ЗА ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

1.    Административные вопросы

Роскосмос пересмотрел положения космической программы

7 октября 2011 г.

Роскосмос пересмотрел основные положения федеральной космической программы для повышения коммерческой отдачи от ее реализации: главным приоритетом станет создание спутников дистанционного зондирования Земли, навигации, связи. Об этом заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

К 2015 году планируем увеличить количество спутников дистанционного зондирования Земли с 5 до 20 космических аппаратов, навигационных спутников ГЛОНАСС - с 24 до 30, с 26 до 48 - спутников связи и системы КОСПАС-SARSAT.

Поповкин отметил, что в настоящее время Россия занимает всего 3% мирового космического рынка в плане предоставления коммерческих услуг. Вместе с тем, РФ продолжает занимать серьезные позиции по оказанию услуг космических запусков (40% от мировых пусков в год).

источник - http://ria.ru/science/20111007/451847044.html

Роскосмос разработал программу по электронной компонентной базе

7 октября 2011 г.

Роскосмос совместно с Росатомом разработали программу по созданию отечественной электронной компонентной базы для космических аппаратов, чтобы перестать зависеть в этом сегменте от импорта, сообщил руководитель космического агентства Владимир Поповкин.

"Мы основное все для космических аппаратов делаем отечественное, кроме электронной компонентной базы. На некоторых космических аппаратах эта база составляет 100%. Мы с Росатомом разработали программу по созданию отечественной электронной базы", - сказал он, отметив, что многие переносы запусков связаны с задержкой в поставках импортных электронных компонентов.

источник - http://ria.ru/science/20111007/451860019.html

НАСА подтверждает отказ систем Союза

15 октября 2011

Независимая группа НАСА рассмотрела все данные, относящиеся к провалу ракеты «Союз» по транспортировке грузов на МКС, и подтвердила, что Российское космическое агентство правильно определило причину проблемы и предпринимает все необходимые шаги для ее решения до следующего запуска ракеты, который запланирован на 30 октября.

Авария произошла, когда беспилотный аппарат «Прогресс М-12М» с грузом продовольствия и материалов для МКС потерпел крушение в Сибири после того, как его ракете Союз-V не удалось выйти в космос и она упала вскоре после старта. Аппарат и его 2,9 тонны груза для международной космической станции были потеряны.

2.    Космодром Восточный

Роскосмос определился с местом двух стартовых комплексов Восточного

21 октября 2011 г.

Роскосмос определился с местоположением стартовых площадок будущего космодрома Восточный - объекты, которые проектировались ранее для ракеты "Русь-М" будут использоваться для ракеты-носителя "Ангара", рядом будет построен стартовый комплекс для "Союза-2".

Роскосмос временно прекратил строительство новой ракеты-носителя "Русь-М", которая должна была совершить первый старт с космодрома Восточный в 2015 году. Теперь речь идет о создании двух стартовых комплексов для ракеты-носителя "Союз-2" и "Ангара", которая пойдет вторым этапом.

источник - http://ria.ru/science/20111021/466568963.html

3.    Планы по Луне

Ученые выбрали места посадки для российского зонда "Луна-Глоб"

12 октября 2011 г.

Российские специалисты выбрали шесть возможных точек посадки российского лунного зонда "Луна-Глоб", запуск которого планируется на 2014 год. Об этом объявил заведующий Лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ РАН Игорь Митрофанов. По его словам, выбраны три возможных точки посадки у северного полюса Луны и еще три у южного.

На севере были выбраны три точки. Первая из них (75,6 градуса северной широты и 8,4 градуса восточной долготы) находится между кратерами Скорсби, Гольдшмидта и Метона. Вторая точка (73,8 градуса северной широты, 2,8 градуса западной долготы) находится почти в центре кратера Гольдшмидта. Еще одна точка (74,1 градуса северной широты, 34,5 градуса восточной долготы) выбрана восточнее, между кратерами Эвктемона и Байо.

На юге также выбраны три точки. Первая точка - в треугольнике кратеров Симпелия, Богуславского и и Манцини - имеет координаты 70,6 градуса южной широты и 24,5 градуса восточной долготы. Вторая точка с координатами 82,7 градуса южной широты и 33,5 градуса восточной долготы находится в районе кратера Скотта и несколько ближе к месту управляемого падения американского зонда Lunar Prospector. Третья точка (76,7 градуса южной широты и 27,3 градуса восточной долготы) находится у центра кратера Шомбергера.

Вторая южная точка представляет собой наибольший интерес для ученых, поскольку здесь может быть наивысшая концентрация летучих веществ. Однако в этом районе существуют значительные сложности с освещенностью.

источник - http://ria.ru/science/20111012/457179382.html

Первую базу на Луне можно построить в пещере

18 октября 2011 г.

Первую базу на Луне можно построить, загерметизировав подходящую пещеру естественного происхождения в случае, если таковая будет найдена, сообщил начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Сергей Крикалев.

"Если исследования подтвердят, что Луна достаточно пористая по своей структуре, то конструкционную часть лунной базы будущего можно было бы поместить в пещеру, которая послужит естественной защитой от влияния радиации", - отметил Крикалев.

источник - http://ria.ru/science/20111018/463395495.html

4.    Планы по Марсу

Для изучения грунта Фобоса могут создать международную лабораторию

11 октября 2011 г.

Для исследования образцов почвы, доставленных на Землю со спутника Марса российской межпланетной станцией "Фобос-грунт", может быть создана международная лаборатория, сообщил директор ИКИ РАН Лев Зеленый.

Отвечая на вопрос о том, смогут ли иностранные ученые участвовать в изучении этих образцов, Зеленый сказал, что пока этот вопрос детально не обсуждался.

"Честно говоря, мы суеверны и не хотим решать это до запуска. Международное научное сообщество, конечно, заинтересовано в том, чтобы участвовать в исследовании грунта", - сказал Зеленый. По его словам, для решения этой задачи может быть создана международная лаборатория.

источник - http://ria.ru/science/20111011/455761876.html

Российские ученые хотят присоединиться к европейской миссии ExoMars

18 октября 2011

Это проект по исследованию и освоению Марса с помощью специально подготовленных высокотехнологичных устройств и аппаратов.

По программе ExoMars в 2016 году на Красную Планету будет запущен спутник, а двумя годами позже к нему должен был присоединиться исследовательский марсоход. Но американское космическое агентство заявило, что собирается ограничить свое участие в данном проекте и не будет предоставлять ракету-носитель Атлас-5 для запуска «Марсианского научного орбитального аппарата», а также статической метеорологической станции.

В связи с ограничением участия американского космического агентства в проекте, глава Европейского Космического Агентства Жан-Жак Дордэн пригласил Россию поучаствовать в проекте, что крайне пришлось по душе российскому космическому агентству. Уже ведутся переговоры о возможном запуске космических аппаратов на Марс с помощью российских ракет-носителей "Протон".

5.    Новости МКС

Экипажи новой экспедиции на МКС утверждены в Звездном городке

24 октября 2011 г.

Межведомственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипажи новой экспедиции, стартующей 14 ноября на МКС.

В состав основного экипажа вошли космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, а также астронавт НАСА Дэниел Бербэнк. Их дублеры - космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Сергей Ревин и астронавт НАСА Джозеф Акаба.

источник - http://ria.ru/science/20111024/469251189.html

Сибирские ученые создадут лабораторию роста полупроводников на МКС

28 октября 2011 г.

Работы по изготовлению и испытанию пилотной установки для синтеза полупроводниковых наноструктур "Экран-М", которая разместится на борту МКС, начались в Институте физики полупроводников (ИФП) СО РАН.

В полупроводниковой электронике используют кристаллические материалы, которые выращивают в условиях глубокого вакуума. От чистоты полупроводниковых материалов зависит однородность полученных кристаллов, которая дает возможность изменять и контролировать их проводящие свойства с помощью вносимых в дальнейшем примесей (легирования).

По словам Пчелякова, синтез качественных полупроводниковых материалов на Земле требует установок, которые стоят миллионы долларов и заметно уступают по чистоте вакуума естественному космическому пространству.

Давление атмосферы в космической вакуумной лаборатории в 100 раз ниже, чем в лучших наземных вакуумных камерах. Кроме того, за защитным экраном нет оболочки стен - основного источника загрязнения - и не требуется специальное охлаждение. Это позволит производить полупроводниковые структуры для наноэлектроники и нанофотоники, в частности, фотоэлементы солнечных батарей на основе кремния с КПД более 30% против существующих 15%.

источник - http://ria.ru/science/20111028/474053597.html

Фрагменты космического грузовика Прогресс М-10М упали в Тихий океан

29 октября 2011 г.

Несгоревшие в плотных слоях атмосферы фрагменты космического грузовика "Прогресс М-10М", отстыкованного в субботу от Международной космической станции (МКС) для последующего затопления, достигли поверхности Тихого океана. Космический грузовик "Прогресс М-10М" находился в составе МКС с 29 апреля.

источник - http://ria.ru/science/20111029/474729864.html

"Прогресс М-13М" с продуктами и спутником "Чибис" стартовал к МКС

30 октября 2011 г.

Ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-13М" стартовала с Байконура к МКС.

Этот пуск стал первым после аварии с предыдущим транспортным кораблем "Прогресс М-12М", который был утрачен 24 августа в результате аварии ракеты-носителя "Союз-У".

На станцию будет привезено 50 наименований продуктов. Таким образом, повторяемость одних и тех же блюд будет раз в 16 дней, а не в восемь, как раньше, то есть меню космонавтов станет более разнообразным.

Ранее специалисты уложили в корабль малый космический аппарат "Чибис-М", предназначенный для исследования гроз и молний в атмосфере Земли.

источник - http://ria.ru/science/20111030/475429627.html

6.    Исчерпание ресурса МКС

Высота полета МКС увеличена на 3,1 километра

19 октября 2011 г.

Маневр проведен с использованием двигателей служебного модуля "Звезда". Двигатели проработали 106 секунд. В результате МКС получила дополнительный импульс в 1,8 метра в секунду. Таким образом, средняя высота орбиты станции увеличилась на 3,1 километра и составила 387,8 километра.

источник - http://ria.ru/science/20111019/464679526.html

Проведена плановая коррекция орбиты Международной космической станции

26 октября 2011 г.

Манёвр МКС осуществлялся с использованием корректирующих двигателей служебного модуля "Звезда".

После проведённой коррекции параметры орбиты МКС стали следующими:

- минимальная высота над поверхностью Земли – 376,28 километра;

- максимальная высота над поверхностью Земли – 408,84 километра;

- период обращения – 92,30 минуты;

- наклонение – 51,66 градуса.

источник - http://www.roscosmos.ru/17639/

7.    Дальнейшее развитие МКС

Срок эксплуатации МКС может быть продлен с 2020 до 2028 года

18 октября 2011 г.

Об этом сообщил начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

"Первоначально планировалось эксплуатировать МКС до 2015 года. На сегодняшний день международные партнеры уже договорились о том, что станция будет работать не менее, чем до 2020 года. А сейчас поставлена задача специалистам рассмотреть возможность эксплуатации МКС вплоть до 2028 года", - заявил он.

источник - http://ria.ru/science/20111018/463340554.html

НАСА и ЕКА рассматривают МКС как площадку для подготовки полетов

18 октября 2011 г.

Об этом заявил директор по операциям НАСА Марк Полански.

"Мы слишком долго прибываем на низких околоземных орбитах, необходимо в будущем сделать шаг выше. НАСА придает большое значение МКС как международному проекту, потому что станция учит людей тому, чтобы лететь дальше, в дальний космос. Поэтому НАСА и взяло на себя обязательства работать в международной кооперации по МКС как минимум до 2020 года", - сказал он.

Вместе с тем, по его словам, НАСА придает большое значение привлечению ресурсов частных американских компаний к реализации программ на околоземной орбите.

источник - http://ria.ru/science/20111018/463442154.html

8.    Спутниковая группировка

Роскосмос объявил конкурс на создание платформы для "Метеор М-2"

4 октября 2011 г.

Роскосмос объявил конкурс на изготовление и поставку универсальной космической платформы (УКП-М) для нового российского метеоспутника "Метеор М-2". Цена контракта, объявленного космическим ведомством, составляет 597,9 миллиона рублей, сроки его выполнения - 2011-2013 годы.

Спутник "Метеор М-1" был выведен на орбиту 17 сентября 2009 года, однако в процессе проверок была выявлена нештатная работа ряда его систем. В частности, из-за отказа локатора бокового обзора российские метеорологи так и не получили со спутника части необходимой информации.

Первый метеоспутник был изготовлен ФГУП "Научно-производственное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Г. Иосифьяна" ("НПП ВНИИЭМ") по заказу Росгидромета.

источник - http://ria.ru/science/20111004/449185931.html

Запуск орбитальной лаборатории-завода "ОКА-Т" отложен на 2-3 года

7 октября 2011 г.

Об этом заявил заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов. Ранее запуск "ОКА-Т" планировался на 2015 год.

Строительство откладывается не в связи с отсутствием реальных научных проектов, а также заказчиков.

Вместе с тем, по его словам, в данном направлении активировались конкуренты.

источник - http://ria.ru/science/20111007/451940000.html

9.    Космические телескопы и ДЗЗ

Российский телескоп "Спектр-РГ" отправится в космос осенью 2013 года

7 октября 2011 г.

Космическая астрофизическая обсерватория "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ"), которая создается российскими учеными при участии германских коллег, отправится в космос в 2013 году.

Ранее сообщалось, что запуск "Спектра-РГ" планируется на 2012 год.

Он станет второй космической астрофизической обсерваторией после радиотелескопа "Радиоастрон" ("Спектр-Р"), который был запущен в июле 2011 года.

Аппарат планируется вывести в точку Лагранжа L2, где тяготение Луны и Земли уравновешивают друг друга. Ранее предполагалось вывести аппарат в космос с помощью ракеты-носителя "Союз", однако сейчас, в связи с увеличением массы телескопа, планируется использовать ракету "Зенит" и разгонный блок "Фрегат".

источник - http://ria.ru/science/20111007/451852407.html

Астрономы договорились о разделе данных с телескопа "Спектр-РГ"

20 октября 2011 г.

Российские ученые и их немецкие коллеги договорились о порядке распределения научных данных с германского рентгеновского телескопа eROSITA, который будет работать на борту российской космической астрофизической обсерватории "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ").

В состав аппарата входят два главных инструмента - российский рентгеновский телескоп ART-XC, который создается в российском ядерном центре в Сарове (ВНИИЭФ) и созданный германскими учеными телескоп eROSITA. Основой обсерватории будет платформа "Навигатор", разработанная НПО имени Лавочкина.

Два главных участника этого проекта - Институт внеземной физики и российский Институт космических исследований РАН на конференции в Германии договорились о том, как астрономы из различных институтов получат доступ к данным о "рентгеновском небе" на площади в 20 тысяч квадратных градусов, которые предполагается получить за первые четыре года работы аппарата.

источник - http://ria.ru/science/20111020/465600879.html

10. Коммерциализация и международное сотрудничество

Космический аппарат «Интелсат-18» выведен на орбиту

06 октября 2011 г. с 45-й площадки космодрома Байконур произведен успешный пуск ракеты космического назначения «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «ДМ-SLБ» и американским телекоммуникационным космическим аппаратом «Интелсат-18».

Сегодня «Интелсат-18» отделился от разгонного блока «ДМ-SLБ» и был передан на управление заказчику.

«Интелсат-18»    телекоммуникационный спутник C и Ku-диапазонов для предоставления услуг передачи данных и видеоинформации на территорию Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Азии и Тихоокеанский регион.

источник - http://www.roscosmos.ru/17507/

"Протон-М" с американским спутником связи стартовал с Байконура

19 октября 2011 г.

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и американским спутником связи ViaSat-1 стартовала с космодрома Байконур.

Космический аппарат ViaSat-1 массой 6 тонн и со сроком активного существования 15 лет будет работать на геостационарной орбите в точке стояния 115 градусов западной долготы и обеспечивать высокоскоростную широкополосную передачу информации в Ka-диапазоне потребителям в Северной Америке.

источник - http://ria.ru/science/20111019/464800780.html

"Союз-СТ" вывел на промежуточную орбиту спутники системы Galileo

21 октября 2011 г.

Спутники навигационной системы Galileo, запущенные на российской ракете-носителе "Союз-СТ" с новой стартовой площадки на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане, выведены на промежуточную орбиту и продолжают полет на разгонном блоке "Фрегат".

Выводимые на "Фрегате" два спутника пополнят космический сегмент европейской навигационной системы Galileo. В настоящее время на околоземной орбите уже работают два тестовых космических аппарата, запущенные в 2005 и 2008 годах. Планируется, что полностью развернутая система будет состоять из 30 спутников.

источник - http://ria.ru/science/20111021/466458900.html

1.    Административные вопросы

НАСА в ноябре откроет набор в новый "класс" астронавтов

4 октября 2011 г.

Американское космическое агентство НАСА в ноябре откроет набор новой учебной группы астронавтов 2013 года.

Набор откроется в ноябре 2011 года. К июню-сентябрю 2012 года НАСА сформирует пул кандидатов, которые будут проходить собеседования, а окончательный состав новой группы будет объявлен в марте 2013 года. Тренировки будущих астронавтов начнутся в августе того же года.

Среди требований к потенциальным кандидатам, в частности, степень бакалавра по инженерному делу, научным дисциплинам или математике, а также минимум три года опыта работы по профессии. Приветствуются научные степени, а также опыт пилотирования реактивных самолетов.

Количество астронавтов в новом наборе в отряд не уточняется. В ходе предыдущего отбора в группу 2009 года попали девять кандидатов из более чем 3,5 тысячи заявителей.

источник - http://ria.ru/science/20111004/448679433.html

2.    Исследования Луны

Зонды-"близнецы" GRAIL успешно разошлись по пути к Луне

7 октября 2011 г.

Зонды новой лунной миссии GRAIL "разделились" на пути к Луне и вышли на индивидуальные траектории - в конце сентября - начале октября аппараты провели свои первые маневры, чтобы "по очереди" выйти на орбиту вокруг Луны в новогодние праздники.

НАСА запустило зонды GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory) 10 сентября, на дорогу до Луны по сложной траектории им потребуется около трех с половиной месяцев. Затем два аппарата в течение 82 дней будут лететь друг за другом на высоте около 55 километров по полярной орбите вокруг Луны. Измеряя расстояние между "близнецами", которое будет меняться по мере того, как они проходят лунные гравитационные аномалии, ученые построят гравитационную карту спутника и получат представление о внутреннем строении Луны.

источник - http://ria.ru/science/20111007/451434315.html

3.    Исследования Венеры

Специалисты JAXA попытаются скорректировать орбиту полета "Акацуки"

27 октября 2011 г.

Японский зонд "Акацуки" в ноябре трехкратным запуском дополнительного двигателя попробует выровнять свою орбиту, чтобы приблизиться к Венере.

В начале декабря прошлого года зонд приблизился к Венере на расстояние 550 километров и должен был выйти на орбиту вокруг планеты. Однако из-за технического сбоя аппарат пролетел мимо планеты. Причиной неудачи стал клапан топливопровода, который снабжал горючим двигатель. В результате двигатель, который должен был гасить скорость в течение 12 минут, отработал лишь 20-30% от заданного времени.

источник - http://ria.ru/science/20111027/472250910.html

4.    Исследования Меркурия

Messenger получил новые снимки Меркурия

06 октября 2011

Messenger пролетел мимо Меркурия три раза, прежде чем вышел на его орбиту 18 марта. Предыдущие пролеты - в 2008 и 2009 годах - показали, что некоторые кратеры были наполнены неизвестными яркими веществами.

Теперь, спустя более чем год на орбите Меркурия, камера высокого разрешения Messenger показала, что таинственные яркие пятна представляют собой мелкие кластеры, без оправы, неправильной формы.

Каждый такой "полый кластер" составляет от десятков метров до нескольких километров в поперечнике и выглядит свежим и молодым - по планетарным стандартам.

Другие инструменты Messenger обнаружили, что в горных породах Меркурия содержится намного более летучих элементов, чем ожидалось.

5.    Исследования Сатурна

Астрономы составили карту Титана при помощи зонда "Кассини"

4 октября 2011 г.

Астрономы составили цветную карту Титана, самого большого спутника Сатурна, из снимков его поверхности, полученных американским зондом "Кассини" за первые шесть лет его работы.

"Кассини" совершил 78 витков вокруг Титана с момента прибытия в систему Сатурна в июле 2004 года. В некоторых случаях угол обзора был не идеальным, из-за чего детализация карты в отдельных регионах планеты ниже, чем в других. В некоторых случаях нам удалось достичь очень высокого разрешения - около 500 метров на пиксель.

источник - http://ria.ru/science/20111004/449239257.html

6.    Исследования Урана

NASA планирует запуск АМС к Урану

30 октября 2011

NASA решило рассмотреть вопрос о направлении космического аппарата к планете Уран.

"Уран планета, про которую мы очень мало знаем", говорит Марк Хофштадтер из лаборатории реактивного движения. "Тридцать лет назад мы думали, что Уран и Нептун просто уменьшенные копии Юпитера и Сатурна."

Мы теперь знаем, что дальние планеты нашей солнечной системы не являются газовыми гигантами, наполненной водородом и гелием, а являются скорее, "ледяными гигантами", содержащими смесь воды, метана, аммиака и углекислого газа.

Текущий подсчет экзопланет показывает, что ледяные гиганты являются более распространенными в нашей Галактике, чем газовые гиганты.

"Мы хотели бы изучить недалекие примеры этого типа планет", говорит Хофштадтер.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1864

7.    Исследования астероидов

АМС перешла на более близкую орбиту над большим астероидом Веста

03 октября 2011

Космический аппарат Dawn («Рассвет») завершил переход с более высокой орбиты на 680-километровую, приблизившись к Весте в четыре раза, и начал посылать научные данные. Период обращения «Рассвета» изменился с 3 суток до 12 часов.

На новой орбите аппарат в основном будет занят фотографированием поверхности небесного тела, что позволит ученым создать его топографические карты с точными данными по высоте гор, глубине кратеров и склонам равнин; 10 дней из запланированных 30 на этой орбите «Рассвет» будет фотографировать поверхность прямо под собой, остальные 20 — под разными углами.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1827

Космический аппарат «Рассвет» представляет свои ранние результаты

16 октября 2011

Ученые НАСА делятся с другими учеными и общественностью полученной информацией о южном полушарии гигантского астероида Веста. Предварительные данные показывают, что множество кратеров в южном полушарии намного моложе (от 1 до 2 миллиардов лет) кратеров на севере астероида. Также, его поверхность кажется намного грубее, чем у большинства астероидов в главном поясе астероидов.

С июля «Рассвет» был ближе и ближе к Весте, двигаясь, чтобы получить все лучший и лучший обзор поверхности. В начале августа космический аппарат достиг орбиты высотой 2700 км. Этот этап был завершен в конце августа, и корабль начал двигаться на орбиту высотой около 680 км, которую достиг 29 сентября.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1837

8.    Исследования Солнца

Две космические миссии раскроют секреты Солнца

05 октября 2011

Между 2017 и 2019 годами в космос будут запущены два космических аппарата, которые будут изучать наше Солнце. Они получили названия Euclid и Solar Orbiter. Оба проекта являются частью программы Европейского Космического Агентства.

Миссия космического аппарата Solar Orbiter уже полностью подтверждена и готова к старту в 2017 году, в то время, как другой искусственный спутник по изучению Солнца - Euclid - еще требует многих доработок и обсуждений. Он будет точно подтвержден только в 2012 году.

9.    Противоспутниковые технологии

США подозревает Китай в хакерской атаке на свои спутники

27 октября 2011 г.

Правительство США подозревает хакеров из Китая, работающих по заказу властей страны, в атаке на два американских спутника в 2007-2008 годах.

Как сообщает Bloomberg, неизвестные хакеры несколько раз вмешивались в работу научно-исследовательских спутников Landsat-7 и Terra AM-1 в 2007-2008 годах. Хотя атаки случились несколько лет назад, информация о них появилась только сейчас.

Комиссия отмечает, что хакеры атаковали спутники, которые не играют существенной роли в обеспечении национальной безопасности США, однако сам факт успешной атаки вызывает тревогу.

источник - http://ria.ru/science/20111027/472538796.html

10. Космические телескопы и ДЗЗ

Вращения спутника CryoSat-2

19 октября 2011

Спутник Европейского Космического Агентства вращается влево и вправо на орбите, что помогает ему продолжать свои точные измерения огромного ледяного покрова Гренландии и Антарктиды.

С момента своего запуска 18 месяцев назад, CryoSat-2 собирал данные для улучшения наших знаний про взаимосвязь между льдом и климатом.

Только в этом году была создана первая карта толщины арктического морского льда, и спутник будет продолжать следить за изменением льда многие годы.

Суровые условия в космосе (огромная разница температур между солнечным светом и тенью) может привести к ухудшению работы приборов CryoSat, из-за чего могут начаться ошибки измерений льда.

Для того, чтобы не было таких ошибок, контроллеры ЕКА работают на земле, чтобы откалибровать высотомер.

Они вращают спутник для имитации наклона льда, и удерживают его в этом положении несколько минут. Это делают, когда CryoSat обрабатывает большие плоские поверхности.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1841

11. Космические корабли и ракеты нового поколения

Компания SpaceX собирается строить ракеты-носители и космические корабли многоразового использования.

5 октября 2011

Президент аэрокосмической компании SpaceX Элон Маск объявил о планах компании касательно создания первой в мире ракеты-носителя и космического корабля многократного использования. Маск считает, что применение космического оборудования многократного использования позволит значительно уменьшить стоимость запуска в космос полезных грузов и космических аппаратов с людьми на борту. Такое снижение стоимости сделает возможным увеличить объем исследований в космосе и позволит произвести колонизацию других планет, Луны и Марса.

Согласно проведенным специалистами компании SpaceX подсчетам, колонизация Марса потребует посылки с Земли в дальний космос тысяч людей и миллионов тонн грузов. При сохранении нынешнего уровня затрат на запуски космических аппаратов такая задача является совершенно неподъемной не то, что для отдельной страны, но и даже для объединения, включающего в себя все высокоразвитые страны.

Однако, применение оборудования многократного использования позволит значительно уменьшить эти затраты. Конечно, сам Маск признает, что на пути реализации этой инициативы им предстоит преодолеть немало трудностей, компания твердо намерена работать в этом направлении, четко видя перед собой дальнейшую цель. Этой целью является посылка экспедиции людей на Марс уже через 10-20 лет.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2908-kompaniya-spacex-sobiraetsya-stroit-rakety-nositeli-i-kosmicheskie-korabli-mnogorazovogo-ispolzovaniya.html

НАСА забронировало три рейса на суборбитальном корабле SpaceShipTwo

14 октября 2011 г.

Американское аэрокосмическое агентство НАСА договорилось с Virgin Galactic об использовании созданного компанией суборбитального космического корабля SpaceShipTwo для научных экспериментов в условиях микрогравитации.

"Virgin Galactic подтверждает заказ НАСА на выполнение до трех чартерных рейсов на ее космическом корабле, чтобы предоставить возможность инженерам, технологам и ученым провести эксперименты в суборбитальном космосе", - говорится в сообщении.

Соглашение предусматривает один полет и возможности для организации еще двух рейсов. Если будут выполнены все полеты, стоимость контракта составит 4,5 миллиона долларов, отмечается в документе.

В каждый полет планируется отправить около 600 кг научного оборудования, что позволит провести до 600 экспериментов за полет.

источник - http://ria.ru/science/20111014/458699657.html

Модернизированный космический корабль Boeing X-37B сможет доставлять людей на орбиту.

15 октября 2011

Компания Boeing объявила о своих планах по созданию на базе космического корабля X-37B нового космического корабля многоразового использования, который сможет выступать в качестве системы доставки грузов и снабжения на МКС. Специалисты компании Boeing говорят, что увеличенный вариант X-37B сможет доставлять также и людей на низкую околоземную орбиту.

Американские военные используют этот космический аппарат для проведения секретных исследований и отработки не менее секретных космических технологий. В настоящее время космический аппарат класса X-37B Orbital Test Vehicle 2 (OTV-2) находится на околоземной орбите, выполняя задачи военных. А первый аппарат, OTV-1, находился в космосе с 22 апреля по 3 декабря 2010 года, оставаясь на орбите 224 дня, 9 часов и 24 минуты, что является рекордом по длительности нахождения в космосе космических аппаратов многократного использования.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2947-modernizirovannyy-kosmicheskiy-korabl-boeing-x-37b-smozhet-dostavlyat-lyudey-na-orbitu.html

В Нью-Мексико открылся первый коммерческий космопорт

18 октября 2011

Рснователь компании "Virgin Galactic" Ричард Бренсон торжественно открыл первый в мире коммерческий космический порт в пустыне Нью-Мексико (США).

Первые тестовые полеты со стартом в этом новеньком космическом центре запланированы на следующий год, а сразу после них, при удачном исходе, начнутся коммерческие пассажирские полеты. 2,5-часовые полеты будут дарить богатым клиентам 5 минут невесомости. За это удовольствие придется выложить около 200 000 долларов.

По задумке и надеждам Ричарда Бренсона, первый полет должен был состояться еще в далеком 2007 году, но проект по многим причинам откладывался несколько раз.

Новая космическая капсула проходит испытания в аэродинамической трубе

19 октября 2011

В течение прошлого месяца «Боинг» подверг алюминиевые модели космического корабля CST-100 очень сильному ветру в аэродинамической трубе в центре НАСА в Калифорнии. Испытания должны быть завершены к концу текущего месяца.

Космический аппарат CST-100 представляет собой круглую капсулу 4,5 метра в ширину.

«Боинг» собирается перевозить до семи человек одновременно на CST-100 на низкой околоземной орбите на МКС и планируемую космическую станцию «Бигелоу Аэроспейс». «Боинг» и «Бигелоу» объединяются, чтобы помочь развитию и демонстрации космического корабля.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1842

12. Новые технологии

Готовятся испытания новой системы электрической двигательной установки для космических кораблей.

12 октября 2011

Электрические системы реактивной тяги (electric propulsion, EP) широко используются на космических аппаратах и успешно конкурируют с реактивными двигателями, использующими химическую энергию. Но до сих пор стоимость использования EP-систем чрезвычайно высока. Команда ученых из Института физики плазмы (Institute of Plasma Physics and Laser Microfusion) в Варшаве заявили о том, что ими была разработана схема электрической двигательной установки для космических аппаратов, которая позволит резко сократить расходы за счет использования нового вида реактивного топлива.

Ксенон, используемы обычно в качестве топлива для ионных двигателей, весьма редок и поэтому дорог. Использование криптона позволяет снизить затраты на эксплуатирование двигателей в десятки раз. Помимо этого, за счет того, что атомы криптона меньше атомов ксенона, на процесс ионизации газа, т.е. получении плазмы, требуется меньшая энергия.

Прототип нового двигателя является достаточно компактным устройством, он весит всего 5 килограмм и преобразует в тягу мощность, равную 500 Ваттам. В качестве примера для сравнения можно привести, что лунный зонд SMART-1 был оснащен ксеноновым двигателем, мощностью два киловатта, чего хватило на разгон космического аппарата до скорости 3.6 км/с.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2935-gotovyatsya-ispytaniya-novoy-sistemy-elektricheskoy-dvigatelnoy-ustanovki-dlya-kosmicheskih-korabley.html

"Рука" с электростатическим захватом может захватить в невесомости любые объекты, от спутников до обломков и космического мусора.

12 октября 2011

Компания Altius Space Machines, расположенная в Луисвилле, Колорадо, разработала роботизированный захват, который получил название "Sticky Boom". Этот захват состоит из телескопического раздвижного манипулятора, на конце которого установлен захватывающий механизм, который использует явление электростатической адгезии, которое проявляется из-за разности электрических потенциалов захвата и захватываемого объекта. Материал, из которого изготовлено захватывающее устройство, мягок и гибок, поэтому может подстраиваться под сложную форму самых различных объектов.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2936-ruka-s-elektrostaticheskim-zahvatom-mozhet-zahvatit-v-nevesomosti-lyubye-obekty-ot-sputnikov-do-oblomkov-i-kosmicheskogo-musora.html

Двигатель QDrive - очередная авантюра или будущее космических полетов?

14 октября 2011

Нечто, называемое QDrive и весьма напоминающее колпак от автомобильных колесных дисков, предположительно является двигателем, способным развивать значительную тягу при малых энергетических затратах. Научные теории, принципы и формулы, описывающие, как и почему это работает можно найти на сайте Cannae LLC. И те, кто имеют достаточно знаний и желание, могут ознакомится со всем этим, как говориться из первых рук.

QDrive, по существу, представляет собой резонансную полость, к которой подается электрический ток. Электрические токи, проходящие по внутренней части этой полости, создают противонаправленные электромагнитные волны и силы Лоренца, которые действуют на верхнюю и нижнюю плоскости резонатора. В обычных условиях эти силы компенсируют и уравновешивают друг друга. Однако, нижняя пластина резонатора QDrive имеет 60 вырезов, расположенных равномерно близ внешнего края. Эти вырезы служат для изменения вектора направления сил, что приводит в излишку сил, вырабатываемых плоскостью резонатора, не имещей никаких вырезов.

источник - http://www.dailytechinfo.org/np/2946-dvigatel-qdrive-ocherednaya-avantyura-ili-buduschee-kosmicheskih-poletov.html

Лазерный луч-тягач может вернуть астронавта, улетающего в открытый космос.

19 октября 2011

Идея создания спасательной системы, использующей лазер и не использующей никаких экзотических физических эффектов и явлений, родилась еще в прошлом году у Джона Синко из университета Огайо в Ньюарке. Изначально эта идея разрабатывалась, как метод для очистки околоземной орбиты от космического мусора.

В соответствии с оригинальным проектом Синко космические аппараты и спутники будут оборудованы небольшими ускорителями, размещенными на их поверхности. Вещество, являющееся рабочим телом этого миниатюрного ускорителя, является пассивным веществом, но которое начинает интенсивно испаряться под воздействием света лазера с определенной длиной волны. Для того, что бы задействовать ускоритель требуется всего навести на него луч лазера, вещество испаряется и создает толчок, направляющий космический аппарат в нужную сторону.

Теперь же, Синко, взяв за основу вышеописанную систему, работает над опытным образцом устройства, способного спасти "потерянных" в космосе астронавтов. В этом случае ускорители, о которых речь шла выше, устанавливаются прямо на внешней стороне космического скафандра. Эти ускорители будут оборудованы прозрачными соплами, которые не мешают проникновению света лазера, направляют извергаемые газы в нужном направлении и защищают от них самого астронавта.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2966-lazernyy-luch-tyagach-mozhet-vernut-astronavta-uletayuschego-v-otkrytyy-kosmos.html

13. Астрономическая техника

Радиотелескоп ALMA делает первые снимки космоса.

7 октября 2011

Самый большой в мире радиоастрономический инструмент впервые открыл свои "глаза", развернув свои антенны в сторону космоса. Радиотелескоп уже имеет в своем составе 20 установленных антенн, а к 2013 году, когда строительство телескопа будет завершено, в его составе будет насчитываться 66 антенн, каждая из которых весит порядка 100 тонн. Благодаря такому количеству антенн и большой эффективной площади, телескоп ALMA будет делать снимки космических объектов с существенно более высоким разрешением, чем это делает сейчас космический телескоп «Хаббл».

Стоило радиотелескопу ALMA только начать работу, как уже выстроилась целая очередь желающих воспользоваться этим телескопом. Астрономы предоставили более чем 900 заявок только на первые 9 месяцев с момента начала работы телескопа. Специалисты Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory, ESO), в чьем введении находится телескоп ALMA, отобрали из всего количества только 100 заявок.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/2916-alma-samyy-bolshoy-v-mire-radioteleskop-delaet-pervye-snimki-kosmosa.html

1.    Луна

На Луне найдены огромные залежи титана.

16 октября 2011

Анализ новых снимков поверхности Луны, сделанных лунным орбитальным космическим аппаратом LRO, позволил обнаружить области, богатые титаном, который может быть когда-нибудь добыт с помощью не очень сложного оборудования. В этих областях потоки лавы, которые превратились в камни на поверхности, имеют концентрацию титана выше, чем самые богатые титановые месторождения на Земле. Концентрация титана в этих областях достигает отметки 18%, что на 3» превышает концентрацию титана в самых богатых земных месторождениях.

источник - http://www.dailytechinfo.org/

2.    Марс

Метеорит помог ученым измерить температуру на древнем Марсе

4 октября 2011 г.

Изучение знаменитого марсианского метеорита ALH84001, найденного в 1984 году, позволило ученым установить, что на древнем Марсе средняя температура составляла около 18 градусов тепла, и условия были значительно более дружественны для жизни, чем сейчас.

Метеорит ALH84001 был найден в декабре 1984 года в холмах Хилла в Антарктиде. Он один из 12 метеоритов, которые с большой уверенностью можно отнести к числу "гостей" с Марса. В пользу этой гипотезы свидетельствует химический состав этих камней, которые могли сформироваться только в марсианской атмосфере, сильно отличающейся и от земной, и от венерианской.

По мнению ученых, не позже 16 миллионов лет назад ALH84001 был выброшен в космос ударом какого-то крупного космического тела, который дал ему необходимую для ухода из поля тяготения Марса скорость в 5 километров в секунду. Около 13 тысяч лет назад камень с Марса совершил "посадку" в Антарктиде, где и был найден.

источник - http://ria.ru/science/20111004/448620410.html

Ученые нашли новый способ определения присутствия воды на Марсе

21 октября 2011

Обнаружение ярозитов (минералов, в составе которых присутствует сульфат калия и железа) на поверхности Марса во время исследования марсохода Оппортьюнити, позволило ученым сделать интересные заключения.

Команда исследователей из Syracuse University проанализировала и сравнила ярозиты, найденные на Марсе те, которые присутствуют на поверхности нашей планеты. По словам ученых, эти минералы могут формироваться только лишь в присутствии жидкой воды.

Находка марсоходом залежей ярозитов на Марсе является еще одним доказательством присутствия жидкой воды на Красной Планете в прошлом.

3.    Венера

Ученые нашли на Венере озоновый слой

17 октября 2011

«Венера-экспресс» сделала это открытие, наблюдая звезды на краю планеты через ее атмосферу. Аппарат проанализировал свет звезд, в поиске характерных отпечатков газов в атмосфере, так как они поглощают свет в определенных длинах волн.

Согласно компьютерным моделям, озон на Венере образуется, когда солнечный свет разрушает молекулы углекислого газа, высвобождая атомы кислорода. Такой же процесс происходит и на Марсе.

Озоновый слой Венеры находится на высоте 100 км, примерно в четыре раза выше, чем на Земле, и в сотни раз менее плотный.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1839

4.    Меркурий

Мессенджер обнаружил странные впадины на поверхности Меркурия

25 октября 2011

Фотографии, сделанные с орбиты, демонстрируют многочисленные впадины разнообразного диаметра и глубины. Глубина впадин составляет от 18 метров до 36 метров), а диаметр от 20 до 1500 метров). Происхождение этих впадин вызывает большой интерес у ученых.

На Меркурии практически нет атмосферы, поэтому здесь не дует ветер и не идут дожди. Таким образом, эти впадины не могли быть образованы под действием ветра или воды. Ключевым моментом в образовании этих впадин, по мнению исследователей, может быть близость Меркурия к Солнцу.

5.    Сатурн и его спутники

Энцелад оказался подходящим местом для катания на горных лыжах

3 октября 2011 г.

Поверхность спутника Сатурна Энцелада, как показала съемка с зонда "Кассини", покрыта словно снегом тончайшими ледяными кристаллами, которые прекрасно подошли бы для катания на лыжах, сообщил Пол Шенк из Института изучения Луны и планет в Хьюстоне.

К такому выводу он пришел после сопоставления полученных с "Кассини" данных о толщине слоя поверхностных отложений на всей поверхности спутника и о цветовых ее свойствах. Картирование этих отложений показало, что выбросы льда и пара на Энцеладе продолжаются тысячи лет, а возможно и десятки миллионов, что вполне достаточно, чтобы покрыть его поверхность толстым слоем ледяных кристаллов.

источник - http://ria.ru/science/20111003/448017447.html

6.    Уран

Ось вращения Урана сместилась из-за нескольких ударов

6 октября 2011 г.

Ось вращения Урана наклонена к плоскости орбиты на 97,8 градуса, большую часть года у полюсов планеты царит либо полярный день, либо полярная ночь. Ранее считалось, что Уран "лег на бок" после столкновения с телом, масса которого превышала земную. Однако оси у 20 лун Урана тоже смещены на 90 градусов, что не должно было случиться при одиночном столкновении.

Группа ученых под руководством Алессандро Морбиделли  из Обсерватории Лазурного берега в Ницце, Франция, при помощи компьютерного моделирования изучила возможные варианты столкновений Урана с другими небесными телами.

Моделирование показало, что столкновения могли произойти двумя небольшими объектами. Они, согласно расчетам, врезались в "зародыш" Урана в то время, когда вокруг него еще существовал протопланетный диск, из которого возникли его кольца и спутники. От удара диск превратился в подобие толстого бублика и повернулся на бок. Через некоторое время это облако пыли и астероидов превратилось в спутники, вращающиеся в одной плоскости с Ураном.

Как отмечают ученые, одного "большого" столкновения недостаточно для формирования такой системы спутников.

источник - http://ria.ru/science/20111006/451272844.html

7.    Транснептуновые объекты

Четверть астероидов за Нептуном может быть похожа на песочные часы

3 октября 2011 г.

Около 20% всех объектов пояса Койпера - внешнего пояса астероидов за орбитой Нептуна - могут быть контактными двойными, то есть состоять из двух очень близких друг к другу тел, напоминая по "конструкции" песочные часы, считает астроном Педро Ласерда из университета Квинса в Белфасте.

На конференции планетологов в Нанте (Франция) он рассказал об итогах исследования одного из объектов пояса Койпера - 139775 или 2001QG298. В 2004 году у этого небесного тела, находящегося примерно в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, были обнаружены некоторые странности. Дэвид Джуитт, открывший в 1992 году первый объект пояса Койпера, и Скотт Шеппард обнаружили, что яркость QG298 менялась более чем в три раза примерно каждые 7 часов. Ученые сделали вывод, что он представляет собой контактный двойной объект - два небесных тела, вращающихся вокруг общего центра масс очень близко, почти касаясь друг друга.

Если контактные двойные как правило вращаются в положении пропеллера, то шансы заметить их необычность сильно снижаются - это можно сделать только дважды за один оборот. Поэтому, считает Ласерда, песочных часов в поясе Койпера может быть больше - до 25%.

источник - http://ria.ru/science/20111003/448010455.html

Крошечная планета «Белоснежка» имеет водяной лед и атмосферу

21 октября 2011

Хотя «Белоснежка» официально известна как 2007 OR10, и вращается вокруг Солнца в поясе Койпера - это на самом деле красная планета. Половина ее поверхности покрыто льдом, который, вероятно, извергается из древних криовулканов.

Красноватый оттенок карликовая планета, скорее всего, получила от тонкого слоя метана в атмосфере, которая сейчас медленно выходит в открытый космос.

Спектральные данные показали, что водяной лед на поверхности Белоснежки изобиловал. Ученым известно о еще одной карликовой планете, так же красной и покрытой ледяной водой: Квавар, которую обнаружили в 2002 году.

Исследователи считают что Квавар, который немного меньше Белоснежки, когда-то имел атмосферу из летучих соединений, таких как метан, окись углерода и азота. Но его вес был достаточно небольшим, чтобы удержать эти химические вещества, и его атмосфера начала испаряться.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1847

Эрида обладает "моргающей" атмосферой

26 октября 2011 г.

Эрида (136199 Eris) - самый далекий известный объект Солнечной системы - была открыта в 2005 году американским астрономом Майком Брауном и его коллегами Чадом Трухильо и Дэвидом Рабиновичем в поясе Койпера - поясе ледяных астероидов, находящемся от нас на расстоянии в 30-50 раз больше расстояния от Земли до Солнца. Первые оценки показали, что этот объект может быть на 5% больше Плутона, что дало ученым повод говорить об открытии десятой планеты.

Первоначальная оценка радиуса Эриды, сделанная на основе прямых наблюдений, давала значение 1,2 тысячи километров (радиус Плутона составляет 1,15 тысячи километров). Однако измерения в инфракрасном диапазоне показывали, что это значение может составлять и 1,5 тысячи километров.

Авторы исследования 6 ноября 2010 года провели наблюдения покрытия Эридой одной из звезд - достаточно редкого события, которое происходит лишь раз в несколько лет. К наблюдениям были подготовлены 26 различных обсерваторий, однако лишь в двух точках в Чили удалось зафиксировать затмение - в обсерватории Сан-Педро де Атакама (на двух телескопах) и на телескопе TRAPPIST в обсерватории Ла Силья.

Полученные измерения времени "затмения" показали, что Эрида имеет радиус 1,163 тысячи километров (ошибка измерения составляют 6 километров). Это почти точно соответствует радиусу Плутона, который достаточно трудно измерить из-за присутствия атмосферы - согласно последним данным, он составляет от 1,15 до 1,2 тысячи километров.

В то же время, измерения группы Сикарди показали, что у Эриды атмосферы нет - по крайней мере с давлением выше одной 1 миллиардной доли земного.

Масса карликовой планеты была известна благодаря прежним измерениям параметров орбиты ее спутника - Дисномии, что позволило ученым уточнить значение плотности - 2,52 грамма на кубический сантиметр. Это очень близко к значению плотности другого занептунового карлика - Хаумеа (2,6), которая на 85% состоит из скальных пород, а на 15% - изо льда.

Кроме того, новое значение радиуса позволило уточнить альбедо - отражательную способность карликовой планеты, оно оказалось равно 0,94, то есть поверхность Эриды близка к абсолютно белой и отражает почти все излучение, а ее температура составляет около 30 кельвин.

Этот факт вместе с отсутствием колебаний яркости при вращении планеты заставил ученых предположить, что Эрида покрыта слоем белого азотно-метанового льда, который может быть относительно недавно замерзшей атмосферой планеты.

Орбита Эриды очень сильно вытянута - самая удаленная от Солнца точка ее траектории расположена на расстоянии 97 а.е., а ближайшая - почти в три раза ближе: 37,8 а.е. Эрида сейчас находится в самой удаленной точке орбиты, но примерно через 250 лет она подойдет близко к Солнцу и вновь обзаведется атмосферой.

источник - http://ria.ru/science/20111026/471900290.html

8.    Астероиды

Обнаружена вторая по высоте гора в Солнечной системе

3 октября 2011 г.

Исследовательский зонд НАСА Dawn обнаружил на астероиде Веста одну из самых высоких гор в Солнечной системе, железное ядро и "разновозрастные" полушария, сообщили исследователи, работающие с зондом, на планетологической конференции EPSC-DPS во французском Нанте.

Подсчитав количество кратеров на единицу площади для северного и южного полушарий Весты, исследователи НАСА установили, что южное полушарие почти в два раза "моложе" северного - его возраст оценивается в 1-2 миллиарда лет, тогда как возраст самых старых элементов рельефа севера ненамного меньше 4 миллиардов лет. Ученые называют это неожиданным результатом, поскольку известные метеориты с Весты "старше". Однако они отмечают, что пока это лишь предварительные данные, которые будут уточнены в ходе последующих наблюдений.

Одной из задач зонда был поиск возможных естественных спутников Весты, однако, как сообщили участники проекта, пока Dawn не удалось обнаружить у Весты спутников диаметром более 10 метров.

Ученые отмечают, что с "прибытием" Dawn для Весты пришлось разработать новую систему координат, поскольку оказалось, что предыдущая система координат, основанная на данных наблюдений телескопов, имела ошибку почти в 10 градусов.

источник - http://ria.ru/science/20111003/448466048.html

Астероид Минерва оказался пористым

6 октября 2011 г.

Астероид Минерва похож на пемзу - он представляет собой округлый "булыжник" из пористого минерала, пустоты в котором занимают до 30% объема.

Минерва принадлежит к редкому типу астероидов, у которых есть два собственных спутника. Эти микро-"луны" были открыты группой ученых под руководством Франка Маршиса из Исследовательского центра имени Карла Сагана в городе Маунтин-Вью (США) в 2009 году при помощи телескопа обсерватории Кека на Гавайях. В последующие годы Маршис и его коллеги обнаружили еще три таких объекта - астероиды Сильвия, Евгения и Клеопатра.

Как отмечают астрономы, гравитационное взаимодействие между спутниками и их "хозяйкой"-Минервой помогли им оценить среднюю плотность большого астероида. В случае, если микро-"луны" и сама Минерва состоят из одного и того же материала, ее плотность должна составлять примерно 1,9 грамма на кубический сантиметр. Плотность Минервы на 30% ниже "стандартных" показателей для углистых хондритов - астероидов, составленных из легких веществ, к числу которых принадлежит этот объект.

источник - http://ria.ru/science/20111006/451154375.html

Астрономы выяснили, кто наградил астероид Шейла кометным хвостом

7 октября 2011 г.

В декабре 2010 года ученые обнаружили, что у 110-километрового астероида Шейла (596 Scheila), открытого в 1906 году, появилось два "плеча", похожих на кометные "хвосты". Один из них, более яркий, смотрел на север, а второй, тусклый, - на юг. Ученые предположили, что Шейла оказалась "проснувшейся" кометой, неожиданно проявившей свою истинную природу.

Однако наблюдения с помощью телескопа "Хаббл" показали, что спектр хвостов не имеет характерных для комет особенностей. Например, в нем не оказалось следов воды и гидроксильных групп, а также диоксида углерода. В апреле 2011 года ученые сделали вывод, что хвосты возникли при ударе астероида.

источник - http://ria.ru/science/20111007/452169129.html

Вблизи Земли астрономы-любители обнаружили новый астериод

15 октября 2011

Команда астрономов-любителей обнаружила доселе неизвестный астероид, орбита которого проходит рядом с Землей, заявили ученые в среду (12 октября).

Любители обнаружили астериод, теперь известный под именем 2011 SF108 еще в сентябре, на Канарских островах. Хотя орбита 2011 SF108 не появляется ближе к Земле, чем на 30 млн км, он квалифицируется как околоземный объект, т.е. объект, который может представлять опасность нашей планете.

Команда воспользовалась наблюдением в обсерватории по программе поддержки Европейским космическим агенством осведомления ситуаций (SSA), для поиска астероида, говорится в сообщении ESA.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1835

Церера и Веста водят с собой по полсотни попутчиков

25 октября 2011 г.

Два самых крупных объекта главного пояса астероидов - карликовая планета Церера и астероид Веста - оказались обладателями целой армии астероидов, которые двигаются по одной орбите с ними.

Соорбитальными небесными телами называют объекты - планеты или спутники планет, астероиды, которые двигаются по одной и той же или очень близкой орбите, не приближаясь и не удаляясь друг от друга, и совершают один оборот вокруг Солнца за один и тот же промежуток времени.

Одна из разновидностей таких соорбитальных тел - троянские спутники. Они находятся вблизи точек Лагранжа, где гравитация Солнца и планеты уравновешивается, и могут оставаться в них очень долго. Юпитер водит за собой более трех тысяч троянских спутников, известно четыре марсианских "троянца", в 2010 году был открыт первый "троянский спутник" Земли - 300-метровый астероид 2010 TK7.

Астрономы обнаружили устойчивые популяции астероидов, которые могли оставаться на орбитах Цереры и Весты около 2 миллионов лет. "Стадо" Цереры насчитывает 51 астероид, а Весты - 44 астероида.

источник - http://ria.ru/science/20111025/470797809.html

Астероид Лютеция оказался недоразвитым "зародышем" планеты

27 октября 2011 г.

Лютеция - космический объект неправильной формы размером 132 на 101 на 76 километров - стал самым большим астероидом, с которым когда-либо сближался космический аппарат. В июле 2010 года ученые провели замеры температуры, плотности и химического состава этого астероида при помощи приборов "Розетты".

Ученые подтвердили, что кратеры и другие формы рельефа на поверхности астероида покрыты толстым слоем пыли, которая по своим свойствам напоминает лунный реголит. Диаметр некоторых кратеров на поверхности Лютеции достигает 20 или даже 55 километров. Самый большой кратер, Массилия, образовался в результате столкновения Лютеции и другого астероида диаметром восемь километров. По оценкам астрономов, такие столкновения между астероидами происходят крайне редко - один раз за 9 миллиардов лет. Таким образом, Лютеция могла столкнуться с этим телом только во время формирования Солнечной системы, когда подобные коллизии были обычным делом.

По уточненным данным, средняя плотность Лютеции не должна быть ниже 3,4 грамм на кубический сантиметр, что примерно в полтора-два раза выше, чем у других астероидов такого типа - углистых хондритов класса CO3 и CV3. Оказалось, что в астероиде отсутствуют крупные поры и трещины, характерные для углистых хондритов. По расчетам ученых, "пористость" Лютеции находится в пределах от 1% до 13%. Астрономы полагают, что это указывает на "доисторическое" происхождение небесного тела, так как ни один современный астероид не достигает такой плотности при схожем химическом составе.

Как предполагают астрономы, рельеф и особенности структуры астероида свидетельствуют о том, что небесное тело может быть планетезималью, которая так и не превратилась в более крупное небесное тело.

Зонд "Розетта" отправился в космос более шести лет назад, в марте 2004 года. Его главная задача - исследовать комету Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), до которой он доберется в 2014 году.

источник - http://ria.ru/science/20111027/472894528.html

9.    Кометы

Комета Хартли-2 и ее "сестры" принесли на Землю воду

5 октября 2011 г.

Астероиды считаются одним из ключевых источников воды на Земле: по современным представлениям, "заготовка" для нашей планеты изначально была сухой. Земля находится в пределах "линии снега", в области, где водяной пар из-за близости Солнца не мог сконденсироваться в лед и попасть в состав молодых планет. Поэтому вода могла появиться на Земле и Луне только с объектами из-за пределов этой линии, астероидами и кометами, при этом считалось, что на первые приходится более 90% "экспортной" воды.

Пол Хартоф из германского Института исследований Солнечной системы общества Макса Планка и его коллеги использовали космический телескоп "Гершель" для исследования кометы Хартли-2. Ученые установили, что соотношение дейтерия, тяжелого изотопа водорода, и "обычного" водорода у льда кометы очень близко к земному.

Этот результат существенно расширяет "резервуар" источников океанической воды на Земле, добавляя в него ряд комет, и соответствует формирующейся картине сложной динамической эволюции ранней Солнечной системы.

источник - http://ria.ru/science/20111005/450241910.html

Комета Еленина "превратилась в пыль"

20 октября 2011 г.

Комета C/2010 X1, открытая российским астрономом Леонидом Елениным в декабре 2010 года, была первой за 20 лет "российской" кометой - прежние подобные находки были сделаны еще советскими учеными. Этот объект обрел громкую славу среди сторонников теорий заговора и проповедников наступления конца света в 2012 году, которые предсказывали, что с ее приближением к Земле наступит глобальная катастрофа.

Однако в середине августа австралийский астроном-любитель Майкл Маттиаццо (Michael Mattiazzo) заметил, что комета становится все менее яркой, что свидетельствовало о начале ее разрушения. После прохождения кометой перигелия - ближайшей к Солнцу точки орбиты - она должна была появиться в поле зрения солнечной обсерватории SOHO, однако на снимках с этого аппарата кометы не оказалось.

В середине октября обнаружить комету попыталась группа астрономов с помощью телескопа Фолкеса с диаметром главного зеркала 2 метра. В ночь на 17 октября, остатки кометы Еленина должны были пролететь на минимальном расстоянии от Земли - 0,23 а.е., однако остатки кометы найдены не были.

источник - http://ria.ru/science/20111020/465431079.html

10. Звёздная и галактическая астрономия

Найдена самая маленькая из известных звезд

12 октября 2011

Во время нового исследования астрономы обнаружили более двух десятков ранее неизвестных звезд, одна из которых входит в число наименьших в своем роде.

Новообретенные объекты – это коричневые карлики. Один из них всего лишь в 6 раз превышает массу Юпитера.

Коричневые карлики находятся всего в двух звездных скоплениях, которые известны как NGC 1333 и Ро Змееносца. NGC 1333 находится на расстоянии около 1000 световых лет от Земли в созвездии Персея, в то время как Ро Змееносца всего в 400 световых годах от Земли, недалеко от созвездий Змееносца и Скорпиона.

Некоторые из звезд, которые удалось обнаружить во время нового исследования, имеют массу в 20 раз большую массы Юпитера и размещаются в нижнем конце известного диапазона масс коричневых карликов.

NGC 1333 имеет нечетный избыток остатков звезд, укрывая вдвое меньше коричневых карликов, чем нормальных звезд, говорят исследователи.

"Коричневые карлики, кажется, более распространены в NGC 1333, чем в других молодых звездных скоплениях", сказал Коралья Мюзик из Университета Торонто, ведущий автор другого предстоящего исследования, во время объявления результатов. "Это различие может быть намеком на то, как различные условия окружающей среды влияют на их формирование".

Необычно юные звезды "омолаживаются" за счет соседей, полагают ученые

19 октября 2011 г.

Голубые отставшие звезды же, в соответствии со своим названием, "отстают" от основной группы: их температура выше, а спектр излучения сильнее смещен в синюю область, чем у "ровесников". Первые такие звезды были открыты американским астрономом Алланом Сэндиджем в 1953 году.

Существует несколько гипотез о том, как могут возникать такие "молодящиеся" звезды. Еще в ходе первого исследования выяснилось, что 76% голубых отставших звезд в NGC 188 входят в двойные системы - у них есть звезды-компаньоны. Изучив 12 таких двойных систем с длительными периодами обращения, ученые оценили распределение их масс. Оказалось, что большинство компаньонов имели массу около 0,5 массы Солнца, что типично для белых карликов, остающихся от "съеденной" звезды-гиганта.

Полученное распределение исключает возможность образования голубых отставших звезд в результате столкновения двух светил: в этом случае звезды-компаньоны были бы более тяжелыми. Гипотеза о том, что "молодящиеся" звезды возникают при слиянии троек звезд, пока не подтверждается наблюдениями, однако полностью исключить ее нельзя.

"Мы надеемся напрямую понаблюдать поток вещества белых карликов в двойных системах, который предсказывает гипотеза переноса массы, в ходе предстоящего наблюдения NGC 188 с помощью космического телескопа "Хаббл". Эти наблюдения помогут исключить одну из двух оставшихся гипотез", - пишут ученые в статье

источник - http://ria.ru/science/20111019/464696037.html

Найден самый холодный коричневый карлик

25 октября 2011

Снимок звезды, недалекой от солнечной системы, и ее спутника, температура которого приблизительно как в жаркий летний день - был сделан исследователем Кевином Ламэном.

Его масса примерно такая же, как и у многих известных экзопланет, приблизительно в 6-9 раз больше Юпитера, но по другим параметрам он похож на звезду. Похоже, мы нашли довольно маленькую звезду с температурой, как у Земли.

Исследователь отнес этот объект к коричневым карликам, которые образуются так же, как и звезда, из облака газа и пыли. Но собранной массы карлика не хватило, чтобы запустились реакции в ядре, отчего он мог бы стать звездой. Ученые уже узнали температуру на поверхности коричневого карлика – 27-71 °С.

Объект получил имя WD 0806-661 B, и он вращается вокруг белого карлика под названием WD 0806-661 на расстоянии 63 световых годах от Солнца.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1853

Астрономы уточнили частоту столкновений и слияний галактик

27 октября 2011 г.

Большие галактики сталкиваются друг с другом примерно один раз за девять миллиардов лет, а их меньшие "кузены" - малые и карликовые галактики - встречаются со своими большими братьями или с себе подобными в три раза чаще - один раз за три миллиарда лет, пишут американские астрономы в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

По современным представлениям, столкновения и слияния галактик являются вполне обыденным явлением. С другой стороны, не совсем ясно, как часто происходили эти события в "детстве" и "юности" Вселенной. По данным специалистов НАСА, от 5% до 25% видимых галактик сталкиваются или объединяются с другими.

источник - http://ria.ru/science/20111027/472900226.html

Телескоп "Кеплер" обнаружил "семью" из супер-Земли и двух Нептунов

4 октября 2011 г.

Звезда Kepler-18 на 10% больше нашего Солнца, но при этом ее масса несколько меньше, около 97% солнечной. Три планеты, обращающиеся вокруг этого светила, получили названия b, c и d.

Планета b принадлежит к числу так называемых супер-Земель - крупных каменистых планет, на которых теоретически может зародиться жизнь. Эта планета примерно в семь раз тяжелее Земли, и в два раза больше ее по размеру. Планета b находится очень близко к своему светилу - она совершает оборот вокруг светила всего за четыре неполных дня.

Две других планеты, газовые гиганты c и d, весят в 17 и 16 раз больше Земли, и в 5,5 и семь раз больше ее. Первая планета облетает светило Kepler-18 за 7,5 дней, а ее напарница - за 15 суток.

Как отмечают ученые, "нептуны" находятся в так называемом орбитальном резонансе - за время одного оборота дальней планеты ближний газовый гигант совершает ровно два оборота. Это прямо подтверждает то, что обе планеты находятся в одной системе, так как такое взаимодействие невозможно в случае наложения двух независимых друг от друга объектов.

источник - http://ria.ru/science/20111004/449177801.html

"Спитцер" увидел признаки кометной атаки в другой звездной системе

20 октября 2011 г.

Космический телескоп НАСА "Спитцер" позволил ученым разглядеть в другой планетной системе признаки тяжелой кометной бомбардировки - подобные события происходили несколько миллиардов лет назад в Солнечной системе, возможно, благодаря им, на Земле появились вода и многие важные для жизни химические вещества, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

Звезда, возраст которой оценивается в 1 миллиард лет, находится на расстоянии около 59 световых лет от Земли. С помощью Спитцера ученые обнаружили вокруг звезды пояс пыли, состав которой по спектральным данным точно соответствовал составу гигантской распавшейся кометы. Этот пояс находился примерно на расстоянии, где могут существовать похожие на Землю планеты. По мнению авторов исследования, это указывает на столкновения планет и комет. В пользу этой гипотезы свидетельствует и относительная молодость звезды.

источник - http://ria.ru/science/20111020/464898307.html

Ученые увидели процесс рождения планеты

23 октября 2011

Первое прямое изображение планеты в процессе формирования вокруг удаленной звезды был захвачен астрономами, которые объединили силы 10-метрового телескопа Keck с небольшим количеством оптической ловкости рук.

Астрономы назвали экзопланету LkCa 15b, и она выглядит как горячая "протопланета" в окружении пыли и газа. Изображения показали, что формирование планеты происходит внутри большого разрыва между молодой звездой и внешним диском из пыли.

Открытие LkCa 15b началось как исследование 150 молодых звезд в пылевых областях звездообразований. Это привело к более концентрированному изучению десятков звезд. По мере дальнейших исследований на волнах разной длинны, астрономы были заинтригованы, узнав, что это явление было более сложным, чем просто объект компаньон.

Астрономы обнаружили "планету-океан"

28 октября 2011 г.

Планетная система звезды 55 Рака (55 Cnc, она же HD 75732, HIP 43587, HR 3522), расположенной в 40,25 светового года от Земли, очень похожа на солнечную. Звезда 55 Cnc видна на небе невооруженным глазом и очень схожа с Солнцем - ее масса составляет 90,5% солнечной, и они принадлежат к "соседним" спектральным классам: Солнце относится к классу G, а 55 Cnc - к несколько более холодному классу K.

Система 55 Cnc относится к лидерам по численности "населения" - здесь обнаружены уже пять планет. Она уступает только системам HD 10180 (семь планет) и Kepler-11 (шесть планет).

Мишель Гийон из Университета Льежа в Бельгии и его коллеги исследовали одну из планет системы - 55 Cnc e, расположенную ближе всего к звезде, на расстоянии лишь 0,015 астрономической единицы, что в два с лишним раза меньше радиуса орбиты Меркурия. Эта планета относится к классу "суперземель".

Согласно результатам Гийона и его коллег, радиус 55 Cnc e составляет 2,17 радиуса Земли, а ее масса в 7,8 раза больше земной. Ученые вычислили плотность планеты, которая оказалась равна 4 граммам на кубический сантиметр. Это значение хотя и относительно велико (плотность Земли - 5,5 грамма на кубический сантиметр), но слишком мало, чтобы планета целиком состояла только из скальных пород. Следовательно, она должна иметь оболочку из летучих веществ.

Согласно их подсчетам, такая оболочка может представлять собой атмосферу из водорода и гелия или из водяного пара.

Однако водородно-гелиевая атмосфера должна рассеяться за несколько миллионов лет, в то время как оболочка из водяного пара может удерживаться в течение миллиардов лет. Следовательно, наиболее вероятным предположением будет, что 55 Cnc e обладает водяной оболочкой, масса которой составляет десятки процентов от общей массы планеты.

Согласно подсчетам ученых, масса воды на 55 Cnc e может составлять 20% от общей массы небесного тела, что в тысячу раз больше доли воды на Земле: все земные океаны составляют лишь 0,023% от массы нашей планеты.

Однако океан 55 Cnc e должен быть крайне необычным - высокая температура на поверхности планеты приводит воду в суперкритическое состояние, в котором она обладает свойствами газа и жидкости одновременно.

источник - http://ria.ru/science/20111028/473468295.html

12. Развитие жизни

"Зона жизни" у красных карликов оказалась на треть шире

25 октября 2011 г.

Манодж Джоши из университета Рединга (Великобритания) и Роберт Эберле из исследовательского центра НАСА имени Эймса в городе Моффетт Филд (США), вычислив альбедо снега и льда на гипотетических планетах, вращающихся вокруг хорошо изученных красных карликов Gliese 436 и GJ1214, установили, что "зона жизни" у таких звезд может быть значительно шире, чем считалось ранее.

Первый карлик, Gliese 436, расположен на расстоянии в 33 световых года от Солнечной системы. Вокруг нее обращается один горячий "Нептун" и предположительно, супер-Земля массой в 5 земных. Светило GJ1214 удалено от нас на примерно такое же расстояние, приблизительно 40 световых лет в сторону созвездия Змееносца. Вокруг этой звезды вращается землеподобная планета, обладающая атмосферой и обширными запасами воды.

Джоши и Эберле заметили, что отражающая способность снега и льда зависит от частоты и степени интенсивности пика в спектре свечения звезды. Например, пик излучения у желтых карликов, подобных Солнцу, приходится на видимое излучение, которое хорошо отражается водой и льдом. Альбедо снега и льда в таком случае будет приближаться к 0,8 и 0,5 - иначе говоря, больше половины падающих лучей будет отражаться обратно.

С другой стороны, львиная доля энергии красных карликов уходит на излучение в инфракрасном и микроволновом диапазоне - с длиной волны около 1 микрона. По расчетам астрономов, альбедо снега и льда в таком случае не будет превышать 0,35 и 0,12.

Таким образом, планеты красных карликов, обладающие большими запасами воды на поверхности или в атмосфере, будут поглощать значительно больше тепла, чем Земля. По оценкам Джоши и Эберле, эта поправка расширяет "пояс жизни" на орбите типичного красного карлика примерно на 10-30%.

источник - http://ria.ru/science/20111025/470633482.html

Во вселенной обнаружены сложные органические вещества

27 октября 2011

Профессор Сан Квок и Доктор Йонг Чанг из Гонконгского Университета сообщили, что органическая субстанция, которая найдена во вселенной, содержит множество различных кольцеобразных и цепеобразных соединений. Они довольно сложные, ведь их структура очень похожа на структуру угля или нефти.

Результаты научных исследований показали, что эти сложные органические соединения могут являться не только источником жизни. Они могут производиться звездами естественным путем.

Уголь и нефть могла появиться только с помощью живых организмов. В тоже время, команда исследователей, предположила, что в космосе такие сложные соединения могли появиться и без участия жизненных форм.

Проанализировав спектр звездной пыли, исследователи определили, что сложные химические структуры создаются за короткий период - буквально несколько недель.

Звезды не только сами производят эти соединения, но и «выстреливают» их в окружающее космическое пространство.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1858

13. Черные дыры

Пылевой пояс черных дыр состоит из обломков планет

28 октября 2011 г.

Сергей Наякшин из британского Лейчестерского университета, Рашид Сюняев и Сергей Сазонов из Института космических исследований РАН изучали возможные сценарии образования звезд в окрестностях сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик.

Астрономы предположили, что пыль вокруг таких черных дыр скапливается примерно так же, как и частицы в так называемом зодиакальном облаке Солнечной системы - дискообразном скоплении пылевых частиц. Это облако не может существовать без внешней подпитки из-за того, что его частицы постоянно "выдуваются" солнечным ветром за пределы Солнечной системы. Считается, что оно пополняется микроскопическими осколками столкновений астероидов с планетами и друг с другом.

Наякшин и его коллеги проверили вероятность такого сценария формирования "бубликов" у сверхмассивных черных дыр при помощи математической модели, описывающей формирование и разрушение планет и других небольших объектов в аккреционном диске - облаке материи, окружающем черную дыру в центре ядра галактики.

Основным "производителем" материи бублика выступают окраины диска, где небольшие гравитационные возмущения - например, встреча с соседней звездой на расстоянии в несколько сотен астрономических единиц лишит ее всех планет и остальных тел ее планетарной системы.

источник - http://ria.ru/science/20111028/473898114.html

Нобелевская премия 2011 года по физике присуждена за открытие ускорения расширения Вселенной.

5 октября 2011

Шведская Королевская Академия наук (Royal Swedish Academy of Sciences) наградила Нобелевской премией в области физики 2011 года Сола Перлматтера, руководителя проекта Космологии сверхновых звезд из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли, Брайана П. Шмидта, руководителя научной группы High-z Supernova Search Team Австралийского национального университета, и Адама Г. Рисса, участника научной группы High-z Supernova Search Team со стороны Научного института космических телескопов  университета Джона Хопкинса. Премия была выдана за открытие ускоряющегося темпа расширения Вселенной, сделанное с помощью наблюдений за далекими сверхновыми звездами. Половину суммы вознаграждения премии получит Сол Перлматтер, а вторую половину поделят между собой Брайан П. Шмидт и Адам Г. Рисс.

В 1998 году произошла сильная встряска научных кругов астрофизической и космологической областей, когда две независимые группы ученых опубликовали и сравнили результаты своих исследований. Первую группу, начавшую исследования в 1988 году возглавлял Сол Перлматтер, Брайан Шмидт возглавлял вторую команду, которая начала работу в 1994 году. В группе Брайана Шмидта одну из самых главных ролей играл Адам Рисс.

Обе исследовательские группы работали над созданием карты Вселенной во всех мельчайших подробностях. В качестве опорных точек ученые использовали особый вид сверхновых звезд, известный как сверхновые класса Ia. Такие сверхновые получаются в результате взрыва белых карликов, звезд, столь же массивных как Солнце, но столь же малых, как Земля. Взрыв сверхновой такого класса дает такое же количество света, которое излучают целые некоторые галактики. В общей сложности обе группы ученых обнаружили и изучили множество сверхновых класса Ia, но свет от более чем 50 таких сверхновых был слабее на 25%, чем ожидалось. Именно по этому признаку ученые сделали выводы о том, что Вселенная расширяется ускоряющимся темпом. В своих исследованиях группы ученых шли разными путями, натыкаясь на "подводные камни", но в результате пришли к одному и тому же выводу.

источник - http://ria.ru/science/20111006/450572743.html

Отдаленные галактики помогли уточнить дату фазы первой космической реионизации

16 октября 2011

На стадии раннего развития нашей Вселенной, космический туман был наполнен частичками водорода, которые поглощали ультрафиолетовый свет. Этот важный в истории космологии процесс известный, как фаза реионизации, произошел около 13 миллиардов лет тому назад. Космическая реионизация - это процесс ионизации основной массы космического газа ультрафиолетовым излучением, исходящих из первых галактик нашей Вселенной.

Тщательные исследования учеными отдаленных галактик показали, что процесс космической реионизации проходил намного быстрее, чем предполагалось ранее.

Астрономы смогли высчитать расстояние до этих галактик и определить их возраст. Предположительно эти отдаленные галактики испускали свой свет, когда нашей Вселенной было 780 миллионов - 1 миллиард лет после Большого Взрыва. Наблюдения за данными галактиками позволили вычислить дату первой реионизации в космосе, когда космический туман, содержащий частички водорода начал очищаться и становиться более прозрачным, позволяя ультрафиолету проникать сквозь себя. Изначально количество нейтрального неионизированного водорода составляло от 10 до 50% всего объема Вселенной.

Приблизительно через 200 миллионов лет после начала реионизации количество неионизированного водорода в космическом пространстве значительно уменьшилось и стало сравнимо с сегодняшним. Фаза реионизации - это переломный период в истории эволюции Вселенной, связанное с глобальным изменением состояния газа в космосе.

Новые данные о темной материи меняют все представление о ней

25 октября 2011

Несмотря на незнание о том, что же такое эта темная материя, ученые постепенно создали хорошую модель для описания ее поведения. Модель предполагает, что темная материя состоит из холодных, медленных экзотических частиц, которые слипаются из-за тяжести.

Эта модель "холодной темной материи" удивительно хорошо описывает, как темная материя ведет себя в большинстве ситуаций. Тем не менее, она ломается при применении к мини "карликовым галактикам", где темная материя представляется более распространенной, чем должна быть, согласно теории.

В новом исследовании, ученые вычислили ее массовое распространение в двух карликовых галактиках, используя новый метод, который не опирается на какие-либо теории темной материи. Ученые обследовали галактики Печи и Скульптора, находящиеся на орбите Млечного Пути.

Однако их измерения до сих пор противоречат теории холодной темной материи, что только усугубляет проблему.

В соответствии с моделью, в центрах галактик должны быть плотные скопления невидимой материи. Но темная материя, как представляется, распространяется равномерно по галактикам Печи и Скульптора, а также другим карликовым галактикам.

Измерения показывают, что некоторую часть теоретической модели, возможно, придется пересмотреть.

Либо нормальная материя влияет на темную материю больше, чем ученые считали, либо она не холодна и медленно движется, говорят исследователи.