ЗА МАЙ 2012 ГОДА

1.    Космодром Восточный

Роскосмос будет выдавать разрешения на строительство

2 мая 2012 г.

Правительство РФ наделило Роскосмос полномочиями на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, находящихся в ведении этого ведомства, в соответствии с градостроительным законодательством РФ.

Ранее с предложением наделить Роскосмос такими функциями выступил премьер-министр РФ Владимир Путин.

"Предлагается наделить Федеральное космическое агентство полномочиями по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры. Надеюсь, что это ускорит и гарантирует нам исполнение всех планов, связанных с космодромом Восточный", - сказал он.

источник - http//ria.ru/science/20120502/639581873.html

2.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Роскосмос может начать испытывать новый корабль с помощью РН "Зенит"

25 мая 2012 г.

Роскосмос может начать испытания нового перспективного пилотируемого космического корабля на космодроме Байконур с помощью ракет-носителей "Зенит" или "Протон", если новая ракета-носитель "Ангара" не будет готова, сообщил в пятницу журналистам статс-секретарь - заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

"Перспективный корабль, который мы делаем, ракета "Союз" поднять не сможет. Мы говорили сразу, как только начали эти работы, что если не будет ракеты "Русь-М" (разработку этой ракеты прекратили - ред.), то мы можем до этого начать испытание корабля даже на Байконуре с использованием существующих ракет "Зенит" и "Протон", - сказал Давыдов.

источник - http://www.federalspace.ru/18556/

3.    Новости МКС

Роскосмос беспокоит отсутствие вариантов для доставки экипажей на МКС

3 мая 2012 г.

Нынешняя ситуация, когда российские "Союзы" оказались единственным средством доставки экипажей на МКС, является очень рискованной, поэтому Роскосмос надеется на успех разрабатываемых другими агентствами программ, которые могли бы дополнить российские корабли, заявил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Он подчеркнул, что иметь как минимум одну "запасную" возможность доставки на станцию грузов и экипажей крайне важно, однако, например, пять и более систем представляются, скорее, "розовой мечтой" космической отрасли.

источник - http//ria.ru/science/20120503/640053156.html

Экипаж корабля "Союз ТМА-04М" открыл люки и перешел на МКС

17 мая 2012 г.

Космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Сергей Ревин, а также астронавт НАСА Джозеф Акаба, прибывшие на орбиту, открыли переходные люки между космическим кораблем "Союз ТМА-04М" и МКС.

В настоящее время вновь прибывшие космонавты уже находятся на борту станции со своими коллегами - космонавтом Роскосмоса Олегом Кононенко, астронавтом Европейского космического агентства Андрэ Кауперсом и астронавтом НАСА Дональдом Петтитом.

Космический корабль "Союз ТМА-04М" с экипажем новой экспедиции, запущенный с Байконура 15 мая, пристыковался к МКС в автоматическом режиме.

источник - http//ria.ru/science/20120517/651186878.html

Частный космический грузовик Dragon стартовал к МКС с мыса Канаверал

22 мая 2012 г.

Ракета-носитель Falcon 9 с космическим кораблем Dragon стартовала с космодрома на мысе Канаверал. Пуск стал второй попыткой запуска аппарата.

Второй полет рассматривается как испытательный - специалисты намерены проверить все системы корабля, и проведут сложную многоступенчатую процедуру сближения с космической станцией. Только на третий день после выхода на орбиту и серии проверок систем навигации, двигателей, способности быстрого ухода с орбиты, Dragon начнет приближаться к МКС.

источник - http//ria.ru/science/20120522/655116324.html

МКС поймала "Дракона" на орбите

26 мая 2012

Компания SpaceX празднует очередное этапное событие в своей биографии: космический корабль Dragon, запущенный 22 мая на орбиту, состыковался с МКС. "Дракон" гонялся за МКС двое суток: его создатели проверяли, насколько созданный ими корабль готов к движению вокруг станции. SpaceX все делает обстоятельно.

Схема стыковки выглядела так: "Дракон" должен был поэтапно подойди к МКС на дистанцию около 10 метров, после чего его должны были захватить 17-метровым манипулятором Canаdarm (он же SRMS – Shuttle Remote Manipulator System), подтащить к станции и собственно состыковать.

Получилось все не с первого раза. По планам захват корабля должен был произойти в 16.07 по Москве, однако работа оборудования, контролирующего взаимное расположение станции и корабля, вызывала нарекания: шли рассогласования параметров. Как выяснилось в процессе разбирательств, вышла путаница с захватом реперных отражателей на корпусе "Дракона".

В итоге захват перенесли на 17.10, а потом на 18.40. В процессе выяснилось, что все нормально, и состыковаться можно было и раньше.

В результате в 17.56 захват удался, и в 20.02 "Дракон" причалил к модулю Harmony.

источник - http//ria.ru/analytics/20120526/658043537.html

Астронавты разгрузили космический грузовик Dragon

29 мая 2012 г.

Астронавты разгрузили частный космический корабль Dragon, пристыковавшийся к МКС, и начали загружать в корабль то, что планируется отправить на Землю.

Дон Петтит и Андрэ Кауперс вскоре после пробуждения в понедельник выгрузили из герметичного модуля корабля около 500 кг пищи, одежды, оборудования для экспериментов, компьютерных компонентов и других грузов.

Астронавты также загрузили в корабль большую часть из 660 килограммов грузов, отобранных для возвращения на Землю в спускаемой капсуле корабля Dragon. Это, в частности, насос системы переработки мочи, компоненты фильтрационной установки для воды, детали скафандров.

источник - http//ria.ru/science/20120529/659822623.html

Корабль Dragon начал спуск на Землю

31 мая 2012 г.

Астронавт Дональд Петтит освободил первый частный космический корабль Dragon от манипулятора Canadarm и отправил корабль к Земле. Место приводнения капсулы Dragon находится примерно в 740 км к юго-западу от Лос-Анджелеса. В операции по "выуживанию" капсулы будут участвовать три спасательных судна, а его спуск в атмосфере будут отслеживать два специализированных самолета.

источник - http//ria.ru/science/20120531/661414943.html

4.    Исчерпание ресурса МКС

ЦУП увеличил высоту полета МКС на 5,2 километра

4 мая 2012 г.

Два основных двигателя европейского грузового корабля ATV-3 "Эдоардо Амальди", пристыкованного к станции, были включены в 12.37 мск. Согласно программе, они отработали 1220,8 секунды (чуть более 20 минут). В результате средняя высота орбиты МКС увеличилась на 5,2 километра и составила 399,5 километра.

источник - http//ria.ru/science/20120504/640878854.html

Российский ЦУП увеличил высоту орбиты полета МКС на 1,5 км

26 мая 2012 г.

Два основных двигателя европейского грузового корабля ATV-3 "Эдоардо Амальди", пристыкованного к станции, были включены в 04.10 мск. Согласно программе, они отработали 377,4 секунды (почти шесть с половиной минут). В результате маневра средняя высота орбиты полета МКС увеличилась на 1,5 километра и составила 399,3 километра.

источник - http//ria.ru/science/20120526/657832072.html

5.    Спутниковая группировка

США запустили военный спутник связи нового поколения

5 мая 2012 г.

Военно-воздушные силы США запустили спутник связи нового поколения AEHF 2, предназначенный для улучшения возможностей американского командования по управлению вооруженными силами на всем земном шаре. На заданную орбиту - примерно в 35 тысячах километрах над Землей - спутник выйдет приблизительно через три месяца. Предполагается, что в космосе будет сформирована целая группировка подобных спутников - до шести единиц.

источник - http//ria.ru/science/20120505/641494221.html

ESA официально отправило спутник Envisat "на пенсию"

9 мая 2012 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) в среду объявило об официальном прекращении миссии космического аппарата Envisat - самого крупного гражданского спутника Земли, запущенного еще в 2002 году.

Специалисты потеряли связь со спутником еще в апреле, однако до сих пор предпринимали действия по восстановлению работоспособности аппарата.

Спутник Envisat весит восемь тонн, на его борту установлено 10 научных приборов, в числе которых несколько радаров, радиометры для измерения температур. Спутник сделал около 50 тысяч оборотов вокруг нашей планеты, передав ученым квадриллион единиц информации.

источник - http//ria.ru/science/20120509/645111013.html

Европа запустила 2 новых спутника связи

16 мая 2012

Европейская ракета Ariane 5 успешно стартовала 15 мая с двумя телекоммуникационными спутниками, японским и вьетнамским.

JCSAT-13, принадлежащий японской корпорации SkyPerfect JSAT, будет передавать на территорию Японии и соседних стран сигнал станций телевещания. Его вес составляет 4528 кг., он несет 44 транспондера Ku-диапазона , и будет размещаться на 124 градусов восточной долготы над экватором.

VINASAT-2 принадлежит Вьетнаму и обеспечит радио- и телевещание, а также услуги телефонной связи для жителей страны. Он весил 2969 килограммов на старте и несет 24 транспондера Ku-диапазона. VINASAT-2 будет работать на 131,8 градусах восточной долготы, по соседству с VINASAT-1, аппаратом, запущенным в апреле 2008 года. VINASAT-1 израсходовал мощность 12 транспондеров Ku-диапазона и 8 транспондеров C-диапазона быстрее, чем ожидалось, в результате чего вьетнамское правительство заказало следующий космический аппарат.

Войска ВКО больше не будут запускать ракеты "Союз-У"

17 мая 2012 г.

Запуск ракеты-носителя "Союз-У", произведенный с космодрома Плесецк в Архангельской области стал последним в 40-летней истории ее эксплуатации, ее заменит одна из модификаций новой ракеты "Ангара", сообщил журналистам официальный представитель Минобороны РФ по войскам Военно-космической обороны (ВКО) полковник Алексей Золотухин.

источник - http//ria.ru/defense_safety/20120517/651517583.html

Японская ракета Н2А успешно вывела на орбиту четыре спутника

18 мая 2012 г.

Ракета японского производства Н2А успешно вывела на орбиту четыре спутника, это должно повысить международное доверие к японской космической технике, со ссылкой на Японское аэрокосмическое агентство (JAXA) и компанию Mitsubishi, одного из основных создателей ракеты, сообщает агентство Киодо.

Ракета Н2А вывела на орбиту спутник "Сидзуку" - первый в серии спутников проекта Миссии исследований глобальных изменений (Global Change Observation Mission, GCOM), который будет заниматься изучением круговорота воды на планете, и коммерческий спутник южно-корейского производства "Ариран-3" многоцелевого использования. Кроме того, на свободном месте на ракете разместили еще два небольших спутника, один из которых сделан JAXA, а другой - одним из японских университетов.

источник - http//ria.ru/science/20120518/651783344.html

В ОАО «ИСС» завершено изготовление космических аппаратов «Гонец-М» и «МиР»

29 мая 2012 г

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» завершилось изготовление двух космических аппаратов (КА) «Гонец-М» и малого космического аппарата «МиР».

Спутниковая система «ГОНЕЦ» создаётся на низких орбитах для предоставления услуг персональной связи в отдалённых регионах страны. Чтобы покрыть непрерывным сигналом всю территорию Земли, необходимо сформировать систему из двенадцати космических аппаратов «Гонец».

Вместе с КА «Гонец-М» отправлен и малый космический аппарат «МиР», над которым работали специалисты ИСС, студенты и преподаватели Сибирского государственного аэрокосмического университета, а также красноярские учёные.

источник - http://www.federalspace.ru/18612/

Спутник "Ломоносов" может быть запущен весной 2013 года

29 мая 2012 г.

Разработанный в МГУ научный спутник "Ломоносов", запуск которого ранее планировался на ноябрь 2011 года, сможет стартовать в первой половине 2013 года, сообщил руководитель отдела космических излучений НИИ ядерной физики (НИИЯФ) МГУ Иван Яшин.

"Ломоносов" должен стать третьим университетским спутником после "Татьяны-1" и "Татьяны-2", работавших на орбите с 2005 по 2010 год. В отличие от "Татьян" новый спутник будет "самостоятельным" аппаратом - его масса слишком велика, чтобы его можно было запустить в качестве попутной нагрузки, его нужно будет запускать отдельной ракетой. Ранее запуск спутника планировался на ноябрь 2011 года - на 300-летие Ломоносова, но был отложен на весну 2012 года.

источник - http//ria.ru/science/20120529/659971018.html

Наш комментарий: в реальности запуск этого спутника состоялся на 3 года позже и этого срока – в апреле 2016 года

Отечественный сегмент системы КОСПАС-САРСАТ в действии

29 мая 2012 г

Секретариат Национальной службы поиска и спасания Канады выразил благодарность Российской Федерации за практическое использование российского космического аппарата ГЛОНАСС-К при проведении спасательной операции.

В марте 2012 года Национальной службой поиска и спасания Канады была проведена операция  по поиску и спасению в горной местности Западной Канады экипажа вертолета, потерпевшего бедствие. При этом была использована информация с борта российского навигационного космического аппарата ГЛОНАСС-К, запущенного 26 февраля 2011 года.

источник - http://www.federalspace.ru/18613/

6.    Коммерциализация и международное сотрудничество

Спутник AMOS-5 передан на управление заказчику

16 мая 2012 г

Телекоммуникационный космический аппарат (КА) AMOS-5, созданный в ОАО «ИСС» (гелезногорск), передан на управление заказчику - израильскому оператору связи Space Communication Ltd.

После успешного запуска 11 декабря 2011 года КА AMOS-5 прошёл полный цикл проверок в условиях космического пространства. На протяжении трёх месяцев иностранные специалисты осуществляли управление космическим аппаратом при технической поддержке коллег из российского предприятия.

источник - http://www.federalspace.ru/18560/

Канадский спутник связи Nimiq-6 передан на управление заказчику

18 мая 2012 г.

Канадский спутник связи Nimiq-6, запущенный с космодрома Байконур на ракете-носителе "Протон-М", отделился от разгонного блока "Бриз-М" и был передан на управление заказчику..

Спутник связи Nimiq-6 массой 4,75 тонны изготовлен компанией Space Systems/Loral. Космический аппарат обеспечит прямое телевизионное вещание и услуги связи в Канаде, заняв рабочую орбитальную позицию в точке стояния 91 градус западной долготы. На спутнике установлены 32 транспондера Ku-диапазона. Срок существования космического аппарата - 15 лет.

источник - http//ria.ru/science/20120518/651834236.html

В Тюменской области открыт Центр космических услуг

24 мая 2012 г.

Он создан при поддержке областного Правительства во исполнение решения губернатора Тюменской области и руководителя Федерального космического агентства.

ЦКУ Тюменской области предназначен для комплексного внедрения результатов космической деятельности во все сферы обеспечения жизнедеятельности региона.

Впервые в практике создания ЦКУ региональный центр был создан в форме общества с ограниченной ответственностью.

источник - http://www.federalspace.ru/18602/

7.    Космические телескопы и ДЗЗ

Спутниковая съемка выявила более 600 термоточек по всей России

22 мая 2012 г.

Спутниковая съемка выявила во вторник более 600 термоточек на территории России, часть из них может оказаться пожарами. Реальное количество пожаров меньше числа термоточек, поскольку очаги пожаров по площади достаточно велики, и спутник автоматически фиксирует от двух до десяти компактно расположенных термоточек, которые на самом деле представляют собой единый очаг.

источник - http//ria.ru/eco/20120522/655317254.html

Запуск рентгеновского телескопа "Спектр-РГ" запланирован на 2014 г

29 мая 2012 г.

Германский и российский телескопы для космической обсерватории "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ") будут готовы для установки на аппарат осенью 2013 года, запуск планируется на осень 2014 года, сообщил заместитель директора Института космических исследований РАН Михаил Павлинский.

Ранее руководитель Роскосмоса и представители НПО имени Лавочкина заявляли, что запуск аппарата состоится в ноябре 2013 года. Однако из-за задержек с созданием научной аппаратуры, запуск задерживается на год.

К настоящему времени в состав аппарата входят два главных инструмента - российский рентгеновский телескоп ART-XC, который создается в российском ядерном центре в Сарове (ВНИИЭФ) и создаваемый германскими учеными телескоп eROSITA. Основой обсерватории будет платформа "Навигатор", разработанная НПО имени Лавочкина.

источник - http//ria.ru/science/20120529/660020697.html

Наш комментарий: по состоянию на 2016 год «Спектр-РГ» до сих пор не запущен

"ЦСКБ-Прогресс" изготовит спутник "Ресурс-П-3" для зондирования Земли

31 мая 2012 г.

Самарский ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" выиграл конкурс на изготовление, поставку и транспортировку космического аппарата дистанционного зондирования Земли "Ресурс-П-3", эти работы будут выполняться в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

Спутники "Ресурс-П" должны прийти на смену космическому аппарату "Ресурс-ДК1", который был запущен в 2006 году и является единственным российским гражданским аппаратом, который обеспечивал спутниковую фотосъемку с разрешением не хуже одного метра.

источник - http//ria.ru/science/20120531/661277628.html

8.    Планы по Луне

Собираетесь на Луну? Не вздумайте трогать следы прошлых научных экспедиций НАСА!

25 мая 2012

НАСА выпустило официальный документ, определяющий, насколько в будущем любой космический корабль или астронавты, посещающие Луну, смогут приблизиться к памятникам пребывания на её поверхности всех космических миссий США, включая места посадки «Аполлона», роботизированных зондов, таких как Surveyor, и места падений, как например место падения аппарата LCROSS. Например, НАСА рекомендует установить границу на расстоянии 75 м от места посадки лунного модуля «Аполлон-11».

Эти рекомендации не обязательны для исполнения (хотя бы в связи с отсутствием в настоящее время механизмов, способных принудить к их соблюдению).

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2351

9.    Астероидная опасность

Рядом с Землёй пронёсся астероид размером с автобус

15 мая 2012

Околоземной астероид 2012 JU, предположительно 12 метров в диаметре, прошёл от нашей планеты на расстоянии около 191500 км., после чего вылетел в глубокий космос, согласно данным Программы исследования околоземных объектов (NEO) НАСА в Лаборатории реактивного движения. Этот астероид совершает полный оборот вокруг Солнца каждые 3,2 года.

Учёные обнаружили около 8900 похожих околоземных объектов, хотя они думают, что на самом деле их намного больше. Специалисты NEO и другие команды астрономов регулярно изучают большие, потенциально опасные астероиды, чтобы установить, не представляют ли они угрозы для Земли.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2311

Астероид размером с шестиэтажный дом пролетел рядом с Землей

28 мая 2012 г.

Астероид 2012 KP24 был обнаружен 23 мая. Расчеты показали, что 2012 KP24 относится к астероидам семейства Аполлона, орбиты которых пересекают орбиту нашей планеты и орбиту Марса. К этому типу принадлежат около двух третей известных астероидов, сближающихся с Землей (NEA).

28 мая 2012 KP24 пролетел мимо Земли на расстоянии 0,00038 астрономической единицы - 57,16 тысячи километров.

Ученые оценивают диаметр этого небесного тела в 11-36 метров, согласно последним данным, его размер составляет около 18 метров.

источник - http//ria.ru/science/20120528/659563827.html

1.    Марсоходы

Opportunity перезимовал и готов к новым подвигам!

12 мая 2012

Неунывающий вездеход НАСА «Opportunity» готов снова выезжать на задания, после того как провёл в укрытии более 4 месяцев марсианской зимы. 8 мая марсоход выехал из своего зимнего укрытия, расположенного у края кратера Индевор, который учёные окрестили «Гавань Грили», и спустился по склону на 3,7 м.

«Opportunity» разместили в Грили в конце 2011 г., чтобы использовать преимущества расположения склона для эффективной зарядки солнечных батарей в течение зимы.

Теперь команда собирается отправить отдохнувшую машину на юг, к местечку, называемому мыс Скорби, для поиска филосиликатов - глинистых минералов, присутствие которых указывало бы на длительное взаимодействие между водой и горной породой в прошлом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2304

Тест-драйв марсохода по пустыне

16 мая 2012

Последний марсоход НАСА попадёт на Красную планету лишь в августе, но учёные уже испытывают его способности при движении по пустыне.

На прошлой неделе специалисты протестировали пробную версию вездехода НАСА Curiosity в дюнах Дюмон в калифорнийской пустыне Мохаве, недалеко от Долины смерти.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2317

2.    Шаттлы

НАСА отключает питание у Индевора

11 мая 2012 года НАСА отключило питание у своего последнего ещё остававшегося подключенным космического шаттла «Индевор», через 20 лет после его первого вылета.

Техники, работающие внутри Орбитального технологического комплеса №2 (OPF-2) в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде, отключили подачу энергии у «Индевора», самого молодого из орбитальных аппаратов демонтируемой флотилии космических шаттлов НАСА, в 13:58 GMT, с тем чтобы начать готовить его к отправке в космический музей.

В сентябре НАСА погрузит «Индевор» на модифицированный транспортный самолёт Боинг-747 и доставит в Лос-Анджелес для размещения в Калифорнийском научном центре.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2309

3.    Исследования астероидов

КА "Рассвет" 800 раз облетел вокруг Весты

07 мая 2012

С 12 декабря 2011 года автоматическая межпланетная станция "Рассвет" ("Dawn") находилась на самой низкой рабочей орбите вокруг гигантского астероида Веста, облетев вокруг него 800 раз.

Миссия космического аппарата "Рассвет" на орбите астероида Веста была продлена на 70 дней, а теперь после успешного ее завершения, исследовательский зонд уходит по раскручивающейся спирали из гравитационного поля Весты и постепенно направляется по направлению к карликовой планете Церера.

Первый орбитальный анализ Весты от КА "Рассвет"

11 мая 2012

Во время своей исследовательской миссии на орбите Весты, КА "Рассвет" выяснил, что этот астероид имеет намного более разнообразную поверхность, чем думали ученые ранее.

Исследователи выяснили, что Веста имеет железное ядро, а также мантию и кору, как планеты. Кроме этого, исследователи подтвердили, что большинство метеоритов, падающих на Землю, являются родом именно с Весты.

Cамые выгодные для разработки астероиды

17 мая 2012

После недавнего заявления компании Planetary Resources, связанном с разработкой астероидов, одним из самых популярных вопросов об этом заманчивом, но сложном предприятии становится, какие астероиды лучше всего разрабатывать? На сайте Asterank уже появились первые приблизительные оценки некоторых известных астероидов. Например:

Самый прибыльный: 253 Матильда, 52,8 км. в диаметре астероид C-типа (углеродный), стоимость - $100 трлн., прибыль от разработки - $9,53 трлн.

Самый рентабельный: 2000 BM19, очень маленький астероид О-типа (менее 1 км. в диаметре). Стоимость - $18,5 трлн., прибыль — $3,55 трлн.

Самый дорогой: 253 Матильда

Самый доступный : 2009 WY7, это астероид S-типа, каменный, получил на Asterank высшую оценку доступности 7,6577.

Рейтинг Asterank учитывает экономические и научные особенности более чем 580000 астероидов, уделяя особое внимание наличию металлов платиновой группы и воды.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2324

Захват с множеством "колючих пальцев" позволит роботу проводить бурильные работы на астероидах.

31 мая 2012

Профессор Аарон Парнесс, работавший в свое время над проектами роботов Stickybot и Spinybot, способных подниматься по вертикальным поверхностям, перешел вместе со своим опытом и наработками в Лабораторию НАСА по изучению реактивного движения, где он занимается разработкой устройства, с помощью которого исследовательские роботы смогут надежно закрепляться на поверхности астероидов и других космических тел.

В 2007 году Европейское космическое агентство осуществило запуск космического аппарата Rosetta, который должен в 2014 году достигнуть кометы 67Р. Для закрепления аппарата на поверхности кометы будет использоваться гарпун, который не является идеальным решением, благодаря тому, что гарпун можно использовать только один раз. Но, если потребуется опускать робота на поверхность несколько раз в различных точках, то помочь в этом может только специальная многоразовая система, способная обеспечить достаточную удерживающую силу в условиях малой или полностью отсутствующей гравитации.

Для решения вышеописанной проблемы специалисты JPL под руководством Парнесса разработали удерживающую систему, которая с помощью множества гибких пальцев, снабженных острыми крючками на концах, и привода с одной степенью свободы, способна быстро и надежно закрепить робота на поверхности любого характера.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3657-zahvat-s-mnozhestvom-kolyuchih-palcev-pozvolit-robotu-provodit-burilnye-raboty-na-asteroidah.html

4.    Исследования Солнца

Космический аппарат европейской миссии Solar Orbiter подберется к Солнцу ближе других аппаратов.

6 мая 2012

Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали контракт на сумму в 300 миллионов евро с английским отделением компании EADS Astrium, которая займется изготовлением космического исследовательского аппарата. Аппарат миссии Solar Orbiter будет подробно изучать Солнце, происходящие внутри него процессы и их влияние на Солнечную систему.

В самой близкой к Солнцу точке орбиты расстояние между аппаратом и Солнцем будет составлять 42 миллиона километров. Такая орбита позволит этому аппарату выполнять долговременные наблюдения за одними и теми же областями Солнца, включая полярные области.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3581-kosmicheskiy-apparat-evropeyskoy-missii-solar-orbiter-podberetsya-k-solncu-blizhe-drugih-apparatov.html

Солнечная обсерватория оправляется после сбоя

12 мая 2012

Космический аппарат, разработанный для наблюдения за Солнцем, восстановлен и запущен после технической неисправности, выведшей его из строя меньше чем на неделю.

Большая часть функций Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO), совместного проекта НАСА и Европейского космического агентства, на прошлой неделе была блокирована из-за неисправности, которая перевела корабль в так называемый «безопасный режим.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2308

5.    Космические корабли и ракеты нового поколения

Европейцы увлечены идеей космического самолёта

02 мая 2012

Концепция уникального суборбитального самолёта может развиться в важную космическую исследовательскую лабораторию Европейского космического агентства (ESA) по работе над проблемами микрогравитации при выходе в космическое пространство.

Проект «Vinci» предлагает сконструировать транспортное средство пилотируемым и внешне напоминающим коммерческий реактивный самолёт. Приводиться в действие он будет реактивным двигателем «Vinci», разрабатываемым для верхней ступени ракеты «European Ariane 5».

Самолёт планируется для многократных полётов. Он рассчитан на то, чтобы доставить 8 человек и груз с научным оборудованием в суборбитальное пространство и обратно.

«Vinci» совершит вертикальный взлёт с ВПП. Аппарат не будет выходить на орбиту, достигнет высоты в 100 км. и испытает на несколько минут состояние невесомости, во время которого планируется провести эксперименты. Затем, используя поворотные двигатели на холодном газе, «Vinci» скорректирует своё положение и вернётся на ВПП.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2267

Начинаются испытания нового реактивного двигателя J-2X, предназначенного для полетов в открытом космосе.

2 мая 2012

Новый реактивный двигатель J-2X, разработанный специалистами НАСА, установлен на испытательном стенде и готовится ко второму этапу испытаний. Двигатель J-2X предназначен для того, что бы стать основным двигателем системы следующего поколения Space Launch System (SLS), который начнет работать в открытом космосе, после отделения первой ступени ракеты-носителя.

Двигатель J-2X является прямым потомком двигателя J-2, двигателя, который в свое время посылал космические аппараты программы Аполлон и людей к Луне. Но новый двигатель J-2X имеет систему охлаждения на жидком водороде и другие особенности, которых не было даже у двигателей Шаттлов.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3570-nachinayutsya-ispytaniya-novogo-reaktivnogo-dvigatelya-j-2x-prednaznachennogo-dlya-poletov-v-otkrytom-kosmose.html

Blue Origin” приоткрывает детали проекта «Космический аппарат»

06 мая 2012

«Blue Origin» - это частная аэрокосмическая группа, занимающаяся разработками как суборбитальных, так и орбитальных аппаратов, финансируемая совладельцем Amazon.com Джеффом Безосом.

«Космический аппарат» Blue Origin щеголяет необычной биконической формой - его дизайн стал результатом более 180 аэродинамических испытаний и расширенного компьютерного гидродинамического анализа. Тестирование проводилось совместно с НАСА, которое в рамках своей программы «Commercial Crew Development» выделило компании 22 миллиона долларов в 2011 г. на разработку этого аппарата.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2282

Компания Сьерра Невада расширяется во Флориду

10 мая 2012

Корпорация Сьерра Невада, одна из четырёх организаций, занимающихся разработкой космических перевозчиков для НАСА, планирует увеличить штат сотрудников и число операций во Флориде.

Компания, базирующаяся в Луисвилле, штат Колорадо, разрабатывает небольшой суборбитальный самолёт «Бегущий за мечтой» (“Dream Chaser”), способный вместить до семи астронавтов или груз, для перевозки на МКС и обратно. На его разработку и сборку НАСА выделило $125 миллионов.

Теперь же Сьерра Невада требует экономических поощрений и налоговых льгот. На данный момент в компании всего трудится около 2200 человек в 16 различных штатах.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2294

Производитель ускорителей для шаттлов намерен создать корабль

10 мая 2012 г.

Аэрокосмическая компания ATK - производитель твердотопливных ракет-ускорителей для американских шаттлов - объявила о намерении создать полноценную космическую транспортную систему Liberty ("Свобода") для доставки астронавтов на орбиту, которая будет включать в себя ракету-носитель, систему аварийного спасения, космический корабль и наземную инфраструктуру.

Базирующаяся в американском штате Юта компания Alliant Techsystems или ATK создавала твердотопливные ускорители (Reusable Solid Rocket Motor - RSRM) для шаттлов, полеты которых были прекращены в 2011 году. В феврале 2011 года компания объявила, что намерена создать собственную ракету-носитель Liberty, в которой твердотопливный ускоритель должен был играть роль первой ступени. Вторую ступень для нее должна была разработать компания Astrium - на основе второй ступени ракеты Ariane 5.

источник - http//ria.ru/science/20120510/645595142.html

SpaceX и Bigelow Aerospace объединят усилия

11 мая 2012 г.

Американские компании - SpaceX, которая создает ракеты-носители и космические корабли, и Bigelow Aerospace, которая намерена создать на орбите гостиницу для космических туристов - договорились объединить усилия в продвижении своих услуг на международном рынке. Компании намерены в "одном пакете" предлагать клиентам полеты на орбиту на борту космического корабля Dragon, созданном SpaceX, и пребывание в орбитальной гостинице BA 330, которую планирует создать Bigelow Aerospace.

источник - http//ria.ru/science/20120511/646463962.html

Сокращение госфинансирования не остановит разработку Dragon

18 мая 2012 г.

Компания SpaceX, которая планирует запустить к МКС первый частный космический грузовик Dragon, рассчитывает подготовить и запустить его пилотируемую версию даже при сокращении бюджета НАСА, сообщила журналистам президент SpaceX Гвин Шотвелл.

Ранее эксперты космической отрасли высказывали опасения, что предложенное Конгрессом финансирование коммерческих пилотируемых полетов в бюджете НАСА на 2013 финансовый год, на 40% меньше, чем запросило агентство, может поставить под вопрос целесообразность самой программы и отодвинуть первый полет на неопределенный срок.

источник - http//ria.ru/science/20120518/652494135.html

Пять самых многообещающих частных космических кораблей

19 мая 2012

1) Шестиместный SpaceShipTwo компании Virgin Galactic разрабатывается для доставки пассажиров и научного оборудования в суборбитальное пространство. Коммерческие рейсы на нём, по-видимому, начнутся в 2013 г. или 2014 г.

2) Blue Origin работает над проектом The Space Vehicle, интересным кораблём биконической формы. Сообщается, что он начнёт осуществлять перевозки между 2016 г. и 2018 г.

3) Dream Chaser («Бегущий за мечтой») компании Sierra Nevada — это небольшой космический самолёт с вертикальным взлётом и горизонтальной посадкой на взлётную полосу. Предполагаемая дата ввода в эксплуатацию - 2016 г.

4) Авиакосмический гигант Boeing разрабатывает аппарат с названием CST-100. Каждая капсула будет рассчитана на 10 полётов и CST-100 сможет начать функционировать к 2016 г.

5) Dragon компании SpaceX. Его пилотный вариант способен брать до семи астронавтов и долететь даже до Марса.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2333

SpaceX получила первый заказ для ракеты-носителя Falcon Heavy

29 мая 2012 г.

Компания SpaceX подписала с телекоммуникационной фирмой Intelsat первый контракт на запуск спутника с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy.

Как ожидается, первый запуск новой ракеты будет осуществлен в конце 2013 - начале 2014 года с космодрома на мысе Канаверал. Однако уже сейчас SpaceX и Intelsat подписали контракт, который предусматривает вывод телекоммуникационного спутника на геосинхронную переходную орбиту.

источник - http//ria.ru/science/20120529/660263685.html

SpaceX начнет испытывать Dragon с наземной посадкой в этом году

31 мая 2012 г.

Компания SpaceX рассчитывает начать первые испытания космического корабля Dragon с системой наземной посадки до конца 2012 года, в случае успеха вторая версия Dragon будет готова через три года, сообщил журналистам глава SpaceX Элон Маск.

В четверг Dragon успешно приводнился в Тихом океане после недельной экспедиции на орбитальную станцию. Это был первый в истории полета частного корабля к МКС, где раньше бывали только государственные корабли - российские, американские, европейские и японские.

источник - http//ria.ru/science/20120531/662229305.html

6.    Новые технологии

Ремонтные дроиды могут продлить жизнь спутникам

16 мая 2012

Возможность вдохнуть новую жизнь в стареющие спутники, используя автоматизированные аппараты, могло бы, теоретически, повысить эффективность спутниковой индустрии и снизить стоимость миссий. И по крайней мере одна авиакосмическая компания старается двигаться в этом направлении.

«Мы готовы продавать, мы готовы строить, мы готовы доставлять», - говорит Эдуард Гурвиц, председатель правления корпорации ViviSat. ViviSat – это совместное предприятие Alliant Techsystems (ATK), бывшего производителя твердотопливных ракет для космических шаттлов НАСА, и авиакосмической компании U.S. Space.

Аппарат Mission Extension Vehicle (MEV) ViviSat разрабатывается для стыковки со спутником на орбите, после которой дроид сможет, используя собственные поворотные двигатели, обеспечить управление скоростью и положением спутника.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2319

Система SeeMe позволит солдатам оперативно запускать спутники наблюдения в случае необходимости.

19 мая 2012

Управление перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA объявило конкурс среди компаний оборонного характера на разработку и создание системы оперативного спутникового наблюдения под названием SeeMe. Основной единицей этой системы будет малая ракета-носитель, которая по размерам будет немного превышать размеры обычных ракет, устанавливаемых на консолях военных самолетов. Так же такие ракеты-носители могут устанавливаться и под крыльями гражданских самолетов. Самолет, военный или гражданский, достигнув заданной точки и заданной высоты, выпускает эту ракету-носитель, которая затем устремляется в космос.

После того, как ракета-носитель выходит на нужную орбиту в заданной точке, она высвобождает маленький спутник, снабженный мощной оптикой, которая позволяет в высоком разрешении наблюдать за поверхностью в требуемой точке в течение 90 минут времени. Данные от этого спутника в режиме реального времени передаются напрямую в воинское подразделение, ведущее боевые действия.

источник - http://www.dailytechinfo.org/military/3623-sistema-seeme-pozvolit-soldatam-operativno-zapuskat-sputniki-nablyudeniya-v-sluchae-neobhodimosti.html

19-летняя студентка из Египта патентует двигатель для космических аппаратов абсолютно нового типа.

22 мая 2012

Эйша Мустафа, 19-летняя студентка из египетского университета Sohag University, изобрела двигатель для космических аппаратов, основанный на совершенно иных принципах, нежели принципы, на которых работают все современные космические двигатели. Двигатель, разработанный Мустафой, основан на соединении принципов и эффектов квантовой физики, химических превращений, электромагнетизма и космической техники.

Помимо обеспечения движения космических аппаратов, новый двигатель может служить в качестве источника электрической энергии, которая будет приводить в действие все электрические и электронные системы космических кораблей. Основным источником энергии нового двигателя являются силы Казимира-Полдера, которые возникают между двумя параллельными поверхностями или другими объектами за счет квантовых флуктуаций в вакууме. Для увеличения эффективности устройства в нем используются отражательные группы, напоминающие те, которые используются в солнечных электростанциях.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/3630-19-letnyaya-studentka-iz-egipta-patentuet-dvigatel-dlya-kosmicheskih-apparatov-absolyutno-novogo-tipa.html

7.    Космические телескопы и ДЗЗ

Астрономам предстоит открыть около 70% опасных для Земли астероидов

17 мая 2012 г.

Анализ данных, собранных космическим инфракрасным телескопом WISE, показал, что в окрестностях Земли присутствуют около пяти тысяч потенциально опасных астероидов, диаметром больше 100 метров, причем только 20%-30% из них уже открыты астрономами.

Инфракрасный телескоп WISE, запущенный в декабре 2009 года и предназначенный для составления карты неба в инфракрасном диапазоне, использовался также для поиска и исследования "темных" объектов Солнечной системы - астероидов и комет. С начала октября 2010 года по февраль 2011 года телескоп сделал более 1,8 миллиона снимков и обнаружил более 33,5 тысячи новых астероидов и 19 комет.

источник - http//ria.ru/science/20120517/651125454.html

NASA планирует возобновить работу телескопа GALEX

17 мая 2012

Орбитальный телескоп GALEX (Galaxy Evolution Explorer.Исследователь Эволюции Галактик), работающий в ультрафиолетовом диапазоне, был запущен 28 апреля 2003 года с помощью ракеты-носителя Пегас XL и выведен на почти круговую орбиту высотой 697 километров с наклоном около 29°.

Проработав на орбите около 23 месяцев, космический телескоп был переведен в спящий режим из-за недостатка финансирования. Ежемесячная работа аппарата стоит 100 000 долларов.

Сегодня NASA заключило контракт на 150 миллионов долларов с Калифорнийским Технологическим Институтом (Caltech), которое будет заниматься "реанимацией", а также контролем и управлением телескопа GALEX.

Новый телескоп JPL «FINESSE» для изучения экзопланет

18 мая 2012

Новый космический телескоп «FINESSE» («Изящество»), предложенный Лабораторией реактивного движения (JPL) НАСА, будет объединять спектроскопические данные с 200 известных экзопланет на протяжении двух лет, помогая учёным определить состав их атмосферы, поверхности и даже погодные условия. Это первый космический телескоп, способный анализировать погоду на внесолнечных планетах.

Используя чувствительный спектрограф, способный различать объекты от 0,7 до 5,0 микрон, FINESSE сможет распознавать молекулярные полосы воды, метана, угарного и углекислого газов и другие молекулы. Его чувствительность и стабильность позволят ему даже различать дневную и ночную стороны экзопланеты.

FINESSE, позиционируемый как «следующий шаг» в изучении экзопланет, предлагают запустить в октябре 2016 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2328

8.    Планы по Марсу

Новый технологичный зонд НАСА для наблюдения за Марсом

02 мая 2012

Аппарат «The Mars Atmosphere and Volatile Evolution» (MAVEN), название которого, в переводе на русский, звучит как «Атмосфера Марса и изменчивая эволюция», собирает компания Lockheed Martin. Внутренние структуры корабля и баки с ракетным топливом были недавно установлены в чистой комнате, что было необходимо для защиты оборудования от возможного попадания в него загрязнений.

Миссия MAVEN будет впервые исследовать верхние слои атмосферы Марса, в попытке понять, почему его атмосфера покинула когда-то поверхность планеты.

Экспедиция с бюджетом в 500 миллионов долларов намерена отправляться в ноябре 2013 г. и достигнуть Красной планеты к 2014 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2264

Флотилия космических зондов будет искать жизнь на Марсе

08 мая 2012

Недавно предложенная учёными марсианская миссия планирует искать признаки жизни на Красной планете — причём за сущие копейки, — используя для этого с пол-дюжины автоматизированных зондов.

Миссия BOLD («Поиск жизненных форм и биологических окислителей»), отправит на поверхность Марса шесть одинаковых зондов, оснащённых буровым оборудованием — 60-килограммовых аппаратов пирамидальной формы, которые проделают шесть отверстий в различных местах на поверхности.

Каждый модуль проведёт несколько исследований грунта. Скажем, в одном он будет искать длинные, сложные молекулы нуклеиновых кислот, а в другом — пытаться пометить марсианские клетки флуоресцентной краской. Аппараты также повторят знаменитый эксперимент «Викингов» по анализу газообразных продуктов жизнедеятельности предварительно «прикормленных» бактерий.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2288

Учёные завалили НАСА идеями об исследовании Красной планеты

27 мая 2012

В предложенном президентом Бараком Обамой бюджете на 2013 г. марсианские программы НАСА претерпели значительные сокращения финансирования. В ответ НАСА вышло из состава участников европейской миссии «Экзомарс».

Агентство также затеяло обширный пересмотр своей марсианской стратегии с учётом нового, урезанного финансирования. НАСА, на своём недавнем Семинаре по концепциям и подходам к исследованию Марса, проходившем в Хьюстоне, обратилось к научному сообществу за идеями и рассчитывало получить около 200 предложений.

Но к ним поступило почти в два раза больше разнообразных проектов от учёных, исследовательских групп и партнёрских организаций.

Идеи, прошедшие первый этап отбора, будут представлены на семинаре, который планирует состояться 12-14 июня в Хьюстоне.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2354

9.    Планы по Юпитеру

ЕКА намерено отправить зонд к крупнейшему спутнику Юпитера

2 мая 2012 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) одобрило проект миссии JUICE по исследованию системы Юпитера, в которой, возможно, будет участвовать Россия. Программный комитет ЕКА отдал предпочтение проекту JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) стоимостью около 1 миллиарда евро перед двумя другими проектами - обсерваторией для поиска гравитационных волн NGO (New Gravitational Wave Observatory) и рентгеновским телескопом ATHENA (Advanced Telescope for High-Energy Astrophysics).

Планируется, что европейский аппарат стартует в 2022 году и достигнет системы Юпитера в 2032 году.

источник - http//ria.ru/science/20120502/639727295.html

10. Астрономическая техника

Телескоп SETI будет охотиться не только за инопланетянами

01 мая 2012

Телескоп SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) - это главная составляющая проекта по поиску внеземных цивилизаций и возможному вступлению с ними в контакт. Он имеет несколько антенн, диаметр каждой из которых достигает около 6 метров. Американцы планируют добавить к телескопу еще одну антенну для того, чтобы можно было обнаруживать космический мусор, который появился в космическом пространстве искусственным путем и не без помощи человечества.

SOFIA - самолет-обсерватория

11 мая 2012

SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy/Стратосферная обсерватория ИК-астрономии) - это совместный проект NASA и Германского аэрокосмического центра. Телескоп SOFIA размещен на борту самолета широкофюзеляжного самолета Boeing 747SP, который был модифицирован для установки телескопа-рефлектора с 2.5 метровой апертурой в задней части фюзеляжа. Телескоп разработан для астрономических наблюдений в инфракрасной области спектра и работает на высотах около 12 км, в стратосфере. Водяной пар, находящийся в атмосфере земли, поглощает некоторые ИК волны на их пути к поверхности планеты, но возможности проекта SOFIA позволяют поднять телескоп достаточно высоко, чтобы он был выше почти всего пара атмосферы. На высоте полета самолета доступно около 85 % всего ИК спектра. Также самолет может перелететь практически на любую точку поверхности планеты, позволяя вести наблюдения как в северном так и в южном полушарии.

Камера, которая может снимать и Солнце, и звезды при дневном свете.

21 мая 2012

Маленькая компания Spectral Instruments, находящаяся в Тусоне, Аризона, выпускает цифровые камеры 1110-й серии, которые имеют настолько широкий динамический диапазон, что может непосредственно фотографировать и Солнце, и звезды среди бела дня.

Камера 1110-й серии имеет CCD-матрицу с разрешающей способностью 112 мегапикселов. В камере не используется маски Байера и других фильтров любого вида, "ничего, что может ухудшить качество получаемого изображения". Датчик камеры имеет размеры 95 на 95 миллиметров. Для сравнения, датчик обычной DSLR-камеры имеет размеры 24 на 36 миллиметров, а датчики более профессиональных камер имеют размеры 36 на 48 миллиметров.

Следуем заметить, что такая камера, датчик которой охлаждается до температуры в -100 градусов, будет не по карману всякому фотографу-профессионалу. Изготовление одной CCD-матрицы будет обходиться только в 100 тысяч долларов, а готовая камера будет стоить, как минимум, в три-пять раз дороже указанной суммы.

источник - http://www.dailytechinfo.org/np/3628-mashiny-monstry-kamera-kotoraya-mozhet-snimat-i-solnce-i-zvezdy-pri-dnevnom-svete.html

Мегателескоп SKA поделили между Австралией и ЮАР

26 мая 2012 г.

Новый гигантский радиотелескоп Square Kilometer Array (SKA), строительство которого планируется начать в 2016 году, будет разделен на два массива антенн, которые будут размещены в ЮАР и Австралии.

По планам разработчиков, телескоп SKA будет представлять собой массив из более чем 3 тысяч антенн, объединенных в одну гигантскую виртуальную антенну площадью в один квадратный километр. Ожидается, что мегателескоп начнет первые наблюдения не раньше 2019 года и сможет помочь ученым исследовать процессы формирования галактик и черные дыры, а также поучаствовать в поиске внеземной жизни.

За право разместить массив на своей территории борются ЮАР и "дуэт" из Австралии и Новой Зеландии. Консультативный совет проекта в марте 2012 года заключил, что площадка ЮАР представляется более удачной, однако в апреле менеджмент проекта собрал новую группу для изучения возможности разделения массива между двумя конкурентами. На встрече в Амстердаме большинство участников проекта пришло к выводу, что "жизнь на два дома" действительно будет лучшим вариантом для мегателескопа.

источник - http//ria.ru/science/20120526/657832041.html

“Лазерный гребень” поможет прочёсывать небо в поисках экзопланет земного типа

31 мая 2012

«Лазерный частотный гребень» – это калибровочный инструмент для больших наземных телескопов, которые ищут отдалённые миры методом лучевых скоростей, то есть устанавливают присутствие планет, изучая гравитационное воздействие (раскачивание), которое они оказывают на материнские звёзды. До сих пор таким телескопам не хватало точности для обнаружения твёрдых планет.

"Лазерный частотный гребень" излучает серию световых волн, которые распространяются по отдельности друг от друга, напоминая зубья расчёски. Так как расстояние между зубьями известно, спектрограф телескопа может использовать "гребень", чтобы убедиться, что сигнал, полученный со звезды, считан правильно.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2370

1.    Луна

Ученые нашли метеориты, бомбардировавшие Луну миллиарды лет назад

17 мая 2012 г.

Группа астрофизиков под руководством Кэтрин Джой из Института Луны и планет в Хьюстоне анализировала фрагменты лунного реголита, доставленного на землю экспедицией "Аполлон-16" в 1972 году. Данные образцы реголита были извлечены в Море Дождей.

В них Джой и ее коллеги обнаружили микроскопические шарики - хондрулы, как правило, существующие лишь в примитивных хондритах - богатых кремнием астероидах, образованных из первичной материи Солнечной системы. Исследователи проанализировали химический состав шариков при помощи электронного микроскопа и спектрографа, пытаясь выяснить время их формирования и источник происхождения.

В частности, в большинстве образцов было достаточно мало железа, что отличает их от лунного грунта. Кроме того, микроскопические шарики содержали крайне мало никеля и очень много магния по сравнению с типичными земными породами, что исключает возможность загрязнения образцов в результате неправильного хранения или транспортировки реголита.

По словам ученых, химический состав шариков подтвердил, что они возникли внутри обычных и углистых хондритов, населявших Солнечную систему в эпоху поздней тяжелой бомбардировки. Кроме того, в других образцах лунных пород ученые нашли следы более поздних столкновений, произошедших 1,7 миллиарда лет назад и позже.

источник - http//ria.ru/science/20120517/651598276.html

Следы лунной воды впервые обнаружила еще советская "Луна-24"

30 мая 2012 г.

Долгое время Луна считалась абсолютно сухим космическим телом. Следы воды, обнаруженные в образцах, привезенных "Аполлонами", объяснялись земным загрязнением. Только несколько лет назад данные индийского зонда "Чандраян-1", американских LRO и LCROSS показали, что у лунных полюсов хранятся миллионы тонн воды и других летучих веществ.

Однако ещё в 1978 году, в февральском номере журнале "Геохимия" Майя Ахманова из Института геохимии и аналитической химии и ее коллеги опубликовали результаты инфракрасной спектроскопии образцов лунного грунта, привезенных на Землю зондом "Луна-24". Образец содержал около 0,1% воды по массе. Причем, чем глубже от поверхности, тем выше содержание воды.

Хотя статья Ахмановой и ее группы была переведена на английский, западные ученые не заметили эту работу, и ссылки на нее в западных научных публикациях отсутствуют.

источник - http//ria.ru/science/20120530/660956379.html

2.    Марс

Вулканическое стекло на Марсе может указывать на присутствие жизни

02 мая 2012

Брайони Хорган и Джеймс Белл из Аризонского государственного университета, с помощью космического аппарата «Mars-express» Европейского космического агентства заново изучили данные по излучению с марсианских равнин. Они выяснили, что странные показания были вызваны песком, состоящим из стекла. Такие залежи могли образоваться только одним способом — при извержениях вулканов.

Однако извержение само по себе не могло привести к созданию стеклянных дюн — тут требовалось присутствие воды или льда. А если активный вулкан располагался под ледником, то там могло образоваться подледниковое озеро — место возможного существования микробной жизни.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2265

Песчаные дюны на Марсе оказались удивительно подвижными

11 мая 2012

Раскинувшиеся по Марсу песчаные дюны, ранее считавшиеся древними и неизменяющимися, оказались довольно-таки активными, как подсказывают недавние наблюдения со спутника.

Используя современные оптические изображения, полученные с камеры высокого разрешения, установленной на Марсианском разведывательном спутнике (Mars Reconnaissance Orbiter) НАСА, учёные смогли отследить горизонтальные и вертикальные перемещения песка с течением времени с невероятными подробностями.

Планетарный геолог Натан Бриджез из Университета Джона Хопкинса и его команда, изучая песчаные горы Нили Патера (Nili Patera), к северу от Марсианского экватора, обнаружили, что те сместились за время исследования на расстояние до 4.5 м.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2299

Таинственное образование рельефа на Марсе может оказаться древней вулканической пылью

25 мая 2012

Исследователи Марса уже долгое время озадачены образованиями во впадине Медузы — простирающимися на 1000 км отложениями вблизи экватора. Толстый слой пыли, покрывающий их поверхность, на протяжении многих лет не даёт возможности установить состав этих образований.

В новой работе исследовательская группа во главе с Джимом Зимбельманом из Центра земных и планетарных исследований при Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института пересчитала кратеры в западной части впадины, пользуясь новейшими данными, полученными с марсианских зондов. По результатам исследования было обнаружено большое количество прежде незамеченных воронок, что свидетельствует о более раннем, чем казалось прежде, формировании отложений во впадине Медузы, а также в пользу гипотезы, связанной с вулканическим пеплом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2350

На Марсе органический углерод, а не биологический

28 мая 2012

Команда Эндрю Стила исследовали образцы 11 марсианских метеоритов, возраст которых охватывает около 4,2 миллиарда лет истории Марса. Они обнаружили большое количество соединений углерода в 10 из них. Молекулы были найдены внутри частиц минеральных кристаллов.

Используя массив сложных методов исследования, команда продемонстрировала, что некоторые из макромолекул углерода находились в составе самих метеоритов, а не были занесены через загрязнение с Земли.

Далее, команда обратила внимание на молекулы углерода по отношению к другим минералам в метеоритах, чтобы увидеть, какие виды химических воздействий эти образцы потерпели до прибытия на Землю. Кристаллических зерна соединений углерода открывают ученым "окно" на то, как эти молекулы углерода были созданы. Результаты исследований показали, что углерод был создан во время вулканизма на Марсе, и что на планете процессы органической химии существовали на протяжении большей части ее истории.

Мощные столкновения могли разогреть древний Марс

29 мая 2012

Крупнейшие кратеры Марса, например впадины Аргир и Эллада, образовались около 4 млрд. лет назад в результате столкновений с гигантскими кометами или астероидами. Это могло повысить температуру планеты на сотни градусов, подсчитали учёные Space Systems/Loral из Пало-Альто, Калифорния, во главе с Терезой Сегурой.

Исследователи обнаружили, что, к тому же, потепление, вероятно, не было кратковременным. Температура продолжала возрастать, и Марс продолжительное время находился в стабильном разогретом состоянии, пока неконтролируемый парниковый эффект (когда вода, испарившаяся в атмосферу помогает удерживать ещё больше солнечного тепла, стимулируя таким образом дальнейший нагрев) не привёл наконец к отрыву атмосферы от планеты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2363

3.    Транснептуновые объекты

Планета Х?! Похоже, на краю Солнечной системы обнаружена новая планета

23 мая 2012

Планета, в 4 раза больше Земли, возможно, находится на краю Солнечной системы, за Плутоном, согласно новому исследованию. Слишком далеко расположенная, чтобы её можно было увидеть в наземные телескопы, невидимая планета способна гравитационно притягивать объекты, проходящие за Нептуном, помогая объяснить необычные орбиты этих тел.

Открытие было сделано Родни Гомесом из Национальной бразильской обсерватории в Рио-де-Жанейро.

Несколько лет учёные наблюдали, как группа небольших ледяных тел, расположенная в рассеянном диске за орбитой Нептуна, отклоняется от траекторий движения вокруг Солнца, ожидаемых при расчётах, учитывающих гравитацию всех известных объектов Солнечной системы.

И в то же время существуют учёные, которые считают, что эйфория от открытия новой планеты мешает исследователям выдвигать другие, действительно правдоподобные объяснения траекторий этих тел.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2341

4.    Астероиды

Гигантский астероид Веста действительно оказался древней протопланетой

11 мая 2012

Перед началом экспедиции специалисты предполагали, основываясь на изучении упавших HED (говардитово-евкритово-диогенитовых) метеоритов, что Веста — второе по величине тело в астероидном поясе между Марсом и Юпитером, вероятно, начала превращаться в планету вскоре после зарождения Солнечной системы. Данные, собранные аппаратом НАСА “Dawn”, подтвердили это предположение.

Кроме того, аппарат выявил немало интересных деталей внутреннего строения Весты. В частности, у неё имеется железное ядро 220 км. в диаметре, способное генерировать устойчивое магнитное поле.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2301

5.    Кометы

Длительный полет кометы к Солнцу

19 мая 2012

В ночь с 5 на 6 июня 2011 года с помощью системы автоматических телескопов Pan-STARRS, расположенных на Гавайских островах, американские ученые обнаружили новую комету, которая направлялась к Солнцу. Эта комета была названа C/2011 L4 (PANSTARRS).

Еще тогда, изучая траекторию движения кометы C/2011 L4 (PANSTARRS), астрономы рассчитали, что она должна максимально приблизиться к нашей центральной звезде (Солнцу) в апреле 2012 года. В этот момент она будет очень яркой. По яркости немного тусклее Венеры. Звездная величина Венеры равна "-0,5", а звездная величина кометы C/2011 L4 (PANSTARRS), при сближении с Солнцем, должна составить "1-2".

6.    Солнечная система в целом

Зонд IBEX не увидел ударной волны перед "бампером" Солнечной системы

10 мая 2012 г.

Исследовательский космический аппарат НАСА IBEX (Interstellar Boundary Explorer), запущенный в июне 2008 года, предназначен для исследования границы Солнечной системы и межзвездного пространства - гелиосферы, расположенной на расстоянии примерно 16 миллиардов километров от Солнца.

Группа ученых из США, Германии, Польши и России представила новый анализ данных спутника IBEX, согласно которым скорость движения Солнечной системы оказалась ниже, чем считалось ранее. При этом, как свидетельствуют новые данные, в передней части гелиосферы не возникает ударная волна.

Около четверти века ученые считали, что гелиосфера двигается сквозь межзвездное пространство со скоростью достаточно высокой, чтобы перед ней формировалась такая ударная волна. Однако новые данные IBEX показали, что на самом деле Солнечная система движется сквозь местное облако межзвездного газа с скоростью 23,25 километра в секунду, что на 3,13 километра в секунду меньше, чем считалось ранее. И эта скорость ниже того предела, при котором возникает ударная волна.

источник - http//ria.ru/science/20120510/646325649.html

7.    Звёздная и галактическая астрономия

Сотни звёзд-сирот обнаружены за пределами млечного пути

02 мая 2012

Астрономы идентифицировали около 700 звёзд, которые, по-видимому, были вытолкнуты из нашей галактики - Млечного пути.

Их называют по-разному, например звёздами-сиротами, звёздами-беглецами или сверхскоростными звёздами. Их существование было предсказано уже давно, и наконец за последние пару лет несколько из них действительно были открыты.

Учёные предполагают, что эти звёзды были вытолкнуты из галактики по механизму, предполагающему встречу двойной звёздной системы с чёрной дырой. При этом одна звезда затягивается гравитационным полем чёрной дыры, а вторая — вылетает за пределы галактики.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2266

Супервспышки могут происходить на звездах размером с Солнце

16 мая 2012 г.

Супервспышки, превосходящие в тысячи раз мощность самых сильных вспышек на Солнце, были зафиксированы телескопом "Кеплер" на звездах, обладающих массой, светимостью и другими характеристиками, схожими с свойствами нашего светила, что ранее считалось крайне маловероятным событием.

Группа астрофизиков под руководством Хироюки Маехара из Киотского университета (Япония) попытались обнаружить подобные вспышки, проанализировав данные, полученные телескопом "Кеплер" во время поиска планет в участке ночного неба на стыке созвездий Лебедя и Лиры. В своей работе исследователи проследили за колебаниями в спектре, светимости и других характеристиках более 100 тысяч светил. По расчетам ученых, 83% из них относилось к спектральному классу G, к которому принадлежит Солнце.

Гигантский объем данных принес свои плоды - астрофизики обнаружили "следы" 365 супервспышек на 148 звездах класса G. Как утверждают ученые, подобные вспышки продолжались от одного часа до полусуток, приводили к повышению яркости светила на 1-30%, их типичная энергия составляла 10 тысяч йоттаджоулей, а максимальная - 100 тысяч йоттаджоулей.

источник - http//ria.ru/science/20120516/650783103.html

Гершель наблюдает за интергалактическими нитями

18 мая 2012

Галактические нити являются самыми большими известными космическими структурами во Вселенной, представляющими собой нитевидные структуры со средней длиной 50 - 80 мегапарсек (163 - 260 млн световых лет) и формирующими границы между большими пустотами (войдами) во Вселенной. Галактические нити также называют группами сверхскоплений галактик или великими стенами. Открытия галактических нитей начались в 1980-х годах.

Недавно обнаруженная "Гершелем" новая галактическая нить является самой крупной во Вселенной. Найденная галактическая нить простирается на 8 миллионов лет в космическом пространстве. В этой структуре два кластера образуют суперкластер под названием RCS2319. Это очень редкий и отдаленный суперкластер, свет которого доходит до нас аж за 7 миллиардов лет.

Звезды на окраине Млечного пути появились 11,4 млрд лет назад

30 мая 2012 г.

Окраина нашей Галактики, так называемое гало, содержит в себе множество очень тусклых и старых звезд, а также их останков - белых карликов или пульсаров. Считается, что средний возраст таких престарелых звезд на окраинах Галактики может указать на точное время ее формирования.

Американский астрофизик Джейсон Калирай из Института космического телескопа в городе Балтимор (США) вычислил средний возраст звезд в галактическом гало, изучив четыре новорожденных белых карлика на окраинах Галактики и сопоставив полученные результаты со свойствами останков звезд из скопления М4.

Масса белого карлика зависит от свойств и химического состава звезды-прародителя. Все существующие звезды состоят из водорода, гелия и незначительных примесей в виде более тяжелых элементов. Размер карлика напрямую зависит от доли этих примесей - его вес может достигать максимума для таких объектов - 1,4 масс Солнца - при отсутствии примесей и плавно уменьшается при увеличении доли тяжелых элементов.

Астрофизик заметил, что это свойство можно использовать для оценки возраста карликов и их звезд-прародителей. Во время юности нашей Галактики ее населяли звезды, лишенные примесей, и поэтому белые карлики должны были достигать почти максимальных размеров. В современную эпоху звезды содержат много металлов, в силу чего масса белых карликов редко превышает половину от солнечной. Иными словами, новорожденные белые карлики будут самыми маленькими, а самые старые - наиболее крупными.

Для проверки своей теории Калирай вычислил максимальную и минимальную массу белых карликов в скоплении М4 - 0,802 и 0,53 массы Солнца соответственно. Затем ученый рассчитал возраст скопления, получив 12,5 миллиарда лет, что совпадает с данными, полученными ранее другими астрономами.

Затем автор статьи испытал свою методику на четырех молодых белых карликах, недавно обнаруженных в ближней к нам части галактического гало. По его расчетам, возраст звезд в этой части гало составляет 11,4 миллиарда лет.

источник - http//ria.ru/science/20120530/660961335.html

Из чёрной дыры Млечного пути явились призраки релятивистских струй

30 мая 2012

Учёные, используя космический телескоп Ферми, обнаружили призрачные очертания того, что, должно быть, когда-то было мощными струями гамма-излучения, исходящими из центра нашей галактики.

Две струи, обнаруженные при наблюдении с телескопа Ферми, тянутся от центра галактики на расстояние в 27000 световых лет выше и ниже галактической плоскости. Они, считают исследователи, могут быть связаны с таинственными гамма-пузырями, которые были обнаружены Ферми в 2010 г.

Учёные думают, что струи гамма-излучения формировались под действием магнитного поля, создаваемого чёрной дырой при её вращении, а пузыри – под действием «ветра» раскалённой материи, направленного от плоскости аккреционного диска.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2367

8.    Экзопланеты

Астрономы уличили звезды-белые карлики в поедании планет

3 мая 2012 г.

Химический состав пылевых поясов вокруг четырех звезд-белых карликов показал, что эти звезды некогда уничтожили свои планеты, похожие на Землю.

Борис Гэнсике из британского университета Уорвика и его коллеги с помощью телескопа "Хаббла" исследовали химический состав атмосферы четырех белых карликов PG0843+516, PG1015+161, SDSS 1228+1040 и GALEX1931+0117, вокруг которых существовали обломочно-пылевые диски.

Результаты показали, что в составе этой пыли доминируют кислород, магний, железо и кремний - четыре элемента, из которых на 93% состоит Земля. Кроме того, оказалось, что в этих кольцах очень мала доля углерода, что также соответствует химическим параметрам Земли и планет земной группы.

Это означает, что каждая из этих звезд в прошлом была обладателем как минимум одной планеты, похожей на Землю.

Кроме того, ученые застали одну из звезд - PG0843+516 - в процессе поглощения остатков такой планеты.

Атмосфера белого карлика состоит из водорода и гелия, все более тяжелые элементы почти мгновенно погружаются к его ядру. В атмосфере PG0843+516 ученые обнаружили железо, никель и серу: эти элементы входят в состав ядер планет земной группы, а значит, там происходит процесс падения остатков планеты в недра звезды со скоростью примерно 1 миллион килограммов в секунду.

источник - http//ria.ru/science/20120503/640367894.html

Астрономы нашли звезду с поясом кварцевой пыли, оставшейся от планеты

5 мая 2012 г.

Группа под руководством Хидеаки Фудзивара из японской Национальной астрономической обсерватории изучали звезду HD 15407A спектрального класса F в созвездии Персея, расположенную на расстоянии 180 световых лет от Земли. Это светило близко к Солнцу по своей светимости и массе, хотя несколько горячее и тяжелее его.

Астрономы проанализировали данные об этой звезде, собранные японским инфракрасным телескопом AKARI и инфракрасным телескопом НАСА "Спитцер". В результате они выяснили, что вокруг звезды на расстоянии 1 а. е. находится пояс общей массой до 100 триллионов тонн (или одна десятимиллионная доля массы Земли), состоящий из пылевых частиц размером около микрона. Пояс сформирован частицами из кварца, то есть оксида кремния SiO2. Они нагреты от 220 до 320 градусов Цельсия.

Кварцевая пыль крайне редко встречается во Вселенной, и причины ее нахождения в таких количествах вокруг звезды HD 15407A пока не ясны. По одной из версий кварцевый пояс мог сформироваться в результате столкновения крупных небесных тел с планетезималями (зародышами планет) на орбите вокруг звезды. Иными словами, там могла быть планета, которая оказалась разрушена из-за космической катастрофы, подобной той, что привела к образованию земной Луны.

источник - http//ria.ru/science/20120505/642103764.html

Мини-планетарная система KOI-961

05 мая 2012

В начале 2012 года группой астрономов было объявлено об открытии трёх планет в звездной системе KOI-961 в созвездии Лебедь. Впервые были обнаружены столь лёгкие и малые по размерам планетарные объекты. Самая маленькая из них, KOI-961 d, по диаметру сопоставима с Марсом. Все три планеты, предположительно, имеют каменную природу. Однако близкое расположение их орбит к родительской звезде не позволяет надеяться, что на них может существовать жизнь: температура поверхности слишком высока для этого. К примеру, на ближайшей из них, KOI-961 c, по расчётам, поверхность прогревается до 450 градусов Цельсия.

Аббревиатура «KOI» означает Kepler Object of Interest "объект интереса телескопа Кеплер".

Эта звезда представляет собой чрезвычайно тусклый и холодный красный карлик, имеющий массу и радиус, равные 13% и 17% солнечных соответственно. Температура поверхности составляет около 3 068 кельвинов.

По расчетам ученых, мини-планетарная система KOI-961 находится на расстоянии 126 световых лет от нашей планеты.

Впервые зафиксирован свет с далёкой суперземли

09 мая 2012

Космический телескоп Спитцера обнаружил лучи, исходящие от внесолнечной планеты 55 Cancri e, по диаметру примерно в два раза большей, чем Земля, которая вращается вокруг звезды, удалённой от нас на расстояние в 41 световой год.

Исследования показали, что 55 Рака е на одну пятую состоит из летучих элементов, но колоссальные температуры и давления создают на планете так называемое сверхкритическое флюидное состояние — в общих чертах это промежуточное состояние между жидкостью и газом. Кроме того, эта суперземля постепенно вытекает в космос. В целом планета, видимо, представляет собой каменистое тело, покрытое водой в сверхкритическом флюидном состоянии и окутанное облаком пара.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2292

Похоже, вокруг звёзд с «горячими Юпитерами» нет планет земного типа

09 мая 2012

Отдалённые звёздные системы, включающие так называемые «горячие Юпитеры» - газовые гиганты, вращающиеся в непосредственной близости от своих звёзд — вряд ли могут включать планеты земного типа, говорят астрономы.

Чтобы объяснить как образуются горячие Юпитеры, учёные разработали две различные концепции: одна из них предполагает присутствие близлежащих планет-компаньонов, а вторая — нет.

Исследователи осмотрели 63 заинтересовавших их мира с горячими Юпитерами. Они не нашли убедительных признаков присутствия других планет в этих системах.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2290 и

Незамеченную ранее планету вычислили по её гравитации

11 мая 2012

Астрономы открыли по крайней мере одну, а возможно, даже две планеты вокруг отдалённой звезды, наблюдая странности поведения известной ранее планеты при движении по орбите вокруг этой звезды.

Обнаруженная планета имеет массу приблизительно как у Сатурна и проходит по орбите вокруг своей звезды раз в 57 дней. Она была найдена после анализа данных, полученных телескопом НАСА «Кеплер», по своим гравитационным эффектам на ранее известную планету, вращающуюся вокруг материнской звезды KOI-872.

Когда учёные присмотрелись к системе внимательнее, они обнаружили признаки ещё одной планеты, чуть больше Земли. Эта суперземля, вероятно, вращается очень близко к звезде, период обращения составляет около 6,8 дней.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2303

Пылевые кольца еще не говорят о наличии планет

16 мая 2012

Пылевые кольца вокруг отдаленных звезд ранее рассматривались учеными как очевидность наличия планет. Однако сейчас американские ученые заявляют, что эти пылевые диски совсем не говорят о наличии планет.

"Я называю это эффектом темной материи" - говорит Владимир Лира из Лаборатории Реактивного Движения Американского Космического Агентства NASA, - "Есть что-то, что вы не видите и не можете это объяснить и тогда вы обвиняете гравитацию в том, что вы не можете увидеть".

В ходе своих исследований Владимир Лира со своими коллегами сделали вывод, что само взаимодействие космического газа и пыли может порождать образование газопылевого кольца или диска. Именно поэтому ошибочно думать, что если вы обнаружили газопылевый диск, возле него обязательно должна быть планета.

Экзопланета размером с Меркурий превратилась в пыль

19 мая 2012

Астрономы космической обсерватории «Кеплер» обнаружили что-то, что было похоже на планету размером с Меркурий, буквально превращённую в пыль.

Длинный шлейф обломков — почти как хвост кометы — тянется за планетой при её вращении вокруг звезды KIC 12557548, расположенной на расстоянии приблизительно 1500 световых лет от Земли. Учёные думают, что планета, возможно, испарилась под действием сжигающего излучения звезды. Согласно расчётам планета будет полностью уничтожена не более чем через 100 миллионов лет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=2332

9.    Поиск внеземных цивилизаций

Астрономы не услышали "голоса" инопланетян на планетах системы GJ 581

31 мая 2012 г.

Попытка услышать радиопередачи инопланетной цивилизации с потенциально обитаемых планет звездной системы Gliese 581 закончилось неудачей - астрономы не обнаружили искусственных сигналов из этой системы.

Звезда-красный карлик Gliese 581, расположенная в 20 световых годах от Земли в созвездии Весов, является хозяйкой системы из четырех планет. Две из них - GJ 581c и GJ 581d - относятся к числу "суперземель": масса их превышает массу Земли в пять и шесть раз соответственно, а значит, эти тела имеют твердую поверхность.

Кроме того, GJ 581c и GJ 581d попадают в "зону жизни" - так астрономы называют диапазон расстояний до звезды, в котором на планете может быть вода в жидком состоянии, а значит, возможно существование жизни. Планета c находится с "горячей", а d - с "холодной" стороны зоны жизни, как Венера и Марс в Солнечной системе.

Группа под руководством Хайдена Рампадарата из Международного центра радиоастрономии австралийского университета Кертина решила "послушать" эту систему, чтобы проверить возможности метода радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой (very long baseline interferometers - VLBI) для поиска внеземного разума.

Во время наблюдений с помощью этой системы, предпринятых еще в июне 2007 года в диапазоне 1230-1544 мегагерц, ученые обнаружили 222 потенциальных сигнала инопланетной цивилизаций. Однако последующий анализ показал, что ни один из этих сигналов не исходит из системы Gliese 581.

Вместе с тем, астрономы уверились, что метод VLBI идеально подходит для поиска сигналов от внеземного разума и может быть использован для радиоинтерферометров следующего поколения.

источник - http//ria.ru/science/20120531/661618580.html