на выявление квалифицированных и заинтересованных в осуществлении проекта сторон.

3.    Марсоходы

Поиск места посадки марсохода Curiosity: в финальном списке осталось 4 цели

24 мая 2011

Марсоход Curiosity должен отправиться в полет между 25 ноября и 18 декабря этого года в составе Марсианской научной лаборатории (Mars Science Laboratory). Первоначальный список его целей на поверхности планеты был составлен еще в 2006 году и включал около 60 потенциально интересных районов. За пять лет список был сокращен до четырех мест:.

Кратер Гейла, расположенный недалеко от экватора, интересен огромной слоистой возвышенностью высотой 5,5 км, которая может многое рассказать о геологическом и климатическом прошлом планеты.

Долина Морт – одна из старейших долин Марса. В древности это был канал, наполненный водой. Сегодня она интересна наличием в открытом виде минералов, которые могут образовываться только в присутствии воды.

Кратер Эберсвальд – бывшая дельта реки, также содержит ископаемые минералы, а расположенный рядом с ним кратер Холдена – это, предположительно, дно древнего озера.

источник - http://www.roscosmos.ru/16628/

НАСА официально прекратило миссию марсохода "Спирит"

25 мая 2011 г.

Марсоходы "Оппортьюнити" (Opportunity - "возможность") и "Спирит" (Spirit - "дух") были высажены на Марс в январе 2004 года. Рассчитанные на 90 дней работы, "близнецы" в конце мая 2010 года побили предыдущий рекорд продолжительности миссии на поверхности Марса, установленный "Викингом-1", - шесть лет и 116 дней.

Последний успешный сеанс связи со "Спиритом" состоялся 22 марта 2010 года накануне марсианской зимы, когда количество энергии, поступающей от солнечных батарей, сильно сократилось. За год до этого "Спирит", два из шести колес которого сломались, застрял в песчаной ловушке и превратился в стационарный исследовательский модуль. Специалисты НАСА в последние месяцы предпринимали многочисленные попытки "разбудить" марсоход, рассчитывая на то, что с приходом весны у него окажется достаточно энергии для продолжения работы.

В среду завершилась последняя безуспешная серия таких попыток восстановить связь, рассчитанная на разные комбинации состояния приборов аппарата.

Всего марсоход преодолел 7,73 километра и более чем в 12 раз перекрыл планируемое расстояние. Камеры ровера сделали более 124 тысяч снимков. Он исследовал с помощью спектрометра и микроскопа около 100 образцов породы.

источник - http://ria.ru/science/20110525/379888877.html

4.    Исследования Сатурна

NASA планирует отправку спутника к Титану

11 мая 2011

Старт миссии TIME (Titan Маре Explorer) предварительно запланирован на 2016 год, а поверхности Титана спутник достигнет через 7 лет. Он имеет атмосферу, облака и осадки в виде дождя.

После вхождения в атмосферу Титана, аппарат на парашюте будет спущен на Море Лигеи, где будет изучать его химическую структуру, физические особенности и производить фотосъёмку. Космический зонд будет выполнен в виде «летающей тарелки» и будет оснащён плутониевым атомным реактором. По предварительным расчётам, миссия TIME на Титане займёт три месяца.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1622

5.    Исследования астероидов

Dawn сделал первый снимок астероида Веста

11 мая 2011 г.

Исследовательский зонд Dawn, который в марте включил научные инструменты и начал подготовку к июльской встрече с Вестой, вторым по величине астероидом Солнечной системы, сделал свой первый снимок с расстояния около 1,21 миллиона километров. На снимке Веста выглядит как крупное светлое пятно среди редких звезд.

Выход зонда на орбиту вокруг Весты ожидается 16 июля, когда астероид будет примерно в 188 миллионах километров от Земли.

источник - http://ria.ru/science/20110511/373053356.html

Через 12 лет НАСА доставит образцы с астероида

26 мая 2011

Проект OSIRIS-REx должен обеспечить доставку на Землю образцов астероидного грунта к 2023 году. Благодаря исследованию астероидов, сохранивших вещества со времён зарождения Солнечной системы в неизменном виде, учёные попытаются понять условия возникновения Земли и других планет.

Предполагается, что аппарат OSIRIS-REx будет запущен в 2016 году и к 2020 году достигнет астероида 1999 RQ36, который представляет собой небесное тело, диаметром в 580 метров. Долетев до объекта, OSIRIS-REx в течение полугода будет наблюдать за ним на расстоянии пяти километров, после чего с поверхности астероида будет взят образец вещества в 60 граммов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1659

6.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Virgin Galactic объявила об успешном проведении испытательных полетов

12 мая 2011

Virgin Galactic, первая в мире компания, заявившая о себе как об операторе космического туризма, сообщила об успешном проведении тестовых испытаний уникального космического корабля SpaceShipTwo (SS2), спроектированного специально для туристических полетов в космос. В первый раз за историю испытаний аппарат вошел в плотные слои атмосферы Земли без каких-либо проблем благодаря особой компоновке.

Уникальная модель космического корабля для туристов Virgin SpaceShipTwo, предназначенная для суборбитальных полетов,  была представлена публике в 2009 году. С момента презентации корабль выполнил 7 полетов. Он рассчитан на 8 человек (2 члена экипажа и 6 пассажиров).

Запуск в эксплуатацию VSS2 запланирован не ранее 2012 года. Предположительная стоимость суборбитального путешествия составляет 200 тыс. долларов США на пассажира, однако уже более 300 человек зарезервировало места на борту. В первом полете будут участвовать основатель компании сэр Ричард Бренсон и конструктор Барт Рутан).

источник - http://popsop.ru/44022

НАСА намерено строить межпланетные корабли на базе проекта "Орион"

24 мая 2011 г.

Будущие пилотируемые корабли НАСА, предназначенные для полетов за пределы околоземной орбиты, будут основаны на технических идеях, которые разрабатывались ранее в рамках проекта "Орион", сообщил НАСА Чарльз Болден.

Проект "Орион", напоминающий по своей конструкции "Аполлоны", был частью программы "Созвездие" (Constellation), начатой во времена президента Джорджа Буша-младшего с целью вернуть американских астронавтов на Луну, а затем отправить миссию на Марс. Нынешний президент США Барак Обама в 2010 году свернул эту программу. Компания Lockheed Martin продолжила работу над "Орионом", окончательная судьба которого зависит от решения американского конгресса.

Объем жилого помещения корабля должен составить 9 кубометров (у «АполлоноВ2 – 6 кубометров).

источник - http://ria.ru/science/20110524/379362326.html

После тридцати лет ожидания ЕКА дает ход проекту космического корабля Skylon.

29 мая 2011

Проект необычного космического корабля Skylon, разработанный английскими специалистами более тридцати лет назад, внезапно получил официальное одобрение на реализацию от Европейского космического агентства (ЕКА). Если агентству удастся обеспечить своевременное финансирование этого проекта, то уже в конце лета этого года может появиться первый опытный образец такого космического корабля, правда реализованный в меньшем масштабе, чем оригинальный проект.

Идея, заложенная в проекте Skylon - это идея многоразовых космических кораблей, подобных Шаттлам, но в отличие от них, способных выходить в космос самостоятельно, без помощи ракеты-носителя, взлетая и садясь на обычную взлетно-посадочную полосу.

Учитывая высокую эффективность конструкции космического корабля Skylon, длина которого составляет 84 метра, он может совершать регулярные выходы в космос, по стоимости совершенно недостижимой при использовании обычных ракет-носителей. В случае успеха, это предприятие позволит снизить стоимость вывода на орбиту 1 фунта (0.45 кг) полезного груза с 7000 долларов до 500 долларов.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2455-posle-tridcati-let-ozhidaniya-eka-daet-xod-proektu-kosmicheskogo-korablya-skylon.html

7.    Новые технологии

200 млн долларов на прототип космической заправки

14 мая 2011

Идея космической заправочной станции буквально витает в воздухе — канадская компания уже планирует запустить летающую газовую станцию в 2015 году. Но последнее предложение NASA — это первый шаг на пути к поддержке будущих пилотируемых и автоматических полётов в дальние края вроде Луны или Марса, а не простую заправку орбитальных спутников. NASA собирается работать в первую очередь с жидкими кислородом и водородом, которые работали топливом для шаттлов и некоторых коммерческих ракет. А для этого нужно, чтобы кислород не испарялся, или хотя бы чтобы почти не испарялся водород.

NASA заявило, что готово рассматривать проекты стоимостью до $300 млн, но если у предложенного проекта будут большие преимущества. Аналогично, проекты дешевле $200 млн также рассматриваются, если они соответствуют условиям.

8.    Планы по Луне

Компания Space Adventures предлагает туры вокруг Луны всего за 150 миллионов долларов.

3 мая 2011

Лунный тур не предусматривает посадки на поверхность Луны. Туристам представится возможность наблюдать кратеры лунной поверхности, горы и другие достопримечательности с высоты 100 километров, с высоты орбиты, на которой будет находиться Союз. Помимо этого туриста выпадет уникальная возможность увидеть лунный восход Земли, явление, которое видели в истории всего 24 человека. Путешествие к Луне займет восемь суток, а назад - девять.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2363-kompaniya-space-adventures-predlagaet-tury-vokrug-luny-vsego-za-150-millionov-dollarov.html

Японцы испытали трёхколёсный луноход

11 мая 2011

Экспериментальный луноход Tri-Star IV создан в лаборатории профессора Токийского технологического института Сигэо Хиросэ в рамках совместной работы с Японским космическим агентством (JAXA). Оно рассматривает возможность отправки на Луну автоматизированного комплекса для сбора образцов камней и грунта и возвращения их на Землю. И Tri-Star IV мог бы стать частью такой миссии.

Колёса аппарата изготовлены из листового металла и прочной ткани. Они достаточно мягкие, чтобы деформироваться под воздействием камней, и обеспечивают лёгкой машине большую площадь контакта с грунтом.

Любопытная особенность японского ровера — разворачиваемые на большой угол рычаги, удерживающие два из трёх его колёс. Благодаря этим рычагам машина может поддерживать ровное положение на склоне и даже способна самостоятельно перевернуться после опрокидывания.

По информации DigInfo TV, специалисты Токийского технологического института предлагают задействовать Tri-Star IV для инспекции разрушенной АЭС «Фукусима-1».

источник - http://www.roscosmos.ru/16375/

Китай публикует детали собственной программы изучения и освоения Луны.

13 мая 2011

На Международной конференции по робототехнике и автоматизации IEEE International Conference on Robotics and Automation (ICRA), проходившей в Шанхае, Зиюэн Оуйанг, руководитель исследовательских работ, проводимых в рамках лунной программы Китая, сделал официальное объявление, проливающее свет на некоторые детали этой лунной программы.

В течение прошедших трех лет Китай занимался реализацией первого этапа лунной программы, которая состоит из трех этапов. Первой фазой программы был космический аппарат Chang'e-1, который был запущен в 2007 году и передал на Землю многоспектральные трехмерные карты лунной поверхности с высокой разрешающей способностью, используя для этого лазерный высотометр. В 2009 году он стал одним из космических аппаратов, разбитых об поверхность Луны во имя науки.

Следующим этапом китайской лунной программы является запуск на Луну космического аппарата Chang'e-2, который в свое время был дублером аппарата Chang'e-1. Целью этого запуска стала проверка новых коммуникационных систем и более тщательный выбор места посадки для модуля, который доставит на поверхность Луны китайский луноход-робот. Аппарат Chang'e-2 был запущен в конце прошлого года и до сих пор находится на окололунной орбите, посылая на Землю собираемые им данные.

Затем будет космический аппарат Chang'e-3, который, как предполагается, совершит посадку где-то в районе Залива Радуги (Sinus Iridium), ориентировочно в 2013 году.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2399-kitaj-publikuet-detali-sobstvennoj-programmy-izucheniya-i-osvoeniya-luny.html

9.    Планы по Марсу

SpaceX пообещала слетать на Марс через 10 – 20 лет

03 мая 2011

Об этом заявил руководитель компании Элон Маск.

«Первого человека, скорее всего, мы отправим в космос в ближайшие три года. Я думаю, мы дойдем до самого Марса. Займет это в лучшем случае 10 лет, а в худшем 15 – 20», – заявил Маск. Он также отметил, что цель компании – создать средства для транспортировки людей и грузов на другие планеты, а уж желающие, по его мнению, найдутся.

Недавно компания представила самую мощную из своих ракет – Falcon Heavy. Это самый грузоподъемный носитель из существующих в настоящее время ракет – на низкую опорную орбиту (200 километров) Falcon выводит до 53 тонн полезного груза. По этому показателю он опережает американскую Delta IV (22,9 тонны) и европейскую Ariane (21 тонна).

источник - http://novolitika.ru/news/37951

Аппараты Aouda X и Eurobot, предназначенные для полета на Марс, проходят испытания в горах Испании.

8 мая 2011

Европейское космическое агентство (ESA) и его австрийский партнер Austrian Space Forum (ASF) провели программу обширных испытаний космических скафандра Aouda X и аппарата Eurobot, которые проводились в одной из песчаных долин, располагающейся среди испанских гор. Эти испытания являются частью программы ЕКА по осуществлению полета людей на Марс, в их ходе было проверено то, как будут эти системы функционировать в условиях марсианской окружающей среды и сложного ландшафта.

Испытываемые системы разрабатывались в течение трех предыдущих лет, частично финансируемые организацией Europlanet Network. Космический скафандр, который так же проходил испытания, создавался с учетом эстетических требований и является в настоящее время самых "высокохудожественным" космическим скафандром. А его начинку, по праву, можно считать самой высокотехнологичной, основным коньком которой является система жизнеобеспечения с компьютерным управлением, которая позволит выжить человеку на горячей и пыльной марсианской поверхности.

Eurobot - это автоматический марсоход. На испытаниях проверялись его способности самостоятельно ориентироваться на местности, используя естественные и искусственные ориентиры самой различной природы. Тщательной проверке подверглись все агрегаты марсохода, которые оказались способны успешно противостоять условиям марсианской окружающей среды. Система управления Eurobot может подключаться к системе космического скафандра, после чего Eurobot становится своего рода марсианским квадроциклом для человека.

Проведенные испытании полностью удовлетворили разработчиков.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2378-apparaty-aouda-x-i-eurobot-prednaznachennye-dlya-poleta-na-mars-proxodyat-ispytaniya-v-gorax-ispanii.html

10. Китай

Китай планирует к 2020 году запустить свою космическую станцию

05 мая 2011

Китай раскрыл детали своей будущей космической программы, в которую входят амбициозные планы по созданию новой космической станции на орбите в течение следующих десяти лет.

Космическая станция будет весить около 60 тонн, и состоять из основного модуля и двух лабораторных модулей для проведения экспериментов.

Профессор Джианг Гуохуа из Исследовательского и подготовительного центра китайской космонавтики, заявил, что данное сооружение будет рассчитано на десятилетие, и в нем смогут находиться три космонавта, которые будут проводить эксперименты по микрогравитации, космическому излучению и астрономии. Создаваемая космическая станция будет небольшого размера, по сравнению с МКС или орбитальной станцией «Мир», но не менее функциональной. Китайская станция будет состоять из главного и двух вспомогательных модулей, общая масса конструкции не превысит 22 тонн.

Центральный модуль китайской космической станции будет составлять 18.1 метр в длину и 4.2 метра в диаметре, а его взлетный вес будет варьироваться в пределах 20-22 тонн. Лабораторные модули будут короче (14.4 метров), но будут обладать таким же диаметром и взлетным весом.

Китай также разрабатывает грузовой космический корабль, для транспортировки запасов и оборудования на космическую станцию.

источник - http://www.profinews.com.ua/get.php/4260/kitay-planiruet-k-2020-godu-zapustit-svoyu-kosmicheskuyu-stantsiyu

Тяньгун-1 будет выведен на орбиту беспилотными космическими аппаратами во второй половине этого года

11 мая 2011

Китайские информационные агентства сообщают, что запуск первого модуля китайской космической станции, названного Тяньгун-1, будет выведен на орбиту беспилотными космическими аппаратами во второй половине этого года. Аппарат состоит из двух частей — модуль станции и Шэньчжоу-8 в качестве транспорта. На них будет испытываться стыковка кораблей, что станет трамплином для более крупных космических миссий. Ракета Чанчжэн 2F, или «Великий поход-2F», была выбрана в качестве ускорителя для отдельных запусков. Тяньгун-1 оснащён док-портами с передней и задней частей. Его вес составит приблизительно 8,5 тонны, а продолжительность пребывания на орбите должна составить два года.

На данный момент у Китая 21 космонавт, из них две женщины. Уже в следующем году в Китае стартуют Шэньчжоу-9 и Шэньчжоу-10, обе миссии пилотируемые, и по плану они должны будут состыковаться со станцией. Отточенная стыковка — следующий шаг по пути к масштабной цели, которую планируется завершить к 2020 году.

источник - http://hitech.tomsk.ru/18299-novaja-opora-na-zemnojj-orbite-pervaja.html

11. Индия

Индийский шаттл полетит в космос в 2030 году

13 мая 2011

По заявлению директора индийского Космического центра имени Викрама Сарабхаи Париваккама Субраманиама Веерарагхавана, Индия продвинулась далеко вперёд в разработках многоразового космического корабля и планирует запустить свой шаттл уже в 2030 году.

Директор Космического центра рассказал прессе, что сейчас Индийское национальное космическое ISRO разрабатывает проект миссии Human Spacelift Project (пилотируемые космические полёты), которая должна стартовать в 2015 году. Кроме того ISRO работает над проектом, намеченным на 2013 год и призванным осуществить индийские планы по исследованию лунной поверхности (миссия Chandrayan-II). Миссия Chandrayan-II реализуется совместным российско-индийским предприятием, в России для проекта построят лунную платформу, а в Индии – луноход.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1630

12. Астрономическая техника

Двойные лазеры обсерватории Keck "разрывают" ночное небо.

6 мая 2011

Нет, это не сцена космического сражения из какого-нибудь научно-фантастического фильма. Это то, что Вы смогли бы увидеть, став между двумя телескопами близ Мауна-Кеа, Гавайи. Впервые, оба телескопа обсерватории W. M. Keck Observatory, Keck 1 и Keck 2, одновременно запустили их адаптивные оптические лазерные системы и послали лучи лазеров в высоты ночного неба.

Лазер Keck 1 был установлен и испытан еще в прошлом году. Но результаты испытаний показали неэффективность созданной системы и необходимость ее модернизации, что бы энергия света лазера могла без потерь быть передана к телескопу. Вместо плохо зарекомендовавшей себя оптоволоконной системы была установлена новая система передачи лазерного света, основанная на использовании отражающих зеркал и трубчатых световодов. "Как мы продемонстрировали в ходе проведенных испытаний, новая система работает просто замечательно, передавая практически без потерь мощность лазера прямо в ночное небо" - рассказал Эндрю Купер, инженер-электрик из обсерватории Keck.

Адаптивные лазерные оптические системы используются в нескольких обсерваториях на земном шаре для того, что бы произвести точную компенсацию влияния атмосферных движений и других явлений. Запуская в небо луч лазера, и получая с помощью высокочувствительных датчиков отраженный свет, компьютерная система производит в режиме реального времени корректировку формы основного зеркала телескопа. Это позволяет провести компенсацию оптических искажений, вносимых атмосферой, которые зачастую сводят практически на нет всю мощь некоторых наземных телескопов. Результатами такой компенсации являются свежие высококачественные снимки далеких звезд, планет и галактик, которые порой превосходят снимки, сделанные космическими телескопами, не подверженными влиянию атмосферы.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2372-dvojnye-lazery-observatorii-keck-razryvayut-nochnoe-nebo.html

Первый глубоководный нейтринный телескоп начал выдавать научные данные.

29 мая 2011

Antares (Astronomy with a Neutrino Telescope and Abyss environmental RESearch) стал первым глубоководным датчиком нейтрино, его сооружение было закончено в 2008 году, а располагается он на глубине километра от поверхности Средиземного моря.

Antares состоит из 900 герметичных сфер, внутри которых установлены чувствительные фотоумножители, улавливающие и усиливающие даже единичные фотоны света. Первая серия датчиков была спущена под воду в 2006 году, а теперь эти датчики улавливают микроскопические вспышки света, вызываемые пролетающими сквозь толщу воды частицами нейтрино.

Antares нацелен на часть неба, которая не охвачена другими нейтринными телескопами, поэтому ввод его в строй может помочь ускорить научные исследования. Это так же единственный нейтринный телескоп, имеющий дополнительное оборудование для глубоководных биологических исследований и датчиками сейсмологической активности.

источник - http://www.dailytechinfo.org/news/2457-pervyj-glubokovodnyj-nejtrinnyj-teleskop-nachal-vydavat-nauchnye-dannye.html

1.    Луна

Недра Луны содержат в 100 раз больше воды, чем считалось ранее

26 мая 2011 г.

По сравнению с метеоритами, Земля и другие планеты земной группы содержат сравнительно небольшое количество воды и прочих летучих веществ. Еще меньшее количество воды в образцах лунного грунта рассматривалось как доказательство гипотезы, что Луна сформировалась в результате столкновения двух протопланетных тел. В результате этой катастрофы под воздействием высоких температур все летучие вещества испарились и Луна стала абсолютно сухим телом, считали ученые.

Однако теперь группа ученых под руководством Эрика Хойри из Института Карнеги в Вашингтоне выяснила, что прежние оценки содержания воды в лунных породах, возможно, были неверны.

Эта же группа ранее обнаружила присутствие включений магмы в образце грунта, привезенном на Землю в 1972 году "Аполлоном-17" образце грунта, получившем номер 74220. Это округлые стеклянные частицы оранжевого цвета вулканического происхождения с высоким содержанием титана.

Авторы исследования с помощью современного ионного масс-спектрометра измерили содержание молекул воды во включениях магмы, которые сформировались примерно 3,7 миллиарда лет назад. Эти включения не подверглись дегазации, поскольку до извержения оказались внутри кристаллов оливина.

"В отличие от большинства минералов вулканического происхождения, включения магмы "упакованы" в кристаллическую оболочку, которая предотвращает испарение воды и прочих летучих веществ в ходе извержения. Анализ этих образцов - лучшая возможность для оценки содержания воды в недрах Луны", - сказал один из авторов работы Джеймс ван Орман (James van Orman) из университета Кейс Вестерн Резерв.

Измерения показали, что содержание воды в этих включениях составляет от 615 до 1410 частей на миллион, что более чем в 20-100 раз больше значений, полученных ранее - не более 50 частей на миллион.

источник - http://ria.ru/science/20110527/380404909.html

2.    Марс

Ученые назвали Марс недоразвитой планетой

26 мая 2011

Астрономы Чикагского университета Али Пурман и Николас Дофас назвали Марс «зародышем» планеты, которая могла стать похожа на Землю. По мнению учёных, Марс остановился в своём развитии несколько десятков миллионов лет назад, когда другие планеты Солнечной системы продолжили своё развитие.

Марс был сформирован через 2 миллиона лет после образования Солнечной системы – это произошло гораздо быстрее формирования Земли, что в частности объясняет его размер. Ранее учёные считали, что Марс сформировался около 15 миллионов лет назад.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1657

3.    Юпитер и его спутники

Американскими учёными раскрыта тайна спутника Юпитера

13 мая 2011

Ученые Калифорнийского и Мичиганского университетов объяснили феномен постоянной вулканической активности на Ио – спутнике планеты Юпитер. Американскими астрономами под поверхностью спутника был обнаружен слой расплавленной лавы с магмой, встречающейся на нашей планете и способной аккумулировать и передавать электрические заряды. Именно эта субстанция, по мнению учёных, и питает многочисленные вулканы спутника Юпитера расплавленной лавой.

Толщина найденного на Ио подземного моря лавы достигает 50 километров, а её объёмы позволяют питать равномерно расположенные на поверхности спутника вулканы, которые ежегодно выплёскивают объём лавы, в сотню раз превышающий объёмы всех земных вулканов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1627

4.    Сатурн и его спутники

Горы Япета оказались космическими осадками

13 мая 2011

Спутник Сатурна Япет обладает как минимум двумя специфическими особенностями. Первая - это разница в расцветке двух половин небесного тела (одна половина гораздо светлее другой), а вторая - экваториальный хребет (аналогичные есть у совсем небольших сатурнианских лун Атласа и Пана). Первую особенность астрофизики объяснили в конце 2009 года неравномерным нагревом поверхности луны и возгонкой льда. Теперь ученые предложили объяснение второй особенности Япета.

По словам исследователей, в прошлом Япет достаточно быстро вращался вокруг собственной оси (один оборот примерно за 16 часов - на это указывает сама форма спутника, утолщенного в районе экватора). Затем с ним столкнулся другой, более мелкий спутник.

Это привело к образованию вокруг Япета кольца обломков, расположенных внутри так называемого предела Роша (внутри этого предела спутников у небесного тела существовать не может, так как их разрывает сила гравитации этого самого тела). Спустя некоторое время обломки осели на поверхность и образовали хребет, а выбившее их небесное тело покинуло окрестности Япета, что привело к замедлению его вращения до одного оборота за почти 80 дней.

источник - http://www.roscosmos.ru/16418/

5.    Транснептуновые объекты

Неизвестных тел в Солнечной системе не осталось

5 мая 2011 г.

Солнечная система в пределах ее видимой части детально "проинвентаризирована", и никаких неизвестных планет или других небесных тел массивнее среднего астероида в ней нет, сообщил директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов.

Астроном отметил, что ученым часто приходится отвечать на вопросы "о различных видах конца света", в том числе и связанных с якобы неизвестными планетами в Солнечной системе.

"Если какое-то тело очень далеко от Солнца и находится, где-нибудь в облаке Оорта, это в десятки тысяч раз дальше, чем Земля - то мы его пока обнаружить современными средствами не можем, такое тело. Но и долетит оно до нас, если к нам полетит, очень нескоро. А все, что находится в ближней Солнечной системе - очень детально проинвентаризировано", - подчеркнул Шустов.

источник - http://ria.ru/science/20110505/371118462.html

Астрономы изучают карликовую планету Хаумеа

14 мая 2011

Хаумеа, пятая в Солнечной системе карликовая планета, а также как минимум один из двух ее спутников полностью покрыты водным льдом, который иногда подтаивает под действием тепла радиоактивных элементов, присутствующих на карликовой планете. К таким выводам пришли европейские астрономы, работающие с оптическим телескопом VLT в Чили.

Среди всех объектов Солнечной системы Хаумеа является довольно странным. Она имеет размер, сравнимый с размером Плутона, но сильно вытянутую форму и период вращения вокруг своей оси около 4 часов, также она имеет 2 спутника с периодами обращения 18 и 49 суток.

Хаумеа была открыта в 2005 году. Общая масса системы Хаумеа определена по орбитам спутников и составляет 28 % массы системы Плутона. Очень быстрое вращение Хаумеа должно искажать её форму.

Благодаря последним наблюдениям, ученым удалось установить, что минимум три четверти поверхности Хаумеа - это лед, а в случае с ее спутниками, 100% их поверхности - лед. В то же время, астрономы установили, что внутри данная карликовая планета и ее спутники на 88-97% представляют собой каменные породы.

источник - http://www.cybersecurity.ru/prognoz/122646.html

6.    Астероиды

"Ноябрьский" астероид в ближайшие 100 лет не столкнется с Землей

7 мая 2011 г.

Астероид 2005 YU55, который 8 ноября сблизится с Землей на расстояние около 320 тысяч километров, как минимум в ближайшие 100 лет не столкнется с нашей планетой, сказал сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Сергей Нароенков.

"Он относится к астероидам семейства Аполлона, это означает, что его орбита пересекает орбиту Земли. Он причислен к числу потенциально опасных астероидов (PHA), однако в ближайшие 100 лет (срок, на который рассчитаны его сближения с нашей планетой), он ни разу не сближается на опасное расстояние с Землей", - сказал он.

источник - http://ria.ru/science/20110506/371500828.html

Обнаружен один из старейших минералов Солнечной системы

12 мая 2011

Геологи провели анализ минеральных вкраплений в метеорите NWA 1934, найденном в северо-западной Африке. В результате в одном из вкраплений (которое за годы исследований даже получило собственное имя - треснувшее яйцо) был обнаружен минерал, получивший название кротит. Его химическая формула CaAl2O4.

По словам ученых, свойства этого минерала таковы, что он сформировался при высокой температуре и небольшом давлении - вероятно, во время остывания фрагментов расплавленной материи в протопланетном диске, окружавшем Солнце. Учитывая, что возраст метеорита составляет более 4,5 миллиарда лет (примерно столько лет назад образовалась Земля), исследователи заключили, что сам минерал старше. В частности, кротит, скорее всего, один из старейших минералов в Солнечной системе.

источник - http://www.roscosmos.ru/16397/

7.    Кометы

Астрономы сфотографировали комету на рекордно дальнем расстоянии

04 мая 2011

Группой учёных-астрономов из Болгарии и США были получены снимки кометы, находящейся от Земли на рекордном расстоянии в 25,7 а..

Астрономы зафиксировали комету Хейла-Боппа (C/1995 O1), которая была открыта в 1995 году, а в 1997 году прошла перигелий, максимально приблизившись к Солнцу, и была видна лучше всего. Комета поставила рекорд видимости – наблюдать её невооружённым взглядом, в общей сложности можно было более восемнадцати месяцев.

В рамках исследователей, астрономы изучили снимки, полученные с помощью телескопа обсерватории Ла-Силья четыре года назад, и установили, что комета всё ещё продолжает быть активной, а вокруг ядра кометы продолжает просматриваться кома - газопылевое облако.

Кроме этого, астрономы измерили температуру на поверхности кометы, которая составила 53,1 кельвина. По предположению астрономов, активность кометы должна пойти на убыль, при снижении температуры до 53 кельвинов и ниже данной отметки.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1612

Комета Еленина породила массовую истерию в интернете

7 мая 2011 г.

Комета Еленина - первая за 20 лет, открытая российским астрономом - спровоцировала в интернете вспышку массовой истерии. Блогеры и журналисты распространяют слухи о гигантских космических кораблях, скрытых за этой кометой, о том, что эта комета и есть таинственная планета Нибиру, а ее приближение к Земле сулит глобальную катастрофу из-за смены полюсов.

Ранее аргентинское издание Contexto со ссылкой на астронома Серхио Тоскано (Sergio Toscano) сообщило, что за кометой Еленина летят космические корабли, и в сентябре, когда комета сблизится с Землей, состоится первый контакт с инопланетной цивилизацией. Тоскано заявляет, что эту информацию, полученную китайскими астрономами, пыталось скрыть американское космическое агентство НАСА.

"Меня это забавляло первый месяц, я сначала даже искал в интернете, что пишут, а теперь стараюсь не смотреть. Меня это уже раздражает. Я расстроен, что весь этот маразм пришел в рунет, и мне уже пишут письма, что это Нибиру", - сказал в интервью РИА Новости первооткрыватель кометы C/2010 X1 (Elenin), сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша Леонид Еленин.

Он не может точно объяснить, почему такое внимание приковано именно к его комете. По его мнению, возможно, дело в индексе, который был присвоен комете - C/2010 X1.

"Буква "X" привлекает внимание людей, которые не знают, что каждой половине месяца в астрономическом (календаре) присвоена своя буква, и если бы я открыл ее на несколько дней позже, индекс был бы Y1", - сообщил астроном.

Он удивлен тем, как много людей не знают, что открытие новой кометы - довольно рядовое событие. Солнечная обсерватория SOHO открывает сотни комет за год. А если говорить об открытиях "наземных" астрономов, то они обнаруживают по 20 комет в год.

источник - http://ria.ru/science/20110507/371945235.html

8.    Звёздная и галактическая астрономия

Получены новые данные в исследовании эллиптических галактик

11 мая 2011

При исследовании эллиптических и линзовидных галактик, учёные, зачастую сталкивались с необычными световыми нитями, природа которых до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Ярким примером наличия подобного явления служит относительно близкая к нам галактика NGC 1275, лежащая в созвездии Персея. Эта галактика также имеет длинные нити газа, выходящие из ядра.

Группа астрономов Кембриджского университета, во главе с Эндрю Фабиан, попыталась ответить на вопрос о природе возникновения такого явления. Изучение спектров этих нитей выявило наличие в них монооксида углерода и H2.

Также, по мнению учёных, истиной причиной свечения космических нитей является тем, что космический газ внутри таких галактик не охлаждается, за счёт ионизированной плазмы, взаимодействующей с холодным газом и постоянно подогревающей его, что и вызывает постоянное свечение. Ионизированные потоки, поступающие из нитей, взаимодействуют с электронами холодного газа, вызывая тем самым к жизни X-лучи, которые учёные и наблюдают в этой части спектра.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1621

Небо Южного полушария охватывают странные горячие точки космического излучения

11 мая 2011

Космические лучи, врезающиеся в Землю через Южный полюс, по всей видимости,  исходят из каких-то определённых мест, нежели будучи равномерно распределены по всему небу. Аналогичные "горячие точки" космических лучей также были замечены в небе северного полушария, однако нам не известен источник, достаточно близкий, чтобы быть способным генерировать данный паттерн.

Штефан Вестерхофф из Университета Висконсин-Мэдисон использовал находящуюся на Южном полюсе обсерваторию по наблюдению за нейтрино под названием IceCube. Она обнаруживает бомбардирующие лёд мюоны, произведённые нейтрино, но также улавливает и мюоны, созданные космическими лучами, воздействующими на атмосферу Земли. Мюоны этих космических лучей можно использовать для определения направления оригинальных частиц космического излучения.

В период с мая 2009 по май 2010 года IceCube обнаружил 32 миллиарда мюонов космических лучей со средней энергией около 20 тераэлектронвольт (ТэВ). Эти мюоны со статистически большой вероятностью появляются в северном небе из регионов избыточного космического излучения (т.н. "горячих точек"), а также других мест с недостатком космического излучения (т.н. "холодных точек").

За последние два года аналогичная картина была замечена в северном небе лабораторией Милагро, что в Лос-Аламосе и тибетским объектом Tibet Air Shower, что в Яньбацзине. "Интересно то, что паттерны (этих экспериментов), по крайней мере, качественно, могут быть сопоставлены между собой. У них очень разные техники подхода и системные эффекты", говорит физик, изучающий космическое излучение Пол Соммерс. "Я считаю, что эти горячие точки являются большой загадкой".

Загадкой они являются потому, что горячие точки должны находиться в пределах 0.03 светового года от Земли. При нахождении дальше этих пределов, магнитные поля галактики должны искажать частицы настолько, что они размывались бы по небу. Но про такие источники ничего не известно.

источник - http://news.bcm.ru/doc/93149

В Крабовидной туманности зафиксирована необъяснимая гамма-вспышка

12 мая 2011

Астрономами НАСА с помощью приборов обсерватории «Ферми» была зафиксирована мощная вспышка гамма-лучей в Крабовидной туманности созвездия Тельца.

Вспышка длилась 6 дней, за которые гамма-излучение там возросло в тридцать раз в сравнении с нормой, возрастая каждый час.

Вспышки в Крабовидной туманности регистрируются астрономами уже в третий раз с момента работы обсерватории «Ферми» в 2008 году. Но последняя вспышка превосходит все предыдущие по своей мощности.

По мнению учёных, источником такой вспышки не мог послужить ни пульсар ни газовое облако, а причина, по которой вспышку можно было наблюдать только в гамма-диапазоне и вовсе не объяснима современной наукой.

Таким образом, сегодня для научного сообщества остаётся тайной и источник странного излучения и механизм его возникновения. Никаких правдоподобных гипотез о природе гамма-вспышки в Крабовидной туманности пока не было выдвинуто.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1624

У Млечного пути нашли новый рукав

18 мая 2011

В настоящее время среди астрономов нет общего мнения о том, какова структура Млечного Пути. Отчасти это объясняется тем, что внутри Млечного пути различные структуры - рукава, галактический центр и другие - закрывают друг друга. Сейчас считается, что у галактики два основных рукава, называемых рукавами Щита-Центавра и Персея.

Проанализировав данные, собранные 1,2-метровым телескопом CfA, ученые обнаружили продолжение рукава Щита-Центавра, расположенное на расстоянии примерно 48 тысяч световых лет от галактического центра. По словам исследователей, рукав не был обнаружен ранее потому, что располагался выше галактической плоскости.

источник - http://www.roscosmos.ru/16508/

Ученые пытаются понять роль джетов в формировании галактик

23 мая 2011

Соединив данные 9 радиотелескопов, ученым удалось впервые сделать потрясающие снимки центральной черной дыры Центавра А с выбрасывающимся из нее массивным энергетическим джетом, а также сфотографировать мощные радиоизлучающие доли.

Снимки мощных энергетических джетов, исходящих из супермассивной галактической черной дыры, были впервые так четко сделаны с помощью радиотелескопов Земли.

Вещество в джетах создало пару гигантских радиоизлучающих хвостов, протяженность каждого из которых составляет около миллиона световых лет. Вот поэтому галактика Центавр А со своими радиоволнами выглядит почти в 20 раз больше полной Луны, хотя и находится в 12 миллионах световых лет от Земли.

Снимки демонстрируют пространство меньшее, чем 4,2  световых лет, то есть это даже ближе, чем расстояние от Солнца до его ближайшей звезды. Высокое разрешение позволило ученым сделать потрясающие снимки, которые послужат науке.

Возраст звезд выдало их вращение

25 мая 2011

Космический телескоп Kepler, осчастлививший астрономов обнаружением более тысячи звезд, у которых с большой вероятностью есть планеты, нашел новое применение. Чувствительная аппаратура прибора, способная заметить малейшие колебания яркости звезд, поможет астрономам решить не менее фундаментальную проблему, чем поиск экзопланет - умение точно определять возраст звезд важно для многих областей астрофизики.

Довольно точно определять возраст астрономы научились для звезд, находящихся внутри скоплений. Они знают, что все члены скоплений являются ровесниками друг другу и довольно точно знают, сколько миллиардов лет длятся различные стадии эволюции звезд. Выстраивая звезды на диаграмме «Цвет-Величина», ученые довольно точно определяют их возраст.

Однако для одиночных звезд определение их возраста превращается в более трудную задачу. Не так давно ученые предложили новый изящный способ ее решения. «Со временем звезды замедляют свое вращение подобно волчку на столе. И это можно использовать для определения их возраста», — пояснил астрофизик Сорен Мейбом из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Звезды замедляются из-за того, что вместе со звездным ветром покидающие их частицы уносят с собой часть углового момента.

Группа Мейбома измерила скорость вращения звезд, населяющих рассеянное скопление NGC 6811. Ученым известно, что возраст этого скопления составляет 1 млрд лет. Ничего нового телескопу делать не пришлось: он дотошно измерял блеск звезд, то угасавший, то усиливавшийся благодаря движению пятен на диске, аналогичных солнечным пятнам.

Периоды выбранных звезд лежали в диапазоне 1-11 дней, при этом оказалось, что более массивные, горячие звезды вращаются быстрее (к примеру, период вращения Солнца составляет 30 дней). В ходе исследования ученые установили строгое соответствие между массой и темпом вращения звезд, что подтвердило надежность гирохронологии.

источник - http://www.infox.ru/science/

Астрономы ESO обнаружили в соседней галактике одинокую "суперзвезду"

25 мая 2011 г.

Звезда VFTS 682 в соседней галактике Большое Магелланово Облако может оказаться одним из самых ярких и "одиноких" найденных астрономами светил - она в 3 миллиона раз ярче Солнца, но при этом находится в стороне от крупных звездных скоплений.

Впервые VFTS 682 обнаружили в ходе исследования наиболее ярких звезд в пределах туманности Тарантула. Её  масса превышает массу Солнца примерно в 150 раз, а температура поверхности составляет 50 тысяч градусов.

Повторное исследование с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope), однако, показало, что на самом деле значительная часть излучения звезды на пути к Земле поглощается и рассеивается космической пылью. В результате звезда для наблюдателей на Земле приобретала красноватый оттенок, а ее светимость была сильно недооценена.

VFTS 682 является "практически полным близнецом одной из самых ярких суперзвезд звездного скопления R136.

источник - http://ria.ru/science/20110525/379591936.html

Интересные факты о голубых "отстающих" звездах в нашей галактике

26 мая 2011

Космический телескоп агентства NASA обнаружил редкую популяцию необычных звезд в нашей галактике, названных «голубыми отстающими» звездами.

Эти необычные звезды получили такое название из-за того, что по причине «торможения» в их развитии и яркого свечения, они кажутся моложе, чем есть на самом деле.

До сих пор не ясно, как эти звезды сформировались. По общей теории, они произошли от бинарных пар. Когда более массивная звезда развивается, ее маленькая ближайшая «отстающая» соседка заимствует у нее «топливо» для своего яркого свечения. Позаимствованное у соседней звезды водородное топливо, делает «маленькую воровку» более голубой и горячей, визуально превращая ее в массивную молодую звезду.

Во время исследования проведенного в 2006 году, которое осуществлялось под кодовым именем  Sagittarius Window Eclipsing Extrasolar Planet Search (SWEEPS), телескоп Хаббл обнаружил скопление из 180 000 звезд в центральной выпуклости нашей галактики, в 26 000 световых лет.

В процессе этого исследования, ученые планировали обнаружить планеты класса Юпитер, которые находятся близко к своим звездам. Однако, команда SWEEPS нашла 42 голубые звезды с яркостью свечения и температурой, типичными для более молодых звезд.

Насколько мертвы мёртвые галактики?

31 мая 2011

Канадские астрономы Элисон Форд и профессор Джоэл Брегман провели ряд исследований находящихся в 40 миллионах световых лет от Земли эллиптических галактиках, которые считались астрономами мёртвыми и пришли к выводу, что эти галактики продолжают эволюционировать.

Форд и Брегман наблюдали за галактикой, расположенной в созвездии Льва и убедились в наличии там, по меньшей мере, нескольких ярких голубых звёзд, имеющих массу, превышающую массу Солнца в 10-20 раз. По мнению учёных, это не просто всплеск звездообразования, но непрерывный процесс, незамеченный ранее исследователями.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1666

9.    Экзопланеты

Астрономы обнаружили планету, породы которой плотны как свинец.

3 мая 2011

Астрономам удалось обнаружить самую плотную из всех открытых ранее планет, состоящую из необычайно плотных горных пород. Планета, имеющая название 55 Cancri e, в диаметре превышает диаметр Земли на 60 процентов, а ее масса превышает массу Земли в восемь раз. Породы, из которых состоит эта планета, по плотности превосходят породы Земли в два раза и вплотную приближаются к плотности свинца. Расположенная на удалении 40 световых лет от Земли, планета 55 Cancri e вращается вокруг своей звезды настолько близко, что ее год равняется всего 18 земным часам.

Из-за близости к звезде температура на поверхности планеты составляет 2700 градусов по шкале Цельсия и она не имеет атмосферы.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2360-astronomy-obnaruzhili-planetu-porody-kotoroj-plotny-kak-svinec.html

Найдена первая пригодная для жизни планета

18 мая 2011

Французскими учёными смоделированы климатические условия на экзопланете Gliese 581 d , в результате чего было выяснено, что на ней вполне может присутствовать жидкая вода, необходимая для зарождения жизни.

«Суперземля» Gliese 581 d превышает своей массой Землю в 5-7 раз и имеет плотную атмосферу, которая, по мнению учёных, может давать парниковый эффект. Смоделировав условия «суперземли», учёные осуществили расчёт параметров её атмосферы, допустив наличие в ней углекислого газа и просчитав два варианта развития планеты, с наличием воды и с её отсутствием.

Кроме того, авторы проекта рассмотрели ситуацию, при которой на покрытой льдом «суперземле» находятся обитаемые оазисы, учитывая, что планета имеет как «дневную» так и «ночную», неосвещаемую сторону, нахождение жизни на которой представляется весьма сомнительным.

Из различных вариантов моделей планеты, наибольшая вероятность наличия на ней жизни возникает при справедливости гипотезы о плотных стабильных атмосферах планеты и наличия парникового эффекта.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1641

Обнаружена группа одиноких планет, блуждающих в районе центра галактики.

24 мая 2011

Обнаружение планет не связанных со звездами является тяжело реализуемой задачей. Для поиска планет астрономы используют технику, называемую гравитационной фокусировкой. Когда ведется наблюдение за какой-либо звездой и в этот момент на переднем плане звезды появляется массивный объект, то гравитация этого объекта заставляет искривляться траекторию движения лучей света. Этот эффект действует в качестве гравитационной линзы, фокусируя испускаемый звездой свет. На момент прохождения перед звездой другого объекта, яркость звезды повышается за счет вышеупомянутого эффекта. Габариты самого объекта, как правило, незначительны, что бы внести искажения в изображение звезды, но по изменению яркости можно судить не только об наличии объекта, но и узнать некоторые его характеристики, такие как массу и удаление от звезды.

Объекты, имеющие массу Юпитера вызывают эффект, длительностью около одного дня. В течение нескольких лет астрономы "смотрели" более чем на 50 миллионов звезд в центре нашей галактики, Млечного пути. Было зарегистрировано более 474 случаев проявления эффекта гравитационной фокусировки, но только 10 из них имели продолжительность менее двух дней, что указывало на массу этих объектов, приближенную к массе Юпитера.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2438-obnaruzhena-gruppa-odinokix-planet-bluzhdayushhix-v-rajone-centra-galaktiki.html

Звезды со множеством планет оказались обыденностью в космосе

25 мая 2011

Орбитальный телескоп "Кеплер", запущенный в марте 2009 года, непрерывно наблюдает участок неба, расположенный между созвездиями Лебедя и Лиры, который содержит около 4,5 миллиона звезд, но объектами постоянного мониторинга являются 165 тысяч из них. Телескоп ищет внесолнечные планеты, отслеживая изменения яркости звезд, вызванные прохождением по их диску одной или нескольких планет.

Несмотря на эти довольно существенные ограничения, астрономы, анализирующие собранные "Кеплером" данные, обнаружили 116 звезд, вокруг которых обращаются две планеты, 45 светил с тремя планетами, 8 - с четырьмя, одну - с пятью и одну с шестью планетами.

источник - http://lenta.ru/news/2011/05/24/many/

10. Развитие жизни

Родиной "лунного микроба" оказалась Земля?

08 мая 2011

Сообщения о живых организмах, привезенных с Луны, появились в прессе после того, как специалисты NASA проанализировали фрагменты "Сервейера-3", доставленные на Землю в стерильных условиях астронавтами корабля "Аполлон-12" в 1969 году. Зонд пробыл на Луне более двух лет. Представители космической отрасли сразу заявили, что бактерии, в том числе распространенный на Земле микроорганизм Streptococcus mitis, были занесены на детали лунного зонда уже после его возвращения. Однако конспирологические теории о лунной жизни существуют и сейчас.

Авторы новой работы, один из которых в прошлом работал в центре по изучению лунных проб, просмотрели множество архивных документов NASA, а также изучили имеющиеся на пленках записи. В итоге ученые заключили, что специалисты, анализировавшие фрагменты "Сервейера, не соблюдали многие правила работы с микробиологическими пробами. Например, они работали с привезенными с Луны образцами в халатах с коротким рукавом, а их нижняя часть кончалась выше уровня рабочей поверхности. Такие "мелочи" существенно повышают вероятность загрязнения образцов.

источник - http://www.roscosmos.ru/16325/

11. Поиск внеземных цивилизаций

Внутри этой космической сферы содержится закодированное послание инопланетянам.

13 мая 2011

LAGEOS - космический аппарат, вращающийся на околоземной орбите с 1976 года. На поверхности этой сферы расположены 426 угловых кубических отражателей, большая часть из которых изготовлена из плавленого кварцевого стекла, а четыре - из германия. Помимо этого, внутри сферы LAGEOS, диаметром 58 сантиметров и весом в 406 килограмм, содержится закодированное послание инопланетным цивилизациям, составленное доктором Карлом Саганом.

Это сообщение продублировано на двух пластинах из нержавеющей стали, размером 10 х 18 сантиметров каждая. Каждое сообщение содержит четыре пункта, сообщающие некоторые данные о Земле и земной цивилизации. Первая часть сообщения, находящаяся по центру в верхней части, числа от 1 до 10, закодированные в двоичной системе исчисления. Справа от этого располагается рисунок Земли, вращающейся вокруг Солнца, со стрелкой, означающей один год, период обращения Земли вокруг Солнца.

Остальная часть сообщения представляет собой три карты Земли. Первая показывает Землю, такой, какой она была 268 миллионов лет назад, и число 268 миллионов в двоичной системе исчисления. Вторая карта, показывает Землю такой, какой она была в момент запуска LAGEOS, это нулевая отметка времени. Наконец, третья карта показывает Землю в возрасте 8.4 миллиона лет от нулевой отметки, предположительное время существования спутника LAGEOS.

Но это сообщение для инопланетных цивилизаций является не главной целью существования спутника LAGEOS. Находясь на высоте 5860 километров от поверхности Земли, LAGEOS предназначен для ежедневных измерений дальности с помощью лазеров, расположенных на поверхности. Это первый спутник, использующийся для высокоточных измерений дистанции лазерами, его высокая орбита позволяет избежать ошибок и неточностей, которым подвержены измерения, производимые с помощью спутников, находящихся на более низкой околоземной орбите.

В 1992 году был запущен еще один подобный шар-спутник LAGEOS-2, а в будущем США, Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания собираются совместными усилиями запустить спутник LAGEOS-3, который будет использоваться для подтверждений некоторых постулатов теории относительности.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2401-vnutri-yetoj-kosmicheskoj-sfery-soderzhitsya-zakodirovannoe-poslanie-inoplanetyanam.html

SETI  приступила к анализу «кеплеровских» экзопланет

17 мая 2011

Радиотелескоп «Грин Бэнк  приступил к изучению 86 похожих на Землю планет. Цель — выявление признаков жизни.

Кандидаты выделены из списка 1 235 вероятных планет, найденных космическим телескопом «Кеплер». На работу уйдёт около года. Проект является частью программы SETI. Главным спонсором проекта на первых порах был один из основателей Microsoft Пол Аллен, в честь которого и была названа система телескопов.

Поверхность телескопа — 100 на 110 м. Он способен записывать почти гигабайт данных в секунду. В 1988 году «Грин Бэнк» был разрушен бурей; Национальная радиоастрономическая обсерватория заново ввела его в строй в 2000-м.

источник - http://science.compulenta.ru/610642/

12. Чёрные дыры

Во взрывах в созвездии Дракона виновата чёрная дыра

02 мая 2011

С помощью космического телескопа Хаббла учёные рентгеновской обсерватории Чандра изучили один из самых загадочных взрывов в созвездии Дракона. Астрономы заявляют, что раньше никогда не наблюдали такого яркого и продолжительного взрыва. Как правило, гамма-всплеск означает разрушение массивной звезды, но такое событие никогда не длится более нескольких часов.

Ученые предположили, что необычный взрыв произошел из-за близости звёзд Дракона к центральной чёрной дыре своей галактики. Интенсивные приливные силы разорвали гравитационные связи этих звёзд, и в чёрную дыру устремился поток падающего газа.

Место взрыва находится примерно на расстоянии 3,8 млрд световых лет от Земли. Астрономы определили, что взрыв произошёл в самом центре галактики.

Большинство галактик, включая нашу собственную, содержат в себе центральные черные дыры с массой в миллионы раз больше Солнца, а в крупных галактиках, эта масса может быть в тысячи раз больше. Центральная черная дыра в наблюдаемой галактике, является менее массивной, чем в Млечном Пути, и имеет массу в четыре миллиона Солнц.

источник - http://www.roscosmos.ru/16247/

Примордиальные черные дыры могут прятаться в гравитационных атомах

10 мая 2011

Американские физики Аарон и Джей Пейс Вандевендеры предложили идею "гравитационного атома" - микроскопического объекта, в основе которого лежит миниатюрная черная дыра. Существование подобных объектов в природе могло бы объяснить отсутствие следов квантового испарения так называемых примордиальных черных дыр, образовавшихся сразу после Большого Взрыва.

В рамках исследования ученых интересовали миниатюрные черные дыры. Согласно современным представлениям, после Большого Взрыва образовалось большое количество черных дыр, которые ученые называют примордиальными. В отличие от черных дыр звездной массы, которые формируются в результате гравитационного коллапса звезды (и более например сверхмассивных черных дырах в центре галактик), масса примордиальных дыр в теории может быть сколь угодно малой (в рамках работы рассматривались значение от нескольких десятков килограммов до нескольких миллиардов тонн).

Учитывая, что из-за квантовых эффектов в окрестности своего горизонта событий каждая такая дыра постепенно испаряется (так называемое испарение Хокинга), большинство из них не должны были дожить до нашего времени. Момент окончательного испарения подобного объекта должен сопровождаться вспышкой рентгеновского излучения с довольно специфическими свойствами. Несмотря на то, что таких вспышек должно было происходить много, их следы астрономам пока зарегистрировать не удалось.

В рамках своей работы Вандеведеры предлагают этому следующее объяснение: дело не в недостаточной чувствительности астрономических приборов, а в том, что многие дыры, став совсем микроскопическими (то есть с диаметрами много меньше атома), объединились с обычной материей. Как показали расчеты ученых, атомы обычной материи могут вращаться вокруг такой дыры примерно также как электроны вращаются вокруг ядра в атоме (в этом случае физики говорят, что у атомов и электронов в двух представленных случаях аналогичные волновые функции). Таким образом формируются гравитационные атомы.

источник - http://www.roscosmos.ru/16347/

Чёрные дыры могут пережить Большое сжатие

04 мая 2011

Английскими и канадскими астрономами было установлено, что часть чёрных дыр может пережить Большое Сжатие. В соответствие с этим утверждением, возникла новая гипотеза, о том, что некоторые чёрные дыры, возможно, старше Вселенной и появились ранее Большого Взрыва.

Для своей работы учёные использовали пульсирующую многолистную космологическую модель, показывающую, как Вселенная вначале расширяется, а после сжимается (Большое сжатие). Рассмотрев квантовую и классическую теорию многолистной Вселенной, с учётом возможного изменения пространственной размерности, учёные установили, что часть чёрных дыр потенциально способна пережить Большое сжатие, являющееся в некотором смысле антиподом понятия Большой взрыв.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1610

Gravity Probe B подтверждает теории Эйнштейна

05 мая 2011

Научно-исследовательский спутник Gravity Probe B (GP-B)был запущен в 2004 году для изучения двух моментов ОТО: эффект геодезической прецессии, или искривление пространства-времени вокруг массивного тела, и эффект ЛензеТирринга, также известный как увлечение инерциальных систем отсчёта, описывающий количество увлекаемого вращающимся объектом пространства и времени в зависимости от его вращения. Представьте себе, если бы Земля была погружена в мёд, — говорит в заявлении главный исследователь программы GP-B Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния, Фрэнсис Эверитт. — По мере вращения планеты мёд становится похожим на водоворот — аналогично ведут себя и пространство, и время. GP-B подтвердил два из самых глубоких предсказаний Эйнштейна, имеющих далеко идущие последствия для всех астрофизических исследований».

Сбор данных  Gravity Probe B закончил в декабре 2010 года. Для проверки двух гравитационных гипотез он использовал четыре сверхточных гироскопа, являющихся самыми совершенными из когда-либо созданных человечеством сферами. При изучении звезды IM Pegasi аппарат подтвердил оба эффекта с беспрецедентной точностью. Если бы гравитация не влияла на пространство и время, находящийся на полярной земной орбите GP-B всегда показывал бы точно в одном направлении. Однако гироскопы зафиксировали небольшое, но измеримое отклонение его указаний, когда их толкала земная гравитация.

Ученые обсудили проблемы внегалактической астрономии

13 мая 2011

В конце апреля 2011 года в Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра ФИАН прошла XVIII конференции "Актуальные проблемы внегалактической астрономии". Одной из тем конференции - космологии - было посвящено несколько докладов. О них рассказывает младший научный сотрудник Астрокосмического центра ФИАН Сергей Пилипенко.

Традиционно на конференции "Актуальные проблемы внегалактической астрономии" затрагивается вопрос исследования реликтового излучения. В последнее время стало популярно делать далеко идущие выводы о космологической модели и даже о свойствах пространства-времени на основании так называемых аномалий в распределении анизотропии микроволнового космического фона (англ. - CMB). Исследователям известно несколько таких аномалий. Это "ось зла", кольца на картах CMB, "темный поток" Кашлинского и другие. В своих докладах доктор физико-математических наук Андрей Дорошкевич (отдел теоретической астрофизики АКЦ ФИАН) и доктор физико-математических наук Олег Верходанов (Специальная астрофизическая обсерватория (САО) РАН) с соавторами показали, что эти аномалии связаны с недостаточно аккуратной обработкой карт CMB и переоценкой статистической значимости аномалий. Например, наряду с кольцами, обнаруженными Гурзадяном и Пенроузом, на карте CMB можно обнаружить на том же уровне достоверности квадраты, "смайлики", буквы латинского алфавита, которые, конечно же, являются просто случайным сочетанием пятен.

Пара докладов была посвящена исследованию Местной Вселенной - ближайших окрестностей нашей Галактики. Кандидат физико-математических наук Дмитрий Макаров (САО РАН) доложил о довольно неожиданном открытии компактных групп карликовых галактик. Изучение таких групп может помочь в объяснении наблюдаемого разнообразия галактик.

Довольно жаркий спор разгорелся после доклада доктора физико-математических наук Владимира Соколова (САО РАН). Спор был связан с тем, что наблюдатели обнаруживают очень далекие галактики, существующие спустя менее миллиарда лет после Большого взрыва. Эти галактики, однако, судя по химическому составу, оказываются старыми. Они сходны с галактиками, наблюдаемыми в нашу эпоху, то есть спустя почти 14 миллиардов лет после Большого взрыва. Еще 15-20 лет назад теоретики считали, что такие объекты могли образоваться не раньше двух миллиардов лет от рождения Вселенной. Теперь же эта граница отодвигается: сейчас считается, что эти галактики не могли возникнуть раньше примерно 200 миллионов лет. Наблюдатели же больше не хотят доверять в этом вопросе теоретикам и надеются найти похожие объекты при возрасте Вселенной и в 200 миллионов лет, и в 50 миллионов. Таким образом, перед исследователями появляются новые и очень интересные задачи.

источник - http://www.inauka.ru/news/article106170.html

Темная энергия - топливо ускоряющегося расширения Вселенной.

25 мая 2011

Проведя анализ данных, собранных в ходе пятилетнего обзора более чем 200 тысяч галактик, ученые-астрономы полагают, что им удалось найти подтверждение тому, что ускоряющееся расширение нашей Вселенной происходит за счет темной энергии. Некоторые из ученых предполагали, что темная энергия действует подобно гравитации, но это предположение оказалось не верным. Пространство, заполненное темной энергией, напоминает скопление однополюсных магнитов, которые отталкиваются друг от друга, даже находясь на больших расстояниях.

Эти новые данные, полученные с помощью космического аппарата НАСА Galaxy Evolution Explorer и англо-австралийского телескопа Anglo-Australian Telescope on Siding Spring Mountain в Австралии, подтверждают идею, что именно темная энергия является той постоянной действующей силой, которая оказывает однородное воздействие на Вселенную, обуславливая ее расширение.

"Астрономические наблюдения, проведенные за прошедшие 15 лет, привели к одному из самых потрясающих открытий в области астрофизики, объяснив, почему расширение Вселенной, спровоцированное изначально Большим Взрывом, продолжается ускоряющимися темпами" - говорит Джон Морс, директор подразделения астрофизики в НАСА. - "Используя различные, полностью независимые научные методы и методы анализа, с помощью которых обрабатывались данные, собранные Galaxy Evolution Explorer, мы укрепились в уверенности в том, что темная энергия существует на самом деле".

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2442-temnaya-yenergiya-toplivo-uskoryayushhegosya-rasshireniya-vselennoj.html

Обнаружен самый дальний объект во Вселенной

26 мая 2011

Астрономами зафиксирован объект, который, возможно является самым дальним объектом во Вселенной. Зафиксированный американскими учёными гамма-всплеск находится на расстоянии более 13 миллиардов световых лет от Земли.

Впервые, подобные вспышки гамма-излучения были зафиксированы ещё в 1968 году, в рамках шпионажа американских спутников за советскими испытаниями ядерного оружия. Гамма-вспышка GRB 090429B в созвездии Гончих Псов была замечена орбитальным телескопом "Свифт" весной 2009 года. С тех пор астрофизики наблюдали данный объект наземным телескопом "Джемини" и орбитальным телескопом "Хаббл".

Благодаря замерам красного смещения вспышки 9,4., было высчитано расстояние, отделяющее данный объект от Земли. В настоящее время, учёные наблюдают гамма-всплеск объекта, расположенного в 13,1 миллиарда световых лет от Земли в том виде, в каком он был 520 000 000 лет после Большого взрыва.

По оценкам астрономов, яркость вспышки превышала в триллион раз яркость Солнца, и была пару мгновений ярче нескольких тысяч галактик.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1658

Астрономы представили трехмерную карту Вселенной

30 мая 2011

В рамках длившегося десять лет проекта Two-Micron All-Sky Survey (2MASS) Redshift Survey (2MRS) (изучение красного смещения и обзор неба на длине волны два микрона) ученые просканировали около 95 процентов видимого неба. Так как исследователи работали с приборами, которые "видят" Вселенную в инфракрасном диапазоне, они смогли разглядеть множество объектов, не доступных для наблюдения в оптическом диапазоне из-за заполняющей космос пыли. Для инфракрасных волн пыль прозрачна.

Специалисты определили расстояние до 45 тысяч галактик, удаленных на расстояние до 380 миллионов световых лет.

источник - http://www.roscosmos.ru/16708/

Астрономы нашли «белую дыру»

31 мая 2011

Всем известен факт существования «чёрных дыр», но в теории существуют и «белые дыры» кратковременно и спонтанно возникающие в пустоте, взрывающиеся и выбрасывающие во Вселенную излучение и вещество.

GRB 060614 располагается в созвездии Индейца на расстоянии более полутора миллиона световых лет от Земли 1,6 миллиона лет от Земли. Данная вспышка была зафиксирована 14 июня 2006 года несколькими мощными телескопами. Она сопровождалась небывалым по длительности световым эффектом, который позволил астрономам измерить параметры и определить координаты данного объекта.

Известные в науке гамма-вспышки подразделяются на долгие, продолжительностью более двух секунд, и короткие – менее двух секунд. Но зафиксированная вспышка не подходила по ряду признаков под оба параметра, в связи с чем, учёные уделили ей более пристальное внимание.

По мнению специалистов, долгие гамма-вспышки чаще всего возникают вследствие коллапса массивных звезд, превращающихся в черные дыры. Возникновение же коротких гамма-выспышек является результатом слияния нейтронных звезд либо чёрной дыры и нейтронной звезды, что приводит к формированию новой черной дыры. Зафиксированная вспышка длилась 102 секунды, что должно было означать, что она завершится взрывом сверхновой. Но никакой сверхновой, которая была бы связана с GRB 060614, учёные не обнаружили. Кроме того, на этом участке неба вообще не предвиделось гамма-всплесков и появления новых объектов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1665