ЗА ДЕКАБРЬ 2011 ГОДА

1.    Очередная катастрофа

Российский коммуникационный спутник "Меридиан" упал в Сибири почти сразу после запуска.

23 декабря 2011 года, с космодрома Плесецк был осуществлен запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" которая должна была вывести на околоземную орбиту еще один коммуникационный спутник двойного назначения из серии "Меридиан". Спустя семь минут нормального полета в работе третьей ступени возник сбой и космический аппарат упал на землю в районе города Тобольск. Отказ относительно нового двигателя РД-0124, который использовался до последнего случая всего восемь раз, может внести коррективы в "космические" планы России и стать причиной отсрочки запуска космического корабля "Прогресс", который запланирован на январь месяц следующего года.

В настоящее время в месте падения обломков космического аппарата, которое находится на территории Ордынского района в Новосибирской области, военными ведутся интенсивные поисковые работы.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3172-rossiyskiy-kommunikacionnyy-sputnik-meridian-upal-v-sibiri-pochti-srazu-posle-zapuska.html

2.    Последствия аварии "Фобос-грунта"

Войска ВКО РФ отслеживают параметры орбиты "Фобос-Грунта"

1 декабря 2011 г.

Новый род войск - воздушно-комическая оборона - отслеживает параметры орбиты межпланетной станции "Фобос-Грунт", сообщил командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Олег Остапенко.

Согласно данным Стратегического командования США, сейчас орбита "Фобос-Грунта" продолжает устойчиво снижаться со скоростью примерно километр в сутки. Если по данным на 07.03 мск вторника перигей орбиты аппарата составлял 209,75 километра, а апогей - 309,19 километра, то к 23.13 мск среды перигей снизился до 208,79 километра, а апогей до 306,43 километра.

источник - http://ria.ru/science/20111201/503339891.html

"Фобос-Грунт" потерял две детали

4 декабря 2011 г.

Два фрагмента отделились от российской межпланетной станции "Фобос-Грунт", застрявшей на околоземной орбите; в настоящее время они быстро теряют высоту, свидетельствуют данные американского Стратегического командования.

Два фрагмента появились в каталоге NORAD под номерами 37940 и 37947 29 ноября и 1 декабря. Орбита второго из них уже значительно ниже орбиты самого "Фобос-Грунта", ее апогей (самая "высокая" точка орбиты) составляет 167 километров, а перигей (ближайшая к Земле точка орбиты) - 147 километров.

источник - http://ria.ru/science/20111205/507120564.html т

Европейцы перестали делать попытки спасения

04 декабря 2011

В Европейском космическом агентстве сообщили, что уже не будут пытаться связаться с космическим аппаратом «Фобос-грунт», который так и не смог покинуть орбиту Земли.

В то же время, в ЕКА готовы возобновить пoпытки связаться с аппаратом, если ситуация хоть немного изменится в лучшую сторону. Но вряд ли это случится. Окно для полета на Марс аппарат уже пропустил, так что он туда не полетит ни в каком случае.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1931

Специалисты из РФ больше не пытаются получить телеметрию с "Фобоса"

5 декабря 2011 г.

Российские специалисты больше не пытаются получить телеметрическую информацию с межпланетной станции "Фобос-Грунт", застрявшей на околоземной орбите, однако все еще пробуют передать на ее борт команды для запуска двигателей, чтобы поднять высоту орбиты зонда и отсрочить его падение.

По слова источника, "Падение прогнозируется где-то на начало января, ближе к 10-му. Разброс очень большой - недели на две в обе стороны. Параметры входа в атмосферу можно спрогнозировать примерно за сутки до этого события. Раньше все слишком непредсказуемо". Минимальная высота, с которой начинается очень быстрое снижение и падение аппарата - примерно 150-180 километров.

источник - http://ria.ru/science/20111205/507245602.html

"Фобос-Грунт" игнорирует команды с Земли, сообщает ЕКА

9 декабря 2011.

Европейская станция слежения в Маспаломасе на Канарских островах в ходе двух попыток в пятницу не смогла связаться с российской межпланетной станцией "Фобос-Грунт".

У европейских специалистов было два "окна" для связи с "Фобосом" - с 14.11 по 14.20 и с 15.45 по 15.52 мск. В настоящее время специалисты НПО имени Лавочкина договариваются с европейскими коллегами о возможности проведения дополнительных сеансов связи в ближайшие дни.

источник - http://ria.ru/science/20111209/511393977.html

Роскосмос обозначил первые шаги по разбору ЧП с "Фобос-Грунтом"

10 декабря 2011.

Руководитель межведомственной комиссии Роскосмоса по анализу полета межпланетной станции "Фобос-Грунт", экс-глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, ныне занимающий пост председателя научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии", рассказал о первых шагах по расследованию причин произошедшей нештатной ситуации.

"Эти шаги общеизвестные. Сначала создаются соответствующие профильные подгруппы. Им дается поручение проанализировать весь жизненный цикл космического аппарата - начиная от заводских испытаний, всех объемов наземной экспериментальной отработки на предмет соответствия тому, что в аппарат закладывалось. Дальше все будет изучено поэтапно до момента запуска", - отметил Коптев.

Далее, по его словам, на основании собранных данных, может быть сделан анализ сложившейся ситуации и выбран способ ее устранения.

Вместе с тем Коптев предостерег СМИ от раздувания ажиотажа вокруг темы предполагаемого свода с орбиты межпланетной станции.

По его словам, многолетняя международная статистика доказывает, что сходящие с орбиты космические аппараты практически всегда полностью сгорают в плотных слоях атмосферы Земли, а их остаточные фрагменты, как правило, не причиняют никакого вреда людям.

источник - http://ria.ru/science/20111210/512422139.html

Наш комментарий: редкий случай, когда словам Коптева можно верить: он действительно большой специалист по сведению с орбит космических аппаратов

Станции ЕКА на Канарах вновь не удалось связаться с "Фобос-Грунтом"

13 декабря 2011 г.

Европейской станции слежения в Маспаломасе на Канарских островах в ходе двух попыток вновь не удалось связаться со станцией "Фобос-Грунт", сообщил глава представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель.

источник - http://ria.ru/science/20111213/516003685.html

О ситуации с космическим аппаратом «Фобос-Грунт»

16 декабря 2011 г.

В настоящее время «Фобос-Грунт» находится на околоземной орбите с параметрами:

-    высота апогея – 275,7  км;

-    высота перигея – 201,3 км;

-    наклонение – 51,46 град.;

-    период обращения – 89,2 мин.

Создана Межведомственная комиссия по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе проведения летных испытаний космического аппарата. Председателем назначен Юрий Коптев – председатель научно-технического совета Государственной корпорации «Ростехнологии». Члены комиссии -  представители организаций ракетно-космической промышленности, учреждений Российской академии наук и Минобороны России приступят к работе 19 декабря.

Радиоизотопный источник (Кобальт-57), установленный в одном из научных приборов, имеет небольшую массу - 10 микрограмм, малый период полураспада и не вызовет опасности радиоактивного заражения.

источник - http://www.roscosmos.ru/17934/

Роскосмос не будет запускать двигатели "Фобоса" без новой телеметрии

19 декабря 2011 г.

Надежды спасти российскую межпланетную станцию "Фобос-Грунт", терпящую бедствие на низкой околоземной орбите, практически не осталось, попытки включения двигателей с целью увеличения орбиты ее полета без новых данных телеметрии проводиться не будут, сообщил РИА Новости заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

"К сожалению, аппарат практически потерян. Нам кажется все-таки маловероятным что-то сделать с ним за те несколько оставшихся недель до его входа в атмосферу Земли. По последним данным, это первая половина января. Мы не можем дать на борт команду на включение двигателей, так как неизвестно, как аппарат сориентирован. Если, не имея телеметрии о том, что с "Фобосом" происходит, дать такую команду, последствия его дальнейшего полета могут быть непредсказуемыми", - отметил он.

источник - http://ria.ru/science/20111219/520737471.html

3.    Вопросы политики

Космонавты внесли вклад в подготовку "болотных" протестов

04 декабря 2011 г. российские космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, находящиеся с 16 ноября с.г. на борту МКС по программе основной экспедиции МКС-29/30, приняли участие в выборах депутатов Государственной Думы и Московской областной Думы.

В ходе сеанса космонавтам-избирателям Антону Шкаплерову и Анатолию Иванишину была предоставлена возможность проголосовать через доверенное лицо – сотрудника Центра подготовки космонавтов Дмитрия Жукова, который в подмосковном Центре управления полётами по их поручению заполнил и опустил бюллетени в специальную урну для голосования.

Голосование проходило в присутствии представителей ЦИК РФ и ТИК Московской области, средств массовой информации и руководителей муниципальных образований горолёв и г.Звёздный.

источник - http://www.roscosmos.ru/17873/

НАСА потеряло сотни лунных камней

11 декабря 2011

НАСА потеряло или не вернуло более 500 лунных камней, собранных и доставленных на Землю астронавтами Аполлона.

При проведении аудита, опубликованного 8 декабря, Генеральный инспектор Управления НАСА сообщил, что агентству «не хватает контроля над займом лунных камней и других астроматериалов, что увеличивает риск потери подобных уникальных ресурсов».

«НАСА теряет астроматериалы с тех пор как лунные образцы были доставлены Аполлоном», - подробно сообщается в докладе Генерального инспектора Пола К. Мартина. – «НАСА подтвердило, что 516 других одолженных материалов были потеряны или украдены между 1970 годом и июнем 2010 года, включая 18 лунных образцов объявленных утерянными исследователями в 2010 и 218 лунных и метеоритных образцов, что были похищены у ученых в Космическом Центре НАСА имени Джонса в 2002 и возвращены потом».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1950

4.    Реформирование отрасли

По мнению Путина нынешняя система управления в космической отрасли недостаточна

26 декабря 2011 г.

Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с вице-премьером по ВПК Дмитрием Рогозиным.

"После того, как отменили приемку в военно-космической сфере и отделили от нее военную тематику, некоторые вещи изменились в худшую сторону. Это не значит, что нужно вернуться к прежним инструментам регулирования, но совершенно очевидно, что имеющихся недостаточно", - сказал он.

источник - http://ria.ru/science/20111226/526966472.html

5.    Космодном Восточный

Первая ракета взлетит с космодрома "Восточный" в 2015 году

16 декабря 2011 г.

Об этом сообщил директор Федерального агентства специального строительства (Спецстрой) России Григорий Нагинский.

"На строительство этого объекта выделено около 300 миллиардов рублей", - сказал он.

Несмотря на некоторые сложности, процесс строительства космодрома "пошел". "Уже заключены два контракта - на строительство железной дороги, ведущей к космодрому, и на контракт на строительство электростанций, которые будут снабжать объект электроэнергией", - сказал Нагинский.

источник - http://ria.ru/science/20111216/518302136.html

6.    Планы по Марсу

Итоги эксперимента "Марс-500"

06 декабря 2011

Эксперимент "Марс-500" длился 520 суток с 3 июня 2010 года по 4 ноября 2011. Это был интереснейший совместный проект российского космического агентства Роскосмос и европейского агентства ESA. Эксперимент был максимально приближен к реальному пилотируемому полёту на Марс с возвращением на Землю. Проект осуществлялся в ИМБП РАН в окрестностях Москвы. Стоимость проекта составила около 15 миллионов долларов.

В эксперименте принимали участие россияне Алексей Ситев (инженер-кораблестроитель), Александр Смолеевский (военный врач), Сухроб Камолов (хирург), китаец Ван Юэ ( ассистент преподавателя для космонавтов), француз Роман Шарле (инженер) и итальянец колумбийского происхождения Диего Урбина (инженер).

Во время эксперимента космонавты находились в условном космическом модуле и периодически осуществляли условные выходы на поверхность Красной Планеты для выполнения определенных задач. Связь с внешним миром осуществлялась исключительно при помощи радиосвязи. Передача радиосигналов была с временной задержкой для имитации реально передаваемых сигналов с Марса.

Несмотря на то, что представители двух космических агентств, которые курировали эксперимент, остались довольны его проведением и исходом, сами марсонавты с улыбкой на устах признались, что эксперимент был для них довольно монотонным и, что им было чрезвычайно трудно выдержать такой срок в изоляции от внешнего мира вдали от общения со своими семьями и друзьями. Марсонавты также признались, что повторно они бы не согласились на участие в подобном эксперименте. Меню космонавтов было немного разнообразнее, чем их жизнедеятельность в изолированной "космической капсуле", однако и здесь марсонавты остались не совсем довольными.

"Меню не было слишком строгим, однако нам приходилось есть одно и тоже каждый понедельник, вторник, среду и т.д." - объяснил Роман Шарле.

В Париже прошли переговоры по вопросу участия России в программе «ЭкзоМарс»

09 декабря 2011 г.

7-8 декабря в Париже состоялись переговоры представителей Роскосмоса, ЕКА и НАСА по вопросу возможного участия России в качестве равнозначной третьей стороны в совместном проекте ЕКА и НАСА по исследованию Марса «ЭкзоМарс» («ExoMars»).

По итогам встречи созданы две рабочие группы, одна из которых проанализирует возможную научную составляющую участия российской стороны в программе «ЭкзоМарс» (перечень научных задач и научных приборов для установки на платформу), вторая - вопрос адаптации ракеты-носителя «Протон» к данной миссии.

Окончательное решение по возможности участия России в программе «ЭкзоМарс» будет принято после анализа результатов деятельности рабочих групп, которые планируется обсудить на встрече глав космических агентств России, США и Европы 19 декабря текущего года в Москве.

источник - http://www.roscosmos.ru/17902/

7.    Новости МКС

Исследователи играют с огнем на борту МКС

7 декабря 2011

Изучение поведения пламени в условиях невесомости и безвоздушного пространства позволит исследователям проектировать в будущем высокоэффективные системы пожаротушения для будущих космических кораблей. Но перед созданием таких систем исследователям эксперимента FLEX еще предстоит разгадать некоторые мистические нюансы поведения пламени в условиях невесомости.

К примеру, на Земле продукты сгорания удаляются вверх от пламени за счет гравитации. На их место поступает свежий воздух, поставляющий кислород, необходимый для горения. Уберите силу тяжести, плотную атмосферу и горячие газы не смогут подниматься вверх. В этом случае горение поддерживается за счет диффузионного притока кислорода, процесса, который протекает в сотни раз медленней, чем это происходит на Земле. Конечно, пламя в космосе может гореть в присутствии меньшего количества кислорода и при более низких температурах, поэтому материалы, используемые для гашения пламени, должны иметь более высокую плотность.

В ходе экспериментов FLEX было выяснено, что капли гептана и метанола, двух видов используемого топлива сжигаемого в камере установки FLEX, могут самопроизвольно самовоспламениться в невесомости уже после того, как основное пламя уже было потушено. Этот факт остается совершенно необъяснимым и по сегодняшний день.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3108-issledovateli-igrayut-s-ognem-na-bortu-mezhdunarodnoy-kosmicheskoy-stancii.html

Космонавты измеряют уровень радиации на российском сегменте МКС

7 декабря 2011 г.

Космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин проводят замер уровня радиации, накопленной за время полета манекеном, установленным на российском сегменте МКС, сообщает Роскосмос.

Эксперимент "Матрешка" начался в январе 2004 года, когда на МКС доставили два манекена - европейского "господина Рэндо" и российскую шаровую "Матрешку-Р". Оба устройства сделаны из материалов, по химическому составу близких к человеческому телу. Детекторы, установленные в местах, где располагаются жизненно важные органы человека, позволяют определить дозы радиации, которые человек получает во время длительного пребывания в космосе.

источник - http://ria.ru/science/20111207/509094618.html

НАСА планирует установить на борту МКС космическую стиральную машину.

8 декабря 2011

До сих пор не придумано ни одного хорошего способа остаться чистым в условиях открытого космоса.

НАСА наконец-то контракт с компанией UMPQUA, в рамках которого идет создание космической стиральной машины, использующей для стирки небольшое количество энергии и малое количество воды, которая является в космосе большим дефицитом.

Применение новой космической стиральной машины не будет ограничиваться только установкой на МКС. В рамках контракта НАСА определяет, что стиральная система "должна подходить для использования в любой долгосрочной космической миссии, в условиях, когда доставка новой одежды на борт космического корабля или станции невозможны в силу разных причин". Ставя такую формулировку, вероятнее всего, НАСА смотрит еще дальше, во времена, когда на поверхности Луны, Марса и других планет появятся первые поселения людей.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3114-nasa-planiruet-ustanovit-na-bortu-mks-kosmicheskuyu-stiralnuyu-mashinu.html

Состоялся запуск транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-03М»

21 декабря 2011 г. с космодрома Байконур состоялся пуск ракеты «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз ТМА-03М» (командир Олег Кононенко (Роскосмос), бортинженеры Андрэ Кауперс (ЕКА) и Дональд Петтит (НАСА)).

После 528 секунд полета ракеты-носителя ТПК «Союз ТМА-03М» штатно отделился от третьей ступени РН на орбите искусственного спутника Земли.

источник - http://www.roscosmos.ru/17967/

Экипаж корабля "Союз ТМА-03М" открыл люки и перешел на МКС

23 декабря 2011 г.

Прибывшие на орбиту космонавты Олег Кононенко, Андре Кауперс, а также астронавт Дональд Петтит открыли переходные люки между космическим кораблем "Союз ТМА03М" и МКС.

Для Кононенко и Кауперса это второй космический полет. Петтит отправился на орбиту в третий раз. Как ожидается, новый экипаж отработает на МКС 147 суток. Научная программа экспедиции включает более сотни исследований, из них 71 эксперимент - по российской программе. Астронавт признался, что больше всего его привлекают два российских эксперимента - "Плазменный кристалл" (по выращиванию пылевых кристаллов в условиях невесомости) и "Ураган" (двухмерные съемки Земли в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне).

источник - http://ria.ru/science/20111223/524521643.html

8.    Дальнейшие перспективы МКС

ЕКА определится с продлением финансирования МКС в ноябре 2012 года

21 декабря 2011 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) определится с финансированием дальнейшей стадии эксплуатации МКС в ноябре 2012 года, сообщил в среду журналистам руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден.

Отвечая на вопрос, когда можно ожидать подписания документов с европейской стороны на продление эксплуатации МКС до 2020 года, он напомнил, что принципиальное решение по этому вопросу было принято в марте текущего года.

источник - http://ria.ru/science/20111221/522398999.html

9.    Исчерпание ресурса МКС

Высота орбиты МКС увеличена на 1,8 км после тестовой коррекции

1 декабря 2011 г.

Специалисты подмосковного ЦУП провели в маневр по коррекции орбиты МКС, в результате которого высота орбиты полета МКС увеличилась на 1,8 километра - до 392,2 километра.

Маневр проводился с использованием корректирующих двигателей служебного модуля "Звезда". "Двигатели служебного модуля проработали положенные 63 секунды.

источник - http://ria.ru/science/20111201/503119156.html

Орбиту МКС подняли для пристыковки пилотируемого "Союза"

9 декабря 2011 г.

Корректирующие двигатели служебного модуля "Звезда" проработали 81,5 секунды. В результате МКС получила приращение скорости на 1,3 метра в секунду. Средняя высота ее орбиты увеличилась на 2,3 километра и составила 393,2 километра.

источник - http://ria.ru/science/20111209/511776072.html

10. Спутниковая группировка

В ОАО «ИСС» введено в эксплуатацию новое испытательное оборудование

06 декабря 2011 г.

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» введена в эксплуатацию высокотехнологичная горизонтальная вакуумная установка, предназначенная для термобалансных и термовакуумных испытаний космических аппаратов.

Новая камера объёмом 600 кубических метров превышает по размерам имеющееся на предприятии испытательное оборудование и предназначена для экспериментальной отработки и приёмо-сдаточных электрических испытаний космических аппаратов.

источник - http://www.roscosmos.ru/17879/

Космический аппарат «Луч-5А» выведен на целевую орбиту

12 декабря 2011 г. космический аппарат (КА) «Луч-5А» успешно выведен на целевую орбиту и взят на управление.

КА «Луч-5А» создан в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» на основе новой лёгкой негерметичной платформы «Экспресс-1000». Масса КА «Луч-5А» (в заправленном состоянии) 1148 кг. По сравнению с первыми космическими аппаратами «Луч», созданными в ОАО «ИСС», расчётный срок службы «Луч-5А» увеличен более чем в три раза, а стартовая масса уменьшена более чем в два с половиной раза.

Спутник оборудован двумя абонентскими антеннами диаметром 4,2 м и семью транспондерами Ku- и S-диапазонов. Пропускная способность каналов: Ku-диапазона – 150 Мбит/с, S-диапазона – до 5 Мбит/с. Антенны выполнены по так называемой схеме «зонтик». Спицы антенн изготовлены из композиционных материалов, а радиоткань – из позолоченной микропроволоки.

источник - http://www.roscosmos.ru/17911/

Точность системы ГЛОНАСС за три месяца повысится до 2,5 метров

13 декабря 2011 г.

Об этом сообщил заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов.

В настоящее время точность системы ГЛОНАСС, состоящей из 24 рабочих спутников, зарегистрирована в районе четырех с половиной метров. По завершению работы по увеличению точности сигнала, а это произойдет через два-три месяца, точность приема сигнала возрастет до 2,5-2,8 метров.

источник - http://ria.ru/science/20111213/515838641.html

Европейская система Galileo передала первый навигационный сигнал

14 декабря 2011 г.

Европейская навигационная спутниковая система Galileo передала на Землю первый тестовый навигационный сигнал - два спутника, выведенные на орбиту в октябре российским "Союзом", успешно включили свои передатчики.

Навигационная система Galileo - европейская альтернатива американской GPS, создание которой ЕС начал обсуждать еще в 1999 году. Ранее на околоземной орбите работали два тестовых спутника, запущенные в 2005 и 2008 годах - GIOVE-A и -B, на которых проверяются ключевые технологии системы.

источник - http://ria.ru/science/20111214/516650966.html

Ракета "Союз-СТ" вывела на орбиту шесть военных спутников

17 декабря 2011 г.

Российская ракета "Союз-СТ", во второй раз в истории запущенная с космодрома Куру во Французской Гвиане, вывела на орбиту космические аппараты "Плеяды", Elisa и SSoT, которые успешно отделились от разгонного блока "Фрегат-МТ" и начали автономный полёт.

Полезная нагрузка "Союз-СТ" составила шесть спутников: "Плеяды-1", четыре микроспутника Elisa и спутник SSOT. "Плеяды-1", к которому позже присоединится аппарат "Плеяды-2", отстыковался от ракеты на 55-й минуте полета. Через четыре минуты после него отстыковались четыре спутника Elisa (Electronic Intelligence by Satellite).

источник - http://ria.ru/science/20111217/518967481.html

С российского спутника связи "Ямал-201" пропал сигнал

20 декабря 2011 г.

Нештатная ситуация произошла со спутником связи "Ямал-201", принадлежащим компании "Газпром - Космические системы".

Сигнал пропал сегодня в 9:30. В связи с этим с экранов телевизоров исчез областной телеканал "Южный Регион Дон".

По предположению специалистов, возможно, на спутнике проблемы с приемо-передатчиком. Устройство принимает сигнал, но не передает его обратно на Землю, то есть со спутника нет сигнала ретрансляции.

Спутник "Ямал-201" оснащен комбинированной полезной нагрузкой в С и Ku-диапазоне и позволяет оказывать услуги по организации каналов связи и передачи данных, видеоконференцсвязи, распределительного телевидения, спутникового доступа в интернет. На его основе реализуются сети центрального и регионального телевидения, дистанционного образования и телемедицины.

Позиция 90 градусов в.д. на геостационарной орбите, в которой находится спутник "Ямал-201", - базовая для ОАО "Газпром космические системы". Находясь над самым центром Восточного полушария, она идеально подходит для обслуживания территории России. Зона видимости из этой позиции охватывает 95% территории РФ, на которой проживает свыше 98% ее населения.

ОАО "Газпром космические системы" занимает 20% рынка спутниковой связи РФ.

источник - http://ria.ru/incidents/20111220/521568447.html

Газпром объявил конкурс на создание нового спутника связи "Ямал-601"

22 декабря 2011 г.

ОАО "Газпром" объявило конкурс на создание нового спутника связи "Ямал-601" для своей дочерней компании "Газпром - космические системы", стоимость контракта - 3,87 миллиарда рублей.

Конкурс объявляется на право заключения договора генподряда на изготовление, запуск и сдачу на орбите на условиях "под ключ"" космического аппарата "Ямал-601" для нужд ОАО "Газпром космические системы". Срок выполнения работ - не более 30 месяцев с момента заключения договора, и не позднее октября 2014 года.

источник - http://ria.ru/science/20111222/523202030.html

Морской и речной флот России полностью оснастили ГЛОНАСС

27 декабря 2011 г.

Весь морской и речной флот России обеспечен аппаратурой системой ГЛОНАСС, сообщил генеральный директор ЗАО "КБ НАВИС", производящего навигационные приборы, Валерий Бабаков.

По разным оценкам, от 300 до 400 самолетов гражданской авиации оснащены ГЛОНАСС. При этом общая численность авиафлота составляет 2-3 тысячи единиц.

При этом на железнодорожном транспорте "мы можем говорить всего о нескольких процентах".

источник - http://ria.ru/science/20111227/527893003.html

Шесть следующих спутников "Глонасс" разместят на орбите по-новому

27 декабря 2011 г.

Следующие шесть космических аппаратов (КА) системы ГЛОНАСС будут размещены в трех дополнительных плоскостях, сообщил генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" (РКС) Юрий Урличич.

По его словам, таким образом, не надо будет менять положение тех 24 КА, которые функционируют сейчас на орбите.

источник - http://ria.ru/science/20111227/527859423.html

11. Космические телескопы и ДЗЗ

Радиотелескоп «Спектр-Р»: успешно обработаны результаты первого сеанса наблюдения

09 декабря 2011 г.

В ЦУПе НПО им. С.А.Лавочкина состоялось совещание главной оперативной группы управления (ГОГУ), посвященное  работе с космическим аппаратом «Спектр-Р».

Заведующий отделом космической астрономии Астрокосмического центра (АКЦ) ФИАН им. Лебедева Михаил Попов  рассказал собравшимся о результатах обработки данных первого сеанса наблюдения, в ходе которого был получен интерферометрический отклик при наблюдениях квазара 0212+735. Этот ранее известный космический радиоисточник был специально отобран научной группой АКЦ ФИАН для испытаний на основе уже имеющихся данных о яркости объекта. Отклик обнаружен на длине волны 18 см.

Успешное получение первой интерферометрической информации удалось осуществить, используя вместе с космическим радиотелескопом «Спектр-Р» (производства НПО им. С.А.Лавочкина) проекта «РадиоАстрон», наземные радиотелескопы, раcположенные по всей Земле.

источник - http://www.roscosmos.ru/17899/

"Радиоастрон" начал научную программу раньше запланированного срока

13 декабря 2011 г.

Российская орбитальная астрофизическая обсерватория "Радиоастрон" ("Спектр-Р") начала вести первые научные наблюдения на полтора месяца раньше запланированного срока, а через год граждане любой страны мира, пройдя конкурс, смогут провести собственные наблюдения с помощью радиотелескопа, сообщил сотрудник ФИАН Юрий Ковалев.

источник - http://ria.ru/science/20111213/515799083.html

Первое пусковое окно для старта миссии "Спектр-РГ" откроется в 2013 г

13 декабря 2011 г.

Первое пусковое окно для запуска международной космической астрофизической обсерватории "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ") откроется 29 ноября 2013 года, сообщил гендиректор-генконструктор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

По его словам, пусковое окно будет открываться каждые 28 суток, его продолжительность составляет три дня.

Обсерватория будет состоять из научной аппаратуры и так называемой служебной части (базовый модуль "Навигатор"). В состав обсерватории, входят, в том числе, два рентгеновских телескопа - российский ART-XC, который создается в российском ядерном центре в Сарове (ВНИИЭФ), и немецкий зеркальный eROSITA массой 760 килограммов.

"Спектр-РГ" будет своеобразным "рентгеновским картографом" Вселенной. Кроме того, телескоп сможет фиксировать излучение горячего газа, который удерживается в гравитационной "ловушке" темной материей. Таким образом, можно составить карту распределения темной материи во Вселенной.

источник - http://ria.ru/science/20111213/515691626.html

12. Коммерциализация и международное сотрудничество

Космический аппарат «Амос-5» выведен на целевую орбиту

12 декабря 2011 г.

Космический аппарат (КА) «Амос-5» (Израиль), который накануне был запущен с космодрома Байконур ракетой космического назначения «Протон-М»,  успешно выведен на целевую орбиту. Он отделился от разгонного блока «Бриз-М» и передан на управление заказчику – израильскому оператору Spacecom.

Космический аппарат «Амос-5» создан в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва».

источник - http://www.roscosmos.ru/17912/

Космические аппараты «Плеяды/Элиза/SSoT» начали автономный полёт

17 декабря 2011 г. из Гвианского космического центра (Французская Гвиана) расчеты предприятий и организаций Роскосмоса осуществили пуск российской ракеты-носителя «Союз-СТ-А» с космическими аппаратами (КА) «Плеяды/Элиза/SSoT».

В запланированное время космические аппараты успешно отделились от разгонного блока «Фрегат-МТ» и начали автономный полёт.

Проект «Союз в ГКЦ» осуществляется на основе Межправительственного соглашения между Россией и Францией, подписанного в ноябре 2003 года. Планируется, что из Гвианского космического центра будет осуществляться по 2-4 запуска в год.

Первый пуск  российской ракеты-носителя «Союз-СТ-А» из Гвианского космического центра успешно выполнен 21 октября 2011 года.

источник - http://www.roscosmos.ru/17940/

Россия снова монополист на запуски к МКС

18 декабря 2011 года шаттл Дискавери был навсегда отключен, и двери грузового отсека были в последний раз плотно заперты специалистами в Космическом Центра Кеннеди.

Окинув взглядом уходящий на пенсию Дискавери, работники запечатали двери шаттла, тем самым исключив возможность полетов в космос для всех коренных американцев на следующие несколько лет.

Работники KSC находятся на заключительных этапах деактивации летательного аппарата, которая позволит перевезти шаттл на место его запуска во Флориде, а затем и на последнее место стоянки. Сотрудники преобразуют орбитальный аппарат в предмет выставки, сделав его нефункциональным и неподвижным музейным экспонатом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1969

Роскосмос пока не готов возобновить пуски ракет "Рокот"

21 декабря 2011 г.

Запуски ракет-носителей "Рокот" могут возобновиться только тогда, когда будут приняты все меры безопасности после последней аварии с этой ракетой, заявил в среду журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Первого февраля 2011 года спутник "Гео-ИК-2", запущенный на ракете-носителе "Рокот", в расчетное время не вышел на связь, а позже был обнаружен на нерасчетной орбите. Пуски ракет "Рокот" были приостановлены до выяснения обстоятельств неудачного запуска.

По его словам, в 2012 году должен быть осуществлен запуск первой ракеты-носителя "Союз-2.1в", а в 2013 году должен состояться запуск ракеты-носителя легкого класса "Ангара".

источник - http://ria.ru/science/20111221/522772576.html

Монополия на экспорт космических технологий появится в РФ

25 декабря 2011 г.

Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на главу Роскосмоса Владимира Поповкина. Новая структура будет напоминать Рособоронэкспорт. Сейчас российские компании работают на внешних рынках самостоятельно.

«Планируем забрать у предприятий многие функции, касающиеся выхода на международный рынок. Шаги здесь должны быть более скоординированными, иначе мы очень много теряем, и этим пользуются наши конкуренты», - цитирует газета Поповкина.

По его словам, конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, но на внешнем рынке России самой с собой соперничать не нужно.

источник - http://ria.ru/science/20111225/526229183.html

Ракета «Союз-2.1а» вывела на орбиту шесть спутников связи Globalstar-2

28 декабря 2011 г.

Модернизированная ракета-носитель «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат», стартовавшая в 21.09 мск среды с Байконура, вывела на орбиту шесть американских космических аппаратов связи Globalstar-2.

Предыдущий запуск шести космических аппаратов Globalstar-2 для одноименной американской системы связи был успешно осуществлен ракетой-носителем «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» 13 июля.

Космические аппараты Globalstar-2 предназначены для одноименной американской системы низкоорбитальной связи, большая часть спутников для которой была выведена на орбиту российскими ракетами «Союз» с космодрома Байконур.

источник - http://ria.ru/science/20111229/528869459.html

Услуги по пускам ракет "Союз-2.1в" предоставляет только ФГУП "ЦЭНКИ"

28 декабря 2011 г.

Услуги по космическим запускам с использованием модернизированной ракеты-носителя "Союз-2.1в" предоставляет только ФГУП "Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ), говорится в сообщении на сайте Роскосмоса.

Так Федеральное космическое агентство прокомментировало появлявшуюся в последнее время в интернете информацию рекламного характера о посреднических услугах, предоставляемых различными организациями (в частности, Aerospace General).

источник - http://ria.ru/science/20111228/528522582.html

1.    Марсоходы

Опортьюнити нашел доказательства существования на Марсе жидкой воды

7 декабря 2011 г. на ежегодной зимней встрече Американского Геофизического Союза (AGU) в Сан-Франциско ученые возвестили о значительном открытии в области исследования Марса.

Ровер-долгожитель Опортьюнити открыл самое неопровержимое с научной точки зрения доказательство того, что на древнем Марсе была жидкая вода. Открытие выглядит как яркая гипсовая жила, расположенная в предгорье гигантского кратера Индэвор, где как раз находится робот на данный момент.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1951

Пройдя более 51 миллиона километров в космосе, марсоход Curiosity начал собирать научные данные.

21 декабря 2011

Марсианский исследовательский аппарат Mars Science Laboratory, известный так же под названием марсоход Curiosity, сейчас находится практически в начале его пути к Марсу, который займет еще восемь месяцев. За время, прошедшее с момента запуска, была выполнена проверка работоспособности всех систем марсохода и его посадочной установки, как сообщают представители НАСА, все системы полностью работоспособны и функционируют в нормальном режиме. Несмотря на долгий путь, который предстоит еще пройти космическим аппаратам, некоторое научное оборудование марсохода уже задействовано и передает на Землю собираемые научные данные.

Среди прочих научных инструментов, на марсоходе Curiosity установлен детектор излучения Radiation Assessment Detector (RAD), назначением которого является измерение мощности высокоэнергетического солнечного и космического излучения. Данные этого детектора, который уже включился в работу, будут собраны в отдельную базу данных и использованы в будущем для разработки конструкции космического корабля, который когда-нибудь понесет экипаж из людей к Красной планете.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3159-proydya-bolee-51-milliona-kilometrov-v-kosmose-marsohod-curiosity-nachal-sobirat-nauchnye-dannye.html

2.    Марсианские орбитальные аппараты

Радар Marsis завершил исследования марсианского северного полюса

16 декабря 2011

Радар MARSIS (Mars Advanced Radar for Subsurface and Ionosphere Sounding — радар для глубинного зондирования грунта и ионосферы Марса) находится на борту Mars Express. Совсем недавно радар завершил свои исследовательские измерения в зоне северного полюса планеты.

Основной задачей зонда Marsis является исследование всех слоев грунта и атмосферы Красной Планеты, в особенности областей, где предположительно должен быть лед и вода.

Зондирование северного полюса Марса длилось с июня по ноябрь 2011. В данный момент, собранные зондом данные, анализируются наземными службами.

3.    Исследования Юпитера

Европа является целью для потенциального аппарата НАСА

11 декабря 2011

НАСА рассматривает сброс двух автоматических спускаемых аппаратов на поверхность спутника Юпитера, который многие ученые считают главным кандидатом Солнечной системы на предоставление укрытия жизни, кроме Земли.

Исследователи из Лаборатории Реактивного Движения НАСА (JPL) в Пасадене разрабатывают концепцию миссии, которая может стартовать в 2020 году и доставить спускаемые аппараты на Европу примерно через шесть лет. Главной целью было бы исследование вопроса о том, могла ли жизнь вообще возникнуть на огромной луне, которая, скорее всего, является домом только для океанов покрытой льдом жидкой воды.

Оба робота будут оснащены спектрометрами, сейсмографами и несколькими разными камерами для изучения ландшафта посадки. Масс-спектрометр сможет обнаружить различные формы органических соединений.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1949

4.    Исследования Сатурна

Кассини успешно приблизился к спутникам Сатурна

14 декабря 2011

12 и 13 декабря космический аппарат "Кассини" успешно произвел свое максимальное сближение со спутниками Сатурна.

Американская автоматическая межпланетная станция "Кассини" во время сближения со спутниками Сатурна Дионой и Титаном сделала несколько ценных фотографии с помощью своей бортовой камеры. Данные фотографии помогут ученым в изучении спутников Сатурна. Кроме того, космический зонд провел некоторые автономные исследования внутренней и внешней структуры поверхности лун Сатурна и их атмосферы.

На борту космического аппарата "Кассини" находится 12 научных инструментов, практически каждый из которых оснащен собственным микрокомпьютером, а все инженерные системы оборудованы двумя микрокомпьютерами для обеспечения максимальной надёжности в работе исследовательского аппарата.

На фотографии, сделанной 12 декабря 2011 года с расстояния 112 636 км, изображен спутник Сатурна - Диона. Кроме Дионы, на изображении также видны Мимас и Эпиметей.

Всего у Сатурна известно 62 естественных спутника с подтверждённой орбитой, 53 из которых имеют собственные названия. Большая часть спутников имеет небольшие размеры и состоит из горных пород и льда, что подтверждает их главные особенности: высокая способность к отражению солнечного света. 23 спутника Сатурна — регулярные, остальные 38 — нерегулярные. Нерегулярные спутники были классифицированы по характеристикам своих орбит на три группы: инуитскую, норвежскую и гальскую.

5.    Исследования астероидов

Аппарат «Рассвет» приблизился к астероиду Веста

14 декабря 2011

Орбитальный аппарат НАСА «Рассвет» успешно спланировал на самую близкую орбиту астероида Весты и уже начал наблюдение, которое, в конечном счете, принесет высокие результаты миссии по измерению этого огромного небесного тела.

До появления «Рассвета» астероид Веста был чуть больше неясного пятнышка в объективах мощнейших телескопов. Теперь же известно, что Веста – второй по массе объект в астероидном поясе между Марсом и Юпитером.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1958

Зонд Dawn передал первые снимки Весты с низкой орбиты

22 декабря 2011 г.

Межпланетный зонд Dawn передал на Землю первые высококачественные снимки астероида Веста, полученные благодаря снижению аппарата на максимально близкую к астероиду орбиту. В настоящее время ученые начали третью фазу миссии - исследование астероида с самой низкой орбиты, высота которой составляет лишь 210 километров.

Dawn будет вести наблюдения с помощью своих камер и спектрометров в видимом и инфракрасном диапазоне. Однако главная цель - сбор данных с помощью гамма- и нейтронного детектора GRaND и гравитационный эксперимент. Детектор GRaND изучает частицы, которые отражает и испускает поверхность Весты, что позволяет судить о ее химическом составе.

источник - http://ria.ru/science/20111222/523195304.html

6.    Исследования комет

НАСА готовится открыть сезон охоты на кометы и вооружается большой гарпунной пушкой.

20 декабря 2011

НАСА планирует посылку к одной из комет Солнечной системы исследовательского зонда. Приблизившись к комете на безопасное расстояние, этот зонд выстрелит в комету гарпуном, на конце которого будет закреплен специальный контейнер для забора проб. Гарпун войдет на некоторую глубину в материал ядра кометы, наконечник гарпуна захватит пробу и зонд "даст задний ход", вытащив гарпун из ядра с помощью силы своих двигателей. После этого останется только смотать на барабан трос и закрепить гарпун с контейнером на необходимом месте.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3156-nasa-gotovitsya-otkryt-sezon-ohoty-na-komety-i-vooruzhaetsya-bolshoy-garpunnoy-pushkoy.html

7.    Исследования Солнца

Спутник PROBA2 уже превзошел срок своей миссии

03 декабря 2011

Микроспутник PROBA2 - это второй спутник Европейского Космического Агентства (ESA) из серии недорогих спутников, которые используются для проверки новых технологий. PROBA2 является небольшим спутником весом всего 130 кг. Спутник был запущен 2 ноября 2009 года на солнечно-синхронную низкую околоземную орбиту и находится на данный момент на высоте 700 км.

Изначально, было запланировано, что научная миссия спутника PROBA2 будет рассчитана на 2 года, однако спутник уже превзошел запланированный срок своей миссии. За два года своей миссии спутник PROBA2 сделал 400 000 изображений Солнца и выполнил почти 20 миллионов ионосферических наблюдений.

PROBA2 - это максимально автономный спутник, который управляется и контролируется маленькой командой специалистов из центра в Бельгии.

В данный момент спутник занимается изучением коронарных масс на Солнце.

8.    За пределы Солнечной системы

"Вояджер-1" проник в "чистилище" на границе Солнечной системы

5 декабря 2011 г.

Зонд "Вояджер-1", который путешествует на самой окраине Солнечной системы, проник в новую, ранее неизвестную область в пограничной зоне между нашей планетной системой и межзвездным пространством.

Данные, полученные с "Вояджера", свидетельствуют, что эта область представляет собой своего рода космическое чистилище: здесь поток исходящих от Солнца заряженных частиц успокаивается, магнитное поле Солнечной системы нарастает, и частицы высоких энергий готовятся "утечь" в межзвездное пространство".

источник - http://ria.ru/science/20111206/507643127.html

9.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Американский космический самолет X-37B тайно пребывал на орбите

04 декабря 2011

Космический самолет ВВС США смог тайно пробыть на орбите 270 дней и до сих пор неизвестно, когда он вернется на Землю.

Воздушные силы США официально подтвердили, что их  космический самолет X-37B, который похож на космический корабль размером с легковой автомобиль, находится на орбите. К тому же, он уже превзошел лимит своей первоначально запланированной миссии сроком 270 суток.

Этот полет X-37B стал уже вторым испытательным полетом этого беспилотного корабля.

Американцы планируют и третий запуск космического самолета этой модели, если текущий полет завершится удачно и благополучно вернется на Землю. На данный момент неизвестно, когда полет X-37B должен завершиться.

NASA объявило о первом тестовом коммерческом полете

9 декабря 2011 года американское космическое агентство NASA объявило о дате запуска первого испытательного полета космического коммерческого корабля.

"Компания SpaceX пребывает в полном восторге от того, что она станет первой частной компанией по реализации коммерческих космических полетов. Первый грузовой полет будет осуществлен к МКС. Это будет серьезный шаг в истории развития космической коммерческой индустрии. Мы благодарны американскому космическому агентству за поддержку и парнерство в этой области" - сказали представители компании SpaceX.

Компания SpaceX является частным разработчиком серии ракет-носителей «Фалькон». Компания надеется, используя данные ракеты, существенно удешевить запуск спутников на околоземную орбиту. Компания разработала несколько вариантов ракет, в частности, легкую Falcon 1, среднюю Falcon 9, Falcon 9 Heavy, а также анонсировала несколько тяжелых и сверхтяжелых (свыше 100 т на НОО) РН - FalconX, FalconX Heavy, FalconXX.

Экспериментальный космический аппарат IXV реализует тестовый полет в 2014

17 декабря 2011

Экспериментальный космический аппарат IXV представляет собой специальную установку с несущим корпусом или как его еще называют несущим фюзеляжем. Это аэродинамическая схема, при которой подъёмная сила формируется на корпусе летательного аппарата. В отличие от летающего крыла, которое представляет собой крыло без фюзеляжа как такового, несущий корпус представляет собой фюзеляж без типичных для крыла плоских форм и уменьшения толщины по краям.

IXV - это будет своеобразный космический самолет без крыльев, но с двумя закрылками, с помощью которых осуществляется контроль при полете во время вхождения в атмосферу.

Первый тестовый запуск такого аппарата запланирован на 2014 года.

Проект Stratolaunch - более масштабное воплощение идей компании Virgin Galactics.

19 декабря 2011

Около семи лет тому назад, один из основателей компания Microsoft, Пол Аллен, совместно со специалистом по космической технике Бертом Рутэном, создали первый частный космический корабль SpaceShipOne. Этот космический корабль, способный поднимать людей за пределы атмосферы Земли, стал победителем конкурса Ansari X PRIZE. И сейчас, дороги этих двух людей снова сошлись, но на этот раз они планируют создание многоразового транспортного средства, с помощью которого будет осуществляться запуск в космос ракет с людьми на борту и беспилотных транспортных ракет.

Новая компания Аллена и Рутэна, Stratolaunch Systems, будет заниматься разработкой и изготовлением универсальной мобильной системы запуска, состоящей из трех основных узлов. В основе системы Stratolaunch лежат все те же идеи, которые уже использовались компанией Virgin Galactics, но только в более крупном масштабе.

Первым компонентом новой системы будет огромный транспортный самолет, изготовлением которого будет заниматься компания Берта Рутэна Scaled Composites. Размах крыльев этого самолета будет равен 116 метров. Силовая установка самолета-гиганта будет состоять из шести двигателей от Boeing-747, а его суммарный вес будет равен 544 тоннам. Если этому самолету когда-либо удастся оторваться от земли, то он станет самым большим в мире летательным аппаратом. Для взлета и посадки этого самолета потребуется полоса, длиной 3700 метров, а сам самолет будет способен покрыть по воздуху расстояние в 2400 километров.

Под крылом самолета-носителя, между его двух фюзеляжей, будет подвешен многоступенчатый ускоритель к которому будет прикреплен собственно космический корабль. Этот ускоритель, весом в 222 тонны, изготовлением которого будет заниматься компания Space Exploration Technologies (SpaceX), начнет работать в момент его отделения от самолета-носителя и в конце концов выведет на орбиту космический корабль.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3151-proekt-stratolaunch-bolee-masshtabnoe-voploschenie-idey-kompanii-virgin-galactics.html

ЕКА прекращает производство грузовых кораблей ATV после 2014 года

20 декабря 2011 г.

Об этом сообщил руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден.

Два первых корабля ATV были запущены в 2008 и в 2011 годах.

Третий ATV будет запущен 9 марта следующего года. Четвертый будет запущен в марте 2013 года. И пятый - в марте 2014 года. Запуск этих пяти аппаратов покрывает обязательства ЕКА до 2017 года.

источник - http://ria.ru/science/20111221/522381404.html

10. Новые технологии

Похороны в космосе скоро могут стать реальностью.

13 декабря 2011

В настоящее время планируется сделать возможным захоронение тел умерших людей в пустоте космического пространства. Пальма первенства в этом направлении достанется, с большим процентом вероятности, американской организации, которая будет создана в штате Вирджиния. В следующем году Генеральная Ассамблея этого штата собирается рассмотреть и принять законопроект, легализующий подобный вид деятельности. Все это делается для того, что бы обеспечить работой космодром Virginia Mid-Atlantic Regional Spaceport, который остался не у дел после закрытия американским правительством программы космических Шаттлов.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3131-pohorony-v-kosmose-skoro-mogut-stat-realnostyu.html

Навигационная система Seeker позволит исследовательским аппаратам передвигаться и действовать самостоятельно на поверхности других планет.

18 декабря 2011

Международная группа, состоящая преимущественно из европейских ученых, разрабатывает новую интеллектуальную навигационную систему, называемую Seeker. Под управлением этой навигационной системы марсоходы следующего поколения и другие исследовательские аппараты смогут совершенно автономно заниматься исследованиями Марса и других планет. Проект Seeker проводится в рамках программы StarTiger Европейского космического агентства (ЕКА), направленной на разработку технических средств и программного обеспечения, с помощью которых аппараты смогут действовать в автономном режиме без необходимости использования дистанционного управления, осуществляемого людьми из наземного центра управления.

Кроме этого, используя навигационную систему Seeker, руководство миссией всегда сможет точно определить местонахождение аппарата на поверхности, изучать особенности окружающей местности и обнаруживать потенциальные опасности, с которыми могут столкнуться люди, если они надумают осуществить посадку на поверхность в этой точке.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3149-navigacionnaya-sistema-seeker-pozvolit-issledovatelskim-apparatam-peredvigatsya-i-deystvovat-samostoyatelno-na-poverhnosti-drugih-planet.html

11. Планы по Луне

Перес дал старт строительству первого в истории Израиля лунохода

8 декабря 2011 г.

Президент Израиля Шимон Перес дал старт разработке первого в истории страны лунохода, который для победы в престижном международном конкурсе необходимо запустить на искусственный спутник Земли.

За 30 миллионов долларов - призовой фонд конкурса Google Lunar X Prize - израильские конструкторы сразятся с командами из двух десятков стран, включая Россию.

По условиям конкурса для победы луноход недостаточно просто спроектировать и построить. Его нужно доставить на Луну, где он должен пройти не менее 500 метров и передать на Землю фото- и видеоматериалы.

Еще одно требование - проект должен не менее чем на 90% финансироваться из негосударственных источников. Сейчас израильские ученые собрали 3,5 миллиона долларов из необходимых 15 миллионов.

Они сообщили, что масса первого израильского лунохода составит 90 килограммов, а габариты - 80 на 80 сантиметров.

источник - http://ria.ru/science/20111208/510594833.html

12. Космические телескопы и ДЗЗ

Запущен японский спутник-шпион "Радар-3"

12 декабря 2011.

Запуск японского спутника-шпиона "Радар-3" успешно осуществлен с космодрома "Танэгасима". Спутник запущен ракетой Н2А. Он займется сбором информации, поступающей с территории Северной Кореи.

Для этих целей в сентябре Япония запустила оптический разведывательный спутник "Когаку-4", оснащенный телескопическими камерами большого разрешения. Он способен со своей орбиты в несколько сотен километров получить изображение объекта на Земле размером 60 сантиметров. После запуска спутника-радара Япония сможет получать интересующее ее изображение даже в ночное время и в условиях густой облачности.

В настоящее время на орбите находятся четыре оптических спутника, два из которых должны заменить своих предшественников старого поколения. Спутники-радары, один из которых запущен в понедельник, а вывод другого на орбиту планируется не позднее марта 2013 года, заменят два вышедших из строя аппарата.

источник - http://ria.ru/science/20111212/514557557.html

Космический телескоп военного назначения сможет шпионить за любой точкой земного шара.

25 декабря 2011

С подачи Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA была начата программа, стоимостью 37 миллионов долларов, в рамках которой ведется разработка оптической системы для космического телескопа, изготовленной из специальной гибкой полимерной мембраны. "Использование мембранной оптики - это новый беспрецедентный подход к созданию космических телескопов, имеющих большую апертуру" - рассказывает Дэвид Тэйлор, президент и директор компании Ball Aerospace, являющейся генеральным подрядчиком DARPA в реализации этой программы.

В конечном счете, DARPA хочет получить в свое распоряжение телескоп с апертурой 20 метров. Для сравнения, космический телескоп следующего поколения НАСА, James Webb Space Telescope , имеет апертуру 6.5 метров. Новый военный телескоп будет в состоянии отслеживать перемещения мобильных ракетных пусковых установок, двигающихся по поверхности со скоростью до 100 км/чазрешающая способность телескопа позволит различать объекты на поверхности, размерами до 3 метров.

источник - http://www.dailytechinfo.org/military/3173-kosmicheskiy-teleskop-voennogo-naznacheniya-smozhet-shpionit-za-lyuboy-tochkoy-zemnogo-shara.html

13. Китай

Китай разработает три новых поколения ракет-носителей "Великий поход"

29 декабря 2011.

Планируется, что "Великий поход-5", способный поднять на околоземную орбиту до 25 тонн груза или 14 тонн на геостационарную орбиту, будет работать на экологически безопасном топливе.

Новая высокоскоростная ракета-носитель "Великий поход-6" рассчитана на доставку свыше 1 тонны полезного груза на солнечно-синхронную орбиту высотой порядка 700 километров.

"Великий поход-7" будет способна вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 километров до 5,5 тонн груза и около 13,5 тонн на околоземную орбиту.

источник - http://ria.ru/science/20111229/529112849.html

14. Астрономическая техника

Фотонный фонарь откроет глаза наземным инфракрасным телескопам

6 декабря 2011 г.

Изучение космоса в инфракрасном и микроволновом диапазоне затруднено тем, что атмосфера Земли заполнена частицами, излучающими в этих диапазонах частот. Главным "загрязнителем" инфракрасной картины Вселенной выступают молекулы водяного пара, испускающие излучение с длиной волны в несколько микрометров. Это вынуждает стоить наземные инфракрасные обсерватории на большой высоте, в наиболее сухих и климатически стабильных местах - например, в чилийской пустыне Атакама или на горе Мауна-Кеа на Гавайских островах.

Научный коллектив под руководством Бланда-Хауторна решил эту проблему при помощи светофильтра, который состоит из набора Брэгговских оптоволоконных отражателей с широким спектром действия и двух "фотонных фонарей".

Оптоволоконный отражатель похож по своему внешнему виду на прозрачный забор, в котором чередуются кусочки из оптоволокна со строго заданными парами значений преломления и отражения света. Такая структура не пропускает свет с определенной частотой волны и отражает его обратно. Исследователи несколько модифицировали и улучшили классическую структуру отражателя, приспособив его для подавления набора из множества узких линий спектра.

"Фотонный фонарь" Бланда-Хауторна и его коллег состоит из тонких оптических волокон, пропускающих один луч света. Пучок этих световодов встроен в прозрачный купол из материала с меньшим коэффициентом преломления. Бутылкообразная форма оболочки играет важную роль, так как именно она "дирижирует" объединением отдельных лучей света в единый поток фотонов (либо разделением одного луча на составляющие).

Результаты работы устройства превзошли все ожидания ученых - "фотонный фонарь" успешно подавил 63 самых ярких линий спектра, которые ассоциируются с излучением водяного пара. По словам физиков, уровень помех был ниже порога чувствительности спектрометра.

Авторы работы считают, что более совершенные версии их изобретения помогут "открыть новую дорогу для наземных исследований инфракрасной Вселенной при помощи современных 8-метровых и будущих 30-метровых телескопов".

источник - http://ria.ru/science/20111206/508413992.html

1.    Луна

Солнечные штормы могут разъесть поверхность Луны

07 декабря 2011

Компьютерное симулирование воздействия солнечных штормов на Луну было реализовано исследователями американского космического агентства NASA.

После эксперимента, специалисты NASA объяснили, что солнечный ветер распространяет в космическое пространство мощные потоки плазмы. Стремительные выбросы коронарных масс могут нести в себе  миллиарды тонн плазмы, которая может очень быстро двигаться (со скоростью около 1 миллион миль/ч ) в виде огромного раскаленного облака во много раз превышающего размер нашей планеты.

Когда на пути горячего плазменного облака попадается Луна, то ее поверхность буквально разъедается, словно сильнодействующей кислотой, во время прохождения раскаленной плазмы сквозь нее.

2.    Марс

Каким был Марс 4 миллиарда лет назад

29 декабря 2011

Минералы, найденные в кратерах северной части Марса американскими исследовательскими марсоходами, подтверждают, что на ранней стадии развития этой планеты здесь царили максимально благоприятные условия для возникновения и развития жизненных форм.

Причем, благоприятные условия для жизни были здесь в обоих полушариях.

Несмотря на то, что сейчас условия в этих двух полушариях разительно отличаются, исследователи считают, что в более ранний период они были более схожими.

До этой недели считалось, что только в южном полушарии Марса могла существовать жизнь, так как именно здесь были найдены особые минералы, которые могли когда-то сформироваться только при наличии жидкой воды. Однако, на этой неделе, американский марсоход обнаружили похожие минералы и в кратерах северной части планеты. Обследовав 91 кратер в северном полушарии Марса, были найдены такие минералы, как филлосиликаты, которые без жидкой воды формироваться не могут.

3.    Юпитер и его спутники

Сердце Юпитера тает

24 декабря 2011

Астрономы говорят, что несмотря на то, что масса Юпитера превышает массу всех других вместе взятых планет, его ядро тает, как растворимая таблетка аспирина в стакане воды.

Ученые считают, что планета сама каким-то образом виновна в этом. Она сама разрушила часть своего центрального ядра. В поисках ядра Юпитера ученые выяснили, что экстремально высокое давление со стороны силы тяжести Юпитера сжимает большую часть его водорода, превращая его в металлическую жидкость (металлический водород). Эта жидкость становится хорошим проводником и может проводить электричество.

Помимо этого, прибегнув к некоторым сложным расчетам, ученые выяснили, что происходит, когда оксид магния (MgO), один из основных составляющих каменистой части ядра Юпитера, погружается в водородно-гелиевую жидкость.

Астрономов всегда интересовал вопрос, почему зачастую у планет-гигантов ядро либо совсем маленькое либо оно полностью отсутствует. Оказывается, всему этому есть объяснение. Такие планеты-гиганты, как Юпитер или Сатурн, начинают свое существование в качестве небольших твердых космических тел, состоящих изо льда и камня. Но по мере того, как эти планеты растут и набирают в 10 раз больше массы, чем масса нашей Земли, они превращаются в газовых гигантов с тонкой атмосферой, а их ядро постепенно тает пока совсем не исчезнет.

4.    Меркурий

Cтолкновение с астероидом может прояснить необычное вращение Меркурия

12 декабря 2011

Ученые долгое время предполагали, что Меркурий и Солнце состоят в отношениях «приливного захвата», однако радарное наблюдение за Меркурием показало, что он ведет очень странный образ жизни, совершая три вращения по собственной оси во время выполнения двух оборотов по солнечной орбите. Обнаружив на поверхности планеты огромный кратер неизвестного происхождения, ученые выдвинули гипотезу с участием астероида.

Теперь исследователи предполагают, что до момента «приливного захвата» Меркурий вращался в противоположном направлении своей нынешней орбиты. Согласно компьютерным моделям столкновение с гигантским астероидом могло изменить орбиту планеты. По подсчетам предполагаемый космический объект должен был быть не менее 70 км в длину и весить 550 трлн. тонн или 1/600 000 массы Меркурия.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1953

5.    Плутон

На поверхности Плутона найден мощный абсорбент ультрафиолета

21 декабря 2011

Новый и необычайно чувствительный спектрограф на борту орбитального телескопа Хаббл помог ученым найти поглотитель ультрафиолетового излучения на карликовой планете Плутон. Это доказывает, что на поверхности Плутона находится сложный комплекс молекул углеводорода и нитрила.

Исследованием занимались ученые из южно-западного исследовательского института и университета Небраски.

Такие органические и химические соединения, найденные на Плутоне, могли образоваться здесь благодаря воздействию солнечных ультрафиолетовых и космических лучей на ледяную поверхность карликовой планеты.

6.    Астероиды

Астрономы выпустили цветную "минеральную" карту астероида Веста

6 декабря 2011 г.

Американские и европейские астрономы превратили черно-белые снимки астероида Веста, полученные зондом Dawn, в пеструю цветную картинку, в которой каждый цвет соответствует одному виду минералов, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

Такой "минеральный калейдоскоп" убедительно показал, что Веста представляет собой промежуточное звено между планетами и планетоподобными телами и обычными астероидами, считает один из ведущих научных руководителей проекта Dawn Кэрол Реймонд из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Железное ядро Весты делает ее особенным небесным телом, которое имеет больше сходства с планетами земного типа, чем с заурядными астероидами. Множество минералов в ее составе и наличие слоев указывают на то, что Веста находилась в расплавленном состоянии при своем рождении, и, по мере остывания, разделилась на ядро, мантию и кору.

Выяснилось, что значительная часть поверхности Весты покрыта отложениями пироксена - соединения кислорода, кремния и железа. Эта порода образуется при относительно высокой температуре и давлении и довольно часто встречается в составе коры Земли. В некоторых глубоких кратерах заметно разделение материи астероида на различные слои - быстро застывшую кору Весты и относительно долго остывавшую мантию.

источник - http://ria.ru/science/20111206/508203441.html

Земля имеет два спутника

23 декабря 2011

Группа ученых заявляет, что на данный момент Земля имеет два спутника. Один из них мы знаем и любим – это, конечно же, Луна. А второй является крошечным астероидом, который имеет размеры не больше автомобильного салона и делает огромные витки вокруг Земли, то удаляясь, то приближаясь к нам на своей орбите.

По предположениям этот мини-спутник всегда имеет размеры не менее метра, но может состоять из разных пород.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1980

7.    Кометы

Солнце оторвало комете Лавджоя хвост, но оставило голову

16 декабря 2011 г.

Комета Лавджоя (C/2011 W3) пережила тесное сближение с Солнцем, но лишилась хвоста - на новых снимках с солнечной обсерватории SOHO видно, как из-за диска звезды выходит яркая голова кометы, в то время как с другой стороны заметен исчезающий хвост.

"Каким-то образом она пережила почти часовое погружение в солнечную корону, температура которой составляет несколько миллионов градусов, и появилась опять в поле зрения коронографов LASCO (на борту SOHO) и SECCHI (аппараты STEREO), почти такой же яркой как до этого! Единственная заметная потеря - хвост", - говорится в сообщении на сайте программы исследования "солнцегрызущих" комет исследовательской лаборатории ВМС США.

Появление кометы после прохождение перигелия стало настоящей сенсацией для астрономов: все расчеты показывали, что сближение с Солнцем на расстояние около 150 тысяч километров (вдвое меньше расстояния от Земли до Луны) должно было полностью испарить комету, размер ядра которой составлял лишь около 100-200 метров.

источник - http://ria.ru/science/20111216/518431957.html

8.    Солнце

Искусственный интеллект сможет определить, когда Солнце соберется "атаковать" Землю.

30 декабря 2011

Солнечные вспышки - это выбросы солнечной материи в окружающее пространство, спровоцированные мощнейшими взрывами и другими процессами, происходящими под поверхностью Солнца. Материя в виде заряженных частиц, выброшенная в космос, движется с большой скоростью и превращается в "космический шторм". Если такой шторм  достигнет Земли, это приведет к выходу из строя большинства элементов космической инфраструктуры, т.е. спутников, а вызванный им электромагнитный импульс может вывести из строя электронное и электрическое оборудование даже на поверхности Земли. И в свете приближающегося увеличения солнечной активности, пик которой по прогнозам придется на 2012 год, угроза "солнечной атаки" начинает набирать вес.

Человечество практически уже обладает всем необходимым, что бы вовремя заметить признаки приближающейся угрозы со стороны Солнца и принять необходимые меры, которые позволят в случае инцидента сохранить если не всю, то хотя бы значительную часть инфраструктуры. К таким инструментам человечества можно отнести средства наблюдения за Солнцем, среди которых самую важную роль играет космический аппарат НАСА Solar Dynamics Observatory (SDO), который ведет съемку поверхности Солнца.

И не так давно группа исследователей из университета штата Монтана (Montana State University), возглавляемая Питом Мартенсом, закончила разработку комплекса программного обеспечения, в состав которого входят 15 различных алгоритмов, способных обработать данные аппарата SDO, выполнить их анализ, автоматически определить признаки надвигающейся солнечной вспышки и сделать прогноз, касательно времени.

Основу нового программного обеспечения для анализа солнечной деятельности легли алгоритмы, используемые сейчас для диагностики онкологических заболеваний. Каждое изображение от аппарата SDO, имеющее разрешение 1.6 миллионов точек, разбивается на 1024 блока. Для каждого блока в отдельности вычисляются значения некоторых математических величин, таких как коэффициент энтропии (коэффициент беспорядка, хаоса в изображении), и другие.

Такая математическая обработка превращает изображение в ряд чисел. В диагностике онкологических заболеваний такой метод выдвигает на первый план части изображения, цифровые характеристики которых приближаются или совпадают с аналогичными величинами снимков тканей, пораженных опухолями. Команда Мартенса делает практически то же самое с изображениями от SDO, предварительно "обучив" программное обеспечение с помощью снимков событий и процессов, предшествовавших известным солнечным вспышкам, таким как появление солнечных пятен, нитей и других характерных особенностей поверхности Солнца.

источник - http://www.dailytechinfo.org/infotech/3191-iskusstvennyy-intellekt-smozhet-opredelit-kogda-solnce-soberetsya-atakovat-zemlyu.html

9.    Звёздная и галактическая астрономия

Астрономы ищут будущие сверхновые

02 декабря 2011

Астрономы начинают делать некоторые успехи в поиске звезд, готовые вот-вот взорваться. В течение прошлых трех лет исследователи просматривали 25 соседних галактик в поиске таких звезд. Недавно они нашли двойную систему, и одна из звезд намного ярче другой, что говорит о подготовке к взрыву. Хотя астрономы и не наблюдали непосредственно за звездой во время взрыва, они одобряют эту находку.

"Наша основная цель состоит в том, чтобы искать такие звезды", - говорит один из авторов исследования Кристофер Кочейнк из Университета штата Огайо. "Теперь мы знаем, что делать подобные открытия возможно".

"Мы изучаем все переменные звезды в 25 галактиках, чтобы во время сверхновой мы были готовы к этому событию".

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1927

Наша галактика разорвала галактику-спутник на четыре "хвоста"

2 декабря 2011 г.

Карликовая галактика в созвездии Стрельца (Sgr DEG) была когда-то одним из самых ярких спутников Млечного пути, уступая только Большому и Малому Магеллановым Облакам. Еще до ее открытия в 1994 году это скопление звезд пережило столкновение со своей большой сестрой, что разорвало ее на части. В 1996 году ученые открыли первый хвост этой галактики, а в 2000-м - второй. Эти хвосты соединяются, что делает их похожими на вилку с двумя зубцами.

Копосов, его коллега по ГАИШ Василий Белокуров, и другие астрономы из Великобритании, Австралии, Китая и США открыли еще два хвоста у покалеченной галактики, проанализировав результаты последних наблюдений за ночным небом южного полушария, которые проводились в рамках Слоановского цифрового обзора неба (SDSS R8).

Руководствуясь этим соображением, ученые искали в каталоге SDSS "полоски" и скопления из звезд такого типа. Ученые составили карту плотностей и отметили на ней возможные следы карликовой галактики.

На этой карте авторы статьи обнаружили третий хвост карликовой галактики в созвездии Стрельца, рядом с которым присутствовал еще один тусклый след из звезд. Такая структура напоминает хвост-"вилку" из северного галактического полушария.

Ученые построили еще одну карту неба, на этот раз в другой системе координат, выстроенной вокруг Sgr DEG и ее следов. Выяснилось, что обе "вилки" на самом деле представляют собой четыре отдельных хвоста, частично накладывающихся друг на друга.

Затем Копосов, Белокуров и их коллеги проанализировали возраст, средние размеры и другие параметры звезд, населяющих "хвосты" Sgr DEG в южном полушарии. Выяснилось, что более яркий хвост моложе своего тусклого соседа - его звезды содержат в себе больше металлов и их видовой состав несколько богаче, чем в другом фрагменте Sgr DEG.

источник - http://ria.ru/science/20111202/505005489.html

Астрономы нашли в Магеллановом облаке самую быстро вращающуюся звезду

6 декабря 2011 г.

Группа ученых из США, Великобритании, Ирландии, Болгарии, Нидерландов и Германии с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope), установленного в обсерватории Параналь в Чили, исследовала самые массивные и яркие звезды в туманности Тарантул в галактике Большое Магелланово облако - спутнике нашей Галактики. В мае в ходе этого обзора ученые обнаружили здесь необыкновенно яркую звезду - звезду VFTS 682, которая сияет в три миллиона раза ярче Солнца.

Теперь ученые нашли не менее необычный объект - звезду VFTS 102, расположенную в 160 тысячах световых лет от Земли. Астрономы выяснили, что она вращается со скоростью один оборот в 10-12 минут. При диаметре звезды примерно в 4 миллиона километров ее видимая поверхность должна двигаться со скоростью более 500 километров в секунду, что более чем в 300 раз выше скорости вращения Солнца и очень близко к критической скорости, при которой звезда будет разорвана центробежной силой.

Звезда VFTS 102 является на сегодняшний день самой быстровращающейся из известных звезд.

источник - http://ria.ru/science/20111206/507688990.html

Ядро красных гигантов вращается в 10 раз быстрее их поверхности

7 декабря 2011 г.

Группа ученых под руководством Пола Бека из Католического университета Левена (Бельгия)

изучили снимки ночного неба на стыке созвездий Лебедя и Лиры, полученные космическим телескопом "Кеплер". Они выделили несколько красных гигантов с подозрительными периодическими всплесками в их спектре и проанализировали флуктуации с точки зрения солнечной сейсмологии. Все эти звезды находятся на начальной стадии развития красных гигантов: в их внешних оболочках еще продолжается горение водорода, а гелиевый цикл только начинает запускаться.

Как отмечают ученые, неплотные внешние оболочки красных гигантов не поглощают сейсмические флуктуации в излучении ядра звезды, а пропускают их дальше. Астрономы проследили за периодическими всплесками в спектре звезд из созвездий Лебедя и Лиры и разделили их на две группы, связанные с сейсмическими процессами в ядре и во внешней оболочке.

Оказалось, что периоды сейсмических колебаний в ядре и остальной части гигантов сильно отличались. Как считают ученые, это нельзя объяснить наклоном оси звезды по отношению к телескопу "Кеплер" и, в любом случае, такое поведение не характерно для твердых тел, вращающихся как единое целое.

Авторы статьи предполагают, что полученный сейсмический "рисунок" может возникнуть лишь в том случае, если разные слои звезды вращаются как отдельные тела. По их расчетам, ядро вращается примерно в 10 раз быстрее, чем движутся внешние оболочки престарелой звезды.

источник - http://ria.ru/science/20111207/509690813.html

Астрономы выяснили причины взрыва "нобелевской" сверхновой

14 декабря 2011 г.

Существует два типа сверхновых, которые возникают в результате разных физических процессов. Сверхновые первого типа образуются в результате взрыва двойной системы из белого карлика и более массивной звезды, а более распространенные вспышки второго типа - в результате гравитационного коллапса массивных звезд.

Сверхновые первого типа взрываются с примерно одинаковой яркостью. Это свойство Сол Перлмуттер, Адам Райсс и Брайан Шмидт использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике. Новые наблюдения подтвердили те теории, которые нобелевские лауреаты предложили для объяснения механизма их возникновения.

Первоначально тусклая вспышка SN 2011fe в галактике Вертушка (М101) была впервые зафиксирована автоматическим телескопом Самуэля Осчина в составе обсерватории на горе Паломар в штате Калифорния (США) в конце августа. По оценкам астрономов, объект удален от нас на расстояние в 21 миллион световых лет.

Как поясняется в статье, тусклость вспышки была связана с тем, что ученые застали взрыв сверхновой на самом раннем этапе. Это позволило Ньюжденту и его коллегам следить за изменениями в спектре и яркости взрыва "в режиме реального времени".

Исследователи смогли вычислить примерное расстояние между компонентами двойной системы благодаря наблюдениям до начала взрыва. Ученые не зафиксировали вспышки в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах, которая бы возникла в результате взрыва тесной двойной системы. Это подрывает авторитет гипотез, описывающих появление "нобелевских" сверхновых в результате слияния двух белых карликов, обращающихся на очень близком расстоянии.

Эти факты подтверждают то, что сверхновые первого типа возникают в результате взрыва двойных систем из обычной звезды и белого карлика.

Считается, что белый карлик постепенно "откусывает" часть материи своего спутника, в результате чего он сжимается и разогревается. Белый карлик стабильно существует до тех пор, пока его масса не превышает 1,4 массы Солнца - предела Чандрасекара. При превышении этого предела звезда-"вампир" взрывается как гигантская термоядерная бомба.

источник - http://ria.ru/science/20111214/517158176.html

Взрыв сверхновой может стать угрозой жизни на Земле

19 декабря 2011

У ученых есть предположения, что взрыв сверхновой звезды может произойти в нашей галактике недалеко от Земли в 2012 году. Если это случится, то та мощная энергия, которая будет высвобождена во время взрыва, может причинить серьезный ущерб человечеству. Хотя шанс взрыва сверхновой вблизи нашей планеты совсем не велик, он все же есть.

Но несмотря на это, исследователи успокаивают нас, говоря, что шанс взрыва сверхновой мизерный, так как согласно статистике, в нашей галактике вспышка сверхновой проходит 1-2 раза в 100 лет.

У астрономов есть подозреваемые звезды, которые могут в 2012 году взорваться по типу сверхновой. Все же, если сверхновая взорвется, находясь на расстоянии менее 50 световых лет от Земли, высвободившаяся при этом энергия может серьезно повредить озоновый слой нашей планеты. Любые планеты, на которых есть жизнь, получит тот или иной ущерб, как например: повышенное гамма и рентгеновское излучение.

В 2013 году в центре нашей галактики могут произойти большие перемены.

19 декабря 2011

Квазары черпают свою энергию из сверхмассивных черных дыр, располагающихся в центре большинства галактик. Но не все галактики способны "прокормить" свою черную дыру, т.е. обеспечить ей постоянный приток материи. Поэтому такие черные дыры относительно "тусклы", "бесшумны" и не испускают в окружающее пространство мощные потоки излучения. Из-за этого их весьма тяжело обнаружить и практически невозможно наблюдать за процессами, происходящими в непосредственной близости от них. В такую категорию попадает и центральная черная дыра нашей собственной галактики, Млечного Пути, имеющая название Sgr A*. Она слабо излучает в суб-рентгеновском диапазоне волн и ее вообще было бы невозможно обнаружить, не будь она столь близка к нам.

Но вскоре все может кардинально измениться. Астрономы обнаружили газовое облако с массой, равной трем массам Земли. Это облако движется по траектории, которая в 2013 году пройдет в непосредственной близости от черной дыры Sgr A*. Когда это произойдет, черная дыра Sgr A* получит неожиданную подпитку материей, что приведет к внезапному сильному выбросу излучения в космическое пространство.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3150-v-2013-godu-v-centre-nashey-galaktiki-mogut-proizoyti-bolshie-peremeny.html

Астрономы увидели рекордно длинный гамма-всплеск

26 декабря 2011 г.

Астрономы с помощью рентгеновской космической обсерватории "Свифт" (Swift) и российского прибора "Конус" зафиксировали самую продолжительную в истории наблюдений гамма-вспышку, длительность которой превысила два часа, сообщает сайт Роскосмоса.

Гамма-вспышки, или всплески, были открыты в 1969-1973 годах американскими спутникам "Вела", контролирующими проведение ядерных испытаний. Как оказалось, по всему небосводу регулярно происходят кратковременные спорадические вспышки космического гамма-излучения, которые связаны со взрывами сверхновых, слияниями нейтронных звезд и другими астрофизическими процессами.

Аппарат "Свифт" первым зафиксировал гамма-всплеск, получивший индекс GRB111209А. Его источник находился на расстоянии около 7,99 миллиарда световых лет (красное смещение z=0,677). Затем прибор "Конус", установленный на американском спутнике Wind получил непрерывные данные о гамма-излучении этого всплеска в интервале энергий от 20 килоэлектронвольт до 1,36 мегаэлектронвольт на протяжении всей его рекордной продолжительности - более двух часов.

Участник проекта "Конус", старший научный сотрудник Физико-технического института имени Иоффе Дмитрий Фредерикс пояснил, что гамма-всплески делятся на два типа: короткие и длинные. У них разная физическая природа. Есть короткие всплески, которые длятся не более двух секунд. Предполагается, что их природа - слияние компактных объектов, нейтронных звезд, нейтронных звезд и черной дыры, белого карлика и нейтронной звезды.

Кроме того, есть длинные всплески, которые в большинстве случаев длятся около 20 секунд, но могут продолжаться до сотен секунд.

Длинные всплески связаны со взрывами гиперхновых - взрывами массивных звезд, масса которых составляет сотни солнечных.

Они схлопываются, и разогретое вещество выстреливается по осям вращения в виде очень тонких и очень быстрых релятивистских джетов - "лучей" материи. Энергия таких событий огромная - 10 в 54-й степени эрг. Это сравнимо с массой Солнца, если ее всю превратить в энергию. Самые продолжительные гамма-всплески, которые удавалось обнаружить до сих пор, длились не более 30-50 минут. Нынешний всплеск оказался продолжительнее более чем в два раза.

источник - http://ria.ru/science/20111226/526958490.html

Найдено 18 новых экзопланет

03 декабря 2011

Все они - газовые гиганты, размером с Юпитер, и вращаются вокруг звезд, которые больше, чем наше Солнце.

Ранее было известно лишь 36 экзопланет, вращающихся вокруг массивных звезд. Эта находка должна помочь астрономам понять, как гигантские планеты формируются и «растут» в других солнечных системах.

Ученые тщательно исследовали приблизительно 300 звезд, используя обсерваторию Кека на Гавайях. Они искали небольшие колебания, вызванные гравитацией планет. Все 18 планет находятся на расстоянии по крайней мере 0.7 астрономических единиц от своего солнца. Несколько месяцев назад ученые объявили об открытии 50 экзопланет, включая одну землеподобную планету, на которой может существовать жизнь. Список известных экзопланет теперь намного более 700, и он постоянно увеличивается.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1929

В нашей Галактике могут быть планеты, наполовину состоящие из алмазов

6 декабря 2011 г.

Некоторые звезды в нашей Галактике могут быть хозяйками "углеродных суперземель" - гигантских землеподобных планет, состоящих на 50% из алмазов, свидетельствуют результаты лабораторных экспериментов, проведенных учеными из университета Огайо (США).

"Возможно, существуют планеты в в 15 раз тяжелее Земли, наполовину состоящие из алмазов", - заявил один из авторов исследования Каймэн Антерборн.

"Наши результаты... означают, что в таких углеродных планетах может формироваться ядро и мантия, как у Земли. Однако их ядра будут содержать много углерода, как сталь, а мантия будет состоять в основном из углерода, большей частью в форме алмаза", - добавила руководитель исследования Венди Панеро.

источник - http://ria.ru/science/20111206/507839310.html

Телескоп Kepler обнаружил первую планету, находящуюся в зоне комфорта звезды, подобной Солнцу.

10 декабря 2011

Всего 200 из обнаруженных экзопланет имеют размеры, сопоставимые с размерами Земли. 48 планет из этих 200 располагаются в так называемой зоне комфорта своих звезд, в зоне, где условия на поверхности планет позволят существовать воде в жидком виде.

Наибольший интерес у ученых вызывают всего 10 планет-кандидатов, имеющих размеры, приблизительно равные размерам Земли. Одна из таких планет, Кеплер-22б, расположенная в звездной системе Кеплер-22, находится почти на внутренней границе зоны комфорта. Если бы планета Кеплер-22б находилась бы в Солнечной системе, ее орбита находилась где-то между Венерой и Землей, и планета обращалась бы вокруг Солнца один раз за 290 дней.

Ее диаметр приблизительно в 2.4 раза превышает диаметр Земли, но используя данные наблюдений нельзя точно узнать массу планеты, вычислить ее плотность и сделать предположения о составе ее пород. И экспериментальным путем это сделать получится весьма нескоро, ведь планета находится на удалении 600 световых лет от Земли.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3121-teleskop-kepler-obnaruzhil-pervuyu-planetu-nahodyaschuyusya-v-zone-komforta-zvezdy-podobnoy-solncu.html

Астрономы впервые обнаружили у другой звезды планеты размером с Землю

20 декабря 2011 г.

Астрономы с помощью космического телескопа "Кеплер" впервые обнаружили за пределами Солнечной системы две планеты размером с Землю - они входят в систему из пяти планет, вращающихся вокруг желтой звезды Kepler-20 на расстоянии в 945 световых лет от нас на стыке созвездий Лебедя и Лиры.

Учёные обнаружили две планеты - Kepler-20e и Kepler-20f, радиус которых примерно равен земному. В отличие от Kepler-22b, эти планеты находятся далеко за пределами "зоны жизни" и на них царит адская жара - 1000 градусов Кельвина (+727 градусов Цельсия) на первой планете и 700 градусов Кельвина (+427 градусов Цельсия) - на второй.

Они обращаются вокруг светила Kepler-20 - небольшого желтого карлика, чей диаметр и масса несколько меньше солнечных. По оценкам ученых, температура звезды приближается к 5,5 тысячи градусов Кельвина, что на 200 градусов меньше температуры Солнца. Масса Kepler-20 составляет около 0,9 солнечных, а ее радиус - 0,95 от протяженности Солнца.

"Свита" звезды состоит из пяти планет, тесно прижавшихся к светилу - самое далекое тело Kepler-20d совершает один оборот вокруг светила всего за 78 неполных дней. Иначе говоря, все эти планеты находятся внутри орбиты Меркурия, который обращается вокруг нашего Солнца за 88 дней.

Три самых крупных планеты системы - Kepler-20b, Kepler-20с и Kepler-20d - были обнаружены сравнительно давно. Ученые подозревали, что в системе скрываются еще две сравнительно небольших планеты, однако подтверждение этой гипотезы и ее проверка наблюдениями потребовали нескольких месяцев наблюдений.

источник - http://ria.ru/science/20111220/521962342.html

Две планеты смогли уцелеть после смерти своей звезды

22 декабря 2011

Астрономы обнаружили две планеты, которые пережили смерть своей звезды. Это открытие является неожиданностью для многих ученых, так как было широко распространено мнение, что никакая планета не может выдержать испепеления погибающей звездой.

Стефан Шарпине из Университета Тулузы во Франции и его коллеги изучали с помощью телескопа «Кеплер» умирающую звезду KIC 05807616. Она когда-то была "нормальной", как наше Солнце, но эволюционировала и, миновав стадию красного гиганта, стала субкарликом, что имело серьезные последствия для нее самой и соседних инопланетных миров. Однако, две планеты, ранее вращавшиеся вокруг нее, уцелели, да еще и поглотили часть массы звезды. И, что поразительно, они имели примерно такие же размеры, как и Земля.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1977

11. Поиск внеземных цивилизаций

Ученые предлагают добровольцам искать на Луне следы инопланетян

26 декабря 2011 г.

Американские ученые предлагают подключить пользователей интернета к поиску инопланетных артефактов и следов чужих баз и кораблей на высококачественных фотографиях поверхности Луны, полученных американским зондом LRO.

Несмотря на мизерные шансы того, что инопланетяне оставили свои следы в виде артефактов или искусственных форм рельефа, у этой идеи есть свои преимущества - близость к Земле и практически "вечная" сохранность таких следов, - пишут ученые.

LRO непрерывно делает высококачественные снимки поверхности Луны с разрешением 50 сантиметров на пиксель. С момента запуска в июне 2009 года зонд обработал четверть поверхности спутника Земли. Общее число снимков уже достигает 340 тысяч, их количество должно достигнуть миллиона к концу срока работы аппарата на орбите Луны.

источник - http://ria.ru/science/20111226/527039947.html

Наш комментарий: следы инопланетян на Луне предлагают искать, а искать следы «Аполлонов» на интересно? И это при разрешении 50 см на пиксель?

Ученые взвесили темную материю

01 декабря 2011

Исследователи использовали данные космического телескопа Ферми, чтобы установить параметры частиц темной материи, когда они сталкиваются с антивеществом и уничтожают друг друга в галактиках, соседних с Млечным путем.

Физики Саввас Коушиэппас и Алекс Джеринджер-Сэмет обнаружили, что у частиц темной материи должна быть масса более 40 гигаэлектронвольт (ГэВ) — приблизительно 42 массы протона.

"С этого следует, что если масса частицы меньше 40 ГэВ, то это не может быть темная материя", - сказал Коушиэппас.

Эта информация заставляет вернуться к результатам исследований в Большом адронном коллайдере. Тогда после очередного эксперимента ученые утверждали, что нашли частицы темной материи с массой в пределах от 7 до 12 ГэВ.

"Если бы масса частицы темной материи составляла меньше чем 40 ГэВ, тогда количество темной материи во вселенной сегодня было бы так много, что она не смогла бы настолько быстро расширяться, как сейчас", - сказал Коушиэппас.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=1952

Физики создали модель Вселенной в две трети от ее реального объема

12 декабря 2011 г.

Модель Horizon Run 3 Чухана Кима (Juhan Kim) из Корейского института специальных исследований включает в себя около 374 миллиардов самостоятельных частиц, которые обладают своими собственными физическими свойствами. Эта модель является "наследницей" предыдущих разработок Кима и его коллег - моделей Horizon Run 1 и 2, которые включали в себя 69 и 216 миллиардов объектов соответственно.

Моделируемые частицы - звезды, скопления или даже галактики - распределены в пределах куба с ребром длиной в 32 миллиарда световых лет, что составляет примерно две трети от протяженности видимой Вселенной - 46 миллиардов световых лет.

Как отмечают авторы статьи, Horizon Run 3 построена на принципах модели холодной темной материи лямбда-CDM - общепринятой теории, признающей существование темной материи и энергии. Модель описывает взаимодействие частиц между собой на любом расстоянии и при любых условиях, что позволяет оценить реалистичность современных представлений об устройстве и развитии Вселенной.

Высокая детализация и огромное количество частиц требует огромных вычислительных мощностей - первичный запуск модели потребовал всех ресурсов корейского суперкомпьютера Tachyon II в течение 20 дней. Этот компьютер занимает 26-е место во всемирном рейтинге вычислителей TOP-500 с совокупной производительностью в 274 терафлопс.

источник - http://ria.ru/science/20111212/515164205.html

Черные дыры питаются фастфудом

17 декабря 2011

В ранние дни Вселенной, то есть приблизительно через 700-800 миллионов лет после большого Взрыва, большинство небесных тел и, черных дыр в том числе, были очень маленькими. В этот период первые звезды и галактики только начинали формироваться и расти в изолированных частях нашей вселенной.

В этот период черные дыры были довольно маленькими по отношению к галактикам, в которых они обитали. Благодаря недавним наблюдениям, сделанным с помощью Слоуновского Цифрового Обзора Неба (Sloan Digital Sky Survey /SDSS), исследователи поняли, что эта теория не совсем верна. Они убедились в том, что сверхмассивные черные дыры могли и даже существовали через 700 миллионов лет после большого взрыва. Некоторые из этих черных дыр были того же размера, что и сейчас, то есть это были гигантские черные дыры.

Для ученых остается загадкой, почему некоторые черные дыры очень быстро набрали в массе и объеме, в то время, как другим потребовалось намного больше времени для этого. Сверхмассивные черные дыры в несколько миллиардов раз превышают массу нашего Солнца. Типичные же черные дыры всего лишь в 30 раз превышают солнечную массу.

Ученые выяснили, как Вселенная "потеряла" лишние шесть измерений

23 декабря 2011 г.

Дзюн Нишимура из лаборатории KEK в городе Цукуба и его коллеги разработали компьютерную модель Большого Взрыва с учетом всех положений теории суперструн.

Согласно этой теории, Вселенная родилась десятимерной, то есть обладала одним временным и девятью пространственными измерениями. Часть сторонников этой теории считают, что "лишние" шесть измерений схлопнулись и замкнулись сами на себя. Другие физики считают, что наша четырехмерная Вселенная является лишь частью многомерной мультивселенной (мультиверса), а остальные шесть измерений мы не можем увидеть и изучить.

Нишимура и его коллеги попытались решить эту проблему при помощи своей модели, проследив за изменением протяженности измерений на разных этапах Большого взрыва. Они использовали несколько остроумных математических приемов, позволяющих проводить вычисления со сверхбольшими матрицами - огромными наборами чисел, выстроенных в виде двумерной или многомерной таблицы.

Как отмечают исследователи, новый подход к вычислению матриц позволил им включить в свою модель время в качестве главной переменной, чего не могли позволить себе их коллеги, проводившие аналогичные исследования.

Для экспериментальной проверки модели ученые подготовили ее компьютерную реализацию и запустили ее на суперкомпьютере Hitachi SR16000. Этот вычислитель состоит из 3,5 тысяч процессоров архитектуры PowerPC и имеет производительность 90 терафлопс - триллионов операций в секунду.

Результаты работы модели подтвердили выводы теории суперструн - Вселенная родилась десятимерной, однако шесть "лишних" пространственных измерений так и не развились в процессе расширения после начала Большого Взрыва. В результате только остались только три измерения и время, повторяющие структуру реальной Вселенной.

источник - http://ria.ru/science/20111223/524160588.html