ЗА СЕНТЯБРЬ 2011 ГОДА

1.    Административные вопросы

Внесены изменения в состав Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики

26 сентября 2011 г.

Ю.М.Урличич  — Генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы»  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева включен в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

источник - http://www.kremlin.ru/news/12806

Поповкин: Роскосмосу необходимо больше денег, чем выделено бюджетом

22 сентября 2011 г.

Роскосмосу для реализации запланированных проектов нужно почти вдвое больше средств, чем предусмотрено проектом федерального бюджета, считает глава агентства Владимир Поповкин.

"Бюджет Роскосмоса на следующий год - в районе 100 миллиардов рублей. Чтобы все реализовать, надо где-то 180 (миллиардов рублей). Мы все равно в дефиците находимся", - сказал он.

По словам главы Роскосмоса, то, что агентство имеет статус и заказчика, и производителя космических аппаратов, позволяет сократить этот дефицит.

источник - http://ria.ru/science/20110922/441872085.html

Работа Роскосмоса нуждается в перестройке, считает глава ведомства

22 сентября 2011 г.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин считает, что причины последних неудачных запусков связаны с системой работы агентства, которая нуждается в перестройке.

По его словам, ведомству нужны реформы.

"Система Роскосмоса нуждается в перестройке. Не скажу, что в коренной, но в перестройке нуждается", - сказал Поповкин.

источник - http://ria.ru/science/20110922/441831247.html

2.    Планы по Марсу

Россия возобновит практику отправки дублирующих аппаратов

22 сентября 2011 г.

Россия вернется к советской практике отправки в ответственные межпланетные экспедиции двух идентичных космических аппаратов, чтобы даже в случае выхода одного из них из строя обеспечить выполнение программы, сказал глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

В 60-ые и 80-ые годы советские ученые отправляли для исследований планет по два, а иногда и по три космических зонда одновременно. Одним из последних примеров такой практики были аппараты "Вега-1" и "Вега-2", которые успешно исследовали комету Галлея и планету Венера.

"Мы будем возвращаться к этой системе, но пока сделан один экземпляр (станции "Фобос-Грунт")", - сказал Поповкин. Вместе с тем он отметил, что ряд ключевых элементов аппарата "Фобос-Грунт" сделан в двух экземплярах, чтобы в случае обнаружения неполадок во время испытаний, их можно было оперативно заменить.

источник - http://ria.ru/science/20110922/441841268.html

Марсонавты - пора домой

25 сентября 2011 г.

Эксперимент «Марс-500» - на финишной прямой. Покорителей Красной планеты отделяет от Земли всего 2 миллиона виртуальных километров. Позади высадка на Марс и полтора года строгой, добровольной изоляции. Встреча интернационального экипажа наземного марсолёта – уже через месяц.

«Они уже не помнят, что такое белый свет, - считает врач Института медико-биологических проблем РАН Александр Суворов, - каковы запахи Земли, запахи земного воздуха - все это их ожидает. И они об этом знают, думают об этом и думают, что с ними будет происходить. Вот поэтому живут мечтами и предстоящими планами».

По мнению сотрудников Центра управления полетами самые яркие воспоминания марсонавтов – высадка на Красную планету. Если у Юрия Гагарина во время старта был пульс 152 удара в минуту, то у марсианских десантников Института медико-биологических проблем сердце билось со скоростью - 160!

источник - http://www.roscosmos.ru/17438/

3.    Последствия аварии

Обследовано 90% территории вероятных мест падения "Прогресса"

1 сентября 2011 г.

Специалисты Роскосмоса в поисках обломков рухнувшего над Горным Алтаем космического грузовика "Прогресс" обследовали уже 90% территорий предполагаемых мест падения и надеются, что поиски подходят к концу, сообщил заместитель начальника отдела по эксплуатации районов падения Федерального космического агентства "Роскосмос" Александр Двуреченский.

"Мы не можем планировать, сколько дней нам еще искать их, однако надеемся, что наша работа здесь подходит к концу. Однако окончательное решение об этом принимаем не мы, это будет решаться на совещании в Москве", - уточнил он.

Поиски обломков упавшего "Прогресса" идут в Горном Алтае уже больше недели, обследовались территории в Чойском, Чемальском, Турочакском и Улаганском районах.

источник - http://ria.ru/science/20110901/428308389.html

Заражение местности после ЧП с "Прогрессом" на Алтае не выявлено

5 сентября 2011 г.

Последние результаты проб почвы и воды, взятые специалистами Роспотребнадзора Республики Алтай в Чойском районе, где, как предполагалось, находится место падения обломков космического грузовика "Прогресс", по-прежнему не показывают отклонений от нормы; сами поиски, которые сегодня еще не начинались из-за плохой погоды, вот уже вторую неделю не приносят никаких результатов.

источник - http://ria.ru/eco/20110905/430081849.html

Информация об обнаружении на Алтае обломков "Прогресса" подтвердилась

15 сентября 2011 г.

Найденные на Алтае в среду фрагменты являются обломками упавшего 24 августа космического грузовика "Прогресс", сообщил начальник сектора главного отдела районов падения Роскосмоса Дмитрий Гуров.

Как ранее сообщил Гуров, в среду в районе юго-западной оконечности Телецкого озера был обнаружен обгоревший кусок кабеля и алюминиевый осколок размером с ладонь с надписью "рационы питания". Он сказал, что для установления принадлежности найденных фрагментов их фото было отправлено в РКК "Энергия".

РКК "Энергия" подтвердила, что фрагмент, изображенный на фото, принадлежит контейнеру, который был на корабле "Прогресс".

источник - http://ria.ru/science/20110915/437811297.html

Роскосмос подтвердил замену двигателей ракет-носителей "Союз"

16 сентября 2011 г.

Третьи ступени и двигатели ракет-носителей "Союз СТ-А" будут доставлены в Россию с космодрома Куру во Французской Гвиане из-за аварии грузового корабля "Прогресс".

Как ранее сообщил представитель Arianespace Марио де Лепин, Европейский концерн произведет замену двигателей двух ракет-носителей "Союз СТ-А" в связи с аварией российского космического грузовика "Прогресс М-12М" и рассчитывает провести первый и второй запуски российских ракет-носителей "Союз СТ-Б" с космодрома Куру во Французской Гвиане 20 октября и 19 декабря.

Речь идет о двигателе 11Д55 (РД-0110) производства Воронежского механического завода (ВМЗ), применяемом на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У". Такой же двигатель стоит на ракетах-носителях "Союз СТ-А", в отличие от "Союзов СТ-Б", на которых стоят двигатели третьей ступени 14Д23 (РД-0124).

источник - http://ria.ru/science/20110916/438351779.html

Тубалары Алтая обратились в Генпрокуратуру из-за ЧП с "Прогрессом"

19 сентября 2011 г.

Представители тубаларов, коренного малочисленного народа Горного Алтая, после падения на территории региона космического грузовика "Прогресс" направили письменное обращение в Генпрокуратуру РФ и Роскосмос с требованием организовать проверку мест их проживания с целью выявить влияние периодического падения ступеней ракет-носителей в этих местах, рассказала глава (аймах-башчи) тубаларов Чойского района Республики Алтай Мария Сакова.

Тубалары - (самоназвание туба) - тюркоязычный народ, живущий в Республике Алтай преимущественно в Чойском районе и частично в Турочакском районе. По переписи населения 2002 года, численность тубаларов в РФ составила 1,565 тысячи человек, из них в Республике Алтай - 1,533 тысячи человек.

источник - http://ria.ru/eco/20110919/440062112.html

Госдума 7 октября заслушает отчет главы Роскосмоса о падении спутников

20 сентября 2011 г.

Депутаты Госдумы поддержали предложение пригласить 7 октября на внеплановый "правительственный час" главу Федерального космического агентства Владимира Поповкина, который должен рассказать парламентариям о причинах участившихся неудач в космической отрасли.

С предложением позвать главу Роскосмоса в Госдуму выступила фракция КПРФ. Спикер Госдумы Борис Грызлов поддержал эту инициативу и попросил коммунистов подготовить соответствующие документы и предложить конкретную дату.

Кроме того, депутат-коммунист Николай Коломейцев во вторник предложил пригласить на отчет Поповкина и генерального прокурора Юрия Чайку, заявив, что речь идет о колоссальных потерях федерального бюджета - "более 20 миллиардов рублей".

источник - http://ria.ru/science/20110920/440615019.html

Ученые проверят место аварии "Прогресса", где якобы гибнут животные

28 сентября 2011 г.

В ряде СМИ была распространена информация о том, что после падения "Прогресса" в Чойском районе республики Алтай, где, как предполагалось, рухнул космический грузовик, началась массовая гибель животных, в том числе краснокнижных. При этом ссылки были сделаны на Горно-Алтайский госуниверситет, местных лесничих и представителей коренного малочисленного народа - тубаларов. Все это дополняется информацией о том, что якобы найден топливный бак космического грузовика, из которого вытекает ядовитая жидкость, отравляющая все вокруг.

В то же время представительница WWF России в Алтае-Саянском регионе Татьяна Иваницкая в беседе с РИА Новости высказала уверенность, что распространившиеся в СМИ сведения о массовом море животных не соответствуют действительсности.

Директор Алтайского регионального института экологии и рационального природопользования Юрий Робертус опровергает все данные о нахождении топливного бака "Прогресса". Он пояснил, что действительно отвечал на заданный корреспондентом вопрос о свойствах тетраоксида азота, но сообщал общедоступную информацию, не имея в виду какого-то конкретного случая.

источник - http://ria.ru/eco/20110928/445219898.html

4.    Новости МКС

Завершен полет корабля «Прогресс М-11М»

01 сентября 2011 г.

1 сентября завершился полёт автоматического грузового корабля «Прогресс М-11М».   В соответствии с программой, заложенной в его бортовой компьютер, по командам из ЦУП был включён маршевый двигатель корабля на торможение. Отработав 180 секунд, он сообщил грузовику тормозной импульс величиной 91,8 метра в секунду, после чего «Прогресс М-11М» сошёл с орбиты и прекратил своё существование над заданной акваторией южной части Тихого океана.

источник - http://www.roscosmos.ru/17315/

На Международной космической станции новый командир

15 сентября 2011 г.

На борту МКС завершилась пересменка экипажей.  В 2 часа по московскому времени командир 28-й длительной экспедиции на МКС российский космонавт  Андрей Борисенко, возглавлявший её с мая 2011 года, и командир 29-й экспедиции американский астронавт Майкл Фоссум подписали акт передачи полномочий.

источник - http://www.roscosmos.ru/17378/

РФ не планирует стыковать американский корабль "Dragon" с МКС

16 сентября 2011 г.

Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев подтвердил, что в плане российской стороны стоит полет американского космического корабля "Dragon" к  МКС в конце этого года, однако этот полет не предусматривает стыковки корабля со станцией.

Ранее сообщалось, что НАСА планирует осуществить стыковку Dragon с МКС в ноябре - декабре текущего года. Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявлял, что коммерческие космические системы, разрабатываемые сейчас в США, не стыкуются к МКС в автоматическом режиме так, как это делают российские корабли "Союз" или грузовики "Прогресс".

источник - http://ria.ru/science/20110916/438375382.html

"Союз ТМА-21" с тремя космонавтами приземлилась в Казахстане

16 сентября 2011 г.

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля "Союз ТМА-21" благополучно приземлился в Казахстане в районе, близком к расчетному. С МКС на Землю вернулись космонавты Андрей Борисенко и Александр Самокутяев, а также астронавт НАСА Рональд Гаран.

Изначально возвращение космонавтов планировалось на 8 сентября, однако из-за падения грузового корабля "Прогресс М-12М" было перенесено на 16 сентября.

Новым командиром МКС стал американский астронавт Майкл Фоссум. Вместе с ним и космонавтом Роскосмоса Сергеем Волковым полет на станции продолжит астронавт японского космического агентства JAXA Сатоши Фурукава.

источник - http://ria.ru/science/20110916/438273687.html

5.    Исчерпание ресурса МКС

Коррекция орбиты прошла штатно

29 сентября 2011 г. была проведена внеплановая коррекция орбиты МКС, чтобы избежать возможной встречи с обломком ракеты-носителя «Циклон-3». В результате орбита МКС повысилась и станция прошла над обломком на расстоянии около 10 километров.

После проведённого манёвра параметры орбиты МКС стали следующими:

• минимальная высота над поверхностью Земли – 387,4 километра;

• максимальная высота над поверхностью Земли – 404,8 километра;

• период обращения – 92,24 минуты;

• наклонение – 51,66 градуса.

источник - http://www.roscosmos.ru/17472/

6.    Дальнейшее развитие МКС

МКС исчерпала свои возможности для науки, считает академик Черток

1 сентября 2011 г.

МКС стала слишком громоздкой и сложной и уже не приносит такой "выгоды" с точки зрения науки, которая оправдывала бы ее содержание, считает советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева, академик Борис Черток.

По его мнению, для фундаментальных и прикладных научных исследований больше подходят относительно небольшие станции, которые не требуют так много сил и затрат для поддержания их работы.

"Надо иметь хорошую научную орбитальную станцию, вероятно, размерами порядка нашего утопленного в океане "Мира". И она сможет дать при соответствующем оборудовании его научными приборами, достаточно хорошую отдачу для фундаментальных наук", - сказал Черток.

источник - http://ria.ru/science/20110901/428337002.html

НАСА считает маловероятным перевод МКС в беспилотный режим

3 сентября 2011 г.

Ранее руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини заявил, что после аварии ракеты с космическим грузовиком "Прогресс М-12М" весь экипаж МКС может покинуть станцию, и она впервые за 11 лет перейдет в беспилотный режим, если Россия не возобновит запуски пилотируемых кораблей "Союз" до ноября.

"Прежде чем мы достигнем момента, когда пойдет речь о переводе МКС в беспилотный режим, мы должны дать комиссии по расследованию причин инцидента возможность сделать свою работу по выяснению причин аварии и провести два запуска. Если мы по-прежнему будем не удовлетворены, только тогда может зайти речь о переводе станции в беспилотный режим", - отметил представитель НАСА Майкл Кюри.

источник - http://ria.ru/science/20110903/429143725.html

7.    Спутниковая группировка

До 2020 года будет построено 1145 космических спутников

05 сентября 2011

Согласно прогнозам европейских специалистов, в следующем десятилетии (с 2011 по 2020) будет построено и запущено на 51% больше космических спутников, чем в предыдущем. Детальный доклад специалистов под названием "Satellites to be Built and Launched by 2020, World Market Survey" (Спутники, которые должны быть построены и запущены к 2020, Мировое Исследование Рынка) говорит о том, что до 2020 года будет построено 1145 спутников на общую сумму 196 миллиардов долларов, 70% из которых будет оплачено государством.

По предварительным прогнозам, государственные агентства 50 стран мира построят и запустят в общей сложности 777 спутников до 2020 года, причем 80% из построенных спутников будут приходиться на космические сверхдержавы - США, Россия, Япония, Китай, Индия и некоторые европейские страны.

Европейское космическое агентство "усыпило" спутник, работавший 16 лет

12 сентября 2011 г.

Спутник ERS-2 (European Remote Sensing) был запущен в 1995 году, через четыре года после своего "близнеца", первого европейского спутника дистанционного зондирования ERS-1. Второй спутник, помимо общего для "близнецов" комплекта оборудования, имел также дополнительные инструменты для мониторинга озона в атмосфере.

Операция по сведению спутника с орбиты в 800 километров над Землей началась 6 июля и завершилась 5 сентября, когда высоту орбиты ERS-2 снизили до 573 километров, где риск столкновений с другими аппаратами будет минимальным. Инженеры ESA выработали все оставшееся у аппарата топливо, отключили батареи и передатчики, полностью "усыпив" спутник.

источник - http://ria.ru/science/20110912/436092066.html

Ракета "Протон-М" успешно вывела на орбиту спутник военного назначения

21 сентября 2011 г.

Спутник военного назначения "Космос-2473" успешно выведен на орбиту стартовавшей с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-М"

источник - http://ria.ru/science/20110921/441040860.html

Россия до 2013 года планирует запустить шесть спутников связи

21 сентября 2011 г.

Сегодня на разных стадиях разработки и производства находятся шесть космических аппаратов связи, которые должны быть выведены на орбиту в период до 2013 года - это спутники "Экспресс-АМ8", "Экспресс-МД2", "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2". Кроме того, готовятся к заключению контракты на производство еще двух спутников - "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ4Р".

Гендиректор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Юрий Прохоров, выступая на конференции, в свою очередь напомнил, что на сегодняшний день спутниковая группировка ГПКС состоит из 11 спутников связи.

Прохоров уточнил, что планируется запустить спутники "Экспресс-МД2" (в 2012 году, изготовитель - Центр имени Хруничева), "Экспресс-АМ5" (2012 год, изготовители - ИСС имени Решетнева, НИИрадио и MDA), "Экспресс-АМ6" (2013 год, изготовители - ИСС имени Решетнева, НИИрадио и MDA), "Экспресс-АТ1" (2013 год, ИСС имени Решетнева, Thales Alenia Space), "Экспресс-АТ2" (2013 год, ИСС имени Решетнева, Thales Alenia Space) "Экспресс-АМ8" (2013 год, ИСС имени Решетнева, Thales Alenia Space) "Экспресс-АМ4М", "Экспресс-АМ7", "Экпресс-АМ9" (последние три спутника планируется запустить в 2014 году, их изготовители пока не определены).

источник - http://ria.ru/science/20110921/441056522.html

Спутник UARS упал в северной части Тихого океана

24 сентября 2011 г.

Американский спутник для исследования атмосферы UARS (Upper Atmosphere Research Satellite), который ранее перешел в неуправляемое состояние и сошел с орбиты, упал в северной части Тихого океана, у западного побережья США.

Научный спутник UARS массой 6,5 тонны, предназначенный для изучения верхних слоев атмосферы и работавший на орбите с 1991 года, оказался в центре внимания СМИ и общества несколько недель назад, когда появились сообщения, что спутник начал неконтролируемое снижение и вскоре может упасть на Землю.

Специалисты НАСА заявляли, что спутник не сгорит в атмосфере целиком, и около 26 его фрагментов общей массой чуть более 500 килограммов должны были достигнуть Земли, самым крупным обломком должна была стать часть каркаса аппарата массой около 150 килограммов.

После того, как 2005 году НАСА отказалось от дальнейшей эксплуатации спутника, предлагалось увезти его с орбиты на шаттле, однако этого не было сделано. Спутник был переведен на более низкую орбиту и перешел в "спящий" режим. Впоследствии он столкнулся с неизвестным предметом. Эксперты считали вероятной причиной разрушения UARS столкновение с фрагментом советского спутника "Космос-1275".

источник - http://ria.ru/science/20110924/443099305.html

8.    Космические телескопы и ДЗЗ

Специалисты включили атомные часы на "Радиоастроне"

1 сентября 2011 г.

Специалисты НПО имени Лавочкина продолжают летные испытания космического радиотелескопа "Радиоастрон" ("Спектр-Р"), в частности, они успешно выполнили включение комплекта бортового водородного стандарта частоты на космической лаборатории (это то же самое, что называют атомными часами).

Атомные часы нужны для синхронизации наземной и космической обсерваторий во время совместной работы в составе интерферометра - гигантского "виртуального" радиотелескопа, состоящего из наземной и космической антенны.

источник - http://ria.ru/science/20110901/428453420.html

Первой целью орбитальной обсерватории "Радиоастрон" станет Луна

7 сентября 2011 г.

Об этом сообщил главный конструктор космического аппарата от НПО имени Лавочкина Владимир Бабышкин. В свою очередь, один из участников проекта, старший научный сотрудник Астрокосмического центра Физического института имени П.Н.Лебедева РАН (АКЦ ФИАН) Юрий Ковалев, что Луна представляет собой достаточно яркий радиоисточник.

"Любое тело, температура которого выше абсолютного нуля, излучает радиоволны за счет теплового механизма. По Луне мы можем "калиброваться", то есть привязать шкалу нашего приемника к чему-то внешнему", - сказал он.

источник - http://ria.ru/science/20110908/432687093.html

"Радиоастрон" провел первые наблюдения

29 сентября 2011 г.

Российский космический радиотелескоп "Радиоастрон" ("Спектр-Р") провел первые астрофизические наблюдения космического объекта - остатка сверхновой Кассиопея А, самого яркого радиоисточника на небе, сообщил руководитель проекта академик Николай Кардашев, директор Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева (АКЦ ФИАН).

Наблюдения проводились не в режиме интерферометра, а в режиме одиночного телескопа. Наблюдения выполнялись не для того, чтобы получить новые научные данные, а чтобы проверить качество самого телескопа.

источник - http://ria.ru/science/20110929/446016858.html

9.    Коммерциализация и международное сотрудничество

Китайская делегация посетила НПО им. С.А.Лавочкина

13 сентября 2011 г. НПО им. С.А.Лавочкина посетила делегация во главе с заместителем руководителя координационного комитета по международному сотрудничеству КНР господином Ху Яфеном.

В ходе визита гости осмотрели зал для проведения электрических испытаний космического аппарата «Фобос-Грунт», в составе которого находится китайский микроспутник YH-1.

Китайский микроспутник планируется доставить к орбите Марса, после чего он отделится от российского аппарата и начнет выполнять программу научных исследований, разработанную китайскими учеными.

источник - http://www.roscosmos.ru/17372/

США завоюют дальний космос на российских двигателях

16 сентября 2011 г.

США заявили о том, что создают тяжелую ракету для экспедиций в дальний космос. На новой ракете-носителе SLS (Space Launch System), которая будет выводить в космос будущие американские космические корабли для исследования Солнечной системы, уже предлагают использовать двигатели российского происхождения.

На первой ступени ракеты будут ставиться, в разных версиях, от трех до пяти RS-25D/E – это модификация маршевых двигателей тех же "шаттлов". А вот вторая ступень опять возвращает нас к детищу Вернера фон Брауна. На ней планируется установить двигатель J-2X – усовершенствованный вариант J-2, на которых в 60-е годы взлетали "Сатурны".

Однако у такого подхода есть и оппоненты. Они, как правило, говорят о необходимости использования передовых технологий за счет повышения отраслевой конкуренции. Возглавляет эту группу консорциум фирм Aerojet (разработчики) и Teledyne (производители двигателей).

Aerojet плотно занималась другим перспективным американским носителем – Taurus II. Это легкая ракета, выросшая из твердотопливного коммерческого проекта носителя для запусков небольших спутников. Особенность в том, что на Taurus II предлагалось применить российский ракетный двигатель НК-33, четырьмя десятками которых Aerojet разжился в середине 90-х по откровенно бросовой цене в 1 млн долларов за штуку.

Будущее Taurus II пока весьма туманно, а такой грандиозный проект, как SLS, все-таки имеет политические гарантии. Aerojet заявляет, что готова творчески переработать AJ-26 (так на фирме называют имеющиеся НК-33), запустить его в производство и создать на его базе кислород-керосиновый разгонник для SLS.

источник - http://ria.ru/analytics/20110915/438002141.html

Казкосмос хочет включить в соглашение по РКК "Байтерек" сроки проекта

19 сентября 2011 г.

Казахстан настаивает, чтобы Россия уточнила в соглашении сроки и окончательную стоимость реализации проекта создания на базе космодрома Байконур экологически чистого космического ракетного комплекса "Байтерек", сообщил председатель национального космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев. По его словам, допсоглашение позволит снизить экономические и политические риски казахстанской стороны.

До ввода в эксплуатацию "Байтерека" российская сторона должна обеспечить летные испытания космического ракетного комплекса "Ангара" на космодроме "Плесецк" в рамках национальной космической программы России.

источник - http://ria.ru/science/20110919/439815293.html

Запуск Ariane-5 c космодрома Куру переносится из-за забастовки

20 сентября 2011 г.

Намеченный на среду запуск ракеты-носителя Ariane-5 с экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане переносится из-за акции протеста.

Источник не уточнил требования работников и сроки, на которые переносится запуск.

источник - http://ria.ru/science/20110920/440692996.html

Ракета-носитель "Зенит-3SL" вывела спутник связи на орбиту

25 сентября 2011 г.

Российско-украинская ракета "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL вывела в воскресенье европейский спутник связи Atlantic Bird 7 на орбиту в рамках программы "Морской старт" (Sea Launch).

Спутник Atlantic Bird 7 массой около 4,6 тонны принадлежит концерну Eutelsat и сконструирован EADS Astrium. Ожидается, что спутник проработает на геостационарной орбите более 15 лет и будет обеспечивать цифровое телевещание и доступ к сети интернет на Ближнем Востоке, севере и северо-западе Африки. Спутник создан на платформе Eurostar E3000, как и российский спутник связи "Экспресс-АМ4", на его борту 56 транспондеров Ku-диапазона.

источник - http://ria.ru/science/20110925/443210132.html

Ракета-носитель "Протон-М" вывела мексиканский спутник связи на орбиту

30 сентября 2011 г.

Контракт на использование ракеты-носителя "Протон-М" для запуска спутника QuetzSat-1 заключила компания International Launch Services Inc. Контрольный пакет в ILS принадлежит Центру имени Хруничева. Изготовитель спутника - американская компания Space Systems/Loral. Космический аппарат построен на платформе SS/L1300 и оснащен транспондерами Ku-диапазона. Спутник будет работать в орбитальной позиции 77 градусов западной долготы. Сигнал QuetzSat-1 будет охватывать территории Мексики, Северной и Центральной Америки.

источник - http://ria.ru/science/20110930/446413056.html

1.    Стратегия развития

Космические миссии под угрозой из-за нехватки астронавтов

09 сентября 2011

NASA в панике из-за постоянно уменьшающегося количества астронавтов. С такими темпами скоро некого будет посылать в космос для осуществления будущих миссий.

"Космические агентства предпочитают нанимать на работу только опытных астронавтов, но их становится все меньше и меньше" - сообщает Американский национальный Исследовательский Совет (United States National Research Council).

Если еще в 1999 году американское космическое агентство насчитывало 150 астронавтов, то на сегодняшний день это число снизилось до 61, правда, несмотря на небольшое количество, это все проверенные, надежные и опытные специалисты, хорошо знающие свое дело. Однако, этих астронавтов трудно заменить в случае чего-то непредвиденного или их выхода на заслуженную пенсию.

НАСА выделило около $7 млн на 11 проектов

30 сентября 2011 г.

Американское космическое агентство НАСА выделило 6,85 миллиона долларов на 11 проектов научно-исследовательских миссий, среди которых телескопы для исследования экзопланет, а также рентгеновская и солнечная обсерватории на МКС.

Все проекты прошли первый тур отборов по программе Explorer, через которую всего прошли более 90 научных миссий. Пять из отобранных проектов получат по 1 миллиону долларов на 11 месяцев проработки концепции миссий, "потолок" расходов для которых установлен на уровне 200 миллионов долларов (без учета стоимости ракеты-носителя). Еще одна команда, разрабатывающая новую технологию, получит 600 тысяч долларов, а остальные пять проектов - по 250 тысяч на проработку миссий стоимостью до 55 миллионов долларов.

После этого, в феврале 2013 года, НАСА выберет одну или две миссии из первой группы и, по крайней мере, одну - из второй. Первые из миссий-победителей могут стартовать уже к 2016 году.

Среди "дорогих" проектов, в частности, зонд для исследования ионосферы Земли ICON (Ionospheric Connection Explorer), который разрабатывает университет штата Калифорния в Беркли, и зонд-"ныряльщик" ASTRE (Atmosphere-Space Transition Region Explorer), который Центр космических полетов имени Годдарда предлагает использовать для изучения границы между земной атмосферой и космическим пространством. Кроме того, исследованием околоземного пространства будут заниматься и зонды-"близнецы" OHMIC (Observatory for Heteroscale Magnetosphere-Ionosphere Coupling) для изучения космической погоды.

Космический телескоп FINESSE (Fast INfrared Exoplanet Spectroscopy Survey Explorer), создаваемый Лабораторией реактивного движения (JPL) НАСА, призван "рассмотреть" около 200 экзопланет и изучить состав их атмосферы и процессы в ней. Другой телескоп, TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) Массачусетского технологического института (MIT), будет искать экзопланеты земного типа у ближайших к нам звезд.

источник - http://ria.ru/science/20110930/446545425.html

2.    Исследования Луны

Ракета Delta II с зондами GRAIL стартовала с мыса Канаверал

10 сентября 2011 г.

Ракета-носитель Delta II с зондами новой лунной миссии GRAIL со второй попытки стартовала с космодрома на мысе Канаверал.

Чтобы достичь Луны, двум аппаратам GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory) размером примерно со стиральную машину потребуется около четырех месяцев пути по специальной "энергосберегающей" траектории.

Затем в течение 82 дней зонды будут лететь друг за другом на высоте около 55 километров по полярной орбите вокруг Луны. Измеряя расстояние между аппаратами, которое будет меняться по мере того, как они проходят лунные гравитационные аномалии, ученые построят гравитационную карту спутника Земли и получат представление о его внутреннем строении.

источник - http://ria.ru/science/20110910/434312226.html

Зонд LRO разглядел на Луне следы и рюкзаки астронавтов "Аполлонов"

6 сентября 2011 г.

Новые сверхчеткие снимки зонда LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), сфотографировавшего места посадок лунных модулей 12-й, 14-й и 17-й экспедиций "Аполлон", позволяют разглядеть цепочки следов астронавтов, оставленные ими рюкзаки систем жизнеобеспечения, научные инструменты и даже мусор.

Впервые LRO заснял шесть мест посадок лунных модулей в июле 2009 года. На тех снимках можно было увидеть только сами модули без каких-либо деталей, во многом из-за длинных теней от низко стоящего солнца. Их разрешение составляло около 1,2 метра на пиксель, а диаметр посадочных модулей составляет 3,7 метра - они занимают на снимках область в девять пикселей. Однако тени от некоторых из них протянулись на 20 пикселей.

Новую серию снимков LRO сделал 14-19 августа, когда аппарат специально для этого снизился на 30 километров.

В частности, на снимках места посадки последнего "Аполлона-17" четко видны не только модуль, "припаркованный" лунный ровер и научное оборудование, но и цепочки следов астронавтов Юджина Сернана и Харрисона Шмитта. На снимках места посадки "Аполлона-12", помимо оборудования и следов астронавтов, видны хорошо отражающие свет кабели, идущие от центрального блока эксперимента ALSEP к двум отдельно стоящим инструментам.

источник - http://ria.ru/science/20110906/431381845.html

Китайский аппарат "Чанъэ-2" передал первые данные после "переезда"

21 сентября 2011 г.

Китайский спутник зондирования Луны "Чанъэ-2" передал первые данные с так называемой точки Лагранжа L2 на расстоянии 1,7 миллиона километров от Земли, куда зонд "перебрался" с окололунной орбиты.

источник - http://ria.ru/science/20110921/440966357.html

3.    Марсоходы

Оппортьюнити принялся за исследование скалы Chester Lake

15 сентября 2011

В данный момент марсоход исследует скалу под названием Chester Lake, которая располагается на территории огромного кратера Индевор.

Скала Chester Lake значительно отличается от предыдущей скалы Tisdale 2, хотя обе эти скалы находятся в районе гигантского 22-метрового кратера Индевор. Однако скалы Tisdale 2 и Chester Lake имеют и схожие черты: обе скалы образовались из разнообразных фрагментов разрушенных более древних скал, которые объединились со временем в единую матрицу.

В отличие от первой скалы Tisdale 2, где марсоходу пришлось использовать бур для исследования горных пород, на второй скале Chester Lake все породы обнажены, то есть выходят на поверхность Марса из пластов марсианской почвы, что облегчает их исследование.

4.    Исследования Венеры

Зонду "Акацуки" не хватит мощности для выхода на орбиту Венеры

16 сентября 2011 г.

Мощности двигателя космического зонда "Акацуки" недостаточно, чтобы вывести аппарат на орбиту Венеры при повторной попытке. К таким выводам пришло японское аэрокосмическое агентство (JAXA) в результате двух тестов двигателя.

Тесты, проведенные 7 и 14 сентября продемонстрировали, что мощность двигателя составляет одну восьмую часть от плановой.

Эксперты JAXA ранее установили, что тормозной двигатель, который должен был гасить скорость в течение 12 минут, отработал лишь 20-30% от заданного времени.

Японское аэрокосмическое агентство установило, что причиной неудачи скорее всего стал клапан топливопровода, который снабжал горючим тормозной двигатель. Он оказался забит кристаллом, образовавшимся в результате химической реакции между топливом и окислителем, подача топлива оказалась перекрыта, что в конечном счете и привело к неудаче.

источник - http://ria.ru/science/20110916/438630784.html

5.    Исследования Меркурия

Ракета Ariane запустит миссию на Меркурий

15 сентября 2011

Беспилотный аппарат европейско-японской миссии будет запущен на Меркурий с помощью ракеты Ariane 5 в июле 2014 года, в соответствии с подписанным договором.

Миссия BepiColombo, названная в честь итальянского математика ХХ века, который изучал вращение Меркурия, состоит из двух зондов, которые после шестилетнего полета выйдут на орбиту планеты.

BepiColombo будет использовать медленные, но устойчивые солнечные и гравитационные двигатели, работающие за счет гравитационных возмущений Земли, Венеры и Меркурия, и по расчетам должен прибыть в место назначения в 2020 году.

Мессенджер начал раскрывать тайны Меркурия

30 сентября 2011

Пробыв около шести месяцев на орбите Меркурия, космический аппарат Мессенджер позволил ученым сделать интересное открытие касательно этой планеты. Исследование меркурианских впадин с близкого расстояния и изучение их химического состава позволило ученым лучше узнать эту таинственную планету и понять, какие процессы здесь происходили. Оказывается, вулканические равнины занимают 6% всей поверхности планеты. Исследования кратеров и вулканических равнин показало, что толщина, когда-то вышедшей из недр Меркурия на поверхность планеты лавы, равна 2 километрам.

Ученым удалось обнаружить на Меркурии вулканические отверстия длиной 25 километров, которые, предположительно, были источником выхода на поверхность невероятного количества раскаленной лавы. В ранней истории эволюции планеты, приблизительно 3,5-4 миллиарда лет назад,  огромные объемы раскаленной лавы разлились на 200 километров, выйдя из вулканической зоны.

6.    Исследования астероидов

Астероид 1999 RQ36 всегда на прицеле

15 сентября 2011

Каждые 6 лет околоземный астероид 1999 RQ36 достаточно близко по космическим стандартам приближается к нашей планете. За астероидом ведутся активные наблюдения и тщательный контроль несколькими обсерваториями из-за потенциального риска столкновения этого астероида с Землей или его падения на Землю. За 1999 RQ36 следят: лаборатория реактивного движения, обсерватория Голдстоун, обсерватория Аресибо и некоторые другие космические департаменты NASA. Ученые предполагают, что риск падения астероида на Землю совсем не велик, но возрасти, он может, в периоды с 2169 по 2199 года. Если этот астероид диаметром около 510 метров упадет на нашу планету, эту будет приравниваться к взрыву 2700 мегатонн тротила. С таким астероидом шутки плохи, поэтому американское космическое агентство планирует миссию OSIRIS-REx по сближению с астероидом 1999 RQ36 и его изучению.

Космический аппарат OSIRIS-REx будет запущен в 2016 году.

7.    Космические телескопы и ДЗЗ

Япония успешно запустила в космос спутник-шпион "Когаку-4"

23 сентября 2011 г.

Разведывательный спутник "Когаку-4" был успешно запущен с космодрома "Танэгасима" и выведен в космос ракетой Н2А.

Поводом для выводов японских разведспутников стала ракетная программа КНДР. В настоящее время на орбите находятся три таких спутника. Третий - "Когаку-3" - был запущен в ноябре 2009 года. "Когаку-4", разработанный Mitsubishi Heavy Industries, должен будет заменить находящийся на орбите устаревший "Когаку-2". Подробная информация о параметрах орбиты и технических характеристиках "Когаку-4" не разглашается, однако известно, что спутники нового поколения смогут со своей орбиты в несколько сотен километров получить изображение объекта размером 60 сантиметров. Спутник будет собирать информацию оборонного характера, а также предупреждать о крупных стихийных бедствиях.

источник - http://ria.ru/science/20110923/442212201.html

8.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Ракета компании Blue Origin потерпела крушение.

5 сентября 2011

Экспериментальный суборбитальный космический аппарат New Shepard, разработанный компанией Blue Origin, руководителем которой является Джефф Бэзос (Jeff Bezos), вышел из-под контроля и был потерян во время испытательного полета, состоявшегося на прошлой неделе. Космический корабль потерпел аварию, находясь на высоте 13.7 километров, и двигаясь со скоростью, превышающей скорость звука в 1.2 раза.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2795-raketa-kompanii-blue-origin-poterpela-krushenie.html

НАСА выбрало проект новой ракеты для пилотируемых кораблей

14 сентября 2011 г.

Американское космическое агентство NASA официально заявило о своей новой разработке - инновационной системе космических запусков (SLS). Новая разработка предоставит американцам новые средства и возможности для запусков грузовых и пилотируемых кораблей за пределы земной орбиты.

Предварительно, первый пробный запуск тяжелой ракеты-носителя запланирован на 2017 год, но представители NASA не исключают, что, возможно, Новая Система Космических Запусков (SLS) будет использована для запуска многоцелевого пилотируемого космического корабля Орион в 2016 году.

9.    Новые технологии

Ученые работают над созданием космического скафандра, моделирующего действие силы тяжести.

3 сентября 2011

Оговорим сразу, моделирование земной силы тяжести является совершенно не тем, что подразумевается под производством искусственного тяготения. При моделировании силы тяжести специальные устройства, включенные в состав скафандра астронавта, оказывают сопротивление движениям человека, которое подобно силам, возникающим под воздействием силы тяжести. К примеру, для того, что бы на Земле поднять некий вес, требуется приложить усилие, направленное на преодоление тяжести. В космосе, в условиях невесомости, этого нет, человеку требуется только преодолевать силу инерции, которая несоизмеримо меньше, чем вес. Поэтому, если прицепить к предмету упругий ремень, то можно "обмануть" организм человека, заставляя его считать, что он поднимает некий вес.

Почему же так необходимо использование микрогравитации в космосе? Помимо известных проблем со здоровьем, которые могут возникнуть у людей при длительном пребывании в невесомости, выполнение даже некоторых элементарных действий может повлечь за собой дополнительные трудности, если тело человека ничего не весит. К примеру, если Вы попытаетесь что-либо поднять, то силы противодействия сместят Ваше тело в обратном направлении, если Вы попытаетесь закрутить болт или гайку, то Ваше тело будет вращаться в противоположном направлении. Привыкание к невесомости, длительная практика и специальное оборудование позволяют преодолеть вышеуказанные проблемы, но НАСА собираются сделать это все проще и легче, разработав новый скафандр, который сможет превратить людей, их носящих, в более устойчивые "платформы", подобно тому, как это делает сила тяжести.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2788-uchenye-rabotayut-nad-sozdaniem-kosmicheskogo-skafandra-modeliruyuschego-deystvie-sily-tyazhesti.html

Готовятся испытания новой системы SASSA, системы активной самообороны спутников и космических аппаратов военного назначения.

29 сентября 2011

Представители ВВС США подтвердили информацию о том, что в ближайшем будущем ими готовится запуск совершенно секретного спутника системы SASSA (Self-Awareness Space Situational Awarenessksystem). Эта система является чем-то наподобие радара для спутника, который, вовремя обнаружив угрозу, может выполнить маневры уклонения или предпринять другие контрмеры.

Тайной остается перечень контрмер, которые может предпринять спутник, оборудованный системой SASSA в случае обнаружения приближающейся угрозы.

источник - http://www.dailytechinfo.org/military/2882-gotovyatsya-ispytaniya-novoy-sistemy-sassa-sistemy-aktivnoy-samooborony-sputnikov-i-kosmicheskih-apparatov-voennogo-naznacheniya.html

10. Китай

Китай запустил в космос орбитальный модуль "Тяньгун-1"

29 сентября 2011 г.

Орбитальный модуль "Тяньгун-1" запущен с космодрома Цзюцюань в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР.

"Тяньгун-1" будет использоваться для проведения первых в истории китайской космической программы экспериментов по стыковке космических аппаратов. Первая стыковка состоится до середины ноября 2011 года, последующие две стыковки - в 2012 году, из них по меньшей мере одна будет пилотируемой.

Орбитальный модуль "Тяньгун-1" предназначен для отработки технических решений, которые будут использованы в будущей китайской орбитальной станции. Он имеет массу 8,5 тонн, способен обеспечивать жизнедеятельность 3 космонавтов в течение 20 суток. Срок его пребывания на орбите составит 2 года, большую часть этого времени модуль будет работать в беспилотном режиме.

источник - http://ria.ru/science/20110929/446097929.html

1.    Марс

Редкие дельты марсианского озера были замечены Mars Express

09 сентября 2011

Аппарат Mars Express Европейского космического агентства (ЕКА) обнаружил редкий случай кратера, что когда-то был озером, о чем свидетельствует наличие дельты. Дельта представляет собой древние веерообразные темные отложения, что, возможно, омывались водой. Это напоминание о том, что в прошлом на Марсе был влажный климат.

Дельта находится в кратере Эберсвальде, в южном высокогорье Марса. Диаметр кратера 65 км. В пределах видимой части Эберсвальде, дельта и каналы хорошо сохранились. Дельта занимает площадь в 115 квадратных километров. Маленькие, извилистые каналы видны в верхней части кратера, которые наполняли его, сформировав озеро.

Марс был обитаем относительно недавно

20 сентября 2011

Обследовав новые регионы на Марсе, а именно западный каньон Valles Marineris и местность под названием Noctis Labyrinthus, геологи пришли к выводу, что Красная Планета могла быть обитаемой еще совсем недавно.

В горных скалистых породах ученые обнаружили достаточное количество минералов, которые могут образовываться только при наличии жидкой воды.

"Глина, которую мы нашли, богата на железо, алюминий и магний. Это так называемые смектиты с трёхслойным пакетом вида тетраэдр-октаэдр-тетраэдр. Связь между пакетами слаба, туда проникает вода, из-за чего минерал сильно набухает. Породы глинистых минералов, которые мы нашли в Noctis Labyrinthus, намного моложе остальных минералов, найденных в древних скалах на Марсе. Это говорит нам о том, что в разных областях Марса были разные водные  условия".

Здесь были найдены  также силикатные минералы, которые образовались в присутствии неокисленной воды.

Разнообразные минералы, найденные на Марсе, демонстрируют различный уровень Ph воды в разное время.

Атмосфера Марса прячет в 10 раз больше пара, чем считалось ранее

30 сентября 2011 г.

Атмосфера Марса содержит в 10 тысяч раз меньше воды, чем земная, если всю ее осадить на поверхность планеты, то толщина ее слоя составит лишь 10 микрон. Однако водяной пар является одним из самых динамичных и быстро меняющихся газовых компонентов на Марсе.

Первые такие данные были получены с установленного на советском аппарате "Фобос-2" спектрометра, который обнаружил резкое падение концентрации водяного пара на высоте 25 километров - так называемую гидропаузу. Однако эти данные были получены только для небольшой полосы вдоль экватора.

Из-за неизвестности с вертикальным распределением оценки марсианского климата основывали на моделях, которые предсказывали, что на высотах больше 10 километров должны быть распространены ледяные облака, а выше гидропаузы парциальное давление водяного пара падает до пренебрежимо малых значений.

Авторы исследования впервые смогли проследить за колебаниями концентрации водяного пара с высотой, используя данные с инфракрасного спектрометра SPICAM (Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Mars) на борту европейского марсианского зонда "Марс-Экспресс". Этот прибор, созданный французскими учеными и специалистами российского Института космических исследований РАН (ИКИ), мог "смотреть" на Солнце сквозь слой атмосферы Марса, благодаря чему можно было получить спектр и оценить ее газовый состав на разных высотах.

"Климатические модели недооценивали количество водяного пара на высотах от 20 до 50 километров более чем в 10 раз. Предсказанное соотношение составляло менее 1 ppmv (части на миллион по объему), в то время, как наблюдения SPICAM показывали значение более 20 ppmv", - говорится в статье.

источник - http://ria.ru/science/20110930/446323366.html

2.    Меркурий

Меркурий пережил бурную вулканическую юность

29 сентября 2011 г.

Горные породы на поверхности Меркурия содержат в 10 раз больше серы, чем на Земле, и значительная часть северного полюса этой планеты "заливалась" лавой из-за катастрофических извержений вулканов в начале ее жизни - к такому выводу пришли несколько групп ученых, которые проанализировали данные, собранные американским зондом "Мессенджер".

Содержание калия, тория и урана в недрах Меркурия соответствует их концентрации в метеоритах-хондритах, что подтверждает то, что Земля, Венера, Меркурий и Марс "слеплены" из одного теста".

Как отмечается в статье, "нормальное" содержание калия в меркурианских породах исключает "экзотические" теории его происхождения. Любые катаклизмы после рождения планеты и необычные условия во время формирования протопланетного тела отразились бы в повышенном или пониженном содержании калия в современных недрах Меркурия.

Затем ученые "просветили" планету в рентгеновском диапазоне, и обнаружили, что породы Меркурия формировались преимущественно в условиях щелочной среды, что противоречит общепринятому представлению о типично "кислом" характере планет земной группы. Это может объясняться тем, что на атомы кислорода не задерживались долго на орбите Меркурия, так как их "сдувал" солнечный ветер.

Кроме того, ученые обнаружили признаки бурной вулканической юности Меркурия.

источник - http://ria.ru/science/20110929/446250853.html

3.    Сатурн и его спутники

Спутник Сатурна Диона имеет атмосферу

13 сентября 2011

Благодаря данным полученным с Кассини, который пролетал мимо Дионы, ученые смогли зафиксировать тот факт, что проходя мимо Сатурна, ледяной спутник оставляет за собой "следы". Это является результатом прохождения Дионы и ее атмосферы через гигантские магнитные поля Сатурна.

"Если бы у этого спутника совсем не было атмосферы (если бы это был просто ледяной "пузырь"), то проходя через магнитные поля Сатурна, Диона бы их никак не тревожила. Чтобы потревожить магнитные поля нужна определенная кондуктивность, то есть способность вещества проводить электрический ток или тепло." - говорит исследователь Свен Симон, который опубликовал 12 августа доклад о полученных результатах в научном журнале Geophysical Research Letters.

4.    Плутон

Льды Плутона могут скрывать океан

18 сентября 2011

Температура на поверхности Плутона колеблется около -230 ° C, но исследователи уже давно интересуются тем, что возможно карликовая планета может похвастаться достаточным внутренним теплом для поддержания жидкого океана под ледяной поверхностью.

Гийом Робучон и Фрэнсис Ниммо из университета Калифорнии в Санта-Крус, говорят о большой вероятности этого. Они подсчитали, что существование океана зависит от двух вещей: количества радиоактивного калия в каменном ядре Плутона и слой льда, который охватывает его.

Измерения плотности показывают, что каменное ядро заполняет 40 процентов от объема карликовой планеты. Если ядро содержит калий в концентрации 75 частей на миллиард, то его распад может производить достаточно тепла, чтобы расплавить часть льда, которая состоит из смеси азота и воды.

5.    Астероиды

Астероиды подарили Земле ее золотые "запасы"

8 сентября 2011 г.

Считается, что во время формирования Земли "тяжелые" элементы - железо, платина, золото и другие благородные металлы - "утонули" в мантии планеты и образовали твердое металлическое ядро. С другой стороны, в земной коре и в верхних слоях мантии этих элементов значительно больше, чем предсказывает теория зарождения планеты. Большинство ученых объясняет это тем, что крупные астероиды, бомбардировавшие поверхность Земли уже после формирования ядра, оставили на поверхности коры и мантии "налет" из золота и других тяжелых металлов.

источник - http://ria.ru/science/20110908/432136538.html

Астероид Веста полон сюрпризов

19 сентября 2011

Ученые из Немецкого Аэрокосмического Центра (Deutsches Zentrum fur Luft- und Raumfahrt; DLR) создали 3D-изображение и видео астероида "Веста". Им удалось это сделать благодаря данным, полученным с помощью космического зонда "Рассвет" (Dawn), который изучает Весту с июля 2011 год, находясь на орбите этого астероида.

Созданное учеными 3D - изображение астероида дает полное представление о Весте.

"Например, в южном полушарии мы можем увидеть очень большой нетронутый кратер. Похожих кратеров мы никогда не видели. Форма и структура этого кратера значительно отличается от всех остальных кратеров нашей Солнечной Системы. Мы не может найти подобные кратеры ни на одном небесном объекте, и мы еще не смогли понять, что спровоцировало создание этого кратера".

На Весте нет следов никакой вулканической активности, поэтому ученые ломают голову над тем, как могли образоваться на астероиде подобные кратеры.

Астероидов рядом с Землей оказалось почти вдвое меньше

29 сентября 2011 г.

Данные, полученные космическим инфракрасным телескопом WISE, показывают, что в окрестностях Земли оказалось почти вдвое меньше, чем ожидалось, астероидов среднего размера - от 100 метров до 1 километра, что может привести к пересмотру существующих оценок астероидной опасности для нашей планеты.

Согласно пересмотренным благодаря данным WISE оценкам, всего с Землей могут сближаться не 35 тысяч, а лишь 19,5 тысячи астероидов.

источник - http://ria.ru/science/20110929/446230560.html

6.    Кометы

Российский астроном-любитель открыл новую комету

11 сентября 2011 г.

Астроном-любитель Артем Новичонок, студент Петрозаводского университета, стал первооткрывателем третьей с декабря 2010 года "российской" кометы.

Первую за 20 лет "российскую" комету C/2010 X1 (Elenin) обнаружил в декабре 2010 года астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша. Прежние открытия комет были сделаны еще советскими учеными в 1989 и 1990 году, с тех пор российским астрономам не удавалось открыть ни одной кометы.

Новичонок нашел свою комету на снимках, сделанных в сентябре 40-сантиметровым телескопом "Джигит" автоматизированной астрономической станции ТАУ, расположенной в Кабардино-Балкарии. Позже его открытие было подтверждено британским астрономом Ником Хоузом. После подтверждения бюро астрономических телеграмм Международного астрономического союза распространило соответствующее сообщение, в котором комете был официально присвоен индекс и название по фамилии первооткрывателя - P/2011 R3.

В настоящее время комета находится в созвездии Кита, имеет 19 звездную величину. По предварительным данным, эта комета короткопериодическая с периодом около 10-12 лет.

источник - http://ria.ru/science/20110911/435408445.html

7.    Солнце

Солнечные вспышки оказались в три раза мощнее, чем считалось ранее

8 сентября 2011 г.

Наблюдения с космической обсерватории НАСА SDO (Solar Dynamics Observatory) свидетельствуют, что мощные взрывные процессы на Солнце - солнечные вспышки - приносят к границе земной атмосферы более чем в три раза больше энергии, чем считалось ранее.

До появления SDO энергия солнечных вспышек измерялась главным образом в рентгеновском диапазоне, с помощью спутников GOES. По этому параметру вспышки делятся на пять классов: A, B, C, M и X. Минимальный класс A0.0 соответствует мощности рентгеновского излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность увеличивается в десять раз. Именно рентгеновский пик считается пиком вспышки в целом.

Солнечная обсерватория SDO способна следить за процессами на Солнце сразу в нескольких диапазонах, что позволило ученым впервые проследить за историей вспышки не только в рентгене.

источник - http://ria.ru/science/20110908/432130482.html

8.    Звездная и галактическая астрономия

Телескоп-робот обнаружил самую молодую из всех известных сверхновую звезду.

1 сентября 2011

Ученым-астрономам удалось обнаружить совершенно новую сверхновую звезду, взрыв которой состоялся буквально за несколько часов до момента ее обнаружения, если не принимать в расчет время, потребовавшееся свету, что бы достичь до Земли. Изначально взрыв сверхновой был зафиксирован благодаря телескопу, который функционирует полностью в автоматическом режиме и нескольким "умным" алгоритмам, которые обрабатывают данные, передаваемые телескопом. Теперь же ученые собираются направить все доступные наземные и космические телескопы в сторону этой области космического пространства и во всех подробностях изучить "смертельные муки" погибшей звезды.

Молодая сверхновая находится в спиральной галактике M101, в довольно большой галактике, превышающей по размерам нашу галактику по крайней мере, в 10 раз. А сама галактика M101 располагается в созвездии Большой Медведицы. Сверхновая PTF 11kly относится к классу Ia сверхновых звезд, очень ярких звезд, свет от которых в свое время помог астрономам обнаружить и доказать факт того, что Вселенная расширяется, и привел к открытию понятия темной материи.

Сверхновая звезда PTF 11kly была открыта в ходе реализации программы обзора ночного неба Palomar Transient Factory (PTF), целью которой является обнаружение новых событий, происходящих в глубинах космоса и сопутствующих им процессов. Согласно информации представителей Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли, автоматическая система управления управляет работой 120-сантиметрового телескопа Samuel Oschin Telescope, расположенного в Паломарской обсерватории, который просматривает небо и передает данные суперкомпьютеру лаборатории Лоуренса. Там происходит предварительная обработка данных с помощью самообучающихся алгоритмов и интересные события, с точки зрения компьютера, отмечаются для дальнейшего более тщательного изучения. Таким образом, после обнаружения сверхновой PTF 11kly, все ведущие обсерватории мира получили данные и смогли проверить первоначальные выводы.

Три часа спустя телескопы на Канарских островах сделали анализ спектра света новой звезды, а через 12 часов астрономы обсерваторий Keck и Lick уже определили класс сверхновой звезды как Ia.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2782-teleskop-robot-obnaruzhil-samuyu-moloduyu-iz-vseh-izvestnyh-sverhnovuyu-zvezdu.html

Первое моделирование галактики, подобной Млечному Пути

08 сентября 2011

За последние двадцать лет совершались различные попытки воссоздать нашу собственную Галактику в компьютерной симуляции, но все они потерпели неудачу из-за сложности состава Млечного Пути, в том числе центральной выпуклости звезд и окружающих характерных спиральных рукавов. Новое моделирование под названием «Эрис», проводится НАСА с использованием современного суперкомпьютера Pleiades, который сможет изменить  характеристики моделирования, включая яркость, звездное содержание и коэффициент выпуклости.

Как звезды теряют своих компаньонов?

16 сентября 2011

Обычно звезды не рождаются в одиночестве сами по себе. Они рождаются группами при наличии благоприятных для этого условий из облаков пыли и газа. Так почему же одни звезды имеют компаньонов, а другие нет?

Михаель Маркс объясняет, что в основном все звезды рождаются в бинарных или тройных системах, но в процессе столкновения с другими космическими объектами, они могут терять гравитационную связь со своим спутником или спутниками, оставаясь одиночками. А так как, космические столкновения происходят довольно часто, то это и обуславливает то, что практически половина звезд - одиночки, а другая половина имеет 1 или несколько спутников.

9.    Экзопланеты

Астрономами найдена планета-невидимка

10 сентября 2011

Телескоп "Кеплер" помог астрономам найти очередную планету из системы Kepler-19. Плоскость орбит планеты лежит вне поля зрения телескопа, но благодаря воздействию тяготения планеты на ранее открытую соседнюю, учёным удалось её обнаружить.

Ранее астрономом Сарой Баллард совместно сей коллегами удалось обнаружить в созвездии Лиры планету Kepler-19, расположенную на расстоянии в 650 световых лет от нашей планеты. Именно её связь с ещё одной планетой и позволила обнаружить вторую – планету Kepler-19b.

Радиус орбиты второй экзопланеты составил, по оценкам учёных 13,5 миллиона километров и планета имеет температуру около 480 градусов по Цельсию.

Диаметр открытой планеты – 29 000 километров, что примерно в два раза больше диаметра Земли. Учёные назвали планету, открытую в результате расчетов, как и Нептун – «Мини-Нептуном»

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1816

Во Вселенной открыто более 50 новых экзопланет

13 сентября 2011

Астрономами Южной европейской обсерватории на научной конференции в Швейцарии представлен список из более чем полусотни новых экзопланет, которые были открыты спектографом HARPS.

Из открытых 50 планет 16 названы «суперземлями», чья масса лежала в пределах от одной до десяти земных. Наиболее интересна для учёных экзопланета HD 85512b, на поверхности, которой может находиться вода. Эта планета располагается на расстоянии 36 световых лет от Земли в созвездии Паруса.

Аппарат HARPS, который помог обнаружить экзопланеты – это установленный на телескопе в Чили спектрограф, обнаруживающий колебания в спектре звезд, и наблюдающий за близлежащими звёздами. Благодаря этому прибору, за восемь с небольшим лет его работы, учёные обнаружили, в общей сложности, более 150 новых экзопланет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1817

Астрономы нашли вторую планету, где возможна жизнь

13 сентября 2011 г.

Астрономы обнаружили за пределами Солнечной системы 50 новых планет, одна из которых, как представляется, находится в зоне, пригодной для существования жизни.

Новая планета имеет массу в 3,6 раза больше Земли. Температура на ней может колебаться от 26,5 до 44 градусов Цельсия при огромной влажности.

Поэтичного названия планете не придумали, дав ей просто обозначение HD85512b. Она вращается вокруг своего солнца, которое находится в созвездии Паруса на расстоянии 35 световых лет от Земли. Год там длится всего 60 дней, поскольку орбита планеты находится близко от местного солнца, температура которого, к тому же, на 1800 градусов холоднее нашего Солнца.

источник - http://ria.ru/science/20110913/436252792.html

Астрономы добавили в "копилку" еще 23 экзопланеты

13 сентября 2011 г.

Группа участников проекта по поиску экзопланет SuperWASP (Wide Angle Search for Planets) представила сразу 23 новых экзопланеты - таким образом, общее количество планет, открытых этой группой, увеличилось до 65.

Самая тяжелая из обнаруженных экзопланет, WASP-53 b, в 2,5 раза тяжелее Юпитера, а три самые легкие, WASP-20 b, WASP-63 b и WASP-69 b - в 95 раз тяжелее Земли. Таким образом, все планеты относятся к классу планет-гигантов.

Ранее на этой же конференции астрономы, работающие со спектрографом HARPS на одном из телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили, заявили об обнаружении крупной "партии" из 51 экзопланеты, 16 из которых относятся к так называемым "супер-Землям", планетам массой от 1 до 10 масс Земли.

источник - http://ria.ru/science/20110913/436569213.html

Астрономы обнаружили звезду, которая "поджаривает" планету рентгеном

14 сентября 2011 г.

Астрономы, работающие с данными космического телескопа "Чандра", обнаружили, что звезда в планетной системе CoRoT-2 буквально "поджаривает" свою планету рентгеновским излучением - его интенсивность настолько велика, что с планеты испаряется около пяти миллионов тонн вещества в секунду.

Планетная система CoRoT-2 была обнаружена европейским космическим телескопом CoRoT в 2008 году. Она расположена относительно недалеко от Земли - в 880 световых годах. Единственная планета CoRoT-2b в три раза тяжелее Юпитера и расположена очень близко к своей звезде - на расстоянии лишь в десять раз больше дистанции от Земли до Луны.

Как оказалось, звезда необычайно сильно излучает в рентгеновском диапазоне - планета CoRoT-2b получает "дозу" облучения в сотни тысяч раз большую, чем получает Земля от Солнца. Возможно, из-за этого планета оказалась сильно "раздута".

источник - http://ria.ru/science/20110914/437032829.html

«Кеплер» обнаружил планету-«татуин»

17 сентября 2011

Благодаря космическому телескопу "Кеплер", астрономы смогли получить фактическое подтверждение ранее высказанной гипотезы о наличии планет, которая вращается сразу вокруг двух «солнц». Эта планета получила имя Кеплер-16b. Над её поверхностью всходят две звезды, делая её похожей на вымышленную планету Татуин из "Звездных войн".

Ранее астрономы уже получали косвенные подтверждения существования планет, у которых две или три звезды, но точных сведений у учёных не было. Теперь, телескопом "Кеплер", благодаря измерению снижения яркости присутствующих звёзд, удалось зафиксировать координаты планеты. Она располагается на стыке созвездия Лиры и Лебедя, в двухстах двадцати годах от Солнца.

По расчётам учёных, Кеплер-16b – это газовый гигант с температурой в минус 73 градуса по Цельсию на поверхности. Для жизни на планете слишком суровый климат, но не исключено, что она имеет спутник с более благоприятными для жизни условиями.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1818

Астрономы-любители помогли обнаружить экзопланеты

22 сентября 2011

Благодаря проекту «Охотники за планетами», который был создан для детального анализа всех данных, полученных телескопом "Кеплер", участвующим в проекте «охотникам» посчастливилось обнаружить две ранее неизвестные экзопланеты.

Всего в ходе работы в проекте нашлось 10 небесных тел, но только два из них, скорее всего, планеты. У планет пока порядковые имена - KIC 6185331 и KIC 10905746 . Обе планеты превышают в диаметре Землю в несколько раз, а их масса пока неизвестна учёным. По предположениям астрономов, одна из них – «суперземля», а вторая – газовый гигант.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1820

10. Развитие жизни

Треть похожих на Солнце звезд могут иметь пригодные для жизни планеты

27 сентября 2011 г.

Такой вывод сделал астроном Уэсли Трауб, сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА по итогам анализа данных, собранных космическим телескопом "Кеплер".

В статье, принятой к печати в Astrophysical Journal, Трауб провел статистический анализ параметров этих планет, таких как масса, радиус орбиты, период обращения, а также физических свойств звезд, попадающих в поле зрения "Кеплера", чтобы ответить на вопрос, насколько распространены подобные Земле и потенциально обитаемые планеты.

Для исследования он взял данные о звездах, близких по своим параметрам к Солнцу, то есть относящихся к спектральным классам F, G и К, и исключил из числа планет-кандидатов 20 объектов, обнаруженных у звезд других типов, и 16 кандидатов, которые скорее всего не являются планетами. Всего звезд группы FGK в поле зрения "Кеплера" оказалось 153,2 тысячи, и планеты были обнаружены у 0,63% из них.

К числу землеподобных планет ученый отнес небесные тела с радиусом от 0,5 до 2 земных радиусов и массой от 0,1 до 10 земных масс.

Результаты анализа данных Кеплера показали, что планеты среднего размера примерно с одинаковой частотой встречаются как около ярких, так и около тусклых звезд. В то же время относительно меньшие планеты значительно реже обнаруживались у ярких звезд и чаще - у тусклых. Это заставило Трауба предположить, что телескоп просто не "видит" небольшие планеты у ярких звезд и на самом деле их "населенность" малыми планетами подчиняется тем же закономерностям, и их число на самом деле значительно выше.

источник - http://ria.ru/science/20110927/444840925.html

Физики обнаружили новые следы частиц темной материи

7 сентября 2011 г.

Европейским физикам, работающим в эксперименте CRESST, возможно, удалось засечь следы гипотетических частиц темной материи - так называемых слабо взаимодействующих массивных частиц (WIMP), говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

В эксперименте CRESST (Cryogenic Rare Event Search with Superconducting Thermometers - криогенный поиск редких событий с помощью сверхпроводящих термометров) ученые используют детекторы - кристаллы вольфрамата кальция, установленные под землей в итальянском туннеле Гран-Сассо и охлажденные почти до абсолютного нуля (минус 273 градуса Цельсия). Ученые отслеживали случаи сцинтиляционных вспышек и некоторых других событий.

Физики в своей статье сообщают о результатах обработки данных, собранных детекторами с 2009 по 2011 год.

За этот период было зафиксировано 67 событий, которые можно интерпретировать как случаи столкновения ядер атомов и WIMP, но нельзя объяснить другими причинами.

источник - http://ria.ru/science/20110907/431858863.html

Китайские астрономы нашли вселенскую "ось зла"

7 сентября 2011 г.

Китайские астрономы подтвердили существование во Вселенной так называемой "оси зла" - предпочтительного направления движения света и энергии, и установили, что она находится в созвездии Лисички.

В соответствии с космологическим принципом, одни и те же законы физики справедливы для каждой произвольной точки во Вселенной - поэтому она выглядит в один и тот же момент времени одинаково вне зависимости от места и направления наблюдения. Равномерное рассеяние звезд, звездных и галактических скоплений в целом подтверждает этот принцип, однако в начале 21 века ученые столкнулись с признаками неоднородности Вселенной (анизотропии).

Так, в 2006 году группа астрономов под руководством Жуана Магейжу обнаружила "ось зла" в реликтовом излучении - "эхе" Большого взрыва. Магейжу и его коллеги выявили в Космосе участок, в котором энергия реликтового излучения была выше, чем в других уголках Вселенной. Как считают многие ученые, это означает, что некоторые "районы" Вселенной могут расширяться быстрее, чем соседние, и наоборот.

Жун-Гень Цай и Чжун-Лян То из Института теоретической физики при Китайской академии наук в Пекине обнаружила еще один признак неоднородности пространства-времени, изучив данные о 557 вспышках сверхновых I типа, которые были собраны различными группами ученых за последние 30 лет. Данный вид сверхновых возникает при взрыве двойной системы, состоящей из белого карлика и красного сверхгиганта.

Ученые проследили неоднородности в свечении сверхновых в северном и южном галактических полушариях. Цай и То обнаружили, что излучение всех этих вспышек двигалось быстрее всего в сторону созвездия Лисички в северном полушарии. По мнению астрономов, открытие свидетельствует о неоднородности в расширении Вселенной: оно и является причиной "ускорения" излучения, распространяющегося в направлении Лисички. Иначе говоря, "ось зла" находится в районе этого созвездия.

источник - http://ria.ru/science/20110907/431931538.html

Что же появилось первым - курица или яйцо, галактики или черные дыры?

25 сентября 2011

Как правило, в центре каждой галактики находится черная дыра. Этот факт уже достаточно давно известен ученым-астрономам, но они до сих пор не знают в каких отношениях находятся черная дыра и окружающие ее звезды. Более того, ученые еще точно не знают, что в космосе появилось первым - галактики или черные дыры, области пространства, в которых материя настолько плотна, что даже фотоны света попадают в ее гравитационную ловушку.

Теория о взаимоотношения галактик и черных дыр, которой оперируют в настоящее время астрономы, гласит, что по мере роста и развития галактики, ее центральная черная растет и развивается так же. По крайней мере это было замечено во многих больших галактиках. Но совсем недавно, используя данные от космического телескопа Hubble, ученые обнаружили, что некоторые миниатюрные галактики имеют в своем центре непропорционально большие черные дыры. Открытие этих карликовых галактик со сверхмассивными черными дырами буквально камня на камне не оставляет от современной теории формирования галактик.

Сделанное астрономами открытие основано на анализе снимков 28 карликовых галактик, находящихся на удалении 10 миллиардов световых лет от Земли. Конечно, саму черную дыру нельзя увидеть по определению, но астрономы судят о ее размерах и масс по вторичным признакам, по излучению, испускаемому близлежащими звездами и по преломлению света, идущего от них.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2867-chto-zhe-poyavilos-pervym-kurica-ili-yayco-galaktiki-ili-chernye-dyry.html

В космосе найдено новое подтверждение теории относительности

28 сентября 2011

Общая теория относительности снова подтверждена: с ее помощью было сделано верное предположение о том, каким образом свет проходит путь из самых отдаленных кластеров галактики.

Однако эти результаты все еще недостаточны для опровержения альтернативной теории гравитации, которая объясняет расширение Вселенной без необходимости существования в ней темной энергии.

Новые данные были получены в процессе исследования света от сотен тысяч далеких галактик. Согласно общей теории относительности, длина волны этого света должна быть сдвинута из-за эффекта красного смещения. Этот эффект крайне трудно измерить, поскольку данный тип красного смещения наименьший, однако результат полностью совпал с расчетами, сделанными в соответствии с постулатами ОТО.

«Имея независимые измерения масс кластеров, мы смогли рассчитать величину красного смещения в соответствии с общей теорией относительности. И полученные результаты полностью подтвердили наши расчеты», говорит Радек Войтак, астрофизик копенгагенского Университета.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1822