ЗА АВГУСТ 2013 ГОДА

1.    Последствия аварии Протона

Главе "Роскосмоса" объявили выговор

2 августа 2013 г.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил главе Роскосмоса Владимиру Поповкину выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

источник - http://ria.ru/science/20130802/953853920.html

ВПК не рассматривает вопрос смены руководителя Роскосмоса

6 августа 2013 г.

Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ не рассматривает вопрос смены руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина.

Ранее газета "Известия" сообщала, что Дмитрий Рогозин в начале августа назвал на заседании правительства несколько кандидатов на пост главы Роскосмоса и новой корпорации, которая может быть создана в результате реорганизации космического агентства.

источник - http://ria.ru/science/20130806/954667382.html

Центр Хруничева подтвердил увольнение сотрудников из-за "Протона"

23 августа 2013 г.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил в пятницу, что правительственная комиссия определила степень вины руководителей Центра имени Хруничева, ответственных за аварию ракеты "Протон-М". По его словам, за ненадлежащее исполнение обязанностей при изготовлении и подготовке к пуску ракеты-носителя "Протон-М" освобождены от должностей: заместитель гендиректора по качеству центра Хруничева Александр Кобзарь, начальник цеха окончательной сборки Валерий Греков, начальник отдела технического контроля Михаил Лебедев. Кроме того к дисциплинарной ответственности привлечен также ряд должностных лиц.

источник - http://ria.ru/science/20130823/958143958.html

2.    Реформирование космической отрасли

Рогозин усомнился в целесообразности трат на пилотируемый космос

5 августа 2013 г.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин выразил сомнения в целесообразности больших затрат на пилотируемые программы в российской космической отрасли.

"Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?" — сказал Рогозин, обращаясь к руководству Роскосмоса и аварийной комиссии после доклада о причинах аварии ракеты "Протон-М".

источник - http://ria.ru/science/20130805/954312346.html

Рогозин: реорганизовать космическую отрасль через ОАО предпочтительнее

8 августа 2013 г.

Создание Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) в форме открытого акционерного общества (ОАО) предпочтительнее для реорганизации отрасли, чем включение предприятий в состав госкорпорации, считает вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

"Президент в середине июля посвятил этому вопросу несколько часов своего времени. Была свободная дискуссия, мозговой штурм тех людей, которые обязаны использовать свой опыт и знания для реорганизации космической отрасли. В принципе, все они пришли на совещание с идеей создания госкорпорации, а вышли — с идеей создания Объединенной ракетно-космической корпорации в виде ОАО", — сказал Рогозин.

источник - http://ria.ru/science/20130808/955196104.html

Проект реформы ракетно-космической отрасли внесен в кабмин

27 августа 2013 г.

Роскосмос внес в правительство РФ проект реформирования ракетно-космической промышленности, его рассмотрят 4 сентября, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958798667.html

НПО "Энергомаш" способно удовлетворить спрос на двигатели РД-191

29 августа 2013 г.

Подмосковное двигателестроительное предприятие НПО "Энергомаш" способно удовлетворить спрос на ракетные двигатели РД-191 без необходимости переноса их производства на пермское предприятие "Протон-ПМ", заявил в четверг исполнительный директор предприятия Владимир Солнцев.

"Такое решение было принято лет пять-семь назад, о том, чтобы переносить туда производство при планах выпуска до 100 двигателей в год. На сегодняшний день таких планов в таком количестве пока не видно. ", — сказал он.

По его словам, предприятие способно производить до десяти двигателей в год, что полностью покрывает необходимость в них на сегодняшний момент.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959414483.html

3.    Космические корабли и ракеты нового поколения

В Роскосмосе одобрили проект перспективного пилотируемого космического корабля

27 августа 2013 г

Завершена экспертиза технического проекта пилотируемого транспортного комплекса нового поколения (ПТК НП). Согласно ее результатам проект оценен положительно, сообщил в ходе салона МАКС-2013 президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота.

В последней декаде июля 2013 года состоялось заседание научно-технического совета Федерального космического агентства, на котором технический проект корабля был одобрен.

Лопота привел следующие характеристики ПТК НП при полетах к Луне: стартовая масса - до 20 тонн, численность экипажа - четыре человека, продолжительность автономного пилотируемого полета - до 10 суток, в составе окололунной орбитальной станции - до 180 суток.

Кратность использования возвращаемого аппарата корабля - при кратковременных полетах к Луне до 10 раз, при длительных полетах ПТК НП со стыковкой к окололунной орбитальной станции - не менее 3 раз.

РН "Союз" с лазерным зажиганием двигателей могут запустить в 2015 г

27 августа 2013 г.

Участник космического кластера фонда "Сколково" компания "Спектралазер" планирует изготовить лазерные модули для систем зажигания жидкостных ракетных двигателей, которые будут применены на ракете-носителе при запуске с космодрома Восточный в 2015 году, говорится в материалах компании, представленных на международном авиационно-космическом салоне — МАКС-2013.

Эти лазерные модули позволят многократно запускать ракетные двигатели в полете или на орбите. Они заменят традиционные пиропатроны.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958883206.html

ЦСКБ "Прогресс" представит заявку на создание сверхтяжелой ракеты

28 августа 2013 г.

Самарское ЦСКБ "Прогресс" в сентябре текущего года представит в Роскосмос заявку на создание собственной ракеты-носителя сверхтяжелого класса, сообщил гендиректор предприятия Александр Кирилин.

Отвечая на вопрос, когда самарское предприятие может создать такую ракету, гендиректор предприятия отметил, что вначале надо сделать ее эскизный проект, который будет одобрен, и понять, какие средства будут выделены на создание ракеты.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959054798.html

"ЦСКБ-Прогресс" разрабатывает новую ракету-носитель "Союз-5"

28 августа 2013 г.

Она заменит используемые сегодня модели. Об этом, заявил на авиасалоне МАКС-2013 в подмосковном Жуковском генеральный директор предприятия  "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин.

По его словам, создание новой ракеты ведется в рамках проекта "Магистраль".

"Это очень интересная машина, работающая на компонентах сжиженного природного газа. 16-тонная машина, а без боковых блоков - 8-тонная", - рассказал Кирилин, отметив, что ракета “садится на старт Р-7”.

"Энергомаш": топливо ацетам поднимет эффективность двигателей на 30%

29 августа 2013 г.

Новое ракетное топливо ацетам должно поднять эффективность на 30% без изменения конструкции двигателей, сообщил сегодня журналистам исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев.

"Мы активно работаем над этим вопросом, институт имени Келдыша также оказывает нам содействие", — сказал он. "Но это топливо должно пройти все этапы эволюции, должна появиться структура работы с ним", — добавил Солнцев.

Исполнительный директор также отметил, что "минимум лет 7-8 еще уйдет на получение окончательных результатов по этому топливу".

источник - http://ria.ru/science/20130829/959421572.html

4.    Ядерный ракетный двигатель

Воронежское КБХА примет участие в разработке ядерной энергоустановки для космических аппаратов

22 августа 2013 г

Воронежское ОАО "Конструкторское бюро Химавтоматики", возможно, примет участие в создании ядерной энергоустановки большой мощности, которая будет работать в космосе. Об этом 19 августа рассказал губернатору Воронежской области Алексею Гордееву генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" Владимир Рачук.

Глава региона и руководитель КБХА обсудили также проект объединения ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" и Воронежского механического завода. Предполагается, что получившееся в результате слияния предприятие займет свободную площадку в поселке Шилово.

На новых ракетах-носителях “Ангара” будут использоваться ядерные энергетические установки

30 августа 2013 г

На новых ракетах-носителях "Ангара" будут использоваться ядерные энергодвигательные установки, разработку которых ведет Центр им. Келдыша. Об этом рассказал заместитель генерального директора центра Владимир Кошлаков.

Сейчас на ракетах стоят химические двигатели. Сгорание химтоплива не дает возможность получить скорость выше определенной, так как часть химической энергии переходит в кинетическую. В ядерной энергодвигательной установке используется ядерное топливо, и разгон осуществляется не за счет химической энергии, а за счет электричества.

Пока данная установка разрабатывается для использования в непилотируемой космонавтике, поскольку использование ядерного реактора требует создания специальной защиты от излучения. "Мы прорабатываем варианты, когда с эффективной защитой реактора мы перейдем к пилотируемой космонавтике, - сказал Коротеев. - Но с ней эта установка не будет связана по крайней мере ещё лет 20-25".

Вероятно, Владимир Кошлаков говорил о ядерных энергодвигательных установках на разгонных блоках и межорбитальных буксирах, а не на ступенях ракеты-носителя..

5.    Космодром Восточный

Рогозин раскритиковал Минрегион и Спецстрой за невыполнение поручения по расчету стоимости строительства космодрома Восточный

21 августа 2013 г

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин раскритиковал Минрегион и Спецстрой России за невыполнение поручений в рамках строительства космодрома Восточный в Амурской области. Сегодня зампредседателя правительства инспектирует строительство этого объекта.

"Было дано два поручения: первое - обеспечить разработку методики определения стоимости строительства космодрома Восточный с учетом предложений Роскосмоса и Спецстроя России; второе - Спецстрой должен был определить совместно с Минрегионом необходимые показатели для проведения расчетов за выполнение работы в 2012-2013 годах".

"Поручения не выполнены", - подчеркнул Рогозин, предупредив, что не собирается "относить себя к категории тех федеральных служащих, которые будут терпеть невыполнение поручений".

6.    Международное сотрудничество и коммерциализация

Российская ракета вывела на орбиту южнокорейский спутник

22 августа 2013 г.

Ракета-носитель "Днепр", созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 (по классификации НАТО — SS-18, "Сатана"), успешно вывела на орбиту южнокорейский спутник дистанционного зондирования Земли.

Запуск выполнен по программе "Днепр", предусматривающей утилизацию ракет методом пуска с попутным выводом в космос полезной нагрузки. В данном случае на орбиту выведен южнокорейский спутник дистанционногозондирования Земли KompSat-5.

источник - http://ria.ru/science/20130822/958007011.html

РКК "Энергия": выкуп "Морского старта" находится в правовом поле РФ

23 августа 2013 г.

Деятельность по выкупу ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия" проекта "Морской старт" (Sea Launch) согласована и находится в правовом поле российского законодательства, а действия некоторых СМИ направлены на дискредитацию этой уникальной программы, заявил глава РКК "Энергия" Виталий Лопота.

По его словам, газета "Известия" опубликовала материал, в котором, в частности, утверждается, что заместитель руководителя Роскосмоса Олег Фролов направил в Росимущество письмо о выявленных нарушениях в РКК "Энергия", и экономической необоснованности финансирования "Морского старта".

источник - http://ria.ru/science/20130823/958145881.html

На МАКСе Германия и РФ обсудили проведение эксперимента "Икарус"

27 августа 2013 г.

Глава Германского космического агентства (DLR) Йохан-Дитрих Вернер в ходе переговоров на авиасалоне МАКС-2013 с замруководителя Роскосмоса Олегом Фроловым попросил российскую сторону рассмотреть возможность запусков малых спутников, которые создают германские вузы, на ракете-носителе РФ.

Кроме того, стороны обсудили ход подготовки и проведения российско-германского эксперимента "Икарус", направленного на изучение перемещения животных и птиц с использованием ресурсов российского сегмента МКС.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958904603.html

Глава ИСС: соотношение долей ИСС и Thales в СП будет 60% на 40%

28 августа 2013 г.

Соотношение долей российского ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) и французской компании Thales Alenia Space в совместном предприятии Universum Space Technologies составит 60% на 40% соответственно, гендиректор-генконструктор ИСС Николай Тестоедов.

Совместное предприятие будет производить компоненты для космических аппаратов, которые выполняют функции связи для госнужд. Предполагается, что на первом этапе пять резидентов от французской стороны будут постоянно проживать и работать в Красноярске, в том числе главный технический специалист и специалист по качеству, от ИСС на предприятии будут работать 25-30 человек. По мере увеличения объема работ совместного предприятия количество специалистов будет увеличиваться.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959136326.html

РФ и Европа могут объединить усилия по изучению Ганимеда

29 августа 2013 г.

Роскосмос и Европейское космическое агентство (ЕКА) не исключают возможности совмещения национальных миссий для изучения спутника Юпитера Ганимеда, сообщил глава ЕКА Жан-Жак Дорден.

"Мы работаем над тем, как возможно объединить наши усилия в сфере исследования спутника Юпитера. Европейская миссия предусматривает выведение космического аппарата на орбиту Ганимеда. Россия же работает над проектом, предусматривающим разработку посадочного модуля на Ганимед. Мы намерены изучить, как эти две миссии могут взаимодействовать между собой, так как наш орбитальный космический аппарат и российский посадочный модуль могут взаимодействовать между собой", — сказал глава ЕКА.

Российские и европейские ученые собираются в начале 2020-х годов отправить автоматы для исследования системы Юпитера — это станет первой и для России, и для Европы попыткой проникнуть на дальние окраины Солнечной системы, где до сих пор бывали только американские станции (если не считать привезенный на Титан американским "Кассини" европейский зонд "Гюйгенс").

Европейская миссия JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) стоимостью около 1 миллиарда евро была официально одобрена в мае 2012 года. Она предполагает запуск орбитального зонда для изучения самой большой планеты Солнечной системы и трех ее крупнейших спутников — Ганимеда, Каллисто и Европы. Планируется, что европейский аппарат стартует в 2022 году и достигнет Юпитера в 2030 году.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959447863.html

Первый датский астронавт отправится в полет на МКС в 2015 году

29 августа 2013 г

Датчанин Андреас Могенсен в 2015 году отправится на российском корабле "Союз" с космодрома Байконур на МКС и станет первым датским астронавтом.

Космическая миссия Могенсена продлится около 10 дней и будет заключаться в проведении ряда биологических и технологических экспериментов. Так, он испытает новый мобильный аппарат связи, а также новые датчики и сенсоры для мониторинга основных жизненных функций человека.

Прекращение поставок РД-180 приведет к закрытию Энергомаша

29 августа 2013 г.

Прекращение поставок ракетных двигателей РД-180 производства российского НПО "Энергомаш" в США может привести к резкому падению загрузки предприятия и, как следствие, к его закрытию, считает исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев.

Ранее газета "Известия" сообщала, что Россия может прекратить поставку в США двигателей РД-180. По данным издания, вопрос о прекращении поставок в настоящее время рассматривается Советом Безопасности РФ.

"Если говорить о моей точке зрения, то я считаю, что нецелесообразно прекращать поставки (РД-180 в США). Из-за этого у нас может резко упасть загрузка предприятия, спад может составить примерно 60%", — сказал Солнцев.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959417845.html

Южная Корея заинтересована в продолжении сотрудничества с Россией по ракетным двигателям

30 августа 2013 г

Южная Корея заинтересована в продолжении сотрудничества с подмосковным двигателестроительным предприятием "НПО "Энергомаш" по ракетным двигателям. Об этом сообщил исполнительный директор "НПО "Энергомаш" Владимир Солнцев.

"Мы плотно работаем с Кореей по программе KSLV /Корейская система космического запуска, также известная как "Наро"/. На прошлой неделе у нас была делегация из корейского института. Пока они окончательно не приняли решение: то ли будут закупать двигатели у нас, то ли сами производить, то ли производить их совместно", - сказал он.

Корейской стороне нужны двигатели с тягой 75 тонн.

7.    Планы по Луне

Проект "Луна-Ресурс" может быть реализован без участия Индии

27 августа 2013 г.

Об этом заявил генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

"Логика нашего проекта "Луна-Ресурс" может быть выстроена и без участия Индии, так как индийский аппарат — это небольшой ровер, который мы должны были доставить на Луну в качестве попутной нагрузки. Все другие задачи и приборы — российские", — сказал Хартов, подчеркнув, что решение об участии или выходе из проекта Индии решается на уровне Роскосмоса.

Ранее сообщалось, что российская лунная программа предусматривала запуск посадочного зонда "Луна-Ресурс" в 2013 году и двух (посадочного и орбитального) аппаратов "Луна-Глоб" в 2014 году. В связи с необходимостью повышения надежности аппаратов, которые проектировались на базе "фобосовских" ("Фобос-Грунт") разработок, сроки и порядок запуска были изменены.

Первым должен лететь упрощенный посадочный зонд "Луна-Глоб-1", предназначенный главным образом для отработки посадочной платформы, через год — орбитальный "Луна-Глоб-2", а в 2017 году — тяжелый посадочный аппарат "Луна-Ресурс" с расширенным набором научной аппаратуры, и, возможно, индийским мини-луноходом.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958858406.html

Зонд "Луна-Глоб" получит второе название "Луна-25"

27 августа 2013 г.

Посадочному зонду "Луна-Глоб" будет присвоено второе обозначение "Луна-25", он станет продолжением эстафеты советских аппаратов в освоении спутника Земли, сообщил глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

"В Академии наук зреет идея продолжить нумерацию, принятую во времена Советского Союза. Закончили тогда на "Луне-24", значит, следующей будет "Луна-25". Официальное договорное название остается "Луна-Глоб". Но, думаю, не будет большой проблемой, если аппарат будет иметь и второе название", — сказал он.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958857410.html

8.    Планы по Марсу

Проектирование "Фобос-Грунт-2" отложено из-за проекта "ЭкзоМарс"

27 августа 2013 г.

Обь этом заявил глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

"Нет, не началась работа по новому "Фобосу". Мы сейчас все силы бросаем на проект "ЭкзоМарс". Надо набрать необходимый опыт по лунной программе и учесть все уроки неудачного запуска "Фобос-Грунта". Проблема по начальному этапу финансирования проекта "ЭкзоМарс" уже решена", — сказал Хартов.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин и директор ЕКА Жан-Жак Дорден в начале апреля в Москве договорились совместно осуществлять проект по исследованию Марса "ЭкзоМарс".

Европейское космическое агентство и НАСА разработали проект "ЭкзоМарс", который первоначально предполагал отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — отправку марсохода.

Однако НАСА из-за недостатка финансирования заявило, что сокращает свое участие в проекте. В частности, американцы сообщили, что не предоставят свой носитель "Атлас" для запуска. После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить носитель. В свою очередь российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия в проекте.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958862187.html

9.    Новости МКС

Японский грузовик прибыл на МКС

10 августа 2013

Запущенный 4 августа 2013 года с японского космодрома японский грузовик HTV-4 успешно прибыл на МКС.

9 августа в 13:11 по московскому времени грузовик находился на расстоянии 500 метров от станции, еще через 20 минут уже 250 м. Ровно через час HTV-4 был уже на расстоянии 30 метров. В 15:22 мск, на 7 минут раньше, космическая «рука» «Canadarm» захватила грузовик. Рукой-манипулятором управляли 2 астронавта NASA Кристофер Кэссиди и Карен Найберг. Открытие люков между грузовиком и станцией состоялось 10 авг. 2013 г. в 15:12 мск.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4427

Российские космонавты завершили работу в открытом космосе

17 августа 2013 г.

Космонавты Федор Юрчихин и Александр Мисуркин завершили работу в рамках выхода в открытый космос по российской программе, успешно выполнив все задачи этого выхода, и благополучно вернулись на борт российского сегмента МКС.

Космонавты должны были завершить выход в 01.19 мск субботы, но возвращение на МКС пришлось задержать из-за того, что большое количество времени ушло на прокладку кабелей системы энергоснабжения для российского многофункционального лабораторного модуля (МЛМ).

Для Юрчихина это был уже седьмой выход в открытый космос в карьере, для Мисуркина — второй.

Космонавты также установили мягкие поручни, по которым экипаж сможет переходить, двигаясь по внешней поверхности МКС во время выходов в открытый космос. Поручни были установлены от служебного модуля "Звезда" до модуля МИМ-2 "Поиск" и от ФГБ "Заря" до МИМ-2.

источник - http://ria.ru/science/20130817/956879786.html

Российским космонавтам разработали новое меню

27 августа 2013 г

Как заявил академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Виктор Добровольский, впредь в "космическое" меню войдут три вида киселей, четыре вида обеденных блюд - щи зеленые, суп из шампиньонов, "грибы по-старорусски", грибы с овощами и фасолью.

Также поменяли и десерт. Теперь на "третье будут подаваться творог с тыквенно-яблочным пюре и творожная масса с кунжутом.

Сегодня суточный рацион питания космонавта обходится в 18-20 тысяч рублей. Где-то год назад цена составляла 12-15 тысяч. Стоимость увеличивается с каждым годом, так как дорожают продукты.

Робот-манипулятор заменит космонавтов во время работ за бортом МКС

30 августа 2013 г.

Космический робот-манипулятор European Robotic Arm (ERA), который отправится на станцию с новым многофункциональным лабораторным модулем "Наука", сможет заменить космонавтов во время работ за бортом МКС, сообщил руководитель проекта ERA в Европейском космическом агентстве Филип Скунеджанс.

С появлением ERA исчезнет необходимость внекорабельной деятельности космонавтов для установки различных предметов в открытом космосе на поверхности МКС. На ERA будут установлены камеры, с помощью которых можно будет видеть все, что происходит вовремя манипуляций робота с разных углов.

ERA имеет длину 11,3 метра, массу 600 килограммов, его максимальная грузоподъемность составляет 8 тонн. Робот способен перемещать отдельные крупные модули, но и действовать с высокой точностью, захватывая и перемещая объекты до 5 миллиметров.

источник - http://ria.ru/science/20130830/959684323.html

ЕКА и Роскосмос подпишут соглашения об экспериментах на МКС

30 августа 2013 г.

В настоящее время на МКС осуществляется 11 совместных российско-европейских научных экспериментов, некоторые из них находятся на начальном этапе реализации, а некоторые уже реализуются длительное время.

"Кроме того, сейчас на начальном этапе реализации находятся 14 долгосрочных экспериментов. По некоторым уже подписаны совместные научные протоколы, есть оборудование. В ближайшие две недели должны быть подписаны соглашения (между ЕКА и Роскосмосом) о совместной реализации новой группы научных экспериментов на период до 2017-2018 годов. Для каждого эксперимента будет отдельное соглашение", — сказал Цел.

источник - http://ria.ru/science/20130830/959663566.html

10. Дальнейшее развитие МКС

Новый модуль "Наука" в октябре отправят на Байконур, заявил Лопота

27 августа 2013 г

Новый российский многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) "Наука" будет в октябре отправлен на космодром Байконур, сообщил РИА Новости президент — генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота.

Ранее глава РКК "Энергия" сообщал, что запуск ракеты-носителя "Протон-М" с модулем "Наука" к МКС, вероятнее всего, будет перенесен с конца 2013 на начало 2014 года.

Модуль "Наука" должен обеспечить развитие российского сегмента МКС и проведение полноценных научных исследований. В новом модуле будет размещено дополнительное оборудование, пространство для хранения грузов. Кроме того, с помощью МЛМ можно будет обеспечивать поддержание функций жизнеобеспечения станции, управлять МКС по крену с помощью двигателей. Также с включением "Науки" в состав станции на МКС появится дополнительный порт для транспортных кораблей и исследовательских модулей.

Застой - самый опасный период для НАСА

31 августа 2013

По словам двух экспертов американской космической отрасли - "НАСА уже должно фактически задумываться о том, что они собираются делать дальше, после окончания нынешнего соглашения, которое истекает в 2020 году.

Игнорирование сроков договора, по словам экспертов, может привести к необратимым последствиям. Так по одному из сценариев развития событий, это может означать конец эры космических полетов для США в целом".

По словам экспертов, сейчас США должны определить – какова их роль в международных отношениях, по вопросам освоения космоса. И в какой степени США готовы строить планы по дальнейшему использованию космической станции. 2020 год уже не так далеко.

Сейчас НАСА делает акцент на вопрос о дальнейшей утилизации МКС. Эта станция была большим дипломатическим и техническим успехом для Америки и всего мира, но каков будет научный успех и будет ли он вообще достигнут для Америки по окончанию эксплуатации МКС, пока остается не ясным.

источник - www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4544

11. Исчерпание ресурса МКС

"Альберт Эйнштейн" увеличил высоту полета МКС

31 августа 2013 г.

Специалисты российского ЦУП провели очередной маневр по увеличению высоты орбиты полета МКС.

Маневр по коррекции орбиты МКС проведен с помощью двигателей европейского грузового корабля ATV-4 "Альберт Эйнштейн", пристыкованного к станции. Минимальная высота орбиты МКС над поверхностью Земли составила около 412 километров, максимальная — около 418 километров.

источник - http://ria.ru/science/20130831/959862874.html

12. Спутниковая группировка

НПО Лавочкина будет делать адаптеры для наноспутников "Даурии"

01 августа 2013 г

НПО имени Лавочкина разработает для российской частной космической фирмы "Даурия Аэроспейс" специальный адаптер, который позволит выводить наноспутники стандарта CubeSat на разгонном блоке "Фрегат" — соответствующий договор стороны подписали в конце июля.

В декабре 2012 года "Даурия Аэроспейс" выиграла тендер Роскосмоса и получила контракт на общую сумму 310 миллионов рублей, предусматривающий запуск двух наноспутников МКА-Н (малый космический аппарат нанокласса). На двух спутниках будет установлена фотосъемочная аппаратура, которая позволит делать съемку поверхности Земли с разрешением около 20 метров.

В рамках этого проекта НПО Лавочкина создаст универсальный адаптер, который позволит размещать пусковые контейнеры "Даурии" на разгонных блоках "Фрегат", который производит НПО. Универсальные пусковые контейнеры созданные "Даурией", позволяют запускать нано- и микроспутники размерностью от 1U (один "кубик" со сторонами в 10 сантиметров), до 6U (аппарат из шести таких "кубиков").

Роскосмос объявил конкурс на создание системы мониторинга "Метеор-МП"

19 августа 2013 г.

Роскосмос объявил конкурс на создание гидрометеорологической космической системы мониторинга Земли "Метеор-МП" (спутник нового поколения) в части разработки бортовой аппаратуры, цена контракта — 2,106 миллиарда рублей, следует из сообщения на сайте госзакупок.

Срок выполнения работ — до 25 ноября 2015 года. Срок предоставления конкурсной документации — с 19 августа по 18 сентября текущего года, рассмотрение заявок — 20 сентября, подведение итогов конкурса состоится 24 сентября.

источник - http://ria.ru/science/20130819/957191431.html

ВЭБ профинансирует производство космических аппаратов в Подмосковье

27 августа 2013 г.

Внешэкономбанк, ОАО "Газпром космические системы", ООО "Газпром инвестпроект" и правительство Московской области подписали в рамках МАКС-2013 соглашение о намерениях, предусматривающее возможность финансирования ВЭБом инвестпроекта по организации сборочного производства отечественных космических аппаратов для систем связи "Ямал" и системы наблюдения "СМОТР" в Щелково Московской области.

Соглашение подписано в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

Планируется, что новое космическое предприятие в Московской области будет выпускать порядка четырех современных космических аппаратов в год с использованием передовых отечественных и зарубежных технологий, а также будут созданы новые высококвалифицированные рабочие места проектно-конструкторских и рабочих специальностей. Реализация проекта будет способствовать развитию наземной инфраструктуры и телекоммуникационного обеспечения Московской области, а также увеличению налогооблагаемой базы региона.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958943576.html

Группировка "Гонец" заработает в полном объеме к концу 2014 года

28 августа 2013 г.

Низкоорбитальная группировка космических аппаратов связи "Гонец" к концу 2014 года заработает в полном объеме, количество спутников будет доведено до двенадцати, сообщил генеральный директор — генеральный конструктор ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов.

Сегодня на орбите работают два аппарата системы "Гонец", которые уже летают по 13 лет. Кроме того, выведены еще три новых аппарата.

Многофункциональная низкоорбитальная система персональной спутниковой связи "Гонец" предназначена для передачи данных и предоставления услуг связи абонентам в любой точке Земли, в интересах различных сфер государственной деятельности и коммерческих потребителей.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959097870.html

13. Дистанционное зондирование Земли

Система дистанционного зондирования Земли появится в Томске к 2016 г

2 августа 2013 г.

Специалисты до конца 2013 года разработают технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания в Томске региональной системы дистанционного зондирования Земли, саму систему планируется построить в 2014-2015 годах.

В мае председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и губернатор Томской области Сергей Жвачкин договорились о работе по созданию в Томске центра космической системы дистанционного зондирования Земли. Предполагается, что будущая космическая система будет использоваться для наблюдения за состоянием промышленных объектов "Газпрома", а также для других целей.

источник - http://ria.ru/tomsk/20130802/953794601.html

Группировка спутников слежения за лесами РФ вырастет до 15 к 2015 г

13 августа 2013 г.

До 15 спутников будут следить за сохранностью российских лесов к 2015 году, заявил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Андрей Жилин.

Согласно планам Роскосмоса, орбитальная группировка спутников дистанционного зондирования Земли к 2020 году должна состоять из 26 космических аппаратов. В частности, спутник "Канопус", созданный в российском предприятии ВНИИЭМ, предназначен для обеспечения оперативной метеорологической информацией, а также для мониторинга чрезвычайных ситуаций, картографирования, поиска очагов пожаров и решения других задач. Его масса составляет около 400 килограммов, он несет на борту оптическую аппаратуру, способную различать наземные объекты размером более 2,1 метра. Проектный срок службы спутника — пять-семь лет.

источник - http://ria.ru/science/20130813/955986838.html

Три станции космического мониторинга ЧС планируется создать до 2016 г

15 августа 2013 г.

Три станции космического наблюдения планируется создать в России до 2016 года в рамках развития системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сообщает МЧС РФ.

Планируется модернизировать станцию космического мониторинга в городе Владивосток, а также создать новые станции наблюдения в городах Анадырь, Мурманск и на острове Средний.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956570435.html

Российские военные спутники получат матрицы высокого разрешения

28 августа 2013 г

Министерство промышленности и торговли России объявило конкурс на создание широкоформатных матриц с разрешением 4096x4096 пикселей (16,7 мегапикселя. Разработка технологии производства матриц высокого разрешения, которые предполагается использовать на военных спутниках разведки, будет проводиться в рамках проекта «Радуга». Матрицы должны будут делать снимки в видимом, ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах.

Производство матриц должно будет осуществляться по технологии 20 микрометров. По итогам конкурса победитель получит контракт на разработку технологии производства матриц, изготовление опытных образцов и проведение предварительных испытаний, которые должны будут подтвердить заявленные характеристики. Размер матриц должен будет составлять 50x50 миллиметров, а их чувствительность - 80 процентов в максимуме спектрального диапазона от 250 до тысячи нанометров.

14. Космические телескопы

Российский телескоп "Радиоастрон" получил станцию слежения в США

16 августа 2013 г.

Антенна в американской обсерватории Гринбэнк впервые приняла данные с российского космического радиотелескопа "Радиоастрон" ("Спектр-Р") — появление новой станции слежения в другом полушарии позволит ученым удвоить время, доступное для наблюдений.

До сих пор научную информацию с "Радиоастрона" могла принимать только одна станция слежения, расположенная в подмосковном Пущино. Поскольку большую часть времени "Радиоастрон" находится вне зоны видимости этой станции, ученые не могут использовать эти периоды для наблюдений, и аппарат "простаивает".

Договоренность об использовании 43-метрового радиотелескопа Национальной радиоастрономической обсерватории в Гринбэнке (штат Вирджиния) для приема данных с "Радиоастрона" была достигнута представителями АКЦ ФИАН и НРАО еще в конце 2012 года.

источник - http://ria.ru/science/20130816/956716838.html

Закончены тепловые и виброиспытания телескопа обсерватории "Спектр-УФ"

23 августа 2013 г.

Специалисты НПО имени Лавочкина закончили вибростатические и тепловакуумные испытания телескопа Т-170М для будущей космической обсерватории "Спектр-УФ", запуск которой планируется на 2016 год, сообщает пресс-служба предприятия.

В рамках тепловакуумной наземной отработки Т-170М проведены автономные тепловакуумные испытания двух из пяти сборок телескопа: установки аппаратуры служебного комплекса на приборной панели 1 и установки аппаратуры комплекса основных научных приборов (КОНП) на приборной панели 2 телескопа Т-170М.

К концу 2015 года все квалификационные испытания должны быть завершены, должен быть готов летный экземпляр аппарата.

источник - http://ria.ru/science/20130823/958171169.html

Подписан контракт на поставку детекторов для телескопа "Спектр-УФ"

27 августа 2013 г.

Физический институт имени Лебедева (ФИАН) подписал на авиасалоне МАКС контракт с британской компанией e2v на поставку компонентов фотоприемной аппаратуры для будущего российского космического телескопа "Спектр-УФ".

Как сообщил руководитель лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН Сергей Кузин, его институт отвечает за разработку всего комплекса фотоприемной аппаратуры для будущего телескопа, в свою очередь, компания e2v будет поставлять ПЗС-матрицы, а также систему стабилизации изображения.

Эти матрицы уникальны не столько количеством пикселей, сколько своей малошумностью. Это позволяет получать изображение практически лишенное посторонних сигналов.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958932623.html

Запуск "Спектра-РГ" перенесут из-за неготовности немецкого телескопа

27 августа 2013 г.

Запуск космического аппарата "Спектр-РГ" не состоится до конца года, так как немецкие партнеры не смогут доставить для установки на аппарат летный экземпляр телескопа, заявил генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

источник - http://ria.ru/science/20130827/958861718.html

1.    Марсоходы

Opportunity начал искать следы катастрофы, лишившей Марс пресной воды

15 августа 2013 г.

Марсоход Opportunity, работающий на Марсе уже почти десять лет, начал исследовать геологические следы крупнейшей экологической катастрофы, в результате которой на Красной планете исчезла пресная вода, пригодная для поддержания жизни, сообщает НАСА.

Три месяца назад марсоход отправился в долгий путь от точки Кейп-Йорк, где он работал около двух лет, к точке Соландер-пойнт (Solander Point), где находится геологические отложения, сформировавшиеся несколько миллиардов лет назад, когда пресная водная среда на Марсе стала кислотной.

В настоящее время в южном полушарии Марса, где находится марсоход, наступает зима, интенсивность солнечного излучения падает, падает и поток энергии от солнечных батарей Opportunity. Однако ученые надеются, что ровер сможет работать и зимой.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956517146.html

Марсоход «Opportunity» достиг места назначения для марсианской зимовки

21 августа 2013

Марсоход–долгожитель НАСА «Opportunity» достиг места, где он будет пережидать свою шестую зиму на Красной планете.

«Opportunity» - который приземлился на Марс в январе 2004 года сразу после его близнеца, марсохода «Spirit», изучает скалы у подножия горы под названием Точка Соландера. На ее северном склоне марсоход сможет наклонить свои солнечные панели к Солнцу и переждать предстоящую марсианскую зиму.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4487

Сuriosity впервые снял кольцеобразное солнечное затмение на Марсе

29 августа 2013 г.

Марсоход Curiosity впервые снял кольцеобразное солнечное затмение на Марсе — оно произошло, когда Фобос прошел точно через центр солнечного диска.

Поскольку видимый размер Фобоса в марсианском небе значительно меньше видимого размера солнечного диска, на Марсе не бывает полных солнечных затмений — марсианская луна просто не может закрыть Солнце полностью. Максимум, на который способен Фобос — кольцеобразное солнечное затмение, при котором вокруг темного спутника видна яркая солнечная кайма. Поскольку съемка проходила примерно в полдень, и Фобос был практически в зените, спутник был ближе к роверу и его тень была самой большой.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959539708.html

Сuriosity впервые проехал по марсианскому грунту в автоматическом режиме

31 августа 2013

За время своего пребывания на Марсе ровер «Кьюриосити» уже успел проделать колоссальную работу. В настоящий момент робот направляется к горе Шарпа, где ученые надеются сделать открытия, которые смогут рассказать о динамических процессах, которые превратили влажную планету в тот самый пыльный шар, который сегодня имеет место быть.

До пункта назначения по-прежнему остается еще несколько месяцев пути (а возможно и целый год).

С момента начала движения к горе Шарпа «Кьюриосити» проехал 1,39 километра, что довольно много, учитывая условия и обстановку вокруг. До конечной точки остается 7,18 километра, но на этом отрезке пути вполне могут встретиться препятствия, которые не позволят роверу добраться до своей конечной цели.

Однако робот может пройти оставшийся участок намного быстрее, чем было ранее запланировано. Все дело в том, что он способен работать полностью автономно, то есть двигаться к своей цели самостоятельно, а не под руководством оператора здесь на Земле, которому нужно есть, спать и отдыхать.

источник - http://hi-news.ru/research-development/kyuriositi-vpervye-proexal-po-marsianskomu-gruntu-v-avtonomnom-rezhime.html

2.    Марсианские орбитальные аппараты

НАСА начало подготовку к запуску нового марсианского зонда Maven

5 августа 2013 г.

Специалисты НАСА начали подготовку нового марсианского орбитального зонда Maven (Mars Atmosphere and Volatiles Evolution) к запуску, который намечен на ноябрь.

Запуск аппарата может состояться в течение 20-дневного стартового окна, которое откроется 18 ноября.

Проект Maven, одобренный НАСА в октябре 2010 года, призван выяснить, как Марс потерял большую часть своей атмосферы. Ученым известно, что в прошлом у Марса была более плотная атмосфера, допускающая наличие на поверхности жидкой воды. Большая часть этой атмосферы была потеряна. Зонд Maven проведет точные измерения сегодняшней скорости потери атмосферы, что даст ученым возможность определить, какую роль эта потеря сыграла в изменении марсианского климата, и заглянуть в прошлое красной планеты.

источник - http://ria.ru/science/20130805/954472124.html

Смена текущих устройств на зонде «Mars Reconnaissance Orbiter»

14 августа 2013 года

Космический аппарат НАСА «Mars Reconnaissance Orbiter» перешел с одного устройства зондирования на дубликат имеющийся на его борту. Зонд-ветеран опирается на это инерционное измерительное устройство (ИИУ) для получения информации об изменениях и перемещении.

Космический аппарат имеет два идентичных устройства зондирования, называемые - ИИУ-1 и ИИУ-2. Любой из них может быть использован как резервное или как главное техническое устройство. Каждый состоит из трех гироскопов и трех акселерометров.

Как сказал менеджер этого проекта – Рид Томас: «Причина, почему мы решили перейти на запасное устройство в том, что у одного из гироскопов на ИИУ-1 заканчивается срок его эксплуатации. Мы хотим, перейти на резервный блок заранее, сохранив некоторые полезные программы в первом блоке».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4514

3.    Исследования Юпитера

Американский зонд "Джуно" преодолел половину пути к Юпитеру

13 августа 2013 г.

Зонд НАСА "Джуно" (Juno) пролетел половину своего пути к Юпитеру, на орбиту которого он должен выйти в 2016 году, говорится в сообщении американского космического агентства.

В понедельник, в 12.25 по Гринвичу (16.25 мск) одометр зонда зафиксировал, что "Джуно" пролетел с момента старта 9,46 астрономической единицы, или примерно 1,42 миллиарда километров. В этот момент аппарат находился в 55,46 миллиона километров от Земли.

"Джуно", запущенный в августе 2011 года, летит к Юпитеру кружным путем — чтобы отправить 3,6-тонный зонд напрямую к цели, понадобилась бы слишком мощная и дорогая ракета. Поэтому в октябре 2013 года зонд вернется к Земле на минимальное расстояние в 559 километров, чтобы воспользоваться гравитацией нашей планеты, которая, как праща, "закинет" его к Юпитеру.

Планируется, что "Джуно" достигнет орбиты Юпитера 4 июля 2016 года.

источник - http://ria.ru/science/20130813/955961390.html

Программы НАСА по исследованию спутника Юпитера - Европы под угрозой закрытия

14 августа 2013

Есть ли жизнь на Европе, спутнике Юпитера? Возможно, но исследователи не могут это подтвердить или опровергнуть в течение уже многих лет или даже десятилетий.

На данный момент исследования на эту тему сильно зависят от исхода «войны за бюджет» НАСА, который разразился перед Конгрессом в середине августа.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4449

4.    Космические телескопы

Европейский космический телескоп "Планк" будет выключен 23 октября

15 августа 2013 г.

Европейская космическая обсерватория "Планк" (Planck), запущенная в мае 2009 года, заканчивает свою работу — накануне аппарат был выведен на "орбиту захоронения", а 23 октября он будет выключен.

Телескоп "Планк" сканировал всю небесную сферу в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, чтобы получить новую, значительно более полную, картину реликтового излучения — "эха" Большого взрыва. Благодаря данным с этого аппарата ученые смогли уточнить постоянную Хаббла. Ее новое значение оказалось равно 67,15 километра в секунду на мегапарсек. Кроме того, уточненное значение позволяет пересчитать и возраст Вселенной, который теперь оценивается в 13,82 миллиарда лет.

Телескоп также уточнил и "рецепт" Вселенной: по новым оценкам ученых, на долю обычной материи приходится 4,9% ее массы, на темную материю, которую пока удалось обнаружить лишь по косвенным признакам — 26,8%, несколько больше, чем считалось. Остальное приходится на еще более таинственную темную энергию, ответственную за ускорение расширения Вселенной.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956494097.html

НАСА прекратило попытки вернуть телескоп "Кеплер" к работе

15 августа 2013 г.

Специалисты НАСА прекратили попытки полностью восстановить работоспособность космического телескопа "Кеплер", который обнаружил 135 планет за пределами Солнечной системы и 3,5 тысячи экзопланет-кандидатов, и начали сбор предложений от ученых по возможному использованию космического аппарата для других целей.

Телескоп, запущенный в мае 2009 года на гелиоцентрическую орбиту, постоянно следил за звездами в небольшой области в районе созвездия Лебедя и искал планеты, фиксируя слабые колебания яркости этих звезд. С января аппарат испытывает технические проблемы из-за износа гироскопов, которые поддерживают его ориентацию.

Вместе с тем, астрономам потребуется еще не один год для анализа данных, собранных "Кеплером". Ученые надеются, что им предстоит подтвердить открытие еще сотен, если не тысяч новых планет, в числе которых могут оказаться планеты, похожие на Землю.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956624116.html

НАСА продлевает срок службы гамма-телескопа «Ферми»

22 августа 2013

Телескоп НАСА «Ферми», которому поручено зондирование самых мощных взрывов во Вселенной обретает новую жизнь.

Ученые НАСА заявили в среду, что они официально продлевают срок службы космического гамма-телескопа «Ферми», который только что завершил основную пятилетнюю миссию.

Новый этап работы телескопа позволит ученым расширить исследования нашей галактики Млечный Путь и осуществлять дальнейший поиск гамма-сигналов от неуловимой темной материи.

НАСА запустило в космос телескоп «Ферми» в июне 2008 года. Космический гамма-телескоп как ожидается, продолжит свою рабочую деятельность до 2018 года.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4493

НАСА хочет "разбудить" телескоп WISE и занять его поиском астероидов

23 августа 2013 г.

Аэрокосмическое агентство НАСА намерено вывести орбитальный инфракрасный телескоп WISE из "спячки" и занять его новой работой — поиском потенциально опасных астероидов.

Космический телескоп WISE стоимостью 320 миллионов долларов был запущен в декабре 2009 года, закончил основную часть своей миссии по составлению карты неба в инфракрасном диапазоне в июле 2010 года. После того как у него закончились запасы жидкого водорода, необходимого для охлаждения инфракрасных детекторов, НАСА решило не сворачивать проект и перевести телескоп на изучение астероидов и комет.

Всего телескоп сделал более 2,7 миллиона снимков и внес в каталоги более 560 миллионов объектов — от галактик до комет и астероидов. В частности, он обнаружил более 34 тысяч новых астероидов, 21 комету и открыл более 150 ранее неизвестных объектов, сближающихся с Землей (NEO). В февраля 2011 года большая часть оборудования аппарата была выключена, и телескоп был переведен в спящий режим.

источник - http://ria.ru/science/20130822/957801062.html

5.    Астрономическая техника

Постройка первых антенн гигантского радиотелескопа SKA начата в ЮАР

15 августа 2013 г.

Строители пустили первый бетон в фундамент одной из антенн будущего гигантского радиотелескопа Square Kilometer Array (SKA), который будет размещен в Южной Африке и в Австралии, говорится в сообщении на сайте проекта.

Накануне на строительной площадке в регионе Карру, началось строительство фундамента одной из 64 радиоантенн (каждая из них будет иметь зеркало размером 13,5 на 16 метров) проекта MeerKAT — эта южноафриканская обсерватория наряду с австралийским проектом ASKAP в будущем станут частью телескопа SKA.

Телескоп SKA, который начнет работать в 2019 году, будет представлять собой массив более чем из 3 тысяч антенн, объединенных в одну гигантскую виртуальную антенну площадью в один квадратный километр.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956562626.html

Работники обсерватории ALMA в Чили бастуют, требуя повышения зарплаты

23 августа 2013 г.

Персонал, обслуживающий крупнейший в мире радиотелескоп ALMA, начал забастовку на севере Чили, требуя повышения зарплаты.

Сотрудники расположенной в пустыне Атакама обсерватории трудятся в условиях постоянных перепадов температуры, сильных ветров и разреженного воздуха. По словам президента профсоюза рабочих ALMA Виктора Гонсалеса, бастующие выступили с требованием повышения заработной платы на 15% после того, как не смогли достичь соглашения с работодателем — Корпорацией объединенных университетов (AUI). В забастовке приняли участие 194 сотрудника обсерватории, за исключением ученых.

источник - http://ria.ru/science/20130823/958234445.html

Самая мощная в мире астрономическая камера фокусируется на галактике Андромеды

26 августа 2013

Для того, чтобы продемонстрировать возможности новой астрономической камеры Hyper-Suprime Cam (HSC), установленной на телескопе Subaru Telescope, располагающемся на вершине горы Мауна-Кеа на Гавайях, международная группа ученых-астрономов опубликовала изображения галактики Андромеды с необычайно высокой разрешающей способностью. Эти изображения будут использованы для изучения процессов, происходящих в галактике, расположенной на удалении 2.5 миллионов световых лет от Земли, которые, в свою очередь, могут пролить свет на историю развития Вселенной и на распределение в ней таинственной темной материи и темной энергии.

Камера HSC, которая является самой мощной на сегодняшний день астрономической камерой в мире, может увидеть объекты, в миллиард раз более тусклые, чем может увидеть невооруженный глаз. Установка этой камеры на телескоп Subaru Telescope, построенный в 1998 году, сделало этот телескоп с зеркалом в 8.2 метра, работающий в видимом и инфракрасном диапазоне света, одним из самых совершенных астрономических инструментов на сегодняшний день.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5115-samaya-moschnaya-v-mire-astronomicheskaya-kamera-fokusiruetsya-na-galaktike-andromedy.html

6.    Космические корабли нового поколения

SpaceX представила свою новую ракету

01 августа 2013

Девять двигателей на первой ступени новой ракеты-носителя, созданной американской компанией SpaceX, «Falcon 9 v1.1» /Фалькон 9 v1.1/ расположены не решеткой 3х3, как на модификации v1.0, а по кругу с одним двигателем, который расположен в центре.

Центральный двигатель ракеты будет производить ведущую работу по управлению качанием и креном ракеты. Для этого пришлось расширить пространство между ним и другими 8 двигателями данной ракеты. Именно так специалисты излагают изменение компоновки в первой ступени РН«Falcon 9 v1.1».

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4366

NASA одобрили проект SLS

06 августа 2013

Новая ракета-носитель /РН/ NASA Space Launch System /SLS, Система космических запусков/, высота которой равна 102 с лишним метра, может доставлять на орбиту до 70 000 кг полезной нагрузки в базовом варианте, а в усиленном варианте до 130 000 кг. Именно данная ракета должна будет стать основным носителем для пилотируемых экспедиций.

В последние дни июля текущего года компания «Boeing» /разработчики ракеты/ представили специалистам NASA свой эскизный проект SLS. На следующий день НАСА дало «добро» на данный проект. На данный этап специалистами «Boeing» потрачено примерно 2 года работы. Согласно космическим планам NASA, если всё будет идти по плану, то 1-й полет новой ракеты состоится в середине-конце 2017 г.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4401

Создание американского космического корабля нового поколения откладывается

27 августа 2013 г

Создание нового американского космического корабля Orion откладывается из-за проблем с финансированием. Об этом говорится в докладе по итогам аудита NASA.

Согласно представленным данным, ведомство уже перенесло первый испытательный полет нового пилотируемого космического корабля Orion в автоматическом режиме с 2013 на 2014 год, а тестирование системы аварийного прекращения работы двигателя на старте было отложено с 2015 на 2019 год.

Космический корабль Dream Chaser отправляется в первый полет при помощи вертолета

Опытный космический корабль Dream Chaser, разработанный и созданный частной компанией Sierra Nevada Corp., располагающейся в Колорадо, 22 августа 2013 года оторвался от Земли и совершил второй испытательный полет, правда еще не самостоятельно, а при помощи грузового вертолета.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5121-kosmicheskiy-korabl-dream-chaser-otpravlyaetsya-v-pervyy-polet-pri-pomoschi-vertoleta.html

7.    Новые технологии

Космопорт «Америка» готовится к приёму туристов

03 августа 2013

Расширяясь до 18 тыс. акров, космопорт «Америка» продолжает прихорашиваться в ожидании бума космического туризма. В своём роде он является первой подобной структурой, построенной на Землезлётно-посадочная полоса расширена до 3600 метров – в ближайшие годы она должна будет справляться с потоком космических кораблей SpaceShipTwo компании Virgin Galactic, отправляющих людей на орбиту.

Космопорт «Америка», расположенный в штате Нью-Мексико, США, уже почти готов для проведения экскурсий по внутренним и внешним комплексам. В мае космопорт постелил коврик с надписью «Добро пожаловать» для корпорации SpaceX, успешно запускающей к МКС грузовики Dragon.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4379

Астронавты успешно осваивают технологию дистанционного управления из космоса роботами на поверхности

4 августа 2013

Астронавты, находящиеся на борту МКС, провели в рамках программы НАСА Surface Telerobotics ряд тестов, в ходе которых испытывалась и отрабатывалась технологии дистанционного управления из космоса исследовательскими аппаратами K10 Planetary Rover, находящимися на поверхности Земли. Благодаря продвижениям реализации вышеуказанной программы в будущем астронавты, находящиеся на борту космических кораблей, вращающихся вокруг Луны, Марса, астероидов и других космических тел, получат возможность производить исследования и выполнять работы на поверхности при помощи "рук" автоматизированных механических помощников.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5048-astronavty-uspeshno-osvaivayut-tehnologiyu-distancionnogo-upravleniya-iz-kosmosa-robotami-na-poverhnosti.html

Предложение комиссии ЕКА по уменьшению зависимости от космических технологий США

05 августа 2013

Комиссия Европейского космического агентства выдвинула предложение по развитию собственных космических технологий, чтобы уменьшить зависимость Европы от космических технологий и военного влияния Соединенных Штатов.

Комиссия агентства вновь пытается консолидировать общие усилия по развитию собственных космических технологий связанных с системой глобального позиционирования, однако участникам Европейского космического агентства сложно прийти к единому согласию, так как две страны остаются равнодушными к этой проблеме. Это Франция и Германия, эти страны имеют свои собственные возможности по системам позиционирования и не особенно стремятся помогать в этом остальным участникам Европейского союза.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4393

Японский космический грузовик с говорящим роботом пристыкован к МКС

9 августа 2013 г.

Четвертый японский космический грузовик HTV Kounotori-4 ("Белый аист"), запущенный 3 августа, пристыкован к МКС. Стыковка к американскому модулю Harmony   была осуществлена с борта МКС с помощью канадского манипулятора Canadarm.

Помимо шести тонн стандартных грузов, "Белый аист" доставил на станцию и маленького японского робота Kirobo, высота которого составляет всего 34 сантиметра, а его вес — 2,2 килограмма. Заложенная в него программа позволяет андроиду свободно перемещаться в условиях невесомости, плавая внутри помещений станции. Робот умеет говорить на японском языке, благодаря чему он сможет передавать сообщения с Земли, адресованные астронавту Коичи Вакате, и вести с ним беседы, правда, на ограниченное число тем, оказывая астронавту эмоциональную поддержку и подбадривая его в случае необходимости.

В память робота Kirobo введено лицо японского астронавта. Таким образом, робот сможет сразу узнать его, когда он появится на борту космической станции.

источник - http://ria.ru/science/20130809/955429770.html

Результаты новых исследований могут помочь уменьшить риски экипажа от излучений

11 августа 2013

Данные космического аппарата НАСА «Lunar Reconnaissance» (LRO) показывают, что более легкие материалы, такие как пластмасса, могу обеспечить более эффективную защиту для астронавтов от излучений во время длительных космических путешествий.

Алюминий, всегда был первичным материалом в строительстве космических кораблей, но он обеспечивает сравнительно мало защиты от высокоэнергетических космических лучей. Кроме того, если при строительстве космического корабля использовать большее количество алюминия, для того чтобы увеличить эффективность защиты экипажа от космического излучения, то масса корабля может стать просто неподъемной для запуска.

Но недавно учеными была опубликована работа под названием: «Измерение защитных свойств инструмента «CRaTER» от галактических космических лучей», работа основана на наблюдениях, сделанных космическим телескопом «Ray». При помощи этого телескопа наблюдали степень воздействия радиации на инструмент «CRaTER», который находится на борту космического аппарата LRO.

Сравнение пластика и алюминия было сделано в предыдущих наземных испытаниях этих материалов, с использованием облучения их тяжелыми частицами, как имитации облучения их космическими лучами.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4428

НАСА собирает идеи об использовании пусковых платформ шаттлов

21 августа 2013 г.

НАСА объявило о сборе предложений о возможном использовании трех мобильных пусковых платформ, с которых стартовали к Луне "Аполлоны", а позже — шаттлы.

В качестве приоритетного варианта агентство называет организацию коммерческих космических запусков с этих пусковых платформ, однако подчеркивает, что на данный момент не может предложить никакого дополнительного финансирования для таких проектов. Агентство готово также рассмотреть варианты эксплуатации, не связанные с космической деятельностью. В документе упоминается использование платформ в качестве искусственного рифа, морской платформы для добычи нефти, а также в качестве музейного экспоната. Наконец, возможна разборка этих платформ на металлолом.

Три гигантские металлические пусковые платформы были построены в 1967 году для запуска ракет "Сатурн-5" с кораблями "Аполлон" в рамках лунной программы. В отличие от советской технологии, которая предполагала доставку ракеты к стартовой площадке по железной дороге в горизонтальном положении, а затем ее "вертикализацию", американские ракеты "ехали" на старт в вертикальном положении сразу на пусковых площадках.

источник - http://ria.ru/science/20130821/957643832.html

Технология RINGS позволит спутниками и другим космическим аппаратам обойтись без реактивных двигателей и топлива

22 августа 2013

Астронавты, находящиеся на борту МКС, в скором времени займутся испытаниями новой двигательной установки. Эти испытания будут проходить внутри помещений станции. В новой космической двигательной установке не используется никакого топлива и реактивных двигателей, в ее основе лежит новая технология, разработанная в Лаборатории двигательных установок и космической энергетики университета Мэриленда, которая создает тягу за счет электромагнетизма. Технология RINGS (Resonant Inductive Near-field Generation System) позволит космическим аппаратам перемещаться только за счет создаваемых ими магнитных полей, что, в свою очередь, позволит спутникам группироваться и образовывать формирования, решающие определенные задачи и способные к самостоятельным передвижениям, маневрированию в космическом пространстве.

Технология EMFF (Electromagnetic formation flight) позволяет превращать спутники в своего рода электромагниты. Использование электрических магнитов и маховиков инерционных систем ориентации позволит космическому аппарату перемещаться, маневрировать и даже вращаться без использования топлива при условии наличия по соседству такого же аппарата.

источник - http://www.dailytechinfo.org/space/5101-tehnologiya-rings-pozvolit-sputnikami-i-drugim-kosmicheskim-apparatam-oboytis-bez-reaktivnyh-dvigateley-i-topliva.html

NASA провело успешные тесты "напечатанного" 3D-принтером ракетного компонента

28 августа 2013 г

Сотрудники проверяли функциональность одного из компонентов ракетного двигателя — инжектора. NASA отмечает, что ранее "напечатанные" на трехмерном принтере устройства таких размеров в агентстве не тестировались. Инжектор был создан в техасской компании Directed Manufacturing Inc. Авторами дизайна стали эксперты NASA.

8.    Планы по Луне

Индия может запустить к Луне станцию "Чандраян-2" без участия России

14 августа 2013 г.

Индия рассматривает возможность запуска к Луне космического аппарата "Чандраян-2" без участия в проекте России, говорится в сообщении индийского правительственного космического департамента.

"Чандраян-2" будет миссией, которую Индия проведет самостоятельно без России… После неудачи российской межпланетной миссии "Фобос-Грунт" Роскомос принял решения, направленные на повышение надежности межпланетных полетов. Это приведет к увеличению массы лунного посадочного модуля (для "Чандраян-2").

источник - http://ria.ru/science/20130814/956378098.html

На Луне к 2016 году могут появиться несколько телескопов

19 июля 2013

Частные компании Moon Express и International Lunar Observatory Association, которые собираются установить на Луне три космических телескопа.

Moon Express является одним из претендентов на приз в размере 30 миллионов долларов в рамках конкурса Google Lunar Xprize, суть которого засылка на естественный спутник Земли автономного робота. Совместно с International Lunar Observatory Association в 2015 году компании собираются посадить на поверхность Южного полюса Луны компактное устройство ILO-X размером с обувную коробку. Если все пойдет по плану, то в 2016 году компании запустят на Луну еще один телескоп — International Lunar Observatory. Он более габаритный в размерах и имеет двухметровую антенну.

Финальной же частью этой программы должна стать установка на краю одного из лунных кратеров телескопа ILO-1, который совместно с другими телескопами займется сбором данных о лунной поверхности и отправки их обратно на Землю. Получаемая телескопами картинка будет доступна любому пользователю Интернета. Таким образом Moon Express хочет создать, как она сама ее называет, модель «общественной науки», предоставляя доступ к самой свежей информации с Луны без каких-либо ограничений.

источник - http://hi-news.ru/research-development/na-lune-k-2016-godu-mogut-poyavitsya-neskolko-teleskopov.html

Китай намерен до конца года запустить на Луну зонд "Чанъэ-3"

28 августа 2013 г.

Китайские космические аппараты до сих не совершали посадок на поверхность Луны. Китайская программа зондирования Луны "Чанъэ", названная в честь древней китайской богини Луны, включает три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").

источник - http://ria.ru/science/20130828/959213540.html

9.    Планы по Марсу

В Вашингтоне прошла встреча Mars One

3 августа 2013 г.

Будущие марсианские колонисты собрались в Вашингтоне для того, чтобы обсудить вопросывязанные с реализацией проекта Mars One. Организаторы этого частного межпланетного проекта под руководством Баса Лансдорпа рассказали во время встречи о целях миссии и способах ее реализации. На встречу прибыли желающие поучаствовать в проекте и подавшие заявки лица возрастом от 18 лет со всех уголков Земли.

Организаторы проекта Mars One сообщили, что будущие марсианские колонисты будут отправлены на поверхность Красной Планеты группами по 4 человека. Первая группа будет включать двух мужчин и двух женщин.

Организаторы Mars one сообщили, что на сегодняшний день подано более 78 000 заявок на участие от людей со всего мира, которые готовы и имеют огромное желание отправиться на Марс и стать первыми марсианскими колонистами.

На встречу в Вашингтоне прибыло около 50 добровольцев.

Проект «HI-SEAS» находится на заключительной стадии

11 августа 2013

Подходит к концу исследовательская работа на Гавайях по моделированию пребывания человека на Марсе, под названием «HI-SEAS».

Заканчиваются заданные программой 120 дней миссии на северном склоне Мауна-Лоа. Шесть человек живет там, в ограниченном пространстве, на бесплодных полях лавы, которые схожи с марсианской средой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4431

Школьницы построили действующую копию марсохода в домашних условиях

12 августа 2013

Две сестры из Северной Каролины (США) построили действующий макет реального марсохода, практически его копию находясь у себя в гараже при небольшой помощи их отца Роберта Битти. Старшей сестре Камиль Битти всего 13 лет, ее младшей сестре Женевьеве только 11. Камилла и Женевьева решили попробовать свои силы в создании ровера, после просмотра документального фильма о действующих марсоходах уже находящихся на Марсе. Они вдохновились идеей построить точную копию одного из таких аппаратов.

Их марсоход как и его «близнец» функционирует на солнечных батареях, но пока в отличие от своего настоящего аналога у копии пока нет механической руки. Однако девочки говорят, что в ближайшее время займутся и этой доработкой.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4434

JPL тестирует новое программное обеспечение для посадки космических аппаратов

13 августа 2013

Спустя год после высадки марсохода НАСА «Curiosity» на поверхность Красной планеты, инженеры JPL в Пасадене, начали испытания нового сложного алгоритма полета космического аппарата, который мог бы позволить осуществить еще более точный полет и посадку для будущих роботов - исследователей чужеродных планет.

Летные испытания, проверка нового топлива, нового программного обеспечения и сложного алгоритма полета и посадки космических аппаратов проводятся инженерами JPL совместно с космическим агентством «Masten» в Мохаве, штат Калифорния.

Для тестирования новых технологий и программ, был использован космический аппарат «Masten XA-0.1B "Xombie"», с вертикальным способом запуска. На нем был опробован экспериментальный, вертикальный способ посадки.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4444

Космонавтов будут кормить шпинатом из марсианских теплиц

18 августа 2013

Греческие студенты предприняли новую попытку сделать Марс пригодным для жизни. Ребята создали автономную теплицу по выращиванию шпината.

Изобретательность и практичность помогли студентам победить в конкурсе International Space Apps Challenge, организованном NASA.

Марсианская теплица состоит из системы солнечных батарей, заключенных в защитный купол. Выращивание шпината занимает 45 дней. Теплица снабжена «набором солнечных датчиков и электрических систем», которые управляют процессом выращивания шпината, обеспечивая растение водой и углекислым газом. Система защищает теплицу от сурового марсианского климата и создает все условия, необходимые для протекания фотосинтеза.

источник - http://hi-news.ru/space/kosmonavtov-budut-kormit-shpinatom-iz-marsianskix-teplic.html

Они хотят провести всю жизнь на Марсе

23 августа 2013

Уже более 100 000 человек со всех уголков мира подали заявки на участие в проекте "Mars One". Они без раздумий готовы хоть завтра лететь на Марс, знаю, что останутся там навсегда.

Для того, чтобы иметь право на следующие шаги участия в проекте, все претенденты должны подготовить короткое видео, в котором они объясняют свои причины участия в миссии и внести разумный денежный взнос  в зависимости от страны пользователя. Уровень взноса привязан к национальному валовому внутреннему продукту, например 38$ в США, 26$ в Италии, 15$ в Мексике.

ЕКА: орбитальный модуль прибудет к Марсу в октябре 2016 года

29 августа 2013 г.

Орбитальный модуль, который запустят в рамках проекта "ЭкзоМарс" в январе 2016 года, прибудет к Марсу в октябре того же года, сообщил исполнительный директор ЕКА по проекту "ЭкзоМарс" Джансито Жанфильо.

"Не стоит забывать об очень важной составляющей этой миссии — средствах выведения. Это ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М", — подчеркнул он.

Запуск модуля назначен на 7-27 января 2016 года. В октябре 2016 модуль прилетит на Марс. В соответствии с программой "ЭкзоМарс" в 2018 году на поверхность Марса должен высадиться марсоход.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959452924.html

10. Планы по Венере

НАСА разрабатывает колесный парусник для исследования Венеры

28 августа 2013 г.

Джеффри и его коллеги из Исследовательского центра НАСА имени Джона Глена в Кливленде (США) в рамках программы NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC) разрабатывают аппарат, который, по их прогнозу, будет работать на Венере в течение месяца, получая энергию из окружающей среды.

Трехколесный парусник высотой несколько метров будет передвигаться под действием ветра. Хотя скорость ветра на Венере низка (менее метра в секунду), при огромном атмосферном давлении поток воздуха может быть достаточно сильным для передвижения парусника, а поверхность планеты ровная и хорошо подходит для такой езды.

В основном, однако, парусник будет стоять на месте и анализировать почву вокруг себя, постепенно передвигаясь от одной точки к другой. Время в пути будет составлять около 15 минут в день.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959109278.html

11. Исследования астероидов

В 2016 г. США отправят в космос аппарат для доставки на Землю фрагментов астероида

12 августа 2013 г

NASA выбрало ракету-носитель "Атлас-5" с российским ракетным двигателем первой ступени РД-180 для первой миссии, предусматривающей доставку на Землю образцов вещества астероида (101955) Bennu.

"Космический аппарат OSIRIS-Rex (Origins-Spectral Interpretation-Resours Identification-Security-Regolith Explorer) будет запущен в сентябре 2016 года. Он должен приблизиться к астероиду в октябре 2018 года, проведет его дистанционное исследование, возьмет образцы его вещества, а затем доставит их на Землю в сентябре 2023 г.

Астрономы нашли 12 астероидов, которые можно "отбуксировать" к Земле

13 августа 2013 г.

Даниэль Гарсиа Ярнос и его коллеги из Университета Стратклайда в Глазго проанализировали базу данных околоземных объектов, которая насчитывает около 9 тысяч небесных тел. Они выбрали 12 астероидов, которые можно "увести" в одну из точек Лагранжа рядом с Землей, изменив их скорость не более чем на 500 метров в секунду.

Ученые назвали новый класс астероидов "легко извлекаемыми объектами" (Easily Retreivable Objects, ERO). Они предполагают, что в обозримом будущем этот класс пополнится более мелкими объектами, которые пока не обнаружены астрономами.

Один из астероидов нового класса 2006 RH120 размером 2-7 метров в поперечнике может быть отправлен со своей орбиты в точку Лагранжа L2 системы Луна-Земля, если его скорость изменить всего на 58 метров в секунду. Получив импульс 1 февраля 2021 года, и он прибудет в пункт назначения через 5 лет.

источник - http://ria.ru/science/20130813/956000941.html

Метеоспутник НАСА научился выслеживать упавшие на Землю метеориты

16 августа 2013 г.

Метеорологический спутник НАСА Suomi NPP, сумевший отследить пылевый шлейф от взрыва Челябинского болида, сможет в будущем находить в атмосфере следы других метеороидов, которые падают незамеченными, считают специалисты НАСА.

Аппарат Suomi NPP (названный так в честь одного из американских пионеров спутниковой метеорологии Вернера Суоми) был запущен и выведен на полярную орбиту в октябре 2011 года. Он предназначен для измерения температуры, влажности и давления у поверхности Земли, поиска очагов пожаров, изучения параметров облаков и мощности как солнечной радиации, так и отраженного излучения.

Один из пяти приборов спутника — OMPS (Ozone Mapping and Profiler Suite) — позволяет следить за концентрацией озона и количеством аэрозольных частиц в атмосфере. Один из его датчиков "смотрит" на край диска Земли. Датчик фиксирует уровень поглощения солнечного света и определяет концентрацию аэрозольных частиц с разрешением 1,5-2 километра по высоте. Именно этот прибор впервые обнаружил облако пыли, возникшее после взрыва болида.

источник - http://ria.ru/chel/20130816/956836808.html

Астрономы провели радарную съемку 300-метрового астероида 2005 WK4

16 августа 2013 г.

Астрономы радиообсерватории Голдстоун (США) провели сеанс радарной съемки астероида 2005 WK4 и получили снимки, которые позволили уточнить параметры движения и размеры этого космического тела.

В результате ученые получили снимки с разрешением 3,75 метра на пиксель. Они показали, что 2005 WK4 — слегка асимметричное тело размером 200 на 300 метров. За сеанс продолжительностью 6,5 часа астероид сделал 2,4 оборота вокруг оси.

источник - http://ria.ru/science/20130816/956718005.html

12. Китай

Китай испытывает на орбите робота-манипулятора для борьбы со спутниками

28 августа 2013 г

Китайские военные проводят испытания трех небольших космических аппаратов, которые являются частью секретной противоспутниковой системы, сообщают американские СМИ.

Спутника были запущены 19 июля нынешнего года. Позже аппараты провели необычные маневры в космосе, которые могут свидетельствовать о том, что китайцы готовятся к созданию космического оружия против спутников. Один из спутников был оснащен выдвижным рычагом, способным наносить повреждения орбитальным спутникам.

13. Космические программы других стран

Нигерия до конца года выберет кандидатов в свои первые астронавты

10 августа 2013 г

Нигерия развивает свою космическую программу и объявила о намерении до конца 2013 года отобрать кандидатов в астронавты. Между тем в Великобритании, являющейся главным спонсором космических амбиций Нигерии, растет недовольство подобными расходами.

Великобритания выделяет миллионы фунтов стерлингов на помощь нигерийцам, живущим за чертой бедности, а их около 70 процентов населения 170-миллионной страны. Впрочем, властям Нигерии это не мешает соблюдать сроки принятого в 2006 году плана развития космической отрасли. Страна уже запустила в космос на российских, украинских и китайских ракетах несколько спутников. Планируется, что в 2018 году Нигерия создаст свой собственный спутник, целиком построенный в лабораториях на территории страны, в 2025 году - собственную ракету-носитель и собственный космодром, к 2028 году добьется коммерциализиации космической индустрии, а к 2030 году сама запустит спутник на Луну.

Однако еще до этого, ориентировочно, в 2015 году планируется, что в космосе побывает первый нигериец. Как заявил глава Национального агентства изучения и развития космоса Нигерии (NASRDA) Сейду Онайло Мохаммед, до 2013 года страна выберет кандидатов в астронавты, один из которых и полетит в космос в 2015 году.

В Иране разработали свой проект пилотируемого космического корабля

28 августа 2013 г

Иран объявил о завершении разработки проекта первого в истории страны пилотируемого космического корабля. Иранский космический корабль сможет совершать полеты вокруг Земли на низкой орбите в течение нескольких часов. Проект предусматривает, что корабль будет монтироваться из нескольких модулей, в одном из них будет находиться спускаемый аппарат для космонавтов - корабль сможет принять на борт до трех человек.

1.    Луна

"Чандраян" помог ученым найти воду в магматических породах на Луне

25 августа 2013 г.

Сегодня ученые уверены, что на Луне существует вода в виде льда или гидратированных минералов. Большие споры вызывают два ключевых вопроса — откуда взялась эта вода и где она прячется. Часть астрономов предполагает, что основным источником воды выступили кометы, тогда как другие приписывают эту роль солнечному ветру. В октябре 2012 года ученым удалось доказать, что большая часть воды на Луне появилась благодаря действию Солнца.

Рейчел Клима из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) и ее коллеги показали, что не вся вода на спутнике нашей планеты возникла из-за действия солнечного ветра, изучив данные, собранные зондом "Чандраян" за год его работы на орбите Луны.

Просматривая снимки и спектрограммы, авторы статьи обратили внимание на то, что химический состав пород в относительно молодом и небольшом кратере Буллиальда, расположенном внутри так называемого Моря Облаков, был крайне необычным. Так, гора в его центре состояла из редкой "версии" минерала норита, спектр которого включал в себя линии гидроксил-иона (-ОН).

Магматическое происхождение норита заставило планетологов усомниться в том, что эти ионы могли попасть в кратер вместе с солнечным ветром. Изучив концентрацию ионов на вершине горы в разное время лунных суток, ученые не обнаружили изменений в их концентрации, которые должны были бы наблюдаться из-за отсутствия солнечного ветра в кратере во время лунной ночи.

Как считают авторы статьи, данный факт позволяет говорить, что вода в этом кратере зародилась в недрах Луны и была "замурована" в породах во время юности Солнечной системы.

источник - http://ria.ru/science/20130825/958476499.html

2.    Марс

Вечная мерзлота может быть даже на экваторе Марса

6 августа 2013 г.

Результаты работы российского прибора ДАН на борту марсохода Curiosity указывают, что даже в экваториальных районах Марса на глубине несколько метров может быть вечная мерзлота.

Ранее он и его коллеги с помощью прибора ХЕНД на борту зонда "Марс-Одиссей" обнаружили, что у полюсов Марса и в средних широтах под слоем грунта есть толстый слой водяного льда — вечной мерзлоты. Теперь ученые впервые смогли сопоставить результаты наблюдений с орбиты и с наземного аппарата — марсохода Curiosity.

По орбитальным данным, должно быть 5-6% воды в веществе, а марсоход видит 1-3%. Возможно, что с орбиты мы видим воду на большей глубине. Может оказаться, что на этой глубине около пяти метров содержание воды может превышать 6-7%. Это может быть мерзлота, — сказал Игорь Митрофанов из ИКИ РАН.

источник - http://ria.ru/science/20130806/954561766.html

Названия двух российских городов появились на карте Марса

6 августа 2013 г.

Согласно традиции, небольшим кратерам на Марсе дают названия деревень, поселков или маленьких городов с населением менее 100 тысяч человек. Российские ученые предложили присвоить имя подмосковного города Реутов 18-километровому кратеру, расположенному внутри крупного кратера Птолемей. Имена в честь города Белёв (Тульская область) и станции Тюратам были предложены для кратеров диаметром 180 и 270 метров, между которыми расположено предполагаемое место посадки "Марса-3".

Международный астрономический союз утвердил эти названия, и 5 августа они появились в официальном каталоге.

источник - http://ria.ru/science/20130806/954611754.html

Причина возникновения двухслойных кратеров на Марсе

11 августа 2013

Впервые подобные кратеры были обнаружены еще в 1970х годах, во время миссии «Викинг». В работе аспирантов Университета Брауна: Дэвида Кутаема, Вайса и Джеймса В. Хэдома, говорится, что несколько слоев, которые присутствуют в некоторых марсианских кратерах, могли возникнуть во время извержения лавы, в то время как поверхность Красной планеты была покрыта толстым слоем льда.

Ледяной слой мог доходить до 10 метров. Новые данные говорят нам о том, что ранний климат на Марсе мог быть достаточно холодным. А в северном полушарии, толщина льда могла достигать и 50 метров.

На данный момент обнаружено более чем 600 таких кратеров.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4429

3.    Сатурн и его спутники

Сатурн оказался главным "дирижером" извержений вулканов Энцелада

1 августа 2013 г.

Приливные силы, возникающие в результате гравитационного взаимодействия Сатурна и его спутника Энцелада, оказались главным фактором, усиливающим или ослабляющим извержения ледяных вулканов на южном полюсе спутника.

В 2005 году зонд "Кассини", изучающий Сатурн и его спутники с июля 2004 года, обнаружил на Энцеладе струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космос из трещин вблизи южного полюса, так называемых "тигровых полос". Часть ученых полагает, что изменения в активности вулканов происходят в результате геологической активности в недрах спутника и приливных сил, порожденных притяжением Сатурна. Их конкуренты полагают, что только последние силы играют существенную роль в этом процессе.

Группа планетологов под руководством Мэтью Хедмана из Корнеллского университета в Итаке (США) подтвердила правоту сторонников второй теории. Оказалось, что процессы в недрах Энцелада играли минимальную роль в работе "тигровых полос", а приливные силы были главной причиной всех флуктуаций в интенсивности извержений. Так, при сближении с Сатурном "тигровые полосы" на Энцеладе выбрасывали в 4 раза меньше частичек льда и пара из-за их "сжатия" под действием приливных сил, а при удалении частота и сила выбросов достигала пика.

источник - http://ria.ru/science/20130801/953448231.html

Ледяная "шуба" Титана оказалась неожиданно жесткой и толстой

28 августа 2013 г.

Ледяная кора, покрывающая углеводородный океан под поверхностью Титана, оказалась неожиданно прочной и мощной, ее средняя толщина превышает 40 километров, что ставит под сомнение теории о высокой геологической активности в недрах Титана.

Группа планетологов под руководством Дуга Хэмингуэя из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США) раскрыла неожиданные детали устройства ледяной "корки", покрывающей этот океан, изучив данные, собранные "Кассини" во время пролетов мимо Титана.

Анализируя трехмерную карту топографии Титана, Хемингуэй и его коллеги заметили, что его поверхность усеяна негативными гравитационными аномалиями — участками местности, притяжение в которых заметно меньше "нормы". Оказалось, что кора Титана была необычно "толстой" — свыше 40 километров в среднем, крайне плотной и прочной, что отражается в небольшом разбросе ее максимальной и минимальной толщины. Данный факт, как утверждают планетологи, не позволяет говорить о высокой геологической активности в коре и океане Титана, как считали некоторые другие геологи.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959258998.html

4.    Уран и его спутники

Астрономы нашли первый троянский спутник Урана

29 августа 2013 г.

Майк Александерсен из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и его коллеги 17 месяцев наблюдали при помощи телескопа CFHT (Canada-France-Hawaii Telescope) за участком неба от Юпитера до Нептуна. В этой области обитают так называемые "кентавры" — небольшие небесные тела (размером от 250 до нескольких десятков километров), соединяющие в себе свойства комет и астероидов. Александерсен и его коллеги обнаружили на орбите Урана "кентавра" 2011 QF99 размером 60 километров в поперечнике.

источник - http://ria.ru/science/20130829/959542728.html

5.    Малые тела Солнечной системы

Колумбийские астрономы нашли "кладбище" комет в поясе астероидов

2 августа 2013 г.

Колумбийские астрономы обнаружили в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера "кладбище" комет — попадающие туда останки разрушенных "хвостатых чудищ" периодически оживают, превращаясь в кометы-"лазари", названные так в честь библейского героя, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Мы нашли целое кладбище комет. Представьте себе — все эти астероиды внутри пояса вращаются вокруг Солнца уже миллионы лет и не проявляют никаких признаков активности. Мы обнаружили, что часть из них является не мертвыми кусками материи, а "спящими" кометами, которые еще могут вернуться к жизни, если их солнечный "энергопаек" будет повышен на пару процентов", — заявил Игнацио Феррин из университета провинции Антиокия в городе Медельин.

источник - http://ria.ru/science/20130802/953974735.html

Астероид размером 70 метров разминулся с Землей

7 августа 2013 г.

Астероид, получивший обозначение 2013 PJ10, был обнаружен сотрудниками испанской обсерватории Ла Сагра в провинции Гранада. Ученые обнаружили быстро перемещающийся по небу объект 14-й звездной величины 4 августа.

Расчеты показали, что это небесное тело имеет размер от 31 до 70 метров — для сравнения, размер Челябинского метеороида до падения составлял около 18 метров. В 02.18 по Гринвичу 4 августа этот астероид пролетел на минимальном расстоянии от Земли — 371,4 тысячи километров, что составляет 0,96 среднего радиуса лунной орбиты.

источник - http://ria.ru/science/20130807/954829840.html

В НАСА создали модель орбит потенциально опасных для Земли астероидов

13 августа 2013

NASA создало модель, показывающую орбиту всех известных потенциально опасных астероидов, или ПГА. ПГА классифицируются как крупные астероиды не менее 140 метров в ширину, их орбиты находятся в пределах 7500000 километров от Земли. Агентству NASA было поручено отслеживать большинство из этих объектов, орбиты которых находятся близкого от нашей планеты.

Благодаря этой программе NASA мы знаем, что ни один из этих конкретных космических объектов не упадет на Землю в течение следующих 100 и более лет.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4442

6.    Солнце

На Солнце скоро произойдет переворот магнитного поля

06 августа 2013

Информация, которая приходит от обсерваторий NASA показывают то, что наше светило подходит к тому моменту, когда солнечное магнитное поле может перевернуться, то есть сможет поменять полярность на другую, противоположную. Данный феномен происходит лишь только тогда, когда Солнце оказывается на пике одиннадцатилетнего цикла солнечной активности.

Переполюсовка глобального магнитного поля Солнца пройдет незамеченной и для Земли, и для всей Солнечной системы. Речь идет о смене полярности не всего магнитного поля Солнца, а лишь одной из его компонент. В отличие от Земли, магнитное поле которой формируется в центре планеты, магнитные поля Солнца образуются, главным образом, у его поверхности. Одним из их проявлений являются, в частности, солнечные пятна. Вторая же компонента — глобальное поле — значительно слабее.

источник - http://ria.ru/science/20130806/954600206.html

7.    Экзопланеты

Телескоп "Кеплер" обнаружил планету со "вставшей на дыбы" орбитой

2 августа 2013 г.

Телескоп "Кеплер" обнаружил необычную экзопланету Kepler-63b, чья орбита оказалась наклонена почти на 90 градусов по отношению к экватору звезды, что подтверждает возможность существования планет с полярной орбитой.

Считается, что орбиты большинства планет не могут сильно отклоняться от плоскости экватора светила, так как это приводит к их дестабилизации и разрушению. Это подтверждается наблюдениями "Кеплера" и других телескопов. Тем не менее, теория предсказывает, что могут существовать и планеты с полярной орбитой, совпадающей с осью вращения звезды.

Проанализировав колебания в яркости звезды Kepler-63, ученые обнаружили рядом с ней необычную планету-"мини-нептун". По словам планетологов, массу данной планеты вычислить невозможно из-за активности звезды, однако она может превышать земную в 45-120 раз.

источник - http://ria.ru/science/20130802/953783734.html

Планетные системы других звёзд подчиняются правилу Тициуса-Боде

05 августа 2013

Более 200 лет назад было установлено, что расстояния между планетами Солнечной системы можно приблизительно описать математическим отношением, известным как «Правило Тициуса - Боде». Поскольку закон не полностью понимают, многие современные астрономы считают, что этот закон - не более, чем бессмысленное совпадение.

Тем не менее, астрономы Австралийского Национального Университета воспользовались новым данным полученным телескопом Kepler и выяснили, что планеты, которые движутся вокруг других звезд, подчиняются этому закону даже больше, чем планеты нашей Солнечной системы.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4388

Телескоп "Субару" получил снимки экзопланеты-"двойника" Юпитера

5 августа 2013 г.

Масаюки Куцухара из университета Токио и его коллеги установили новый рекорд по минимальным размерам планеты, получив снимки небольшой экзопланеты в созвездии Девы при помощи инструментов телескопа "Субару". Данная планета расположена относительно близко к Земле — она удалена от нас всего на 57 световых лет, и вращается вокруг молодой звезды GJ 504, которая по своей массе и спектральным характеристикам почти не отличается от Солнца.

Наблюдая за этим светилом в инфракрасном диапазоне, ученые заметили в его окрестностях относительно тусклую точку, невидимую в оптической части спектра, которая двигалась вокруг звезды примерно так же, как это должна делать планета. Затем ученые накопили несколько сотен снимков этой точки, чтобы удостовериться, что она действительно является планетой, а не далекой звездой на "фоне" GJ 504.

источник - http://ria.ru/science/20130805/954341438.html

Экзопланета - HD 189733b впервые зафиксирована в рентгеновском диапазоне

14 августа 2013

Горячая экзопланета размером чуть больше Юпитера, синего цвета, была впервые зафиксирована во время ее прохождения перед диском родительской звезды в рентгеновском диапазоне.

HD 189733b расположена в 63 световых годах от Земли. Экзопланета находится в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, что приводит к тому, что температура ее поверхности раскалена примерно до 1000 градусов Цельсия, а продолжительность ее оборота вокруг своей звезды, составляет всего 2,2 суток.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4445

Найдены экзомиры, где год проходит за три часа

15 августа 2013

13 экзомиров, открытых космическим телескопом "Кеплер" в экстремальной близости к своим звездам, еще не получили официального подтверждения и пока считаются кандидатами в планеты, но астрономы уже нам о них поведали массу интересных вещей. К примеру то, что на этих экзопланетах время летит настолько быстро, что один земной год равен всего 3,3-10 часам на этих планетах вне нашей Солнечной Системы.

Самое короткое расстояние от одной из таких экзопланет до ее родительской звезды составляет всего 1,39 млн км. Для сравнения – расстояние от Меркурия до Солнца более 56 млн км, а год на Меркурии равен 88 дням.

IAU изменило свою позицию по отношению к способу наименования экзопланет и лун

16 августа 2013

Международный астрономический союз опубликовал заявление от 14 августа 2013 года.

В нем говорится, что союз изменил свою официальную позицию в двух пунктах:

1. назначение популярных имен для многочисленных экзопланет

2. разрешить участвовать общественности в процессе присвоения названий для новых объектов.

Новые правила допускают возможность выбора имен для новооткрытых экзопланет путем интернет-голосования или сбора предложений от всех желающих — при условии согласия первооткрывателей и благозвучности названий.

источник - http://ria.ru/science/20130820/957428153.html

Блуждающие планеты могут рождаться без звёзд

21 августа 2013

В конце прошлого года астрономы обнаружили CFBDSIRJ2149, ближайшую свободно плавающую планету из известных нам. Она находится на расстоянии 100 световых лет и обладает массой от 4 до 7 юпитерианских. В видимом свете она отдает тусклым темно-красным цветом.

До сегодняшнего дня ученые предполагали, что эти планеты, которых, кстати, известно не так много, образовались в существующих планетарных системах. Просто случайно потеряли свой путь и отошли от родительской звезды (из-за массивного гравитационного события, например). Или потому, что материнская звезда просто погибла. Последние наблюдения за крошечными темными облаками под названием «глобулетты» показали, что свободно плавающие планеты способны рождаться самостоятельно. Вполне вероятно, скоро возникнет второй известный способ формирования планет, помимо теории аккреционного диска.

источник - http://hi-news.ru/space/bluzhdayushhie-planety-mogut-rozhdatsya-bez- zvezd.html

Ученые обнаружили покрытую лавой планету

21 августа 2013

Называется эта экзопланета Kepler-78b. Ученые говорят, что температура ее поверхности настолько высока, что на ней должны быть огромные океаны раскаленной лавы. Все это вызвано экстремальной близостью экзопланеты Kepler-78b к своей центральной звезде. Земной год на этой планете длится всего лишь 8.5 часов.

Экзопланета  имеет еще одно обозначение KIC 8435766 b. Температура одной из ее полушарий колеблется между 2300-3100К, в то время как температура другого ее полушария остается пока неизвестной. Масса этой планеты может составлять около 7 масс Земли. Эта планета была обнаружена в 2013 году.

8.    Развитие жизни

Экзопланеты вокруг красных карликов могут быть непригодны для жизни

28 августа 2013

Ученые из Института Caltech и Лаборатории Реактивного Движения совместными усилиями изучили экзопланеты, расположенные вокруг красных карликов и выяснили, что жизнь на таких планетах невозможна. Они исходят из того, что источником любой жизни может быть лишь вода. А поверхность красных карликов слишком сухая для возможности зарождения здесь жизни.

Ключевой элемент жизни был принесен на Землю с Марса

29 августа 2013 г.

Компонент, необходимый для возникновения жизни — оксид молибдена — был принесен с древнего Марса на Землю метеоритом, считает ученый, представивший результаты своего исследования на конференции Европейской геохимической ассоциации во Флоренции.

«Эта форма молибдена не могла быть на Земле во время появления жизни, поскольку три миллиарда лет назад на ней было очень мало кислорода, а вот на Марсе он был. Это еще одно подтверждение тому, что жизнь была принесена на Землю марсианским метеоритом, а не зародилась здесь», — пояснил автор исследования Стивен Беннер  из Фонда прикладной молекулярной эволюции в Гейнсвилле (США).

источник - http://ria.ru/science/20130829/959292793.html

9.    Звёздная и галактическая астрономия

Раскрыт секрет эволюции галактик

02 августа 2013

Благодаря двум инфракрасным космическим обсерваториям "Спитцер" и "WISE", которые были запущены и управляются NASA, астрономы смогли выяснить историю эволюции гигантских галактик нашей Вселенной.

По словам ученых, галактики, связанные между собой гравитационно и расположенные довольно близко друг к другу, создают огромные галактические структуры, называемые галактические кластеры. В таких кластерах  некоторые галактики приближаются так близко друг к другу, что сталкиваются и объединяются в единое целое.

Инфракрасные космические обсерватории "Спитцер" и "WISE" проследили за большим количеством таких галактик и выяснили, что приблизительно через пять миллиардов лет после своего рождения, они прекращают активно питаться и замедляют свой рост.

"Хаббл" помог астрономам разгадать тайну Магелланова потока

9 августа 2013 г.

Поток газа, пролегающий между Магеллановыми облаками, галактиками-спутниками Млечного Пути, образовался большей частью из вещества Малого Магелланова облака два миллиарда лет назад, а затем дополнился газом Большого Магелланова облака.

Интересно, что все остальные галактики-спутники Млечного пути лишились своего газа. Магеллановы облака смогли его удержать и все еще способны порождать новые звезды, потому что у них больше массы, чем у других спутников. Но по мере приближения к Млечному пути, его гравитация влияет на них все сильнее, к тому же они начинают соприкасаться с его галактическим гало и испытывать давление горячего газа. Этот процесс, вместе с гравитационным "перетягиванием каната" между самими Магеллановыми облаками, и приводит к образованию потока.

источник - http://ria.ru/science/20130810/955508209.html

Все известные типы галактик появились уже в юности Вселенной

15 августа 2013 г.

Все современные типы галактик появились во Вселенной достаточно рано, всего через 2,5 миллиарда лет после Большого взрыва, что свидетельствует в пользу одинаковых схем "эволюции" галактик и идентичности физических свойств мира сейчас и в далекой древности, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal.

Оказалось, что все современные типы спиральных, линзовидных и эллиптических галактик существовали уже 11,5 миллиарда лет назад. Учитывая крайне медленную скорость эволюции галактик, это означает, что последовательность Хаббла начала свою работу почти сразу после рождения первых галактик Вселенной.

источник - http://ria.ru/science/20130815/956569695.html

Обнаруженные радиовсплески могли исходить от столкновения нейтронных звезд

17 августа 2013

В прошлом месяце астрономы зафиксировали четыре весьма странных сигнала. Ими оказались быстрые радиовсплески, зафиксированные радиотелескопом. Потоки энергии, каждый из которых был зафиксирован только один раз и продолжался всего несколько тысячных долей секунды. Астрономы до сих пор озадачены их происхождением.

Отклонив первое лихорадочное предположение, Джоди Фостера о проверке сигналов от внеземной жизни, астрономы нашли более вероятный ответ.

Две нейтронные звезды могли столкнуться, но перед этим произвести быстрый всплеск радиоизлучения, который и был обнаружен при помощи определенного режима радиотелескопа.

источник - http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4466

"Песня" звезды помогла ученым вычислить притяжение у ее поверхности

21 августа 2013 г.

Микроколебания в яркости далеких светил, преобразованные в звуки "песни" звезды, помогли ученым вычислить силу их притяжения у поверхности, улучшив точность предсказаний в 2-3 раза.

Сила притяжения у поверхности звезды зависит от многих факторов — размеров и массы светила, плотности, а также процессов, протекающих в его недрах. Точное значение g для далекой звезды позволит вычислить ее температуру, химический состав и многие другие важные параметры светила, необходимые для оценки условий на планетах, вращающихся вокруг него.

Ключевой идеей здесь выступает взаимосвязь между тремя факторами — колебаниями в яркости светила, силой притяжения и характерной "зернистостью" его поверхности. Как объясняют ученые, поверхность звезды в большинстве случаев не однородна, а состоит из так называемых гранул, чьи размеры и время жизни зависят от силы притяжения.

источник - http://ria.ru/science/20130821/957773441.html

Астрономы из Бразилии нашли самого точного двойника Солнца

28 августа 2013 г.

Хорхе Мелендес из университета Сан-Пауло (Бразилия) и его коллеги при помощи телескопа VLT в Европейской южной обсерватории изучали две звезды, похожие на Солнце, — 18 Скорпиона возрастом 2,9 миллиардов лет и HIP 102152 в созвездии Козерога возрастом 8,2 миллиарда лет. В особенности, ученых интересовала старшая звезда, так как по ней можно судить, какое будущее ждет Солнце, в частности, что происходит с литием в звезде по мере ее старения.

Наблюдения Мелендеса и его коллег за "старшим" и "младшим" братьями Солнца показали, что звезды, подобные Солнцу, теряют литий с возрастом.

Наконец, исследование астрономов показало, что по своему химическому составу HIP 102152 немного отличается от других "близнецов" Солнца, но при этом является наиболее похожим на нашу звезду двойником. И в Солнце, и в HIP 102152 не хватает веществ, которые в изобилии есть в метеоритах и на Земле. Из этого ученые делают вывод, что вокруг HIP 102152 могут обращаться планеты, подобные Земле, на формирование которых и ушло вещество, которое иначе, в конце концов, попало бы на звезду, внеся свою лепту в ее состав.

источник - http://ria.ru/science/20130828/959258356.html

10. Космология

Возможно, Вселенная не расширяется, а набирает массу

16 августа 2013

Эту теорию выдвинул немецкий физик-теоретик и космолог Кристоф Веттерих из Гейдельбергского университета, предложив модель Вселенной, которая на самом деле не расширяется, а скорее набирает массу.

Одним из показателей, благодаря которому многие современные астрономы полагают, что Вселенная расширяется, является эффект гравитационного красного смещения. То есть когда изменяется частота (проще говоря, любых электромагнитных волн) испущенного неким отдельно взятым космическим источником света параллельно с отдалением этого источника от массивных объектов (вроде звезд или черных дыр). Другими словами, чем дальше отдаляется объект, тем длиннее становятся его волны, а частота этих волн наоборот уменьшается. При этом данный эффект переходит в красную часть видимого спектра — отсюда и его название.

Однако новая опубликованная Кристофом Веттерихом работа предлагает иное объяснение цветового явления. Объем света, испускаемый атомами, зависит от их массы. То есть чем тяжелее электроны, тем они активнее перемещаются в пространстве и сильнее испускают свет. Если общая масса Вселенной в прошлом была меньше, то свет, излучаемый атомами, был бы краснее, чем тот свет, который излучают те же самые атомы сейчас.

Ученый считает, что постепенному набору массы подвержена каждая частица Вселенной. А так как этот процесс набора массы для каждой частицы будет пропорциональным, то обнаружить его просто физически не представляется возможным, ведь в данном случае все изменения будут относительны друг друга.

источник - http://hi-news.ru/science/a-chto-esli-vselennaya-nikuda-ne-rasshiryaetsya-a-nabiraet-massu.html