ПО КОСМЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

ЗА ИЮНЬ 2011 ГОДА

1.    Административные вопросы

Космические холдинги появятся в России в рамках интеграции отрасли

10 июня 2011 г.

Несколько космических холдингов планируется создать в перспективе в РФ в рамках интеграции отрасли по ряду направлений, в частности, по пилотируемой космонавтике и наземной инфраструктуре, сообщил руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

Новая идеология такая, что по каждому направлению будет создано по два холдинга, которые будут как дополнять друг друга, так и конкурировать между собой.

источник - http://ria.ru/science/20110610/386548641.html

Замглавы Роскосмоса объявлен выговор за срыв сроков запуска "Гео-ИК"

27 июня 2011 г.

Правительство объявило выговор замглавы Федерального космического агентства Анатолию Шилову за ошибки при создании космических аппаратов "Меридиан", "Кондор" и "Гео-ИК", приведшие к срыву сроков их запуска.

Вице-премьер РФ Сергей Иванов в феврале заявил, что Роскосмос сорвал планы по созданию и запуску новых космических аппаратов, в том числе, двойного назначения. По словам вице-премьера, из 11 запланированных к созданию в рамках гособоронзаказа в 2010 году новых космических аппаратов было сделано всего пять.

Космический аппарат "Меридиан" был выведен на орбиту лишь в мае этого года.

Первого февраля 2011 года спутник "Гео-ИК-2", запущенный на ракете-носителе "Рокот", в расчетное время не вышел на связь, а позже был обнаружен на нерасчетной орбите. Пуски ракет "Рокот" были приостановлены до выяснения обстоятельств неудачного запуска.

источник - http://ria.ru/science/20110627/393875564.html

2.    Марс-500

"Марсиане" - год условно

19 июня 2011

Позади ровно год марсианской миссии и 60 миллионов километров. Экипаж проекта "Марс-500" - интернациональная команда из троих россиян, француза, итальянца и китайца - долетел до Красной планеты, высадился на поверхность и теперь возвращается домой.

Видео экипажа в Центр управления экспериментом пришло с задержкой, как и положено из реального космоса.

Их общая "лодка" – это несколько металлических модулей в Институте медико-биологических проблем. В одном из них - искусственная поверхность Красной планеты, другой модуль - медицинский. Здесь находится аппаратура для экспериментов и наблюдений за самочувствием марсонавтов. В жилом отсеке столовая и личные каюты – место, где можно уединиться, и где нет телекамер.

Экипаж благополучно пережил разгерметизацию, магнитную бурю, повреждения связи и даже жажду – ограничение в питьевой воде. Неделю пришлось жить без света, ещё неделю - без связи. По мнению медиков, после таких стрессовых ситуаций обычно в команде появляются противоречия.

"Они не приходили к единому мнению, к единому решению. И у одного оставалась одна точка зрения, у другого другая. И тогда вмешивался или голос командира, или вмешивалась Земля", - рассказывает врач Александр Суворов.

Всё по графику и расписанию, как у настоящих космонавтов. Есть даже невесомость в том или ином виде. Во время сна - ноги выше головы.

Под таким углом – 12 градусов, головой вниз проводят по нескольку дней для того, чтобы имитировать последствия длительного пребывания в невесомости.

источник - http://www.roscosmos.ru/16881/

3.    Последние запуски шаттлов

Шаттл "Индевор" завершил свою последнюю космическую миссию

1 июня 2011 г.

Шаттл "Индевор" (Endeavour), отправившийся 16 мая в свой последний полет в космос, совершил благополучную посадку в среду на космодроме имени Джона Кеннеди в штате Флорида.

Командиром экипажа шаттла был Марк Келли, в экипаж "Индевора" также входили пилот Грегори Джонсон и четыре специалиста - Эндрю Фьюстел, Майкл Финк, Грегори Шамитофф и европейский астронавт, итальянец Роберто Виттори.

За время пребывания шаттла на МКС астронавты выполнили четыре выхода в открытый космос.

Основной задачей полета "Индевора" была доставка и установка на станции магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS), предназначенного для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии, темной материи и странной материи. Цель работы AMS - проверка фундаментальных гипотез строения материи и происхождения вселенной.

Кроме того, шаттл доставил на станцию транспортную платформу (Express Logistics Carrier 3, ELC-3), на которой был установлен комплект экспериментальных материалов 8 (Materials on International Space Station Experiment 8), морозильная камера (GLACIER freezer), дополнительное оборудование для робота "Декстер", две антенны S-диапазона, баллон с газом высокого давления, запасной бак с аммиаком и тестовое оборудование для системы стыковки "Орион". В грузовом отсеке "Индевора" также находились четыре комплекта приборов министерства обороны США: MAUI, SEITI, RAMBO-2 и SIMPLEX.

"Индевор" вернул на Землю комплект экспериментальных материалов 7 (Materials on International Space Station Experiment 7), который был доставлен на станцию шаттлом "Атлантис" в ноябре 2009 года.

Во время одного из четырех выходов в космос астронавты Майкл Финк и Грегори Шамитофф закрепили стрелу-манипулятор OBSS на ферме S1 МКС. Таким образом, американская сторона завершила свою часть строительства станции.

России для завершения своей части строительства станции нужно, в частности, запустить многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), старт намечен на конец 2012 года - начало 2013 года.

источник - http://ria.ru/science/20110601/382656561.html

Космонавтика еще вернется к использованию многоразовых кораблей

17 июня 2011 г.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин считает, что мировая космонавтика когда-нибудь вернется к использованию многоразовых кораблей, но пока это экономически невыгодно и не оправданно.

"Сегодня возвращаемые корабли - очень дорогое удовольствие, и экономически это не слишком оправданно. Наверное, когда-нибудь космонавтика вернется к использованию челноков, но должен пройти определенный этап развития. "Буран" и американские шаттлы создавались во времена космической гонки, на фоне угрозы звездных войн. Сейчас ситуация изменилась - эти многоразовые системы рассматриваются только как средства доставки и не более того. И одноразовым "Союзам" они уступают", - сказал Поповкин.

При этом он отметил, что российская программа по созданию возвращаемых кораблей не свернута, научно-исследовательские и инженерные разработки в этом направлении ведутся.

источник - http://ria.ru/science/20110617/389490031.html

НАСА утвердило дату последнего в истории запуска шаттла "Атлантис"

28 июня 2011 г.

Американское космическое агентство НАСА официально утвердило дату последнего в истории запуска шаттла "Атлантис" - челнок стартует к МКС 8 июля.

Командиром корабля станет астронавт Крис Фергюсон, для которого полет на шаттле станет третьим в карьере. Даг Херли во второй раз станет пилотом шаттла. Специалистами полета станут астронавты Сэнди Магнус и Рекс Уолхейм.

В рамках миссии, которая продлится 12 дней, астронавты, в частности, проведут эксперимент по тестированию инструментов и технологий, необходимых для автоматизированной дозаправки спутников на орбите. Команда шаттла также заберет с МКС сломанный насос системы охлаждения - инженеры на Земле намерены установить причину его поломки.

Как отмечает НАСА, у команды миссии "есть желание сэкономить энергию так, чтобы ее хватило на дополнительный день миссии", который уйдет на загрузку и разгрузку шаттла.

Шаттл "Атлантис" станет последним кораблем, запускаемым по программе "Спейс шаттл". "Ушедшие на пенсию" корабли будут переданы в американские музеи.

Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на сумму 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС. Данный контракт является расширением предыдущего контракта на сумму 355 миллионов долларов, заключенного в апреле прошлого года и касавшегося периода 2013-2014 годов. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2016 года.

В рамках контракта корабли "Союз" в 2014-2015 годах доставят на МКС 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а затем обеспечат их возвращение на Землю.

источник - http://ria.ru/science/20110628/394810836.html

4.    Исследования Солнца

Российский аппарат позволит ученым заглянуть на солнечные полюса

3 июня 2011 г.

Российский космический аппарат "Интергелиозонд", который планируется запустить к Солнцу в 2015 году, позволит ученым впервые в истории заглянуть на солнечные полюса, увидеть траектории движения выбросов солнечной плазмы и понять закономерности цикла активности светила.

По его словам, накануне начался новый этап осуществления проекта - был подписан договор о создании комплекса научной аппаратуры для зонда между разработчиком самого аппарата - НПО имени Лавочкина - и головной организацией по научным приборам - Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкова (ИЗМИРАН).

Начинается эскизное проектирование приборов - первая стадия опытно-конструкторских работ. До апреля будущего года эскизный облик приборов должен быть полностью проработан. Затем начнется подготовка конструкторской документации и создание образцов прибора - образцов для испытаний, летных образцов.

Одна из главных проблем для разработчиков заключается в том, что нужно "уместить" 18 приборов в 120 килограммов полезной нагрузки. "Интергелиозонд" отправляется не на околоземную орбиту, а фактически на орбиту Меркурия, поэтому существуют очень жесткие ограничения по массе приборов.

Главной особенностью миссии "Интергелиозонда" станет его орбита - это будет первый аппарат, который сможет заглянуть в полярные области Солнца.

Орбита будет быстро выходить из эклиптики, под углом примерно 30 градусов. Полюс Солнца наклонен к плоскости эклиптики примерно на 7 градусов. Полюс можно разглядеть под этими углами.

источник - http://ria.ru/science/20110603/383734051.html

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Испытания ракеты легкого класса "Союз-2.1В" завершатся в 2014 году

1 июня 2011 г.

Космические войска (КВ) планируют завершить испытания ракеты-носителя легкого класса "Союз-2.1В" в 2014 году, сообщил официальный представитель КВ Алексей Золотухин.

В общей сложности для проведения летных испытаний ракеты-носителя "Союз-2.1В" предусматривается пять пусков.

Все пуски ракет-носителей будут проводиться с действующих стартовых комплексов после незначительной доработки, связанной с габаритно-весовыми и конструктивными особенностями этой ракеты-носителя. Проведение доработки запланировано в 2011 году.

В прошлом году завершились летные испытания ракеты-носителя легкого класса "Рокот". Как ожидается, ракета будет принята в эксплуатацию до конца этого года. "Рокот" является переходным средством выведения легкого класса и будет использоваться до принятия в эксплуатацию перспективных носителей этого класса - ракет-носителей "Союз-2.1В" и "Ангара-1.2".

источник - http://ria.ru/science/20110601/382717903.html

РКК "Энергия" планирует перейти на использование "цифровых" "Союзов"

7 июня 2011 г.

РКК "Энергия" планирует полностью перейти на использование новых "цифровых" "Союзов" (корабль с цифровой системой управления) в 2012 году для полетов к МКС, сообщил президент корпорации Виталий Лопота.

"У нас летных замечаний - ни одного. Уточняли программное обеспечение, были вопросы по пульту космонавтов. Были шероховатости, которых в новой технике на летных испытаниях просто не избежать. Машина проявила себя очень хорошо, у меня нет каких-то претензий, чтобы что-то менять", - сказал он, комментируя полет первого "цифрового" "Союза", старт которого состоялся в 2010 году ("Союз ТМА-М" стартовал к МКС 8 октября прошлого года, корабль отстыковался от станции 16 марта текущего года - ред.).

Запуск второго "цифрового" корабля "Союз ТМА-02М" к МКС с экипажем новой экспедиции намечен на 8 июня текущего года.

Следующие "цифровые" корабли будут пилотироваться только космонавтами-испытателями.

"Я считаю, что до пятой, до шестой машины на ней будут летать только испытатели, при этом отбор испытателей будет жестким с нашей стороны", - сказал он.

источник - http://ria.ru/science/20110607/385510286.html

6.    Космодром Восточный

Заседание Совета Главных конструкторов по созданию КРК для космодрома «Восточный»

2 июня 2011 года в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» состоялось заседание Совета Главных конструкторов по теме «Космический ракетный комплекс (КРК) среднего класса повышенной грузоподъемности нового поколения для космодрома «Восточный».

Руководители и специалисты российских предприятий-соисполнителей по проекту КРК для нового космодрома обсудили проблемные вопросы и состояние дел по созданию ракеты-носителя, ее систем и объектов наземной космической инфраструктуры, а также по экспериментальной отработке составных частей комплекса.

источник - http://www.roscosmos.ru/16756/

7.    Новости МКС

Постройка МКС наконец официально закончена.

1 июня 2011

В 1998 году на орбите появился первый модуль МКС. И до придания МКС окончательной формы и функциональности потребовались еще 13 лет и сумма денег, находящаяся в диапазоне от 35 до 100 миллиардов долларов. А событием, ознаменовавшим конец постройки МКС, стала установка дополнительного захвата с лазерным управлением для манипулятора станции.

Официальное окончание постройки вовсе не означает, что МКС не будет расширяться в будущем. В планах России пока еще стоит стыковка к станции в 2012 году дополнительного модуля "Наука", который, вероятно станет последним из дополнительных основных компонентов станции. Другие аэрокосмические компании проявляют к станции некоторый интерес, в частности компания Bigelow собирается провести там испытания надувного космического модуля собственной разработки и изготовления.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2464-postrojka-mezhdunarodnoj-kosmicheskoj-stancii-nakonec-oficialno-zakoncheno.html

Космонавты на МКС будут наблюдать за ростом пшеницы и томатов в невесомости

01 июня 2011

На российском сегменте МКС начинается очередной этап реализации эксперимента «Растения». Стать «агрономом» предстоит командиру экипажа МКС, космонавту Роскосмоса Андрею Борисенко.

Посадка семян пшеницы и карликовых томатов в оранжерее запланирована на 3 июня. Семена будут размещаться на «дне» оранжереи, где проложен специальный материал с системой увлажнения. Направление роста – к свету – обеспечивается при помощи осветительного прибора «Лады».

В рамках научной программы культивирования различных растений на МКС ученые получают информацию, необходимую для создания  систем жизнеобеспечения перспективных космических комплексов.

Кроме того, «огород» на орбите несет еще и функцию психологической разгрузки экипажей.

источник - http://www.roscosmos.ru/16730/

Мухи-мутанты на МКС

04 июня 2011

Компанию вернувшемуся международному экипажу 27-й экспедиции на МКС составили подопытные мухи-дрозофилы, которые честно выдержали эксперимент по изучению влияния факторов полета на живые организмы. По словам ученых из Института медико-биологических проблем, на мухах, которые очень быстро размножаются и имеют ДНК, во многом схожую с человеческой, изучалось воздействие различных неблагоприятных фактов в процессе космического полета. В первую очередь, воздействие космической радиации на индивидуальную мутацию (онтогенез) и наследственную мутацию (мутагенез).

Весной этого года уникальный живой груз - мухи-дрозофилы - стартовали на корабле "Прогресс" как научный реквизит. Третий год их отправляют на орбиту. Насекомые преодолевают силу притяжения, а затем погибают. На Землю возвращается новорожденное

В лаборатории ИМБП РАН есть даже центрифуга, в ней мухи прошли предполетную подготовку. Подробнее об этом - Ольга Ларина, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН: "Один раз мы поместили в центрифугу мух и центрифугировали их в течение часа. Мы ожидали, что мушки погибнут, но переносимость мух оказалась настолько велика, что после того, как мы их вынули из центрифуги, они наоборот были сверхактивны и даже выпрыгивали из тех пробирок, в которых находились".

Но важно другое: клетки ДНК дрозофилы схожи с человеческими. Это значит, в скором будущем в лаборатории узнают: для кого невесомость безопасна, а кому надо остаться на Земле. В итоге именно мухи-дрозофилы могут реально повлиять на условия отбора космонавтов.

источник - http://www.roscosmos.ru/16766/

Корабль "Союз ТМА-02М" с новым экипажем МКС стартовал с Байконура

8 июня 2011 г.

Новый экипаж МКС стартовал на пилотируемом корабле "Союз ТМА-02М" с "гагаринской площадки" Байконура.

В состав экипажа вошли российский космонавт Сергей Волков, астронавт НАСА Майкл Фоссум и астронавт японского космического агентства JAXA Сатоси Фурукава.

Их дублеры - Олег Кононенко (Роскосмос), Дональд Петтит (НАСА) и Андрэ Кауперс (Европейское космическое агентство) пока остаются на Земле.

источник - http://ria.ru/science/20110608/385657467.html

"Союз ТМА-02М" с новым экипажем пристыковался к МКС

10 июня 2011 г.

Космический корабль "Союз ТМА-02М" с тремя членами нового экипажа пристыковался к малому исследовательскому модулю "Рассвет" российского сегмента МКС.

После выравнивания давления и проверки герметичности стыковочного узла переходные люки с корабля на станцию будут открыты.

Научная программа новой экспедиции включает в себя 43 космических эксперимента по девяти направлениям: физико-химические процессы и материалы в условиях космоса (2  эксперимента), геофизика и околоземное космическое пространство (5 экспериментов), медико-биологические исследования (7), дистанционное зондирование Земли (4), исследование Солнечной системы (1), космическая биотехнология (10), технические исследования и эксперименты (8), исследование физических условий в космическом пространстве на орбите МКС (1), образование и популяризация космических исследований (5).

источник - http://ria.ru/science/20110610/386530624.html

На МКС вновь работает экипаж из шести космонавтов и астронавтов

10 июня 2011

Работающие на Международной космической станции командир МКС-28 Андрей Борисенко (Роскосмос), бортинженеры Александр Самокутяев (Роскосмос) и Рональд Гаран (НАСА) 10 июня встретили на борту МКС экипаж пилотируемого корабля «Союз ТМА-02М» - Героя России Сергея Волкова (Роскосмос), Майкла Фоссума (НАСА), Сатоши Фурукава (ДжАКСА).

С прибытием «Союза ТМА-02М» экипаж орбитальной станции увеличился до шести человек – представителей России, США и Японии.

источник - http://www.roscosmos.ru/16817/

Космонавты МКС исследуют влияние полетов на костную ткань человека

15 июня 2011 г.

Космонавты 28-й экспедиции на МКС изучат проблему вымывания кальция из костной ткани человека во время длительных космических полетов в рамках новой научной программы на российском сегменте МКС.

Бортинженер Сергей Волков проведет в среду на МКС ряд исследований в рамках сессии биотехнологического эксперимента "Кальций".

"Российский космонавт будет работать со специальными пеналами с закрепленными экспериментальными ячейками, доставленными на станцию на борту пилотируемого корабля "Союз ТМА-02М".

При помощи экспериментального определения растворимости фосфатов кальция и образцов костной ткани человека в воде в условиях микрогравитации ученые рассчитывают определить возможные направления решения проблемы деминерализации костной ткани у космонавтов в ходе долгосрочных миссий на орбите.

источник - http://ria.ru/science/20110615/388571232.html

Ракета "Союз" с грузовиком "Прогресс М-11М" стартовала к МКС

21 июня 2011 г.

Ракета-носитель "Союз-У" с новым космическим грузовиком "Прогресс М-11М", который будет находиться в составе МКС, стартовала с космодрома Байконур.

Очередной "Прогресс" доставит на МКС продукты и воду для экипажа. В продуктовый набор для космонавтов войдут, в частности, зеленые яблоки, лимоны, апельсины, лук и чеснок.

Кроме того, космический грузовик привезет книги, подарки, топливо в баках системы дозаправки, воду для системы "Родник", медицинское оборудование, белье, средства личной гигиены, а также оборудование для научных экспериментов. "Прогресс" также доставит оборудование для американского сегмента станции, в том числе продукты питания, средства санитарно-гигиенического обеспечения. Суммарная масса грузов - 2 тонны 673 килограмма.

источник - http://ria.ru/science/20110621/391237865.html

Космический еврогрузовик ATV-2 затоплен в водах Тихого океана

22 июня 2011 г.

Выработавший свой ресурс второй европейский космический грузовой корабль ATV-2 "Иоганн Кеплер", отстыкованный от МКС 20 июня, успешно сведен с орбиты и затоплен в несудоходном районе южной части Тихого океана.

На борту космического грузовика ATV-2 находилось небольшое устройство - регистратор крушения при возвращении (REBR). Прибор собрал и передал на спутник "Иридиум" данные, которые помогут инженерам понять механизм разрушения (космических кораблей) и сделать его более безопасным. Кроме того, устройство может служить прототипом "черных ящиков" для использования на будущих космических транспортных системах.

Аэродинамический нагрев и силы, возникающие при разрушении ATV-2, привели в движение механизм сброса устройства REBR - "сотового телефона с теплозащитой". Что заставило устройство передать зарегистрированные данные на спутник "Иридиум".

Корабль получил имя в честь немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера. Такое решение было принято в 2009 году в связи с 400-летием публикации научной работы Кеплера "Новая астрономия".

Первый ATV получил название "Жюль Верн" (Jules Verne) в честь писателя - научного фантаста. В 2008 году он совершил демонстрационный полет на МКС и доставил на станцию груз массой 4,5 тонны.

Третий космический еврогрузовик будет носить имя итальянского физика Эдоардо Амальди.

источник - http://ria.ru/science/20110622/391389560.html

Новые камеры, установленные МКС, будут транслировать потоковое HD-видео Земли из космоса.

27 июня 2011

Компания с названием UrtheCast собирается произвести установку двух видеокамер с высокой разрешающей способностью и мощной оптической системой на борту МКС. Эти камеры обеспечат трансляцию высококачественного потокового видео в режиме реального времени 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Разрешающая способность камер достаточна для того, что бы обеспечить качество снимков, сопоставимое с качеством изображений сервиса Google Earth. Используя новый сервис, Вы прямо из космоса сможете увидеть как Вы сами себе машете рукой.

Первая камера будет делать снимки поверхности Земли, охватывая ширину поверхности около 50 километров и с разрешающей способностью 5.5 метров на один пиксел изображения. Вторая камера будет видеокамерой, снимающей поверхность Земли с более высокой, чем у первой камеры, разрешающей способностью и частотой кадров, равной 3.25 кадра в секунду. Один пиксел видеоизображения будет эквивалентен квадрату поверхности со стороной около одного метра.

источник - http://www.dailytechinfo.org/infotech/2558-novye-kamery-ustanovlennye-mks-budut-translirovat-potokovoe-hd-video-zemli-iz-kosmosa.html

Космонавты МКС работают с плазменным кристаллом

27 июня 2011

В рамках «Плазменного кристалла» в условиях микрогравитации исследуются плазменно-пылевые структуры.

В плазму вводятся частицы пыли и создаются условия, чтобы на них накапливался огромный заряд, благодаря которому пылинки выстраиваются в кристаллы. В условиях отсутствия гравитации кристалл получается многоэтажным, и в нем все частицы видны невооруженным глазом.

Таким образом, в ходе эксперимента теоретические модели физики твердого тела проверяются прямым наблюдением.

источник - http://www.roscosmos.ru/16941/

8.    Исчерпание ресурса МКС

Коррекция орбиты МКС прошла штатно

03 июня 2011

Центр управления ATV (г. Тулуза, Франция) обеспечил подготовку  двигательной установки корабля  «Иоганн Кеплер» к проведению манёвра  коррекции орбиты.

После проведённого манёвра параметры орбиты МКС стали следующими:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 347,0 километра;

• максимальная высота над поверхностью Земли – 363,7 километра;

• период обращения – 91,4 минуты;

• наклонение – 51,7 градуса.

Это была первая из пяти запланированных на июнь коррекций орбиты МКС с  использованием двигателей европейского грузовика.

источник - http://www.roscosmos.ru/16752/

Проведена коррекция орбиты МКС

12 июня 2011

Два маневра коррекции орбиты МКС были  реализованы сегодня в 18.10 и 22:15 мск.

По предварительным данным, в результате операции, проведенной с использованием двигателей европейского грузового корабля ATV-2 «Иоганн Кеплер», средняя высота орбиты станции увеличилась на 19,2 км и составила 364,6 км.

При этом требуемое пространственное положение МКС обеспечили двигатели ориентации российского служебного модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс М-10М».

источник - http://www.roscosmos.ru/16830/

Высота орбиты МКС увеличена на 10 км

15 июня 2011

Очередной маневр коррекции орбиты МКС был проведен 15 июня.

Двигатели европейского грузовика отработали около 40 минут. По предварительным данным, в результате маневра средняя высота  орбиты МКС увеличилась на 10,2 километра и составила 374,7 километра.

источник - http://www.roscosmos.ru/16852/

Космический грузовик перед отстыковкой увеличил орбиту полета МКС

17 июня 2011 г.

Двигатели ATV-2 отработали положенные 1,621 тысячи секунд (27 минут), в результате чего средняя высота орбиты полета МКС увеличилась на 6,8 километра и составляет сейчас 382 километра.

источник - http://ria.ru/science/20110617/389743619.html

Экипаж МКС "прятался" от космического мусора в кораблях "Союз"

28 июня 2011 г.

Экипаж МКС был вынужден перебазироваться из своих сегментов (американского и российского) в пристыкованные к станции корабли "Союз" в связи с приближением к МКС обломков космического мусора, сейчас угроза миновала, и экипаж вновь работает на станции.

Самокутяев, Борисенко и Гаран находились в "Союзе ТМА-21", Волков, Фоссум и Фурукава - в "Союзе ТМА-02М".

источник - http://ria.ru/science/20110628/394634894.html

Высота орбиты полета МКС увеличена на 3,6 километра

29 июня 2011 г.

Специалисты подмосковного ЦУП провели операцию по коррекции орбиты полета МКС.

Коррекция проводилась с использованием двигателей грузового корабля "Прогресс М-11М". Они отработали положенные 1985 секунд (33 минуты), в результате чего средняя высота орбиты полета МКС увеличилась на 3,6 километра и составляет сейчас приблизительно 384,7 километра.

источник - http://ria.ru/science/20110629/395179860.html

9.            Спутниковая группировка

Роскосмос планирует за два года увеличить точность ГЛОНАСС вдвое

1 июня 2011 г.

Роскосмос в ближайшие два года рассчитывает увеличить точность работы приемников ГЛОНАСС в два раза, сообщил в среду заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов.

"Сейчас точность системы ГЛОНАСС составляет 6 метров, у GPS - 7 метров. За ближайший год-два нам нужно достичь точности в 2-3 метра.

источник - http://ria.ru/science/20110601/382671944.html

Флуоресценция флоры позволит следить за ее здоровьем из космоса

7 июня 2011 г.

Съемка флуоресцентного свечения растений на поверхности Земли с помощью японского спутника GOSAT позволила ученым получить глобальную "карту здоровья" флоры.

Флуоресцентное свечение возникает после поглощения атомами вещества фотонов и испускания нового фотона уже с другой энергией. В результате этого эффекта, в частности, невидимое ультрафиолетовое излучение превращается в видимый свет при встрече с молекулами флуоресцентных веществ. Листья растений могут светиться в инфракрасном диапазоне в процессе фотосинтеза, "запускаемого" при поглощении видимого света хлорофиллом.

Однако излучение было чрезвычайно сложно зафиксировать до этого открытия американских биологов, так как растения испускают только 2% света, который они поглотили.

Американские исследователи решили данную проблему, заметив, что Солнце не так интенсивно излучает свет в инфракрасной части спектра, на длине волны 770 нанометров, поэтому на этой частоте флуоресценция растений не "глушится" светилом. Это наблюдение позволило ученым использовать спутник GOSAT, который был запущен японским космическим агентством в 2009 году для изучения процессов изменения климата, чтобы следить за флуоресценцией земных растений.

источник - http://ria.ru/science/20110607/385619860.html

Климатический спутник Aquarius успешно выведен на орбиту

10 июня 2011 г.

Ракета-носитель Delta II успешно вывела на орбиту американо-аргентинский научный спутник Aquarius/SAC-D, предназначенный для измерения уровня солености и температуры вод мирового океана.

Прибор Aquarius состоит из отражателя размером 2,5 на 3 метра и трех пассивных микроволновых датчиков-радиометров, улавливающих тепловое излучение на частоте 1,4 гигагерц (длина волны - 21 сантиметр). Сила этого излучения зависит от температуры и солености воды. При прочих равных параметрах, чем больше уровень солености, тем слабее тепловое излучение. Чувствительность радиометров такова, что они способны уловить появление щепотки соли в 3-4 литрах пресной воды.

источник - http://ria.ru/science/20110610/386882816.html

Ракета "Союз-У" вывела на орбиту аппарат военного назначения "Космос"

27 июня 2011 г.

. Ракета-носитель (РН) "Союз-У" вывела на целевую орбиту российский космический аппарат (КА) военного назначения серии "Космос".

После выведения космическому аппарату присвоен порядковый номер "Космос-2472".

Пуск РН "Союз-У", проведенный Космическими войсками с космодрома "Плесецк" 27 июня, - первый в 2011 году. Предыдущий пуск РН "Союз-У" с космодрома "Плесецк" был осуществлен 16 апреля 2010 года.

источник - http://ria.ru/science/20110627/394207032.html

10. Космические телескопы и ДЗЗ

НПО Лавочкина планирует запустить в 2013 г второй спутник "Электро-Л"

30 июня 2011 г.

Научно-производственное объединение имени Лавочкина планирует изготовить второй метеоспутник серии "Электро", его запуск намечен на 2013 год, сообщил генеральный директор - генеральный конструктор НПО Виктор Хартов. Он напомнил, что программа запусков определена Федеральной космической программой на 2006-2015 годы. В ее рамках предусмотрена разработка, изготовление и запуск двух типов метеорологических спутников - "Электро-Л" и "Метеор".

По его словам, создание спутников дистанционного зондирования Земли, в число которых входят метеорологические аппараты "Электро", можно считать одной из специализаций НПО Лавочкина наряду с "научным космосом".

источник - http://ria.ru/science/20110630/395553283.html

11. Коммерциализация и международное сотрудничество

Индия за два года запустит 12 иностранных спутников

2 июня 2011 г.

Об этом сообщил председатель ИСРО Кумарасвами Радхакришнан.

"Через наше коммерческое подразделение Antrix Corporation мы получили заказы из Канады, Индонезии, Германии и других европейских стран на запуски в течение двух лет дюжины спутников на геосинхронные орбиты", - сказал председатель ИСРО.

источник - http://ria.ru/science/20110602/383228771.html

12. Популяризация астрономии

Московский планетарий открывается в День России после реконструкции

12 июня 2011 г.

Московский планетарий откроется в воскресенье, 12 июня после 17 лет реконструкции, теперь он стал интерактивным и сможет принять значительно больше посетителей.

Московский планетарий, созданный по решению Московского совета для пропаганды науки о Вселенной, работал с 5 ноября 1929 года. Он был закрыт для посетителей 14 июля 1994 года, так как объект был признан аварийным, а многие его коммуникации морально и технически устарели.

Реконструкция планетария несколько раз откладывалась и началась только в 2002 году. В феврале 2008 года правительство Москвы прекратило финансирование реконструкции научно-просветительского комплекса, объяснив, что обязательства частных акционеров планетария по реконструкции выполнялись не в полном объеме. После смены собственника реконструкция была продолжена.

В планетарии, кроме главного зала, оборудованного проектором звездного неба, есть два уровня классического музея, где можно будет познакомиться не только с историей планетария, но и увидеть большую коллекцию метеоритов. Также создано два музея интерактивных аппаратов, "где посетители могут все трогать и крутить".

Билеты в Московский планетарий будут стоить от 150 до 500 рублей.

источник - http://ria.ru/moscow/20110612/387344190.html

1.    Проекты межзвёздных полётов

DARPA приглашает всех высказать свое мнение по поводу создания звездолета

22 июня 2011

Настоящий звездолет может стать реальностью в ближайшие 100 лет. Любой человек, имеющий представление о том, что нужно сделать, чтобы это произошло, или религиозные либо этические возражения, может до 8 июля представить свои идеи для презентации на общественном симпозиуме в этом году.

100 Year Starship Study является детищем Агентства перспективных исследовательских проектов США (DARPA).

Научные фантасты, инженеры и биологи поделились идеями на семинаре в январе, в ходе которого генетик Крейг Вентер предложил послать фрагментированное ДНК человека для сборки на другой планете.

2.    Исследования Луны

Китайский космический аппарат Chang'e-2 покидает орбиту Луны и направляется в открытый космос.

16 июня 2011

Аппарат Chang'e-2 является вторым китайским лунным орбитальным аппаратом. К 1 апреля 2011 года этот аппарат закончил выполнение всех исследовательских задач, которые он должен был выполнить в течение шестимесячной миссии. После этого исследователи реализовали еще две дополнительные задачи, связанные со снижением аппарата на более низкую орбиту и произведением съемки крупным планом полюсов Луны и района залива Радуги, потенциального места для размещения будущей китайской лунной базы.

Но и после выполнения двух добавочных заданий в баках аппарата Chang'e-2 осталось достаточное количество топлива. Принимая это во внимание, ученые решили вывести аппарат с лунной орбиты и направить его в открытый космос. По предварительным расчетам, путешествие аппарата к конечной точке займет 85 дней.

Исследователи SASTIND будут изучать функционирование оборудования и систем аппарата в условиях открытого космоса, ведь Chang'e-2 станет первым китайским аппаратом, который был запущен так далеко в космос без помощи НАСА, ЕКА и России. Проводимые исследования позволят китайским ученым изучить проблемы дальних коммуникаций, передачи информации из дальнего космоса и управлении аппаратом в условиях большого расстояния между аппаратом и наземным центром управления.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2518-kitajskij-kosmicheskij-apparat-change-2-pokidaet-orbitu-luny-i-napravlyaetsya-v-otkrytyj-kosmos.html

3.    Марсоходы

Протестирован марсоход Curiosity

14 июня 2011

Чуть более года осталось до того времени, когда марсоход Curiosity (Любопытство) должен будет высадиться на поверхности Марса. Этот марсоход от НАСА – следующий шаг в высадке марсоходов на Марсе. Он должен быть готов к запуску в течение трехнедельного окна, с 25 ноября по 18 декабря 2011 с мыса Канаверал, штат Флорида.

В лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, штат Калифорния, инженеры проводят заключительный этап в тестировании марсохода, который позволит проверить способность к передвижению робота, движения его манипуляторов и точность взятия проб с поверхности планеты. Данные операции робот должен совершать после посадки на Марсе в августе 2012 года.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1684

4.    Исследования Венеры

Зонд "Акацуки" промахнулся мимо Венеры из-за инородного тела в клапане

30 июня 2011 г.

Орбитальный зонд "Акацуки", запущенный в космос 21 мая 2010 года с японского космодрома "Танэгасима" в паре с зондом "Икарос" (Icaros), в течение двух лет должен был изучать атмосферу Венеры. В частности, он был рассчитан на исследование явления суперротации - чрезвычайно быстрого вращения слоя атмосферы на высоте около 60 километров, который движется, обгоняя вращение планеты. Кроме того, аппарат должен был получать данные о климатических условиях на планете, свойствах ее поверхности, характеристиках облаков Венеры.

В начале декабря прошлого года зонд приблизился к Венере на расстояние 550 километров и должен был выйти на орбиту вокруг планеты. Как и планировалось, он зашел за обратную сторону Венеры, и связь с ним ожидаемо прервалась.

Связь должна была восстановиться через 20 минут, однако сигнал был получен с опозданием на час. Через день JAXA сообщило, что космический зонд пролетел мимо планеты.

Эксперты JAXA ранее установили, что тормозной двигатель, который должен был гасить скорость в течение 12 минут, отработал лишь 20-30% от заданного времени. Они пришли к выводу, что топливный клапан оказался забит кристаллом, образовавшимся в результате химической реакции между топливом и окислителем, подача топлива оказалась перекрыта, что в конечном счете и привело к неудаче.

источник - http://ria.ru/science/20110630/395500306.html

5.    Исследования Меркурия

Миссия Messenger поможет открыть великие тайны Меркурия

14 июня 2011

Первым космическим аппаратом, запущенным для исследования планеты был «Маринер-10». Это была середина 70 х. Вторая миссия под названием Messenger до сих пор продолжается.

Миссия космического агентства NASA - MESSENGER началась в 2004 году, когда был запущен этот аппарат. Выход на орбиту Меркурия - 2011 год.  В январе 2008 года космический аппарат впервые совершил пролёт мимо самой маленькой планеты Солнечной системы. А в октябре 2008 года и в сентябре 2009 было осуществлено два гравитационных маневра вблизи Меркурия.

Messenger, возможно, позволит исследователям открыть великие тайны Меркурия и ответить на многие вопросы, как например: почему у планеты такая высокая плотность и достаточно сильное магнитное поле? Действительно ли на Меркурии больше замороженной воды, чем на Луне? Как регенирируется атмосфера на самой маленькой планете с низким уровнем гравитации? Все это предстоит узнать во время действующей миссии.

6.    Исследования Сатурна

В результате короткого замыкания аппарат Cassini потерял один из научных инструментов.

20 июня 2011

Инженеры НАСА отключили часть исследовательского оборудования космического аппарата Cassini, который находится в космическом пространстве без малого уже 14 лет. Причиной перепадов напряжения бортовой электрической сети космического аппарата и последующего отключения стало короткое замыкание, произошедшее в электронных цепях плазменного спектрометра, который является одним из 12 научных инструментов на борту аппарата Cassini и предназначен для измерения энергии и электрического заряда частиц, находящихся в окрестностях Сатурна.

Все остальные 11 инструментов и системы аппарата Cassini продолжают функционировать в нормальном режиме.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2535-v-rezultate-korotkogo-zamykaniya-apparat-cassini-poteryal-odin-iz-nauchnyx-instrumentov.html

"Кассини" заснял поверхность Елены, "троянского" спутника Сатурна

21 июня 2011 г.

Автоматический зонд "Кассини" передал на Землю снимки поверхности обоих полушарий Елены, одного из самых маленьких спутников Сатурна, что позволит составить первую полную карту этого небесного тела.

Елена является так называемым "троянским" спутником, так как она делит свою орбиту вместе с Дионой, "настоящим" спутником Сатурна, и еще одним "троянским" планетоидом Полидевком. Спутник планеты, размер которого составляет всего 32 километра, был открыт французскими астрономами в 1980 году, и был назван в честь героини древнегреческого мифа о Трое, Елены Прекрасной.

Троянские спутники - естественные спутники планеты, которые находятся около двух троянских точек Лагранжа L4 и L5 более крупной луны планеты. Точки расположены так, что один из троянских спутников обгоняет крупный спутник на 60 градусов, а второй, соответственно, отстает от него на 60 градусов.

источник - http://ria.ru/science/20110621/391327463.html

7.    Исследования комет

Зонд "Розетта" "уложили спать" на три года

8 июня 2011 г.

Зонд "Розетта", путешествующий по Солнечной системе с 2004 года, переведен в режим минимального энергопотребления на 31 месяц - до 20 января 2014 года, когда зонд встретится c кометой Чурюмова-Герасименко.

Ранее зонд развернули таким образом, чтобы его солнечные батареи были обращены лицевой стороной к Солнцу. Кроме того, инженеры "раскрутили" космический аппарат до двух оборотов за три минуты, чтобы стабилизировать его положение в пространстве.

источник - http://ria.ru/science/20110608/385969177.html

8.    Исследования Солнца

Система Stereo предоставила первое полное изображение обратной стороны Солнца

15 июня 2011

Это первое полное изображение обратной стороны Cолнца, половины звезды, невидимой с Земли.

Напомним, что два космических аппарата Stereo заняли позицию с угловым расстоянием между ними 180 градусов 6 февраля этого года, дав возможность учёным увидеть Солнце на все 360 градусов. Однако наибольшая часть солнца оставалась недоступной до 1 июня. На этом изображении впервые полностью показана невидимая сторона звезды.

9.    За пределы Солнечной системы

"Вояджер-1" обнаружил "ямы" и "холмы" на границе Солнечной системы

1 июня 2011 г.

Данные, полученные автоматическим зондом НАСА "Вояджер-1" (Voyager-1), показывают, что на границе гелиосферы и межзвездного пространства царит настоящий хаос.

Не существует однозначного определения, что является границей Солнечной системы. Ближайшая такая граница — гелиомантия — участок гелиосферы на расстоянии 80-100 а.е. от Солнца, где солнечный ветер сталкивается с межзвездным веществом.

С другой стороны, границу Солнечной системы можно определить как конец зоны гравитационного влияния Солнца. В этом случае она расширяется до внешних пределов облака Оорта, которое по разным оценкам расположено на расстоянии от 50 до 100 тысяч а.е.

Авторы исследования проанализировали данные о напряженности магнитного поля в разных участках гелиомантии, которые получал "Вояджер" на протяжении 2009 года.

Исследователи пришли к выводу, что структура гелиомантии неоднородна и может быть разделена на три типа токовых слоев — протонные пограничные слои, магнитные "ямы" и "холмы", а также границы секторов, где направление поля меняется на противоположное. Для каждого типа слоя существуют характерные флуктуации магнитного поля — при пересечении границ секторов резко менялся вектор магнитного поля, при прохождении "ям" и "холмов" сила поля резко увеличивалась или уменьшалась (практически до нуля), при входе в протонные пограничные слои напряженность поля постепенно нарастала.

источник - http://ria.ru/science/20110601/382753218.html

10. Космические телескопы и ДЗЗ

НАСА обновило контракт с Lockheed Martin на обслуживание "Хаббла"

30 июня 2011 г.

В рамках контракта на сумму около 133 миллионов долларов Lockheed Martin Space Systems Company до 2016 года продолжит обслуживать телескоп в течение новой фазы его научной миссии.

В ноябре 2010 года директор НАСА Чарльз Болден сменил руководство и рядовых сотрудников, работающих над проектом создания нового телескопа.

источник - http://ria.ru/science/20110630/395505424.html

НАСА закончило подготовку зеркал телескопа "Джеймс Уэбб"

30 июня 2011 г.

Специалисты американского аэрокосмического агентства НАСА закончили шлифовку и полировку зеркал для орбитального телескопа "Джеймс Уэбб", который планируется запустить в сентябре 2015 года. Он должен "сменить" орбитальный телескоп "Хаббл". Изначально новый аппарат планировалось запустить в 2014 году, но значительное превышение затрат на него и отставание от графика уже вынудили НАСА перенести предполагаемую дату старта миссии на сентябрь 2015 года. По мнению некоторых экспертов, "Джеймс Уэбб" будет запущен не ранее 2017-2018 года.

У "Джеймса Уэбба" четыре типа зеркал, площадь главного зеркала составляет примерно 25 квадратных метров. Обработкой зеркал, сделанных из бериллия, занималась компания L3 Integrated Optical Systems в Ричмонде, штат Калифорния. Их шлифовали и полировали до точности менее одной миллионной доли дюйма, поскольку только такое качество подготовки зеркала обеспечит резкость изображений при температуре минус 240 градусов Цельсия, в которой будет работать орбитальный телескоп.

источник - http://ria.ru/science/20110630/395828467.html

11. Космические корабли и ракеты нового поколения

Европа собирается в 2013 году произвести запуск опытного бескрылого космического корабля многоразового использования.

26 июня 2011

Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило о своих планах касательно запуска в течение последующих двух лет космического корабля многоразового использования, своего рода "космической пули" напоминающей бескрылый обрезанный американский Шаттл.

Космический корабль Intermediate eXperimental Vehicle (IXV) имеет цельный фюзеляж, весом около двух тонн. Конструкция лишена вообще каких-либо крыльев, а управление движением корабля в атмосфере будет осуществляться за счет двух подвижных закрылков, расположенных в задней части фюзеляжа. IXV будет запущен в космос с помощью европейской ракеты-носителя Vega, которая доставит аппарат на высоту 450 км. После этого аппарат произведет самостоятельный спуск на Землю, используя защищенную от высокой температуры нижнюю часть фюзеляжа как плоскость и подвижные закрылки для управления направлением полета. При приближении к поверхности будет выпущена система тормозных парашютов.

IXV больше походит на космический корабль X-37B, чем на Шаттл, тем, что он является роботом и будет работать в автономном режиме. IXV будет более маневренным и, поэтому, сможет выполнять маневры при посадке более точно, чем все предыдущие космические корабли многоразового использования. Можно добавить, что проект космического корабля IXV является ветвью развития, "отпочковавшейся" от проекта Skylon, который не так давно получил зеленый свет от ЕКА. Космический корабль Skylon взлетает и приземляется подобно обычному самолету, а в космос его выводят ракетные реактивные двигатели.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2554-evropa-sobiraetsya-v-2013-godu-proizvesti-zapusk-opytnogo-beskrylogo-kosmicheskogo-korablya-mnogorazovogo-ispolzovaniya.html

12. Новые технологии

Конкурс Google Lunar X PRIZE на лучший модуль

24 июня 2011

Воскрешен бывший претендент на премию Google Lunar X PRIZE, посадочный модуль на поверхность планет и спутников Солнечной системы, использующий гироскопическую стабилизацию продольной оси при спуске. Вращающийся модуль может приземляться и прыгать по поверхности с помощью упругих ног, а также может быть дополнен съемными гарпунами, что даст возможность временно закрепиться на поверхности астероида. К тому же, вращающий модуль достаточно мал, что бы достичь многих целей Солнечной системы на борту ракеты-носителя Фалькон-9. Р. Риденор, президент корпорации Эклиптик Интерпрайзис, заявил об этом позавчера на 9-ой конференции недорогих исследовательских планетарных миссий Международной академии астронавтики, которая проходит в Лореле (штат Мериленд, США) с 21 по 24 июня 2011 г.

Вращение, как способ стабилизации спутников на геостационарных орбитах, предложил еще в 1965 г. Розен, инженер компании Хьюз Эйркрафт. Конструкция с двойным вращением позволяла спутнику вращаться, а платформа с инструментами при этом оставалась неподвижной.

Хотя космический аппарат «Галилео» использовал систему с двойным вращением, но Розен покинул компанию и свой шанс он получил в 2007 г., когда дебютировал конкурс лунных посадочных модулей Google Lunar X PRIZE. Главный приз конкурса составляет 20 млн. долларов, при этом модуль должен совершить мягкую посадку, переместится хотя бы на расстояние 500 м и передать изображение на Землю.

Розен представил свой проект модуля на Google Lunar X PRIZE, основанный на стабилизации двойным вращением. Но в конце концов, в 2008 г. Розен вышел из конкурса в связи с философскими разногласиями с видением Фонда X Prize на коммерциализацию космоса и передал свои разработки корпорации Эклиптик.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1700

13. Иран

Иран вывел на орбиту новый спутник "Рассад-1"

15 июня 2011 г.

. Иран успешно вывел на орбиту при помощи ракеты-носителя спутниковый аппарат "Рассад-1" ("Наблюдение").

Иран запустил созданную внутри страны ракету. Тип ракеты не уточняется. По данным телеканала, высота орбиты спутника составляет 260 километров.

Космическая программа Ирана стартовала в феврале 2008 года, когда состоялся испытательный пуск ракеты "Кавошгар-1", предназначенной для сбора исследовательских данных и вывода на орбиту первого национального искусственного спутника Земли. В ноябре того же года Тегеран запустил вторую ракету - "Кавошгар-2" с блоком научной аппаратуры. Через 40 минут после запуска спускаемый аппарат вернулся на Землю. Как сообщали иранские СМИ, с помощью аппарата удалось измерить атмосферное давление и скорость ветра на различных высотах.

источник - http://ria.ru/science/20110615/388828829.html

14. Астрономическая техника

C потоком данных от самого большого радиотелескопа в мире может будет справиться только общими усилиями.

1 июня 2011

Австралия планирует стать местом, где будет возводиться самый большой в мире радиотелескоп. Этот телескоп, Square Kilometer Array (SKA), будет поистине огромным, 3000 антенн-тарелок будут расположены на расстоянии до 3200 километров от центра, покрывая площадь более миллиона квадратных километров. Этот чувствительный инструмент будет использоваться для изучения процессов при зарождении Вселенной, для проверки Общей теории относительности и для составления беспрецедентно точной карты космоса. И этот телескоп будет производить такой объем научных данных, что только для его передачи потребуются каналы, равные по пропускной способности пропускной способности всего Интернета на сегодняшний день.

источник - http://www.dailytechinfo.org/infotech/2465-c-potokom-dannyx-ot-samogo-bolshogo-radioteleskopa-v-mire-mozhet-budet-spravitsya-tolko-obshhimi-usiliyami.html

Американский астроном в шоке. Миссии по поиску экзопланет отменены

07 июня 2011

Известный профессор астрономии Калифорнийского Университета Беркли, Джеффри В.Мерси, который стал пионером в поиске и открытии экзопланет в то время, как большинство мировых астрофизиков считали его идею сумасшедшей, разочарован тем, что NASA отменило важные поисковые миссии Terrestrial Planet Finder (TPF) и Space Interferometry Mission (SIM).

Эти две миссии были запланированы для поиска новых экзопланет и подтверждения существующих кандидатов на звание "экзопланет". Узнав об аннулировании поисковых миссий, Джеффри В. Мерси признался, что ужасно разочарован данным фактом.

"Я был несчастен прошлые 10 лет, видимо останусь таковым и в следующие 10 лет" - сказал Мерсер.

Телескоп VLT делает первые снимки.

13 июня 2011

Телескоп the VLT Survey Telescope, или VST, имеет диаметр зеркала 2.6 метра, а его камера имеет разрешение 268 мегапикселов, благодаря чему этот телескоп является самым большим телескопом в мире, рассматривающем небо в видимом диапазоне.

За последующие пять лет телескоп VST произведет три обширные съемки неба южного полушария, результаты которых будут выложены в открытый доступ. Каждая из съемок будет преследовать различные научные цели, первая будет базой для изучения темной материи и развития галактик, значительно удаленных от Млечного пути. вторая съемка буде ориентирована на изучение темной энергии, а целью третьей съемки будет являться составление уточненной звездной карты диска нашей Галактики. Поскольку снимки будут выполняться в видимой части диапазона, можно ожидать, что в результате съемок люди получат большое количество необычайно красивых снимков глубин космоса.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2506-teleskop-vlt-samyj-bolshoj-opticheskij-teleskop-v-mire-delaet-pervye-snimki.html

Планетарий, в котором можно увидеть 20 млн звезд, открылся в Варшаве

19 июня 2011 г.

"В большинстве планетариев в мире можно увидеть 100-200 тысяч звезд, а в нашем - 20 миллионов. Это наибольшее количество звезд, которое можно увидеть в каком-либо планетарии на свете", - сказал директор Центра науки имени Коперника, в котором расположен планетарий, Роберт Фирмхофер.

В планетарии существует система навигации - можно выбрать любую планету и путешествовать в космическом пространстве в режиме реального времени.

источник - http://ria.ru/science/20110619/390259130.html

В Китае начато строительство самого большого в мире радиотелескопа.

20 июня 2011

Аресибо в Пуэрто-Рико, радиотелескоп, диаметром 305 метров и площадью 73000 квадратных метров, был самым большим радиотелескопом в мире. Но вскоре Аресибо может потерять этот статус из-за того, что в провинции Гуйчжоу, расположенной в южной части Китая, начато строительство нового радиотелескопа Five-hundred-meter Aperture Spherical radio Telescope (FAST). По завершению строительства этого телескопа, которое согласно планам должно завершиться в 2016 году, телескоп FAST будет в состоянии "видеть" космос на глубину в три раза больше и производить обработку данных в десять раз быстрее, чем это позволяет оборудование телескопа Аресибо.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2533-v-kitae-nachato-stroitelstvo-samogo-bolshogo-v-mire-radioteleskopa.html

1.    Луна

Астрономы отрицают возможность "бегства" Луны

22 июня 2011 г.

Ранее многие интернет-СМИ со ссылкой на слова гендиректора "космического" ЦНИИ машиностроения Геннадия Райкунова сообщили, что в будущем Луна может покинуть Землю и стать самостоятельной планетой, двигающейся по собственной орбите вокруг Солнца. По словам Райкунова, таким образом Луна может повторить судьбу Меркурия, который, согласно одной из гипотез, в прошлом был спутником Венеры. В результате, по мнению гендиректора ЦНИИмаша, условия на Земле могут стать похожими на венерианские и будут непригодны для жизни.

"Это звучит как какой-то бред", - сказал РИА Новости Сергей Попов, научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ).

По его словам, Луна действительно удаляется от Земли, но очень медленно - со скоростью около 38 миллиметров в год. "За несколько миллиардов лет период обращения Луны просто вырастет в полтора раза, и все", - сказал Попов.

"Луна не может совсем уйти. Ей негде взять энергию для того, чтобы сбежать", - отметил он.

Другой сотрудник ГАИШ Владимир Сурдин сообщил, что процесс удаления Луны от Земли не будет бесконечным, в конечном счете он сменится приближением. "Утверждение "Луна может покинуть орбиту Земли и превратиться в планету" неверно", - сказал он.

По его словам, удаление Луны от Земли под влиянием приливов вызывает постепенное уменьшение скорости вращения нашей планеты, а скорость ухода спутника будет постепенно снижаться.

Примерно через 5 миллиардов лет радиус лунной орбиты достигнет максимального значения - 463 тысячи километров, а продолжительность земных суток составит 870 часов, то есть пять современных недель. В этот момент скорости вращения Земли вокруг оси и Луны по орбите станут равными: Земля будет смотреть на Луну одной стороной, так же, как Луна сейчас смотрит на Землю.

"Казалось бы, приливное трение (торможение собственного вращения под действием лунной гравитации) при этом должно исчезнуть. Однако солнечные приливы будут продолжать тормозить Землю. Но теперь уже Луна будет опережать вращение Земли и приливное трение начнет тормозить ее движение. В результате Луна станет приближаться к Земле, правда, очень медленно, так как сила солнечных приливов невелика", - сказал астроном.

источник - http://ria.ru/science/20110622/391844110.html

2.    Меркурий

Меркурий носит магнитное поле набекрень

17 июня 2011 г.

Магнитное поле Меркурия отличается сильной асимметрией - "магнитный центр" планеты сдвинут почти на 500 километров к северу, свидетельствуют новые данные с зонда "Мессенджер", который также определил химический состав планеты, измерил глубину потенциальных вместилищ водяного льда у ее полюсов и зафиксировал высокоэнергичные частицы на ее орбите.

В результате этой асимметрии "магнитная ситуация" на полюсах планеты оказалась принципиально разной - область магнитной "полярной шапки", где силовые линии магнитного поля открыты в межпланетное пространство, на юге оказалась значительно больше, чем на севере. Это означает, что южный полюс Меркурия меньше защищен от бомбардировки заряженными частицами солнечного ветра, а значит его поверхность здесь больше подвержена космическому выветриванию.

"Этот результат свидетельствует, что процессы, играющие ключевую роль в формировании магнитного поля на Меркурии, чем-то фундаментально отличаются от подобных процессов на Земле. Это может иметь важное значение для понимания внутренней динамики планеты", - отмечает одна из участниц команды "Мессенджера" Кэтрин Джонсон, сотрудник Института планетологии (США).

"Мессенджер" также сумел измерить потенциальную вместимость холодильников на Меркурии - вечно затененных полярных кратеров, где, как и на Луне, могут скрываться залежи водяного льда.

Примерно 20 лет назад наземные радары показали присутствие у полюсов Меркурия отложений, возможно состоящих из водяного льда. Лазерный альтиметр на борту "Мессенджера" провел детальные измерения высоты разных областей на планете. В частности, оказалось, что у северного полюса планеты существуют обширные впадины, а перепад высот на планете достигает девяти километров.

Гамма- и нейтронный спектрометр зафиксировал присутствие на Меркурии радиоактивных изотопов калия и тория.

источник - http://ria.ru/science/20110617/389333761.html

3.    Юпитер

Юпитер мигрировал

11 июня 2011

Франко-американская команда ученых опубликовала результаты своих исследований, согласно которым Юпитер, самая большая планета нашей Солнечной Системы, должен был приблизиться к Солнцу в начале образования Солнечной Системы, перед тем, как вернуться на свою орбиту, на которой он обитает сегодня.

Команда франко-американских астрономов в своих недавно опубликованных работах  изложила новую модель формирования Солнечной Системы. Согласно этим публикациям и новой модели, в начале образования Солнечной системы, Сатурн находился на орбите, которую в данный момент занимает Марсо есть в 225 миллионах километрах от Солнца, а позже переместился на свою сегодняшнюю более отдаленную позицию.

Исследователи также заявляют, что на своем пути "мигрант" сметал и отбрасывал все, что попадалось на его пути. Материя, которую "отбросил" Юпитер, накопилась и превратилась в его широкие кольца.

Ученые также заявляют, что судьба Сатурна схожа с судьбой Юпитера. Также, как и Юпитер, Сатурн находился ближе к Солнцу, а  при своей миграции, Сатурн изменил направление движения Юпитера, заставив последнего занять нынешнюю позицию.

4.    Сатурн и его спутники

Кассини взял пробы соли у Энцелада

30 июня 2011

Космический аппарат Кассини нашел доказательство того, что ледяной спутник Сатурна Энцелад скрывает в себе очень распространенный соленый океан.

Ледяные шлейфы и водяной пар были впервые увидены струящимися из, так называемых, «тигровых полос» на южном полюсе луны в 2005 году. В течение трех пролетов в 2008 и 2009 годах, космический анализатор пыли Кассини, проходя над этими шлейфами, всасывал ледяные частицы пыли. Эти зерна испарялись мгновенно; электрические поля внутри прибора, затем, отделяли различные составляющие, в результате воздействия облака, для анализа.

Исследование показало, что чем дальше от поверхности Луны зерна, тем они меньше размерами и тем ниже уровень содержания соли. Ближе же к поверхности все наоборот.

Когда вода замерзает, соль отделяется, оставляя после себя чистую воду со льдом. Так что, если шлейфы исходили от поверхности льда, они должны содержать в себе очень мало соли. Но, этого достаточно, чтобы попытаться найти точки соприкосновения воды между каменным ядром луны и ледяной мантией, которые могут быть на глубине не меньше, чем 80 километров. В этой модели взаимодействия воды со скалами соли растворяется и поднимается через трещины в бассейне в резервуары ближе к поверхности. По оценкам ученых, около 200 килограмм паров воды выбрасывается каждую секунду, и запасы воды должны иметь большую поверхность испарения, иначе же они будут легко замерзать и изолировать шлейфы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1714

5.    Транснептуновые объекты

НАСА набирает "охотников"-добровольцев для поиска новых планет

22 июня 2011 г.

НАСА и университет южного Иллинойса открыли проект под названием "ледовые охотники" (IceHunters), участие в котором доступно для всех, кто желает помочь ученым в открытии новых космических тел в поясе Койпера.

"Ледовые охотники" должны будут внимательно изучить специальные снимки сектора пояса Койпера, которые прилегают к траектории движения New Horizons, и определять, какие из объектов реально существуют, а какие являются плодом графических искажений.

"Когда вы ищете что-то особенное в каше из нечетких изображений, полученных в ходе реальных наблюдений, иногда компьютер не способен заменить человеческий глаз. (Наш проект) привлечет сотни новых глаз для работы над этой задачей", - отмечает один из членов исследовательской группы Джон Спенсер из Юго-Западного исследовательского института в городе Сан-Антонио (штат Техас).

источник - http://ria.ru/science/20110622/391648226.html

6.    Астероиды

Обнаружен новый спутник Земли диаметром в 400 метров

06 июня 2011

Ирландские учёные с помощью новейших методов наблюдения смогли засечь на орбите Земли четвертый по счету "мини-спутник". Это астероид, диаметром в 400 метров, который движется по орбите Земли на расстоянии в 19 миллионов километров.

Цикл движения обнаруженного астероида – попеременный переход с внешней орбиты на внутреннюю, под действием земной гравитации, с длительностью цикла в 350 лет.

Для анализа возможных угроз неизвестных спутников земли в США была разработана программа Spaceguard, которая уже выявила около тысячи астероидов с диаметром более одного километра. Ни один из них не содержит потенциальной угрозы для нашей планеты – считают астрономы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1675

7.    Кометы

Комета Хартли-2 украшена "блестками" размером с многоэтажку

16 июня 2011 г.

Комета Хартли-2 (103P/Hartley 2), открытая в 1986 году австралийцем Малколмом Хартли, в ноябре 2010 года удостоилась посещения зондом "Дип Импакт" (Deep Impact), который пролетел на расстоянии 694 километра от ее ядра, сделав около 10 тысяч снимков и проведя множество измерений. Теперь группа Майкла А'Херна из университета штата Мэриленд в США опубликовала результаты анализа собранных "Импактом" данных.

Комета Хартли-2 отличается во многих отношениях от кометы Темпель-1 (которую "Импакт" посетил в 2005 году) и является идеальным примером гиперактивной кометы.

Уже первые снимки "Дип Импакта" показали, что ядро кометы имеет необычную форму, напоминая кеглю для игры в боулинг или гантель с половинками разного размера.

По мнению исследователей, именно активные процессы газообразования создали такую форму - вещество испаряется с активных краев "кегли" и осаждается в зоне относительно инертной "перемычки".

Рельеф поверхности ядра Хартли-2 также оказался крайне неоднородным - достаточно ровные большая половинка "кегли" и перемычка соседствуют с холмистой поверхностью малой половинки кометы.

Там находятся гигантские глыбы размером около 50 метров, обладающие более высокой отражающей способностью, чем остальное тело кометы.

источник - http://ria.ru/science/20110616/389304074.html

8.    Солнце

Две кометы врезалась в Солнце

01 июня 2011

Второй раз за последние десять дней космические аппараты НАСА фиксирует случай кометы, летевшей в сторону Солнца. Как и в прошлый раз, произошедший в середине мая, попытка столкновения кометы с Солнцем сопровождалась мощными коронарными выбросами. По мнению учёных, сам факт «суицида комет», которые, естественно до звезды не долетали, расплавляясь при приближении к огненному карлику, не имеет прямой связи с магнитными бурями.

Видеокадры свидетельствуют о наличии мощного выплеска солнечной энергии после погружения комет в Солнце, но причинно-следственную связь между явлениями астрономы установить не могут.

Обе кометы врезавшиеся в Солнце были из семейства околосолнечных комет Крейца, представлявших когда-то единую комету, распавшуюся на множество частей несколько сотен лет назад. Кометы были названы в честь Генриха Крейца - астронома XIX века, который описал их взаимосвязь.

При последнем вхождении кометы в солнечную зону, Солнце извергало корональное вещество в течение нескольких часов, выделив примерно десять миллиардов тонн плазмы, удаляющейся от звезды с высочайшей скоростью в 1 миллион миль в час. При достижении этих частиц земного магнитного поля они могут вызвать «геомагнитные бури».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1669

Телескоп НАСА увидел на Солнце подходящие для серфинга волны

8 июня 2011 г.

Съемки с борта орбитальной солнечной обсерватории SDO (Solar Dynamics Observatory) позволили ученым обнаружить на Солнце волны, очень похожие на те, на которых на Земле любят кататься серферы.

Такие волны, запущенные так называемой неустойчивостью Кельвина-Гельмгольца, возникающей при большой разнице скоростей на разделе двух сред, позволяют рассеивать избыточную энергию. Их исследование позволит лучше понять, как устроена солнечная корона и почему корона в тысячи раз горячее, чем должна быть согласно расчетам.

Компьютерное моделирование подтвердило, что такие волны действительно формируются на Солнце. Возникающая турбулентность и трение разогревают плазму и увеличивают температуру короны.

источник - http://ria.ru/science/20110608/385808423.html

Астрономы предрекают резкое снижение солнечной активности

15 июня 2011 г.

Солнечная активность в следующие 20-30 лет может резко снизиться, что способно привести к повторению так называемого "маундеровского минимума" - самого длительного падения солнечной активности с 1645 по 1715 год, с которым связывают "малый ледниковый период" в Европе.

Три научные группы, представившие результаты своих исследований солнечной короны, его поверхности и внутренней структуры на конференции астрономов-гелиофизиков в университете штата Нью-Мексико в городе Лас Крусес, пришли к выводу, что следующий, 25-й, цикл солнечной активности может быть значительно ослаблен, либо вообще будет пропущен.

"Это очень необычно и неожиданно, но тот факт, что три принципиально разных подхода к исследованию Солнца указывают в одну сторону, является мощным свидетельством того, что цикл солнечной активности может впасть в спячку", - говорит Фрэнк Хилл (Frank Hill) из Национальной солнечной обсерватории в штате Нью-Мексико.

Последние 400 лет наблюдений за Солнцем свидетельствуют о том, что наше светило испытывает чередующиеся периоды роста и снижения активности, сменяющие друг друга с периодом примерно в 11 лет.

В период роста активности на Солнце значительно чаще происходят вспышки, появляются "корональные дыры" - области с повышенной скоростью солнечного ветра - и выбросы плазмы, которые становятся причиной магнитных бурь на Земле. Главным показателем уровня активности служит количество солнечных пятен - сравнительно темных и холодных областей, которые образуются там, где на "поверхность" звезды выходят "трубки" очень мощного магнитного поля. Пятна появляются чаще при максимумах активности, и значительно реже - при "спокойном" Солнце.

Новый цикл сопровождается сменой полярности солнечного магнитного поля.

Предыдущий 23-й солнечный цикл (их нумерацию начала в 1750-м году Цюрихская обсерватория) отличался рекордно глубоким минимумом. Число дней без пятен стало самым большим с начала 19-го века. При этом подъем активности в новом 24-м цикле был очень "пологим", рост солнечной активности, по оценкам ученых, отставал от "графика" примерно на три года.

Ученые, изучавшие динамику изменений магнитного поля Солнца, обнаружили, что признаки, которые обычно указывают на начало зарождения пятен нового цикла, отсутствуют или слабо выражены. По мнению исследователей, следующий цикл солнечной активности либо "задержится" до 2022 года, или же его просто не будет.

источник - http://ria.ru/science/20110615/388676853.html

Заснят солнечный световой мост

20 июня 2011

Американским астрономом-любителем Ховардом Эскильдсеном была сделана фотография необычного явления - светового "моста" на Солнце через одно из солнечных пятен.

Природа "световых мостов" в настоящее время астрономами не разгадана. Они появляются перед разделением солнечных пятен на две части. Вполне возможно, что данный световой мост – предвестник мощной вспышки на Солнце.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1690

Солнце и планеты Солнечной системы состоят из различного вещества.

29 июня 2011

Образцы солнечного вещества, доставленные на Землю космическим аппаратом миссии НАСА Genesis, прямо указывают на то, что Солнце и планеты Солнечной системы были сформированы из различного вещества. Ранее считалось, что и Солнце и планеты были сформированы из одного и того же вещества туманности, но, незначительные различия в типе атомов кислорода и азота, образцов, доставленных на Землю, опровергают это утверждение.

Воздух на Земле содержит три различных вида атомов кислорода. Подавляющее большинство приходится на атомы O-16, но так же присутствует незначительное количество атомов O-17 и O-18. В доставленных образцах процент O-16 был немного выше, чем в веществе, из которого состоит Земля, Луна, метеориты и другие объекты Солнечной системы. Процент же изотопов O-17 и O-18 в солнечном веществе был значительно ниже.

Помимо разницы в количественном содержании изотопов кислорода, материя Солнца и планет имеет разницу в количестве изотопов азота. Почти 100 процентов азота в Солнечной системе приходится на долю азота N-14, но встречается незначительное количество азота N-15. На Солнце и, к удивлению, на Юпитере, процентное содержание N-14 немного выше, но, вот N-15 там почти на 40 процентов меньше, чем в других частях системы.

"Результаты анализа образцов солнечного вещества дал нам знание о том, что все объекты Солнечной системы были сформированы не из того же облака, из которого было сформировано само Солнце. Но мы пока еще не в состоянии ответить на вопросы как и почему это произошло, вероятно, ответы на эти вопросы мы найдем в ходе дальнейших исследований в этом направлении" - сказал Кевин Маккигэн, ученый из Калифорнийского университета, член научной группы миссии Genesis.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2567-uchenye-sdelali-otkrytie-solnce-i-planety-solnechnoj-sistemy-sostoyat-iz-razlichnogo-veshhestva.html

9.    Звёздная и галактическая астрономия

Астрономами смоделировано столкновение галактик

07 июня 2011

Астрофизиками Оксфордского университета реконструировано столкновение галактик, приведшее к появлению системы Arp 147, расположенной примерно в 430 млн световых лет от нашей планеты в созвездии Кита.

Система Arp 147 является "галактической парой", состоящей из двух объектов - кольцеобразной и эллиптической галактик. В прошлом кольцеобразная галактика была дисковой, но видоизменилась после столкновения с соседней галактикой.

Астрономы считают, что соударение объектов, сформировавшее Arp 147, было нецентральным (центры галактик находились далеко друг от друга), и оксфордские специалисты вычислили угол соударения галактик. С помощью телескопа Паломарской обсерватории и телескопа «Хаббл», учёные обработали данные о Arp 147, выявив, что угол соударения составлял 33–54 градуса, принимая столкновение под прямым углом за 0?.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1677

Ученые нашли у облака от взрыва сверхновой рентгеновскую "подсветку"

12 июня 2011

Анализ излучения сверхновой звезды SN1987A в Большом Магеллановом Облаке показал, что газовое облако, которое образовалось в результате взрыва, светится не только благодаря радиоактивному распаду его материи, но и под воздействием рентгеновского излучения, пишет группа европейских и американских ученых в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Мы полагаем, что SN1987 перешла от фазы радиоактивного разогрева к фазе, где основным источником энергии выступает рентгеновское излучение. Газовое облако поглощает большую часть рентгеновского излучения и расходует часть полученной энергии на излучение света в видимом диапазоне", - пишут ученые.

В будущем, когда плотность туманности уменьшится, рентгеновское излучение будет проникать вглубь облака, в результате чего можно будет изучить его химический состав. Ученые охарактеризовали этот будущий эксперимент как "новейшую форму рентгеновской томографии".

источник - http://www.roscosmos.ru/16826/

Белые карлики помогут предсказать гибель Солнечной Системы?

20 июня 2011

Натан Дикинсон из Университета Физики и Астрономии изучает химический состав данных звезд. В частности, его интересует наличие тяжелых элементов внутри этих звезд и вокруг них. То, что в составе белых карликов много водорода и гелия уже было известно. Но интересно то, что не все белые карлики имеют одинаковый химический состав.

Более старые и холодные белые карлики с температурой менее 25 000 градусов  часто содержат в обилии такие элементы, как кислород, азот, кремний, железо, которые были подхвачены белыми карликами из остатков других планет.

Более молодые и горячие белые карлики с более высокой температурой демонстрируют более тяжелые химические элементы в своем составе. Ученые не уверены, то ли эти звезды сами генерируют данные элементы, то ли подхватывают их извне.

Дикинсон говорит о том, что "очень важно понять, откуда в составе горячих относительно молодых белых карликов берется этот экстраматериал (тяжелые химические элементы). Это может нам помочь в понимании всего цикла жизнедеятельности солнцеподобных звезд, а возможно и понять, как закончит свою судьбу наша Солнечная Система. Так как белые карлики очень похожи на наше Солнце, мы можем предположить что и Солнце и белые карлики завершат свой жизненный цикл одинаково, поэтому нам надо досконально изучить, как функционируют и умирают белые карлики. Это даст нам представление о гибели всей нашей Солнечной Системы".

Астрономы разглядели детали туманной "мантии" Бетельгейзе

23 июня 2011 г.

Астрономы получили очень четкое изображение яркой газовой туманности, окружающей одну из самых ярких звезд на небе - красный сверхгигант Бетельгейзе. Эта звезда находится на последнем этапе эволюции - стадии красного сверхгиганта. На этом этапе звезды, которые исчерпали свой запас водородного "горючего", резко расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в открытое космическое пространство.

Это вещество образует светящуюся туманность в непосредственной близости от звезды, которую невозможно увидеть в обычный телескоп из-за того, что яркий свет Бетельгейзе затмевает свечение туманности.

Ученым удалось получить изображение этой туманности при помощи инфракрасного датчика VISIR, который был установлен на телескоп VLT Европейской южной обсерватории в 2004 году.

Как оказалось, эта туманность простирается на расстоянии в 400 а.е.

Как предполагают ученые, "газовая мантия" Бетельгейзе состоит в основном из алюминия и кремния - веществ, которые составляют основу материи Земли и других планет земной группы. При помощи другого инструмента ученым удалось понять, как формируются подобные туманности.

источник - http://ria.ru/science/20110623/392208655.html

Астрономы обнаружили, что галактики либо «спят», либо «бодрствуют»

24 июня 2011

Астрономы провели исследования в дальней вселенной и обнаружили, что галактики проявляют один из двух типов поведения. Они или «бодрствуют», активно формируя звезды, или «спят», совсем не образуя их.

Ученым было известно, что галактики в ближней вселенной, представлялись в одном из этих двух состояний. Однако новые исследования дальней вселенной показывает, что даже молодые галактики на расстоянии до 12 миллиардов световых лет, либо «бодрствуют» либо «спят», т.е. галактики вели себя подобным образом на протяжении более чем 85 % времени существования Вселенной.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1699

Нейтронная звезда вспыхнула необычно ярко

29 июня 2011

Маленькая нейтронная звезда IGR J18410-0535 на протяжении 4х часов испускала необычно яркое сияние после того, как ее гигантский компаньон (массивная голубая звезда) выбросил поблизости нее облако вещества. Нейтронная звезда попыталась "присвоить" выброшенное массивной звездой вещество, вследствие чего ярко сияла несколько часов.

Радиус нейтронной звезды IGR J18410-0535 равен 10 км. После того, как ее накрыло волной выброшенного гигантом вещества, она вспыхнула яркостью, которая в 10 000 раз превышает ее обычное свечение.

Газовое облако, выброшенное массивной голубой звездой, не было очень густым. Ученые предполагают, что его масса равна одной тысячной массы нашей Луны. Когда газ чужой звезды попал в гравитационное поле нейтронной звезды и соединился с ее собственным газом, произошла яркая и длительная вспышка, которая длилась около 4 часов.

Астрономы обнаружили рекордно далекий квазар

29 июня 2011 г.

Группа европейских астрономов открыла самый далекий на сегодня квазар на расстоянии 12,9 миллиарда световых лет от нашей планеты, ученые "увидели" его таким, каким он был около 770 миллионов лет после Большого взрыва.

Несмотря на свою высокую светимость - а ULAS J1120 ярче нашего Солнца примерно в 60 триллионов раз, его излучение практически невозможно зафиксировать оптическими телескопами из-за крайне высокого красного смещения.

Кроме того, ULAS J1120 крайне сложно увидеть при помощи радиотелескопов, так как на момент его появления межзвездное пространство было заполнено так называемым нейтральным водородом, который поглощал интенсивное ультрафиолетовое излучение, исходящее от квазаров и звезд.

источник - http://ria.ru/science/20110629/395306369.html

Французский спутник открыл десять новых экзопланет

15 июня 2011

Французским спутником Corot было обнаружено десять планет за пределами Солнечной системы.

Звёзды открытых планет отличаются как по размеру, так и по возрасту - самой молодой из них всего 600 миллионов лет, а самая старая звезда появилась 10 миллиардов лет назад, будучи старше Солнца в два раза. Благодаря разнообразию характеристик звёзд астрофизики имеют возможность наблюдать планеты и их звёзды на разных стадиях их эволюции. Возраст планет и их звёзд практически всегда совпадает – и те и другие образуются из одного газопылевого облака.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1685

11. Чёрные дыры

Астрономы описали последствия столкновения Солнца с черной дырой

3 июня 2011 г.

. Современные астрономические приборы в состоянии зафиксировать "солнцетрясения", которые могут возникнуть в случае столкновения Солнца и черной дыры малой массы, так называемой примордиальной черной дыры, параметры этого события описали американские астрономы в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

"Мы предсказываем, что примордиальные черные дыры с массой, сопоставимой с массой астероида, может быть обнаружена существующими солнечными обсерваториями", - говорится в статье.

Черные дыры массой значительно меньше солнечной могли формироваться на ранних стадиях развития Вселенной в результате флуктуаций плотности - отклонений от однородности гравитационного поля и плотности материи при рождении Вселенной. При этом, в отличие от "классических" черных дыр, минимальная масса образования примордиальных черных дыр ничем не ограничена, хотя "слишком легкие" должны были за время существования Вселенной уже испариться за счет излучения Хокинга.

"Звезды "прозрачны" для примордиальных черных дыр и могут служить сейсмическими детектороми для таких объектов. Гравитационное поле черных дыр вызывает сжатие звезд и заставляет их "звенеть" - колебаться в акустическом диапазоне частот.

Исследователи разработали компьютерную модель, которая предсказывает последствия пролета примордиальной черной дыры сквозь Солнце. Гравитационное взаимодействие нашего светила и объектов такого рода должно вызывать "солнцетрясение", что выразится в акустических колебаниях солнечной материи, которые можно будет зафиксировать при помощи специальных телескопов.

Результаты моделирования показывают, что видимые последствия подобного столкновения могут быть зафиксированы только в том случае, если черная дыра пролетает сквозь Солнце по траектории, близкой по длине к радиусу светила. Данное явление, по оценкам американских исследователей, можно было бы наблюдать при столкновении черной дыры массой в 10 миллиардов раз меньше массы Солнца в течение нескольких часов.

источник - http://ria.ru/science/20110603/383893465.html

Найдена галактика с двумя гигантскими чёрными дырами

16 июня 2011

В начале наблюдения специалистов за галактикой NGC 3758, удалённой от Земли на 425 млн световых лет в созвездии Льва, было известно, что в самом центре она содержит сверхмассивную чёрную дыру. После тщательного исследования NGC 3758 с помощью рентгеновского телескопа Burst Alert Telescope, который функционирует на спутнике NASA Swift, было установлено наличие ещё одной чёрной дыры, удалённой от первой на 11 000 световых лет.

По заключению астрофизиков, вторая дыра появилась после столкновения галактики с соседней галактикой, имеющей собственную чёрную дыру. По сути, исследуемая галактика считается астрономами парой взаимодействующих галактик. В настоящее время NGC 3758 - не единственная галактика, с двумя черными дырами. Подобное явление «прожорливой галактики», поедающей чужие чёрные дыры было зафиксировано ранее по отношению к NGC 6240 - расположенной в 330 миллионах световых лет от нашей планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1689

Раннюю Вселенную населяли прожорливые черные дыры-"младенцы"

16 июня 2011 г.

Группа американских ученых изучила данные, которые были собраны орбитальными телескопами "Хаббл" и "Чандра", и обнаружила, что сверхмассивные черные дыры существовали уже на ранних стадиях формирования галактик.

"Мы были вправе ожидать, что черные дыры существовали и в самых ранних галактиках, однако мы никак не могли их обнаружить. Когда я сравнила данные телескопа Чандра и мои теоретические выкладки, я была поражена. Подобное открытие - мечта любого теоретика", - заявила участница исследовательской группы Марта Волонтери  из университета Мичигана, слова которой цитируются в сообщении университета.

источник - http://ria.ru/science/20110616/389077296.html

Звездный фейерверк спустя три месяца после взрыва звезды до сих пор виден

19 июня 2011

Журнал Science сообщает, что звездный фейерверк, образованный после взрыва звезды, которая находилась на расстоянии 3,8 миллиардов световых лет от Земли, до сих пор четко виден, хотя прошло почти три месяца.

Настоящий звездный фейерверк стал следствием взрыва звезды размером с наше Солнце в. Звезда из созвездия Дракона была буквально поглащена и разорвана массивной черной дырой, что повлекло за собой мощнейший всплеск гамма-излучения, который был зафиксирован космическим спутником Swift 27 марта этого года.

Первая чёрная дыра признана учёными

29 июня 2011

Астрономами определено точное расстояние до первого объекта, признанного чёрной дырой. Объект Лебедь X-1 был обнаружен как источник рентгеновского излучения в созвездии Лебедя ещё в 1964 году. Именно тогда астрономы и предположили, что источником данного излучения служит черная дыра, обращающаяся в двойной системе с голубым сверхгигантом. Но многие специалисты долгое время считали все доказательство существования этой чёрной дыры – косвенными.

Основным препятствием к признанию объекта Лебедь X-1 черной дырой, служила неопределенность расстояния до этого объекта. Учёные смогли рассчитать массу этой черной дыры с помощью характеристик ее взаимодействия с голубым сверхгигантом. Для более точных вычислений специалистам необходимо знать также и массу звезды, но определить её по яркости чрезвычайно сложно, так расстояние от неё до Земли неизвестно – она находится слишком далеко для каких-либо точных измерений с помощью оптики.

С помощью анализа данных, полученных радиотелескопами Very Long Baseline Array, учёные, сопоставляя данные различных телескопов, смогли всё же установить расстояние до звезды. Как оказалось, звезда находится приблизительно в 6050 световых лет от нашей планеты, а масса голубого сверхгиганта 19 раз больше массы Солнца. Соответственно, по расчётам, масса самого объекта Лебедь X-1 в 14,8 раз превышает массу Солнца.

Благодаря данным исследованиям, учёные окончательно установили, что данный объект является первой зафиксированной чёрной дырой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1713