ЗА ФЕВРАЛЬ 2013 ГОДА

ЧАСТЬ 1. ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ И АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ

НАСА оценит опасность астероидов для Земли при помощи зонда OSIRIS-REx

8 февраля 2013 г.

НАСА планирует отправить к астероиду 1999 RQ36 в 2018 году зонд OSIRIS-REx, который измерит силу так называемого эффекта Ярковского — сдвига орбиты астероида в результате нагрева одной из его сторон Солнцем, что позволит точно оценить их опасность для Земли.

Эффект Ярковского, наряду с гравитационным взаимодействием Земли и пролетающих мимо ее астероидов, считается одной из причин того, почему на нашу планету упало гораздо больше небесных тел, чем на то указывают расчеты.

Первоначальной целью данного аппарата, запуск которого был ранее намечен на 2016 год, является картографирование астероида и забор пробы грунта, которую OSIRIS-REx попытается доставить обратно на Землю. Как полагают астрономы, замеры силы эффекта Ярковского и фрагменты 1999 RQ36 помогут им разработать алгоритм, который позволит определять, как будут меняться орбиты других астероидов в результате "подогрева" Солнцем.

источник - http://ria.ru/science/20130208/921926255.html

Гравитация Земли вызовет землетрясение на астероиде 2012 DA14

14 февраля 2013 г.

Гравитационное воздействие Земли может спровоцировать "землетрясение" на астероиде 2012 DA14, который в пятницу пролетит очень близко к нашей планете — ученые рассчитывают засечь следы этих сейсмических колебаний на поверхности астероида.

Астероид 2012 DA14 размером в 45 метров был открыт в феврале 2012 года испанскими астрономами. В пятницу в 23.25 мск он пролетит на минимальном расстоянии от Земли — около 27,7 тысячи километров от поверхности, что значительно ниже орбиты геостационарных спутников (35,8 тысячи километров). Это самое крупное небесное тело, которое приближалось бы к Земле так близко за всю историю наблюдений.

Астрономы будут координировать наблюдения за астероидом с телескопов по всему миру — от Австралии до Израиля и США, которые призваны будут фиксировать изменения в яркости и отражательной способности 2012 DA14 — их появление будет означать, что на нем действительно происходят сейсмические толчки.

источник - http://ria.ru/science/20130214/922980479.html

О ситуации с падением космического объекта на территории Челябинской области

15 февраля 2013 г. зафиксировано падение космического объекта на территории города Челябинска.

По предварительной оценке это космический объект нетехногенного происхождения и квалифицируется как метеорит, двигавшийся со скоростью около 30 км/с по низкой траектории.

По имеющимся на сегодня данным, объект не был зафиксирован как российскими, так и зарубежными наземными средствами наблюдения космического пространства, ввиду особых характеристик его движения.

источник - http://www.federalspace.ru/19362/

К взрыву метеорита над Челябинском

16 февраля 2013 г

Всю пятницу в сообщениях информационных агентств темой № 1 значился взрыв крупного метеорита над Челябинском. Событие действительно уникальное и заслуживающее столь пристального внимания всего мира. Природа страдала и похлеще, если, например, вспомнить, последствия от падения Тунгусского метеорита. Но такого масштабного воздействия на людские творения еще не было.

К настоящему времени около 1200 человек обратились за медицинской помощью. Почти полторы сотни из них были госпитализированы. По некоторым сообщениям, от двух до четырех человек пострадали весьма сильно.

В Челябинске и ряде населенных пунктов шести районов области взрывной волной причинен ущерб значительному числу общественных и жилых зданий, промышленным предприятиям. И хотя данные весьма противоречивы, можно говорить о сотнях поврежденных домов. В администрации Челябинской области говорят об ущербе, превышающем один миллиард рублей.

Как полагают специалисты, взорвавшийся метеорит в момент вхождения  в земную атмосферу имел в поперечнике несколько метров и весил от 10 до 50 тонн. Столь малые небесные тела практически невозможно засечь при их приближении к Земле и предугадать место их падения. Чаще всего они падают в океан.

Метеорит над Челябинском и астероид 2012 DA14 никак не связаны между собой

16 Февраля 2013

NASA сообщает, что по предварительной информации метеорит над Челябинском никак не связан с астероидом 2012 DA14, который без какого либо ущерба пролетел мимо нашей Земли.

Метеорит, чей диаметр составлял примерно треть от размера 2012 DA14 был ярче Солнца. Во время вхождения в атмосферу он выбросил гигантский хвост. NASA просит заметить, что все эти данные имеют только приблизительный характер.

источник - http://hi-news.ru/research-development/nasa-meteorit-nad-chelyabinskom-i-asteroid-2012-da14-nikak-ne-svyazany-mezhdu-soboj.html

НАСА: астероид 2012 DA14 благополучно разминулся с Землей и удаляется

16 февраля 2013 г.

Астероид 2012 DA14 миновал ближайшую к Земле точку своей орбиты и удаляется от нашей планеты. "Он благополучно прошел мимо нашей планеты на высоте 28,163 тысячи километров над Индонезией и сейчас двигается прочь", — говорится в сообщении в микроблоге НАСА в Twitter.

Скорость астероида относительно Земли составляет около 6,5 километра в секунду.

Для астрономов наблюдения астероида только начинаются. В субботу американские астрономы планируют использовать уникальную возможность с близкого расстояния "пощупать" астероид радиоволнами, чтобы точно определить параметры его вращения.

источник - http://ria.ru/science/20130216/923204351.html

Лазерная система сможет испарять крупные астероиды

16 февраля 2013

Группа исследователей из Санта-Барбары (США) собирается построить лазерный излучатель, способный испарять непрошенных космических гостей, направляющихся в сторону нашей планеты.

Названная DE-STAR, или Directed Energy Solar Targeting of Asteroids and exploRation, эта орбитальная система предназначена для превращения солнечной энергии в лазерные лучи, которые будут расплавлять потенциально опасные для нашей планеты астероиды.

10-километровая версия DE-STAR сможет ежедневно направлять 1,4 мегатонны энергии к астероиду, производя каждый год достаточно энергии, чтобы уничтожить космический камень, составляющий 500 метров в поперечник. (что почти в 10 раз больше, чем диаметр астероида DA14, прошедшего мимо Земли 15 февраля.)

Кроме уничтожения астероидов DE-STAR сможет «заправлять» космические аппараты.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3446

Взрыв болида над Челябинском был в 30 раз мощнее бомбы в Хиросиме

16 февраля 2013 г.

Специалисты НАСА скорректировали по новым данным расчеты параметров космического тела, упавшего в пятницу в районе Челябинска и пришли к выводу, что этот объект был значительно больше, а вызванный им взрыв значительно мощнее, чем считалось ранее — 0,5 мегатонны, что в 30 раз больше мощности ядерной бомбы, взорванной в Хиросиме.

Согласно новым оценкам НАСА, размер космического тела на входе составлял не 15, а 17 метров, масса — 10 тысяч тонн (прежние расчеты давали массу в 7 тысяч тонн).

источник - http://ria.ru/science/20130216/923229110.html

Уральский метеорит назовут "Чебаркуль"

18 февраля 2013 г.

Российские ученые предложат для уральского метеорита название "Чебаркуль", под которым он будет включен в Международный каталог метеоритов, сообщил член комитета РАН по метеоритам, сотрудник Уральского федерального университета Виктор Гроховский.

По сообщению ГУМВД по Челябинской области, около семи обломков взорвавшегося в небе объекта разлетелись в разные стороны, один из них упал в озеро Чебаркуль, образовав полынью диаметром около восьми метров. Вокруг полыньи были собраны мелкие обломки черного твердого вещества, ученые комитета по метеоритам подтвердили их метеоритное происхождение.

источник - http://ria.ru/science/20130218/923388459.html

ФЦП по защите от космических угроз обойдется РФ в 58 млрд руб

18 февраля 2013 г.

Объем Федеральной целевой программы (ФЦП) по защите России от космических угроз, рассчитанной на десять лет, составляет 58 миллиардов рублей, заявила заведующая отделом астрономии Института астрономии РАН (ИНАСАН) Лидия Рыхлова.

По ее словам, эта программа одобрена Роскосмосом и сейчас "она лежит на столе у (вице-премьера) Рогозина".

источник - http://ria.ru/science/20130218/923441925.html

Система слежения за ядерными испытаниями опешила от Челябинского метеора

20 февраля 2013

Система детекторов дальнего действия, которые являются частью сети, призванной обеспечить контроль за соблюдением условий Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, зафиксировала крупнейший за историю своего существования взрыв, когда над Уральскими горами на прошлой неделе вспыхнул крупный метеор.

Базирующаяся в Вене, Австрия, Организация договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (СТВТО) осуществляет контроль над Международной системой слежения, состоящей из нескольких инфразвуковых станций.

Когда космический камень взорвался, взрыв был зарегистрирован 17-ю инфразвуковыми станциями сети СТВТО, которые отслеживают ядерные взрывы по всей нашей планете.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3465

НАСА представило коллаж из 72 радарных изображений астероида DA14

20 февраля 2013

Исходная серия радарных изображений астероида DA14 была получена в ночь с 15 на 16 февраля 2013 г. учёными НАСА, использовавшими 70-метровую антенну сети Deep Space Network, расположенную в Голдстоун, Калифорния. Каждый из 72 снимков потребовал по 320 секунд сбора данных радаром Goldstone.

Эти наблюдения проводились в то время, когда астероид удалялся от Земли. Расстояние астероида от тарелки радара возросло со 120000 километров до 314000 километров. Разрешение изображений составляет 4 метра на один пиксель.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3468

РАН: НАСА завысила мощность взрыва челябинского метеорита

20 февраля 2013 г

Российские ученые считают, что энергия взрыва челябинского болида была в несколько раз меньше, чем оценки, сделанные специалистами NASA - его мощность составила не 500, а 100-200 килотонн. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на директора Института астрономии РАН (ИНАСАН) Бориса Шустова.

По оценкам специалистов ИНАСАН, размер космического тела находился в интервале от 5 до 20 метров.

Астероидный проект в РФ может задержаться из-за нехватки средств

20 февраля 2013 г.

Единственный российский проект поиска и мониторинга астероидов, сопоставимый по своим возможностям с американскими обзорами, может быть запущен через три года, но лишь при условии дополнительного финансирования, сообщил директор Института астрономии РАН Борис Шустов.

Говоря о системах слежения за астероидами, он отметил, что с конца 1990-х годов в США действуют несколько крупных проектов поиска астероидов, оснащенных современными широкоугольными телескопами, в частности, такой обзор Pan-STARRS располагает несколькими телескопами диаметром 1,8 метра.

"В России есть обсерватория Монды на границе с Монголией, она относится к Институту солнечно-земной физики, на ней строится инструмент, похожий на телескоп Pan-STARRS, АЗТ-33вм. Мы стараемся всеми силами, через РАН, через Роскосмос, поддержать этот проект", — сказал Шустов.

По его словам, сейчас на петербургском заводе ЛОМО уже есть механическая конструкция телескопа, на Лыткаринском заводе заканчивается работа с оптикой, ПЗС-матрицы делают в Специальной астрофизической обсерватории РАН. Сроки запуска зависят от денег, сейчас Роскосмос выделил на три года средства очень небольшие — 100 миллионов рублей. Чтобы закончить инструмент, нужно выделить еще 400.

источник - http://ria.ru/science/20130220/923927309.html

Медведев о метеорите

22 февраля 2013 г

Человечество может противостоять космическим угрозам, только объединив усилия, считает премьер-министр России Дмитрий Медведев. Об этом он заявил в интервью бразильской газете Globo.

“Человеческая цивилизация – самонадеянная. Мы считаем, что делаем прекрасные машины, создаем красивые здания, выпускаем оружие, в общем и целом человеческая цивилизация развивается. И в то же время оказывается, что мы совсем уязвимы»”, – прокомментировал Медведев ситуацию с падением метеорита на Урале.

“Мы действительно живем в космосе, и из космоса могут приходить разные неожиданности. Это отчасти урок… Это лишнее напоминание о том, что с некоторыми угрозами человечеству мы можем справиться только совместно”, – отметил Медведев.

НАСА заявляет о возможном столкновении астероида с Землей в 2068 году

24 февраля 2013 г.

Астероид Апофис, который благополучно разминется с Землей в 2029 и 2036 годах, в 2068 году может столкнуться с нашей планетой, хотя вероятность этого события крайне мала — не выше 2,3 на миллион, установили специалисты Лаборатории реактивного движения НАСА, Гавайского университета и университета Пизы.

Астероид (99942) Апофис (2004 MN4) размером в 325 метров был открыт в 2004 году. Открытие вызвало ажиотаж — расчеты показали, что существует вероятность в 2,7%, что Апофис, получивший свое имя в честь древнеегипетского бога зла и разрушения, столкнется с Землей в 2029 году. Затем ученые исключили эту угрозу, подсчитав, что 13 апреля 2029 года астероид пролетит на расстоянии 37,6 тысячи километров от центра Земли. Однако новые расчеты обнаружили около 20 "замочных скважин", которые ведут к столкновению Апофиса с Землей в будущем. В их числе оказалась одна такая "скважина" шириной 2 метра, прохождение через которую ведет к столкновению Апофиса с Землей 12 апреля 2068 года с вероятностью 2,3 на миллион.

источник - http://ria.ru/science/20130224/924400304.html

Рогозин опасается, что под предлогом борьбы с астероидами некоторые страны выведут в космос ядерное оружие

25 февраля 2013 г

"(Это) во многом может привести к тому нежелательному эффекту, что под личиной борьбы с астероидами отдельные государства, не будем их называть, будут использовать как предлог для вывода ядерного оружия в космическое пространство", - сказал Д.Рогозин на торжественном мероприятии, посвященном дню защитника отечества в субботу в Музее техники в Подмосковье.

Европейской системе мониторинга астероидов не хватает финансирования

26 февраля 2013 г.

Программа Европейского космического агентства Space Situational Awareness (SSA) была запущена в 2008 году. Она предполагает создание системы контроля космического мусора, мониторинга космической погоды — магнитных бурь и вспышек на Солнце, а также системы поиска и наблюдения за потенциально опасными астероидами. Астероидный компонент предполагает создание системы из шести широкоугольных телескопов с диаметром зеркала 1 метр, которые смогут обнаруживать потенциально опасные астероиды диаметром более 50 метров за три месяца до возможного столкновения.

В ближайшее время начнется постройка первого телескопа системы — ЕКА уже начинает распределять заказы, а в 2015-2016 году он будет построен. Если в 2016 году будет получено дополнительное финансирование, то еще через два-три года все шесть телескопов начнут работать.

источник - http://ria.ru/science/20130226/924638804.html

Климатическая доктрина РФ может измениться с учетом метеоритной угрозы

26 февраля 2013 г

Об этом заявил министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов на совещании в Доме правительства.

Климатическая доктрина РФ была утверждена в 2009 году. Документ предусматривает необходимость выделения ресурсов на мониторинг негативных природных явлений и создание сил быстрого реагирования на такие чрезвычайные ситуации.

"Возможно имеет смысл подготовить широкое обсуждение актуальности основных положений климатической доктрины, которая была принята три года назад. В том числе обсудив такие вызовы и риски как метеориты и астероиды, по поводу которых еще недавно можно было смеяться", — сказал Абызов.

1. Реформа отрасли, кадровые изменения и борьба с коррупцией

Государству необходимо увеличить свою долю в РКК "Энергия" - ВПК

5 февраля 2013 г.

Об этом заявил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко.

"Сегодня упала ракета на "Морском старте", а завтра, не дай бог, у нас такое может случиться с нашей программой. В моем понимании надо из этого всего сделать определенные выводы с точки зрения контроля государством такого стратегического предприятия (РКК "Энергия")", — сказал он.

"С моей стороны это не очень правильно, что такая значительная компания, которая занимается пилотируемой космонавтикой, крупными международными проектами, на сегодняшний день не контролируется государством", — заявил Харченко.

источник - http://ria.ru/science/20130205/921332831.html

Кабмин РФ выдвинул выдвинул 8 кандидатов от государства в Совет директоров РКК "Энергия"

06 февраля 2013 г

Правительство РФ выдвинуло восемь кандидатов для избрания в качестве представителей России и независимых директоров в совет директоров и шесть человек в ревизионную комиссию ОАО "РКК "Энергия".

Кандидатами в совет директоров РКК "Энергия" стали начальник управления Роскосмоса Светлана Алябьева, первый заместитель директора некоммерческого партнерства "Российский институт директоров" Владимир Вербицкий, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, директор ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, начальник управления Роскосмоса Алексей Краснов, президент РКК "Энергия" Виталий Лопота, генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Андрей Никитин, первый заместитель руководителя Роскосмоса Олег Фролов

Роскосмос объявил конкурс на должность гендиректора ЦНИИмаш

20 февраля 2013 г.

Конкурс состоится 22 марта в здании Федерального космического агентства. Прием заявок с документами осуществляется с 1 по 7 марта. Конкурс проводится в два этапа. Первый — в форме тестовых испытаний (письменно) для всех претендентов, допущенных к участию в конкурсе. Второй этап — рассмотрение конкурсной комиссией предложений претендентов, успешно прошедших первый этап, по программе деятельности предприятия.

Ранее Роскосмос выдвинул нынешнего руководителя ЦНИИмаш Геннадия Райкунова на должность главы ОАО "Российские космические системы" (РКС). Бывший генконструктор РКС Юрий Урличич был отправлен в отставку после заявлений со стороны МВД о хищении 6,5 миллиарда рублей в РКС при разработке навигационной системы ГЛОНАСС.

источник - http://ria.ru/space/20130220/923792317.html

Задержан экс-глава «Спутниковой системы "Гонец", он обвиняется в мошенничестве на 350 млн рублей

22 февраля 2013 г

Следователи Четвертого главного управления МВД, работающего на закрытых территориях и режимных объектах, провели задержание Александра Галькевича, бывшего президента и генконструктора ОАО «Спутниковая система «Гонец». Он обвиняется в том, что, «пребывая в должности президента-главного конструктора системы «Гонец» и одновременно являясь главным конструктором всех низкоорбитальных систем связи РФ», занимался мошенничеством, нарушал процедуры закупки комплектующих и нанес ущерб государству на 350 млн рублей

Михаил Ковальчук покинул пост председателя Совета директоров РКК "Энергия"

27 февраля 2013 г

Директор "Курчатовского института" Михаил Ковальчук подал заявление об уходе с поста председателя совета директоров РКК "Энергия".  "Объем деятельности в космической отрасли огромен, и просто царствовать на посту председателя совета директоров нельзя, надо тяжело работать. При этом нагрузка по основному месту работы у меня стремительно возрастает, и полностью посвятить себя работе в "Энергии" у меня нет возможности... Поэтому я попросил освободить меня от этой должности", — сказал Ковальчук.

2. Космодром Восточный

Стройка оставшихся объектов космодрома "Восточный" начнется в 2013 г

26 февраля 2013 г.

Фундаментные работы на трех оставшихся участках, не охваченных строителями космодрома "Восточный" в Амурской области, будут начаты в конце года, заявил журналистам вице-премьер Приамурья, министр по строительству космодрома "Восточный" Константин Чмаров.

По плану на территории космодрома "Восточный" будет девять крупных объектов: основной и перспективный стартовые комплексы, промышленная строительно-эксплуатационная база, два метеокомплекса, командный пункт, жилая застройка и аэродромный комплекс. Кроме того, строительство включает в себя объекты инфраструктуры: железную и автомобильную дороги, станцию "Ледяная" и ЛЭП. По словам Чмарова, уже в 2013 году объекты космодрома, где начато строительство, будут постепенно вводиться в эксплуатацию.

источник - http://ria.ru/science/20130226/924617846.html

3. Очередные катастрофы спутников

Аварийный пуск с "морского космодрома"

1 февраля 2013 года в 06:56 UTC (10:56 мск) с морской стартовой платформы Odyssey стартовыми командами компании Sea Launch осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL и телекоммуникационным спутником Intelsat-27.

Сам старт прошел нормально. Однако через 50 секунд полета произошло аварийное отключение двигателей 1-й ступени носителя.

Завершено расследование причин аварии разгонного блока “Бриз-М”

14 февраля 2013 г

Международная спецкомиссия по расследованию причин аварии при выведении на орбиту космического аппарата "Ямал-402" с помощью ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М" 8 декабря 2012 года, согласилась с доводами российской комиссии о причинах произошедшего и позволила возобновить пусковую программу текущего года.

Члены комиссии согласились с выводами российского расследования, что наиболее вероятной причиной произошедшего было неблагоприятное стечение обстоятельств, из-за которых во время третьего включения двигателя разгонного блока "Бриз-М" был поврежден подшипник турбонасоса. В конечном итоге это привело к преждевременному выключению двигателя во время четвертого включения.

4. Проблемы с арендой Байконура

Центр Хруничева не будет пересматривать планы по выпуску ракет из-за разногласий с Казахстаном

11 февраля 2013 г

Производитель носителей "Протон-М" - столичный Центр имени Хруничева не стал корректировать планы по выпуску ракет после того, как кабинет министров Казахстана ограничил количество запусков "Протонов" на 2013 год. "Думаю, что то количество пусков, которое необходимо нам в этом году, будет исполнено. Мы строили планы исходя из количества заключенных контрактов, и, полагаю, все эти контракты будут выполнены", - сообщил генеральный директор Центра Хруничева Александр Селиверстов. По его словам, в ближайшее время "Хруничев" рассчитывает в плотном графике осуществить семь коммерческих запусков "Протонами".

План пусков с Байконура будет согласовываться на несколько лет вперед

18 февраля 2013 г

Казахстан предложил России заключить межправительственное соглашение в сфере обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности на космодроме "Байконур", сообщил заместитель премьер-министра республики, сопредседатель межправительственной комиссии по комплексу "Байконур" Кайрат Келимбетов.

"На переговорах с российскими партнерами мы достигли договоренности о том, что Роскосмос и Казкосмос перейдут от ежегодно предлагаемого российской и утверждаемого казахстанской стороной плана пусков ракет-носителей к формированию повестки дня на среднесрочный период. Как минимум на 2-3 года вперед, а, может быть, и на больший срок", - сказал он.

В этой связи К.Келимбетов отметил, что Казкосмос и Роскосмос к концу октября текущего должны внести на рассмотрение глав государств проект всеобъемлющего соглашения по совместному использованию комплекса "Байконур".

По мнению вице-премьера, в данном документе "можно было бы детально прописать все вопросы" по использованию космодрома. "Такое поручение дано нашими президентами на их недавней встрече в Москве", - подчеркнул он.

5. Попытки продажи Морского старта

РКК "Энергия" предлагает России выкупить проект "Морской старт"

4 февраля 2013 г.

Президент РКК "Энергия" Виталий Лопота предложил правительству России стать собственником "Морского старта" — системы запуска ракет "Зенит" с плавучей океанской платформы "Одиссей".

Международный консорциум "Морской старт" (Sea Launch) был создан в 1995 году. 95% его акций принадлежат компании Energia Overseas Limited, "внучке" РКК "Энергия", 3% — дочернему предприятию американской аэрокосмической корпорации Boeing и 2% — норвежской судостроительной компании Aker Solutions. Лопота рассказал "Известиям", что озвучил эту идею еще 15 января во время визита на предприятие профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина.

"Ответа пока нет, но, на наш взгляд, это выгодная для государства сделка. Россия получит собственный космодром на экваторе за относительно небольшие деньги. Объем текущих обязательств "Морского старта" на сегодня немного превышает 300 миллионов долларов", — сказал президент "Энергии" газете.

источник - http://ria.ru/science/20130204/921081990.html

Правительство не видит необходимости выкупать проект "Морской старт"

5 февраля 2013 г.

Необходимости выкупать проект "Морской старт" в правительстве РФ не видят, заявил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко.

"Никакого смысла покупать какие-то оболочки я не вижу. "Морской старт" — это просто предприятие, в котором есть учредители и нет никаких материальных активов", — сказал Харченко.

источник - http://ria.ru/science/20130205/921318028.html

“Морской старт” хотят купить несколько зарубежных стран

13 февраля 2013 г

С предложениями купить “Морской старт” в неофициальном порядке выступили представители нескольких зарубежных стран, сообщил президент РКК “Энергия” Виталий Лопота.

“Официальный запрос о покупке поступал от австралийской стороны. Предлагался вариант базирования судов “Морского старта” в портах этой страны, – добавил он. – Эти компании оценивают проект “Морской старт” как экономически выгодный. И мы с ними в этом согласны”.

В то же время глава РКК “Энергия” опроверг появившуюся ранее в СМИ информацию о возможном выкупе “Морского старта” российским государством. “Подобных заявлений, которые приписываются мне, не делалось. То, что это широко обсуждается в прессе, можно отнести к проводникам недобросовестной конкуренции внутри нашей страны”, – подчеркнул он.

6. Новости МКС

Кандидаты в космонавты РФ тренируются выживать в зимнем лесу

7 февраля 2013 г.

Условный экипаж в составе кандидатов в космонавты-испытатели Олега Блинова, Анны Кикиной и Петра Дуброва успешно завершил тренировку по отработке действий после приземления в условиях лесисто-болотистой местности зимой. Кандидаты в космонавты преодолели все трудности "выживания" и выполнили программу тренировки. В ходе тренировки экипаж построил два вида укрытий, соорудил сигнальные костры, справился со всеми вводными ситуациями, в том числе подачей сигналов спасателям и оказанием медицинской помощи. В четверг на смену Олегу Блинову, Анне Кикиной и Петру Дуброву пришли их товарищи по группе общекосмической подготовки: Николай Чуб, Дмитрий Петелин и Сергей Корсаков.

источник - http://ria.ru/science/20130207/921719919.html

"Прогресс-М18М" пристыковался к МКС в автоматическом режиме

12 февраля 2013 г.

Новый "Прогресс" привез на МКС воду в баках системы "Родник", контейнеры с рационами питания, свежие продукты, белье, средства личной гигиены, оборудование медицинского контроля и обследования. Грузовик также доставил экипажу посылки от родных и близких, комплект фотоаппаратуры, аудио-видеокомплекс "Агат-2" и укладку с флагами России. Также на станцию прибыла новая БВС — бортовая вычислительная система, оборудование для экспериментов "Молния-гамма", "Обстановка", "Релаксация", "ИММУНО", "Бактериофаг", "БАР".

источник - http://ria.ru/science/20130212/922384044.html

Роботизированная рука Canadarm готова к захвату капсулы Dragon

17 февраля 2013

НАСА не даст команде Международной космической станции заскучать, отправив к МКС в начале марта построенную частной авиакосмической компанией SpaсeX капсулу Dragon, которую астронавты при помощи роботизированной руки-манипулятора Canadarm пристыкуют к станции.

1 марта в 5:10 GMT ракета-носитель Falcon 9 компании Space Exploration Technologies (SpaceX) запустит в космос грузовую капсулу Dragon для проведения ею второго по счёту рейса по доставке грузов на МКС.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3451

Россия собирается полностью перейти на быструю схему доставки космонавтов и грузов на МКС

22 февраля 2013 г

После проведения запуска пилотируемого корабля "Союз ТМА-08М" к МКС по быстрой схеме Роскосмос может принять решение о проведении всех последующих полетов пилотируемых и грузовых кораблей по аналогичной схеме.

Уже назначенные на определенные даты запуски ряда кораблей либо придется переносить для проведения пусков по быстрой схеме, либо проводить их в назначенную дату, но по старой двухдневной схеме полета.

7. Дальнейшее развитие МКС

После завершения работы МКС новую станцию могут построить в точке Лагранжа

18 февраля 2013 г

Ведущие космические державы рассматривают возможность строительства посещаемой космической станции за орбитой Луны. На сегодняшний день наибольшую поддержку находит предложение по созданию посещаемой платформы во второй точке Лагранжа.  Создание орбитальной базы за орбитой Луны позволит иметь отправную точку для исследований Луны, Марса и других планет Солнечной системы.

8. Исчерпание ресурса МКС

В результате обновления программного обеспечения МКС на какое-то время осталась без постоянной связи с внешним миром

21 февраля 2013

Специалисты НАСА, спустя несколько часов после возникновения, успешно справились с неполадками коммуникационной системы на МКС, в результате которых станция в течение трех часов осталась без постоянной связи с наземным центром управления.

Неполадки начались 19 февраля в 18:45 по московскому времени в момент, когда на одном из бортовых компьютеров станции, управляющим коммуникационной системой, проводилось обновление программного обеспечения, отвечающего за передачу управляющих команд, голосовых, визуальных и данных других типов. Внешние коммуникации станции идут через спутниковую систему TDRS (Tracking and Data Relay Satellite system) и когда система для обновления программного обеспечения переключилась на резервный компьютер, связь с сетью спутников была моментально потеряна.

Связь была восстановлена в этот же день, в 21:34 по московскому времени. Во время неполадок основной коммуникационной системы на космической станции оставался только лишь один коммуникационный канал с российскими наземными станциями. Связь с этими станциями была возможна только тогда, когда МКС находилась в зоне прямой видимости, пролетая в космосе над территорией России.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4554-v-rezultate-obnovleniya-programmnogo-obespecheniya-mks-na-kakoe-to-vremya-ostalas-bez-postoyannoy-svyazi-s-vneshnim-mirom.html

О коррекции орбиты МКС

22 февраля 2013 г. проведена плановая коррекция орбиты МКС. Двигатели грузового корабля «Прогресс М-17М» отработали 276,7 секунды. В результате МКС получила приращение скорости 0,6 м/с. Средняя высота её орбиты увеличилась на 1 км и составила 409,66 километра.

источник - http://www.federalspace.ru/19379/

Ложная пожарная тревога была объявлена на МКС

27 февраля 2013 г.

Автоматика американского модуля МКС Destiny включила в среду пожарную тревогу, но срабатывание оказалось ложным и никак не повлияло на работу экипажа, сообщает НАСА.

По данным агентства, срабатывание автоматики было связано с установкой MERLIN 2, предназначенной для экспериментов в условиях низких температур и микрогравитации.

источник - http://ria.ru/science/20130227/924996542.html

9. Спутниковая группировка

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» наращивает производственную базу

07 февраля 2013 г

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» началось возведение монтажно-испытательного комплекса. Он объединит подразделения по сборке и испытаниям космических аппаратов. Завершить строительство первой очереди МИКа планируется в 2016 году. А в 2020 году монтажно-испытательный комплекс должен быть введён в эксплуатацию полностью.

источник - http://www.federalspace.ru/19341/

Создаваемый телекоммуникационный спутник “Ямал-401” усилит российскую группировку спутников связи

14 февраля 2013 г

ИСС им. Решетнева (Железногорск) в 2013 году изготовит телекоммуникационный спутник "Ямал-401" для компании "Газпром космические системы".  "Спутник "Ямал-401" будет готов к отправке на космодром Байконур в конце третьего - начале четвертого квартала 2013 года.

Altegrosky перевел сеть на спутник “Ямал-402”

15 февраля 2013 г

Группа компаний AltegroSky сообщила об успешном переводе действующей сети спутниковой связи с ИСЗ «Astra-1F» на новый спутник «Ямал-402» оператора «Газпром Космические системы».

Спутник «Ямал-402» (Ku-диапазон) был запущен в декабре 2012 г. в орбитальную позицию 55 гр. в.д. и заменил в этой точке ИСЗ «Astra-1F», арендованный «Газпром Космические системы» в сентябре 2011 г. у глобального спутникового оператора SES ASTRA.

Первый в 10-летней истории Группы компаний AltegroSky перевод сети из более чем 2500 действующих терминалов с одного спутника связи на другой полностью прошёл успешно и занял чуть более 2 часов.

Терминалы "ЭРА-ГЛОНАСС" могут стать обязательными с 2020 года

21 февраля 2013 г.

Обязательное оснащение аппаратурой "ЭРА-ГЛОНАСС" с 2020 года всех транспортных средств, участвующих в дорожном движении и подлежащих госрегистрации на территории России, предусмотрено в готовящемся для рассмотрения Госдумой РФ законопроекте. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", изменения в который были приняты Советом Евразийской экономической комиссии в начале текущего года, предусматривает поэтапное оснащение транспорта терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС". С 2015 года аппаратурой "ЭРА-ГЛОНАСС" должны оснащаться лишь новые модели легковых, грузовых автомобилей и автобусов (категории M и N), продажа которых (моделей) начинается на территории РФ. С 2016 года требование распространяется на транспорт для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов и так далее. С 2017 года терминалы "ЭРА-ГЛОНАСС" обязательны для всех выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M и N.

источник - http://ria.ru/science/20130221/924082718.html

10. Космические телескопы и ДЗЗ

Российские ученые создали новую технологию для космических телескопов

13 февраля 2013 г

Новая базовая технология для изготовления деталей зеркала-рефлектора новой космической обсерватории «Миллиметрон» разработана в ФИАН.

«Качество космических спутниковых систем напрямую зависит от точности исполнения отражающей поверхности рефлекторов и от деформаций их рабочих поверхностей, - рассказал старший научный сотрудник отдела космических конструкций Астрокосмического центра ФИАН Виктор Пышнов. - Для миллиметрового диапазона допускаемые отклонения составляют всего несколько микрон на диаметре зеркала в несколько метров. Это определяет выбор материалов, конструкции и технологии изготовления рефлекторов».

В связи с этим в качестве возможных материалов для создания столь точных деталей могут рассматриваться только те, которые имеют малый коэффициент теплового расширения.

Таких немного: в России в этих целях используется материал под названием астроситалл, но он хрупкий, а технология его обработки очень трудоемкая и дорогая - изготовление одного квадратного метра стоит около миллиона долларов и занимает около года.

11. Коммерциализация и международное сотрудничество

Космические аппараты «Глобалстар-2»выведены на заданную орбиту

06 февраля 2013 г

6 февраля в соответствии с циклограммой полета шесть космических аппаратов системы мобильной телекоммуникационной связи «Глобалстар-2» отделились от разгонного блока (РБ) «Фрегат» и переданы на управление заказчику.

источник - http://www.federalspace.ru/19337/

В конце 2014 года завершится формирование совместного российско-французского предприятия по созданию спутников

14 февраля 2013 г

В конце 2014 года завершится формирование совместного предприятия Ракетно-космической корпорации /РКК/ "Энергия" и европейского концерна EADS Astrium по созданию спутников. Об этом сообщил президент корпорации Виталий Лопота.

"Сейчас на территории РКК "Энергия" идет определенная перекомпоновка целого ряда производств. На освободившихся площадях мы компактно расположим производства мирового технологического уровня, - рассказал он.

Россия намерена увеличить долю в космической сфере до 15%

23 февраля 2013 г.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия не будет ограничиваться достигнутыми результатами в освоении космоса, а намерена увеличить российскую долю в мировой космической деятельности с 10% до 15%.

По словам премьера, эта задача сейчас поставлена. "Мы первыми были в космосе и считаем, что это наше конкурентное преимущество. Но нельзя не вкладывать деньги в космос. Если просто гордиться запуском первого спутника и полетом Гагарина, мы просто отстанем", — отметил Медведев.

Российский премьер добавил, что космос — это сегодня не только наука, но еще и рынок услуг, который приносит прибыль.

источник - http://ria.ru/science/20130223/924302180.html

НАСА купит места в российских “Союзах” до середины 2017 года

26 февраля 2013 г

Роскосмос и НАСА обсуждают возможность продления еще на год контракта по доставке иностранных астронавтов на МКС с помощью российских кораблей "Союз". Контракт рассчитан на сроки с середины 2016 по середину 2017 года.

12. Космические корабли и ракеты нового поколения

Совет РКК "Энергии" утвердил облик нового пилотируемого корабля

1 февраля 2013 г.

Участники расширенного заседания Научно-технического совета (НТС) РКК "Энергия", утвердили облик нового пилотируемого корабля. РКК "Энергия" в апреле 2009 года победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля.

Ракету-носитель с рабочим названием "Амур" для перспективной транспортной системы планируется создать на базе ракеты "Ангара". "Но на данный момент новой ракеты "Амур" нет, ее технических характеристик тоже нет. Поэтому остальные части техпроекта (перспективной транспортной системы) пока реализовать нельзя. Ждем ракету", — сказал Лопота.

Новый корабль, который в будущем может заменить "Союзы", будет способен совершать полеты не только к МКС, но и на Луну.

источник - http://ria.ru/science/20130201/920810595.html

13. Планы по Луне

Россия подготовит комплексную программу изучения Луны в текущем году

18 февраля 2013 г

Об этом сообщил генеральный директор НПО имавочкина Виктор Хартов.

По его словам, первый посадочный аппарат "Луна-Глоб" отправится к Луне в 2015 году. Он будет демонстрационным. На нем планируется отработать технические решения, которые в дальнейшем найдут применение на всей линейке лунных миссий. Посадочный аппарат планируется запустить ракетой-носителем "Союз-2" и разгонным блоком "Фрегат" с космодрома Восточный.

Он пояснил, что посадочный аппарат-демонстратор будет меньше размером, чем предполагалось ранее, поскольку его главная задача не сбор научных данных, а проверка принципа прилунения.

В 2016 году Россия запустит к Луне орбитальный аппарат "Луна-Глоб". По предыдущим планам, орбитальный и посадочный аппараты "Луна-Глоб" должны были выводиться вместе на одной ракете-носителе.

"Сейчас же, с учетом большого количества научных задач и необходимого запаса топлива для маневрирования на орбите вокруг Луны, орбитальный аппарат придется запускать отдельно.

В 2017 году к Луне полетит посадочный аппарат "Луна-Ресурс", который, в отличие от "Луны-Глоба", будет полноценной научной станцией. В дополнение к научным приборам на нем будет стоять бурильная установка.

Аппарат должен будет взять пробы льда в полярных областях Луны с глубины одного-двух метров. "Это главная задача лунной миссии 2017 года. Бурильная установка доберется до льда и поместит его в специальную емкость для последующего изучения научными приборами", - заявил В.Хартов.

Миссия по криогенной доставке льда с Луны предполагается на 2019 год.

14. Планы по Марсу

Роскосмос объявил тендер на ракету для "ЭкзоМарса"

1 февраля 2013 г.

Роскосмос объявил конкурс на изготовление и поставку ракеты "Протон-М" для запуска российско-европейского зонда "ЭкзоМарс", который планируется на 2016 год, соответствующие материалы опубликованы на сайте госзакупок.

Проект "ЭкзоМарс" предполагает запуск в 2016 году орбитального зонда TGO (Trace Gas Orbiter) для исследования Марса и высадку на его поверхность демонстрационного посадочного модуля EDM, а в 2018 году — отправку посадочной платформы с марсоходом. Первоначально это был совместный проект ЕКА и НАСА, однако американская сторона вышла из него, после чего европейцы обратились с предложением о сотрудничестве к Роскосмосу.

источник - http://ria.ru/science/20130201/920773675.html

1. Марсоходы

Марсоход Curiosity впервые опробовал свой бур

4 февраля 2013 г.

Марсоход Curiosity впервые проверил в работе установленный на его манипуляторе миниатюрный бур, предназначенный для получения образцов из толщи камня. Буровой инструмент PADS (Powder Acquisition Drill System) установлен на манипуляторе марсохода. Сверло этого инструмента диаметром 1,6 сантиметра способно проникать на глубину в 5 сантиметров под скальную поверхность.

Полученные при бурении образцы каменного порошка затем отправляются для исследования в химические лаборатории SAM и CheMin в "чреве" марсохода.

источник - http://ria.ru/science/20130204/921143744.html

«Кьюриосити» завершил свое первое полноценное бурение Марса

10 Февраля 2013

NASA объявила о том, что ровер завершил полноценное бурение марсианского грунта, и углубился в него на 6,35 сантиметра.

«Yellowknife Bay», область, где ровер провел бурение, была выбрана потому, что ученые посчитали, что здесь когда-то могла быть вода. Марсоход собрал полученный образец почвы и теперь собирается провести два анализа: сначала выяснить из чего состоит почва, а затем узнать, имеются ли в ней следы жизни.

Джон Грансфелд из NASA делится:

«Самый современный из когда-либо созданных роботов в настоящий момент выполняет роль полноценной аналитической лаборатории на Марсе. Это действительно большой шаг вперед для команды «Кьюриосити» с того момента, как августе прошлого года на поверхность Красной планеты была осуществлена посадка марсохода».

источник - http://hi-news.ru/research-development/kyuriositi-zavershil-svoe-pervoe-polnocennoe-burenie-marsa.html

2. Марсианские орбитальные аппараты

Сборка марсианского зонда Maven закончена, начались его испытания

9 февраля 2013 г.

Специалисты компании Lockheed Martin завершили окончательную сборку и приступили к наземным испытаниям марсианского орбитального зонда НАСА Maven (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN), запуск которого планируется на ноябрь.

Аппарат в течение следующих нескольких месяцев будет проходить испытания на устойчивость к вибрации, условиям вакуума, экстремально высоким и низким температурам, перегрузкам и космической радиации.

Планируется, что в начале августа зонд будет отправлен из цехов Lockheed Martin в космический центр НАСА имени Кеннеди, где пройдет окончательная подготовка к запуску.

Зонд Maven проведет точные научные измерения сегодняшней скорости потери атмосферы, что даст ученым возможность определить, какую роль эта потеря сыграла в изменении марсианского климата, и заглянуть в прошлое красной планеты.

источник - http://ria.ru/science/20130209/922090865.html

3. Исследования Меркурия

КА "Мессенджер" показал цветной Меркурий

23 февраля 2013

NASA представило новую фотографию, видео и даже цветную карту Меркурия при помощи своего космического зонда "Мессенджер".

Последние наблюдения за этой планетой при помощи КА "Мессенджера" продемонстрировали, что это чрезвычайно яркая и красочная планета с интересным рельефом и структурой.

Практически на протяжении всего 2011 года и 2012 года КА "Мессенджер" наблюдал с орбиты за Меркурием, в результате чего сделал цветную карту этой планеты и интереснейшее видео.

На Меркурии не существует таких времён года, как на Земле. Это происходит из-за того, что ось вращения планеты находится под почти прямым углом к плоскости орбиты. Как следствие, рядом с полюсами есть области, до которых солнечные лучи не доходят никогда.

4. Исследования астероидов

Астероидная миссия "Аида" обрела цель - двойной астероид Дидим

24 февраля 2013 г.

Участники европейско-американского проекта по исследованию астероидов "Аида" (AIDA — Asteroid Impact and Deflection Assessment) выбрали цель для этой миссии — пара автоматических станций отправится к двойному астероиду Дидим.

Астероид Дидим (65803 Didymos), названный в честь древнегреческого теоретика музыки Дидима Музыканта, состоит из главного тела диаметром 800 метров и спутника размером 150 метров, которые вращаются вокруг друг друга на расстоянии около 1,1 километра.

Проект Аида предполагает отправку к астероиду двух небольших космических аппаратов. Один из них врежется в меньший астероид на скорости около 6,5 километра в секунду, а второй будет вести наблюдение. Ученые подчеркивают, что целью проекта не является отработка технологии "перехвата" опасных астероидов, но это "первый шаг" к такой технологии.

Как ожидается, аппараты миссии "Аида" встретятся с астероидом в 2022 году, когда Дидим приблизится к Земле на ближайшее расстояние — 11 миллионов километров.

источник - http://ria.ru/science/20130224/924393460.html

5. Исследования комет

Космический аппарат НАСА Deep Impact производит съёмку знаменитой кометы ISON

07 февраля 2013

Легендарный космический аппарат НАСА Deep Impact, который был создан в своё время для бомбардировки кометы 9P/Темпеля отделяемым модулем, недавно добавил ещё одно ценное деяние в свой послужной список: аппарат произвёл съёмку недавно открытой и сразу же получившей широкую известность кометы ISON.

Лучшим временем для наблюдения кометы ISON может стать период с ноября 2013 г. по январь 2014 г., если комета не будет полностью испарена во время её ближайшего подхода к Солнцу.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3395

6. Космические телескопы и ДЗЗ

НАСА присоединяется к европейской программе Euclid по исследованию темной материи и темной энергии

2 февраля 2013

Представители НАСА официально объявили о том, что агентство становится участником программы Euclid Европейского космического агентства (ЕКА). В рамках этой программы в 2020 году на околоземную орбиту отправится космический телескоп, с помощью которого ученые будут заниматься поисками и изучением таких загадочных явлений, как темная энергия и темная материя. Участие НАСА в проекте Euclid будет выражаться в поставке 16 инфракрасных сенсоров и еще нескольких узлов для одного из двух научных инструментов, которые будут находиться в составе телескопа Euclid. Помимо этого в состав консорциума Euclid Consortium войдут 40 специалистов и ученых со стороны НАСА.

После запуска в космос и занятия позиции в точке Лагранжа-2, 2160-килограммовый телескоп Euclid проведет шесть лет, изучая и нанося на карту 2 миллиарда галактик, находящиеся в разных уголках Вселенной. Наблюдения за этими галактиками и их распределением в космосе должны помочь астрономам понять, как ускорение расширения Вселенной изменялось со временем. Эти и другие знания являются ключевыми моментами проникновения в суть природы темной материи и темной энергии.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4485-nasa-prisoedinyaetsya-k-evropeyskoy-programme-euclid-po-issledovaniyu-temnoy-materii-i-temnoy-energii.html

В США запущен новый спутник ДЗЗ

11 февраля 2013 года с площадки SLC-3E Базы ВВС США “Ванденберг” стартовыми расчетами компании United Launch Services при поддержке боевых расчетов 30-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5 / 401 со спутником ДЗЗ LDCM (Landsat Data Continuity Mission).

Космический аппарат предназначен для продолжения реализуемой США с 1972 г. программы глобальной космической съемки с помощью спутников серии Landsat.

Аппарат LDCM создан по заказу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и будет эксплуатироваться совместно NASA и Геологической службой США USGS (U.S. Geological Survey).

В состав установленного на LCDM оборудования ДЗЗ входят многоканальный сканирующий радиометр OLI (Operational Land Imager) и сканирующий двухканальный ИК-радиометр TIRS (Thermal Infrared Sensor). Устройство OLI, разработанное компанией Ball Aerospace & Technologies, работает в 9 участках длин волн в диапазоне 0,433–2,300 мкм и позволяет получать изображения земной поверхности с максимальным разрешением 15 м. Спутник LDCM планируется разместить на полярной солнечно-синхронной орбите высотой 705 км.

НАСА разрабатывает новую оптику для телескопов

18 февраля 2013

Специалисты из исследовательского центра Ames Research Center НАСА разрабатывают новую оптику для телескопов, которая позволит не только обнаружить планеты, подобные Земле, но и получить их фотоснимки.

Чтобы сделать фотографии — так называемое «прямое наблюдение» — будет использована новая технология под названием фазово-индуцированная амплитудная аподизация.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3457

7. Космические корабли и ракеты нового поколения

"Орион" на испытаниях успешно приземлился без одного из трех парашютов

13 февраля 2013 г.

Специалисты НАСА в ходе испытаний в штате Аризона доказали, что посадочная капсула будущего межпланетного корабля "Орион", первый полет которого запланирован на 2014 год, может совершить безопасную посадку в случае отказа одного из трех парашютов. Тестовая капсула "Ориона" весом 9,5 тонны была сброшена с самолета на высоте 7,6 километра. Инженеры вывели из строя один из трех парашютов, в результате чего раскрылись и наполнились воздухом только два.

"Орион", напоминающий по своей конструкции "Аполлоны", разрабатывается для полетов за пределы околоземной орбиты, в частности, для экспедиции к астероиду, которая планируется на 2025 год. Первые летные испытания запланированы на 2014 год — "Орион" полетит в космос на носителе "Дельта IV", а в 2017 году "Орион" будет запущен с помощью будущей тяжелой ракеты SLS (Space Launch System).

источник - http://ria.ru/science/20130213/922641745.html

Огневые испытания ракеты "Антарес" были сорваны из-за сбоя в двигателе

14 февраля 2013 г.

Огневые испытания американской ракеты "Антарес", которые планировалось провести в ночь на четверг, были отменены в последнюю секунду из-за аномально низкого давления азота в кормовом двигательном отсеке, новая попытка может быть предпринята до конца февраля.

Ракета "Антарес" (Antares) создавалась при участии украинского предприятия "Южмаш" с использованием разработок, опробованных на ракете "Зенит". Она будет выводить в космос грузовой корабль Cygnus ("Лебедь"), создаваемый Orbital Sciences, который сможет выводить на орбиту — в зависимости от конфигурации — груз весом от 2 до 2,7 тонны. Orbital Sciences наряду с компанией SpaceX в 2008 году получила от НАСА контракты по доставке грузов на МКС. При этом на долю SpaceX пришелся заказ на 12 полетов, а на долю Orbital Sciences — восемь рейсов.

источник - http://ria.ru/science/20130214/922955283.html

Что замышляют американцы, используя космолет X-37B?

21 февраля 2013

Тихо и скромно, без лишнего шума, 11 декабря 2012 года с базы ВВС США на Мысе Канаверал на околоземную орбиту был запущен экспериментальный американский космолет X-37B, который находится в космосе уже более двух месяцев.

Американцы собирались запустить свой секретный космолет несколькими месяцами раньше, затем по неизвестным причинам запуск был отложен на середину ноября, ну а потом в прессу перестала попадать хоть какая-либо информация об этом космическом аппарате. Видимо, на то были веские причины. Только сейчас стало известно, что в начале декабря космолет все-таки был успешно запущен и тайно пребывает на орбите Земли.

CST-100: Будущее пилотируемых полетов

24 февраля 2013

После отказа от использования космических кораблей "Space Shuttle" вся надежда на будущее космических полетов возлегла на ряд частных компаний, задача которых: разработать и ввести в эксплуатацию современные и удовлетворяющие текущим задачам виды космического транспорта в рамках программы "CCDev" (Программа развития коммерческих пилотируемых кораблей). В программе приняли участие 5 крупных корпораций, среди которых известный на весь мир производитель и разработчик авиатехники - Boeing. Проект Boeing "CST-100" должен совершить свой первый космический полет уже в 2015 году.

CST-100 расшифровывается как Crew Space Transportation (пилотируемый космический транспорт). Число "100" определяет максимальную высоту полета. Аппарат предназначен для выхода на низкую околоземную орбиту и будет использоваться, как транспорт между МКС и Землей. CST-100 будет совместим со всеми типами современных ракет: в частности с Atlas, Delta и другими.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3490

8. Новые технологии

Phoenix - программа по повторному использованию узлов и деталей мертвых спутников, находящихся на геосинхронной орбите

1 февраля 2013

Во многих космических аппаратах, прекративших свою работу в силу разных причин, имеется множество годных узлов и компонентов, таких как антенны и солнечные батареи, но в настоящее время нет технологий, позволяющих повторно использовать эти узлы и детали.

В рамках программы Phoenix планируется создание нового класса малогабаритных модульных спутников, подобных современным наноспутникам, которые в достаточно большом количестве можно отправить на геосинхронную орбиту в качестве дополнительного груза при запуске коммерческих коммуникационных спутников. Но перед эти на орбиту должен быть отправлен специально разработанный спутник-робот, способный заниматься выполнением демонтажных, монтажных и ремонтных работ в космосе, а малогабаритные спутники станут "набором инструментов" большого спутника-робота.

Находясь на геосинхронной орбите, робот начнет поиск и "обход" неработающих спутников, снимая с них узлы, еще годные к употреблению.

Первая миссия в рамках программы Phoenix запланирована на 2015 год.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4481-phoenix-programma-po-povtornomu-ispolzovaniyu-uzlov-i-detaley-mertvyh-sputnikov-nahodyaschihsya-na-geosinhronnoy-orbite.html

RASSOR - миниатюрный робот-экскаватор для работы на других планетах

9 февраля 2013

В последнее время мы достаточно часто слышим о предварительных планах компаний Planetary Resources and Deep Space Industries относительно добычи полезных ископаемых и других ресурсов на астероидах. Для того, чтобы выполнить некоторые операции по разведке залежей полезных ископаемых так же требуются специальные средства и оборудование, и частью всего этого станет робот Regolith Advanced Surface Systems Operations Robot (RASSOR), который представляет собой небольшой автоматизированный "космический экскаватор".

Робот весит всего 45 килограмм, для выполнения своей работы он полагается на два землеройных барабана, вращающиеся в противоположных направлениях, что позволяет роботу компенсировать противодействие при выполнении землеройных операций.

Барабаны робота вращаются со скоростью 20 оборотов в минуту, что позволяет с их помощью снимать верхний слой почвы с поверхности. Эта операция необходима для расчистки места проведения будущих горнодобывающих работ для того, чтобы мелкий песок и реголит не забивался и не выводил из строя агрегаты более больших и более дорогостоящих механизмов и роботов. Когда робот RASSOR собирает в свой резервуар около 20 килограмм грунта, он перемещается к месту выгрузки, используя для перемещения свои барабаны в качестве колес. Меняя высоту и углы наклона своих барабанов, робот RASSOR без больших затруднений может передвигаться по сильно пересеченной местности и перебираться через камни, поддерживая себя на барабанах.

Возможно окончательный вариант робота RASSOR будет направлен на Марс, где он будет заниматься сбором льда, залежи которого находятся близ полярных областей, и который может использоваться для получения топлива, предназначенного для космического корабля, который отправится с Марса назад на Землю.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4511-rassor-miniatyurnyy-robot-ekskavator-dlya-raboty-na-drugih-planetah.html

IRVE: Новый способ посадки

11 февраля 2013

С 50-х годов технологии, используемые для запуска и посадки аппаратов практически не изменились. В первом случае используется ракета, имеющая максимально обтекаемую форму. В безвоздушном пространстве или в верхних слоях атмосферы, где воздух сильно разрежен, использование парашютов невозможно. Таким образом, единственный путь для торможения - это использование реактивной тяги. Однако если далее размер техники будет лишь увеличиваться, такой способ посадки станет окончательно непригоден. И вот, недавно в NASA прошла презентация нового способа посадки аппаратов.

Посадочный модуль будет окружен двумя слоями сверхпрочного материала и покрыт отражающим веществом, которое поможет оболочке выдерживать высокие температуры. После входа в атмосферу, из специальных отсеков будет подан газ, который заполнит пространство между двумя слоями. Противоположные края оболочки будет скреплены лентой. Специальный механизм стянет их с помощью нее. Таким образом, перед аппаратом раскроется надувной щит. За счет высокого давления внутри и стянутых лент он сможет с легкостью противостоять нагрузке.

В качестве соединения между щитом и аппаратом выступит особая конструкция. Она так же позволит аппарату смещаться на несколько сантиметров в сторону, тем самым перемещая центр тяжести. Иными словами, спускаемым модулем можно будет управлять и задать нужный угол и нужную точку посадки быстрее и без применения двигателей.

Для тестирования оборудования была инициирована миссия IRVE - Inflatable Reentry Vehicle Experiment (эксперимент по повторному входу в атмосферу). В рамках миссии были успешно запущены прототипы посадочных модулей.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3415

Усовершенствование ионных двигателей позволит осуществить полеты в дальнее космическое пространство

25 февраля 2013

Одной из основных проблем, которые ограничивают использование ионных двигателей, является эрозия материала стенок рабочей камеры и выходного канала этих двигателей. Но команда ученых из Калифорнийского технологического института нашла способ оградить материал стенок двигателя от бомбардировки разогнанными ионами с помощью специально сформированного защитного магнитного поля.

Команда придумала новую конструкцию ионного двигателя, в которых эффекты взаимодействия плазмы и магнитного поля минимизированы, поэтому электрическое поле остается всегда параллельным стенкам разгонного канала двигателя и все ионы благополучно покидают пределы двигателя, не нанося ему физического ущерба. Ученым удалось добиться такого эффекта, проведя сложное математическое моделирование, описывающее взаимодействие магнитных, электрических полей и плазмы внутри ионного двигателя. Это позволило ученым определить оптимальную топологию магнитного поля, с помощью которой основная масса ионов разгоняется до высоких скоростей на значительном удалении от стенок двигателя, а по мере приближения к стенкам энергия ионов значительно уменьшается. Ионы, обладающие низкой энергией, даже столкнувшись с материалом стенки, не могут выбить атомы материала, что позволило свести практически на нет эрозию материала конструкции ионного двигателя.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/4566-usovershenstvovanie-ionnyh-dvigateley-pozvolit-osuschestvit-polety-v-dalnee-kosmicheskoe-prostranstvo.html

В космос запустили спутник, работающий на базе Android-смартфона

26 февраля 2013

Ракетоноситель PSLV принадлежащий Индийской космической организации был запущен из Космического центра имени Сатиша Дхавана, что в Индии. На его борту находился STRaND-1, который запустили на солнечно-синхронную орбиту на высоте в 785 километров. Оттуда спутником будут управлять из Космического центра университета Суррея (Англия).

В этот же день с того же космодрома произошел еще один запуск. В космос отправили два самых маленьких в мире спутника-близнеца BRIght Target Explorer (BRITE). Как и BRITE, STRaND-1 принадлежит к категории спутников CubeSat, чья стоимость производства и запуска в космос намного ниже, чем у обычных — порядка 65-80 тысяч долларов. Столь низкая стоимость позволяет разрабатывать и запускать такие спутники даже школам и университетам. STRaND-1 был разработан Космически центром Суррея в сотрудничестве с организацией Surrey Satellite Technology Limited. Размеры спутника 3U CubeSat — 10 см x 30 см, а вес составляет 4,3 кг. Суть запуска — демонстрационная миссия и тренировка студентов. Помимо смартфона Google Nexus One, на борту находится высокоскоростной процессор на базе Linux системы, который отвечает за управление и высоту спутника, а также восемь импульсных плазменных двигателей и ускоритель на базе водно-спиртовой системы.

источник - http://hi-news.ru/space/v-kosmos-zapustili-sputnik-rabotayushhij-na-baze-android-smartfona.html

9. Планы по Луне

ESA готовится к 3D-печати зданий из лунного грунта

1 Февраля 2013

3D-принтеры могут быть использованы для постройки колоний на Луне, а главным сырьем для постройки лунных зданий выступит лунный грунт. Об этом заявило Европейское космическое агентство (ESA) совместно с британским архитектурным бюро Foster + Partners.

Вместе они планирует печатать одно здание в неделю. Для осуществления своих грандиозных планов ESA выбрала принтер производства Monolite. Компания Monolite имеет опыт в печатании 3D-зданий на Земле. Бюро Foster + Partners уже подготовило проект здания, которое имеет куполообразную форму.

источник - http://hi-news.ru/space/kolonizaciya-luny-esa-gotovitsya-k-3d-pechati-zdanij-iz-lunnogo-grunta.html

Коммерческие полёты на Луну уже не за горами?

11 февраля 2013

Частная компания Golden Spike собирается предоставить всем желающим возможность совершить экскурсию по поверхности естественного спутника нашей планеты.

Ожидаемая цена билета, которая должна составить около 1,5 миллиардов долларов за двоих человек, вряд ли будет по карману физическим лицам, но она может стать весьма привлекательной для государственных космических программ многих стран мира.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3418

Spaceil завершила разработку эскиза первого израильского лунохода

14 февраля 2013 г

SpaceIL представляет Израиль в борьбе за приз Google Lunar X-Prize, который достанется организации, первой высадившей на Луне луноход собственной конструкции, способный пройти 500 метров по поверхности спутника Земли и передавать видеотрансляцию в режиме HD.

Стоимость проекта оценивается в 30 миллионов долларов, из которых 20 миллионов SpaceIL уже получила от различных спонсоров.

Вес машины составит 140 кг. Ее параметры – 72х72х96 см. Для выхода в открытый космос израильский луноход "оседлает" один из иностранных спутников, от которого отцепится на высоте в 100 километров.

После завершения миссии луноход оставит на Луне записку с выбранной президентом Израиля Шимоном Пересом цитатой из ТАНАХа - "И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю" (Берешит, 1-15)

10. Планы по Марсу

Первая пилотируемая миссия на Марс состоится в 2018 году

21 Февраля 2013

Первый космический турист Деннис Тито готовит новый амбициозный проект. На этот раз он планирует отправить пилотируемую экспедицию к Марсу, которая стартует уже в январе 2018 года.

Путешествие займет около 500 дней, в течение которых экипаж достигнет Марса и вернется обратно на Землю. Организацией «прогулки на Марс» займется некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation, основанная Тито.

источник - http://hi-news.ru/space/pervaya-pilotiruemaya-missiya-na-mars-sostoitsya-v-2018-godu.html

Индия отправит на Марс собственный космический аппарат в 2013 г.

24 февраля 2013 г

Индия планирует в 2013 году направить к Марсу собственный космический аппарат, а также вывести на орбиту Земли первый отечественный навигационный спутник, передают информагентства.

С помощью ракеты-носителя PSLV-XL на эллиптическую орбиту Марса будет выведен космический аппарат, на котором разместится около 25 кг научно-исследовательского оборудования. Индийские ученые с помощью космического аппарата надеются выяснить, почему исчезла атмосфера на Марсе, а также узнать, существуют ли там признаки жизни на Красной планете.

11. Планы по Юпитеру

ЕКА выбрало "снаряжение" зонда, который в 2022 г отправится к Юпитеру

21 февраля 2013 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) утвердило список из 11 научных приборов и инструментов нового зонда JUICE, который будет исследовать Юпитер и его спутники, говорится в сообщении агентства.

Миссия JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) предполагает запуск орбитального зонда для изучения Юпитера и трех его крупнейших спутников — Ганимеда, Каллисто и Европы. Планируется, что европейский аппарат стартует в 2022 году и достигнет Юпитера в 2030 году.

Инструменты зонда предоставят научные группы из 15 европейских государств, США и Японии. В их числе, в частности, несколько спектрометров и камер, магнетометр, лазерный высотомер и радар для изучения ледового покрова спутников. Планируется, что JUICE соберет данные об атмосфере и магнитосфере Юпитера, выполнит несколько сближений с Каллисто и дважды пройдет мимо Европы, чтобы впервые в истории измерить толщину ее ледовой коры. Затем аппарат выйдет на орбиту вокруг Ганимеда — крупнейшего спутника в Солнечной системе, у которого есть собственное магнитное поле.

источник - http://ria.ru/science/20130221/924079483.html

12. Исследования Солнца

SDO: 3 года работы

13 февраля 2013

11 февраля 2010 года NASA инициировали миссию SDO - Solar Dynamics Observatory (Обсерватория солнечной динамики). Сегодня NASA подводит итоги тоёх лет работы.

Первые снимки обсерватории были получены в апреле 2010. Данные оправдали все надежды: фотографии были предельно детальные и четкие. В течение 3-х лет Земля регулярно получала фотографии звезды, были зарегистрированы десятки захватывающих дух выбросов солнечной массы. Помимо потрясающего вида, аппарат предоставил огромные просторы для исследований: ведение наблюдений в разных спектрах позволили следить за перемещением вещества на солнечной поверхности. При движении происходят неизбежные столкновения и, как следствие, выбросы. Точное попадание выброса в Землю может нанести серьезный вред орбитальной, а в некоторых случаях и земной технике.

Комета "Lovejoy" в декабре 2011 на сверхвысокой скорости ворвалась в солнечную корону. SDO успешно выполнил фотографирование искажений хвоста под действием Солнечной атмосферы. Хвост кометы на таком расстоянии движется в резонанс изменениям магнитного поля светила. Это позволило ученым составить 3D карту магнитного поля.

Помимо этого, комета, проходя рядом с Солнцем, теряет часть вещества и приобретает новое. Таким образом, SDO позволил одновременно изучать Солнце, наблюдая за кометой и изучать комету, наблюдая за Солнцем.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3426

Инструмент “Кубок Фарадея” станет ключевым элементом новой миссии к Солнцу

25 февраля 2013

Ключевой инструмент для исторической космической миссии НАСА Solar Probe Plus, которая должна будет войти в солнечную атмосферу, был протестирован Алабамским университетом и Смитсоновской астрофизической обсерваторией.

Миссия призвана помочь учёным ответить на давно интересующий их вопрос: почему температура на поверхности Солнца существенно ниже, чем в его атмосфере — короне.

Запущенный к Солнцу с гравитационной поддержкой со стороны Венеры, космический аппарат весом в 612 килограммов будет оснащён тепловым экраном из углерода/углеродного пеноматериала диаметром в 25 и толщиной в 11 сантиметров. Космический аппарат совершит несколько прохождений мимо Солнца.

Запуск космического аппарата Solar Probe Plus должен состояться в 2018 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3493

13. Космический туризм

Первых туристов готовы отправить в космос совсем скоро

27 февраля 2013

Коммерческая космическая компания Virgin Galactic, которая была основана в 2004 году с целью развития космического туризма, планирует начать свои первые суборбитальные полеты уже в начале 2014 года. Полеты будут осуществляться на коммерческой основеб этом сказал генеральный директор и президент американской компании Virgin Galactic - Джордж Уайтсайд.

На сегодняшний день более 450 человек со всего мира забронировали билеты на суборбитальный полет этой компании, 150 из которых уже оплатили стоимость билета.

Стоимость одного билета сейчас составляет 200 000 американских долларов. Такую сумму готовы выложить космические туристы ради того, чтобы пережить 5-6 минут в невесомости. Общая длительность полета должна составить 2,5 часа.

Канадские туристические компании будут продавать путёвки в космос

28 февраля 2013

Канадские туристические компании из элитного сегмента рынка туристических услуг Adventure Travel Company и Uniktour, Монреаль, будут предлагать астрономам-любителям полёты на суборбитальном космическом аппарате Lynx, который в настоящее время разрабатывается авиакомпанией XCOR Aerospace.

Эти компании, которые предлагают персональные сафари и прочие услуги такого рода для состоятельных клиентов, исполняют роль агентов для компании Space Exploration Corp. (SXC). Датская маркетинговая фирма продаёт билеты на Lynx, действуя от имени XCOR.

XCOR собирается отправить первых туристов на космическом самолёте Lynx уже к концу этого года, и затем предлагать регулярные суборбитальные полёты на высоту в 100 км, начиная с 2014 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3510

14. Космические программы других стран

Ахмадинеджад собрался продолжить карьеру в космосе

05 февраля 2013 г

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил: «Я готов стать первым человеком, которого выведут на орбиту иранские ученые». Эти заявления иранский лидер сделал через несколько дней после сообщения о том, что его страна успешно отправила в космос и вернула на Землю обезьяну. При этом некоторые западные СМИ поставили под сомнение, что обезьяна действительно побывала на орбите, поскольку никаких доказательств этого успеха Тегеран не представил.

Северная Корея представила модель новой ракеты "Ынха-9"

05 февраля 2013 г

Власти КНДР показали компьютерную модель новой ракеты "Ынха-9" на одном из правительственных сайтов в интернете.  Проект ракеты-носителя "Ынха-9" находится лишь в стадии разработки и представлен лишь на компьютерных моделях.  Кроме того, северокорейские власти представили вниманию общественности компьютерную модель вращающегося вокруг Земли космического корабля, выведенного на орбиту ракетой "Ынха-9".

Спутник зафиксировал активность на космодроме КНДР

15 февраля 2013 г

Северная Корея возобновила работы на космодроме "Тонхэ", что может свидетельствовать о подготовке к запуску ракеты, сообщает американо-южнокорейский интернет-портал 38 North.

На ракетном испытательном полигоне "Тонхэ", который расположен в уезде Хвадэ-гун провинции Хамгён-Пукто, неоднократно были произведены запуски ракет, последний из которых был 5 апреля 2009 года, запуск спутника связи "Кванмёнсон-2" с помощью ракеты-носителя "Ынха-2" окончился провалом.

Интернет-портал сообщает, что КНДР, возможно, планирует осуществить первый запуск ракеты средней дальности "Мусудан" (Musudan) или ракеты дальнего радиуса действия KN-08

Северокорейский спутник зарегистрирован в ООН

28 февраля 2013 г

Искусственный спутник Земли «Кванмёнсон-3» («Сияющая звезда-3»), запущенный властями Северной Кори в декабре прошлого года, официально зарегистрирован в Организации Объединенных Наций.

Этому аппарату присвоен номер ST/SG/SER.E/662 в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, выведенных в космическое пространство. Соответствующий сертификат размещен на электронном сайте ООН и в архиве этой организации.

1. Земля

Таинственные мини-спутники: сколько их у Земли?

08 февраля 2013

Может быть, гравитация Земли и не такая мощная, как гравитация Юпитера, но наша планета регулярно затягивает к себе на орбиты небольшие астероиды, проходящие мимо неё. Эти мини-спутники не остаются с нами надолго. В течение примерно одного года они возобновляют движение по своим петлеобразным, изогнутым траекториям вокруг Солнца. Но на их место при этом прибывают другие космические гости.

Моделирование демонстрирует, что два астероида размером с машину для мытья посуды и примерно с дюжину полуметровых камней обращаются вокруг Земли в настоящее время. Каждые пятьдесят лет на орбиту к Земле прибывает астероид размером с крупный грузовик.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3401

Зонды RBSP нашли третий радиационный пояс Земли

28 февраля 2013 г.

Зонды RBSP, изучающие радиационные пояса Земли, обнаружили, что "космический щит" нашей планеты состоит не из двух, а из трех слоев, один из которых то появляется, то исчезает. Ранее считалось, что радиационные пояса Земли, или пояса Ван Аллена, защищающие нашу планету от космических лучей, состоят из внешнего и внутреннего поясов, каждый из которых заполнен космическими частицами высокой энергии.

Как отмечают астрономы, в первые дни после запуска RBSP датчики зондов указывали на существование двух радиационных поясов. Однако в начале сентября ситуация изменилась — зонды зафиксировали появление третьей области, похожей по форме на толстое кольцо.

источник - http://ria.ru/science/20130228/925232310.html

2. Луна

Новорожденная Луна обладала неожиданно большими запасами воды

17 февраля 2013 г.

Американские астрономы проанализировали химический состав анортозитов, лунных магматических пород, и обнаружили в них относительно высокую долю молекул воды, что свидетельствует в пользу существования больших запасов влаги на Луне в первые мгновения жизни Солнечной системы.

По общепринятой на сегодняшний день гипотезе, Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из которой и был "слеплен" спутник нашей планеты. Этот катаклизм считался причиной того, почему поверхность и породы Луны практически лишены молекул воды.

Группа планетологов под руководством Хейцзю Хуй (Hejiu Hui) из университета города Нотр-Дам (США) поставила эту гипотезу под сомнение, обнаружив множество молекул воды внутри фрагментов лунного анортозита. В своей работе Хуй и его коллеги изучили минеральный и химический состав образцов, которые были доставлены на Землю американскими экспедициями в рамках программы "Аполлон".

К удивлению планетологов, образцы содержали в себе от 2,7 до 6 миллиграмм воды на килограмм породы. Как утверждают ученые, это очень высокое значение для фрагментов пород, формировавшихся у поверхности Луны, в верхних слоях ее коры. По всей видимости, данный результат потребует пересмотреть современные теории формирования Луны.

источник - http://ria.ru/science/20130217/923379915.html

3. Марс

Красная планета оказалась совсем не красной под поверхностью

25 февраля 2013

Марсианский ровер НАСА Curiosity пробурил отверстие глубиной в 6,4 сантиметра в пласте породы под названием"John Klein" продемонстрировав при этом, что внутри Марс решительно серый, существенно отличаясь от характерного ржаво-оранжевого оттенка поврехности планеты.

Серый порошок, собранный вездеходом Curiosity в процессе бурения, демонстрирует, как выглядит марсианское железо, не подвергшееся атмосферной коррозии.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3491

4. Меркурий

Обнаружен метеорит с Меркурия, утверждает эксперт

06 февраля 2013

NWA 7325 – это имя метеорита, который был найден на юге Марокко в 2012 г. Он состоит из 35 фрагментов, которые в общей сложности весят примерно 345 граммов. Тёмно-зелёные камни были приобретены торговцем метеоритами Стефаном Рейлю, который отправил образцы NWA 7352 исследователю Энтони Ирвингу из Вашингтонского университета, специалисту по метеоритам планетного происхождения. Ирвинг обнаружил, что фрагменты содержали сравнительно небольшое количество железных, но значительные количества магниевых, алюминиевых и кальциевых силикатов – что хорошо согласовалось с химическим составом, наблюдаемым космическим аппаратом НАСА Messenger на поверхности Меркурия.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3389

На Меркурии в прошлом мог находиться гигантский океан из магмы

23 февраля 2013

Данные, собранные космическим аппаратом MESSENGER в 2011 г., привели учёных в недоумение: они указывали на существование на Меркурии двух совершенно различных по составу типов горных пород. Исследователи не могли понять, какие геологические процессы могли привести к формированию двух настолько разных пород.

В настоящее время команда учёных из MIT предложила изящное решение этой проблемы: исследователи предположили, что в прошлом на поверхности планеты находился гигантский океан из магмы, который, затвердевая, создал два разных слоя кристаллов. Эти слои затем были вновь расплавлены и в конечном итоге в результате извержений попали на поверхность Меркурия.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3481

5. Сатурн

Астрономы обнаружили ураган-"уроборос" в атмосфере Сатурна

1 февраля 2013 г.

Американский зонд "Кассини" обнаружил на Сатурне необычный гигантский ураган, который представляет собой огромное кольцо, опоясывающее всю планету, что делает его похожим на мифическую змею уробороса, кусающую себя за хвост. Ураган не утихал очень долго, его "голова" продолжала бушевать в течение 201 дня. Каждый день шторм пропускал через себя такое количество воздуха, что атмосфера Земли была бы полностью опустошена за 150 дней, если бы этот катаклизм случился на нашей планете.

В первые месяцы шторм быстро распространялся по планете, двигаясь на запад. Через некоторое время ураган совершил "кругосветное путешествие", превратившись в гигантское кольцо-"уроборос" длиной в 300 тысяч километров. В июне 2011 года "голова" шторма столкнулась с гигантской воронкой, появившейся в атмосфере во время весны, и была уничтожена. В конце августа ураган окончательно исчез.

Его шествие по планете сопровождалось молниями и другими событиями, что не характерно для "спокойных" по своему характеру гигантских ураганов на Юпитере. По словам исследователей,  неспокойная природа сатурнианского "уробороса" делает его похожим на обычные ураганы на Земле, а не на планетах-гигантах

источник - http://ria.ru/science/20130201/920851937.html

Исследователи объясняют избыток мини-спутников в кольце F Сатурна

15 февраля 2013

Кольцо F Сатурна содержит в себе большое количество крохотных спутников, рождающихся из пыли, находящейся в кольце. Долгое время учёные не могли объяснить слишком большое, по сравнению с теоретически предсказанным, количество таких спутников. Астрономы связывали их рождение с гравитационным взаимодействием кольца F с движущимся рядом с кольцом спутником Прометеем. В моделях, описывающих это взаимодействие, кольцо обычно рассматривалось как безмассовое, то есть внутреннее гравитационное взаимодействие между частицами кольца не принималось в расчёт.

Теперь же учёные построили компьютерную модель, учитывающую внутреннее гравитационное взаимодействие частиц кольца, и оказалось, что она вполне способна объяснить изобилие мини-спутников в кольце F Сатурна.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3441

Плавает ли лёд в озёрах и морях Титана?

25 февраля 2013

Учёные из Корнельского университета (США) создали модели озёр и морей Титана, представляющих собой системы, состоящие из метана, этана и азота, а также проанализировали плавучесть твёрдых компонентов в этих системах. Учёным удалось выяснить, что лёд будет держаться на плаву в богатых метаном морях при температурах ниже температуры замерзания чистого метана, а также лёд будет плавать в богатых этаном морях, но при условии, что его пористость будет превышать 5% по объёму.

Однако в определённом диапазоне составов возможно одновременное существование льда как в форме образований, способных держаться на плаву, так и в форме льдин, которые опустятся на дно.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3494

Cкрытые спутники прячутся в кольцах Сатурна

28 февраля 2013

Как и Юпитер, Сатурн окружён большим семейством спутников — их было 62 при последнем подсчёте. Но помимо них в кольцах гигантской планеты прячутся дополнительные спутники — настолько крохотные, что их почти невозможно разглядеть иным способом, кроме как по яркому следу, называемому учёными «пропеллером», который спутники оставляют за собой. Наблюдая «пропеллеры» через определённые временные интервалы, исследователи надеются лучше понять, как они двигаются и эволюционируют, а также какие эффекты они оказывают на частицы колец, расположенные рядом с ними.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3508

6. Плутон

Имена для спутников Плутона выберут в интернете

11 февраля 2013 г.

Четвертый и пятый спутники Плутона — P4, размер которого составляет от 13 до 34 километров и P5 (от 15 до 24 километров) — были открыты в 2011 и 2012 годах с помощью космического телескопа "Хаббл" группой под руководством Марка Шуолтера из Института проекта SETI.

Согласно правилам Международного астрономического союза, спутники Плутона должны получать имена персонажей греко-римской мифологии, связанных с подземным царством Аида. Первооткрыватели, прежде чем предлагать свой вариант, решили обратиться к "коллективному разуму".

На специально созданном сайте Pluto Rocks желающие могут выбрать одно или несколько из 12 мифологических имен, которые покажутся самыми подходящими для спутников Плутона. В числе предложенных вариантов — Ахерон (река в подземном царстве), Алекто (богиня мщения), Цербер, Эреб, Эвридика, Геркулес, Гипнос (бог сна), Лета, Обол (монета, которую следует уплатить Харону), Орфей, Персефона, Стикс. Некоторые из этих названий уже носят астероиды, но для спутников Плутона может быть предложен другой вариант написания.

источник - http://ria.ru/science/20130211/922360246.html

"Цербер" и "Вулкан" выбраны в голосовании за имена спутников Плутона

26 февраля 2013 г.

Первооткрыватели двух новых спутников Плутона закрыли интернет-голосование, участники которого могли выбирать лучшие, по их мнению, названия для них — всего проголосовало более 450 тысяч человек, лидерами стали "Вулкан" и "Цербер". Лидером интернет-голосования стал Вулкан — римский бог подземного огня и кузнечного дела. За это название проголосовали 174 тысячи пользователей. На втором месте — Цербер, трехглавый пес, сторожащий врата подземного мира. Это имя получило 99,4 тысячи голосов. Астрономы отмечали, что результаты голосования имеют лишь "совещательную" роль — они не взяли на себя обязательство назвать спутники именно так, как будет решено интернет-пользователями.

источник - http://ria.ru/science/20130226/924738826.html

7. Малые тела Солнечной системы

В Солнечной системе теперь есть астероид «Википедия»

06 февраля 2013

В Википедии великое множество статей посвящено космосу. Но теперь популярная интернет-энциклопедия сама "оказалась в космическом пространстве": в её честь недавно был назван астероид. Комитет по номенклатуре малых тел переименовал один из астероидов главного астероидного пояса, ранее обозначенный как 274301, дав космическому объекту новое официальное название: теперь астероид будут называть «Википедия» (Wikipedia).

Астрономы из Андрушёвской астрономической обсерватории (Украина). Исследователи также опубликовали некоторые научные данные о «Википедии» (астероиде), включая его диаметр – от одного до двух километров – и информацию о примерной орбите, двигаясь по которой космический камень совершает полный оборот вокруг Солнца примерно за 3,68 года.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3387

Астероид Веста может обладать толстой корой

13 февраля 2013 г.

Астероид Веста достаточно давно считается наиболее вероятным кандидатом на роль "зародыша" планеты, который остановился в своем развитии в первые дни существования Солнечной системы.

Группа астрономов под руководством Мартина Ютци из Бернского университета (Швейцария) выяснила, что кора Весты может быть гораздо толще, чем считалось ранее, построив модель Реясильвии — крупнейшего кратера на ее поверхности.

По их расчетам, столкновение Весты с "прародителем" Реясильвии должно было привести к расплавлению материи астероида на глубине в 20-60 километров и ее последующему выбросу на соседние участки Весты. Этот катаклизм должен был оставить следы в виде застывших "капель" глубинных пород из числа оливинов. Тем не менее, зонд Dawn не смог найти фрагменты этих минералов на поверхности Весты.

Ютци и его коллеги считают, что причиной этого является необыкновенно большая толщина "коры" Весты, которая может достигать 100 километров.

источник - http://ria.ru/science/20130213/922769428.html

Астрономы изучают астероид с хвостом, как у кометы

22 февраля 2013

В отличие от комет, астероидам не свойственно иметь хвост, но в настоящее время существует около десятка исключений из этого правила. Испанские астрономы изучали один из таких редких космических камней. Астероид P/2012 F5 (Гиббса) был открыт в марте 2012 г.

Учёные предложили две теории происхождения хвоста астероида F5. Согласно первой из них, хвост мог возникнуть в результате столкновения объекта с другим астероидом или самопроизвольного разрыва камня при его вращении. Второй механизм предполагает, что материя постепенно покидала астероид после его частичной фрагментации.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3479

8. Солнце

НАСА создаёт математические уравнения, описывающие солнечный ветер

23 февраля 2013

потоки заряженных солнечных частиц чрезвычайно сложны для математического описания, поскольку, будучи направленными к внешним областям Солнечной системы, они движутся вдоль собственных магнитных полей, которые добавляют дополнительные законы к набору уравнений, описывающих такое движение.

И лишь в настоящее время учёный из Центра космических полётов Годдарда НАСА по имени Аарон Робертс смог создать набор математических уравнений, хорошо согласующийся с результатами наблюдений и обладающий высокой прогностической силой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3482

Суперземли могут оказаться мини-нептунами

4 февраля 2013 г.

Среди более 850 известных ученым экзопланет — планет за пределами Солнечной системы — есть класс небесных тел, которые больше Земли, но значительно меньше планет-газовых гигантов, таких как Уран или Нептун. Считалось, что суперземли имеют твердую поверхность, а значит на них могут быть условия, подходящие для существования жизни.

Гельмут Ламмер из австрийского Института космических исследований, Николай Еркаев из красноярского Института вычислительного моделирования СО РАН и их коллеги изучили семь суперземель, которые обращались на очень близких к своим звездам орбитах, а также обладали водородной атмосферой. Оказалось, что ультрафиолетовое излучение звезд сильно нагревает их атмосферу, в результате чего ее верхняя граница поднималась на высоту в несколько радиусов планеты. При этом в газ "утекал" в космическое пространство с высокой скоростью — однако не настолько высокой, чтобы планета лишилась атмосферы до конца срока жизни звезды.

Следовательно, эти планеты больше напоминают не Землю, а Нептун — газовый гигант с небольшим твердым ядром в центре

источник - http://ria.ru/science/20130204/921281533.html

Ближайший "двойник" Земли может находиться не дальше 13 световых лет

6 февраля 2013 г.

Такой вывод сделали астрономы из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра по итогам изучения планетных систем звезд-красных карликов.

Ученые выбрали из 158 тысяч звезд в каталоге "Кеплера" все красные карлики, а затем сделали для них более точные оценки размеров и температуры. Почти во всех случаях звезды оказались холоднее и меньше, чем считалось ранее. Ученые проверили данные о 95 планетах красных карликов, и выяснили, что, по крайней мере, 60% из них меньше Нептуна, а три планеты похожи на Землю. Из этого ученые сделали вывод, что 6% красных карликов могут обладать землеподобными планетами, а ближайшая из них может находиться всего в 13 световых годах.

источник - http://ria.ru/science/20130206/921604519.html

Перемычка в протопланетном диске указывает на существование новорождённой планеты

10 февраля 2013

Международная команда астрономов, возглавляемая Сатоши Майама из Прогрессивного университета перспективных исследований, Япония, провела наблюдения при помощи телескопа «Subaru» и получила первый яркий инфракрасный снимок искривлённой перемычки из пыли, растянувшейся над полостью в диске, окружающем молодую звезду 2MASS J16042165-2130284 (J 1604). Это образование может указывать на существование в диске ещё не открытых планет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3413

Телескоп "Кеплер" обнаружил микро-экзопланету размером с Луну

20 февраля 2013 г.

Группа астрономов под руководством Томаса Барклая из Исследовательского центра НАСА имени Эймса (США) обнаружила нового рекордсмена, изучая данные, собранные телескопом "Кеплер" во время наблюдений за системой Kepler-37 на стыке созвездий Лебедя и Лиры, удаленной от нас на 215 световых лет.

Барклай и его коллеги проанализировали колебания в яркости звезды этой системы, солнцеподобного желтого карлика, в ходе 900 дней наблюдений и обнаружили три периодически повторяющихся снижения в ее яркости. Проанализировав их частоту и силу, ученые пришли к выводу, что их причиной были три планеты, время от времени "заслонявшие" часть диска светила. Убедившись в наличии планет, астрономы вычислили их массу, радиус и расстояние до Kepler-37.

Самая дальняя планета, Kepler-37d, в два раза больше Земли и удалена от светила на расстояние, сопоставимое с орбитой Меркурия. Две других планеты значительно ближе к звезде и меньше своего "большого брата". Так, Kepler-37c чуть меньше Венеры, а Kepler-37b является новым рекордсменом, с меньшим радиусом и массой, чем у Меркурия. Ее предполагаемый диаметр — 0,303 радиуса Земли, делает ее похожей по габаритам на Луну.

источник - http://ria.ru/science/20130220/923929380.html

Телескоп VLT обнаружил формирующуюся гигантскую экзопланету

28 февраля 2013 г.

Телескоп VLT обнаружил в звездной системе HD 100546, расположенной в созвездии Дракона на расстоянии в 336 световых лет от Земли, крупную экзопланету, процесс формирования которой еще не завершился, что позволит ученым изучить процесс "рождения" новых планет.

Данная система, формирование которой еще продолжается, уже привлекала внимание ученых — в ней существует крупная планета, которая предположительно относится к классу "горячих юпитеров". Изучив снимки, полученные телескопом VLT, авторы статьи поняли, что в системе существует как минимум еще одна планета, расположенная на самом дальнем краю протопланетного диска.

Эта предположительная планета в 20 раз тяжелее Юпитера и удалена на 68 астрономических единиц  от светила. Проанализировав характер движения объекта и плотность газопылевого диска по краям его орбиты, ученые поняли, что эта планета продолжает "стягивать" на себя его материю.

источник - http://ria.ru/science/20130228/925170007.html

10. Звёздная и галактическая астрономия

Финальной вспышке сверхновой может предшествовать менее интенсивный взрыв

07 февраля 2013

Развитие методов автоматизированной «охоты» на сверхновые проливает новый свет на события, предваряющие гибель массивных звёзд – особенно того их типа, который, самоуничтожаясь, вспыхивает как сверхновая типа IIn.

Группа астрономов во главе с Эраном Офеком из израильского Института Вейцмана, исследуя процессы, ведущие к взрывам сверхновых, установила, что, перед тем как взорваться в своей последней вспышке, некоторые массивные звёзды склонны предварительно сбрасывать значительные количества своей материи в так называемых «предпоследних взрывах».

Сверхновые типа IIn дают очень узкую линию водородной эмиссии, что у учёных уже давно ассоциируется с прохождением света через расположенную вокруг умирающей звезды предварительно сброшенную ею водородную оболочку. Однако теперь исследователи смогли наблюдениями подтвердить гипотезу о наличии причинно-следственной связи между освобождением массивной звезды от значительной части своей материи и последующим заключительным взрывом.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3394

"Эйнштейны на дому" открыли 24 новых пульсара

11 февраля 2013 г.

Участники волонтерского научного проекта Einstein@Home, главной задачей которого является поиск гравитационных волн, обнаружили 24 новых пульсара в данных, собранных австралийским радиотелескопом Паркса еще в 1990-е годы.

Проект Einstein@Home ("Эйнштейн дома"), созданный по модели проекта поиска сигналов внеземных цивилизаций SETI@home, был запущен в 2005 году. Его участники ставят на свои компьютеры специальную программу, которая использует время простоя машины для "обсчета" задач в интересах проекта.

источник - http://ria.ru/science/20130211/922360707.html

Учёные обнаружили у Альфы Центавра А такой же холодный слой, как у нашего Солнца

21 февраля 2013

Учёных давно занимал вопрос, почему солнечная корона разогрета до намного более высоких температур, чем его поверхность. Ещё более странным казалось то обстоятельство, что между этими оболочками нашей звезды существует слой, температуры в котором ещё ниже, чем на поверхности Солнца. Теперь астрономы обнаружили подобный слой и в атмосфере Альфы Центавра А, что позволит им глубже исследовать причины возникновения этого явления.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3473

Близлежащая звезда оказалась почти так же стара, как Вселенная

24 февраля 2013

Возраст звезды с низкой металличностью HD 140283, расположенной примерно в 190 световых годах от Солнца, составляет 14,46+-0,80 миллиардов лет, что подразумевает, что эта звезда почти так же стара, как наша Вселенная! Такие небогатые металлами звёзды очень важны для астрономов, поскольку они позволяют наложить нижнее ограничение на возраст нашей Вселенной, которое может быть использовано для подтверждения оценок этого же возраста, полученных при помощи других способов.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3487

"Радиоастрон" впервые в истории попытается разглядеть тень черной дыры

02 февраля 2013 г

Российский космический радиотелескоп "Радиоастрон" в субботу совместно с крупнейшими наземными радиотелескопами начинает наблюдения сверхмассивной черной дыры в центре галактики M87 в созвездии Девы — возможно, астрономы впервые в истории смогут увидеть тень от черной дыры.

"Мы не сможем увидеть саму черную дыру, она не излучает ничего. Но у нас есть шансы увидеть ее тень", — сказал Ковалев.

Лучи, идущие от гамма-всплеска, достигли Земли в 8-м столетии

09 февраля 2013

В прошлом году исследователь по имени Фуза Мияке открыла неожиданно высокие уровни содержания углерода-14 в годичных кольцах древних кедров в Японии. Годичные кольца деревьев позволили точно датировать его 775-м годом н.э.

В настоящее время учёные Валери Хамбарян и Ральф Ньюхаузер, исследовавшие образцы, обнаруженные Мияке, установили, что единственным возможно ответственным за их формирование следует считать короткий гамма-всплеск, произошедший на расстоянии примерно в 3000-12000 световых лет от нас в 775 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3408

Ученые приблизились к разгадке секрета темной материи

19 Февраля 2013

Исследования темной материи и связанные с этим поиски, похоже, подходят к промежуточному оглашению результатов. Во всяком случае, на это намекают люди, работающие с магнитным альфа-спектрометром (AMS), установленным на борту МКС. Научному сообществу не терпится узнать, что же обнаружили исследователи. Как пишет Softpedia.com, нобелевский лауреат Сэмюель Тинг, возглавляющий работу с AMS, пообещал в скором времени опубликовать результаты исследований. Он также заверил, что открытие грандиозно по своей сути.

источник - http://hi-news.ru/research-development/uchenye-priblizilis-k-razgadke-sekreta-temnoj-materii.html

Скорость вращения черной дыры близка к скорости света

28 Февраля 2013

Впервые в истории ученые измерили скорость вращения сверхмассивной черной дыры. Результаты оказались достойными Капитана Очевидность: поверхность черной дыры в центре галактики NGC 1365 движется со скоростью близкой к скорости света.

Исследователи признаются, что определить скорость вращения черной дыры чрезвычайно сложно ввиду временных искажений, которые возникают вокруг этой области.

источник - http://hi-news.ru/science/skorost-vrashheniya-chernoj-dyry-blizka-k-skorosti-sveta.html